Методические рекомендации по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних
методическая разработка

Киселева Юлия Эдуардовна
  1. Определение понятия. Формы асоциального поведения.

  2. Этапы формирования асоциального поведения.

  3. Факторы, влияющие на возникновение асоциального поведения. 4.Профилактическая работа.

  1. Учреждения, осуществляющие работу с детьми по профилактике асоциального поведения.

  2. Профилактические мероприятия в учебных заведениях.

  3. Важные аспекты профилактической работы.

  4. Основные направления деятельности педагогического коллектива.

  5. Алгоритм деятельности педагогических работников и других участников образовательной деятельности.

  6. Рекомендации.

  7. Практикум.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii.docx47.61 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних

                                   09/2025 Киселева Ю.Э,

Содержание

  1. Определение понятия. Формы асоциального поведения.
  2. Этапы формирования асоциального поведения.
  3. Факторы, влияющие на возникновение асоциального поведения.

4.Профилактическая работа.

  1. Учреждения, осуществляющие работу с детьми по профилактике асоциального поведения.
  2. Профилактические мероприятия в учебных заведениях.
  3. Важные аспекты профилактической работы.
  4. Основные направления деятельности педагогического коллектива.
  5. Алгоритм деятельности педагогических работников и других участников образовательной деятельности.
  6. Рекомендации.
  7. Практикум.
  1. Определение понятия. Формы асоциального поведения.

В условиях кризиса современного общества и изменения моральных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению, поэтому проблема профилактики асоциального поведения детей и подростков становится все более значимой.

Асоциальное поведение - поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний.

Как правило, подросток, характеризующийся асоциальным поведением, имеет определенные личностные особенности: несдержанность и агрессивность; склонность к межличностным конфликтам; упрямство; нежелание подчиняться общепринятым правилам поведения; трудности социальной адаптации.

Асоциальное поведение подростков может выражаться в следующих формах:

Девиантное поведение (отклоняющееся поведение)проявляется в форме агрессии, нежелании учиться, демонстрации своего негатива близкому окружению, оскорблениях, мелких кражах, вымогательстве, поджогах. Также такое поведение может сопровождаться уходами из дома, бродяжничеством и даже попыткой свести счеты с жизнью. Подростки могут уйти в запой, начать принимать наркотические средства, а также такое поведение проявляется в действиях сексуального характера (стремление к изнасилованию).

Аддиктивное поведение – такое поведение характеризуется бегством от существующих проблем, ухода «в свой мир». Это может сопровождаться бегством в тело (булимия, анорексия), бегством в работу (трудоголизм), бегством в фантазии (компьютерные игры), бегством в религию, секс, наркотики, суицидальные наклонности у подростка.

Чаще всего к асоциальному поведению подростков призывают сложившиеся вокруг него социальные факторы, например: трудности в общении со сверстниками, принадлежность к неформальным субкультурам, неуверенность в своей личности, низкая самооценка, неблагополучная семья, перенесенное насилие и т.д.

Статистически выведено психологами, что чаще всего такое поведение возникает у подростков в семьях которых:

  • имеются психические отклонения или другие заболевания, последствия после болезней;
  • пристрастия к наркомании, алкоголизму, асоциальному поведению в обществе;
  • во взаимоотношениях между родителями существует неуважение друг к другу, враждебность к детям, невнимание;
  • нехватка отцовского воспитания по отношению к подростку;
  • имеют авторитарный способ воспитания, или, наоборот, наблюдается чрезмерная опека над подростком.
  1. Этапы формирования асоциального поведения

  1. На первом этапе до асоциального поведения характеристика нарушения включает несогласие, непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных требований. Подлинно асоциальное поведение еще отсутствует. Личность воспринимает свое поведение как нормальное, соответствующее собственным социальным ценностям и установкам.

Причины отклонения кроются, прежде всего, в неправильном воспитательном воздействии.

Помощь здесь имеет два воспитательных аспекта: направлена на корректировку воспитательного воздействия либо на личность ребенка. Возможна помощь консультационных кабинетов при школах, ППМС центрах, центрах помощи семье и детям. При успешной работе прогноз может быть положительным. При отсутствии либо при неудачной помощи возможны два исхода: или личность сама справится с проблемами или нарушения в поведении углубятся.

  1. На втором этапе начало асоциального поведенияхарактеристика включает нарушение социальных требований, норм и проявления противозаконных действий (мелкие кражи, обман, хулиганство).

Причины отклонения кроются, в ближайшем окружении с выраженным асоциальным характером поведения.

Помощь здесь имеет два аспекта:

-если ближайшее окружение, имеет асоциальную систему норм и ценностей, то необходимо, чтобы помощь была направлена на это окружение (работа с семьей, малой группой);

  • коррекционная помощь ребенку, с целью формирования устойчивой системы норм и ценностей, соответствующих нормам и ценностям общества.
  • индивидуальная и групповая работа в школе и центрах внешкольной деятельности, работа с детскими объединениями.

В случае своевременного внимания и успешной помощи прогноз будет положительным. Иначе более вероятно углубление нарушений в поведении.

  1. На третьем этапечасто проявляющегося асоциального поведения характеристика включает рецидивы противозаконных действий, накопление опыта (кражи, насилие, грубое хулиганство), включение в группы с асоциальным характером поведения, восприятие своего поведения как нормальное.

Помощь должна носить характер интенсивной и комплексной коррекционно-воспитательной деятельности с целью разрушения социально-отрицательных и формирования социально- релевантных, диспозиций.

Санкции на этом этапе могут носить характер принудительного пребывания в специализированных воспитательных учреждениях открытого типа по решению суда, по предложению родителей, учителей, социальных работников с целью отрыва от вредного влияния

окружающей среды. На данном этапе минимальна вероятность, что личность сама справится с проблемами. Более вероятно формирование устойчивой готовности к асоциальному поведению и обогащению усвоенного асоциального опыта.

  1. На четвертом этапе- устойчивое асоциальное поведение, характеристика включает рецидив и утяжеление противозаконных действий, проявление опасных преступлений, включение в группы с выраженным асоциальным характером.

Помощь со стороны общества должна состоять в создании учебно-воспитательных заведений открытого типа и специализированной подготовки учителей и воспитателей для них. Весьма незначительна возможность успешного решения проблем, возможен отказ от преступных действий, но благоприятный результат затруднен обстоятельством, что процессы «навязывания ярлыка» уже устойчивы.

  1. На пятом этапе– устойчивое, особо опасное асоциальное поведение, характеристика включает устойчивые противозаконные действия и тяжелые преступления.

Санкции:принудительное пребывание в заведении закрытого типа. На данном этапе существует незначительная вероятность благо-приятного исхода, т. к. отчуждение личности от общества стабильное.

Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и образовательного учреждения Сотрудничество школы и семьи должно создавать комфортные, адекватные условия для развития школьников.

  1. Факторы, влияющие на возникновение асоциального поведения

  1. Низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам.
  2. Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные требования к себе.
  3. Трудности в общении со сверстниками на улице.
  4. Тревога и напряжение в общении по месту учебы.
  5. Стремление к получению новых ощущений, причем, как можно быстрее.
  6. Чрезмерная зависимость от друзей, стремление к подражанию приятелям.
  7. Непереносимость конфликтов, стремление к уходу в мир иллюзий.
  8. Навязчивые формы поведения; переедание, азартная и компьютерная игромания.
  9. Отклонения в поведении в связи с травмами, заболеваниями, мозговая патология.
  10. Посттравматический синдром; перенесенное насилие.
  11. Уходы из дома, принадлежность к неформальным объединениям.
  12. Отягощенная наследственность (алкоголизм, наркомания), явное неблагополучие в семье.

Социальные факторы асоциального поведения многочисленны, имеют разную степень воздействия и специфически группируются в каждом конкретном случае. Исследования показывают, что причины отклонения кроются чаще всего в семье, школе, группах непосредственного окружения.

  1. Профилактическая работа

Профилактика - это система мер, направленных на предупреждение возникновения явления.

Профилактика асоциального поведения – это своевременная деятельность, направленная на предотвращение возможных отклонений подростков.

Задачи профилактической работы оказание помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации выявление и пресечение случаев жестокого обращения с подростками обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних оказание помощи по предупреждению правонарушений профилактическая работа с семьями.

Типы профилактических мероприятий

  • предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;
  • устраняющие подобные обстоятельства;
  • контролирующие проводимую работу и ее эффективность.

Подходы

  • информационный (информирование подростков о правах и обязанностях, о требованиях к выполнению установленных социальных норм через СМИ, кино, литературу, произведения культуры, систему правового обучения);
  • социально-профилактический (выявление и устранение причин и условий возникновения негативных явлений);
  • медико-биологический (целенаправленные меры лечебно-профилактического характера);
  • социально-педагогический (восстановление и коррекция качеств личности подростка с девиантным поведением).
  1. Учреждения осуществляющие работу с детьми по профилактике асоциального поведения

  • подразделения органов внутренних дел
  • органы управления образованием
  • образовательные учреждения
  • органы опеки и попечительства
  • комиссия по делам несовершеннолетних специальные и специализированные учебно- воспитательные учреждения
  • органы социальной защиты
  • учреждения труда и занятости населения
  • учреждения по делам молодежи
  • учреждения культуры и физической культуры
  • учреждения здравоохранения
  • общественные объединения и ассоциации
  • учреждения дополнительного образования
  1. Профилактические мероприятия в учебных заведениях.

В Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее «Закон №120-ФЗ») понятие «Профилактика» определяется как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении.

Согласно Закону №120-ФЗ, в компетенцию образовательных учреждений входят следующие задачи:

  • оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
  • выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
  • выявление семей, находящихся в социально-опасном положении;
  • обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
  • осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на законопослушное поведение.

Следовательно, для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, необходимо, прежде всего, выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным, противоправным действиям детей и подростков, дают мотивацию асоциального поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия.

Поэтому, на образовательные учреждения, где с детьми и подростками на протяжении 8- 10 лет работают специалисты (педагоги-психологи, социальные педагоги, классные руководители), ложится ответственность за воспитание подрастающего поколения и принять необходимые меры для формирования здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения правонарушений среди учащихся и реабилитации подростков с асоциальным поведением.

  1. Важные аспекты профилактической работы.

  1. Повышение абсолютной успеваемости, являетсяважным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения.
  2. Недопущение пропусков занятий без уважительной причины является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
  3. Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
  4. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала. Исследования ученых показали, что современные дети испытывают:
  • потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни;
  • озабоченность перспективой, как своего здоровья, здоровья своих близких, своих будущих детей, так и здоровья всей России;
  • потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья.
  1. Создание волонтерских групп, с целью пропаганды здорового образа жизни. В беседах с детьми обращается внимание на такие проблемы, как:
  • преимущество жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков;
  • милосердие, доброта и здоровье;
  • природа и здоровье;
  • любовь и здоровье;
  • здоровье и успешная карьера;
  • мода и здоровье;
  • фигура и здоровье;
  • спорт и здоровье;
  • компьютерные игры и здоровье.
  1. Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения.

Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды.

  1. Профилактика наркомании и токсикомании. Необходимо планировать и проводить работу по ранней профилактике наркомании и токсикомании. Следует консолидировать усилия в этом направлении с органами милиции и здравоохранения, родительской общественностью.
  2. Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации. В образовательных учреждениях необходимо проводить работу по предупреждению вовлечения учащихся в экстремистски настроенные организации и группировки. К участию в массовых беспорядках, хулиганских проявлениях во время проведения спортивных мероприятий, распространению литературы, пропагандирующей межнациональную, межрелигиозную рознь, идеи фашизма все чаще стали привлекаться учащиеся старших классов.Активизировать работу среди учащихся по раскрытию сущности и деятельности экстремистских организаций и групп, религиозных сект.
  3. Выявление и оказание помощи учащимся и их семьям, находящихся в социально- опасномположении. Классные руководители, социальные педагоги знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном воспитании, работу рекомендуется проводить одновременно с родителями и детьми. Зачастую к такой работе следует привлекать школьного психолога, специалиста по социальной защите, иногда, при наличии признаков детской токсикомании и наркомании, психиатра-нарколога.

Наиболее трудной задачей является обучение родителей правильному        способу общения с «трудными детьми», учету особенности детей и анализу причины их поведения.

Важными направлениями в этой работе являются:

  • установление доверительных отношений между родителем и специалистом (классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог);
  • разъяснение родителям основ межчеловеческих отношений с целью понимания ими

причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная причина деструктивных переживаний может лежать глубже внешних проявлений. Поэтому за каждым негативным действием или случаями активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;

  • формирование у родителей правильного отношения к самооценке или чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании. Только в этих условиях формируется устойчивая личностная установка и ее активность;
  • установка, направленная на формировании у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.

Целесообразно начинать работу с родителями с обсуждения опыта и практики здоровой семьи, а не с отрицательных примеров асоциальной семьи, строить примерный психологический портрет

«Хорошего родителя».

Далее необходимо разъяснять, что дети, подвергающиеся насилию, злоупотреблению в осуждении их проступков, наказаниях, запретах, пренебрежению, отсутствию должного внимания к их потребностям представляют широкое разнообразие у них проблем и вариантов в

отставании в развитии, а в будущем возникают поведенческие расстройства, связанными с асоциальными личностями.

  1. Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших

направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы.

Закон №120-ФЗ определяет категорию лиц и основания для проведения индивидуальнойпрофилактической работы.Такая работа проводится в отношении следующих несовершеннолетних:

  • безнадзорных или беспризорных;
  • занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
  • употребляющих наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества без назначения врача;
  • совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания, либо совершивших его до достижения возраста с которого наступает такая ответственность;
  • освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта амнистии или в связи с изменением обстановки, либо в случаях, когда установлено, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем принудительных мер воспитательного воздействия;
  • не подлежащих уголовной ответственности в связи с не достижением возраста, с которого она наступает, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
  • обвиняемых или подозреваемых, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
  • условно-досрочно освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
  • освобожденных из учреждений уголовно-исправительной системы или вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
  • осужденных за совершение преступлений небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
  • осужденных условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Индивидуальная профилактическая работа может проводиться с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению или содержанию или отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Подготовка к этому решению связана со сбором информации, характеризующей особенности формирования личности ученика. Поскольку на формирование личности подростка, по мнению ученых- психологов, влияют наследственность, среда, воспитание и собственная деятельность, то информационный блок должен содержать сведения о ближнем окружении ребенка и его ведущей деятельности. В связи с этим обязательными компонентами информационного блока должны быть:

  • педагогическая диагностика и педагогический анализ проступка;
  • заключение школьного психолога, которое должно содержать проблемы формирования и развития психических функций, эмоционально-волевой и мотивационной сфер, особенности общения;
  • заключение медиков, определяющих особенности физического развития, желательно с дородового периода;
  • акт обследования жилищных условий;

Необходимо изучить и дать полную информацию о семье, которая может быть:

  • педагогически благополучной семьей (эмоциональная атмосфера семьи положительная, родители владеют культурой воспитания);
  • педагогически несостоятельной, отличающейся нарушением детско-родительских отношений (отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, низкая осведомленность об интересах и поведении ребенка вне школы);
  • конфликтной (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные ссоры, разногласия); \
  • асоциальной, имеющей антиобщественные установки и ориентиры (праздный образ жизни, алкоголизм, наркомания);
  • криминальной (родители имеют судимость, ведут аморальный образ жизни, склонны к правонарушениям, воспитанием детей не занимаются).

Необходимо отметить состав семьи, материальные условия жизни семьи, образовательный уровень родителей, род занятий, а также характер взаимоотношений родителей с ребенком: диктат, гиперопека, гипопротекция, попустительство или сотрудничество.

В информационный блок следует включить сведения о группе ребят, в которую входит подросток, его положение в этой группе, (лидер, предпочитаемый, принятый,

отвергаемый), его отношения в классном коллективе, с кем из класса наиболее близок, характер взаимного влияния. Поскольку педагогический диагноз должен быть симметричным, то есть включать в себя как определение доминанты отклонений от нормы, так и положительные черты личности, на которые можно опереться при коррекционной работе, то чрезвычайно важными являются сведения о направленности интересов ребенка, например:

  • проявляет интерес к деятельности: физический, умственный труд, творчество;
  • какие имеет увлечения, наклонности: художественные, информационно-технические, музыкальные, спортивные, общественно-политические и другие;
  • как проводит свободное время (предпочитает сидеть дома, много гуляет и т.д.);
  • каковы читательские интересы, какие любит фильмы, музыкальные группы, кому подражает, кто является идеалом для подражания.

Собранная информация анализируется на заседании психолого-педагогической комиссии (консилиума), с целью выявления характера асоциальных проявлений (эпизодически, систематически) и вида проступков: грубость, драки, прогулы, опоздания на уроки, нарушения дисциплины в классе, отказ от требований, поручений, не работает на уроках. Комиссия выносит заключение: сформировались ли проступки в асоциальное поведение, с устойчивым проявлением отклонений от социальных норм и дает рекомендации по проекту

индивидуальной воспитательно-образовательной программы.

На следующем этапе заключение комиссии (консилиума) рассматривается на расширенном заседании Совета профилактики, куда приглашаются родители, классный руководитель,

педагоги и председатель психолого-педагогического консилиума. Решение

Совета профилактики о постановке на внутришкольный контроль обучающегося, подписанное директором школы является основанием для провидения индивидуальной воспитательно- профилактической работы с учащимся.

  1. Основные направления деятельности педагогического коллектива.

  1. Информационно-консультативная деятельность:
  • проведение занятий для подростков по вопросам профилактики употребления наркотических веществ, культуры поведения в обществе; информирование о вреде вредных привычек на организм подростка;
  • психолого-педагогическая коррекционная работа с подростками, которая содействует компенсации девиаций их личностного развития и неадекватных форм поведения;
  • проведение психолого-педагогических обследований несовершеннолетних, изучение психологического состояния их здоровья, условий жизни и воспитания в семье, индивидуальные особенности развития, личностные качества, интересы;
  • проведение индивидуальных и групповых воспитательных мероприятий, занятий с несовершеннолетними, обращая особое внимание на развитие положительных наклонностей и интересов, устранение недостатков в поведении, жизненное и профессиональное самоопределение, усовершенствование взаимоотношений со взрослыми, ровесниками;
  • предоставление несовершеннолетним разносторонних квалифицированных (психологических, педагогических, медицинских, юридических) консультаций;
  • предоставление родителям (усыновителям) или опекунам, педагогическим работникам лицея рекомендаций относительно профилактики отклонений в интеллектуальном и психическом развитии учащихся; устранение ситуаций, которые приводят к травмированию психики, создание благоприятного микроклимата в семье, в групповом коллективе, в школе.

  1. Образовательно-методическая работа:

  • разработка информационных материалов, сценариев, презентаций по тематике профилактики употребления наркотических веществ и алкоголя подростками;
  • проведение информационной работы, создание банков данных;
  • организация и проведение выставок, конкурсов;
  • предоставление подросткам, родителям, педагогам необходимой информации специалистами, которые оказывают специализированную помощь, поддержку, организацию досуга.

  1. Алгоритм деятельности педагогических работников и других участников образовательной деятельности

Директор школы:

  • обеспечивает реализацию задач по превентивному воспитанию;
  • издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения, обязательные для всех участников коррекционно-профилактического и учебно-воспитательного процессов;
  • организовывает коррекционно-профилактический и учебно-воспитательный процессы; осуществляет контроль за их реализацией;
  • изучает особенности контингента учащихся, причины возникновения трудновоспитуемости, передовой опыт работы с этими учащимися определяет пути усовершенствования работы с ними и их семьями.

Заместитель директора по воспитательной работе:

  • совместно с педагогом-психологом и социальным педагогом планирует работу с трудновоспитуемыми, семьями, которые оказались в тяжелых жизненных условиях;
  • координирует и согласовывает план школы по профилактической работе с планами работы классных руководителей.

Педагог-психолог:

  • планирует работу;
  • готовит раздаточный материал для психологического обследования;
  • проводит диагностическое обследование;
  • составляет аналитические справки по результатам проведенного диагностического обследования;
  • составляет рекомендации по результатам проведенного обследования:
  • осуществляет консультирование;
  • организует и проводит психологическую профилактику и коррекцию отклонений в поведении учащихся;
  • осуществляет просвещение через сайт учреждения (статьи, памятки, рекомендации, буклеты)
  • принимает участие в организации мероприятий школы;
  • принимает участие в работе городского профессионального объединения педагогов- психологов;
  • оформляет рабочую документацию в соответствии с едиными требованиями.

Социальный педагог:

  • планирует работу;
  • готовит раздаточный материал для социально-педагогического анкетирования;
  • проводит социально-педагогическое анкетирование;
  • собирает информацию, характеризующую особенности формирования личности ученика, сведения о группе ребят, в которую входит обучающийся, его положение в этой группе,

его отношения в классном коллективе, с кем из класса наиболее близок, характер взаимного влияния;

  • составляет рекомендации по результатам социально-педагогического анкетирования;
  • составляет акт обследования жилищных условий, отмечает состав семьи, образовательный уровень родителей, род занятий, а также характер взаимоотношений родителей с ребенком;
  • участвует в заседании Совета профилактики;

-организует и проводит социально-педагогическую консультирование, профилактику и коррекцию отклонений в поведении обучающихся;

  • осуществляет просвещение через сайт учреждения (статьи, памятки, рекомендации, буклеты);
  • принимает участие в организации мероприятий школы;
  • принимает участие в работе городского профессионального объединения социальных педагогов;
  • оформляет рабочую документацию в соответствии с едиными требованиями,
  • привлекает к участию в мероприятиях обучающихся требующих особого участия со стороны взрослых.

Нарколог (приглашенный):

  • проводит лекции для учащихся и родителей о последствиях употребления ПАВ;
  • разрабатывает совместно с другими специалистами буклеты профилактической направленности;
  • предоставляет консультационные услуги педагогам и администрации школы по вопросам, относящимся к его компетенции.

Классные руководители:

  • выявляют и изучают интересы, способности, наклонности трудновоспитуемых учащихся;
  • привлекают учащихся к работе в кружках, секциях, клубах, обществах за интересами;
  • организовывают и проводят совместно с учащимися и их родителями внеурочные мероприятия соответствующей направленности, учитывая все рекомендации психолога;
  • занимаются самообразованием, наставничеством, разрабатывают сценарии;
  • ведут наблюдения над учащимися «группы риска», сотрудничают с их родителями;
  • посещают учащихся на дому, при необходимости.

Учитель предметник предоставляет индивидуальную помощь в деятельности ликвидации пробелов в знаниях.

Орган ученического самоуправления - Совет лидеров - привлекает к разным видам общественно полезной деятельности, предоставляет им шефскую помощь.

Родительский комитет сотрудничает с педагогическим коллективом в организации педагогического всеобуча родителей, заслушивает на своих заседаниях трудновоспитуемых и их родителей.

Библиотекарь планирует развитие читательских интересов трудновоспитуемых. Медицинская сестра дает педагогам сведения о состоянии здоровья, предупреждает о нервно- психических отклонениях у несовершеннолетних.

Если учебно-воспитательный процесс и взаимоотношения взрослых, учителей, родителей, воспитателей с подростком будут строиться с учетом возрастных психофизиологических закономерностей, тех сложных процессов и изменений, которые переживает подросток, то кризисные явления подросткового возраста вполне могут быть успешно преодолены.

Основная идея комплексной профилактической работы – найти «ключик» к пониманию

«трудного» ребёнка. Тот «ключик», который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребёнок захотел бы изменить своё поведение.

Только системной работой и при соблюдении единства всех участников воспитательного процесса (педагог, психолог, социальный педагог, родитель, врач, общественность и др.) возможны устойчивые результаты в коррекции асоциального поведения.

Необходимо помнить правило «Трёх «П» - Понять! Принять! Помочь!

«Понять!»- структура классных часов, бесед; наблюдение, анкетирование, тестирование, интерактивные игры и др.

«Принять!»- выстраивание индивидуальной воспитательной стратегии «Что делать?»; определение тактики «Как делать?», т.е. правильно выстроить взаимоотношения учитель-ученик, родитель-ученик, ученик-ученик; рефлексия взрослыми своего отношения к «трудному» ребёнку, принятие ребёнка таким, каким он есть.

«Помочь!»- применение воспитательных воздействий к «трудному» ребёнку (имеет результат только при успешной реализации первых двух).

10 Рекомендации.

Рекомендации по установлению доверительных отношений с подростками

  1. Внимательно выслушайте подростка.

Стремитесь к тому, чтобы подросток понял, что вы можете понять и принять его. Не перебивай и не показывай своего страха. Относитесь к нему серьезно, с уважением.

  1. Предложите свою поддержку и помощь. Постарайтесь убедить, что данное состояние (проблемы) временные и быстро пройдут. Проявите сочувствие и покажите, что вы разделяете и понимаете его чувство.
  2. Поинтересуйтесь, что более всего в данное время беспокоит подростка.
  3. Уверенно общайтесь с подростком. Именно это поможет ему поверить в собственные силы. Главное правило в работе с детьми - не навредить.
  4. Используйте слова - предложение, которые будут оказывать содействие становлению контакта: понимаю, конечно, ощущаю, хочу помочь.
  5. В разговоре с подростком дайте понять ему, что он необходимый и другим, и уникальный как личность. Каждый человек, независимо от возраста, хочет иметь положительную оценку своей деятельности.
  6. Недооценка худшая, чем переоценка. Настраивайте подростка на высокую самооценку. Умейте слушать, доверять и вызывать доверие у него.
  7. Обращайтесь за помощью, консультацией к специалисту, если что-то насторожило вас в поведении подростка.

Рекомендации педагога-психолога

  • Любому родителю неприятно слышать плохое о своих детях. Если хотите найти в родителях союзника, научитесь не только жаловаться, но и хвалить их ребенка, умейте видеть в каждом трудновоспитуемом, "испорченном" подростке хорошие стороны.
  • Откажитесь от намерений ради красного словца или поучительного примера предавать огласке различные негативные стороны семейного воспитания. Примеры типичных педагогических ошибок в семье должны быть всегда анонимными, без адреса.
  • Нельзя относиться к "трудным, с позиции силы или страха, это только оттолкнет подростка от Вас, создаст непреодолимую стену отчуждения. Напротив, научитесь сами и научите каждого трудновоспитуемого видеть радостные перспективы будущей жизни (получение любимой профессии, создание своей семьи, завоевание авторитета окружающих и т.д.).
  • Никогда не злоупотребляйте доверием подростка. Даже самая незначительная, на Ваш взгляд, тайна, доверенная Вам, либо доверительный разговор должны остаться между вами. Иначе Вам никогда не стать в глазах Ваших подопечных человеком, достойным доверия и уважения.
  • Никогда не ставьте окончательный и безнадежный диагноз: "Такой-то неисправим, он кончит в тюрьме". Знайте, если это предсказание сбудется. Вы внесли сюда свою лепту преждевременным заключением.
  • Помните, любая деятельность сопряжена с сопротивлением материала. Ваш "материал", особенно трудно поддается обработке. Не готовьтесь к легким успехам, не теряйте самообладания и выдержки, когда оказывают сопротивление Вашим педагогическим усилиям. Для того чтобы зерна добра проросли, нужно время.
  • Проявляйте заботу о своем хорошем настроении, эмоциональном тонусе, привлекательном внешнем виде. Научитесь отдыхать, снимать напряжение рабочего дня, видеть прекрасное, ценить дружбу. Помните, чтобы воспитывать других, надо самому быть гармоничным, счастливым человеком.

Рекомендации классному руководителю

  • Наблюдения за трудновоспитуемыми детьми.
  • Систематическое отслеживание посещаемости занятий трудновоспитуемыми учениками. - Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
  • Совместно с учителями-предметниками систематически держать на контроле вопрос успеваемости. Строго следить за выставлением оценок в дневник.
  • Иметь тесную связь с тренерами, руководителями кружков, тем

самым контролировать занятость трудновоспитуемого в свободное время.

  • Каждую четверть заслушивать трудновоспитуемых на классных собраниях. При необходимости приглашать на Совет профилактики школы.
  • Установить шефство за трудновоспитуемым учеником.
  • Вовлекать трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, привлекать к участию в различных формах КТД, использовать общественные поручения.
  • Обучать трудновоспитуемых детей методам самовоспитания.
  • Нейтрализовать вредное влияние родителей, стараться нормализовать семейную обстановку. Индивидуально работать с неблагополучными семьями.
  • Привлекать родительскую общественность для перевоспитания ребенка.
  • Поддерживать тесную связь с детской комнатой милиции. Организовывать встречи с работниками ОДН.
  • Проводить профилактические классные часы и коррекционно – развивающие занятия (тренинги, игры).

Психологические аспекты

  • Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных примерах.
  • В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно и уступить.
  • Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящее поправки в услышанное.
  • Старайтесь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились с вами своими неприятностями.
  • Не ставьте на ребенке крест.
  • Не загоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.
  • Беседу всегда начинайте с дружеского тона.
  • Диалог с трудновоспитуемым ребенком начинайте с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
  • В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных.
  • Умейте смотреть на вещи глазами ребенка.
  1. Практикум

Тестирование классных руководителей

Предлагаю выполнить тест, который каждому из нас определить эффективность воспитательно-профилактической работы в классе.Отвечать «да» или «нет»

  1. Веду наблюдения за трудновоспитуемыми детьми, фиксируя результаты в индивидуальном дневнике наблюдений.
  2. Ежедневно слежу за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми учениками.

  1. Ставлю в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.

  1. Совместно с учителями-предметниками постоянно держу на контроле вопрос успеваемости.

  1. Строго слежу за выставлением оценок в дневник.

  1. Имею тесную связь с тренерами, руководителями кружков, контролирую занятость трудновоспитуемого в свободное время.
  2. Ежедневно уделяю внимание трудновоспитуемому.

  1. Каждую четверть заслушиваю трудновоспитуемых на классных собраниях. При необходимости приглашаю на Совет профилактики школы.
  2. Не использую нравоучений. Не подчеркиваю проступки, воспитываю на положительных примерах.
  3. Вовлекаю трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, использую общественные поручения.
  4. Обучаю детей методам самовоспитания.

  1. Нейтрализую вредное влияние родителей, стараюсь нормализовать семейную обстановку.

  1. Привлекаю родительскую общественность для перевоспитания трудновоспитуемых детей.

  1. Поддерживаю тесную связь с детской комнатой милиции.

  1. В конфликтных ситуациях не стараюсь одержать победу любой ценой, считаю, что иногда можно и уступить.
  1. Действую только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушиваю все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказываю мнение, вносящее поправки в услышанное.
  2. Стараюсь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились со мной своими неприятностями.
  3. Не ставлю на ребенке крест.

  1. Не загоняю ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.
  2. Беседу всегда начинаю с дружеского тона.

  1. Диалог начинаю с тех вопросов, мнения по которым совпадают.

  1. В процессе общения инициативу держу в своих руках, стараюсь диалог вести на равных.

  1. Умею смотреть на вещи глазами подростка.

  1. Общаясь с подростком, стараюсь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.

Подведение результатов:

От 20 до 24 «да». Вы на правильном пути. Работайте в том же направлении и ваш ученик обязательно исправится.

От 15 до 19 «да». К сожалению, вы еще не достаточно освоили методы и приемы работы с трудновоспитуемыми детьми, необходимо самосовершенствоваться и самообразовываться.

Менее 15 «да». Необходимо срочно пересмотреть свои взгляды на воспитание детей, иначе вас ждет педагогический провал.

Педагогические ситуации. Трудности в общении с ребенком и пути их устранения.

Психологи выявили четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей. а) Привлечь к себе внимание.

Если ребенок не получает нужного количества внимания, то он находит способ его получить: непослушание. Учителя то и дело отрываются от своих дел, делают замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание непослушанием все–таки получено, лучше уж такое, чем никакого.

б) Показать, что имеет власть над другими.

Детям особенно трудно, когда взрослые общаются с ними, в основном, в форме замечаний, указаний. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством. Смысл такого поведения – отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность.

в) Отплатить, отомстить, взять реванш.

Дети часто обижаются на взрослых за несправедливое наказание, любимчиков… В глубине души ребенок переживает, а на поверхности – протесты, непослушаемость, неуспеваемость. Смысл плохого поведения: «Вы сделали мне плохо, пусть вам тожебудет плохо».

г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Ребенок потерял веру в собственные силы, накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, у него складывается низкая самооценка. Он может прийти к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится. Пусть я буду плохим».

Анализ ситуаций

Ситуация 1: Ребенок шумит, встревает в разговор взрослых, не слушается. Взрослые обращают внимание на негативное поведение ребенка, раздражаются, делают ему строгое замечание.

Задание:

Как вы думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?

Выберите цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением: а) Привлечь к себе внимание.

б) Показать, что имеет власть над другими в) Отплатить, отомстить, взять реванш.

г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность. Как бы вы поступили в этом случае?

Ответ: Прекращает на время, затем снова начинает. Цель: привлечь к себе внимание.

Рекомендации:

  • Игнорировать.

  • Обращать внимание, когда ведет себя хорошо.

  • Задать вопрос: Может быть, ты хочешь, чтобы я обратила на тебя внимание?

  • Оказывать ребенку положительное внимание. Придумать совместные занятия, игры, прогулки.

Ситуация 2: Ребенок отказывается делать то, что от него хотят. Взрослые пытаются использовать свою власть, чтобы его заставить, начинают сердиться.

Задание:

Как вы думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?

Выберите цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением: а) Привлечь к себе внимание.

б) Показать, что имеет власть над другими в) Отплатить, отомстить, взять реванш.

г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность. Как бы вы поступили в этом случае?

Ответ: упрямится или усиливает неповиновение. Цель: показать, что имеет власть над другими

Рекомендации

Избегать борьбы за власть, уменьшить свою включенность в дела ребенка, избавить ребенка от излишнего диктата и давления. Для него важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач.

Ситуация 3: Ребенок вредит или портит вещи, может оскорбить. Взрослые считают ребенка подлым и злым, выражают свой гнев и обиду.

Задание:

Как вы думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?

Выберите цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением: а) Привлечь к себе внимание.

б) Показать, что имеет власть над другими в) Отплатить, отомстить, взять реванш.

г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность. Как бы вы поступили в этом случае?

Ответ: Чувствует себя оскорбленным, стремится отплатить еще и за это. Цель: отплатить, отомстить, взять реванш.

Рекомендации

Не показывать свой гнев и обиду, выявить причину мести ребенка и попытаться наладить с ним доверительные отношения.

Ситуация 4: Ребенок не способен научиться самостоятельным навыкам, требует помощи. Взрослые соглашаются с тем, что ребенок ни на что не способен.

Задание:

Как вы думаете, какова реакция ребенка на данную реакцию взрослых?

Выберите цель, которую неосознанно преследует ребенок своим плохим поведением: а) Привлечь к себе внимание.

б) Показать, что имеет власть над другими в) Отплатить, отомстить, взять реванш.

г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность. Как бы вы поступили в этом случае?

Ответ: ребенок остается беспомощным. Цель: продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

Рекомендации:

Поверить в способности и возможности ребенка, дать ему понять, что в него верят. Найти доступный для ребенка уровень задач, организовать с ним совместную деятельность. При этом ребенка нельзя критиковать. Ищите любой повод, чтобы его похвалить, отмечайте любой, даже самый незначительный успех. Постарайтесь подстраховать его, избавить от крупных провалов.

При выполнении заданий главные усилия нужно направить на то, чтобы переключить свои отрицательные эмоции (гнев, обиду, отчаяние) на конструктивные действия, перейти к позиции помощи.

Материал подготовил Зам. Директора МУ «ЦППМСП» Вахтина Л.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация ранней профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в образовательном учреждении

данная статья была представлена на Поволжской научно-практической конференции "Образование и психологическое здоровье"...

Внеклассное мероприятие по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних «Наркомания – бич нашего времени».

Внеклассное  мероприятие по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних «Наркомания – бич нашего времени».Цель:    1. Помочь детям определить составляющие счастливой сем...

Внеклассное мероприятие по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних «Наркомания – бич нашего времени».

Внеклассное  мероприятие по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних «Наркомания – бич нашего времени».Цель:    1. Помочь детям определить составляющие счастливой сем...

Проект по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних "Учись у ровесника"

Проект по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних "Учись у ровесника"...

Методические рекомендации по профилактике деструктивного поведения несовершеннолетних с учетом этнопсихологических особенностей

Что такое деструктивное поведение? Деструктивное поведение в психологии рассматривается как дезадаптивно направленный процесс взаимодействия личности со средой, характеризующийся отклоняющи...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по профилактике деструктивного поведения среди несовершеннолетних в системе образования Иркутской области, в том числе по итогам социально- психологического тестирования обучающихся образовательных организаций

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо профилактике деструктивного поведения среди несовершеннолетних в системе образования Иркутской области, в том числе по итогам социально- психологического тестирования обуча...