Рабочая программа по профилактике травли (буллинга) среди несовершеннолетних на 2023– 2024 учебный год.
рабочая программа

Дели Галина Ивановна

Актуальная тема современного общества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_profilaktiki_bullinga_23-24.docx51.16 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

Педагогическим советом ГБОУ школы № 598

Приморского района Санкт-Петербурга

Протокол № __ от  «__»__________2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директором ГБОУ школы №598

Приморского района Санкт-Петербурга

         

 Приказ  от 01.09.2023 г. №____-а

Рабочая программа

по профилактике травли (буллинга) среди

несовершеннолетних на 2023– 2024 учебный год.

Составитель:

Социальный педагог

Дели Галина Ивановна

2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность проблемы

Травля детей сверстниками («буллинг») – одна из наиболее распространенных проблем в образовательных организациях и детских коллективах, которая существенно увеличивает риск суицида среди подростков, приводит к эскалации агрессии и насилия в группе и в учреждении, снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам.

В настоящее время проблеме исследования и профилактике буллинга уделяется большое внимание. И потому вопрос предупреждения ситуаций насилия в системе образования очень актуален, как во всем мире, так и в России. По данным ООН насилию в образовательной организации подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель ежегодно растет. В России ежегодно в среднем до 30% молодых людей в возрасте от 14 до 24 лет подвергаются насилию в той или иной форме. В группу повышенного риска по частоте буллинга попадают дети 11 -12 лет: 28% детей этого возраста, по меньшей мере, один раз подвергались обидам и унижениям за последние 12 месяцев. Обращает на себя внимание тот факт, что в России субъектов буллинга (обидчиков) в 2 раза больше, чем в среднем по европейским странам. Примерно пятая часть всех случаев насилия в отношении подростков и молодых людей совершается в системе образования.

В связи со сложившейся ситуацией на образовательные организации ложится ответственность за проработку и устранения проблемы буллинга. Это позволит сохранить психологическое здоровье учащихся и создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Данные мероприятия гарантируют охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.

В современных условиях педагоги и психологи все чаще обращаются к вопросам толерантности и противостояния агрессии. Особенную актуальность эти вопросы приобретают в подростковом возрасте в силу его изначальной кризисности, отсутствия стабильности и чувства защищенности. Крайне актуальным становится вопрос о психологической безопасности образовательной среды и профилактики негативных явления.

Англоязычное слово «буллинг» (bullying) становится в последнее время общепринятым для обозначения школьной травли и обозначает травлю, повторяющуюся агрессию по отношению к определенному субъекту, включающую в себя принуждение и запугивание. Однако это явление имеет много «лиц». Так, моббинг, буллинг, хейзинг, кибермоббинг и кибербуллинг – англоязычные названия разновидностей этого опасного явления. И для того, чтобы определить направления профилактической

работы, субъекты воздействия, необходимо дифференцировать вышеуказанные понятия.

Моббинг (англ. mob – толпа) это форма психологического насилия в виде массовой травли человека в коллективе.

Школьный моббинг – это разновидность эмоционального насилия в школе, когда класс или большая часть класса ополчается на кого-то одного и начинает его травить с какой-либо целью. Тех, кто травит, называют мобберами, а тех, кого травят, — «жертвами».

Моббинг – это своего рода «психологический террор», включающий систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одних людей, направленное против других, в основном одного человека. Например, моббинг против «новичка».

Формы моббинга: насмешки над физическими недостатками, изоляция, отвержение, подразнивание, толкание, высмеивание одежды и т.д.

Буллинг (англ. bullying, от bully — хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) — это систематическое, регулярно повторяющееся насилие, травля со стороны одного школьника или группы школьников в отношении отдельного школьника, который не может себя защитить.

Буллинг – это психологический террор. Он всегда преследует цель — затравить жертву, вызвать у нее страх, деморализовать, унизить, подчинить. Обидчики дают ребенку неприятные прозвища, обзывают, бойкотируют, угрожают, отбирают личные вещи или намеренно портят их, бьют или пинают, заставляют делать неприглядные и оскорбляющие достоинство действия, распространяют лживые сведения, сплетни и слухи, исключают ребенка из круга общения, совместных занятий, игр, игнорируют и т.д. Обидчики — булли — чрезвычайно изобретательны.

Обидчиками могут быть и девочки-подростки, ибо буллинге зависит от пола, роста, национальности или предпочтений. Он просто есть и все, как элемент школьной жизни. Повод может быть самым разным. Поэтому пострадать от буллинга может любой ученик. При этом зачастую могут даже отсутствовать какие-либо конкретные основания для агрессии. Объектом буллинга чаще всего выбирают тех, кто отличается от других детей и не может себя защитить.

По сути моббинг и буллинг схожие понятия — это травля. В то же время буллинг отличается от моббинга тем, что в роли преследователя выступает не весь класс, а конкретный ученик или группа учеников, которые имеют авторитет.

Хейзинг (англ. hazing) — неформальные ритуальные насильственные обряды, исполняемые при вступлении в определенную группу, и для дальнейшего поддержания иерархии в этой группе. В большей степени хейзинг характерен для закрытых (военизированных, спортивных, интернатных, и др.) учреждений.

Хейзинг – это неуставные отношения в коллективе, например, известная у нас «дедовщина».

Хейзинг встречается и в обычных образовательных учреждениях, особенно, если при них есть общежития. Новичкам одноклассники или учащиеся более старших классов (курсов) навязывают унижающие достоинство различные действия, например, публично пройтись раздетым, вымыть пол в туалете зубной щеткой и т.д.

В последнее время к формам психологического давления, присущего традиционной травле, добавились возможности всемирной паутины — кибермоббинг и кибербуллинг.

Кибермоббинг и кибербуллинг – интернет-травля — это намеренные оскорбления, угрозы, сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации: компьютеров, мобильных телефонов, электронной почты, Интернета, социальных сетей, блогов, чатов и т.д.

Интернет-травля может осуществляться также через показ и отправление резких, грубых или жестоких текстовых сообщений, передразнивание жертвы в режиме онлайн, размещение в открытом доступе личной информации, фото или видео с целью причинения вреда или смущения жертвы; создание фальшивой учетной записи в социальных сетях, электронной почты, веб-страницы для преследования и издевательств над другими от имени жертвы и т.д.

Интернет-травля отличается от других видов насилия тем, что позволяет обидчику сохранить анонимность и вероятность быть непойманным.

Наиболее часто употребляемым в настоящее время понятием, обозначающим все указанные явления, выступает «буллинг». И сегодня буллинг – это социальное явление, без которого не строится ни один детский коллектив. В любом классе, группе есть лидер, «середнячки» и «слабое звено» – тот, кто становится объектом насмешек. Если ребенок по каким-то причинам выпадает из общей массы, рядом обязательно найдется тот, кто захочет самоутвердиться за его счет. В детском коллективе буллинг зачастую является результатом незанятости детей.

Предпосылками буллинга являются:

  • зависть, желание унизить жертву ради удовлетворения своих амбиций, для развлечения, самоутверждения;
  • желание подчинить, контролировать кого-то;
  • виктимность жертвы (особенности личности и поведения индивида, навлекающие на него агрессию со стороны других людей, такие как покорность, внушаемость, неумение постоять за себя, неосторожность,

доверчивость, легкомыслие, недифференцированная общительность, а также психические расстройства).

Последствия буллинга могут быть различными: от не успешности в учебной деятельности и в жизни до самоубийства жертвы.

Кроме того, буллинг зачастую это скрытый процесс и для его предотвращения, разрешения конфликта и устранения последствий необходимо слаженное взаимодействие окружения ребенка и всех вовлеченных в образовательную деятельность лиц.

Цель, задачи, методы, направления работы.

Цель программы:

  1. формирование в образовательном процессе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к обучающимся;
  2. повышение информированности обучающихся о возможных рисках и опасностях;
  3. повышение ответственности родителей за действия, направленные против детей;
  4. воспитание у обучающихся уважения к правам человека, личности, как к неповторимой сущности человека;
  5. формирование у обучающихся адекватных представлений о правах человека и правилах поведения у опасных ситуациях.

Программа предусматривает решение следующих задач:

  1. профилактика всех форм насилия над учащимися дома, в образовательной организации, в общественных местах;
  2. организация совместной работы с родителями по повышению их уровня образованности и компетентности в различных трудных жизненных ситуациях;
  3. сотрудничество с правоохранительными органами, органами здравоохранения, социальной защиты и т.п.

Основные группы методов профилактики:

  1. методы, ориентированные на конкретных детей и подростков;
  2. методы, ориентированные на семейные отношения;
  3. методы, ориентированные на ближайшее окружение ребѐнка

(микросоциум).

Направления работы:

  1. Направления работы на уровне ОУ:
  • диагностика психоэмоциональной среды ОУ и мотивационно- образовательная работа с администрацией;
  • программы формирования благоприятного психологического климата ОУ
  • мероприятия, направленные на сплочение образовательного сообщества
  1. Направления работы с педагогическим коллективом и родителями:
  • консультативно-образовательная работа с педагогическим составом и родителями;
  • программы повышение психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов)
  1. Направления работы с учащимися
  • консультативно-коррекционная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению;
  • информационно-просветительская работа с коллективом учащихся
  • повышение уровня коммуникативной культуры учащихся
  • профилактика и коррекция отклонений в эмоциональной сфере подростков;
  • профилактика асоциального поведения школьников
  • развитие навыков стрессоустойчивости, конструктивного поведения в конфликте и уверенного поведения, навыков саморегуляции.

Мероприятия должны осуществляться на трех уровнях: образовательной организации, группы и индивидуальном.

Психолого-педагогические аспекты профилактики буллинга.

Для определения ситуации буллинга и его последствий необходимо собрать информацию и провести клинико-психологическое обследования. Опрашиваются пострадавший, возможные участники издевательств над жертвой и свидетели. Тщательным образом проводится анализ полученной информации. В результате анализа проясняются следующие аспекты:

тип агрессора:

  • Нигилист – чаще мальчик, чем девочка. Это логик по типу мышления. Патологическая безэмоциональность – его отличительная черта. Слышит только себя и считается только с собственным мнением. Придумывает для других язвительные и унизительные прозвища
  • Компенсатор – недостаток знаний и способностей к учению восполняет проявлением власти, ложью, грубостью. Любит измываться над слабыми и беззащитными. Нанесенные ему обиды помнит долго, всегда пытается взять реванш. Единственная возможность борьбы с таким буллером – завоевать поддержку коллектива. Как только он понимает, что жертву поддерживают другие, накал его агрессии снижается.
  • Комбинатор – жестокий подросток с развитым интеллектом. Ему нравится манипулировать другими, цинично сталкивая одноклассников между собой,

оставаясь при этом в стороне. Искреннее общение с таким буллером в любой момент может обернуться внезапным и очень болезненным ударом.

  • реальность буллинга;
  • его длительность;
  • характер (физический, психологический, смешанный);
  • основные проявления;
  • участники (инициаторы и исполнители);
  • их мотивация;
  • свидетели и их отношение к происходящему;
  • поведение жертвы (пострадавшего);
  • динамика происходящего;
  • прочие важные для диагностики обстоятельства.

Первичная профилактика реализуется по 3 направлениям:

  1. Создание условий недопущения буллинга.
  2. Скорейшее и грамотное разобщение ребенка со стрессовыми воздействиями.
  3. Укрепление защитных сил организма в противостоянии травле как для условно здоровых детей, так и для уже имеющих соматическую или психическую патологию.

На первом этапе следует признать наличие проблемы и осознать ее масштаб.

На втором – определить проблему (ее суть, серьезность, частоту возникновения, длительность, состояние жертвы, участников, свидетелей). Контролируются агрессивные намерения обидчиков и состояние жертвы. Вырабатывается план действий.

На третьем – реализуется выработанный план.

Вторичная профилактика сводится к своевременному выявлению у подростков патологических последствий буллинга и оказанию квалифицированной комплексной помощи.

Третичная профилактика предполагает реабилитацию детей и подростков с тяжелыми формами последствий травли. Острый психоз и суицидальное поведение – поводы для экстренной госпитализации. При выявлении признаков тяжелого душевного расстройства необходимо экстренно убеждать родителей проконсультировать ребенка у психиатра.

Если проявления буллинга вовремя не пресекаются, то со временем они становятся все более опасными. Реакция образовательного сообщества на случаи насилия – важный аспект в решении проблемы.

Одномоментно и навсегда искоренить проблему буллинга невозможно. Однако если ею будут вплотную и серьезно заниматься все участники образовательного процесса, то высока вероятность избежать многих конфликтов.

Ключевые слова, раскрывающие сущность профилактики буллинга: предохранение, предупреждение, предостережение, устранение и контроль. Профилактическая работа предполагает изменение социальной, семейной, личностной ситуации обучающегося путем применения специальных педагогических и воспитательных мер, способствующих улучшению качества его жизни и поведения.

Необходимо организовывать информационные часы, основными идеями которых будут темы об уважительном и толерантном отношении к окружающим людям. Педагоги-психологи должны проводить с детьми тренинги на сплочение коллектива, развитие терпимости, эмпатийного мышления по отношению к окружающим.

Основная цель профилактических мероприятий направлена на то, чтобы, помочь ребенку совладать со стрессовой ситуацией и агрессией.

Задачи профилактики буллинга:

  • подготовка учителей для работы с трудными детьми;
  • содействие улучшению социального самочувствия;
  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • устранение психотравмирующей и социально опасной ситуации;
  • снижение риска злоупотребления токсическими веществами, наркотиками и алкоголем;
  • развитие        и        формирование        самостоятельности        и        социальной компетентности;
  • изменение представлений о самом себе и об отношениях с окружающими.

Объединение профилактических мероприятий в единую систему позволит создать в образовательной организации безопасное психологическое пространство. В основном меры сводятся к формированию определенных установок у каждого отдельного ученика, а также введению правил и норм, направленных против буллинга.

План мероприятий по профилактике  буллинга в ГБОУ школе №598 Приморского района Санкт-Петербурга на 2023-2024 год

Цель: создание благоприятных условий для успешной социализации и развития каждого ребенка, сохранения физического, психического и социального здоровья.

Задачи:

  • оказание компетентной помощи педагогам и родителям в вопросах обучения и воспитания;
  • предупреждение возникновения явлений отклоняющегося поведения у обучающихся;
  • развитие коммуникативных навыков, формирование ответственного отношения у подростков к своим поступкам;
  • обучение навыкам мирного разрешения конфликтов.

п/п

Мероприятия

Сроки

проведения

Ответственные

Нормативно-правовое и информационное обеспечение мероприятий,

определяющих профилактику буллинга:

1.

1. Утвердить на методическом совете программу профилактики буллинга на учебный год

сентябрь

зам. директора по ВР

2. Разработать:

  • комплексный план мероприятий по профилактике и предотвращению буллинга  на учебный год;

сентябрь

зам. директора, педагог-психолог

  • методические материалы (рекомендации для педагогов и родителей, классные часы, беседы, тренинги и пр.) в рамках реализуемого плана мероприятий

в течение уч.года

педагог-психолог

  1. Изучить нормативно-правовые документы по профилактике явлений буллинга (моббинга) в образовательной среде
  2. Подготовить:

сентябрь- октябрь

зам. директора, педагог-психолог

педагог-психолог

  • информационный материал по профилактике детского насилия и буллинга (моббинга) для размещения на сайте;
  • раздаточные материалы (памятки, буклеты, стендовую информацию) для всех субъектов образовательных отношений (обучающихся, педагогов, родителей) по проблеме буллинга;

октябрь

зав. библиотекой

зам. директора

1. Организовать работу «почты доверия» для сообщения случаев буллинга

сентябрь

(моббинга)

Организационно-педагогическая и научно-методическая работа

с педагогическим коллективом

1.

  1. Совещание:

«Организация работы по профилактике буллинга.

Педагогический совет: «Основные механизмы и проявления феномена буллинга и его влияние на процесс обучения детей в условиях дополнительного образования»

сентябрь

октябрь

зам. директора

зам. директора

3. Совещание при заместителе директора по работе по темам:

  • распространенность и особенности проявления буллинга  в группах обучающихся;

ноябрь

педагог-психолог

  • буллинг: актуальность, состояние проблемы и психологическое сопровождение жертв буллинга;

январь

педагог-психолог

  • роль педагога в профилактике буллинга

 в ученических коллективах;

март

педагог-психолог

  • анализ работы педагогического коллектива по профилактике детского насилия и буллинга  за учебный год

май

зам. директора

1. Пополнение методической копилки новыми формами работы по профилактике и предотвращению буллинга

в течение уч.года

педагог-психолог

2.                Лекторий для педагогического коллектива на тему: «Буллинг  как социально- педагогическая проблема»:

в течение уч.года

зам. директора по ВР, педагог- психолог

Лекция 1. Буллинг как форма насилия в ученическом коллективе.

Лекция 2. Буллинг: причины и последствия

Лекция 3. Буллинг как дискриминация прав ребенка на образование

в течение уч.года

Лекция 4. Как педагогу противостоять травле

детей

1. Семинары, круглые столы, деловые игры, тренинги для педагогов на темы:

(на каникулах)

  • Нормативные основания и алгоритм действий педагогов в случае подозрения на возможный факт насилия в детском коллективе.

зам. директора

  • Буллинг в образовательной среде: как помочь ребенку побороть агрессию. Методы предотвращения буллинга

  • Формирование личности ребенка как основа для противодействия насилию
  1. Конкурс методических разработок, программ, сценариев внеурочных мероприятий по профилактике буллинга в детской среде

октябрь

зам. директора, методисты

2. Групповые консультации по проблемным ситуациям:

декабрь

педагог-психолог

  • Насилие в образовательной среде: что противопоставить жестокости и агрессии?

февраль

  • Буллинг или как не стать жертвой?

  • Детский буллинг. Как защитить ребенка от травли?
  1. Индивидуальные консультации педагогов по профилактике конфликтных ситуаций в детском коллективе, в общении, по вопросам оказания поддержки неуверенным, отвергнутым детям, создание ситуации успеха

в течение уч. года

педагог-психолог

Работа с родителями обучающихся

1.

  1. Общее родительское собрание

«Буллинг (травля) в детской среде»

  1. Родительские собрания в классах:
  • О правах ребенка на защиту от любой формы насилия.
  • Как предотвратить и преодолеть буллинг

(травля)?

  1. Устный журнал (стендовая информация):
  • Буллинг (травля) – это не детская шалость.
  • Невидимый буллинг.
  • Психологический дискомфорт обучающихся в образовательной среде: причины, проявления, последствия и профилактика
  • Буллинг, изгои, отверженные – одна

октябрь

зам. директора

октябрь

педагоги

апрель

педагоги

1 раз в квартал

педагог-психолог

зав. библиотекой

проблема?

1. Книжная выставка в библиотеке «В помощь родителям о профилактике буллинга (травли) детей и подростков»:

в течение уч.года

педагог-психолог

2. Психологический практикум

«Психология поведения жертвы буллинга (травли)»

апрель

3. Индивидуальные консультации

педагога-психолога по профилактике конфликтных ситуаций в детском коллективе, в общении, по вопросам оказания поддержки неуверенным, отвергнутым детям, создание ситуации успеха

в течение уч. года

(по запросу)

4. Психологическая диагностика в контексте проблемы буллинга:

ноябрь

  • Анкетирование «Как я воспитываю своего ребенка»

март-апрель

Информационное, организационно-кадровое и психолого-педагогическое

обеспечение профилактики и предотвращения буллинга (травли) обучающихся

1.

1. Информационные часы, беседы:

7-11 лет:

  • Законы сохранения доброты.
  • Я не дам себя обижать.
  • Давайте жить дружно!
  • Будем добрыми.
  • Как научиться жить без драки. 12-15 лет:
  • Бояться страшно. Действовать не страшно.
  • О правилах поведения и безопасности на улице.
  • Буллинг как стадный допинг.

в течение уч. года

педагоги

  • Безопасное поведение.
  • Что такое агрессия?
  • Добро против насилия.
  • Как не стать жертвой насилия.
  • Способы решения конфликтов с ровесниками.

16-18 лет:

  • Навыки саморегуляции.
  • Воспитание характера.
  • Предупреждение насилия и жестокости в жизни.
  • • Как бороться с конфликтами.
  • Нравственный закон внутри каждого.
  • Моя жизненная позиция
  1. Просмотр и обсуждение художественных фильмов:
  • «Чучело» (1983 г.).
  • «Класс» (2007 г.).
  • «Розыгрыш» (2008 г.).
  • «Школа» (телесериал, 2010 г.)
  1. Читательские конференции по книгам, раскрывающим проблему буллинга:
  • В.К. Железняков «Чучело».
  • Хосе Тассиес «Украденные имена».
  • В.Н. Ватан «Заморыш».
  • Е.В. Мурашов «Класс коррекции».
  • Стивен Кинг «Кэрри».
  • Алексей Сережкин «Ученик».
  • Андрей Богословский «Верочка».
  • Джоди Пиколт «Девятнадцать минут»
  1. Информационный вестник (стендовая информация раздаточные материалы) для обучающихся на темы:
  • Мы – против насилия!
  • Мы – против жестокого обращения!
  1. Книжные выставки:
  • Буллинг как этическая проблема.

в течение уч. года

(на каникулах)

Педагоги

в течение уч. года

зав. библиотекой

сентябрь, январь

педагоги

в течение уч. года

  • Относись к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.

(1 раз в четверть)

  • Детство, свободное от жестокости.

педагог-психолог

  • Скажем «Нет» равнодушию к детскому

Насилию

1. Самообследование образовательной среды на предмет безопасности и комфортности

март

1. Психологическая диагностика (наблюдение, анкетирование, тестирование) в контексте проблемы буллинга:

в течение уч. года

(по запросу

  • выявление детей, склонных к проявлению жестокости к другим обучающимся;

педагог-психолог

  • взаимоотношения в группе;

  • изучение личностного развития обучающихся с целью профилактики нарушений в развитии личности (толерантность, самооценка и уровень притязаний, тревожности, мотивации)

1. Цикл развивающих занятий по формированию навыков межличностного общения:

в течение уч. года

зам. директора

  • Стиль поведения. Умеем ли мы общаться?

(по запросу)

  • Профилактика насилия в подростковом сообществе

педагог-психолог

  • Стратегии безопасного поведения

  • Недопустимость насилия и жестокости в обращении со сверстниками

1. Контрольно-оценочная деятельность в целях проверки информационной доступности правил поведения и нормативных документов по профилактике буллинга

декабрь, апрель

2. Индивидуальные консультации обучающихся (по результатам диагностики, общение со сверстниками, детско-родительские отношения, конфликты)

в течение уч. года (по запросу)

3. Информационная акция «Нет насилию!»

1. Конкурсы:

  • плакатов «Мы против буллинга!»
  • рисунков «Территория детства»
  • творческих поделок «Гармония – в цвете, гармония – в душе, гармония – в жизни»
  • презентаций «Стоп насилию!»
  • сочинений, эссе «Дружба – главное чудо»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОБЖ 8-9 класс 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по ОБЖ 8-9 класс 2023-2024 учебный год....

Рабочая программа по немецкому языку 7 класс 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по немецкому языку для 7 класса  как второму иностранному для школ и гимназий (первый год обучения)...

Рабочая программа по немецкому языку 9 класс 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по немецкому языку для 9 класса  как второму иностранному (третий год обучения)...

Рабочая программа по немецкому языку 10 класс 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по немецкому языку как второму иностранному для 10 класса ( четвертый год обучения)...

Рабочая программа по немецкому языку 11 класс 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по немецкому языку как второму иностранному  для 11 класса (пятый год обучения)...

Рабочая программа по алгебре 7 класс на 2023-2024 учебный год.

Рабочая программа по алгебре 7 класс на 2023-2024 учебный год...

Рабочая программа по геометрии 7 класс на 2023-2024 учебный год.

Рабочая программа по геометрии на 2023-2024 учебный год...