Методическая разработка "Тренинговое занятие «Тайм-менеджмент для школьников»"
методическая разработка по психологии (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Веденеева Екатерина Александровна

Тренинговое занятие «Тайм-менеджмент для школьников»

 

Тайм-менеджмент (англ. time management) — процесс тренировки сознательного контроля над количеством времени, потраченного на конкретные виды деятельности, при котором специально увеличиваются эффективность и продуктивность.

 

Место проведения – просторный кабинет.

Возраст учащихся – 13-17 лет.

Необходимый материал: столы, стулья, бланки к упражнениям, ручки, свисток/ колокольчик, цветные карандаши

Цель занятия: Научить школьников практичным инструментам тайм-менеджмента

Задачи:

  • обучить эффективным инструментам планирования и распределения времени;

  • отработать на практике базовые навыки тайм-менеджмента.

Ход занятия:

  1. Введение.

Знакомство.

 

Упражнение «Ежедневник».

Цель:

 

  • знакомство участников группы друг с другом;

  • введение в понимание проблем профессионального самоопределения;

  • осознание своих личных ресурсов (возможностей).

Упражнение «Чувство времени».

Цель: Участники тестируют себя — насколько точно они ощущают течение времени.

2. Основная часть.

 

Упражнение на основе матрицы Эйзенхауэра

Цель: научить расставлять дела по приоритету.

Процедура проведения:

Ведущий рассказывает участникам о 4-х категориях дел по Д. Эйзенхауэру и принципы расстановки приоритетов.

Упражнение « Жесткие и гибкие».

Цель: научить определять гибкие и жесткие дела.

 

Инструкция для участников: Для того чтобы  эффективно спланировать свой день нужно познакомиться еще с такими понятиями как жесткие и гибкие дела.

Упражнение «Запланируй субботу»

Цель: Отработать технологию жестко-гибкого планирования.

 

Инструкция для участников: Прочитайте размышления старшеклассника о предстоящей субботе и составьте план дня. Для этого подчеркните все дела, которые необходимо сделать и определите, какие из них жесткие, а какие гибкие. Затем разделите чистый лист пополам по-вертикали. Слева проставьте сетку часов и запишите жесткие дела.

  1. Заключительная часть

Вариант проведения анализа «Часы моих достижений».

Цель: проанализировать, насколько полезным для каждого участника было время, проведенное на тренинге.

Необходимый материал: бланки с часами, ручки.

Инструкция участникам: Наше занятие по времени составило 1 час. Предлагаю вам оценить, насколько полезным было время, проведенное на тренинге. Для этого на бланке «Часы моих достижений», укажите время, которое вы затратили на тот или иной вид деятельности, в течении занятия. Если у вас есть свой вариант, отметьте его в свободном окошке.

 

Источник: Спирина Л.В. «Я взрослый и хочу быть свободным!...» или прыгнуть выше головы.

Рекомендуемая литература.

  1. 1.Копейкина И., Меркулова Т., Управление временем. Практические занятия и упражнения. - "Классное руководство и воспитание школьников" №02/2009;

  2. 2.Лукашенко М. Тайм-менеджмент для детей: Книга продвинутых родителей. – М..: Альпина паблишер, 202. – 297 с.

  3. 3.Спирина Л.В. «Я взрослый и хочу быть свободным!...» или прыгнуть выше головы. – Краснодар, 2005.-72с.

  4. 4.Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – Спб.:Питер, 2008. – 160 с.

  5. 5.Шухова Н.,  Организация времени старшеклассника (из опыта проведения занятий).- Научно-учебный центр психологии Новосибирского госуниверситета, 1996;

  6. 6.Просто об управлении временем [Электронный ресурс]

 

«Завтра – суббота, мой любимый день, а толку-то! Во-первых, не отоспишься – в 10.00 начало занятий на курсах подготовки к ЕГЭ. Во-вторых, в понедельник жуткая контрольная по математике и к ней надо готовиться. В принципе, можно, конечно, и в воскресенье подготовиться, но тогда – прощай, дача, куда родители намереваются уехать завтра вечером. А туда, между прочим, все наши съезжаются, обидно будет, если не поеду. В 16.00 – занятия с преподавателем по английскому, а я, между прочим, домашнее задание сделать так и не успел. Кстати, а где учебник? Я же его Толику отдал в прошлый раз, надо срочно назад забрать. Интересно, а Толик вроде, должен был уехать и вернуться только к часу в субботу. А что еще у нас в понедельник? Задание по физике – в принципе, не такое уж большое и сложное, но все равно, делать-то надо. Но хоть вечер радостный – с ребятами на дискотеку иду. Впрочем, какая дискотека, когда на дачу едем… Может, маму с отцом упросить, чтобы попозже поехали, и пробок, кстати, не будет. Хотя их в субботу и нет, вроде. Ох ты, мама же просила завтра обязательно пропылесосить квартиру, а я совсем забыл… Да что же это за день такой!»

 

«Завтра – суббота, мой любимый день, а толку-то! Во-первых, не отоспишься – в 10.00 начало занятий на курсах подготовки к ЕГЭ. Во-вторых, в понедельник жуткая контрольная по математике и к ней надо готовиться. В принципе, можно, конечно, и в воскресенье подготовиться, но тогда – прощай, дача, куда родители намереваются уехать завтра вечером. А туда, между прочим, все наши съезжаются, обидно будет, если не поеду. В 16.00 – занятия с преподавателем по английскому, а я, между прочим, домашнее задание сделать так и не успел. Кстати, а где учебник? Я же его Толику отдал в прошлый раз, надо срочно назад забрать. Интересно, а Толик вроде, должен был уехать и вернуться только к часу в субботу. А что еще у нас в понедельник? Задание по физике – в принципе, не такое уж большое и сложное, но все равно, делать-то надо. Но хоть вечер радостный – с ребятами на дискотеку иду. Впрочем, какая дискотека, когда на дачу едем… Может, маму с отцом упросить, чтобы попозже поехали, и пробок, кстати, не будет. Хотя их в субботу и нет, вроде. Ох ты, мама же просила завтра обязательно пропылесосить квартиру, а я совсем забыл… Да что же это за день такой!»

 

Срочно и важно

Не срочно, но важно

Срочно, но не важно

Не срочно и не важно

 

Срочно и важно

Не срочно, но важно

Срочно, но не важно

Не срочно и не важно


 

 

Тайм-менеджмент для школьников

«Не успеваю сделать домашнее задание, хоть и сижу весь день… Задают нереально много!» - пожалуй, на это жалуется каждый школьник. А если быть честными, то делаем мы домашнее задание не сразу, а после просмотра телевизора, сидения в Вконтакте, а некоторые только после воя мамы.

Не стоит винить себя: не только подростки страдают от того, что не могут эффективно планировать свое время: даже некоторые взрослые не способны решить эту проблему и не выполняют свои «задания». Поэтому, именно взрослые придумали такое понятие как «тайм-менеджмент» - это технология организации времени и повышения эффективности его использования. Адаптированного «тайм-менеджмента» для школьников – нет, поэтому ниже приведены основные советы по сохранению и правильному использованию своего времени.

Тебе понадобятся:

  • Наручные часы

  • Ежедневник (дневник)

  • Яркие канцелярские принадлежности: разноцветные клейкие листочки, закладки, стикеры. Хорошо подойдут продукты Post-it®.

  • Телефон, в котором есть календарь и будильник

Советы:

  1. Первое, что необходимо запомнить: составлять план нужно вечером на завтрашний день. Это относится как к дневнику так и к ежедневнику.

  2. Используй дневник по назначению: записывай расписания, уроки, домашние задания. Это позволит тебе сконцентрироваться и привести дела в порядок.

  3. Напиши себе план, перед тем как делать уроки: когда ты разбиваешь большую задачу на несколько этапов, выполнить ее значительно легче. Сделал – зачеркнул, похвалил себя. Важные этапы работы выделяй ярким маркером.

  4. Веди конспекты занятий и выделяй приоритеты. Чтобы не листать тетрадь в поиске нужной темы, приклей на край страницы яркую закладку. Заголовки подчеркивай маркером. А закладки со стрелкой ты можешь использовать для того, чтобы отмечать важные параграфы в учебнике. Ты удивишься, когда поймешь, насколько это сокращает время на подготовку домашнего задания.

  5. Заведи ежедневник. Это может быть обычная тетрадь или блокнот, которым удобно пользоваться. Туда необходимо записывать все дела, в том числе и домашние задания. Делай пометки с помощью клейких листочков Post-it® и не забывай использовать разные цвета для наглядности: например, «подготовиться к контрольной по алгебре» - будет оранжевый листочек, а «поздравить Пашу с Днем Рождения» - зеленый.

  6. Составляй список из 10 – 12 дел. Больше не нужно. Обязательно добавь туда следующий пункт: написать план на завтрашний день.

  7. В течение недели записывай в «ежедневник» все свои дела и сколько времени ты на них тратишь. Затем, разбей свои дела на 3 группы: учеба, досуг и дополнительные занятия (спорт, музыкальная школа, прочее). Для каждой группы выбери цвет и делай напротив каждой записи в ежедневнике пометку прозрачной закладкой: например, «учеба» - оранжевый, «досуг» - зеленый, «дополнительные занятия» - желтый. Подсчитай и проанализируй: правильно ли ты тратишь свое время? Наверняка есть вещи, которые не приносят никакой пользы – например, сидеть в соц. сетях без какой-либо цели. Нужно стараться избегать их.

  8. Возьми список дел и зайди в «Календарь» на мобильном телефоне. Впиши дела по следующему дню таким образом, чтобы все дела были уточнены во времени. Другими словами имели временные рамки. Музыка будильника тебя будет предупреждать о делах.

  9. Думай об успехе. Как правило, выполнение самых трудоемких задач приводит нас к большим достижениям. Подумай, как будет приятно получить ту самую заслуженную «пять» за итоговую контрольную работу.

  10. Не забывай об отдыхе. От этого напрямую зависит эффективность и быстрота твоих действий. Хороший отдых поможет восстановить силы, что непременно скажется на твоей работоспособности и придаст энтузиазма.

  11. Анализируй процесс и корректируй планы. Внеси в свой ежедневный план 5 минут на анализ результатов. Ответь себе на вопросы: «Удалось ли мне достичь желаемого?» или «Что помешало получить желаемый результат?».

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taym-menedzhment.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие «Тайм-менеджмент для школьников»

Тайм-менеджмент (англ. time management) — процесс тренировки сознательного контроля над количеством времени, потраченного на конкретные виды деятельности, при котором специально увеличиваются эффективность и продуктивность.

 

Место проведения – просторный кабинет.

Возраст учащихся – 13-17 лет.

Необходимый материал: столы, стулья, бланки к упражнениям, ручки, свисток/ колокольчик, цветные карандаши

Цель занятия: Научить школьников практичным инструментам тайм-менеджмента

Задачи:

  • обучить эффективным инструментам планирования и распределения времени;
  • отработать на практике базовые навыки тайм-менеджмента.

Ход занятия.

 

  1. Введение.

Знакомство.

Упражнение «Ежедневник».

Необходимый материал: листы бумаги, ручки.

Источник: Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков.

Цель:

  • знакомство участников группы друг с другом;
  • введение в понимание проблем профессионального самоопределения;
  • осознание своих личных ресурсов (возможностей).

Инструкция участникам

Сейчас я прошу вас нарисовать в своих рабочих блокнотах круг и разметить его как циферблат у часов.

Теперь вам нужно будет встать со своих стульев и назначить на каждый час встречу с другими членами нашей группы. Давайте разберем на примере: сходятся два участника X и Y и договариваются повстречаться в 7 часов. Что напишет X рядом с цифрой 7 в своем «ежедневнике»? Правильно, Y. А что напишет у себя Y? Совершенно верно — X. Понятно? Теперь встаем и начинаем назначать время для встреч.

После того как вы назначили двенадцать встреч, я расскажу вам, что мы будем делать дальше. Я буду в случайном порядке называть какое-то время, и вы будете быстро находить того человека, с кем у вас назначена встреча на это время. Затем я буду называть определенную тему для разговора, и вам нужно будет поделиться друг с другом информацией по заданной теме. Времени у вас на каждый разговор будет не больше 1—2 минут. Если кто-то не успел назначить встречу на объявляемое время, то посмотрите вокруг — может, вы увидите рядом еще одного «свободного» участника группы. Или вы можете присоединиться третьим к любой паре. Итак, начали.

Процедура проведения и замечания тренеру

Это упражнение можно использовать в начале тренинга как один из возможных вариантов процедуры знакомства. Однако путем умелого подбора тем для взаимного обсуждения в парах, можно уже в самом начале тренинга «заставить» участников задуматься над рядом важных для профессионального самоопределения вопросов. Вот примерный список возможных тем для обсуждения:

  • любимая еда;
  • литературный герой, с которого я стараюсь брать пример (которому подражаю);
  • ваш любимый эстрадный исполнитель;
  • что вы сделаете, если вам «с неба упадут» 10 000 долларов;
  • ваше самое раннее воспоминание детства;
  • кем вы хотели стать, когда учились в первом классе;
  • самый лучший день в вашей жизни;
  • от чего в жизни вы получаете больше всего удовольствия;
  • чем бы вам хотелось заниматься через 5 лет;
  • на какое животное вы считаете себя похожим и почему;
  • назовите одно свое качество, которое больше всего нравится другим людям, и одно качество, которое меньше всего нравится другим людям;
  • что вы ожидаете от этого тренинга;
  • свободная тема (говорите о чем хотите).

Обычно мы завершаем «встречи» свободной темой «в 12 часов».

Рекомендуем поступать так: сначала тренер произвольно называет время, ждет, пока участники «найдут» друг друга, а затем уже объявляет очередную тему.

Наблюдайте за участниками — как только вы видите, что интенсивность их беседы снижается, сразу назначайте новое время и новую тему для обсуждения. Но и не торопитесь, если видите, что какая-то тема вызывает их живой интерес — пусть поговорят об этом.

Обсуждение результатов

Когда участники рассядутся по местам после «встреч», спросите всю группу: «Подумайте и скажите, что вам запомнилось из всех встреч? Что врезалось вам в память? Может, кто-то чем-то удивил вас? Кто начнет?»

Всегда находится человек, который готов поделиться своими впечатлениями и назвать другого участника группы, информация от которого запомнилась больше всего или даже удивила (восхитила). Мягко расспросите, что запомнилось и почему. Далее спросите уже «этого героя», кто удивил его, чем запомнился. И т. д., по цепочке.

Вы можете позволить группе, чтобы на кого-то обратили внимание дважды, но не более. Важно, чтобы обязательно высказались все участники. Для этого с какого-то момента просто по кругу попросите всех, кто еще не выступал, ответить на тот же вопрос: «Кто вас удивил и почему?»

Такая процедура обсуждения позволит каждому почувствовать себя какое-то время в центре внимания.

Упражнение «Чувство времени».

Цель: Участники тестируют себя — насколько точно они ощущают течение времени.

Необходимый материал: колокольчик или свисток, секундомер, листы бумаги, ручки.

Инструкция участникам: Надо уметь контролировать время, отведённое на работу и отдых, мысленно научиться давать себе «звонки» (ведущий звонит в колокольчик, привлекая внимание участников, и незаметно включает секундомер). Это поможет выработать у себя чувство времени. Человек, обладающий таким чувством, всегда знает, который час, всегда рассчитывает своё время и потому всё успевает, никуда не опаздывает.

А есть ли у вас чувство времени? Как оно развито?

Конечно, чувство времени есть у каждого человека, только у одних оно работает с точностью до минуты, а у других разлажено – плюс-минус полчаса (ведущий второй раз звонит в колокольчик и останавливает секундомер).

А теперь, не обсуждая вслух, запишите на листочках (участники получают их вначале занятия) сколько времени прошло с момента первого звонка до второго? Только не пытайтесь просчитать, прикинуть, а оцените своё ощущение времени.

И вот реальный результат (ведущий озвучивает показания секундомера)

Обсуждение: какое значение имеет чувство времени для человека.

  1. Основная часть

Упражнение на основе матрицы Эйзенхауэра

Цель: научить расставлять дела по приоритету.

Необходимый материал: бланки с «матрицей Эйзенхауэра», ручки, список дел.

Процедура проведения:

Ведущий рассказывает участникам о 4-х категориях дел по Д. Эйзенхауэру и принципы расстановки приоритетов.

Матрица Эйзенхауэра представляет собой четыре квадранта, основанием которых служат две оси — это ось важности (по вертикали) и ось срочности (по горизонтали). В итоге получается, что каждый квадрант отличается своими качественными показателями. В каждый из квадрантов записываются все задачи и дела, благодаря чему образуется предельно ясная и объективная картина того, чем следует заняться в первую очередь, чем – во вторую, а чем вообще заниматься не стоит. Всё это довольно просто, но дать несколько пояснений лишним не будет в любом случае.

Квадрант A: важные и срочные дела

При идеальном планировании этот квадрант матрицы должен оставаться пустым, т.к. появление важных и срочных дел является показателем неорганизованности и допущения завала. Эта часть графика заполняется у многих людей из-за присущей им лени и неправильной расстановки приоритетов. Естественно, временами подобные дела могут появляться у каждого человека, но если это происходит ежедневно, то самое время обратить внимание на самодисциплину.

Итак, появления дел в квадранте A следует избегать. А для этого необходимо лишь вовремя выполнять пункты остальных квадрантов. Но если в первый квадрант что-то всё же и стоит вписывать, то это:

  • Дела, невыполнение которых отрицательно сказывается на достижении поставленных целей
  • Дела, невыполнение которых может стать причиной затруднений и неприятностей
  • Дела, которые имеют отношение к здоровью

Важно также помнить о том, что существует такое понятие как «делегирование». Кто знает, что такое «делегирование»? Это означает, что при появлении в вашем квадранте A дел, которые можно кому-либо перепоручить, этой возможностью следует непременно воспользоваться для того чтобы как можно быстрее урегулировать другие важные и срочные дела.

 Квадрант B: важные, но не срочные дела

Второй квадрант заслуживает наибольшего внимания, т.к. дела, находящиеся именно в нём, являются наиболее приоритетными и перспективными, и именно из них должны состоять повседневные задачи любого человека. Замечено, что люди, которые занимаются преимущественно делами этого квадранта, достигают в жизни наибольших успехов, продвигаются по службе, зарабатывают больше денег, имеют достаточно свободного времени и живут счастливой и насыщенной жизнью.

Обратите внимание также и на то, что отсутствие срочности позволяет подходить к решению любых задач более обдуманно и конструктивно, а это в свою очередь позволяет человеку раскрывать свой потенциал в полной мере, самостоятельно продумывать все нюансы своей деятельности и управлять временными рамками своих дел. Но здесь, помимо всего прочего, нужно помнить, что дела, находящиеся в квадранте B, если их не выполнять своевременно, могут с лёгкостью попасть в квадрант A, став ещё более важными и требующими скорейшего выполнения.

Опытные специалисты по тайм-менеджменту рекомендуют включать в квадрант B все текущие дела, связанные с основной деятельностью, планирование и анализ работы, учебные и спортивные занятия, соблюдение оптимального графика и режима питания. Т.е. всё то, из чего состоит наша обычная повседневность.

Квадрант C: срочные, но не важные дела

Дела, которые находятся в этом квадранте, по большей части являются отвлекающими и нисколько не приближающими человека к намеченным результатам. Нередко они просто мешают сосредоточению на действительно важных задачах и снижают эффективность. Главное при работе с матрицей – не перепутать срочные дела из квадранта C со срочными делами из квадранта A. Иначе образуется неразбериха и то, что должно быть выполнено в первую очередь, остаётся на втором плане. Всегда помните о своих целях и учитесь отличать важное от второстепенного.

К делам квадранта C можно отнести, к примеру, навязанные кем-либо со стороны встречи или переговоры, празднования дней рождения не очень близких людей, внезапно возникшие хлопоты по дому, устранение не жизненно важных, но требующих внимания отвлекающих факторов (разбилась ваза, сломалась микроволновая печь, перегорела лампочка и т.п.), а также другие всевозможные дела, которые не продвигают вас вперёд, а только тормозят.

Квадрант D: не срочные и не важные дела

Задачи, относящиеся к последнему квадранту, не приносят совсем никакой пользы. Во многих случаях полезно не только заниматься ими в последнюю очередь, но и не заниматься ими вообще. Хотя знать о них непременно нужно, т.к. именно они являются «пожирателями времени».

Интересна и ещё одна особенность дел из данной группы: они являются очень привлекательными для многих людей – эти дела просты в выполнении и доставляют удовольствие, позволяют расслабиться и приятно провести время. Поэтому и противостоять соблазну ими позаниматься бывает довольно проблематично. Но делать это непременно нужно.

В квадрант D можно записать такие дела как разговоры по телефону с друзьями о чём-то несущественном, ненужная переписка или времяпрепровождение в соцсетях, просмотр сериалов и различных «отупляющих» телепередач, компьютерные игры и т.п. Конечно, отдыхать и как-то развлекать себя периодически должен каждый человек, но для этого существуют и более интересные и развивающие способы: чтение хороших книг, интеллектуальные игры, посещение спортзалов и бассейнов, поездки на природу и т.п. Если же полностью избавить себя от занятия делами из квадранта D не удаётся или не хочется, то нужно отложить их выполнение хотя бы до того момента, когда дела из квадрантов B и C будут выполнены, а время, которое будет уделяться делам квадранта D, должно быть сведено к минимуму. Здесь будет уместна всем известная пословица: «Делу время, потехе — час».

Как только вы освоите матрицу Эйзенхауэра и научитесь грамотно распределять внутри неё свои дела, вы заметите, что у вас появилось довольного много нового свободного времени, вы успеваете всё делать своевременно и без спешки, все ваши дела в порядке, цели достигаются одна за другой, а сами вы практически всегда находитесь в хорошем настроении и бодром расположении духа. Всё дело в организованности и собранности. Наверное, вы и сами время от времени замечаете, что неорганизованные люди всегда находятся в круговороте каких-то непонятных дел, они всё время заняты чем-то бестолковым, но «очень важным», они выглядят уставшими и раздражёнными. Отличительных особенностей можно привести множество. Но важно не это, а то, что если мы с вами не хотим иметь подобных результатов, то и действовать мы должны иначе. А именно: мы должны быть организованными, чётко понимать, чем и когда нам нужно заниматься, и для чего мы всё это делаем. И матрица Эйзенхауэра для этого отлично подходит.

Участникам предлагается самостоятельно распределить дела из списка по 4 категориям. Работа в группах 5 минут.

Упражнение « Жесткие и гибкие».

Цель: научить определять гибкие и жесткие дела.

Необходимый материал: зеленые и синие карточки, список дел.

Инструкция для участников: Для того чтобы  эффективно спланировать свой день нужно познакомиться еще с такими понятиями как жесткие и гибкие дела.

Жесткие дела в дне – это дела, у которых четко определено время начала. Какие примеры вы можете назвать? (школьные уроки, классные часы, кружки и секции, начало сеанса в кино и т.д.)

Помимо этого у нас еще много дел, которые не обязательно делать в определенные часы, просто нужно успеть сделать. Такие дела называют «гибкими».

У вас есть зеленый круг (гибкие дела) и синий квадрат (жесткие дела). Я буду произносить по 1-му делу. Если это «жесткое дело», поднимайте синий квадрат, а если «гибкое» - зеленый круг.

Список гибких и жёстких дел.

Жёсткие:

1.        Математика, 3 урок.

2.        Русский язык, 1 урок.

3.        Кино в 15:10.

4.        Кружок рисования в 18:00.

5.        Секция каратэ.

6.        Английский язык, 5 урок.

7.        Классный час.

8.        Зубной в 19:00.

Гибкие:

1.        Выучить стихотворение.

2.        Написать статью.

3.        Посмотреть фильм.

4.        Почитать книгу.

5.        Сходить погулять.

6.        Сделать дз по русскому языку.

7.        Посмотреть, как пишется и оформляется статья.

8.        Обработать фотографии.

Упражнение «Запланируй субботу»

Цель: Отработать технологию жестко-гибкого планирования.

Необходимый материал: бланки с текстом, листы бумаги, ручки

Инструкция для участников: Прочитайте размышления старшеклассника о предстоящей субботе и составьте план дня. Для этого подчеркните все дела, которые необходимо сделать и определите, какие из них жесткие, а какие гибкие. Затем разделите чистый лист пополам по-вертикали. Слева проставьте сетку часов и запишите жесткие дела. Справа запишите гибкие дела, начиная с самых важных. Подсчитайте время, которое потребуется на выполнение объемных дел и прикиньте, в какое время дня их лучше сделать.

Работа в группах 10 минут. Обсуждение.

 

  1. Заключительная часть

Вариант проведения анализа «Часы моих достижений».

Цель: проанализировать, насколько полезным для каждого участника было время, проведенное на тренинге.

Необходимый материал: бланки с часами, ручки.

Инструкция участникам: Наше занятие по времени составило 1 час. Предлагаю вам оценить, насколько полезным было время, проведенное на тренинге. Для этого на бланке «Часы моих достижений», укажите время, которое вы затратили на тот или иной вид деятельности, в течении занятия. Если у вас есть свой вариант, отметьте его в свободном окошке.

Источник: Спирина Л.В. «Я взрослый и хочу быть свободным!...» или прыгнуть выше головы.

Рекомендуемая литература.

  1. 1.Копейкина И., Меркулова Т., Управление временем. Практические занятия и упражнения. - "Классное руководство и воспитание школьников" №02/2009;
  2. 2.Лукашенко М. Тайм-менеджмент для детей: Книга продвинутых родителей. – М..: Альпина паблишер, 202. – 297 с.
  3. 3.Спирина Л.В. «Я взрослый и хочу быть свободным!...» или прыгнуть выше головы. – Краснодар, 2005.-72с.
  4. 4.Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – Спб.:Питер, 2008. – 160 с.
  5. 5.Шухова Н.,  Организация времени старшеклассника (из опыта проведения занятий).- Научно-учебный центр психологии Новосибирского госуниверситета, 1996;
  6. 6.Просто об управлении временем [Электронный ресурс]

«Завтра – суббота, мой любимый день, а толку-то! Во-первых, не отоспишься – в 10.00 начало занятий на курсах подготовки к ЕГЭ. Во-вторых, в понедельник жуткая контрольная по математике и к ней надо готовиться. В принципе, можно, конечно, и в воскресенье подготовиться, но тогда – прощай, дача, куда родители намереваются уехать завтра вечером. А туда, между прочим, все наши съезжаются, обидно будет, если не поеду. В 16.00 – занятия с преподавателем по английскому, а я, между прочим, домашнее задание сделать так и не успел. Кстати, а где учебник? Я же его Толику отдал в прошлый раз, надо срочно назад забрать. Интересно, а Толик вроде, должен был уехать и вернуться только к часу в субботу. А что еще у нас в понедельник? Задание по физике – в принципе, не такое уж большое и сложное, но все равно, делать-то надо. Но хоть вечер радостный – с ребятами на дискотеку иду. Впрочем, какая дискотека, когда на дачу едем… Может, маму с отцом упросить, чтобы попозже поехали, и пробок, кстати, не будет. Хотя их в субботу и нет, вроде. Ох ты, мама же просила завтра обязательно пропылесосить квартиру, а я совсем забыл… Да что же это за день такой!»

«Завтра – суббота, мой любимый день, а толку-то! Во-первых, не отоспишься – в 10.00 начало занятий на курсах подготовки к ЕГЭ. Во-вторых, в понедельник жуткая контрольная по математике и к ней надо готовиться. В принципе, можно, конечно, и в воскресенье подготовиться, но тогда – прощай, дача, куда родители намереваются уехать завтра вечером. А туда, между прочим, все наши съезжаются, обидно будет, если не поеду. В 16.00 – занятия с преподавателем по английскому, а я, между прочим, домашнее задание сделать так и не успел. Кстати, а где учебник? Я же его Толику отдал в прошлый раз, надо срочно назад забрать. Интересно, а Толик вроде, должен был уехать и вернуться только к часу в субботу. А что еще у нас в понедельник? Задание по физике – в принципе, не такое уж большое и сложное, но все равно, делать-то надо. Но хоть вечер радостный – с ребятами на дискотеку иду. Впрочем, какая дискотека, когда на дачу едем… Может, маму с отцом упросить, чтобы попозже поехали, и пробок, кстати, не будет. Хотя их в субботу и нет, вроде. Ох ты, мама же просила завтра обязательно пропылесосить квартиру, а я совсем забыл… Да что же это за день такой!»

Срочно и важно

Не срочно, но важно

Срочно, но не важно

Не срочно и не важно

Срочно и важно

Не срочно, но важно

Срочно, но не важно

Не срочно и не важно

Тайм-менеджмент для школьников

«Не успеваю сделать домашнее задание, хоть и сижу весь день… Задают нереально много!» - пожалуй, на это жалуется каждый школьник. А если быть честными, то делаем мы домашнее задание не сразу, а после просмотра телевизора, сидения в Вконтакте, а некоторые только после воя мамы.

Не стоит винить себя: не только подростки страдают от того, что не могут эффективно планировать свое время: даже некоторые взрослые не способны решить эту проблему и не выполняют свои «задания». Поэтому, именно взрослые придумали такое понятие как «тайм-менеджмент» - это технология организации времени и повышения эффективности его использования. Адаптированного «тайм-менеджмента» для школьников – нет, поэтому ниже приведены основные советы по сохранению и правильному использованию своего времени.

Тебе понадобятся:

  • Наручные часы
  • Ежедневник (дневник)
  • Яркие канцелярские принадлежности: разноцветные клейкие листочки, закладки, стикеры. Хорошо подойдут продукты Post-it®.
  • Телефон, в котором есть календарь и будильник

Советы:

  1. Первое, что необходимо запомнить: составлять план нужно вечером на завтрашний день. Это относится как к дневнику так и к ежедневнику.
  2. Используй дневник по назначению: записывай расписания, уроки, домашние задания. Это позволит тебе сконцентрироваться и привести дела в порядок.
  3. Напиши себе план, перед тем как делать уроки: когда ты разбиваешь большую задачу на несколько этапов, выполнить ее значительно легче. Сделал – зачеркнул, похвалил себя. Важные этапы работы выделяй ярким маркером.
  4. Веди конспекты занятий и выделяй приоритеты. Чтобы не листать тетрадь в поиске нужной темы, приклей на край страницы яркую закладку. Заголовки подчеркивай маркером. А закладки со стрелкой ты можешь использовать для того, чтобы отмечать важные параграфы в учебнике. Ты удивишься, когда поймешь, насколько это сокращает время на подготовку домашнего задания.
  5. Заведи ежедневник. Это может быть обычная тетрадь или блокнот, которым удобно пользоваться. Туда необходимо записывать все дела, в том числе и домашние задания. Делай пометки с помощью клейких листочков Post-it® и не забывай использовать разные цвета для наглядности: например, «подготовиться к контрольной по алгебре» - будет оранжевый листочек, а «поздравить Пашу с Днем Рождения» - зеленый.
  6. Составляй список из 10 – 12 дел. Больше не нужно. Обязательно добавь туда следующий пункт: написать план на завтрашний день.
  7. В течение недели записывай в «ежедневник» все свои дела и сколько времени ты на них тратишь. Затем, разбей свои дела на 3 группы: учеба, досуг и дополнительные занятия (спорт, музыкальная школа, прочее). Для каждой группы выбери цвет и делай напротив каждой записи в ежедневнике пометку прозрачной закладкой: например, «учеба» - оранжевый, «досуг» - зеленый, «дополнительные занятия» - желтый. Подсчитай и проанализируй: правильно ли ты тратишь свое время? Наверняка есть вещи, которые не приносят никакой пользы – например, сидеть в соц. сетях без какой-либо цели. Нужно стараться избегать их.
  8. Возьми список дел и зайди в «Календарь» на мобильном телефоне. Впиши дела по следующему дню таким образом, чтобы все дела были уточнены во времени. Другими словами имели временные рамки. Музыка будильника тебя будет предупреждать о делах.
  9. Думай об успехе. Как правило, выполнение самых трудоемких задач приводит нас к большим достижениям. Подумай, как будет приятно получить ту самую заслуженную «пять» за итоговую контрольную работу.
  10. Не забывай об отдыхе. От этого напрямую зависит эффективность и быстрота твоих действий. Хороший отдых поможет восстановить силы, что непременно скажется на твоей работоспособности и придаст энтузиазма.
  11. Анализируй процесс и корректируй планы. Внеси в свой ежедневный план 5 минут на анализ результатов. Ответь себе на вопросы: «Удалось ли мне достичь желаемого?» или «Что помешало получить желаемый результат?».

5. Заведи ежедневник. Это может быть обычная тетрадь или блокнот, которым удобно пользоваться. Туда необходимо записывать все дела, в том числе и домашние задания. Делай пометки с помощью клейких листочков Post-it® и не забывай использовать разные цвета для наглядности: например, «подготовиться к контрольной по алгебре» - будет оранжевый листочек, а «поздравить Пашу с Днем Рождения» - зеленый.

6. Составляй список из 10 – 12 дел. Больше не нужно. Обязательно добавь туда следующий пункт: написать план на завтрашний день.

7. В течение недели записывай в «ежедневник» все свои дела и сколько времени ты на них тратишь. Затем, разбей свои дела на 3 группы: учеба, досуг и дополнительные занятия (спорт, музыкальная школа, прочее). Для каждой группы выбери цвет и делай напротив каждой записи в ежедневнике пометку прозрачной закладкой: например, «учеба» - оранжевый, «досуг» - зеленый, «дополнительные занятия» - желтый. Подсчитай и проанализируй: правильно ли ты тратишь свое время? Наверняка есть вещи, которые не приносят никакой пользы – например, сидеть в соц. сетях без какой-либо цели. Нужно стараться избегать их.

8. Возьми список дел и зайди в «Календарь» на мобильном телефоне. Впиши дела по следующему дню таким образом, чтобы все дела были уточнены во времени. Другими словами имели временные рамки. Музыка будильника тебя будет предупреждать о делах.

9. Думай об успехе. Как правило, выполнение самых трудоемких задач приводит нас к большим достижениям. Подумай, как будет приятно получить ту самую заслуженную «пять» за итоговую контрольную работу.

10. Не забывай об отдыхе. От этого напрямую зависит эффективность и быстрота твоих действий. Хороший отдых поможет восстановить силы, что непременно скажется на твоей работоспособности и придаст энтузиазма.

11. Анализируй процесс и корректируй планы. Внеси в свой ежедневный план 5 минут на анализ результатов. Ответь себе на вопросы: «Удалось ли мне достичь желаемого?» или «Что помешало получить желаемый результат?».

Список дел:

  1. Сделать физику на вторник.
  2. Сделать химию на понедельник.
  3. Подготовить реферат по истории к пятнице.
  4. Погулять с собакой.
  5. Посмотреть новый ролик Ниииииколая Соболева.
  6. Подготовиться к контрольной в среду.
  7. Сходить в магазин за продуктами.
  8. Помыть посуду.
  9. Пойти погулять с друзьями.
  10. Переписываться в ВК.
  11. Позвонить маме.
  12. Постирать.
  13.  Поход к врачу в 19:00.
  14. Купить подарки на Новый год.
  15. Убраться в комнате.
  16. Разместить фото в Инстаграм.
  17. Сходить в гости к бабушке.
  18. Подготовиться к приходу гостей вечером.
  19.  Выучить стихи.
  20. Прочитать книгу по литературе.

Список дел:

1. Сделать физику на вторник.

2. Сделать химию на понедельник.

3. Подготовить реферат по истории к пятнице.

4. Погулять с собакой.

5. Посмотреть новый ролик Ниииииколая Соболева.

6. Подготовиться к контрольной в среду.

7. Сходить в магазин за продуктами.

8. Помыть посуду.

9. Пойти погулять с друзьями.

10. Переписываться в ВК.

11. Позвонить маме.

12. Постирать.

13.  Поход к врачу в 19:00.

14. Купить подарки на Новый год.

15. Убраться в комнате.

16. Разместить фото в Инстаграм.

17. Сходить в гости к бабушке.

18. Подготовиться к приходу гостей вечером.

19. Выучить стихи.

20. Прочитать книгу по литературе.

Список дел:

1. Сделать физику на вторник.

2. Сделать химию на понедельник.

3. Подготовить реферат по истории к пятнице.

4. Погулять с собакой.

5. Посмотреть новый ролик Ниииииколая Соболева.

6. Подготовиться к контрольной в среду.

7. Сходить в магазин за продуктами.

8. Помыть посуду.

9. Пойти погулять с друзьями.

10. Переписываться в ВК.

11. Позвонить маме.

12. Постирать.

13. Поход к врачу в 19:00.

14. Купить подарки на Новый год.

15. Убраться в комнате.

16. Разместить фото в Инстаграм.

17. Сходить в гости к бабушке.

18. Подготовиться к приходу гостей вечером.

19. Выучить стихи.

20. Прочитать книгу по литературе.


«Завтра – суббота, мой любимый день, а толку-то! Во-первых, не отоспишься – в 10.00 начало занятий на курсах подготовки к ЕГЭ. Во-вторых, в понедельник жуткая контрольная по математике и к ней надо готовиться. В принципе, можно, конечно, и в воскресенье подготовиться, но тогда – прощай, дача, куда родители намереваются уехать завтра вечером. А туда, между прочим, все наши съезжаются, обидно будет, если не поеду. В 16.00 – занятия с преподавателем по английскому, а я, между прочим, домашнее задание сделать так и не успел. Кстати, а где учебник? Я же его Толику отдал в прошлый раз, надо срочно назад забрать. Интересно, а Толик вроде, должен был уехать и вернуться только к часу в субботу. А что еще у нас в понедельник? Задание по физике – в принципе, не такое уж большое и сложное, но все равно, делать-то надо. Но хоть вечер радостный – с ребятами на дискотеку иду. Впрочем, какая дискотека, когда на дачу едем… Может, маму с отцом упросить, чтобы попозже поехали, и пробок, кстати, не будет. Хотя их в субботу и нет, вроде. Ох ты, мама же просила завтра обязательно пропылесосить квартиру, а я совсем забыл… Да что же это за день такой!»