Главные вкладки

    Мастер-класс по теме: «Тайм менеджмент для школьников. Приемы эффективной организации времени»
    методическая разработка на тему

    Мастер-класс по теме: «Тайм менеджмент для школьников. Приемы эффективной организации времени»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vremyakl.chas_.docx22.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс по теме: «Тайм менеджмент для школьников. Приемы эффективной организации времени»

    Ничто в действительности не принадлежит нам,

     кроме времени, которым мы владеем даже тогда,

    когда больше ничего не имеем

    Бальтасар Грасиан

    Тайм-менеджмент (англ. time management) — процесс тренировки сознательного контроля над количеством времени, потраченного на конкретные виды деятельности, при котором специально увеличиваются эффективность и продуктивность.

     Место проведения – просторный кабинет.

    Возраст учащихся – 14-16 лет.

    Необходимый материал: столы, стулья, бланки к упражнениям, ручки, свисток/ колокольчик, цветные карандаши

    Цель занятия: Научить старшеклассников практичным инструментам тайм-менеджмента

    Задачи:

    • обучить эффективным инструментам планирования и распределения времени;
    • отработать на практике базовые навыки тайм-менеджмента.

    Ход занятия.

                                                                       Введение.

                                                                      Знакомство.

                                                 Упражнение «Ежедневник».

    Цель: знакомство участников группы друг с другом, введение в тему, осознание своих личных ресурсов.

    Необходимый материал: листы бумаги, ручки.

    Источник: Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков.

                                         Упражнение «Чувство времени».

    Цель: Участники тестируют себя — насколько точно они ощущают течение времени.

    Необходимый материал: колокольчик или свисток, секундомер, листы бумаги, ручки.

    Инструкция участникам: Надо уметь контролировать время, отведённое на работу и отдых, мысленно научиться давать себе «звонки» (ведущий звонит в колокольчик, привлекая внимание участников, и незаметно включает секундомер). Это поможет выработать у себя чувство времени. Человек, обладающий таким чувством, всегда знает, который час, всегда рассчитывает своё время и потому всё успевает, никуда не опаздывает.

    А есть ли у вас чувство времени? Как оно развито?

    Конечно, чувство времени есть у каждого человека, только у одних оно работает с точностью до минуты, а у других разлажено – плюс-минус полчаса (ведущий второй раз звонит в колокольчик и останавливает секундомер).

    А теперь, не обсуждая вслух, запишите на листочках (участники получают их вначале занятия) сколько времени прошло с момента первого звонка до второго? Только не пытайтесь просчитать, прикинуть, а оцените своё ощущение времени.

    И вот реальный результат (ведущий озвучивает показания секундомера)

    Обсуждение: какое значение имеет чувство времени для человека.

    1. Основная часть

                                 Упражнение на основе матрицы Эйзенхауэра

    Цель: научить расставлять дела по приоритету.

    Необходимый материал: бланки с «матрицей Эйзенхауэра», ручки, список дел.

    Процедура проведения:

    Ведущий рассказывает участникам о 4-х категориях дел по Д. Эйзенхауэру и принципы расстановки приоритетов.

    Участникам предлагается самостоятельно распределить дела из списка по 4 категориям. Работа в группах 5 минут.

                                         Упражнение « Жесткие и гибкие».

    Цель: научить определять гибкие и жесткие дела.

    Необходимый материал: зеленые и синие карточки, список дел.

    Инструкция для участников: Для того чтобы  эффективно спланировать свой день нужно познакомиться еще с такими понятиями как жесткие и гибкие дела.

    Жесткие дела в дне – это дела, у которых четко определено время начала. Какие примеры вы можете назвать? (школьные уроки, классные часы, кружки и секции, начало сеанса в кино и т.д.)

    Помимо этого у нас еще много дел, которые не обязательно делать в определенные часы, просто нужно успеть сделать. Такие дела называют «гибкими».

    У вас есть зеленый круг (гибкие дела) и синий квадрат (жесткие дела). Я буду произносить по 1-му делу. Если это «жесткое дело», поднимайте синий квадрат, а если «гибкое» - зеленый круг.

                                          Упражнение «Запланируй субботу»

    Цель: Отработать технологию жестко-гибкого планирования.

    Необходимый материал: бланки с текстом, листы бумаги, ручки

    Инструкция для участников: Прочитайте размышления старшеклассника о предстоящей субботе и составьте план дня. Для этого подчеркните все дела, которые необходимо сделать и определите, какие из них жесткие, а какие гибкие. Затем разделите чистый лист пополам по-вертикали. Слева проставьте сетку часов и запишите жесткие дела. Справа запишите гибкие дела, начиная с самых важных. Подсчитайте время, которое потребуется на выполнение объемных дел и прикиньте, в какое время дня их лучше сделать.

    Работа в группах 10 минут. Обсуждение.

     

    1. Заключительная часть

                   Вариант проведения анализа «Часы моих достижений».

    Цель: проанализировать, насколько полезным для каждого участника было время, проведенное на тренинге.

    Необходимый материал: бланки с часами, ручки.

    Инструкция участникам: Наше занятие по времени составило 1 час. Предлагаю вам оценить, насколько полезным было время, проведенное на тренинге. Для этого на бланке «Часы моих достижений», укажите время, которое вы затратили на тот или иной вид деятельности, в течении занятия. Если у вас есть свой вариант, отметьте его в свободном окошке.

    Источник: Спирина Л.В. «Я взрослый и хочу быть свободным!...» или прыгнуть выше головы.

     

    Рекомендуемая литература.

    1. 1.Копейкина И., Меркулова Т., Управление временем. Практические занятия и упражнения. - "Классное руководство и воспитание школьников" №02/2009;
    2. 2.Лукашенко М. Тайм-менеджмент для детей: Книга продвинутых родителей. – М..: Альпина паблишер, 202. – 297 с.
    3. 3.Спирина Л.В. «Я взрослый и хочу быть свободным!...» или прыгнуть выше головы. – Краснодар, 2005.-72с.
    4. 4.Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – Спб.:Питер, 2008. – 160 с.
    5. 5.Шухова Н.,  Организация времени старшеклассника (из опыта проведения занятий).- Научно-учебный центр психологии Новосибирского госуниверситета, 1996;
    6. 6.Просто об управлении временем [Электронный ресурс] - http://timestep.ru

    Методист ЦВР «Синегория» Лещева Елена Ивановна.

    Классный час на тему: «Выборы органов самоуправления, распределение поручений. Обязанности»

    Цель и задачи самоуправления в классном коллективе 

    Цели организации ученического самоуправления в классе

    - повышение активности учащихся в классных делах; 
    - реализация интересов каждого учащегося; 
    - привлечение родителей к совместной деятельности. 

    Задачи организации ученического самоуправления в классе: 

    - создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества; 
    - дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела; 
    - создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности; 
    - создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей); 
    - формировать толерантность, умение общаться. 

    Организация самоуправления в классном коллективе 

    Принципы самоуправления в классном коллективе 

    1. Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения. 

    2. Выборность - полномочия приобретаются в результате выборов. 

    3. Откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся. 

    4. Законность – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов. 

    5. Целесообразность – деятельность органов самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся. 

    6. Гуманность – действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах. 

    7. Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся. 

    8. Ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед своими избирателями. 

    Содержание деятельности самоуправления классного коллектива 

    1. Творческое развитие каждого ученика. 

    2. Создание в классе микроклимата сотрудничества учителей, учеников, родителей. 

    3. Реализация личностного потенциала в деятельности: военно-патриотической; профориентационной; ценностно-ориентировочной; общественно-значимой. 

    Организация работы органов самоуправления 

    1. Органы классного самоуправления работают во взаимодействии с органами педагогического и родительского самоуправления. 

    2. Собрания и классные часы проводит совет класса совместно с классным руководителем. 

    3. Решения органов классного самоуправления принимаются открыто. 

    4. Решения принимаются простым большинством, но мнение меньшинства должно внимательно выслушиваться и учитываться. 

    5. В случае несогласия с решением органа классного самоуправления любой ученик может опротестовать это решение в вышестоящем органе самоуправления. 

    Структура самоуправления класса

    Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов привлекаются родители обучающихся. В компетенцию классного собрания входят следующие вопросы: - избрание органов самоуправления, определение их структуры и функциональных обязанностей; - избрание исполнительных органов самоуправления (секторов); - установление конкретных задач деятельности ученического коллектива на определенный срок и принятие конкретных программ работы; - делегирование своих представителей в общественные органы самоуправления (совет старшеклассников школы); - координация работы исполнительных органов самоуправления (секторов), заслушивание отчетов об их работе и оценка их деятельности; - установление форм поощрения и порицания в классном коллективе; - внесение предложений в администрацию школы и органы школьного самоуправления об улучшении жизнедеятельности своего коллектива. 

    Обязанности по направлениям: 

    Староста 

    • Подготовка и проведение заседаний актива класса, круглых столов, конференций, встреч с активами других классов. 

    • Контроль за работой класса. 

    • Распределение обязанностей при проведении КТД. 

    • Участие в собраниях Совета Старшеклассников 

    Заместитель старосты обязан: 

    • Выполнять обязанности старосты в случае его отсутствия. • Контролировать выполнения поручений членами классного коллектива Совет порядка 

    • Контроль за посещаемостью. 

    • Контроль за выполнением режима дня и Устава школы. 

    • Контроль внешнего вида. 

    • Участие в собраниях СС. 

    Культурный отдел 

    • Организация участия класса в проведении праздников, концертов, музыкальных гостиных и т.д. 

    • Проведение классных огоньков, дискотек. 

    • Участие в собраниях СС. 

    Спортивно – оздоровительный отдел 

    • Подготовка и организация походов, конкурсов, эстафет. 

    • Организация соревнований по различным видам спорта с другими классами, школами. 

    • Участие в Дне здоровья. 

    • Участие в собраниях СС. 

    Пресс - центр 

    • Подготовка оформления и реквизита к праздникам и вечерам, 

    • Организация участия в конкурсах газет к знаменательным датам года. 

    • Участие в работе школьного пресс-центра 

    • Участие в собраниях Совет Сташеклассников. 

    Учебный отдел 

    • Контроль успеваемости в классе. 

    • Организация консультационных групп для помощи отстающим ученикам. 

    • Проверка дневников и учебников. 

    • Участие в организации и проведении олимпиад, предметных недель. 

    • Участие в проведении тематических вечеров, выставок, конкурсов по предметам. 

    • Участие в организации встреч с интересными людьми. 

    • Участие в собраниях СС.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер - класс по химии тема "Самодельные индикаторы"

    С данным мастер - классом я участвовала в районном конкурсе "Мастер - класс" в номинации "Оптимизация образовательного процесса". Заняла 2 место....

    Мастер - класс по химии «Дифференцированный подход к обучению школьников на уроках химии»

    Объективная реальность нашего времени – необходимость использования эффективных форм и методов обучения. Традиционные приемы во многом устарели, не способны обеспечить мотивацию обучения, сотрудничест...

    Мастер-класс по проблеме «Использование инфомационно - коммуникативных технологий на уроке истории, организация работы в группах», урок по теме "Реформы Петра I"

    Тема. Реформы Петра I. Цели урока: 1. Охарактеризовать модернизацию государственной системы России в петровское время. 2. Сформировать представление у учащихся о преобразованиях центральн...

    Сценарий классного часа по теме: "Тайм-менеджмент"

    Сценарий классного часа разработан для обучающихся 5 класса.Цель классного часа – погружение в тему и мотивация детей на освоение новых знаний и умений.Задачи:·...

    Презентация на тему "Использование коррекционных методов и приемов при организации уроков профессионально-трудовой направленности"

    Презентация - это результат работы по теме самообразования. Использован собственный опыт работы над темой, а также материалы методической литературы. Рассмотренные методы и приемы могут быть полезны в...

    Методическая разработка "Тренинговое занятие «Тайм-менеджмент для школьников»"

    Тренинговое занятие «Тайм-менеджмент для школьников» Тайм-менеджмент (англ. time management) — процесс тренировки сознательного контроля над количеством времени, потраченно...