Мастер-класс по теме: «Тайм менеджмент для школьников. Приемы эффективной организации времени»
методическая разработка на тему

Синько Елена Александровна

Мастер-класс по теме: «Тайм менеджмент для школьников. Приемы эффективной организации времени»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremyakl.chas_.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме: «Тайм менеджмент для школьников. Приемы эффективной организации времени»

Ничто в действительности не принадлежит нам,

 кроме времени, которым мы владеем даже тогда,

когда больше ничего не имеем

Бальтасар Грасиан

Тайм-менеджмент (англ. time management) — процесс тренировки сознательного контроля над количеством времени, потраченного на конкретные виды деятельности, при котором специально увеличиваются эффективность и продуктивность.

 Место проведения – просторный кабинет.

Возраст учащихся – 14-16 лет.

Необходимый материал: столы, стулья, бланки к упражнениям, ручки, свисток/ колокольчик, цветные карандаши

Цель занятия: Научить старшеклассников практичным инструментам тайм-менеджмента

Задачи:

  • обучить эффективным инструментам планирования и распределения времени;
  • отработать на практике базовые навыки тайм-менеджмента.

Ход занятия.

                                                                   Введение.

                                                                  Знакомство.

                                             Упражнение «Ежедневник».

Цель: знакомство участников группы друг с другом, введение в тему, осознание своих личных ресурсов.

Необходимый материал: листы бумаги, ручки.

Источник: Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков.

                                     Упражнение «Чувство времени».

Цель: Участники тестируют себя — насколько точно они ощущают течение времени.

Необходимый материал: колокольчик или свисток, секундомер, листы бумаги, ручки.

Инструкция участникам: Надо уметь контролировать время, отведённое на работу и отдых, мысленно научиться давать себе «звонки» (ведущий звонит в колокольчик, привлекая внимание участников, и незаметно включает секундомер). Это поможет выработать у себя чувство времени. Человек, обладающий таким чувством, всегда знает, который час, всегда рассчитывает своё время и потому всё успевает, никуда не опаздывает.

А есть ли у вас чувство времени? Как оно развито?

Конечно, чувство времени есть у каждого человека, только у одних оно работает с точностью до минуты, а у других разлажено – плюс-минус полчаса (ведущий второй раз звонит в колокольчик и останавливает секундомер).

А теперь, не обсуждая вслух, запишите на листочках (участники получают их вначале занятия) сколько времени прошло с момента первого звонка до второго? Только не пытайтесь просчитать, прикинуть, а оцените своё ощущение времени.

И вот реальный результат (ведущий озвучивает показания секундомера)

Обсуждение: какое значение имеет чувство времени для человека.

  1. Основная часть

                             Упражнение на основе матрицы Эйзенхауэра

Цель: научить расставлять дела по приоритету.

Необходимый материал: бланки с «матрицей Эйзенхауэра», ручки, список дел.

Процедура проведения:

Ведущий рассказывает участникам о 4-х категориях дел по Д. Эйзенхауэру и принципы расстановки приоритетов.

Участникам предлагается самостоятельно распределить дела из списка по 4 категориям. Работа в группах 5 минут.

                                     Упражнение « Жесткие и гибкие».

Цель: научить определять гибкие и жесткие дела.

Необходимый материал: зеленые и синие карточки, список дел.

Инструкция для участников: Для того чтобы  эффективно спланировать свой день нужно познакомиться еще с такими понятиями как жесткие и гибкие дела.

Жесткие дела в дне – это дела, у которых четко определено время начала. Какие примеры вы можете назвать? (школьные уроки, классные часы, кружки и секции, начало сеанса в кино и т.д.)

Помимо этого у нас еще много дел, которые не обязательно делать в определенные часы, просто нужно успеть сделать. Такие дела называют «гибкими».

У вас есть зеленый круг (гибкие дела) и синий квадрат (жесткие дела). Я буду произносить по 1-му делу. Если это «жесткое дело», поднимайте синий квадрат, а если «гибкое» - зеленый круг.

                                      Упражнение «Запланируй субботу»

Цель: Отработать технологию жестко-гибкого планирования.

Необходимый материал: бланки с текстом, листы бумаги, ручки

Инструкция для участников: Прочитайте размышления старшеклассника о предстоящей субботе и составьте план дня. Для этого подчеркните все дела, которые необходимо сделать и определите, какие из них жесткие, а какие гибкие. Затем разделите чистый лист пополам по-вертикали. Слева проставьте сетку часов и запишите жесткие дела. Справа запишите гибкие дела, начиная с самых важных. Подсчитайте время, которое потребуется на выполнение объемных дел и прикиньте, в какое время дня их лучше сделать.

Работа в группах 10 минут. Обсуждение.

 

  1. Заключительная часть

               Вариант проведения анализа «Часы моих достижений».

Цель: проанализировать, насколько полезным для каждого участника было время, проведенное на тренинге.

Необходимый материал: бланки с часами, ручки.

Инструкция участникам: Наше занятие по времени составило 1 час. Предлагаю вам оценить, насколько полезным было время, проведенное на тренинге. Для этого на бланке «Часы моих достижений», укажите время, которое вы затратили на тот или иной вид деятельности, в течении занятия. Если у вас есть свой вариант, отметьте его в свободном окошке.

Источник: Спирина Л.В. «Я взрослый и хочу быть свободным!...» или прыгнуть выше головы.

 

Рекомендуемая литература.

  1. 1.Копейкина И., Меркулова Т., Управление временем. Практические занятия и упражнения. - "Классное руководство и воспитание школьников" №02/2009;
  2. 2.Лукашенко М. Тайм-менеджмент для детей: Книга продвинутых родителей. – М..: Альпина паблишер, 202. – 297 с.
  3. 3.Спирина Л.В. «Я взрослый и хочу быть свободным!...» или прыгнуть выше головы. – Краснодар, 2005.-72с.
  4. 4.Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – Спб.:Питер, 2008. – 160 с.
  5. 5.Шухова Н.,  Организация времени старшеклассника (из опыта проведения занятий).- Научно-учебный центр психологии Новосибирского госуниверситета, 1996;
  6. 6.Просто об управлении временем [Электронный ресурс] - http://timestep.ru

Методист ЦВР «Синегория» Лещева Елена Ивановна.

Классный час на тему: «Выборы органов самоуправления, распределение поручений. Обязанности»

Цель и задачи самоуправления в классном коллективе 

Цели организации ученического самоуправления в классе

- повышение активности учащихся в классных делах; 
- реализация интересов каждого учащегося; 
- привлечение родителей к совместной деятельности. 

Задачи организации ученического самоуправления в классе: 

- создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества; 
- дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела; 
- создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности; 
- создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей); 
- формировать толерантность, умение общаться. 

Организация самоуправления в классном коллективе 

Принципы самоуправления в классном коллективе 

1. Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения. 

2. Выборность - полномочия приобретаются в результате выборов. 

3. Откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся. 

4. Законность – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов. 

5. Целесообразность – деятельность органов самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся. 

6. Гуманность – действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах. 

7. Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся. 

8. Ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед своими избирателями. 

Содержание деятельности самоуправления классного коллектива 

1. Творческое развитие каждого ученика. 

2. Создание в классе микроклимата сотрудничества учителей, учеников, родителей. 

3. Реализация личностного потенциала в деятельности: военно-патриотической; профориентационной; ценностно-ориентировочной; общественно-значимой. 

Организация работы органов самоуправления 

1. Органы классного самоуправления работают во взаимодействии с органами педагогического и родительского самоуправления. 

2. Собрания и классные часы проводит совет класса совместно с классным руководителем. 

3. Решения органов классного самоуправления принимаются открыто. 

4. Решения принимаются простым большинством, но мнение меньшинства должно внимательно выслушиваться и учитываться. 

5. В случае несогласия с решением органа классного самоуправления любой ученик может опротестовать это решение в вышестоящем органе самоуправления. 

Структура самоуправления класса

Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов привлекаются родители обучающихся. В компетенцию классного собрания входят следующие вопросы: - избрание органов самоуправления, определение их структуры и функциональных обязанностей; - избрание исполнительных органов самоуправления (секторов); - установление конкретных задач деятельности ученического коллектива на определенный срок и принятие конкретных программ работы; - делегирование своих представителей в общественные органы самоуправления (совет старшеклассников школы); - координация работы исполнительных органов самоуправления (секторов), заслушивание отчетов об их работе и оценка их деятельности; - установление форм поощрения и порицания в классном коллективе; - внесение предложений в администрацию школы и органы школьного самоуправления об улучшении жизнедеятельности своего коллектива. 

Обязанности по направлениям: 

Староста 

• Подготовка и проведение заседаний актива класса, круглых столов, конференций, встреч с активами других классов. 

• Контроль за работой класса. 

• Распределение обязанностей при проведении КТД. 

• Участие в собраниях Совета Старшеклассников 

Заместитель старосты обязан: 

• Выполнять обязанности старосты в случае его отсутствия. • Контролировать выполнения поручений членами классного коллектива Совет порядка 

• Контроль за посещаемостью. 

• Контроль за выполнением режима дня и Устава школы. 

• Контроль внешнего вида. 

• Участие в собраниях СС. 

Культурный отдел 

• Организация участия класса в проведении праздников, концертов, музыкальных гостиных и т.д. 

• Проведение классных огоньков, дискотек. 

• Участие в собраниях СС. 

Спортивно – оздоровительный отдел 

• Подготовка и организация походов, конкурсов, эстафет. 

• Организация соревнований по различным видам спорта с другими классами, школами. 

• Участие в Дне здоровья. 

• Участие в собраниях СС. 

Пресс - центр 

• Подготовка оформления и реквизита к праздникам и вечерам, 

• Организация участия в конкурсах газет к знаменательным датам года. 

• Участие в работе школьного пресс-центра 

• Участие в собраниях Совет Сташеклассников. 

Учебный отдел 

• Контроль успеваемости в классе. 

• Организация консультационных групп для помощи отстающим ученикам. 

• Проверка дневников и учебников. 

• Участие в организации и проведении олимпиад, предметных недель. 

• Участие в проведении тематических вечеров, выставок, конкурсов по предметам. 

• Участие в организации встреч с интересными людьми. 

• Участие в собраниях СС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по проблеме «Использование инфомационно - коммуникативных технологий на уроке истории, организация работы в группах», урок по теме "Реформы Петра I"

Тема. Реформы Петра I. Цели урока: 1. Охарактеризовать модернизацию государственной системы России в петровское время. 2. Сформировать представление у учащихся о преобразованиях центральн...

Сценарий классного часа по теме: "Тайм-менеджмент"

Сценарий классного часа разработан для обучающихся 5 класса.Цель классного часа – погружение в тему и мотивация детей на освоение новых знаний и умений.Задачи:·...

Методическая разработка "Тренинговое занятие «Тайм-менеджмент для школьников»"

Тренинговое занятие «Тайм-менеджмент для школьников» Тайм-менеджмент (англ. time management) — процесс тренировки сознательного контроля над количеством времени, потраченно...

Родительское собрание. Тема: «Тайм-менеджмент для детей».

Чем раньше ваш ребенок научится грамотно организовывать свое время, тем более спокойно, бесстрессово и эффективно пройдут его школьные годы, и тем более радостную, насыщенную и наполненную событиями ж...

Статья "Тайм-менеджмент для школьников. Причины прокрастинации"

Прокрастинация - проблема не только выпускных классов, в наше время всё чаще дети сталкиваются с неспособностью заставить себя начать какое-либо дело. Отсутствие знаний по данному вопросу  влечет...

Статья "Тайм-менеджмент для школьников. Способы борьбы с прокрастинацией".

Прокрастинация - проблема не только выпускных классов, в наше время всё чаще дети сталкиваются с неспособностью заставить себя начать какие либо дело. Отсутствие знаний по данному вопросу  влечет...

Тайм-менеджмент для школьников

Время – это народное богатство, такое же, как недра, лес, озера. Им можно пользоваться разумно, и можно его губить. Так легко его проболтать, проспать, истратить на бесплодные ожидания, на погон...