"Жизнь прекрасна! Не потрать ее напрасно!" Целевая профилактическая программа формирования жизнестойкости обучающихся с умственной отсталостью
методическая разработка по психологии

Евгения Геннадьевна Гардт

Одним из условий нормализации развития учащихся является ранняя профилактика социальной дезадаптации, редукция социальных и психологических девиаций, в том числе суицидального поведения. Стратегической целью превентивной работы является развитие личности подростка, включающее осознание им собственных ценностей и смысла существования; формирование созидательной и активной жизненной позиции.Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди обучающихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_gardt_zhizn.docx146.22 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ  ОО «Полтавская адаптивная школа-интернат»

"Жизнь прекрасна! Не потрать ее напрасно!"

Целевая профилактическая программа

формирования жизнестойкости обучающихсяс умственной отсталостью

(для детей 8 – 16 лет)

Составитель: Гардт Е.Г.

педагог-психолог

2019  год

Пояснительная записка.

В настоящее время в государственной политике РоссийскойФедерации расставлены приоритетные акценты в направленииздоровьесбережения населения страны и, в первую очередь, детей.Существенно способствует реализации поставленных задач поулучшениюданнойситуацииздоровьесберегающие технологии.Вместе с тем, проблема профилактики подростковых имолодежных самоубийств относится к числу тех, актуальностькоторых резко возросла в условиях социокультурного кризисапоследних десятилетий. Российские показатели уровня суицида внесколько раз превышают среднемировые. Особенно стремительнорастет число самоубийств  среди  подростков и молодежи.

На сегодняшний день в России существуют нормативные документы отражающие вопросы, связанные с профилактикой суицидального риска:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;
  • ФЗ от 24.07.1998 № 124 – ФЗ (редакция от 25.11.2013 г.) «Об основных гарантиях ребенка в Российской Федерации»;
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 17.12.2012 № 1897 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся»;
  • Письмо Минобрнауки России от 18.01.2016 N 07-149 "О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида"
  • Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации;

 В современных условиях обучения  деятельность детей предполагает

проявление активности и самостоятельности в принятиирешений. Одним  из важных обстоятельств адаптации детей к стремительно изменяющимся условиямсоциума предполагается наличие факторов  жизнестойкости.

Владение личностью   жизнестойким потенциалом имеет практическое

значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции

и личностных расстройств, а также формирует основу внутренней гармонии,  психического здоровья, высокой работоспособности. О дезинтеграции личности говорят при  потере организующей роли высшего уровня психики в регуляции поведения и деятельности, утратамотивов и целей,  жизненных смыслов, ценностей.

Дети с умственной отсталостью также испытывают суицидальные мысли, как и дети без нарушений. Эта проблема на данный момент малопостигнута учеными. Факторы, которые сильно влияют на риск возникновения суицидальных тенденций: нарушение психических функций, наличие  физических недостатков. У детей с умственной отсталостью отмечается неразвитость саморегуляции, т. е.  неумение управлять собой. Это выражается в задержке развития образного мышления, требующего внутреннего плана действия. Ребенок с умственной отсталостью не получает в полной мере от окружающих поддержки и заинтересованного внимания, не обладает всем спектром навыков социального поведения, который необходим для успешной социальной адаптации. У большинства детей с умственной отсталостью отмечается неадекватная самооценка, завышенный уровень притязаний, переоценка или недооценка своих возможностей. Таким детям свойственна поверхностность чувств, моральное иждивенчество или осознание своей ущербности. У детей в подростковом возрасте могут проявляться разнообразные психопатические черты характера – агрессивность, истерические реакции, эмоциональная лабильность. Также затрудняет процесс социализации недостаточное выделение собственного «Я» ребенка, которое не сформировалось в раннем детстве по причине недостаточного общения с близкими взрослыми и отсутствия личностного отношения к себе.

Возрастные особенности суицидального поведения характерные для определенных возрастных групп, разделенны согласно возрастным пикам суицидальной активности.

Детский возраст (до 12 лет). Для детей характерны импульсивные суицидальные действия, их наиболее частой причиной являются ссоры в семье, агрессивное, негативное отношение родителей к ребенку.

Подростковый возраст (12—17 лет). В подростковом возрасте причиной импульсивных суицидальных действий обычно являются конфликтные отношения с родителями, реже с учителями. Подростки нередко тщательно планируют суицидальные действия, их основой является экзистенциальный кризис, обусловленный психологической депривацией.

Молодежный возраст (17—29 лет). В подавляющем большинстве случаев суицидальные действия носят импульсивный характер и обусловлены разрывом отношений или ссорой с партнером.

Воспитанники интерната живут на полном государственном обеспечении, что приводит к формированию иждивенческой позиции по отношению ко всем окружающим. Как показывает практика, обучающиеся  школы-интерната, переступив порог школы и   возвращаясь, домой,  не могут обустроить свой быт, у них плохо развиты социально-бытовые навыки, испытывают большие трудности в процессе профессионального определения и трудовой деятельности. Эти трудности обусловлены целым рядом факторов, среди которых: неумение применитьполученные знания, личностные факторы, отсутствие у них целостной модели собственного жизненного пути, а также - и это важно, отсутствие у них практической модели использования навыков на этапе «выхода в жизнь», несформированность смысловой саморегуляции. При современном обучении в школах ребята получают необходимые знания, умения и навыки, но зачастую, они не обладают способностью эффективно адаптироваться к меняющимся условиям жизни, не знают как вести себя в трудных жизненных ситуациях, не умеют грамотно справляться со стрессом.

Становится, очевидна проблема, обусловленная противоречием между создавшейся социальной обстановкой, условиями, требующими предельногоприспособления, умения результативно справляться с непрерывно поступающим стрессом и меняющимися условиями жизнедеятельности и недостаточным уровнем жизнестойкости, незнанием необходимых навыков саморегуляции, недостатком знаний по применению личностного потенциала. К тому же, означенная проблема дополняется практической важностью анализа психологических предпосылок  жизнестойкости для оптимизации процессов личностной, профессионально - личностной адаптации, умению справляться с жизненными и профессиональными стрессами.

Целеустремленность, оптимизм и сильный характер считаются главными составляющими понятия жизнестойкости. Чтобы быть жизнестойким,  необходимо иметь жизненные цели, воспринимать сам процесс жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, ощущать насколько продуктивна и осмысленна жизнь, иметь представление о себе как сильной личности, иметь убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.

Возрастающие потребности нашего общества в выборе принципов создания благоприятныхусловий для успешного развития личности, эффективности реализациижизненного путиопределяют актуальность данной темы. Вопрос построения собственной жизни, ее управляемость или зависимость от обстоятельств будет всегда волновать человека. Жизненный путь личности имеет единые для всех «измерения», но способ разрешения жизненных проблем, построения жизни, удовлетворенность ею,  безусловно, индивидуальны (К.А.  Абульханова, Е.Ю.  Коржова, Н.А.  Логинова).

Трудные жизненные ситуации, кризисы, стрессы, стратегии поведения человека в кризисных ситуациях, способы совладания с ними, формы и методы оказания психологической помощи человеку, находящемуся в кризисной ситуации, широко изучаются в современной психологии (Анцыферова Л.И., Василюк Ф.Е., Дикая Л.Г., Козлов В.В., Конторович В.А., Крукович Е.И., Махнач А.В., Поливанова К.Н., Ромек В.Г. и др.). Однако, вопросы об эмоциональной и личностной устойчивости детей, переживающих трудные жизненные ситуации, еще не стал предметом научного анализа. Между тем, в психолого-педагогической практике накоплен большой практический опыт оказания помощи обучающимся, разработаны программы, направленные на предупреждение асоциальных последствий кризисов и трудностей: наркомании, вовлечения в секты, бродяжничества, агрессивного поведения, насилия в семье и т.д. Данная программа по формированию жизнестойкости у обучающихся с умственной отсталостью направлена на повышение уровня жизнестойкости обучающихся, самооценки и уверенности в своих силах, а также профилактику антивитального поведения.

Неудовлетворенные потребности, социальная изоляция и непереносимая душевная боль могут подтолкнуть человека к мысли о бегстве от себя путем прерывания жизни. Во многих случаях, страх неудачи, общественного порицания и осознание греховности самоубийства, особенно для людей верующих, способно сдержать суицидальные намерения и избежать роковой ошибки. Открытость общения, чуткость и внимательность к другим людям являются, напротив, залогом психического благополучия.

Терминология.

Жизнестойкость представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых.

Таким образом, жизнестойкость представляет собой личностную характеристику, формирующуюся в детском и подростковом возрасте, хотя теоретически её развитие возможно и в более позднем возрасте.

Мадди предупреждает, что понятие жизнестойкости не следует смешивать с близкими по смыслу понятиями, такими как оптимизм, чувство связности, самоэффективность, устойчивость, религиозность и т.д.

Основные понятия:

Покушение на самоубийство – это деятельность человека, которая не закончилась летальным исходом по различным обстоятельствам.

Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни.

Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.

Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства.

Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации. Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.

Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство. Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.

Жизнестойкость(по Леонтьеву) – черта, характеризующаяся мерой преодоления личности самой себя.

Составляющими жизнестойкости (по С. Мади) является убежденность личности в готовности справиться с ситуацией, и открытость всему новому. Жизнестойкость включает в себя три компонента, а именно: вовлеченность, контроль, принятие риска.

Вовлеченность – отвечает за получение человеком радости от выполняемой деятельности.

Контроль, позволяющий человеку поддерживать активную жизненную позицию и самостоятельно выбирать свой жизненный путь.

Принятие риска, подталкивающего  к оправданному риску и помогающему пользоваться полученным опытом.

Эмоциональный интеллект - способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Относится к гибким навыкам.

Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.

Одним из условий нормализации развития учащихся является ранняя профилактика социальной дезадаптации, редукция социальных и психологических девиаций, в том числе суицидального поведения. Стратегической целью превентивной работы является развитие личности подростка, включающее осознание им собственных ценностей и смысла существования; формирование созидательной и активной жизненной позиции.

Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди обучающихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении.

Цель программы:

Генеральная  цель

-создание у педагогического коллектива, родителей  теоретической основы и отдельных практических навыков по формированию жизнестойкости обучающихся,  

- профилактика антивитального поведения обучающихся, создание условий по формированию  навыков преодоления трудных жизненных ситуаций, и адаптации к самостоятельной взрослой жизни, а также   развитие жизнестойкости у всех участников образовательного процесса с помощью выработки собственных ресурсов: созидательного творчества, навыков преодолевающего поведения.

Задачи для коллектива и родителей

Для развития личности обучающихся

- Изучить  особенности психолого-педагогического статуса каждого обучающегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении;

-  создать  систему психолого-педагогической поддержки обучающихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе школы и в период трудной жизненной ситуации;

- создать у педагогического коллектива и родителей теоретическую основу и отдельные практические навыки по формированию жизнестойкости обучающихся;

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, повышения качества их жизни.

-Помощь в овладении различными приемами снятия эмоционального напряжения,

- обеспечить развитие волевой сферы, приводящей  к достижению результатов,

- повысить уровень развития умений и навыков:

а) уверенного позитивного поведения;

б) конструктивного межличностного общения  и успешного взаимодействия с окружающими;

в) отстаивания и защиты своей точки зрения,

- повысить показатели в изучении уровня эмоциональной устойчивости;

-повысить уровень толерантности;

- формирование культуры здоровья школьников.

- Обеспечить широкий выбор форм внеурочной деятельности;

-  привить существующие в обществе социальные нормы поведения, формировать детское милосердие;

-организовать профилактическую  работу по предупреждению суицидальных поступков в среде обучающихся.

- Оказывать помощь в сохранении и укреплении психического здоровьяобучающихся;

-вырабатывать стрессоустойчивость;

-повышать уровень самооценки и  развивать уверенность в себе.

- Помочь обучающимся определить жизненные цели и пути их реализации.

- Научить использовать творческие способности как ресурс развития жизнестойкости, обеспечив  рост количества призеров в различных сферах.

Основными составляющими для работы с детьми с умственной отсталостью будут: повышение уровня мотивации, поднятие самооценки, повышение уровня уверенности в себе, в своих силах. Психологическая поддержка является фундаментом в профилактической работе. Необходимо научить таких детей преодолевать жизненные трудности, ставить адекватные жизненные цели. Ожидаемые конечные результаты реализации программы положительная динамика в развитии жизнестойкости обучающихся с умственной отсталостью. Через работу с самооценкой  ребенка, формирование ценностного отношения к собственной жизни и здоровью, наличие позитивных жизнеутверждающих целей и смыслов жизни, личная активность, удовлетворенность различными аспектами своей жизни, эмоциональное состояние, социальное самочувствие и стратегии реагирования на сложные жизненные ситуации. Особенности личностного развития подростков включает завершающий этап первичной социализации и «обретение определенной системы ценностей, целостного образа «Я», готовности к саморазвитию личности. Полученные знания и практические навыки, при работе с программой,  будут являться залогом успеха и эффективного жизненного пути обучающихся в самостоятельной жизни.

Отличительная особенность программы:

Основное отличие данной программы в том, что в рамках ее реализации

подразумевается комплексный, системный подход специалистов школы к проблеме развитияжизнестойкости, охватывающей все стороны личности, а не хаотичные,бессистемные мероприятия.В качестве результата внедрения данной программы можно рассматривать создание в школе мотивированной, системно мыслящей и осведомленной в области профилактики суицидального поведения обучающихся в образовательной организации, команды специалистов.

        Данная программа развития жизнестойкости «Жизнь прекрасна!Не потрать ее напрасно!» для обучающихся с умственной отсталостью, может заинтересовать  образовательные учреждения, Центры социального обслуживания, педагогов и психологов, заинтересованных в развитии собственных ресурсов жизнестойкости  обучающихся.

Программа состоит из 3 направлений:

  1. Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.
  2. Индивидуальная работа с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации (с низким уровнем социальной компетентности);
  3. Профилактические занятия для младших школьников и подростков (в рамках внеурочной занятости, на классных часах).

Сроки реализации программы 1 год, в ходе которого  последовательно осуществляются три этапа:

1 этап – подготовительно-диагностический, направлен на определение уровня развитости компонентов жизнестойкости учащихся;

2 этап – формирующий, включает в себя различные воспитательные мероприятия, развитие волевых качеств, высокий уровень социальной компетентности, развитие коммуникативных способностей и умений;

3 этап – оценка результатов посредством повторной диагностики компонентов жизнестойкости учащихся с помощью тех же методик, что и на первом этапе. Результаты опроса фиксируются в групповых картах – характеристиках,  что позволяет проследить динамику жизнестойкости.

Программа рассчитана на работу с учащимися 8-17 лет (2-9 классы). Возможная педагогическая, психологическая, консультационная работа со школьниками, направленная на снижение риска  суицида, должна проводиться с учетом гендерных и возрастных различий в определении смысла жизни.

Направления работы с родителями.

Одной из основных задач семьи является обеспечение ранней психологической и педагогической подготовки школьников, направленной на формирование навыков стрессоустойчивости и современных адаптивных стратегий поведения, ведущих к успешной самореализации. Важным фактором эффективных детско-родительских отношений, особенно в ситуации взаимодействия с детьми группы суицидального риска, является гуманистический стиль общения - безоценочное принятие подростка, ровное, терпеливое отношение к нему. В связи с этим наиболее эффективными способами педагогической поддержки семьи являются: консультирование, беседы, групповые консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, вечера вопросов и ответов; а наиболее эффективными приемами педагогической поддержки выступают доверительная беседа, совет, акцент на достоинства ребенка, проекция результата, обсуждение на равных.
        В программе сочетаются разные интерактивные групповые приемы работы:

1) Ролевые игры. В ходе проигрывания небольших сценок спланированного или произвольного характера, отражающих модели жизненных ситуаций, имитируются и разрешаются проблемы. Это хорошая наработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться родители.

2) Дискуссия. В процессе непосредственного общения с помощью логических доводов позволяет воздействовать на мнение, позиции и установки участников дискуссии.

3) Метод "Я-сообщения ("Я-высказывания")". Изучение данного метода позволит родителям применять его на практике в ситуации конфликта и конфронтации, столкновения интересов ребенка и родителя. Родители смогут искренне и эмоционально честно выразить свои чувства по отношению к поведению ребенка в форме, необходимой, чтобы сохранить отношения уважения, эмпатии и принятия, вместе с тем побуждая ребенка изменить свое поведение с учетом интересов родителя.

4) Мини-лекция. Используется для теоретического обоснования темы занятия, системы представлений о том или ином предмете, явлении, помощи участникам осмыслить проблему и прийти к определенному выводу.

5) Практическое задание - формирование навыков и умений применения приобретенных знаний в практической деятельности.

В организации обучения родителей важно учитывать возрастные  особенности той или иной категории детей. Занятия для родителей детей до 10 лет могут быть направлены на коррекцию детско-родительских отношений и, как следствие, повышение жизнестойкости детей. Для родителей детей в возрасте от 10 до 16 лет (подростки) основными направлениями работы являются информирование родителей о возрастных изменениях, связанных с пубертатным периодом; рассмотрение причин суицидальных действий; выработка эффективного способа поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях.

Направления работы с педагогами.

Программа теоретических и практических занятий для педагогов и воспитателей «Сохраним себя- для себя». Обязательным условием работы программы является включение систематической работы над эмоциональным выгоранием педагогов,  обучению техникам саморегуляции и аспектам жизнестойкости. Участие в программе вызывает стремление к формированию и развитию личных креативных качеств, дающих возможность генерации уникальных педагогических идей и получения инновационных педагогических результатов, а также наличие рефлексивной культуры, сформированность потребности в саморефлексии и в совместной рефлексии с другими субъектами педагогического процесса.

Постоянная  работа над повышением компетентности педагогического состава школы по проблеме детских и подростковых самоубийств, через организацию повышения квалификации педагогов и психолого-педагогическое просвещение.Прежде всего, педагоги должны быть осведомлены о наличии взаимосвязи между риском возникновения суицидального поведения и членством подростка в определенных референтных для него группах. Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних может быть эффективной только при комплексности и внедрении "командного стиля" работы. Личностные проблемы педагога (ригидность педагогического мышления, социальные стереотипы в оценке обучающихся, установки на доминантность, деформации восприятия детей и подростков, а также родителей и коллег) также затрудняют адекватное понимание проблем несовершеннолетнего, склонного к суицидальному риску. Именно поэтому направление работы с самими педагогами представляется весьма продуктивным и должно стать составной частью при создании программы по формированию навыков раннего распознавания суицидального поведения несовершеннолетних в образовательной организации.

Используются следующие формы и методы:

- практические занятия по профилактике профессиональной деформации и эмоциональному  выгоранию;

- организационные (педагогические советы, консилиумы, семинары, обсуждения в групповых дискуссиях, круглые столы);

- информационные методы (памятки, стендовая информация, информационные листы, буклеты, ИКТ).

Направления работы с детьми.

Первичная профилактика должна быть направлена на всех детей без исключений. Такая профилактика имеет несколько признаков:

 1. Универсальность. Профилактика должна быть направлена на предупреждение девиантного поведения.

2. Конструктивный характер. Такая профилактика изначально пытается создавать позитивные установки на жизнь. Также она способствует формированию адекватной личности ребенка.

 3. Опережающий характер воздействия. Т.е. как и было сказано ранее,  профилактика должна предупреждать девиантное поведение, и также создавать только стойкие и желательные установки у ребенка.

Формы работы

Тренинговые группы используются для того, чтобы обучить ребенка, не умеющего общаться в коллективе, этим навыкам. Для детей с нарушениями интеллекта это очень актуально, т.к. такие дети не всегда могут принять себя сами, такими, какие они есть, не говоря об окружающем мире. В таких группах могут обсуждаться различные проблемы, с которыми дети сталкиваются в обычной жизни, и дети пытаются совместными усилиями решить эти проблемы.

Группы умений. Такие группы помогают детям приобрести нужные умения, которые позволяют им лучше адаптироваться в жизни. В основном такие группы направлены на взаимодействие с окружающими людьми.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся, является разнонаправленным. В традиционной схеме профилактики основным критерием выделения направления выступает степень суицидального риска, в модели психолого-педагогического сопровождения профилактики предлагается новый подход, начиная от младшего школьника, далее – старших школьников, затем - подростков. Принципиальным отличием такого подхода являются охват возрастных  групп всех обучающихся, характеризующийся учетом  психологических особенностей каждого возрастного периода.

Обучение в сотрудничестве служит развитию эмоционального интеллекта и, как следствие, ведет к улучшению межэтнических отношений. Важнойчастью этого процесса является «обучение через опыт». Оно подразумевает, что дети не просто слушают наставления учителя о том, что «нужно уважать друг друга», а сами приобретают тот опыт, который позволяет им познать других с их особенностями, найти общее и различия, но отнестись к ним с уважением и пониманием. Когда учащиеся обращают больше внимания друг на друга, взаимодействуют, делятся знаниями, у них возникает чувство взаимного уважения, принятия друг друга. Аронсон пишет, что многие педагоги делают акцент на академических знаниях, которые дети получают во время обучения. Но социальные навыки, навыки общения, взаимодействия не менее, а подчас

и более важны, поэтому школа не должна замыкаться исключительно на том, чтобы дать знания по конкретным дисциплинам и предметам, но также воспитывать эмоционально зрелых людей, с высоким эмоциональным интеллектом (Aronson, 2000).

Схема 1.

Формы профилактики:

  1. «Как воспитать в себе мужчину».

Встречи и практические занятия с добровольцами-мужчинами.

  1. «Школа успеха»(психологические занятия)

Проведение программы психологических занятий с элементами тренинга с обучающимися 2-9 классов.

В формировании жизнестойкости немалую роль призваны сыграть классные руководители, которые будут проводить  беседы о смысле бытия, о ценности жизни, о неповторимости каждого мгновения. В качестве возможных форм превенции могут быть предложены уроки - биографии, уроки - примеры, уроки - судьбы, уроки - встречи, уроки - диспуты о смысле жизни, уроки - экскурсии и др. Ежемесячное проведение тематических классных часов, направленных на формирование у обучающихся с 1 по 9 класс ценностного отношения к жизни:"Учимся строить отношения", "Ты не один", "Настроение на "отлично", "Способность к прощению", "Испытание одиночеством", "Не навреди себе!" и др.

Участие обучающихся в конкурсах  рисунков "Краски счастливой жизни", "Пусть всегда буду Я!", "Я рисую счастливую жизнь", "Мой девиз по жизни"

3.«Главное в жизни – делать добро» используются следующие формы:
- уход за пожилыми людьми,

- посещение детей-инвалидов (на домашнем обучении).

Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) детский коллектив являетсясамым мощным ресурсом развития. Невозможно научить общаться со сверстниками, изолировав от них. От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние. Совместное обучение детей с разным уровнем возможностейпозитивно и эффективно по следующим причинам: ребята учатся взаимодействовать друг с другоми получают опыт взаимоотношений. Помощь детям с ОВЗ требует и социально-педагогическойподдержки их семей.

- волонтерская деятельность.

4. «Школьное телевидение». Снимаем видеоролики о нашей школьной жизни.

5. Ч Читаем книги, смотрим фильмы:

Чте        к-биографии великих людей,

-фильмы о спорте, победе,

- совместное чтение книг с пожилыми людьми,

- мотиваторы.

6. Престиж здорового образа жизни в школе. 

Формирование у школьников в процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей и значимой мотивации на соблюдение норм и правил ЗОЖ, находящей одобрение и поддержку среди сверстников и в семье, где с раннего возраста закладываются предпосылки здорового или, наоборот, аддиктивпого, саморазрушающего поведения.
Формирование у обучающихся ценностного отношения к жизни.сочинений, стенгазет, информационных сайтов, областные, муниципальные, городские и школьные акции, тематические выставки творческих работ обучающихся "Я люблю тебя жизнь!", "Твой выбор".

Размещение на сайтах образовательных организаций информации о работе телефона доверия (8-800-200-122), распространение памяток "Телефон доверия".

Подготовительный этап

Информирование педагогического коллектива о профилактике суицидального поведения на основе формирования жизнестойкости

Ответственные

Мероприятия

Сроки

Администрация

Издает локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность педагогических работников по формированию жизнестойкости обучающихся. Включает в план учебно-воспитательной работы образовательной организации раздел: «Формирование жизнестойкости обучающихся». Организует проведение методических семинаров, (педагогических советов) по организационно-содержательным вопросам формирования жизнестойкости обучающихся в образовательной организации педагогическими работниками. Согласовывает и утверждает программу «Жизнь прекрасна! Не потрать ее напрасно!».

Август – сентябрь

Классные руководители, воспитатели

Определяют направления воспитательной работы в классном коллективе с учетом профиля сформированных качеств жизнестойкости в классе;

планируют содержание классных часов, родительских собраний;взаимодействуют с педагогом-психологом.

Сентябрь

Педагог-психолог

Определяет группу подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Проводит консультирование родителей (законных представителей) данной группы подростков, получает письменное разрешение (или письменный отказ) о проведении индивидуальной коррекционно - развивающей работы. Проводит диагностику личностного развития детей подросткового возраста, оказавшимися в трудной жизненной ситуации (при наличии письменного разрешения родителей (законных представителей). Составляет учебно-тематический план индивидуальных занятий с подростками группы риска и утверждает его с руководителем образовательной организации.

Сентябрь - май

Формирующий этап

Реализация программы

Ответственные

Мероприятия

Сроки

Администрация

Организует проведение родительских собраний, методических семинаров, педагогических советов по вопросам повышения психолого-педагогической компетентности педагогов.Организация просветительской работы с родителями (законными представителями) в том числе с использованием интернет-ресурсов. Координирует работу всех педагогических работников и организует контроль по исполнению  плана по формированию жизнестойкости обучающихся.

Сентябрь – май

Классные руководители, воспитатели

Организуют просветительскую работу с родителями (законными представителями) обучающихся;проводят классные часы по формированию жизнестойкости в соответствии с планом работы;организуют включение подростков в ценностно-значимую для них деятельность;осуществляют индивидуальное педагогическое сопровождение обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с низким коэффициентом социальной компетентности.

Сентябрь – май

Педагог – психолог

Проводит групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по формированию совладающего поведения с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Участвует в подготовке и проведении родительских собраний, семинаров для педагогов и родителей (законных представителей). Осуществляет методическое сопровождение классных руководителей и воспитателей по организации ими работы в классах и группах, направленной на формирование жизнестойкости.

Сентябрь – май

Заключительная диагностика

Ответственные

Мероприятия

Сроки

Администрация

Осуществляет анализ и оценку результатов школьной программы формирования жизнестойкости обучающихся в учебном году в соответствии с показателями эффективности. Организует обсуждение результатов работы с родителями (законными представителями) и педагогическимколлективом. Осуществляет планирование работы на следующий учебный год. Проектирует воспитательную работу по формированию жизнестойкости обучающихся на следующий учебный год с учетом достигнутых результатов.

Апрель - май

Классные руководители, воспитатели

Проводят анализ и оценку результатов по итогам проделанной работы;планируют работу с классным коллективом на следующий учебный год (с учетом профиля сформированности качеств жизнестойкости в классном коллективе).

Апрель-май

Педагог – психолог

Проводит анализ и оценку результатов по итогам проделанной работы. Планирует работу сошкольным коллективом на следующий учебный год (с учетом профиля сформированности качеств жизнестойкости в классном коллективе).

Апрель-май

Показателем эффективности (ожидаемыми результатами) программы выступает повышение уровня жизнестойкости обучающихся, что проявляется в сформированности качеств:

1. Уверенность в себе.

2. Независимость, самостоятельность суждений.

3. Стремление к достижениям.

4. Навыки межличностного взаимодействия.

5.Ценностно-смысловые установки, направленные на реализацию волевых действий (мотивация, мысленная постановка цели, сосредоточение на ее исполнении, осмысливание и самоконтроль).

6.Саморегуляция поведения и эмоций.

Отследить динамику повышения жизнестойкости обучающихся позволит метод наблюдения  и  беседы с классными руководителями и воспитателями.

Также проведение первичных диагностик в начальной школе 2-4 классы:

- методика «Дождь в сказочной стране» (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д.Б. Кудзилов); тест «Лесенка» (Т.Д. Марценковская);

а в 5-9 классах - тест жизнестойкости. Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева; тест «Самооценка силы воли» (Н.Н. Обозов).

Оценка результатов определяется посредством повторной диагностики проведенных методик и опроса классных руководителей.

Дополнительные диагностические методики:

Диагностика социальной компетентности обучающегося. Шкала разработана А.М. Прихожан и направлена на выявление уровня социальной компетентности подростков 11—16 лет и позволяет выявить, как общий уровень социальной компетенции подростка в соответствии с возрастом, так и компетентность в отдельных областях: самостоятельность, уверенность в себе, отношение к своим обязанностям, развитие общения, организованность, развитие произвольности, интерес к социальной жизни.

Тест выявления уровня тревожности

Все методики расположены в приложении.

Критерии оценки достижения планируемых результатов.

Качественные:

-повышение показателей в изучении уровня эмоциональной устойчивости;

-повышение уровня толерантности;

-овладение различными приемами снятия эмоционального напряжения;

- повышение уровня развития умений и навыков:

а) уверенного позитивного поведения;

б) конструктивного общения между собой и с взрослыми;

в) отстаивания и защиты своей точки зрения.

Количественные:

-повышение количества учащихся со средним и высоким уровнем силы воли;

-отсутствие признаков депрессии у старшеклассников по результатам диагностики;

-рост внутренних ресурсов, адаптивности и стрессоустойчивости обучающихся, участников программы, по результатам итоговой диагностики (по всем показателям – средний уровень).

Формы и методы реализации программы

Классные часы, психологический практикум, походы, родительские собрания.

Практические занятия с элементами тренинга, деловые и ролевые игры, тренинги, эстетические беседы, диспуты, встречи с интересными людьми, презентации.

Методическое обеспечение программы:

Требования к минимальному материально – техническому обеспечению.

Реализация программы требует наличия учебных кабинетов. Кабинеты должны быть оборудованы посадочными местами по количеству обучающихся, экраном для просмотра видеоматериалов и такими техническими средствами как компьютер, мультимедиапроектор.

Кадровое обеспечение.

Педагогическим работникам, реализующим данную программу необходимо придерживаться определенных рекомендаций:

  • Педагог должен быть сам хорошо информирован по всем предлагаемым для обсуждения темам.
  • При подаче информационного материала по предупреждению суицидальной активности обучающихся придерживаться определённой профилактической стратегии: говорить не о суицидах, а о стрессоустойчивости, о повышении самооценки, уверенности в себе, о поиске социальной поддержки, о поведении в конфликтных и других кризисных ситуациях (ссоры, неудачи в учёбе, новый член семьи, предательство друга, если случилось горе и др.) Таким образом, происходит обучение проблем – разрешающего поведения, развитие адекватного отношения к собственной личности, эмпатии; формирование адаптивных копинг – стратегий, позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации. С помощью таких мероприятий педагоги способствуют формированию жизнестойкости подростков.
  • Успех профилактической работы так же зависит и от того, сколько своего «Я» педагог внесёт в излагаемое содержание. Его поведение в жизни по данному вопросу должно сочетаться с теми рекомендациями, которые он излагает. Любое несоответствие между тем, что он будет говорить и его поведением, любая фальшь по невидимым каналам будет тут же «ощутима, слышна и видна».

Педагог-психолог, организуя психокоррекционую работу с обучающимися по переживанию травматического события, должен иметь соответствующий рабочий инструментарий по работе с травмой: набор психокоррекционных техник и методов, упражнений, направленных на создание психологически безопасной атмосферы, коррекцию эмоциональной сферы, снятие тревоги, беспокойства, работу со страхами, психокоррекцию агрессивных и аутоагрессивных тенденций, выработку внутренней свободы, на понимание своих целей, потребностей, преодоление препятствий, выработку навыков поиска выхода из сложных ситуаций, формирование позитивного образа будущего.

Инновационные технологии профилактической деятельности:

 - использование ресурсов сенсорной комнаты в образовательных организациях для релаксации, нормализации самочувствия, снятия агрессивности, нервно-психического напряжения, повышения мотивации к школьному обучению, налаживания эмоционально-положительного состояния с помощью релаксационных упражнений, медиативных игр. При работе в сенсорной комнате используются методики свето-, цвето-, звуко- и ароматерапии с целью воздействия на состояние ребенка через соответствующие органы чувств. Использование арттерапевтических техник наряду с другими психологическими техниками позволяет восстановить эмоциональное равновесие подростка, устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь справиться со своими проблемами. Использование песочной терапии способствует снижению внутреннего напряжения, позволяет выражать свободно свои мысли и чувства, обеспечивает доступ к внутренним переживаниям, позволяет освободиться от конфликтов и сильных переживаний, восстанавливает эмоциональное равновесие, устраняет имеющиеся нарушения поведения.

Библиографический список:

  1. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе.- СПб.: Речь, 2002.
  2. Бокова О.А. Профилактика суицидального поведения студентов в образовательной среде колледжа. Профилактическая психолого – педагогическая программа. Барнаул – 2012.
  3. Книжникова С.В. Педагогическая профилактика суицидального поведения на основе формирования жизнестойкости (Монография).- Краснодар: «АВС - полиграфия», 2009.
  4. Особенности формирования жизнестойкости и совладения с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями несовершеннолетних в образовании: методическое пособие. Составители: Борисенко О.В., Матерова Т.А., Ховалкина О.А., ШамардинаМ.В. Барнаул, 2014г. 184 с.
  5. Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возрастав М.: АНО «ПЭБ», 2007. — 56 с.
  6. Формирование жизнестойкости у школьников: методические рекомендации для классного руководителя. Составители: Гражданкина Л.В., , Зикратов В.В., Тарасова А.Ю.
  7.  СиротаН.А., Ялтонский В.М.  «Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения» для 9-11 классов
  8. М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова «Все цвета, кроме черного» для начальных классов
  9. «Мой выбор» под ред. П.Г.Половожец
  10. «Педагогика здоровья» под ред. В.Н.Касаткиной
  11. А.Л.Соловова «Навыки жизни» (программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет)
  12. «Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе» под ред. В.Н.Касаткиной
  13.  «Программа профилактики курения в школе» под ред. В.Н.Касаткиной
  14. А.Г. Жиляев, Т.И. Палачёва «Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков у учащихся» 5-6,7-9 классов
  15.  Учебно-методическое пособие для учителей «Здоровье» для 1-11 классов под ред. В.Н.Касаткиной
  16. Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 18 января 2016 г. № 07-149 «О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида».
  17. Марцинковская Т.Д. « Диагностика психического развития детей», Москва, 1997г.

Приложение1.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

Сроки

1

«Как воспитать в себе мужчину». Встречи и практические занятия с добровольцами-мужчинами.

7(всего)

1 раз в месяц

Кто такой настоящий мужчина?

1

ноябрь

Заметки о «мужских играх»

1

декабрь

Спорт в жизни мужчин

1

январь

Армейские законы

1

февраль

Побеждают сильные духом

1

март

Точка опоры

1

апрель

День победы

1

май

2

«Школа успеха» занятия с психологом 5-9 классы

Серия занятий с каждым классом в течение учебного года

Диагностический этап.

Результаты диагностики.

6

Сентябрь-октябрь

«Внутренний мир»               

1

«Позитивный образ Я»

1

«Ты – человек, ты сильный и смелый»

1

«Ценность человеческой жизни»

1

«Первым будь»

1

«Ценность мгновения»

1

«Все зависит от нас самих»

1

"Хочу вырасти здоровым человеком"

Психологические занятия с обучающимися 2-4 классов

8(всего)

Серия занятий с каждым классом в течение учебного года

Я-неповторимый человек

1

Учусь находить новых друзей и интересные занятия

1

Полезные привычки

1

Со спортом-на ты!

1

Множество решений

1

Научусь понимать людей

1

Опасные и безопасные ситуации

1

Учусь говорить «нет»

1

3

«Главное в жизни -делать добро», волонтерская деятельность.

Встречи с пожилыми людьми и посещение детей-инвалидов

6

1 раз в месяц в течение года

4

«Школьное телевидение». Снимаем видеоролики о нашей школьной жизни.

6

1 раз в месяц в течение года

5

Читаем книги, смотрим фильмы

-биографии великих людей,

-фильмы о спорте, победе,

- совместное чтение книг с пожилыми людьми,

- мотиваторы.

6

1 раз в месяц в течение года

6

«Церковные встречи» с учетом вероисповедания обучающихся и на добровольной основе (согласие родителей)

3

1 раз в 3 месяца

7

Престиж здорового образа жизни в школе:

-сочинение «Я люблю тебя жизнь!»;

-рисунки: "Краски счастливой жизни", "Пусть всегда буду Я!", "Я рисую счастливую жизнь", "Мой девиз по жизни";

- участие в спортивных мероприятиях.

В течение года

Приложение 2.

Методика «Дождь в сказочной стране»

 (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д.Б. Кудзилов)

Организация процедуры тестирования2-4 классы.

Материалы: лист белой бумаги формата А4; 

Инструкция: «Нарисуйте дождь в сказочной стране».

Время рисования: обычно 20—25 минут.

После рисования психолог организует обсуждение.

Примеры вопросов психолога:

  1. Расскажите об этой сказочной стране. Что там произойдет после того, как дождь закончится?
  2. Как относятся к дождю жители сказочной страны?
  3. Что дает дождь жителям сказочной страны?
  4. Давайте попробуем придумать сказку, которая начинается словами: «Однажды в одной сказочной стране пошел дождь…».

    Психологический анализ рисунка «Дождь в сказочной стране»
    Цель психологического анализа рисунков «дождливой серии» — понять характер поведения человека в неблагоприятных условиях и найти ресурсы противостояния неблагоприятным воздействиям.
    Таблица психологического анализа рисунка


Признаки ресурса в рисунке «Дождь в сказочной стране»


Информативность признаков


Эстетика рисунка


Рисунки преимущественно эстетичны, выполнены 
с любовью, аккуратно, старательно


Сюжет рисунка


Сюжет рисунка часто отражает благоприятную для автора ситуацию, в которой он чувствует себя комфортно и защищено; в которой восстанавливает свои силы


Образы рисунка


Образы рисунка символизируют либо наиболее гармоничные способы защиты, либо представление о том, что несет комфорт и безопасность


Цвет


При раскрашивании преимущественно используются предпочитаемые цвета. Даже капли дождя могут становиться разноцветными, приятными, безопасными



Если автор согласиться сочинить историю или сказку, у психолога появится дополнительная информация о том, какие ресурсы можно задействовать для противостояния неблагоприятным воздействиям.

Рисунок «Дождь в сказочной стране» является символическим выходом из стресса и отражает благоприятную, идеальную перспективу разрешения трудной ситуации на бессознательно-символическом уровне.

Методика позволяет собрать информацию в основном о состоянии потребности безопасности и защиты, а также потребности самоуважения, самоактуализации и личностного совершенствования.

Одной из важных психологических задач в данном аспекте будет работа над стилем реагирования и поведения в условиях неблагоприятной ситуации. Таким образом, будет идти работа над совершенствованием потребности безопасности и защиты, а также потребности самоуважения.

Другой важной задачей является формирование философского отношения 
к стрессовым ситуациям, понимание их причин и перспектив. Через это будет осуществляться работа с потребностью самоактуализации и личностного совершенствования.

Приложение 3.

Тест «Лесенка» (Т.Д. Марценковская)

        Стимульный материал теста «Лесенка» для детей 2-4 классов.

Рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек. Посредине нужно расположить фигурку ребёнка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка.

Инструкция. Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших Детей, чем выше — тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке — самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже — еще хуже, а на самой нижней ступеньке — самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставят мама? папа? Учитель/воспитатель?

hello_html_m182151cf.gif

Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить,правильно ли понял ребенок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Анализ результатов. Прежде всего обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уже тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальности у детей. Как правило, это связано схолодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребенок,который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, как мы видим, крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам.

Конкретно об отношении родителей к ребенку и их требованиях говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые — папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности, важно, чтобы кто—то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. В идеале, сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку. При этом дети говорят: «Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня поставит сюда, она ведь меня любит». Ответы такого типа как раз свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищенным, что необходимо для нормального развития в этом возрасте.

Признаком неблагополучия как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит учитель/воспитатель?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитателя.

Приложение 4.

Методика диагностики жизнестойкости (С.Мадди в адаптации Д.Леонтьева)

Тест жизнестойкости представляет собой адаптацию опросника HardinessSurvey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди. Личностная переменная hardiness (жизнестойкость) характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности.

Жизнестойкость представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых.

Шкалы теста:

  1. Вовлеченность.
  2. Контроль.
  3. Принятие риска.

Вовлеченность определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни.

Контроль представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому — ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.

Принятие риска — убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, — неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.

Текст опросника жизнестойкости (С.Мадди в адаптации Д.Леонтьева).

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы, отмечая галочкой тот ответ,       который наилучшим образом  отражает Ваше мнение.

    ВОПРОСЫ

НЕТ

Скорее НЕТ, чем ДА

Скорее ДА, чем НЕТ

ДА    

 1

Я часто не уверен в собственных решениях

 

 

 

 

 2

Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела

 

 

 

 

 3

Часто, даже хорошо выспавшись, я с трудом заставляю себя встать с постели

 

 

 

 

 4

Я постоянно занят и мне это нравится

 

 

 

 

 5

Часто я предпочитаю «плыть» по течению

 

 

 

 

 6

Я меняю свои планы в зависимости от обстоятельств

 

 

 

 

 7

Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня

 

 

 

 

 8

Непредвиденные трудности порой сильно утомляют меня

 

 

 

 

 9

Я всегда контролирую ситуацию настолько, насколько это необходимо

 

 

 

 

 10

Порой я так устаю, что уже ничто не может меня заинтересовать

 

 

 

 

 11

Порой все, что я делаю, кажется мне бесполезным

 

 

 

 

 12

Я стараюсь быть в курсе всего происходящего вокруг меня

 

 

 

 

 13

Лучше синица в руках, чем журавль в небе

 

 

 

 

 14

Вечером я часто чувствую себя совершенно разбитым

 

 

 

 

 15

Я предпочитаю ставить перед собой труднодостижимые цели и добиваться их

 

 

 

 

 16

Иногда меня пугают мысли о будущем

 

 

 

 

 17

Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь все, что задумал

 

 

 

 

 18

Мне кажется, я не живу полной жизнью, а только играю роль

 

 

 

 

 19

Мне кажется, что если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете

 

 

 

 

 20

Возникающие проблемы часто кажутся мне неразрешимыми

 

 

 

 

 21

Испытав поражение, я буду пытаться взять реванш

 

 

 

 

 22

Я люблю знакомиться с новыми людьми

 

 

 

 

 23

Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, это значит, он просто не умеет видеть интересное

 

 

 

 

 24

Мне всегда есть чем заняться

 

 

 

 

 25

Я всегда могу повлиять на результат того, что происходит вокруг

 

 

 

 

 26

Я часто сожалею о том, что уже сделано

 

 

 

 

 27

Если проблема требует больших усилий, я предпочитаю отложить ее до лучших времен

 

 

 

 

 28

Мне трудно сближаться с другими людьми

 

 

 

 

 29

Как правило, окружающие слушают меня внимательно

 

 

 

 

 30

Если бы я мог, я бы многое изменил бы в прошлом

 

 

 

 

 31

Я довольно часто откладываю на завтра то, что трудно осуществимо, или то, в чем я не уверен

 

 

 

 

 32

Мне кажется, жизнь проходит мимо меня

 

 

 

 

 33

Мои мечты редко сбываются

 

 

 

 

 34

Неожиданности дарят мне интерес к жизни

 

 

 

 

 35

Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны

 

 

 

 

 36

Порой я мечтаю о спокойной размеренной жизни

 

 

 

 

 37

Мне не хватает упорства закончит начатое

 

 

 

 

 38

Бывает, жизнь кажется мне скучной и бесцветной

 

 

 

 

 39

У меня нет возможности влиять на неожиданные проблемы

 

 

 

 

 40

Окружающие меня недооценивают

 

 

 

 

 41

Как правило, я работаю с удовольствием

 

 

 

 

 42

Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей

 

 

 

 

 43

Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются

 

 

 

 

 44

Друзья уважают меня за упорство и непреклонность

 

 

 

 

 45

Я охотно берусь воплощать новые идеи

 

 

 

 

Ключи шкал Теста жизнестойкости

Для подсчета баллов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от  О до 3:

 «нет» - О баллов,  «скорее нет, чем да» -1 балл, «скорее да, чем нет» - 2 балла,  «да» - балла.

Ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до О:

 «нет» - балла, … «да» - О баллов.

Затем  баллы по отдельной субшкале  (вовлеченности, контроля и принятия риска) по прямым и обратным пунктам  суммируются. Суммы получаем по каждой субшкале.

Далее вычисляется общий балл жизнестойкости - путем суммирования данных по трем субшкалам.

Прямые и обратные пункты для каждой шкалы представлены ниже.

 

Прямые пункты

Обратные пункты

Вовлечён-

4, 12, 22, 23, 24, 29, 41

2, 3, 10, 11, 14,

ность

 

28, 32, 37, 38, 40, 42

Контроль

9, 15, 17, 21, 25, 44

1, 5, 6, 8, 16, 20, 27,

 

 

31, 35, 39, 43

Принятие

34,45

7, 13, 18, 19, 26,

риска

 

30, 33, 36

Приложение 5.

Тест «Самооценка силы воли»

Методика описана Н. Н. Обозовым и предназначена для обобщенной характеристики проявления силы воли.

Инструкция. На приведенные 15 вопросов можно ответить: «да» — 2 балла, «не знаю» или «бывает», «случается» — 1 балл, «нет» — 0 баллов. При ответе необходимо сразу ставить баллы.

Текст опросника

1. В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам не интересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней?

2. Преодолевали ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?

3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе или в быту, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?

4. Если вам прописана диета, сможете ли преодолеть все кулинарные соблазны?

5. Найдете ли силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером?

6. Останетесь ли на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7. Быстро ли отвечаете на письма?

8. Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?

9. Будете ли принимать очень неприятное лекарство, которое вам рекомендовал врач?

10. Сдержите ли данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот? Являетесь ли вы человеком слова?

11. Без колебаний ли вы отправляетесь в поездку в незнакомый город, если это необходимо?

12. Строго ли придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?

13. Относитесь ли неодобрительно к библиотечным задолжникам?

14. Самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы? Так ли это?

15. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова противоположной стороны?

Подсчитывается сумма набранных баллов: 0–12 — сила воли слабая; 13–21 — сила воли средняя; 22–30 — сила воли большая.

Приложение 6.

Диагностика социальной компетентности обучающегося

Шкала разработана А.М. Прихожан и направлена на выявление уровня социальной компетентности подростков 11—16 лет и позволяет выявить, как общий уровень социальной компетенции подростка в соответствии с возрастом, так и компетентность в отдельных областях.

Экспериментальный материал.

Бланк методики. На первой странице бланка проставляются сведения об обучающемся (фамилия, имя, возраст, пол, класс, дата и время проведения и др.), указываетсякем дана оценка социальной компетентности подростка.

Порядок проведения.

Методика проводится педагогами.

Для оценки используется трехбалльная шкала:

  1. б. — обучающийся полностью владеет указанным навыком, умением, ему свойственна указанная форма поведения
  2. 6. — владеет ими отчасти, проявляет время от времени, непостоянно
  3. б. — не владеет

В графе «Примечания» можно записать ответ, указать другие сведения (латентное время, эмоциональную реакцию респондента и т. п.).

Заполнение шкалы длится от 20 до 40 мин.

Обработка результатов

1. Путем суммирования баллов по всем пунктов подсчитывается общий балл социальной компетентности. Полученный результат сопоставляется с показателями социального возраста (СВ) в соответствии с полом подростка (таблица 1).

Таблица 1

Группа

Количество

баллов

Социальный

возраст

Группа

Количество

баллов

Социальный

возраст

Девочки

102—108

9

Мальчики

95—108

9

96—101

10

88—94

10

89—95

11

81—87

11

82—88

12

74—80

12

75—81

13

67—73

13

70—76

14

62—66

14

63—69

15

57—61

15

56—62

16

50—56

16

49—36

17

43—36

17

2. Вычисляется коэффициент социальной компетентности (СК) по формуле:

СК=(СВ-ХВ)0,1 где:        •

СК — коэффициент социальной компетентности СВ — социальный возраст (определяется по таблице 1) ХВ — хронологический возраст

  1. В соответствии с ключом (таблица 2) вычисляется балл по каждой субшкале.

Таблица 2.

Субшкала

Шифр

суб

шкалы

Пункты

1.

Самостоятельность

С

2

8 | 16 | 20 | 31 | 36

2.

Уверенность в себе

У

1

13

19

22

27

33

3.

Отношение к своим обязанностям

Об

6

10

24

26

28

35

4.

Развитие общения

О

4

12

15

23

30

34

5.

Организованность, развитие произвольности

П

3

9

14

17

29

32

6.

Интерес к социальной жизни, наличие увлечений, владение современными технологиями

и

5

7

11

18

21

25

4. Полученные данные сопоставляются с показателями социального возраста по каждой шкале в соответствии с полом школьника (таблица 3). В том случае, если данные по возрастам совпадают, для вычисления берется возраст, ближайший к хронологическому возрасту подростка.

Таблица 3

Субшкала

Девочки

Мальчики

Баллы

Социальный

возраст

Баллы

Социальный

возраст

Самостоятельность

15—18

9—11

17—18

9—10

13—14

12—13

15—16

11—12

10—12

14

12—14

13—14

7—9

15—16

9—11

15

6

17

6—8

16—17

Уверенность в себе

16—18

9—11

15—18

9—10

12—15

12

12—14

11

11

13

10—11

12

8—10

14—15

7—9

13—14

6—7

16—17

6

15—17

Отношение к своим обязанностям

10—18

9—12

15—18

9—11

8—9

13—15

12—14

12—14

6—7

16—17

8—11

15—16

6—7

17

Развитие общения

17—18

9

13—18

9—10

15—16

10—11

10—12

11—12

12—14

12—13

7—9

13—15

9—11

14—16

6

16—17

6—8

17

Организованность, развитие произвольности

15—18

9—11

11—18

9—10

12—14

12—13

10—12

11—12

9—11

14—15

7—9

13—14

6—8

16—17

6

15—17

Интерес к социальной жизни

17—18

9—10

14—18

9—11

15—16

11

9—13

12—14

10—14

12—13

6—8

15—17

8—9

14—15

6—7

16—17

  1. Вычисляется коэффициент социальной компетентности (СК) по каждой субшкале по формуле: СК=(СВ-ХВ) 0,1 где:

СК — коэффициент социальной компетентности в соответствующей сфере СВ — социальный возраст (определяется по таблице 3)

ХВ — хронологический возраст

Интерпретация результатов.

Если беседа проводится с самим подростком, то данные оцениваются с точки зрения самооценки социальной компетентности, если с хорошо знающими подростка людьми — как экспертная оценка социальной компетентности.

Коэффициент социальной компетентности (и по шкале в целом, и по отдельным субшкалам) может находиться в интервале от —1 до +1 и интерпретируется следующим образом:

  • 0—0,5 — социальная компетентность подростка в целом соответствует его возрасту (социально-психологический норматив).
  • 0,6—0,75 — подросток по уровню социальной компетентности несколько опережает своих сверстников.
  • 0,76—1 — подросток существенно опережает своих сверстников по уровню социальной компетентности, что может свидетельствовать о чрезмерно быстром взрослении как неблагоприятной тенденции развития, а при изучении самооценке о ее нереалистично-завышенном характере.
  • 0—(-0,5) — социальная компетентность подростка в целом соответствует его возрасту (социально-психологический норматив).
  • (-0,6)—(-0,75) — отставание в развитии социальной компетентности.
  • (-0,76)—(-1) — существенное отставание в развитии социальной компетентности.

Данные по отдельнымсубшкалам позволяют качественно проанализировать сферы

«опережения» и «отставания» в социальной компетентности и составить соответствую-

щую психолого-педагогическую программу.

Субшкалы

Сырой балл

Социальный возраст

1. Самостоятельность (С)

2. Уверенность в себе (У)

3. Отношение к своим обязанностям (Об)

4. Развитие общения (О)

5. Организованность, развитие произвольности

(П)

6. Интерес к социальной жизни, наличие увлечений, владение современными технологиями (И)

Бланк методики “Шкала социальной компетентности”

Ф.И. школьника        Школа        

Возраст        Класс        

Кто заполняет бланк (мать, отец, классный руководитель, учитель, воспитатель) нужное подчеркнуть)

Дата проведения        

Результаты

Показатели

Значения

Сырой балл

Социальный возраст

Коэффициент социальной компетенции

Внимательно прочтите каждое предложение, оцените, насколько подросток владеет указанным навыком, умением, указанной формой поведения.

Не думайте долго над ответом.

Для оценки используется трехбалльная шкала:

  1. б. — подросток полностью владеет указанным навыком, умением, ему свойственна указанная форма поведения
  2. б. — владеет ими отчасти, проявляет время от времени, непостоянно
  3. б. — не владеет

Шифр

суб

шкалы

Пункт шкалы

Оценка

Примечания

1 б

26

3 б

1.

У

Обладает чувством собственного достоинства

2.

С

Умеет самостоятельно обнаруживать и исправлять свои ошибки

3.

п

Умеет принимать решения и выполнять их

4.

О

Имеет друзей-сверстников

5.

и

Интересуется происходящим в стране и мире

6.

Об

Ответственно относится к школьным обязанностям

7.

и

Любит читать

8.

с

Самостоятельно правильно оценивает качество своей работы

9.

п

Выполняет намеченное дело до конца

10.

Об

Следит за своей одеждой, обувью, может полностью ухаживать за собой

11.

и

Читает газеты, журналы

12.

О

Умеет прийти на помощь другому человеку

13.

У

Проявляет требовательность к себе

14.

п

Владеет средствами, способами достижения цели

15.

О

Может самостоятельно познакомиться с незнакомыми сверстниками

16.

с

Самостоятельно делает покупки, при этом правильно распределяет деньги

17.

п

Может составить план выполнения задания и придерживаться его

18.

и

Смотрит новостные программы по телевизору, слушает их по радио

19.

У

Правильно реагирует на собственные неудачи

20.

с

Проявляет самостоятельность в выборе друзей, занятий во время досуга

21.

и

Может использовать компьютер для занятий, получения новой информации

22.

У

Правильно относится к собственным успехам

23.

О

Можно полностью довериться, положиться

24.

Об

Осознает свои затруднения, проблемы, может проанализировать их причины

25.

и

Умеет находить нужную информацию (в книгах, с помощью компьютера и т. п.)

26.

Об

Участвует в делах класса, школы

27.

У

Стремится разобраться в себе, понять свои возможности, способности

28.

Об

Выполняет повседневную работу по дому

29.

П

Может работать сосредоточенно, не отвлекаясь

30.

О

Получает удовольствие от общения со сверстниками

31.

С

Самостоятельно распределяет свое время

32.

п

Понимает необходимость правил (поведения, выполнения задания и т. п.) и умеет подчиняться им

33.

У

Проявляет уверенность в своей способности добиться успеха во взрослой жизни

34.

О

Умеет согласовывать свои потребности, желания с потребностями окружающих

35.

Об

Без напоминаний выполняет домашние задания

36.

С

Может самостоятельно справляться со своими проблемами, трудностями

ПРОФИЛЬ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ        КЛАССА

(на начало реализации программы)

« »        20 г.

ФИО

обу

чающе

гося

коэффициент социальной компетентности

Отметка об организации работы с психологом

/

Само-

стоятель

ность

(С)

Уверенность в себе (У)

Отношения к своим обязанностям (Об.)

Разви

тие

обще

ния

(О)

Органи

зован

ность

(П)

Интерес к жизни (И)

ПРОФИЛЬ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ        КЛАССА

(по итогам реализации программы)

« »        20 г.

ФИО

обу

чающе

гося

Коэффициент социальной компетентности

Наличие / отсутствие положительной динамики

Само-

стоятель

ность

(С)

Уверенность в себе У)

Отношения к своим обязанностям (Об.)

Развитие

общения

(О)

Орга-

низо-

ван-

ность

(П)

Интерес к жизни

(И)

Приложение 7.

Тест выявления уровня тревожности (дополнительная)

По методике: Самооценка психических состояний (Айзенк)

Бланк инструкции составлялся для обучающихся с умственной отсталостью.

Цель: Выявить уровень личной тревожности у школьников

Инструкция: Предлагаем описание различных эмоциональных состояний.

Если это состояние часто испытываешь, то ставь цифру 2, если это состояние бывает, но изредка, то ставь цифру 1 , если совсем не подходитне бывает - ставь 0.


Класс ____ Ф.И. _____________________

Часто испытываю – 2

Изредка испытываю – 1

Никогда не бывает, не испытываю - 0

ИЛИ ПРОСТО ОТМЕТЬ знаком « V » свой вариант ответа

вопрос

часто

изредка

никогда

1

Я не чувствую в себе уверенности

2

Из-за пустяков я краснею, волнуюсь

3

Я плохо сплю

4

Я легко расстраиваюсь

5

Я воображаю неприятности и беспокоюсь о них

6

Меня пугают трудности

7

Я думаю о своих недостатках

8

Меня легко в чем-то убедить

9

Я беспокоюсь, тревожусь

10

Я нервничаю, когда приходится ждать


А теперь посчитай количество баллов.

Обработка результатов:

0-7 баллов - не тревожны; 
8-14 баллов - тревожность средняя, допустимого уровня; 
15-20 баллов - очень тревожны. 

Приложение 8.

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ

СТЕПЕНИ РИСКА СОВЕРШЕНИЯ СУИЦИДА

(И.А. Погодин) (дополнительная)

Предлагаемая методика призвана способствовать психологам, социологам, врачам в установлении степени риска совершения суицида людьми, оказавшимися в тяжелых жизненных ситуациях. Вместе с тем ее могут использовать педагоги, работники социальных и правоохранительных органов для подтверждения своих выводов о людях, которые по своим поведенческим и другим признакам находятся в условиях жизненного кризиса или в пресуицидальном состоянии.

Основу методики составляет специальная карта, в которую включен 31 фактор риска суицида. Наличие и степень выраженности каждого из этих факторов необходимо установить у обследуемого индивида. Сбор информации осуществляется традиционными методами, которые широко используются психологами: наблюдение, индивидуальные беседы, изучение и анализ документов. Лучше узнать человека помогает обобщение мнений о нем знакомых с ним людей, сопоставление результатов наблюдений и выводов, сделанных из бесед с его окружением.

Достоверность методики повышается с расширением источников информации и способов изучения личности.

На основании материала, предшествующего изучению личности исследуемого, а также по результатам свободной беседы с ним постарайтесь отметить наличие выраженности у него перечисленных в карте факторов. При этом напротив каждого фактора поставьте его условный «вес» в соответствии с таблицей. Так, например, при наличии факторов 8, 9, 11—31 напротив них ставится «вес» +1; если они слабо выражены — +0,5; если не выявлены — 0; если фактор отсутствует, ставится -0,5. «Вес» факторов 5—7 оценивается баллами от -0,5 до +2, а факторов 1—4, 10 от -0,5 до +3.

Нулем оцениваются также характеристики факторов 7—10 у лиц, не достигших среднего возраста начала половой жизни (19 лет) и вступления в брак (21 год). Затем вычисляется алгебраическая сумма «весов» всех факторов. Если полученная величина меньше, чем 8,8, риск суицида незначителен. Если эта величина колеблется от 8,8 до 15,4, то имеется риск совершения суицидальной попытки. В случае, когда сумма «весов» превышает 15, 4, риск суицида исследуемого лица велик, а в случае наличия в анамнезе попытки самоубийства значителен риск ее повтора. При наличии цифр, превышающих критические значения риска суицида, необходимо немедленно обратиться к врачам и провести клинико-психологическое обследование этого индивида.

Карта риска суицидальности

Изучаемые факторы:

I.   Данные анамнеза

1. Возраст первой суицидальной попытки — до 18 лет.

2. Ранее имела место суицидальная попытка.

3. Суицидальные попытки у родственников.

4. Развод или смерть одного из родителей (до 18 лет).

5. Недостаток тепла в семье в детстве или юношестве.

6. Полная или частичная безнадзорность в детстве.

7. Начало половой жизни — 16 лет и ранее.

8. Ведущее место в системе ценностей принадлежит любовным отношениям.

9. Производственная сфера не играет важной роли в системе ценностей.

10. В анамнезе имел место развод.

II. Актуальная конфликтная ситуация

11. Ситуация неопределенности, ожидания.

12. Конфликт в области любовных или супружеских отношений.

13. Продолжительный служебный конфликт.    

14. Подобный конфликт имел место ранее.

15. Конфликт, отягощенный неприятностями  в других сферах жизни.  

16. Субъективное чувство непреодолимости конфликтной ситуации.  

17. Чувство обиды, жалости к себе.  

18. Чувство усталости, бессилия.

19. Высказывания с угрозой суицида.

III. Характеристика личности

20. Эмоциональная неустойчивость.  

21. Импульсивность.

22. Эмоциональная зависимость, необходимость близких эмоциональных контактов.

23. Доверчивость.

24. Эмоциональная вязкость, неподвижность.

25. Болезненное самолюбие.

26. Самостоятельность, отсутствие зависимости в принятии решений.

27. Напряженность потребностей (сильно выраженное желание достичь своей цели, высокая интенсивность данной потребности).

28. Настойчивость.

29. Решительность.                                                      

30. Бескомпромиссность.

31. Низкая способность к образованию компенсаторных механизмов, вытеснению фрустрирующих факторов.

«Вес» факторов риска суицида в зависимости от его наличия,

 выраженности и значимости

Характеристика наличия факторов

Номера факторов

8; 9; 11—31

5—7

1—4; 10

Отсутствует (фактор)

-0,5

-0,5

-0,5

Слабо выражен

+0,5

+1,0

+1,5

Присутствует

+1,0

+2,0

+3,0

Наличие не выявлено

0

0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная адаптированная основная образовательная Программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью

 Уважаемые коллеги в области коррекционной педагогики, предлагаю Вашему вниманию примерную адаптированную основную образовательную Программу общего образования обучающихся с умственной отс...

Условия реализации основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью

Условия для удовлетворения ООП (особых образовательных потребностей) обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью•достижения планируемых результатов освоения АООП (адаптированной основной образова...

Выступление на МО по теме " Деятельность учителя по формированию у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) навыков самооценки и потребности к труду"

В выступлении даны критерии деятельности учителя по формированию у обучающихся навыков самооценки и потребности к труду....

Программа индивидуального сопровождения обучающихся с умственной отсталостью как часть адаптированной образовательной программы

Проектирование индивидуальной образовательной траектории для обучающихся с ОВЗ в свете новых образовательных стандартов...

Программа "Формирование жизнестойкости обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) в условиях специальной (коррекционной) школы".

Программа разработана на основе примерной программы обязательного курса занятий по формированию навыков жизнестойкости обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, разработанной ...

РЕЦЕНЗИЯ на программу «ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ»

РЕЦЕНЗИЯ на программу «ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ  С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ  (С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ  В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ&raqu...