Формирование и развитие положительной самооценки
рабочая программа по психологии (9 класс)

Малкова Наталья Валерьевна

Подростковый возраст относится к критическому периоду развития личности. Остро протекающий перелом психического развития обусловливает его исключительную сложность и противоречивость. Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления личности. Самосознание – сложное психическое образование, важнейшим компонентом которого является самооценка, которая активно формируется в старшем подростковом возрасте: вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир. Являясь одной из важнейших образующих личности, самоценка  непосредственно связано с межличностной и социальной позицией, с масштабом и значимостью тех задач и деяний, за которые личность принимает ответственность. Самооценка непосредственно сказывается на степени активности личности, направленной на самовыражение и самореализацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx54.3 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на формирование и развитие положительной самооценки, самоотношения

Педагог-психолог:

Малкова Н.В.

2020-2021 г.

Пояснительная записка

Подростковый возраст относится к критическому периоду развития личности. Остро протекающий перелом психического развития обусловливает его исключительную сложность и противоречивость. Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления личности. Самосознание – сложное психическое образование, важнейшим компонентом которого является самоотношение, которое активно формируется в старшем подростковом возрасте: вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир. Являясь одной из важнейших образующих личности, самоотношение  непосредственно связано с межличностной и социальной позицией, с масштабом и значимостью тех задач и деяний, за которые личность принимает ответственность. Самоотношение непосредственно сказывается на степени активности личности, направленной на самовыражение и самореализацию.

Позитивное самоотношение, по мнению,  Р. Бернса, А.В. Визгиной, С.Р. Пантилеева, В.В. Столина и др. проявляется в виде гордости, чувстве собственного достоинства, уважения к себе. Личность высоко оценивает принадлежащие ей качества, отличается согласованностью представлений о себе, предполагает, что отношение окружающих является тождественным ее представлениям.  Негативное самоотношение характеризуется презрением, сознанием собственной малоценности. Таким образом, активно развиваясь в подростковом возрасте, самоотношение определяет практически все сферы жизнедеятельности человека, не только на данном этапе, но и в будущем.

Отличительной особенностью данной программы является то, что в основу положен такой теоретический конструкт, как «самоотношение», тогда как в большинство разработанных программ акцентируют внимание на развитии самооценки подростков. Именно самоотношение является важнейшим компонентом самосознания подростка, сочетает в себе, как когнитивный компонент (знания подростка о самом себе)так и эмоционально-ценностный (отношение к себе, ощущение ценности своего «Я»). Данную программу можно использовать в развивающих, профилактических целях, а также для консультирования и просвещения подростков по вопросам развития самосознания, положительной самооценки, осознания ценности собственной личности.

Цель программы: развитие позитивного самоотношения в старшем подростковом возрасте.

Задачи:

  1. Расширение знаний, представлений подростков о себе.
  2. Формирование способности адекватно оценить себя на основе внутренней системы ценностей, взглядов.
  3. Формирование уверенности в себе, ощущения ценности, значимости собственной личности.
  4. Формирование стремления к самопознанию и саморазвитию.

Принципы построения развивающей программы:

  1. Принцип системности коррекционных, развивающих и профилактических задач.

Программа направлена на развитие у подростков  представлений и знаний о себе, стимулирование познавательной активности по отношению к собственному «Я». Профилактический потенциал данной программы заключается в предотвращении возможной социальной дезадаптации, девиантного поведения подростков  вследствие искажения самовосприятия, снижения самоуважения.

  1. Принцип единства диагностики и коррекции.

Развивающая программа разработана на основе исследования особенностей самоотношения подростков 14-16 лет. При разработке программы были учтены результаты исследования: для самоотношения подростков 14-16 лет характерен низкий уровень дифференцированности, неспособность адекватно оценить свои возможности.  Также отмечается внутренняя конфликтность, самообвинительные реакции по отношению к своему «Я», особенно у девочек старшего подросткового возраста.

  1. Деятельностный принцип.

На основе данного принципа, развивающая работа  осуществляется в рамках ведущей деятельности подросткового возраста – личностного общения со сверстниками. Данный вид деятельности обладает большим  развивающим потенциалом и позволяет моделировать определенные ситуации, требующие конструктивного разрешения.

  1. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.

При разработке и реализации развивающей программы учитываются возрастно-психологические особенности старшего подросткового возраста:

  1. Формирование нового уровня самосознания;
  2. Потребность в познании себя как личности, своих возможностей и особенностей, своего сходства с другими людьми и своей уникальности;
  3. Переход от оценки, заимствованной у взрослых к самооценке;
  4. Стремление к самовыражению и самоутверждению, самореализации и самовоспитанию, к формированию положительных качеств и преодолению отрицательных.

В ходе непосредственной работы с подростками  необходимо учитывать их индивидуально-психологические особенности.

  1. Принцип комплексности методов психологического воздействия.

При составлении программы по развитию позитивного самоотношения, была предпринята попытка использовать различные методы, приемы, техники, позволяющие оказывать комплексное воздействие на подростков, учитывая сложное структурное строение самоотношения.

  1. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.  

В рамках разработанной развивающей программы привлечение ближайшего окружения не предусматривается, т.к.  в подростковом возрасте ярко выражена реакция эмансипации,  перестройка взаимоотношений со взрослыми. Безусловно, взрослый не перестает быть значимым для подростка, но ведущими являются потребность общения со сверстниками и принадлежности к референтной группе, а также потребность в самостоятельности, поэтому привлечение взрослых может на данном этапе вызвать у подростка негативизм и привести к замкнутости и нежеланию идти на контакт.

  1. Принцип программированного обучения.

В рамках реализации развивающей программы предполагается выполнение упражнений совместно с психологом, моделирование различных ситуаций,  а затем  полученные знания самостоятельно переносятся в реальную жизнь.

  1. Учет эмоциональной сложности материала.

Используемые в программе задания и упражнения направлены на создание мотивации к совместной деятельности, заинтересованности, положительного эмоционального фона.

Контингент:  обучающаяся 9 Б класса.

Форма работы: индивидуальная.

Срок реализации программы: 3 месяца.

Частота встреч: 1 раз в неделю.

Длительность встречи: 40 минут.

Ожидаемые результаты:

  • расширены знания и представления подростков о себе;
  • сформированы способность адекватно оценить себя на основе внутренней системы ценностей;
  • развита уверенность в себе, ощущение ценности собственной личности;
  • сформировано стремление к самопознанию и саморазвитию.

Для оценки результатов развивающей работы можно использовать следующие психодиагностические методики:

  1. Тест-опросник «Шкала самоуважения Розенберга».
  2. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан.
  3. «Методика исследования самоотношения (МИС)»  С.Р. Пантилеева.
  4. Методика «Кто я?» (М. Кун и Т. Макпартленд).

     

Литература:

  1. Анн Л.Ф Психологический тренинг с подростками, СПб: Питер, 2007.
  2. Гонохова Т. Трудно быть собой // Эл. ресурс. Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200304108
  3. Григоренко Т.А. Программа по развитию позитивной Я-концепции у старших подростков с помощью методов арттерапии "Все грани моего Я". Эл. ресурс. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/602627/
  4. Макартычева Г.И  Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведение. СПб, 2007.
  5. Мартыненко Ю. Познай себя и сделай первый шаг // Эл. ресурс. Режим доступа: http://psy.1september.ru/view_article.php?id=200900413
  6. Прихожан А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. М., 2000.
  7. Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.trepsy.net/razvit/stat.php?stat=777.
  8. Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.touching.ru/content/1086.

Тематическое планирование

Занятие №1. «Знаете ли вы себя?».

Цель занятия: актуализация знаний и представлений подростка о себе.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального фона;
  • формирование мотивации к совместной деятельности;
  • формирование представлений о системе знаний человека о себе;
  • стимулирование осознания своего «Я».

Упражнение 1. «Круги».

Упражнение 2. «Я и мой внутренний мир».

Упражнение 3.  «10 позитивных и 10 негативных «Я» во мне».

Упражнение 4. «Интересные вопросы».

Занятие №2.  «Путешествие к своему Я».

Цель занятия: расширение системы представлений о себе.

Задачи:

  • формирование представления о собственной уникальности;
  • развитие способности к осознанию своего «Я»;
  • актуализация представления об отношении к самому себе;
  • формирование представления о ценности собственной личности.

Упражнение 1. «Ритуалы приветствия».

Упражнение 2. «Я - уникальный».

Упражнение 3. «Самоотношение».

Упражнение 4. «Спасибо за приятное занятие»

Занятие №3.  «Кто я?».

Цель занятия: расширение системы представлений о себе

Задачи:

  • формирование более полного представления о себе, своих особенностях;
  • раскрытие многоаспектности своего «Я», формирование стремления к самосовершенствованию;
  • формирование представления о своем идеальном «Я».

Упражнение 1. «Эхо».

Упражнение 2. «Кто Я?».

Упражнение 3. «Герб своего «Я»».

Упражнение 4.  «На занятии было…»

Занятие №4.  «Оценка своего «Я»».

Цель занятия: формирование способности адекватно оценить себя.

Задачи:

  • формирование представления о многоаспектности самоотношения
  • формирование представления о факторах, влияющих на самоотношение;
  • стимулирование осознания влияния окружающих на представления и отношение подростка к самому себе;
  • создание мотивации к  формированию самоотношения на основе внутренней системы ценностей, взглядов, убеждений.

Упражнение 1. «Приветствие».

Упражнение 2.  «Пирог».

Упражнение 3. «Самоисследование».

Упражнение 4. «Мнения».

Упражнение  5.  «На занятии было…»

Занятие №5.  «Маски».

Цель занятия: формирование стремления адекватно оценивать себя, свои возможности.

Задачи:

  • формирование представления о факторах, влияющих на формирование самоотношения;
  • осознание представления о себе в глазах других людей.
  • осознание сущности своего «Я».

Упражнение 1. «Приветствие»

Упражнение 2.  «Волшебное зеркало».

Упражнение 3.  «Маски».

Упражнение 4. «Без маски».

Занятие №6.  «Я и мой мир».

Цель занятия: развитие способности к осознанию своего «Я».

Задачи:

  • развитие рефлексивности и критичности по отношению к себе;
  • осознание ресурсов собственной личности;
  • стимулирование развития механизмов самопознания;
  • формирование положительной самооценки.

Упражнение 1. «Приветствие».

Упражнение 2.  «Зато я».

Упражнение 3. «Ладошка»

Упражнение  4. «Рожицы».

Занятие №7.  «Уверенность в себе».

Цель занятия: формирование уверенности в себе.

Задачи:

  • формирование способности к безусловному принятию себя;
  • осознание личностных ресурсов, возможностей;
  • овладение навыками саморегуляции;
  • формирование навыков самораскрытия и самопрезентации.

Упражнение 1. «Художники».

Упражнение 2. «Уверены ли вы в себе?»

Упражнение 3. «Мой портрет в лучах солнца».

Упражнение 4. «Рожицы».

        Занятие №8.  «Быть увереннее».

Цель занятия: формирование уверенности в себе.

Задачи:

  • формирование способности к безусловному принятию себя;
  • осознание личностных ресурсов, возможностей;
  • формирование навыков самораскрытия и самопрезентации.

Упражнение 1. «Сигнал».

Упражнение 2. «Письмо себе любимому».

Упражнение 3.  «Объявление в газету».

Упражнение 4. «Аплодисменты».

Занятие №9.  «Идеальное «Я»».

Цель занятия: формирование стремления к саморазвитию.

Задачи:

  • формирование представления о своем идеальном «Я»;
  • формирование представления о своем потенциале, ресурсах развития личности;
  • создание мотивации для дальнейшей работы над собой.

Упражнение 1. «Меняющаяся комната».

Упражнение 2. «Зеркало».

Упражнение 3.  «Годы юности».

Упражнение 4. «Моя Вселенная».

Упражнение  5. Рефлексия.

Занятие №10.  «Психология счастливого человека».

Цель занятия: формирование мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию.

Задачи:

  • формирование безусловного самопринятия;
  • формирование представления о возможных путях саморазвития;
  • осознание личностных ресурсов, возможностей;
  • формирование уверенности в себе.

Упражнение 1. «Ассоциация со встречей».

Упражнение 2.  «Манифест свободного человека».

Упражнение 3. « Рефлексия».

Содержание программы

Занятие 1

Цель занятия: актуализация знаний и представлений подростков о себе.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального фона;
  • формирование мотивации к совместной деятельности;
  • формирование представлений о системе знаний человека о себе;
  • стимулирование осознания своего «Я».

Оборудование: плакат с принципами работы в группе, листы формата  А4, А5, таблички с вопросами, фломастеры, бланки для рефлексии.

Вводная часть.

Цель:  создание положительного эмоционального фона.        

Упражнение 1. «Круги».

Цель: знакомство с участниками занятия.

Обучающейся предлагается на листах формата А5 нарисовать три круга, в которых указать имя, позитивное качество на первую букву имени, увлечение (хобби). По окончании задания каждый представляется.

Упражнение 2. «Я и мой внутренний мир».

Цель: формирование представления о внутреннем мире, создание мотивации к совместной деятельности.        Как я уже сказала, наши занятия будут посвящены самопознанию. Давайте попробуем определить,  что такое самопознание? Как вы себе представляете? Зачем человеку познавать себя? Ответы  записываются на доске.

В психологии самопознание определяется как сложный продолжительный процесс  получения человеком знаний о самом себе. А как вы думаете, какими способами можно осуществлять самопознание? Что для этого нужно? (ответы учащихся). Действительно самопознание осуществляется посредством самонаблюдения, а также общения с другими людьми, так как, сравнивая себя с ними, мы получаем больше информации о своих особенностях, своей индивидуальности.  Процесс самопознания очень тесно связан с самовоспитанием и самосовершенствованием. Только познав себя, мы можем начать работу по самосовершенствованию, достижению своего идеала. В результате самопознания у нас формируется система представлений о себе, которые регулируют всю нашу жизнь: общение с другими людьми, успешность в различных видах деятельность, цели, которые мы ставим перед собой. К сожалению, часто люди не могут адекватно оценить себя, свои возможности, их самоотношение искажено. Это приводит к возникновению различных трудностей.

Основная часть.

Упражнение 3.  «10 позитивных и 10 негативных «Я» во мне».

Цель: самопознание, актуализация своих плюсов и минусов.

Первое упражнение, которое сейчас мы выполним, называется «10 позитивных и 10 негативных «Я» во мне». Сейчас я хочу попросить на листочке написать 10 своих положительных качеств и 10 негативных, которые тебе не нравятся, мешают.

Обсуждение: В чём были сложности? Вы что-нибудь заметили в себе нового, выполняя это задание? Или может, задумались над чем-нибудь? Все ли качества, которые первоначально воспринимаются как отрицательные таковыми и являются, в чем может быть их польза для человека.

Упражнение 4. «Интересные вопросы».

Цель:  актуализация знаний о себе, осознание своего «Я».        

В центре лежат таблички, на которых написаны вопросы. Сейчас по очереди каждый будет брать по одной табличке, и отвечать на вопрос, который там написан. Только необходимо помнить, что вопросы там необычные, прежде чем отвечать подумайте, возможно, придется использовать фантазию и воображение.

1. С каким цветком вы можете себя сравнить?

2. Каким предметом вы можете себя представить?

3. Каким сказочным героем?

4. Каким животным?

5. Каким временем года?

6. Каким музыкальным инструментом?

7. Каким литературным жанром вы могли бы быть?

8. Каким природным явлением?

9. С каким литературным персонажем вы могли бы себя сравнить?

10. Если бы вы были деревом, то, что это было бы за дерево?

11. Какое качество вам больше всего в себе нравится?

12. Какое качество в себе вы хотели бы развить?

13. Какое качество в людях вам больше всего нравится?

14. Какие у вас увлечения?

15. Чем бы вы хотели еще заниматься и почему?

Заключительная часть.

Подводятся итоги занятия.

2 занятие

Цель занятия: расширение системы представлений о себе.

Задачи:

  • формирование представления о собственной уникальности;
  • развитие способности к осознанию своего «Я»;
  • актуализация представления об отношении к самому себе;
  • формирование представления о ценности собственной личности.

Оборудование: мячи разного цвета, таблицы с качествами личности, цветные карандаши.

Вводная часть. 

Упражнение 1. «Ритуалы приветствия».

Цель: создание положительного эмоционального фона, настроя на работу.

Основная часть.

Упражнение 2. «Я - уникальный».

Цель: формирование представления о собственной уникальности. Мы   поприветствовали друг друга, а теперь я предлагаю выполнить следующее упражнение, которое называется «Я - уникальный». Как мы знаем, на планете нет ни одного человека, подобного нам. Каждый человек неповторим. Но иногда мы об этом забываем. Сейчас я дам тебе два мяча разного цвета. Один оставлю у тебя, второй будет у меня. Ты говоришь «Я, как все...». Я продолжаю высказывание «Я, не как все...».

В конце упражнения проводится обсуждение, в результате которого психолог подводит обучающуюся к выводу, что у всех нас есть какие-то общие качества, а есть и уникальные, неповторимые, присущие только одной личности.

Упражнение 3. «Самоотношение».

Цель: формирование представления о самоотношениие подростка. Сейчас я раздам таблицы, в которых перечислены утверждения, отражающие разные личности. Прочитай список утверждений, подчеркни те характеристики, которые можешь отнести к себе и раскрась место рядом с ним тем цветом, который наиболее полно выражает ваше отношение к данному утверждению. Помни, что нет правильных или неправильных ответов, подходящих или неподходящих цветов. Старайся делать выбор, долго не раздумывая (таблица представлена в приложении).

Обсуждение: теперь внимательно посмотрите на эту таблицу. Какие цвета преобладают в твоих таблицах? Как ты думаешь почему? Как это связано с твоим отношением к самой себе?  

Упражнение 4. «Спасибо за приятное занятие»

Цель: рефлексия упражнений, получение обратной связи

Занятие 3

Цель занятия: расширение системы представлений подростков о себе

Задачи:

  • формирование более полного представления о себе, своих особенностях;
  • раскрытие многоаспектности своего «Я», формирование стремления к самосовершенствованию;
  • формирование представления о своем идеальном «Я».

Оборудование: листы формата А4, ручки, фломастеры.

Вводная часть.

Упражнение 1. «Эхо».

Цель: создание положительного эмоционального фона, настроя на работу.

Основная часть: Упражнение 2. «Кто Я?».

Цель: формирование более полного представления о себе, своих особенностях.

Возьми , пожалуйста, лист бумаги и напиши 10 ответов на вопрос «Кто Я?». Старайся отвечать, не задумываясь, и писать первое, что придет в голову.  

Обсуждение: трудно было писать о себе? Какие характеристики ты поставила на первое место? С каких позиций ты рассматриваешь себя в данном самоописании и почему? (ученик, сын, спортсмен и т.д.). С какими трудностями ты столкнулась, выполняя данное задание?

Упражнение 3. «Герб своего «Я»».

Цель: раскрытие своего «Я», формирование стремления к самосовершенствованию.

На листах бумаги с помощью фломастеров нужно будет изобразить свой личный герб. Материал для герба у тебя уже есть. В идеале человек, увидевший ваш герб, смог бы понять, с кем он имеет дело. Нарисуй контур герба, в любой форме, но при этом соблюдайте одно правило: контур должен быть разделен на несколько областей.

Обсуждение: замечательно, а теперь давай попробуем проанализировать то, что вас получилось. Легко или трудно было рисовать свой герб? Насколько полно, по вашему мнению, вам удалось отразить свои особенности? Как вы думаете, смогли бы ваши близкие и друзья понять, что это именно ваш герб? Какие трудности возникли при создании герба? Что вы пытались отразить в первую очередь? Представлены ли в гербе недостатки? Почему?

Заключительная часть.

Упражнение 6. «На занятии было…»

Цель: рефлексия упражнений, получение обратной связи от участников.

Занятие 4

Цель занятия: формирование способности адекватно оценить себя.

Задачи:

  •  формирование представления о многоаспектности самоотношения;
  • формирование представления о факторах, влияющих на самоотношение;
  •  стимулирование осознания влияния окружающих на представления и отношение подростка к самому себе;
  • создание мотивации к формированию самоотношения на основе внутренней системы ценностей, взглядов, убеждений.

Оборудование: бланки для упражнения «Пирог»,

Вводная часть.

Упражнение 1. «Приветствие».

Цель: создание положительного эмоционального фона, настроя на работу.

 Здравствуйте, сегодня наше занятия называется «Оценка своего «Я». В психологии для определения данного явления используется термин самооценка, однако в повседневной жизни мы постоянно оцениваем себя, не задумываясь о психологических аспектах. В результате у нас формируется самоотношение как совокупность всех знаний о себе и эмоций, которые эти знания вызывают.  

Основная часть:

Упражнение 2.  «Пирог».

Цель: формирование представления о многоаспектности самоотношения. Наше самоотношение очень многогранно, затрагивает все сферы нашей личности. Каждый человек ведет себя по-разному в различных ситуациях. Например, сильно разнится ваше поведение дома, в школе, в общении с близкими друзьями. У всех нас разные интересы, склонности, увлечения и т.д.

Сейчас мы выполним упражнение, которое называется «Пирог». Сейчас я раздам листы бумаги, на который изображен круг, напоминающий бублик. Он разделен на 4 сегмента, а в центре есть круг. Нарисуй в каждом сегменте картинку, отражающую различные стороны вашей личности.

Когда обучающаяся рисует, внимание обращается на необходимость по завершении работы объяснить, что же находится в центре. Это придает работе интригу и дополнительную мотивацию к выполнению задания. Когда рисунок создан, спрашивается, не забыл ли кто-то еще что-нибудь отразить или что еще следует нарисовать, чтобы придать работе завершенность. Подростки скажут, что остается что-нибудь нарисовать в центре. Ответ: в центре находится глаз пирога, который вы рисуете. Поясняется, что у каждого из нас есть внутренний глаз, позволяющий нам осознавать все стороны своей личности, понимать, что мы переживаем и что мы делаем в тот или иной момент жизни, помогающий нам решать, как поступать в определенной ситуации.

Упражнение 3. «Самоисследование».

Цель: формирование представления о факторах, влияющих на формирование самоотношения. Мы обсудили, что наше самоотношение очень многоаспектно, но при этом есть так называемый «внутренний глаз», о котором знаем только мы. Он где-то глубоко и окружающие люди не могут увидеть его, узнать что-то о нас, если мы сами этого не захотим. Однако в нашей повседневной жизни мы общаемся с разными людьми: родителями, учителями, друзьями, одноклассниками и т.д. Как вы думаете, оказывают ли окружающие влияние на самоотношение человека? Какое влияние? Почему?

Сейчас нарисуй два круга, один из которых вложен в другой. Внутренний круг описывает границу вокруг вашего «Я». Что он содержит в себе? Нарисуйте, напишите или символически изобразите то, что составляет содержание вашего "Я". Внешний, большой круг – это внешний мир, в котором развивается ваше «Я». Отразите в этом круге то, что оказывает наибольшее влияние на ваше "Я".

Обсуждение: расскажи, что ты нарисовала. Как ты думаешь, что или кто в большей степени влияет на самоотношение человека? Какую роль сам человек играет в формировании своего самоотношения?

Упражнение 4. «Мнения».

Цель: стимулирование осознания влияния окружающих людей на самоотношение.

Мы обсудили, кто и что оказывает влияние на формирование самоотношения. Теперь мы попробуем посмотреть, как это происходит в реальной жизни. Для этого сейчас по очереди будем называть одно лучшее качество каждого из участников. В сумме должна получиться привлекательная характеристика. Причем мнение должно выражаться метафорично («колючий ежик», «вечный двигатель», «головоломки»).

Обсуждение: приятно ли говорить человеку о его положительных качествах? Трудно ли выделить эти качества у человека? Как менялось ваше настроение в зависимости от того, как вы слышали хорошие отзывы о себе? Как вы думаете, положительная оценка других влияет на самоотношение? Почему?

Заключительная часть.

Упражнение 5. «На занятии было…»

Цель: получение обратной связи от участников. По кругу каждому из участников предлагается закончить предложение. «Сегодня на занятии мне было …….(вырази чувство)».

Обсуждение: какое упражнение больше всего понравилось и почему? Какое упражнение было наиболее эффективным для самопознания и почему?

Занятие 5

Цель занятия: формирование стремления адекватно оценивать себя, свои возможности.

Задачи:

  • формирование представления о факторах, влияющих на формирование самоотношения;
  • осознание представления о себе в глазах других людей.
  • осознание сущности своего «Я».

Оборудование: листы формата А4, картон, фломастеры, карточки с неоконченными предложениями, бланки для рефлексии.

Вводная часть.

Упражнение 1. «Приветствие».

Цель: создание положительного эмоционального фона, настроя на работу.

Здравствуй, сегодня наше занятия называется «Маски». На прошлом занятии мы начали говорить о влиянии окружающих людей на наше самоотношение и сегодня продолжим наш разговор. Но для начала давай поприветствуем друг друга.

Основная часть:

Упражнение 2.  «Волшебное зеркало».

Цель: осознание представления о себе в глазах других людей.        Сейчас я предлагаю вам представить себя в трех зеркалах

в зеленом - какими их видят родители, учителя;

в красном - такими, какими их видят друзья;

в синем – такими, какими они представляются себе сами. Запишите, желательно в форме метафоры.

Обсуждение: как различаются метафоры, перечисленные черты в разных зеркалах? Почему? Хорошо ли это или плохо? Почему?

Упражнение 3. «Маски».

Цель: формирование представления о факторах, влияющих на формирование самоотношения.        

Сейчас я предлагаю обобщить все те различия, которые были выявлены в восприятии вас окружающими  и теми чертами, свойствами, которыми вы обладаете на самом деле. И я предлагаю вам сделать маску. По типу тех, которые носят на карнавалах. Только это будут те маски, которые вы носите в жизни. Маски должны содержать ту информацию, которую о вас знают окружающие и как они воспринимают вас, вне зависимости так ли это на самом деле или нет. В маске нужно отразить особенности, например: любовь к рисованию — на маске брови изображены в виде карандаша и кисточки;  пунктуальность — на щеке изображены часы; любовь к путешествиям — на другой щеке маски нарисован компас;  музыкальные способности — волосы изображены в виде скрипичных ключей и т.д.

Обсуждение: участникам предлагается надеть маски и обсудить, кто каким образом пытался передать информацию о себе. Участники пытаются угадать, какие особенности были отражены в маске других участников, необходимо выявить их и написать на отдельном листочке. Когда обсудили все маски, переходят к следующему упражнению.

Упражнение 4.  «Без маски».

Цель:  осознание сущности своего «Я».

Сейчас каждому из нас нужно будет снять маску, которую мы одеваем для окружающих. Для этого я дам карточку с написанной фразой, не имеющей окончания.  Попробуйте без подготовки продолжить и завершить фразу, на основе тех расхождений в качествах, свойствах личности, которые видят в вас окружающие, но на самом деле в вас их нет. Постарайтесь, чтобы высказывание было искренним.

 Содержание карточек:

" Люди, окружающие меня, ошибаются в том, что я..."

 «Никто не знает, что я……»

« Люди думают, что я, а на самом деле……»

«Иногда мне кажется, что люди думают обо мне, хотя на самом деле….»

«Надеюсь, что окружающие, наконец, поймут, что я не …, а я ….»

"Мне по-настоящему хочется, чтобы окружающие, наконец поняли, что я..."

"Иногда люди не понимают, что я ..."

"Верю, что друзья, родители, наконец, поймут, что на самом деле я ...".

Обсуждение: Сложно ли вам было завершать высказывания?  Хотелось ли снять маску, или в маске вы чувствовали себя комфортнее? Были ли ребята, у которых мнение окружающих и их реальное самоотношение совпадали? Возможно ли такое? В каких случаях? С чем это связано? Что нового вы узнали о своих товарищах? Сложно ли вам было искренне высказывать свои мысли?

Заключительная часть.

Упражнение  5. «Рожицы».

Цель:  рефлексия, получение обратной связи от участников.        

Занятие 6

Цель занятия: развитие способности к осознанию своего «Я».

Задачи:

  • развитие рефлексивности и критичности по отношению к себе;
  • осознание ресурсов собственной личности;
  • стимулирование развития механизмов самопознания;
  • формирование положительной самооценки.

Оборудование: листы формата А4, мяч, список афоризмов, бланки для рефлексии.

Вводная часть.

Упражнение 1. «Приветствие».

Цель: создание положительного эмоционального фона, настроя на работу.

Основная часть:

Упражнение 2.  «Зато я».

Цель: осознание ресурсов своей личности, возможностей для саморазвития. Идеальных людей не бывает, у всех нас есть свои недостатки или какие - то качества, которые мы воспринимаем как таковые. Сейчас возьмите лист бумаги, и напишите какие, по вашему мнению, у вас есть недостатки или то, что вам в себе не нравится, начиная со слова «Я». Запишите их. Почему вы думаете, что это недостатки? Чем эти качества мешают вам? А сейчас продолжите каждое предложения, начиная со слов:  «зато я….».

Обсуждение: как можно компенсировать свои недостатки? Все ли, что нам в себе не нравится, является недостатками? Почему?

Упражнение 3.  «Ладошка».

Цель: стимулирование развития механизмов самопознания, формирование положительной самооценки.        

Возьмите  лист бумаги и  каждый  обведите  ладошку и внутри контура напишете качество, которое вам  нравится в самом себе. Листки передайте по кругу, а остальные участники допишите те качества, которые нравятся в хозяине ладошки. Писать необходимо только положительные качества. Они есть у каждого человека, поэтому даже если вы сразу не можете написать это качество, присмотритесь внимательнее к человеку, будьте более наблюдательными. Постарайтесь не повторять качества в одной ладошке. Качества должны действительно соответствовать хозяину ладошки. Листки подпишите. Когда  ладошки вернутся к своему хозяину, поблагодарите друг друга.

Обсуждение: легко ли анализировать личность другого человека? Приятно ли получать положительные отзывы о себе?

Замечание: важно проследить, чтобы в ладошке действительно были написаны положительные черты. Если группа еще не готова к выполнению такого упражнения, его лучше не проводить.

Заключительная часть.

Упражнение  4.  «Рожицы».

Цель:  рефлексия, получение обратной связи от участников.        

В завершении мне бы хотелось узнать ваше мнение о нашем занятии. Сейчас я раздам вас листы бумаги, на которых изображены круги. Вам нужно нарисовать «рожицу», которая отражает ваше состояние в конце занятия. Далее каждый по кругу скажет, что он нарисовал, почему, что ему понравилось или не понравилось на нашем занятии.

Занятие 7

Цель занятия: формирование уверенности в себе.

Задачи:

  • формирование способности к безусловному принятию себя;
  • осознание личностных ресурсов, возможностей;
  • овладение навыками саморегуляции;
  • формирование навыков самораскрытия и самопрезентации.

Оборудование: листы бумаги формата А4, фломастеры, карандаши, бланк теста, бланки для рефлексии.

Вводная часть.

Упражнение 1. «Художники».

Цель: создание положительного эмоционального фона, настроя на работу.

Упражнение 2. «Уверена ли ты в себе?»

Цель: осознание личностных ресурсов, возможностей.        

На предыдущих занятиях мы много говорили о самоотношении, самопознании, как важно знать свои особенности, ресурсы, хорошо относиться к себе, ценить свое «Я». Теперь мы попробуем посмотреть, как непосредственно положительное самоотношение влияет на нашу реальную жизнь, поведение, общение с окружающими.  Сейчас я предлагаю провести небольшой тест, чтобы понять, насколько вы уверены в себе (см. приложение).

Основная часть:

Упражнение 3.  «Мой портрет в лучах солнца».

Цель:  формирование способности к безусловному принятию себя.

Нарисуй солнце, в центре солнечного круга напиши свое имя или нарисуй свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что ты о себе знаешь. Постарайся, чтобы было как можно больше лучей.

Это будет ответ на вопрос: «Почему я заслуживаю уважения?». Сохрани этот рисунок, и когда будет грустно, смотри на него и вспоминай, что тебя есть за что уважать и любить.

Заключительная часть.

Упражнение  4.  «Рожицы».

Цель:  рефлексия, получение обратной связи от участников.        

Занятие 8

Цель занятия: формирование уверенности в себе.

Задачи:

  • формирование способности к безусловному принятию себя;
  • осознание личностных ресурсов, возможностей;
  • формирование навыков самораскрытия и самопрезентации.

Вводная часть.

Упражнение 1. «Сигнал».

Цель: создание положительного эмоционального фона, настроя на работу.

Основная часть:

Упражнение 2.  «Письмо себе любимому».

Цель: формирование способности к безусловному принятию себя, осознание своих особенностей. Обучающаяся пишет письмо самому себе, любимому. После выполнения упражнения желательно обменяться мнениями, с какими чувствами она делала это задание. По желанию можно пересказать или зачитать свое письмо.

Упражнение 3. «Объявление в газету».

Цель: формирование навыков самораскрытия, самопрезентации.

А теперь попробуй дать объявление о себе в газету. Объявления должны  быть короткими, но информативными. Подумай,что бы ты хотела написать о себе в первую очередь? Затем объявления зачитываются и обсуждаются. Важно отметить, что в большей степени нашло отражение в объявлениях участников: черты их характеры, желания, мечты и т.д.

Обсуждение: что тебя заинтересовало в объявлениях? Легко ли было писать объявление? Что пыталась отразить в первую очередь? Почему ты думаешь, что именно это важно?

Заключительная часть.

Упражнение  3.  «Аплодисменты».

Цель:  рефлексия, получение обратной связи от участников.        

Занятие 9

Цель занятия: формирование стремления к саморазвитию.

Задачи:

  • формирование представления о своем идеальном «Я»;
  • формирование представления о своем потенциале, ресурсах развития личности;
  • создание мотивации для дальнейшей работы над собой.

Оборудование: листы формата А4, фломастеры, список вопросов

Вводная часть.

Упражнение 1. «Меняющаяся комната».

Цель: создание положительного эмоционального фона, настроя на работу.

Основная часть.

Упражнение 2.  «Зеркало».

Цель:  формирование представления о своем идеальном «Я».        Сейчас тебе предлагается написать о себе в двух зеркалах: в одном зеркале отражается то, какая ты есть на самом деле сейчас на данный момент, а в другом зеркале – то какой ты бы хотела стать.

Обсуждение: существенны ли различия в двух зеркалах? С чем они преимущественно связаны? Как можно добиться изменения в себе? Что для этого нужно?

Упражнение 3. «Годы юности».

Цель: осмысление ресурсов личности.        

Знаменитое высказывание Иммануила Канта «Годы юности — самые трудные годы, ибо это годы выбора» записано на доске. Проводится дискуссия: обучающаяся должна подтвердить данное высказывание, а психолог – опровергнуть.

По итогам дискуссии ведущий делает вывод о влиянии индивидуальности на осознанный выбор и об ответственности каждого за свои решения.

Упражнение 4. «Моя Вселенная».

Цель:  формирование представления о своем потенциале, ресурсах развития личности.

В центре листа формата А4 нарисовать солнце и в нем написать букву «Я». От центра (солнца) прочертить линии — лучи солнца (18–20). Над каждым лучом написать вопрос, а под лучом ответ:

  • Какие способности у меня есть?
  • Какие книги мне нравятся?
  • Какие музыкальные жанры я предпочитаю?
  • О чем я мечтаю?
  • О чем мне приятно вспоминать?
  • Какой у меня характер?
  • С каким настроением я чаще всего просыпаюсь по утрам?
  • Что я умею делать лучше других?
  • Какое у меня хобби?
  • Есть ли у меня интересы и увлечения?
  • Кем я хочу стать в будущем?
  • Чего во мне больше: уверенности в себе или робости?
  • Есть ли у меня чувство юмора?
  • Как я отношусь к самому себе?

Ведущий подводит учащихся к выводу, что «звездная карта» каждого ученика показывает, сколько у него возможностей, насколько он уникален, что является общим для всех, что помогает человеку достичь успеха в жизни.

Заключительная часть.

Упражнение  5.  «Рефлексия».

Цель:  рефлексия, получение обратной связи

Занятие 10

Цель занятия: формирование мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию.

Задачи:

  • формирование безусловного самопринятия;
  • формирование представления о возможных путях саморазвития;
  • осознание личностных ресурсов, возможностей;
  • формирование уверенности в себе.

Оборудование: листы формата А4, карандаши, фломастеры.

Вводная часть.

Упражнение 1. «Ассоциация со встречей».

Цель: создание положительного эмоционального фона, настроя на работу.

Основная часть:

Упражнение 2.  «Манифест свободного человека».

Цель: формирование представления о возможных путях саморазвития.

Па протяжении наших занятий ты много узнавала о себе, своих возможностях, ресурсах, учились анализировать свои поступки и поступки других людей. Я надеюсь, ты научилась любить и ценить себя, обрела внутреннюю свободу. Сейчас я предлагаю самостоятельно выполнить упражнение «Манифест свободного человека. Вы знаете ,что такое манифест? (ответы учащихся). Манифе́ст (от позднелат. manifestum — призыв. Сейчас я предлагаю вам написать манифест свободного человека. Призыв к себе самим жить так, как вам хочется, любить себя и окружающих, ценить мгновения, которые есть у вас в жизни. Манифест должен содержать минимум 10 положений. Примеры: «Я люблю себя таким, какой я есть», «Я поддерживаю проявление свободы в других и уважаю чужое мнение» и т.д.

Обсуждение: какие трудности у вас возникли при написании манифеста? Что вы хотели отразить в первую очередь и почему? Какие чувства вы испытывали при написании манифеста?

Упражнение  3.  «Рефлексия».

Цель: рефлексия, получение обратной связи от участников.        Ребята, мы прошли с вами долгий путь самопознания, саморазвития, самосовершенствования. Надеюсь, эти занятия не прошли для вас  даром, и вы получили новую информацию, которая будет полезна для вас. В завершении мне бы хотелось, чтобы каждый высказался относительно наших занятий, что они дали ему в плане саморазвития, личностного роста.

Я в свою очередь хочу поблагодарить вас за приятное общение, за то, что вы старались, успешно выполняли задания и, в соответствии с названием программы наших занятий, хочу пожелать вам: будьте собой! Будьте лучшими!

 

Приложения

Занятие 2. «Путешествие к своему «Я». Упражнение 3 «Самоотношение».

Цвет

Я счастливый

У меня ничего не ладится

Я тугодум

Я неуклюжий

Я зануда

Я неудачник

Я добросовестный

Я обманщик

Я интроверт

Я фантазер

Я оптимист

Я человек надежный

Я раздражительный

Я хороший друг

Я подвержен настроению

Я общителен

Я религиозный

Я умный

Я слабый

Я опрометчивый

Занятие 2. «Путешествие к своему «Я». Упражнение 5 «Мое самовосприятие».

Меня это радует

Мне это безразлично

Мне это неприятно

Я счастливый

У меня ничего не ладится

Я тугодум

Я неуклюжий

Я зануда

Я неудачник

Я добросовестный

Я обманщик

Я интроверт

Я фантазер

Я оптимист

Я человек надежный

Я раздражительный

Я хороший друг

Я подвержен настроению

Я общителен

Я религиозный

Я умный

Я слабый

Я опрометчивый

Занятие 6. «Я и мой внутренний мир». Упражнение 6. «Афоризмы».

Афоризмы:

  1. «Большинство людей счастливы в той мере, в какой они сами решили быть счастливыми» А.Линкольн.
  2. «Не бойтесь того, что ваша жизнь должна окончиться, бойтесь того, что она так и не начнется»  Джон Ньюмен.
  3. «Если тебе когда-нибудь захочется найти человека, который сможет преодолеть любую, самую невероятную беду и сделать тебя счастливым, когда этого не может больше никто - просто посмотри в зеркало и скажи: "Привет!" - Ричард Бах.
  4. «Истинное призвание каждого состоит только в одном – прийти к самому себе, найти собственную, а не любимую судьбу и отдаться ей внутренне, безраздельно и непоколебимо» Герман Гессе.
  5. «Начните доверять себе, и вы сразу поймёте, как надо жить» Иоганн Гёте.
  6. «Мы знаем, кто мы есть, но не знаем, кем мы можем быть.» Вильям Шекспир
  7. «Поверив в то, кем мы можем стать, мы определяем то, кем мы станем». Мишель Монтень
  8.  «Человек – это то, во что он верит». А.Чехов.
  9. «Вы — главный проектировщик своей жизни, независимо от того, понимаете вы это или нет». Роббинс Энтони
  10. «Мы находим в жизни лишь то, что сами в неё вкладываем». Эмерсон Ралф Уолдо

Занятие №7.  «Уверенность в себе». Упражнение 2. «Уверены ли вы в себе?»

Опросник:

Выберите один из предложенных ответов.

1. Вы узнали, что ваш приятель говорил о вас плохо. Как

вы поступите:

а) поищете удобного случая выяснить отношения;

б) перестанете с ним общаться и будете избегать встреч.

2. Когда вы входите в автобус или трамвай, вас грубо толкают. Вы:

а) громко протестуете;

б) молча пытаетесь пробраться вперед;

е) ждете, пока все войдут, и тогда, если получается, заходите сами.

3. Собеседник отстаивает противоположную вашей точку зрения. Вы:

б) не высказываете своего мнения, поскольку считаете, что не сможете убедить его;

д) отстаиваете свои убеждения, стараясь убедить его и других.

4. Вы опоздали на вечер, беседу, собрание. Все места уже заняты, за исключением одного в первом ряду. Вы:

б) стоите у двери и ругаете себя за опоздание;

д) без колебаний направляетесь в первый ряд;

е) долго оглядываетесь вокруг в поисках другого места, а потом все-таки садитесь в первый ряд.

5. Согласны ли вы с тем, что окружающие часто используют вас в своих интересах:

Д) нет;

е) да.

6. Трудно ли вам вступать в разговор с незнакомыми людьми:

Д) нет;

е) да.

7. Вы купили бракованную вещь. Легко ли вам возвратить покупку:

б) нет;

в) да.

8. Можно ли сказать, что другие люди увереннее в себе, чем вы:

Д) нет;

е) да.

9. От вас требуют услуги, которая может принести вам неприятности. Легко ли вам отказаться от ее исполнения:

б) нет;

в) да.

10. У вас есть возможность поговорить с известным человеком. Вы.

д) используете эту возможность;

е) не используете.

11. Вам надо позвонить по телефону в какое-нибудь учреждение. Вы

б) под любым предлогом избегаете этого;

в) звоните без колебаний;

е) звоните после долгих, мучительных колебаний.

12. Вам поставили незаслуженно низкую оценку. Вы:

б) молча переживаете;

г) спорите с преподавателем по поводу этой оценки.

13. Вы не понимаете объяснений. Вы:

б) не будете задавать вопросов, потому что боитесь показаться глупым;

в) спокойно зададите вопрос сразу после объяснений;

г) зададите вопрос после занятий, когда вы останетесь с преподавателем наедине.

14. Люди, сидящие возле вас в кинотеатре, во время сеанса громко разговаривают. Вы:

б) долго терпите, а затем срываетесь на крик;

в) вежливо просите их перестать разговаривать;

е) молча терпите.

15. Кто-то лезет впереди вас без очереди. Вы:

б) глотаете про себя обиду;

д) даете ему отпор.

16. Легко ли вам вступить в разговор с человеком противоположного пола, который для вас очень привлекателен, очень нравится вам:

б) очень трудно; не знаю, что сказать;

в) легко;

г) начинаю с большим трудом, но потом «разговариваюсь» и не испытываю серьезных затруднений.

17. Умеете ли вы торговаться:

а) да;

6) нет.

18. Волнуетесь ли вы, когда выступаете с докладом:

6) да;

д) нет.

19. Вас хвалят за хорошую работу. Вы:

б) не знаете, что сказать в ответ; д) благодарите за похвалу;

е) ужасно смущаетесь и еле слышно бормочете благодарность.

20. При хорошем знании предмета предпочтете ли вы сдавать письменный или устный

экзамен:

а) устный;

б) письменный;

в) мне все равно, это не повлияет на мой ответ.

Теперь подсчитаем полученные баллы. Ответ «а» — 3 балла, «б» — 0 баллов, «в» — 5 баллов, «г»— 2 балла, «д» — 4 балла, «е» — 1 балл. Определите общую сумму.

Оценка: менее 12 баллов — сильная неуверенность в себе, 12—32 балла — низкая уверенность в себе, 33—60 баллов — средний уровень уверенности в себе, 61—72 балла — высокая уверенность в себе, более 72 баллов — очень высокий уровень уверенности в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания «Формирование положительной самооценки подростка — важная составляющая семейного воспитания»

Цель собрания — знакомство родителей с приемами формирования у подростков положительной адекватной самооценки; показ важности роли семьи в формировании личности подростка.Участники: родители учащ...

Родительское собрание «Формирование положительной самооценки подростка – важная составляющая семейного воспитания»

Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки подростка...

Статья "Роль семьи в формировании положительной самооценки школьника"

Рекомендации социального педагога педагогам и родителям...

Родительский лекторий "Формирование положительной самооценки ребёнка"

Данный материал представляет теоретическую, диагностикческую и рекомендательную часть для родителей по формированию положительной самооценки ребенка (в данном случае шестиклассника)...