«Формирование положительной самооценки подростка — важная составляющая семейного воспитания»
материал

Наталья Иванова

выступление на родительском собрании

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_polozhitelnoy_samootsenki_podrostka.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование положительной самооценки подростка — важная составляющая семейного воспитания»

Педагог-психолог  Иванова Н.Д.

Самооценка человека связана с одной из его центральных потребностей — потребностью в самоутверждении, со стремлением найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Что же такое самооценка? Это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию. Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается отношение к себе.

Всем понятно, что адекватная самооценка подростка — важная составляющая становления личности. И в этом роль родителей является очень значимой. В.Г. Белинский так высказался по этому поводу: «На родителях, на одних родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений — сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех его ступенях. Но кто не сделался прежде всего человеком, тот — плохой гражданин. Так давайте же вместе делать наших детей человеками. Хорошие дети —  хорошая наша старость, плохие дети —  плохая старость. Так давайте думать о будущем, а будущее —  это наши дети».

Самооценка определяет поведение человека, определяет его самосознание и выступает в качестве предпосылки успешного развития личности. Адекватная самооценка побуждает человека к активности, направленной на формирование тех качеств, которые развиты недостаточно хорошо, к избавлению от недостатков. Образ собственного «Я» у каждого человека выступает как установка по отношению к самому себе. Она образует систему представлений человека о себе. По своей сути это и есть самосознание, которое складывается из физических, интеллектуальных и нравственных качеств человека, а также их самооценки.

Адекватная самооценка является итогом постоянного поиска человеком реальной меры, то есть без большой переоценки себя, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Если самооценка занижена — это приводит человека к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такая оценка проявляется в высказываниях вида: «У меня это никогда не получится», «Я это не смогу выучить», «Я не виноват, что…» и т.п. У человека с завышенной самооценкой также возникает неправильное представление о себе: идеализированный образ личности и возможностей, своей ценности для окружающих и общего дела. Он идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Справедливые замечания воспринимаются такими людьми как придирка, а объективная оценка результатов работы — как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

Подростку необходимо иметь положительное представление о себе, что является непременным условием счастья, способности к адаптации в изменяющихся социальных условиях. Если у ребенка отрицательная самооценка, то он способен находить чуть ли не в каждом деле непреодолимые препятствия. Ситуация экзамена для таких подростков оказывается просто катастрофической.

Некоторым детям в этом году предстоит сдача первых в жизни экзаменов (за курс основной средней школы). И очень важно, чтобы ребенок не получил нервный срыв. Экзамен — это всегда стресс. Мы должны помочь нашим детям спокойно перенести экзаменационный период. И здесь важна роль семьи в формировании положительной самооценки учащегося.

Что влияет на самооценку у подростков, как понять, что она заниженная, и какая коррекция возможна.

Факторы, влияющие на формирование самооценки подростка

  • взаимоотношения с родителями и другими членами семьи;
  • занимаемое положение (авторитет) среди сверстников и друзей;
  • успехи в обучении и отношение учителей;
  • физиологические данные (внешность) и успехи (сила, выносливость, ловкость), а также личные достижения в спорте и т.д.;
  • особенности характера.

Конечно же, чтобы скорректировать самооценку у подростка необходимо знать:

Причины и признаки заниженной самооценки у подростков.

Самой главной причиной формирования заниженной самооценки у подростков является семейное воспитание и стиль общения с родителями.

Если ребенка постоянно ругают или критикуют, то у него складывается о себе и своих возможностях очень плохое мнение. Также причиной неадекватной оценки своих способностей играют мнения других людей, которое для нерешительного или внушаемого ребенка и будет толчком.

К признакам чересчур низкой самооценки относят:

  • нежелание контактировать со сверстниками, отказ от посещения массовых мероприятий и прогулок;
  • возникновение повышенной тревожности, паники;
  • уверенность в том, что ничего не получится, а если вышло, то это случайность;
  • отказ от публичных выступлений в школе или на семейных мероприятиях;
  • зависимость от мнения окружающих;
  • подражание своим одноклассникам или экранным образам;
  • замкнутость, нежелание делиться своими мыслями, предположениями, проблемами и происходящими событиями (в школе или на улице).

Определив низкий уровень самооценки своего ребенка-подростка, родителям необходимо сразу начинают искать способы, как ее поднять.

Условием правильной самооценки является наличие свободы. Свобода всякого человека заключается в том, чтобы не испытывать над собой диктат власти других людей, а самому определять цели своей жизнедеятельности и способы их достижения. Но под видом самоопределения может скрываться неправильное понимание свободы, извращающее представление личности о себе. Имеются в виду люди безвольные, «плывущие по течению» в поисках легкой жизни, а также люди, стремящиеся быть похожими на всех или на большинство, что проявляется в слепой погоне за модой, в стремлении не отстать от толпы.

Вы, родители, можете влиять на формирование положительной самооценки подростка, на воспитание чувства его собственной значимости. В ученическом коллективе, а особенно в семейном обществе, каждый подросток должен стоять в центре внимания, тогда он будет иметь адекватную самооценку.

3. Задание родителям

Инструкция. На листочках с фигурками мальчика или девочки нужно написать качества личности их ребенка: слева положительные, а справа — те, которые, по мнению родителей, желательно приобрести или сформировать.

Листочки родители забирают с собой, чтобы можно было дописать те качества, которые упустили из вида, и впоследствии те, которые у их детей  сформируются  за последующее за собранием время.

В заключении собрания родителям предлагается памятка «Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки подростка»:

• Не оберегайте подростка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.

• Оставляйте ребенку право выбора.

• Не перехваливайте своего сына или дочь, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.

• Поощряйте в ребенке инициативу.

• Не забывайте, что подросток внимательно наблюдает за вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам.

• Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).

• Не бойтесь искренне любить своего ребенка и, главное — показывать ему свою любовь!

Заключение.

Поскольку самооценка школьника складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих (сверстников, учителей, родных). Поэтому формирование адекватной самооценки в значительной степени зависит от справедливости оценки всех этих людей. Особенно важно помочь школьнику поднять неадекватно заниженную самооценку, помочь поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность. В этом, уважаемые родители, главная роль — ваша. Вам ребенок доверяет свои секреты, делится своими успехами и неудачами. Вы должны поддержать его, формируя у него адекватную положительную самооценку.

А закончить хочется словами великого немецкого писателя и поэта И.В. Гете: "Если ты потерял состояние, то ты еще ничего не потерял: состояние ты можешь нажить вновь. Если ты потерял честь, то попробуй приобрести славу — и честь тебе будет возвращена. Но если ты потерял веру в себя, то потерял все!"
Я верю, что наши дети никогда не потеряют веру в себя! Воспитать человека, уверенного в себе, достаточно непросто, но любящим родителям под силу все! Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания «Формирование положительной самооценки подростка — важная составляющая семейного воспитания»

Цель собрания — знакомство родителей с приемами формирования у подростков положительной адекватной самооценки; показ важности роли семьи в формировании личности подростка.Участники: родители учащ...

Родительское собрание «Формирование положительной самооценки подростка – важная составляющая семейного воспитания»

Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки подростка...

Статья "Роль семьи в формировании положительной самооценки школьника"

Рекомендации социального педагога педагогам и родителям...

Сообщение на педсовет " Формирование любви к родному краю-важнейшая составляющая патриотического воспитания"

Воспитание патриотизма начинается с воспитания любви к малой  Родине, к городу, селу, посёлку, которые осознаются человеком как свои родные.  Д. С. Лихачёв подчёркивал, что,  пост...