: «Выявление и коррекция синдрома профессионального выгорания в педагогической среде».
рабочая программа по психологии

Саркулова Вероника Сергеевна

Профилактические психолого-педагогические программы для педагогов образовательного учреждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilakticheskaya_programma.docx67.61 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 36 ИМЕНИ ГЕНЕРАЛА А.М. ГОРОДНЯНСКОГО»

ГОРОДА СМОЛЕНСКА

Номинация: «Профилактические психолого-педагогические программы для педагогов образовательного учреждения».

Тема: «Выявление и коррекция синдрома профессионального выгорания в педагогической среде».

Саркулова Вероника Сергеевна

педагог-психолог

e-mail: nika_sarkulova@mail.ru  tel: +79107670839

г. Смоленск

 2018г.

Программа психологического сопровождения педагогов «Выявление и коррекция синдрома профессионального выгорания в педагогической среде».

Пояснительная записка

По наблюдением психологов, работающих в системе образования, сегодня многие педагоги осознали необходимость серьезной работы над собой и своим психологическим здоровьем.

Здоровый и эмоционально благополучный педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремиться к совершенствованию. Однако у некоторых современных педагогов в их профессиональной деятельности отмечается состояние эмоциональной напряженности, которое проявляется в снижении устойчивости психических функций и понижении работоспособности. В отдельных случаях эмоциональная напряжённость достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья, отравляя организм стрессовыми токсинами. Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева и раздражения, регулировать свое состояние и поведение. Однако, практика показывает, что большинство педагогов не владеют навыками укрепления и сохранения своего психологического здоровья. Это проявляется в том, что педагог перестаёт «гореть» на работе, вроде бы всё делает, но без особого усердия, часто жалуется по разным причинам и заявляет об усталости: от работы, от домашних обязанностей, а не редко и от собственных детей.

Актуальность данной программы очевидна так как сама жизнь предъявляет к профессии педагога повышенные требования. Многие западные ученые, в том числе Р.Бирнс, убеждены в необходимости предварительного профессионального отбора кандидатов при приеме в педагогические вузы, который бы выявлял четкие противопоказания к профессии педагог – эмоциональную нестабильность, невротизм и негативное самовосприятие. Но   в наших условиях (дефицит преподавательских кадров, падение престижа профессии) нельзя забывать о работе направленной на формирование профессионально  значимых черт личности педагога.
Целью программы «Выявление и коррекция синдрома профессионального выгорания в педагогической среде»  является помощь педагогам в вопросах сохранения и укрепления психологического здоровья.

Основными задачами данной программы являются:

- Расширить информационное поле учителя по вопросам профессионального выгорания;

- Ознакомить педагогов со способами профилактики эмоционального выгорания.

-  Продемонстрировать педагогам эффективные способы и приёмы снятия эмоционального напряжения, и создания позитивного педагогического мышления.

- Ознакомить педагогов со способами конструктивного поведения в разрешении педагогических конфликтов.


Научные основы программы

В основу программы «Выявление и коррекция синдрома профессионального выгорания в педагогической среде» положены теоритические размышления И.В. Дубровиной, О.В. Хухлаевой о здоровьесбережении педагогов. Психологическое здоровье, по их мнению, представляет собой целостное многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и профессиональной среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические, социальные и профессиональные функции. Такой подход к оценке психологического здоровья подразумевает возможность его сохранения и укрепления в процессе индивидуального развития и реализации профессиональной деятельности человека.

Ресурсы

Для осуществления программы необходимо наличие следующих ресурсов:

- специалисты: педагоги - психологи, владеющие навыками групповой и индивидуальной психологической работы с педагогами: проведения диагностики; тренингов; мероприятий по просвещению и консультированию;

- помещение для занятий, оборудованное мебелью, ковровым покрытием;

- кабинет психолога (для проведения индивидуальных консультаций);

- методики диагностики, бланки ответов, музыкальный центр или магнитофон, бумага, цветные карандаши, ручки.

Сроки и этапы реализации программы в течение года

Период реализации

Мероприятие

Методическое обеспечение

Октябрь, Апрель

Групповая диагностика

«Методика диагностики уровня профессионального выгорания Бойко В.В.» 

Ноябрь- декабрь

Информационный

Семинар

Программа семинара

Январь-март

Тренинг

Программа тренинга

Апрель-май

Индивидуальные консультации

Ожидаемые результаты:

  • Повышение интереса к формированию и развитию позитивного мышления, собственной психологической грамотности педагогов в вопросах здоровьесбережения.

Критерии оценки эффективности:

  • В результате проведения тренинговых занятий повысится стрессоустойчивость и эмоциональное благополучие педагогов, раскроются новые личностные ресурсы педагога, выработка новой жизненной и профессиональной стратегии.
  • Повышение творческой активности педагогов, активизация их совместной деятельности с учащимися.

Перспективы дальнейшего развития данной работы:

  • Сбор и подготовка практического материала для дальнейшей организации деятельности педагогов-психологов по заявленной тематике проекта.
  • Проведение психологических тренингов по повышению психологической грамотности и здоровья педагогов в образовательном учреждении.
  • Создание материалов для информационного стенда по вопросам психологического здоровья педагогов.
  • Создание позитивной социальной рекламы в рамках здорового образа жизни.

В рамках образовательного учреждения важно своевременно проводить работу по сохранению и укреплению здоровья педагогов, а для этого необходимо иметь информацию о педагогах группы «риска», имеющих низкий уровень психологического здоровья, чему и способствует диагностическая программа «Изучение состояния психологического здоровья педагогов»



Диагностическая программа «Изучение психологического состояния педагогов»

Пояснительная записка.

Здоровье педагога – деликатная и многоаспектная проблема. Обозначая ее значимость, психологи говорят о том, что профессиональное здоровье учителя – основа эффективной работы современной школы и ее стратегическая проблема. Проблему профессионального здоровья учителя по степени значимости следует рассматривать в контексте общей концепции охраны здоровья нации, так как именно от педагога в большей степени зависит здоровье подрастающего поколения. Так же, согласно стандартам второго поколения, приоритетным направлением в образовании является содействие сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса.

Профессия педагога, как известно, относится к профессиям типа “человек-человек”, что связано с высокими эмоциональными затратами. По сравнению с другими профессиональными группами среди педагогов наиболее высок риск возникновения невротических расстройств, накопления тяжелых форм неврозов, соматических проблем. Педагогическая деятельность насыщена разного рода напряженными ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования. Особенности поведения и восприятия учителя во многом обусловлены состоянием его нервной системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, характерных для работы в школе, возможны проблемы со здоровьем.

Проблема профессионального здоровья учителя в настоящее время настолько значима, что появляется необходимость создания нового направления психолого-медико-социальной профилактики и восстановления здоровья педагога. Часто педагог остается наедине со своими проблемами и растущим объемом отчетной документации. Различного рода перегрузки усугубляются ежедневной и ежечасной необходимостью сопереживания, сочувствия, ответственностью за жизнь и здоровье детей. Необходимость всё время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, отчаяния повышает внутреннее эмоциональное напряжение, пагубно сказывается на здоровье. Такие заболевания, как гипертония, астма, язва желудка, становятся профессиональными заболеваниями учителей.

Следы нервных стрессовых переживаний педагога могут проявляться в негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенности профессиональной деятельностью, что негативным образом сказывается на психологическом здоровье учащихся.

Кроме того, выросли требования со стороны родителей к личности педагога, к его профессиональным качествам в связи с введением ГИА, администрация поднимает планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии и т. д.

Профессиональное выгорание - относительно устойчивое состояние, симптомами которого являются снижение мотивации к работе, повышенная конфликтность и возрастающее недовольство от выполняемой работы, постоянная усталость, скука, эмоциональное истощение, раздражительность и нервозность и т.д. Также как реакция на стрессовые ситуации различна у разных людей, являясь индивидуальной реакцией, симптомы синдрома выгорания строго индивидуальны и не проявляются все одновременно, представляя собой индивидуальные вариации. Развитие синдрома зависит от комбинации профессиональных, организационных и личностных факторов стресса. В зависимости от доли той или иной составляющей процесса будет различаться и динамика развития синдрома. Важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Стадии профессионального выгорания.

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии.

Первая стадия

- начинается приглушение эмоций, сглаживания остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но скучно и пусто на душе;

- исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

- возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Оставьте меня в покое!»

- наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, сбои выполнении каких – либо двигательных действий. Из–за боязни ошибиться, это сопровождается повышенным контролем и многократной проверкой выполнения рабочих действий специалистом на фоне ощущения нервно – психической напряженности.

Вторая стадия

- возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

- неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии учеников или родителей – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень;

- у специалиста падает интерес к работе, к общению (желание «никто бы меня не трогал»);

- происходит нарушение сна, головные боли по вечерам;

- повышается раздражительность;

- увеличивается число простудных заболеваний.

Третья стадия (личностное выгорание)

- притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

- проявляется полная потеря интереса к работе, эмоциональное безразличие, отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил;

- появление хронических заболеваний (сердечно – сосудистая система, желудочно – кишечный тракт).

В отличие от западных исследователей, В.В. Бойко предлагает классифицировать синдром эмоционального выгорания по стадиям; в свою очередь для каждой стадии характерны те или иные симптомы. Это отличает опросник Бойко, например от опросника Маслач.

В.В. Бойко рассматривает профессиональное выгорание с позиций общего адаптационного синдрома  Г.Селье. Выделяют 3 стадии развития выгорания, каждая из которых проявляется в виде 4 симптомов:

1. Фаза напряжения.

Наличие напряжения служит предвестником развития и запускающим механизмом формирования синдрома профессионального выгорания. Тревожное напряжение включает следующие симптомы: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость собой, чувство безысходности, тревога и депрессия.

2. Фаза резистентности.

Выделение этой фазы в самостоятельную, весьма условно. При осознании наличия тревожного напряжения, человек стремится избегать действия эмоциональных факторов с помощью ограничения эмоционального реагирования: неадекватного избирательного эмоционального реагирования, эмоционально-нравственная дезориентации, расширения сферы экономии эмоций, редукции профессиональных обязанностей.

3. Фаза истощения.

Характеризуется падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстранённость, личностная отстранённость (деперсонализация), психосоматические и вегетативные проявления.

Развитие синдрома эмоционального выгорания зависит от внешних и внутренних факторов. К группе внешних факторов относятся условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности. Среди них доминирующую роль в развитии синдрома эмоционального выгорания играют: дестабилизирующая организация деятельности (нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация); повышенная ответственность за исполняемые функции и результат труда; неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности; психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал (у педагогов и воспитателей - это дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития; у врачей - тяжёлые, неизлечимые больные и т.д.).

К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, относятся: склонность к эмоциональной ригидности; интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности (данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело); слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности; нравственные дефекты и дезориентация личности.

В соответствии с необходимостью отслеживания социального компонента, как одного из факторов психологического здоровья, в диагностическую программу включена анкета «Удовлетворенность участников образовательного процесса различными его сторонами» Калининой Н.В., Лукьяновой М.И..

Данная методика позволяет отслеживать условия образовательного процесса, в частности деятельностную, организационную, социально – психологическую, административную стороны образовательного процесса, а также внешние показатели, влияющие на психологическое здоровье педагогов. Включенные в данную программу тесты адаптированы в обработке и подсчете результатов с целью оптимизации рабочего времени педагога-психолога.

Цель диагностической программы: изучение состояния психологического здоровья педагогов под влиянием образовательного процесса.

Задачи:

  1. Изучить уровень стрессоустойчивости педагогов, их психоэмоциональное состояние, самооценку, удовлетворенность организацией образовательного процесса.
  2. Определить группу педагогов с низким уровнем психологического здоровья.
  3. На основе полученных данных разработать общие рекомендации по улучшению и сохранению здоровья педагогов в образовательном процессе.

Особенности проведения диагностики.

Диагностика проводится по 2 методикам в один этап. Форма проведения исследования – групповая.


Методика диагностики уровня профессионального выгорания В.В. Бойко

1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться.

2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого.

6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.

7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

10. Моя работа притупляет эмоции.

11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой. 13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.

15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.

19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций. 26.Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.

27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

28. У меня часто возникают тревожные ожидания, святые с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.

29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».

31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

34. Я очень переживаю за свою работу.

35.Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

36.При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

37.У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе. 40.Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.

43.Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.

45.Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами, без души.

47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

48.После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.

50. Успехи в работе вдохновляют меня.

51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется мне безысходной (почти безысходной).

 52. Я потерял покой из-за работы.

53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).

54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

56. Я часто работаю через силу.

57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

 58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не тратить нервы, береги здоровье.

59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.

62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.

65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

70.Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

 71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

74.Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

75. Моя карьера сложилась удачно.

76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

78.Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.

83. Работа с людьми плохо повлияла на меня, как на профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.  

Интерпретация:

Из методики может быть извлечено 16 показателей: 12 результатов шкал, 3 результата по факторам и 1 общий показатель.

Каждый из пунктов вносит различный вклад (выраженный в математическом коэффициенте) в значение шкалы. Соответствующее количество баллов (в скобках) зачисляется на ответ «да», если перед номером пункта стоит +, и на ответ «нет», если перед номером пункта стоит -:

  1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5)
  2. Неудовлетворенность собой: -2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3)
  3. «Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)
  4. Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)
  5. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)
  6. Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)
  7. Расширение сферы экономии эмоций: +7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)
  8. Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)
  9. Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)
  10. Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)
  11. Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)
  12. Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)

Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

  • 9 и менее баллов - не сложившийся симптом
  • 10-15 баллов - складывающийся симптом
  • 16 и более - сложившийся.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всём синдроме «эмоционального сгорания». Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «сгорания». Важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Для получения результата по факторам необходимо сложить значения четырёх субшкал каждого фактора. Соответственно, количество баллов по каждому фактору может колебаться от 0 до 120. Фактор с наибольшим количеством баллов является ведущим в общей картине синдрома профессионального выгорания у респондента.

Для вычисления общего индекса необходимо сложить значения всех трёх факторов. Итоговый балл может меняться от 0 до 360.


Анкета

Определение уровня удовлетворенности образовательным процессом педагогов (М.И. Лукьянова)

Уважаемый коллега!

Просим Вас ответить на вопросы о Вашем отношении к различным сторонам образовательного процесса в нашей школе. Прочитайте, пожалуйста, утверждения. Свое согласие с каждым из них выразите знаком «+», несогласие знаком «-». Будьте откровенны.

1.

  1. Учебный процесс в школе хорошо и четко организован.
  2. Цели образовательного процесса соответствуют потребностям наших учащихся и реально выполнимы силами данного коллектива.
  3. Учителю предоставлено достаточно возможностей в нашей школе для отбора содержания учебного материала по предмету, который им преподается.
  4. За результаты своей педагогической деятельности ответственен я сам.
  5. Используемые мною методы обучения обеспечивают мне успешное решение задач образовательного процесса, достижение хорошего результата.
  6. В целом я удовлетворен деятельностью учеников по овладению знаниями по моему предмету.
  7. Я имею возможность в процессе педагогической деятельности полно проявить свои знания, умения и способности при организации учебного процесса.
  8. Моя работа доставляет мне удовольствие.
  9. Я считаю себя достаточно причастным к организации образовательного процесса в нашей школе.

2.

1.Меня устраивают условия труда, созданные в школе.

  1. Обязанности и функции среди учителей распределены оптимально.
  2. Я имею возможность в процессе педагогической деятельности повышать квалификацию, свой образовательный уровень.
  3. При существующей в нашей школе материально- технической базе педагог может   результатов.
  4. Рабочий день в школе построен рационально и для учителей, и для учащихся.
  5. В нашей школе налажены отношения со сторонними организациями, другими образовательными учреждениями.
  6. В школе уютно, красиво, чисто.
  7. Достаточное внимание уделяется организации работы с родителями, информированию их деятельности школы

3.

  1. В нашей школе, в нашем коллективе я ощущаю свою ценность и значимость.
  2. Администрация относится ко мне так, как я этого заслуживаю
  3. Я ощущаю поддержку и взаимопомощь в совместной работе среди коллег.
  4. Мои отношения с учениками меня устраивают.
  5. Отношение ко мне со стороны большинства родителей можно назвать справедливым, доверительным.
  6. В школе хороший психологический климат, доброжелательная атмосфера.
  7. Мне нравится работать в данном педагогическом коллективе.
  8. Крупные конфликты являются в нашей школе редкостью.

4.

  1. Деятельность администрации направлена на повышение статуса школы и способствует развитию школы,
  2. Контроль за образовательным процессом своевременен и осуществляется правильно.
  3. Учителям нашей школы предоставлено право принимать участие в выработке и принятии управленческих решений, касающихся развития образовательного процесса.
  4. В школе организован четкий и оперативный обмен информацией, необходимой для работы.
  5. Учителю в нашей школе предоставлена необходимая степень самостоятельности в работе.
  6. Планирование и организацию образовательного процесса в школе можно назвать эффективной (отвечает современным требованиям).
  7. У меня достаточно возможности высказать и доказать свою точку зрения при обсуждении и принятии каких- либо решений в школе.

8.В школе созданы условия для творческой деятельности учителей.

9.В школе созданы условия для распространения передового педагогического опыта.

10. Администрация озабочена охраной здоровья и предупреждением перегрузок членов педагогического коллектива.

Интерпретация данных.

Индивидуальная удовлетворенность деятельностная.

Индивидуальная удовлетворенность организационная.

Индивидуальная удовлетворенность социально психологическая.

Индивидуальная удовлетворенность административная.

0 - 60 – низкий уровень.

61- 80 – средний уровень

81- 100 - высокий уровень.


Программа семинара для педагогов «Актуальные вопросы сохранения и укрепления психологического здоровья педагога»

Программа курса рассчитана на 6 часов. Предполагается, что обязательным условием эффективной реализации данного курса будет чтение лекций и проведение дискуссий с педагогами, которое позволит обеспечить более глубокое погружение участников в проблему, активизирует их познавательный интерес и будет способствовать обмену опытом и мнениями по данной проблеме.

Учебно-тематический план

Содержание программы:

  1. Актуальные вопросы сохранения и укрепления психологического здоровья педагога.

Раскрытие основных понятий: «здоровье», «психологическое здоровье». Рассмотрение основных причин и факторов ухудшения состояния психологического здоровья педагогов. Определение основных направлений сохранения и укрепления здоровья педагогов.

Дискуссия «Психологическое здоровье педагога - цена успеха или низкий уровень профессиональной компетентности?»

  1. Профилактика эмоционального выгорания педагога.

Основные причины и признаки эмоционального выгорания педагога: поведенческие, психофизические, социально-психологические. Эффективные способы профилактики эмоционального выгорания: саморегуляция эмоционального состояния через внешнее проявление эмоций, расслабление мышц лица, использование приёмов концентрации, визуализации, рационализации. Первая помощь после действия стрессовых факторов.

Дискуссия «Педагогическое сердце «за» и «против».

  1. Психология позитивного мышления.

Что такое позитивное мышление? Оптимизм – главная составляющая позитивного мышления педагога. Самодиагностика по методике Н.Е. Водопьянова, М.В. Штейн «Оценка оптимизма и активности личности». Психологические секреты счастья.

Дискуссия «Легко ли быть оптимистом?».

  1. Профилактика конфликтов в педагогической деятельности и эффективные способы их разрешения.

Педагогический конфликт: понятие, виды, причины. Основные формы поведения воспитуемых в конфликтных ситуациях: конструктивное, защитное, регрессия, уход, фантазия. Профилактика конфликтов в общении. Использование конфликтов в самовоспитании. Способы, стратегии и стили разрешения конфликтов.

Дискуссия «Конфликтная педагогическая ситуация».

  1. Круглый стол «Эффективные способы сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов»

Направлен на обмен мнениями между педагогами и выявление эффективных практических методов и приемов сохранения и укрепления их психологического здоровья.


Программа тренинга для педагогов

«Поддержание психологического здоровья педагогов»


Пояснительная записка

Кому из нас не приходилось попадать в такие обстоятельства, которые влекут за собой угнетенное состояние, тревогу, страх, неуверенность в своем будущем.

«Сгореть» на работе очень актуально для человека современного общества, особенно для того, кто по роду своей деятельности осуществляет многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми.

На языке психологии труда данное явление называют синдромом профессионального выгорания. Он выражается в психическом, эмоциональном и физическом изнеможении и имеет разнообразные симптомы: чувство хронической усталости, напряженность, раздражительность, тревожность, нарушение аппетита, сна, рост заболеваемости, негативное отношение к реципиентам, потеря интереса к работе и к жизни.

Современные ученые отмечают, что наиболее подвержены синдрому профессионального выгорания педагоги. По степени напряженности нагрузка педагога сегодня в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций.

По мере увеличения стажа работы и возраста педагогов, увеличения профессиональной нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы. В результате психологическое, физическое и социальное здоровье педагога подвергается серьезной опасности. Что, в свою очередь, отрицательно влияет на всех участников образовательного процесса.

Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья педагогов является одной из приоритетных и актуальных задач образовательного пространства.

Тренинг направлен на повышение психологической грамотности и психологического здоровья педагогов. Задачи тренинга разнообразны от пропаганды здорового образа жизни, раскрытие новых личностных ресурсов и создания базы данных эффективных методов и приемов, направленных на здоровьесбережение учителя.

Основная целевая группа: педагоги образовательных учреждений. Программа тренинговых занятий рассчитана на 9 часов. Каждое занятие длится 1 час (60 минут).

Ожидаемые результаты имеют длительную направленность. Достижения будут ощутимы для педагогов, а так же для учащихся школы.

Цель программы: повышение психологической компетентности и в области здоровьесбережения и сохранения здоровья педагогов.


Задачи:

  1. Популяризация идей ведения здорового образа жизни среди педагогических кадров.
  2. Раскрытие новых личностных ресурсов
  3. Привлечение внимания к психологическому здоровью учителя со стороны администрации школы
  4. Популяризация и формирование здорового, позитивного мышления у педагогов
  5. Создание базы данных эффективных методов и приемов, направленных на здоровьесбережение учителя.

Необходимые ресурсы:

- специалисты: педагоги - психологи, владеющие навыками групповой работы с педагогами, умеющие проводить тренинг;

- помещение для занятий, оборудованное мебелью, ковровым покрытием;

- музыкальный центр или магнитофон, бумага, цветные карандаши, ручки.

Наиболее подробно условия проведения и оборудование прописаны в каждом тренинге.

Тематический план

Тренинг для педагогов «Секреты профессионального долголетия»

Цель: профилактика эмоционального выгорания и формирование позитивного мышления педагога.

Задачи:

  1. Обучающая:

- познакомить педагогов с понятиями: «эмоциональное выгорание», «позитивное мышление»;

  • раскрыть составляющие профессионального долголетия;
  • сравнить особенности позитивного и негативного мышления;
  • научить анализировать ситуации профессиональной деятельности с точки зрения позитивного мышления;
  1. Развивающая:
  • развивать навыки рефлексии;
  • развивать способность к позитивному мышлению;
  • развивать способность осознавать свои чувства;

Методы: групповой дискуссии, игрового моделирования, рационализации.

Материалы: методика изучения профессиональной деформации , листы бумаги, карандаши, фломастеры, клубок ниток.

Структура занятия:

  1. Первый этап - организационный: создание психологической комфортности в группе, знакомство участников друг с другом и с психологами.
  2. Второй этап - формулирование темы тренинга, основных целей, знакомство с правилами работы.
  3. Третий этап - игровой: система упражнений.
  4. Заключительная часть: рефлексия тренинга.

Ход занятия:

Первый этап - организационный (15 минут)

Участники входят в аудиторию. Занимают места (стулья расставлены по кругу). Педагоги-психологи представляются. Участникам предлагается познакомиться друг с другом.

Упражнение «Визитка». Ведущие предлагают участникам сконструировать визитку собственными руками: написать своё имя и оформляют фон визитки.

Упражнение  «Приветствие».

Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: "Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно" или 
"Привет, ты как всегда энергичен и весел". Можно вспомнить о той индивидуальной черте, которую сам человек выделил при первом знакомстве (см. упражнение "Представление") Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному человеку. Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу. 
Ведущему следует обращать внимание на манеры установления контактов. 
Ведущий - рассказывает о правилах поведения на тренинге.

Правила поведения:

  • Доверительный стиль общения;
  • Общение по принципу "Здесь и теперь";
  • Искренность в общении;
  • Конфиденциальность всего происходящего в группе;
  • Активное участие в происходящем;
  • Оцениваем не участника, а его действия и поступки;
  • Уважение к говорящему.

Второй этап: - формулирование темы занятия, основных целей (5 мин.).

Психолог. Тема нашего сегодняшнего тренинга посвящена профессиональному долголетию. Мы попытаемся вместе и каждый в отдельности ответить для себя на вопросы: От чего зависит наше профессиональное долголетие? Что поможет нам сохранить наше профессиональное долголетие? И какую роль играет в этом позитивное мышление?

Третий этап - игровой (60 мин.)


Упражнение  Обсуждение на тему «От чего зависит профессиональное долголетие?»

Участники высказывают своё мнение по вопросу. А ведущие фиксируют основные положения на бумаге. В конце обсуждения произносится вывод.

Профессиональное долголетие зависит от позитивного мышления

- создание положительного профессионального образа: внешнего и внутреннего

- умение структурировать свое время;

- работа над своими установками и т.д.


Упражнение «Успешный образ»

Разделите лист бумаги на четыре части. Напишите 9 отрицательных определений, кто вы: три определения внешности, три определения характера, три наиболее часто повторяющихся установки относительно своей работы.

3 отрицательных качеств внешности

3 отрицательных качеств характера

3 отрицательные установки

Написали? А, теперь возьмите красный карандаш и перечеркните все десять характеристик со словами: «Все это ерунда! Я другая!». И на противоположной стороне напишите новые качества, например, вместо «толстая» — «женщина приятной округлости», вместо «худая» — «аристократическая поджарость». Здесь главное юмор и позитивное отношение к себе. Смелее, никто не увидит.

Теперь подведём итог — «Отныне я совершенна!».

Польза позитивного мышления очевидна. О том, что его применение исполняет мечты, помогает достичь успеха, благополучия, уважения, любви, гармонии подтверждается многими людьми. Позитивное мышление творит чудеса, приносит здоровье, веру в себя, свои силы, преумножает любовь и помогает успеху в работе!

Однако при всей своей легкости этот путь требует работы: над волей, над старым мышлением, над негативными мыслями, ленью и всем тем, что мешает профессиональному долголетию!

Упражнение  «5 шагов» (30 мин.)

Ведущий раздает участникам тренинга лист с изображением контура человека. Далее участники получают инструкцию: в течение 5 минут создайте свой образ успешного профессионала на основе имеющегося контура. Напишите несколько положений, характеризующих данный образ.

По окончании работы, ведущий просит показать остальным свой рисунок.

Далее ведущий просит участников объединиться в группы по пять человек на основании сходства рисунков.

В группах участникам предлагается поделиться друг с другом мнением о том, какие 5 шагов ему необходимо предпринять, чтобы стать успешным в профессии

Далее в каждой микрогруппе вырабатывается вариант достижения успешного образа за 5 шагов (этапов), которые формулируются в позитивной форме. В итоге обсуждения каждая группа должна назвать самые оптимальные пять шагов (этапов). На все это отводится 5—7 минут.

Представитель от каждой группы кратко сообщает о наиболее важных пяти этапах, которые выделены в групповом обсуждении. Остальные участники могут задавать уточняющие вопросы. Возможна небольшая дискуссия (при наличии времени).

Упражнение  «ДОГОВОР»

Я (фамилия, имя, отчество) ________________________________

С сегодняшнего дня обязуюсь: мыслить позитивно, правильно структурировать свое время, ____________________________________

______________________________________(допишите всё, что вам хочется)

Я обещаю прилагать усилия к достижению всего перечисленного путем тщательного ухода за своей внешностью, работой над созданием позитивного восприятия мира, ежедневного планирования своей деятельности.

Отныне я становлюсь: оптимисткой, умницей, красавицей,______________

_____________________________________ (перечислить еще раз все «хочу»)

а взамен получаю любовь, успех, крепкое здоровье, профессиональное долголетие и ___________________________________________________

______________________________________ (можно написать то, что хотите) ,

Подпись

Печать

(Придумайте собственный герб! Например, сердечко с вашим именем в центре или купюру в 2000 рублей.)

А теперь повесьте этот шедевр на самое видное место и соблюдайте все условия сделки. Вы ведь ответственный человек, правда? И умеете держать слово.

Тренинг для педагогов школы по теме: «Профилактика стресса у педагогов»

Цель занятия: Профилактика стресса у учителей, пути выхода из стрессовых ситуаций, использование внутренних ресурсов педагогов для решения проблем.

Задачи:

1. Способствовать приобретению педагогами навыков анализа стрессовых ситуаций и путей выхода из них.

2. Выявить и активизировать внутренние ресурсы у педагогов для решения проблем.

Продолжительность: 60 минут.

Количество участников: 10-12 человек.

Оборудование: стулья по количеству участников, столы, писчая бумага, цветные карандаши, мячик, буклеты «Как выйти из стресса или не заходить в него вообще».

Приёмы, методы: мозговой штурм; арт-терапия, рефлексия

Упражнение  «Приветствие» (3 мин.)

Цель упражнения: сплочение группы.

Ведущий: Давайте сейчас скажем друг другу «ЗДРАВСТВУЙТЕ!» и представимся друг -другу таким образом: каждый из вас называет свое имя и заканчивает предложение:

Меня зовут….., никто не догадывается, что я……….!

Ведущий: Мы сейчас узнали нечто новое друг о друге, что может нам помочь продуктивно работать сегодня.

Упражнение  «Ситуации, которые мы не выбираем» (10 мин.)

Цель упражнения: Выявить наиболее часто встречающиеся ситуации, вызывающие стрессовые состояния.

Ведущий: В настоящее время чаще всего слово «стресс» встречается не столько в медицинском, сколько в психологическом смысле. Неудовлетворенность жизнью, хронический разрыв между желаниями и возможностями, длительные перегрузки, конфликты в семье и т. д. – все это может разрушить даже самый сильный организм. Недаром говорят – все болезни от нервов.

Участникам необходимо объединиться в группы и записать ситуации, которые, по их мнению, вызывают стрессовое состояние. Затем участники зачитывают то, что они написали. Общим мнением выявляются наиболее часто встречающиеся ситуации. Рефлексия:

Что вы чувствовали, когда вспоминали данные ситуации?

Что вы почувствовали, когда узнали о похожих ситуациях у других?

Упражнение  «Вверх по радуге» (3 мин.)

Цель упражнения: Стабилизация эмоционального состояния.

Участники встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по радуге. А выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется трижды.

Упражнение  "Настроение"(15 мин.)

Цель упражнения: Научить переносить негативное эмоциональное состояние на рисунок.

Оборудование: цветные карандаши и чистый лист бумаги.

Ведущий: Представьте ситуацию стресса. Расслабленно, левой рукой нужно нарисовать абстрактный сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как хочется, в полном соответствии с настроением. Затем надо попробовать "перенести" свое грустное настроение на бумагу, как бы материализуя его. Когда рисунок закончен, на другой стороне листа следует написать 5–7 слов, отражающих настроение. После этого нужно посмотреть на рисунок, как бы заново проживая свое состояние, перечитать слова и эмоционально, с удовольствием разорвать лист и выбросить. Условно эмоциональное состояние переносится на рисунок.

Рефлексия:

Что вы чувствовали, когда рисовали?

Что вы почувствовали, когда разорвали рисунок?

Ваше настроение изменилось?

Упражнение 5 «Стряхни»(5 мин.)

Цель: Научить избавляться от мешающих и неприятных эмоций.

Ведущий: Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места, и начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, тяжелые заботы и плохие мысли о самих себе – слетает с вас как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги – с носков до бедер. А затем потрясите головой. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает и вы становитесь все бодрее и веселее.

Упражнение  «Выявление ресурсов» (10 мин.)

Цель упражнения: Выявить качества, навыки , способности участников, которые могут быть использованы для выхода из стрессовых ситуаций.

Ведущий: Все люди обладают какими-либо ресурсами – это навыки, способности, интересы, достойные восхищения черты характера и т.д. Они могут быть в той или иной степени использованы при разрешении проблемы.

Участники объединяются в подгруппы, каждому участнику дается задание вспомнить ситуацию успеха и рассказать о ней. Другие участники подгруппы должны внимательно выслушать рассказ и затем записать те ресурсы (качества, навыки, способности, интересы) при помощи которых удался успех. Упражнение выполняется до тех пор, пока каждый участник подгруппы не расскажет свою ситуацию успеха. Затем идёт обсуждение выявленных ресурсов.

Рефлексия:

Что вы чувствовали, когда выслушивали ситуацию успеха участников?

Что вы почувствовали, когда вспоминали свою ситуацию?

Упражнение  «Я учусь у тебя» (10 мин.)

Цель упражнения: Помочь каждому обрести поддержку и в то же время подчеркнуть свою индивидуальность.

Оборудование: мячик

Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя…» (называется личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.

Ведущий: Я хочу вам подарить ещё одно упражнение-методику, которое вы можете проводить в первые минуты урока или периодически в течение всего урока. Это упражнение "Психоэнергетический зонтик" формирует способность контролировать ситуацию в классе.

Педагог встает перед ребятами, желательно в центре классной комнаты, и в процессе объяснения урока старается представить, что над классом образуется своеобразный "зонтик", накрывающий всех учеников. Цель учителя: уверенно и крепко держать ручку этого "зонтика" на протяжении всего урока.

Рефлексия(5 мин.)

Каждый участник тренинга по кругу продолжает фразу: «Неожиданным для меня сегодня было…».


Тренинг для педагогов «Эмоциональная устойчивость»

Цель:

1.Способствовать профилактике эмоционального здоровья педагогов.

2. Способствовать снятию эмоциональной напряженности.

3. Способствовать приобретению эмоциональной устойчивости в сложных ситуациях общения, умений преодолевать негативные эмоциональные состояния.

Задачи:

1.Способствовать формулированию участниками своих проблем в профессиональном и личностном плане, осознанию ответственности за свои профессиональные проблемы.

2.Способствовать снятию эмоционального напряжения.

Продолжительность занятия: 60 минут.

Количество участников: группа 10-12 человек.

Оборудование: лист бумаги и карандаш или ручка для каждого участника

Приёмы и методы: групповая дискуссия, игры.

Ход занятия:

Знакомство и принятие групповых правил (правило присутствия на тренинге, обсуждение информации по теме занятия «в круге» и др.).

Упражнение   на формирование рабочей атмосферы и сплочение «Грани сходства».

Участникам предлагается обсудить в парах или встав в два круга и перемещаясь в парах:

— Ты такая же, как я, у тебя... Я очень отличаюсь от тебя...

Вопросы для участников: Что вы чувствовали, когда слушали сообщения? Узнали ли что-то новое о самой себе, о коллегах?

Упражнение  «Закончи предложение».

На листе бумаги сформулируйте ответы, заканчивая предложения:

— Я выбрала профессию педагога, потому что...

— Я люблю (не люблю) свою работу, потому что...

— Мне нравится в моей работе...

— Мне не нравится в моей работе...

— Самое трудное в моей работе...

— Я думаю, мои проблемы связаны...

После выполнения задания по кругу участники проговаривают свои ответы, и им предлагается обсудить:

— Когда появилась эта проблема в работе?

— В чем ее причина?

— Причастна ли я к её возникновению?

— Как можно решить эту проблему?

— Что было бы, если бы я решила эти проблемы?

Упражнение  Групповая дискуссия. Вопросы для обсуждения:

— Ваши профессиональные проблемы обусловлены объективными или субъективными причинами?

— Связаны ли ваши профессиональные проблемы и радости с особенностями вашей личности?

— Вспомните ситуации, когда у вас что-то хорошо получалось, и вы чувствовали себя хорошим специалистом, профессионалом. Почему вы запомнили эту ситуацию, что вы чувствовали?

— Надо ли осознавать свою позицию во взаимоотношениях? Может ли это повлиять на ситуацию общения с воспитанниками и коллегами?

— Переживаете ли вы в работе негативные эмоции, и имеет ли право педагог выражать свои негативные эмоции по отношению к воспитанникам и коллегам?

— Каким образом можно изменить ситуацию неконструктивного общения?

Упражнение  «Спутанные цепочки»

Цель: повышение работоспособности

Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук (возможно изменение положения кистей без расцепления рук). В итоге должен получиться один большой круг или несколько сцепленных колечек.

Как вы себя чувствуете?

Упражнение  «Конфликт». 

Цель: способствовать приобретению эмоциональной устойчивости в сложных ситуациях общения, умений преодолевать негативные эмоциональные состояния.

Упражнение выполняется в кругу. Каждый участник вспоминает случай из своей профессиональной практики, когда он был в конфликтной ситуации или затруднительном положении. Сначала он рассказывает об этой ситуации с позиций «Жертвы обстоятельств», а затем с позиций «Ответственного человека». Участники слушают друг друга без комментариев. После того как высказались все участники, предлагается обсуждение:

— Что вы чувствовали в данный момент?

— Что вы чувствовали, когда занимались переформулированием проблемы?

— Что случилось в результате с вашим самоуважением?

Участники делают для себя выводы, заканчивая фразы:

— Мои самые большие профессиональные проблемы... Я могла бы переформулировать эту проблему таким образом...

Общее обсуждение итогов встречи.

Как вы себя чувствуете? Что вы узнали сегодня о себе и для себя нового? Какие моменты нашей встречи были для вас наиболее полезны и ценны?


Релаксационный тренинг для педагогов « Как избавиться от внутреннего психического напряжения».

Данный тренинг содержит психотехнические упражнения и игры для учителей, направленные на достижения двух основных целей. Во-первых, они способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослаблению его психической напряженности. Во-вторых, упражнения тренинга нацелены на развитие внутренних психических сил учителя, расширение его профессионального самосознания.

Для реализации поставленных целей можно выделить следующие задачи данного тренинга:

  1. снятие внутреннего напряжения педагога посредством дыхательных упражнений и методов мышечного расслабления;
  2. устранение физических недомоганий педагога;
  3. раскрытие причин возникновения внутреннего психического напряжения и физических недомоганий педагога;
  4. обучение педагогов методам снятия мышечного напряжения, устранения физических недомоганий для использования в повседневной жизни.

Регулярное выполнение учителем психотехнических упражнений поможет ему правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать их и эффективно управлять собой для сохранения и укрепления собственного психического здоровья и, как следствие этого, достижения успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии.

В ходе проведения тренинга используются элементы арт-терапии, ребефинга, телесной терапии, группы тренинга умений, а также методы прогрессивной мышечной релаксации Якобсона и психотерапевтические упражнения.

Для проведения тренинга необходимо отдельное помещение (кабинет) для размещения группы педагогов (10-15 человек), мягкие стулья, проигрыватель с аудиозаписями для релаксационного тренинга, листы бумаги формата А4 по количеству участников, индивидуальные наборы цветных карандашей или фломастеров.

Время проведения тренинга 50-60 минут

Ход тренинга

Участники тренинга рассаживаются по кругу.

Упражнение : «Имя, какой сегодня день для меня – три слова»

Цель: знакомство с состоянием участников, формирование спокойной, доброжелательной атмосферы.

Время проведения: 10 минут

Материалы: мягкие стулья

Ход игры: участники по кругу называют свое имя и три слова, характеризующие их отношение к текущему дню.

Рефлексия: по окончании высказываний участников определяются цели и задачи данного тренинга, формируется спокойная доброжелательная атмосфера.

Упражнение  «Массаж по кругу»

Цель: сплочение группы, установление доверительных отношений в группе.

Время проведения: 10 минут

Материалы: специальные материалы не требуются.

Ход игры: участники встают в круг лицом к спине соседа. По команде ведущего люди начинают медленно двигаться по кругу, осуществляя сначала поглаживающие движения руками по спине соседа, затем разминающие движения, потом слегка постукивающие, и вновь поглаживающие. Затем круг делает поворот, и действия повторяются по отношению к тому, кто массировал спину соседа.

Рефлексия: участники садятся в круг и по очереди высказываются об испытанных ощущениях во время проведения игры.

Блок релаксационных упражнений

Цель: релаксация, снятие мышечного напряжения, обучение навыкам прогрессивной мышечной релаксации и дыхательным техникам для снятия напряжения.

Время проведения: 30 минут

Материалы: мягкие стулья, проигрыватель с аудиозаписями релаксационных мелодий.

Ход упражнения: Перед проведением упражнений участникам раскрываются задачи данного блока упражнений, правила выполнения(делать именно то, что я говорю, даже если вам это кажется неправильным; участники должны это делать очень старательно, прикладывая все силы; они должны прислушаться к ощущениям своего тела ;в дальнейшем педагогам надо практиковаться, чем больше они будут повторять эти упражнения, тем лучше научатся расслабляться), методы проведения дыхательных техник (3 последовательных вдоха-выдоха, где выдох проводиться свободно и длиннее вдоха). Участникам предлагается по удобнее сесть на стульях, поставив обе ступни на пол, свесив руки вдоль тела. Предлагается закрыть глаза и открыть их только по команде ведущего. Включается музыка.

Ведущим говориться текст:

Сделайте медленный глубокий вдох, задержите дыхание на 10 секунд, медленный выдох, который длиннее вдоха; (повторить 3 раза)

Руки 
Представьте, что в вашей левой руке находится целый лимон. Как можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Чувствуете, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы его сжимаете. А теперь выроните его. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена. Теперь возьмите другой лимон и сожмите его. Постарайтесь сжать его ещё сильнее, чем первый. Прекрасно. Вы прилагаете все силы. Теперь выроните этот лимон и расслабьтесь. Не правда ли, насколько лучше чувствуют себя ваши рука и ладонь, когда они расслаблены? И снова возьмите лимон левой рукой и постарайтесь выжать из него весь сок до капельки. Не оставляйте ни единой капельки. Сжимайте всё сильнее. Прекрасно. Теперь расслабьтесь, пусть лимон сам выпадет из вашей руки.(Повторить весь процесс для правой руки.)
Руки и плечи

Представьте, что вы ленивые пушистые коты и кошечки. Представьте, что вам хочется потянуться. Вытяните руки вперёд. Поднимите их высоко над головой. Теперь откиньте назад. Почувствуйте, как напряглись ваши плечи. Тянитесь как можно сильнее. А теперь уроните руки по бокам. Молодцы, котята, давайте ещё потянемся. Вытяните руки перед собой, поднимайте их вверх, над головой, откиньте назад, как можно дальше. Тянитесь сильнее. А теперь быстро уроните руки. Хорошо. Заметьте, насколько более расслабленными чувствуют себя ваши руки и плечи. А теперь давайте потянемся, как настоящие коты. Попробуем дотянуться до потолка. Вытяните руки прямо перед собой. Тяните их как можно выше, поднимая над головой. А теперь закиньте их назад, тяните назад. Чувствуете, как напряглись ваши руки и плечи? Тянитесь, тянитесь. Напряжение в мышцах растёт. Прекрасно! А теперь быстро опустите руки, пусть они упадут сами. Не правда ли, как хорошо чувствовать расслабление? Вы чувствуете себя хорошо, уютно, тепло и лениво, как котятки.

Плечи и шея

А теперь представьте, что вы маленькие черепашки. Сидите вы на камушке, на берегу симпатичного мирного пруда и греетесь, расслабившись, но солнышке. Вам так приятно, так тепло, так спокойно. Но что это? Вы почувствовали опасность. Черепашки быстро прячут голову под панцирь. Постарайтесь поднять ваши плечи вверх до ушей, а голову втянуть в плечи. Втягивайте сильнее. Не так легко быть черепашкой и втягивать голову под панцирь. Но, наконец, опасность миновала. Вы можете вытащить голову, снова расслабиться и блаженствовать на тёплом солнышке. Но берегитесь, приближается ещё большая опасность. Торопитесь, быстрее прячьтесь в своём домике, сильнее втягивайте головку. Старайтесь, как можно сильнее её втянуть, а то вас могут съесть... Но вот опасность миновала и опять можно расслабиться. Вытяните вашу шейку, опустите плечики, расслабьтесь. Почувствуйте, насколько лучше это прекрасное ощущение расслабленности, чем когда ты весь сжался. Но опять опасность. Втяните головку, поднимите плечи прямо к ушкам и крепко держите их. Ни один миллиметр вашей головы не должен показаться из-под панциря. Втягивайте голову сильнее. Почувствуйте, как напряглись ваши плечи и шея. Хорошо. Опасность опять миновала, и вы можете опять высунуть вашу головку. Расслабьтесь, вы теперь в полной безопасности. Больше никто не появится, не о чем беспокоиться и некого теперь бояться. Вы чувствуете себя хорошо и спокойно.

Челюсти
А теперь представьте, что вы пытаетесь жевать очень тягучую большую жвачку. Вам очень трудно её жевать, челюсти движутся с трудом, но вы пытаетесь её прокусить. Надавливайте сильнее. Вы так стараетесь сжать её зубами, что напряглась даже шея. А теперь остановитесь, расслабьтесь. Почувствуйте, как свободно свисает ваша нижняя челюсть, как это приятно — расслабиться. Но давайте опять примемся за эту жвачку. Двигайте челюстями, пытайтесь её прожевать. Сильнее сжимайте её, так, чтобы она выдавливалась сквозь зубы. Хорошо! Вам удалось ее продавить сквозь зубы. А теперь расслабьтесь, приоткройте рот, пусть ваши челюсти отдохнут. Как хорошо вот так отдохнуть и не бороться с этой жвачкой. Но пора с ней покончить. На этот раз мы её разжуем. Двигайте челюстями, сдавливайте её как можно сильнее. Вы стараетесь изо всех сил. Ну, всё, наконец-то вы с ней справились! Можно отдохнуть. Расслабьтесь, пусть отдохнет всё ваше тело. Почувствуйте, как расслабились все ваши мускулы.

Лицо
А вот прилетела надоедливая муха. Она опускается прямо вам на нос. Попробуйте прогнать её без помощи рук. Правильно, сморщивайте нос, сделайте столько морщин на носу, сколько вы сможете. Покрутите носом — вверх, в стороны. Хорошо! Вы прогнали муху! Теперь можно расслабить лицо. Заметьте, что когда вы крутили носом, и щёки, и рот, и даже глаза помогали вам и они тоже напрягались. А теперь, когда вы расслабили нос, расслабилось всё лицо — это такое приятное ощущение. О-о, опять эта назойливая муха возвращается, но теперь она садится на лоб. Сморщите его хорошенько, попытайтесь просто сдавить эту муху между морщинками. Ещё сильнее сморщите лоб. Наконец-то! Муха вылетела из комнаты совсем. Теперь можно успокоиться и расслабиться. Лицо расслабляется, становится гладким, исчезают все морщинки до одной. Вы ощущаете, какое гладкое, спокойное, расслабленное у вас лицо. Какое это приятное чувство!

Живот
Ого! К нам приближается симпатичный маленький слонёнок. Но он не смотрит себе под ноги и не видит, что вы лежите у него на пути в высокой траве. Вот-вот сейчас наступит на ваш живот, не двигайтесь, уже нет времени отползти в сторону. Просто подготовьтесь: сделайте ваш живот очень твёрдым, напрягите все мускулы как следует. Оставайтесь так лежать. Но кажется, он сворачивает в сторону... теперь можно расслабиться. Пусть ваш живот станет мягким, как тесто, расслабьте его как следует. Насколько так лучше, правда?.. Но вот слонёнок опять повернул в вашу сторону. Берегитесь! Напрягите ваш живот. Сильнее. Если слонёнок наступит на твёрдый живот, вы не почувствуете боли. Превратите ваш живот в камень. Уф, опять он свернул, можно расслабиться. Успокойтесь, улягтесь по удобнее, расслабьтесь. Замечаете разницу между напряженным и расслабленным животом? Как это хорошо, когда ваш живот расслаблен. Но вот слонёнок перестал крутиться и направился прямо на вас! Сейчас точно наступит! Напрягите живот как можно сильнее. Вот он уже заносит над вами ногу, сейчас наступит?.. Фу, он перешагнул через вас и уже уходит отсюда. Можно расслабиться. Всё хорошо, вы расслабились и чувствуете себя хорошо и спокойно.

Ноги
А теперь представьте, что вы стоите босиком в большой с илистым дном луже. Постарайтесь вдавить пальцы своих ног глубоко в ил. Попытайтесь достать до самого дна, где ил кончается. Напрягите ноги, чтобы получше вдавить ступни в ил. Растопырьте пальцы ног, почувствуйте, как ил продавливается вверх между ними. А теперь выйдите из лужи. Дайте своим ногам отдохнуть и согреться на солнышке. Пусть пальцы ног расслабятся... Не правда ли, какое это приятное чувство?.. Опять шагните в лужу. Вдавливайте пальцы ног в ил. Напрягите мышцы ног, чтобы усилить это движение. Всё сильнее вдавливайте ноги в ил, постарайтесь выдавить весь ил наружу. Хорошо! Теперь выходите из лужи. Расслабьте ноги, ступни и пальцы ног. Как приятно ощущать сухость и солнечное тепло. Всё, напряжение ушло. Вы чувствуете в ногах лёгкое приятное покалывание. Чувствуете, как по ним разливается тепло.
Заключение
Оставайтесь расслабленными. Пусть всё тело станет слабым и безвольным, почувствуйте, как каждый мускул «распускается». Через несколько минут я попрошу вас открыть глаза, и это будет конец сеанса. В течение всего дня вспоминайте, насколько приятно это ощущение расслабленности. Иногда, конечно, необходимо себя чуть-чуть напрягать, прежде чем расслабиться — мы с вами только что так поступали в упражнениях. Кстати, пытайтесь повторить эти упражнения самостоятельно, при этом учитесь всё больше и больше расслабляться. Лучше всего, конечно, это делать вечером, когда вы уже легли в постель, свет уже потушен и вас никто не собирается больше беспокоить. Кстати, это поможет вам быстрее уснуть. А потом, когда вы научитесь, как следует расслабляться, вы можете это практиковать и в другом месте, даже в школе. Вспомните, например, слонёнка, или жвачку, или илистую лужу — эти упражнения можно выполнять так, что никто и не заметит.
А теперь медленно, очень медленно открывайте глаза, слегка напрягите ваши мускулы. Прекрасно. Вы сегодня очень хорошо поработали. Теперь вы в совершенстве можете овладеть этими упражнениями.

Рефлексия: участники по кругу делятся своими ощущениями во время проведения упражнения, анализируют места скопления наибольшего мышечного напряжения.

При возникновении у какого-либо участника головной боли( частое физическое недомогание работников управленческого труда, к которым также относятся педагоги), предлагается

Упражнение «Голова».

Цель: снятие неприятных соматических ощущений в области головы.

Время проведения: 3 минуты

Материалы: специальные материалы не требуются. Ход упражнения: станьте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы. А затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

Рефлексия: ведущим и участником проводиться анализ, исчезло ли неприятное соматическое ощущение.

Упражнение «Настроение в цвете»

Цель: обучение педагогов навыкам анализа собственных эмоциональных состояний, умения выразить настроение, представляет диагностический материал ведущему для рефлексии тренинга.

Время проведения: 10 минут

Материалы: у каждого участника- белая бумага формата А4,набор карандашей.

Ход упражнения: участникам предлагается подобрать цвет своему настроению, для этого можно закрыть глаза и «прислушаться» к себе. Открыв глаза, необходимо взять карандаш ( или несколько карандашей) того цвета, который соответствует настроению и левой рукой (если правша) нарисовать линии так, как вам хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Затем, перевернув лист, на обратной стороне участникам предлагается написать три слова, отражающих Ваше настроение.

Рефлексия: по кругу каждый участник описывает свое настроение и рисунок.

Если на рисунке отражено негативное настроение участника, и он хочет избавиться от него, предлагается порвать рисунок или смять его и выкинуть в урну.

Заключение. В заключение проводится рефлексия. Участникам по кругу предлагается ответить на вопросы: « Понравился ли мне тренинг? Что нового я узнал? Что я могу использовать из данного тренинга в своей работе и повседневной жизни?»


Список используемой литературы:

  1. Хохлов, С.И. Психология эффективного взаимодействия педагога и учащихся: Учебно-методическое пособие. [Текст] / С.И. Хохлов. – М.: АРКТИ, 2008.
  2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебно-методическое пособие. [Текст] / И.А. Зимняя. – Ростов -на –Дону, 1997г.
  3. Хухлаева, О.В. Школьная психологическая служба. Работа с педагогами. [Текст] / О.В. Хухлаева.- М.: Генезис, 2008.
  4. Лукьянова, М.И.Реализация междисциплинарной программы «Обучение здоровью»: учебное пособие для системы повышения квалификации работников образования / М.И. Лукьянова.- Ульяновск: УИПКПРО, ЗАО МДЦ, 2009.
  5. Семенова, Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. -3-е изд.- М.: Психотерапия, 2006. – (Советы психолога учителю).
  6. Иржанова, Л.С. Победи стресс: тренинги на позитивное мышление. / Л.С. Иржанова. – Ростов на Дону: Феникс, 2005.
  7. Китаев – Смык Л.А. Психология стресса изд. –М.: Наука, 1983.
  8. Мишин Г.И. Три причины стресса изд. – Лениздат 1990.
  9. Бойко В.В. Энергия эмоций  9-изд.  Питер
  1. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие [Текст]/И.В. Вачков.– М., 2000.
  2. Грачева, Л.В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала [Текст] /Л.В. Грачева.- М.: Речь, 2003.
  3. Дикарева, Т.А. Причинно ориентированная профилактика аддиктивного поведения среди подростков и молодежи [Текст]/ Т.А.Дикарева// Стратегии формирования антикризисного поведения у подростков и молодежи: сборник научно-методических трудов: заочный семинар школьных психологов.Вып.7 /под ред.М.И. Лукьяновой – Ул-к: ИПКПРО, 2000.
  4. Козлов, Н.И. Формула личности [Текст] /Н.И.Козлов. – СПб.: Питер, 2000.
  5. Козлов, Н.И. Как относиться к себе и к людям: Практическая психология на каждый день[Текст] /Н.И. Козлов. – М.: Новая школа, 1993.
  6. Мардер, Л. Тренинг педагогической осознанности. //Школьный психолог № 22, 2003 г.
  7. Орешникова, И.Б. Возможности применения ребефинга в психокоррекционной работе [Текст] /И.Б.Орешникова// Проблемы психологической службы.Вып.2: сб.науч.тр./под ред. Е.А. Брагиной. - Ул-к: ИПКПРО,1998
  8. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст]/Е.И.Рогов.– М.: ВЛАДОС, 1996.
  9. Рудестам, К. Групповая психотерапия[Текст] / К.Рудестам.- Питер, 2000.
  10.  Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома: Психотерапевтические упражнения и коррекционные программы[Текст]/ Н.В. Самоукина.- М.: Новая школа,1995.
  11.  Фопель К.: Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие/Пер. с нем. 2-е изд., стер. [Текст] / К. Фопель. – М.: Генезис, 2000.
  12.  Ясвин В.А. тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. Под ред. Панова В.И. М.: Молодая гвардия 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов

Статья посвещена профилактике профессионального выгорания педагогов. Освещена история вопроса, диагностика, меры профилактики и её результаты....

Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов

Статья посвещена профилактике профессионального выгорания педагогов. Освещена история вопроса, диагностика, меры профилактики и её результаты....

Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов

Краткое освещение проблемы синдрома профессионального выгорания педагогов, Методические рекомендации....

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов»

Программа тренинга  «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов». Психологический тренинг прекрасная профилактическая мера, особенно для педагогов общеобразовательных школ. Трени...

Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов- путь к гармонии

Тренинговое занятие для педагогов по снятию эмоционального напряжения и обучению навыкам эффективного использования личных эмоциональных ресурсов...

Программа профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов

Программа направлена на профилактику и коррекцию синдрома эмоционального выгорания педагогов, на повышение стрессоустойчивости и снижение эмоционального напряжения....

Профилактика и коррекция синдрома эмоционального выгорания педагога.

Педагогическая деятельность,  по мнению специалистов,  относится к видам профессиональной деятельности наиболее деформирующим личность человека. В материале даются признаки синдрома эмоциона...