Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов- путь к гармонии
методическая разработка по психологии на тему

Вахрушева Надежда Викторовна

Тренинговое занятие для педагогов по снятию эмоционального напряжения и обучению навыкам эффективного использования личных эмоциональных ресурсов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_emots_vygor.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие с элементами тренинга для педагогов

«Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов-

путь к гармонии»

Сияет солнце на лугу,
А я сиять так не могу.
Зато умею улыбаться
И целый день могу смеяться!

Цель тренинга: формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов через овладение ими способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов.

Задачи тренинга:

познакомить педагогов с понятием «синдрома профессионального выгорания», его причинами, стадиями, способами профилактики;

обучить способам психической саморегуляции;

снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения;

Все ли люди современного общества подвержены опасности профессионального выгорания. Все мы живые люди, которые задействованы в той или иной сфере деятельности. У каждого из нас на работе существует определённый круг обязанностей, которые необходимо выполнять каждодневно, изо дня в день, из месяца в месяц. Человек, выполняющий длительное время одну и ту же работу, устаёт психически, что в свою очередь снижает мотивационную сферу человека и ведёт к равнодушному отношению к профессиональной деятельности. В этом случае так же можно говорить о синдроме профессионального выгорания. Синдрому профессионального (психологического) выгорания, больше подвержены врачи, педагоги, психологи, менеджеры различных отраслей, официанты, продавцы.

Если составить обобщенный «портрет» психологически здорового человека, то можно получить следующее. Психологически здоровый человек – это, прежде всего, человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь, прежде всего, на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Таким образом, можно сказать, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», или «баланс». Обладает чувством юмора, может посмеяться над собой и всегда уверен, что: ВСЁ БУДЕТ ЗДОРОВО! 

А теперь представьте, что в вашей квартире включены различные электрические приборы. Счетчик лихорадочно крутится, наматывая киловатт-часы электроэнергии. В какой-то момент напряжение становится столь велико, что вылетают пробки, все приборы выключаются, свет гаснет. Пробки — это защита от пожара. То же самое происходит и с человеком под действием постоянных профессиональных и психологических стрессов. В психологии такое эмоциональное “выключение” человека получило название “синдром эмоционального выгорания”. 

Ни для кого не секрет, что профессия педагога относится к разряду стрессогенных, поскольку в педагогической деятельности постоянно отмечается состояние эмоциональной напряженности. После пребывания в напряженных ситуациях педагог  чаще ощущает разбитость, подавленность, желание расслабиться. В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. 
        Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – проявляется нарастающим эмоциональным истощением. Выгорание — это психологическая размолвка человека со своей работой в ответ на продолжительный стресс или разочарование. 

Существуют внешние и внутренние причины СЭВ: 
Внешние причины, провоцирующие выгорание у педагогов 
• специфика профессиональной педагогической деятельности (необходимость постоянного общения, сопереживания, ответственность за жизнь и здоровье детей, стаж работы) 

•     Служебные неприятности; неудовлетворенность работой; 

• Неблагополучная атмосфера в коллективе: однополый состав (преобладающее большинство женщин), наличие конфликтов и непонимание. 

Внутренние причины СЭВ:

• отсутствие умения выходить из трудных ситуаций при взаимодействии с детьми, родителями, коллегами, администрацией; неумение регулировать собственные эмоции. 

• тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личная неустроенность, сложные внутрисемейные отношения. 

Стресс-тест на профессиональное выгорание. 

Вам предложены утверждения, с которыми Вы согласны (да), не согласны (нет), они верны в некоторых случаях (иногда). 

- Меня тяготит педагогическая деятельность. 
- У меня нет желания общаться после работы. 
- У меня в группе есть "плохие" дети. 
- Если есть настроение - проявлю соучастие и сочувствие к ребенку, если нет настроения - не считаю это необходимым. 
- Желая упростить решение профессиональных задач, я могу упростить обязанности, требующие эмоциональных затрат. 

Результаты теста конфиденциальны и каждый сам решает, стоит ли полученной информацией делиться с другими. 
Каждый ответ "да"- 3 очка, "иногда"-2 очка, "нет"- 1 очко. 

Ключ:

5-8 очков - Вы не подвержены синдрому эмоционального выгорания;

9-12 очков - идет формирование профессиональных деформаций в виде эмоционального выгорания;

13-15 очков - идет развитие синдрома эмоционального выгорания. 

 Упражнение «Подарки»

Упражнение способствует консолидации группы и формированию эмоционально-позитивной атмосферы. Упражнение не должно выполняться в условиях полного молчания. Необходимо стимулировать шутки, веселье. Можно следить за тем, чтобы передача «подарков» не сконцентрировалась в руках двух-трех игроков, иначе остальные почувствуют себя ненужными.

 Упражнение «Источник»

Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму «Вода» (сборник мелодий для релаксации) ведущий спокойно и четко проговаривает текст: «Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно. Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства. Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект. Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем — разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли. Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия — вашей энергией. Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется». По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза. Можно посоветовать использовать это упражнение, принимая душ. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом! Спутник стресса – это мышечный зажим. 

Упражнение «Ловец благ»

Чтобы с вами не случилось, во всем старайтесь находить положительные стороны. Давайте потренируемся. Найдите и запишите, пожалуйста, положительные моменты в следующих ситуациях:

1. Вы собираетесь на работу, погода встречает вас проливным дождем.

2. Вы опоздали на автобус.

3. У вас нет денег, чтобы уехать куда-нибудь в отпуск.

Участники пишут для каждой ситуации свои положительные моменты. Каждый по очереди проговаривает эти моменты. 

Участник, указавший более 5 положительных моментов в каждой предложенной ситуации, считается «ловцом блага».

Игра «Я знаю, что я…»

Это,  простое, на первый взгляд, упражнение может  выявить  скрытые ресурсы участников, повысить уровень уважения, доверия друг другу.

Все участники сидят в кругу. Каждый из них берет карточку  и по очереди зачитывают

  1. Я знаю, что у меня взоры нежно-страстные, а речи сладострастные
  2. Я знаю, что я кокетливо-задорная и совсем не вздорная.
  3. Я знаю, что я солнечная, стремительная, трепетная, решительная
  4. Я знаю, что я искренняя, классная, честная, потрясная.
  5. Я знаю, что я бесподобно танцующая, огненная, флиртующая
  6. Я знаю., что я гениальная, взрывная, искрометно-чумовая.
  7. Я знаю, что я сладкая , певучая, вдохновенная, кипучая.
  8. Я знаю, что я вездесущая, магическая, колоссально-магнетическая
  9. Я знаю, что я раны исцеляющая и в любовь играющая
  10. Я знаю, что я бойкая, вовсе не помпезная
  11. Я знаю, что я все же непорочная, красавица восточная
  12. Я знаю,  что я хмельная, цветущая, к поцелуям зовущая.
  13. Я знаю, что я пылкая, насмешливая, упрямая и вежливая
  14. Я знаю, что я лаской согревающая, часто согрешающая
  15. Я знаю, что я азартная, влюбленная, заманчивая, знойная
  16. Я знаю, что я непосредственная, смешливая, видная, красивая
  17. Я знаю, что я творчески увлеченная, с фигуркою точеною
  18. Я знаю, что аппетитно-вкусная, а в любви искусная
  19. Я знаю, что я сказочная, живительная, амазонка пленительная.

Упражнение «Моё любимое качество» (резерв)

Цель: диагностика состояния группы на момент начала тренинга. Ход упражнения. Педагогам предлагается разделиться на пары и сесть друг напротив друга. Ведущий зачитывает по очереди три позитивных качества. В паре необходимо обсудить какое качество из перечисленных большего всего подходит каждому из пары и почему. В кругу обсуждается, в каких парах качества совпали.— мудрость, надёжность, настойчивость;— активность, бескорыстие, вежливость;— сила воли, скромность, смелость;— невозмутимость, обаяние, общительность.

Приемы снижения стрессового состояния, улучшения настроения в обыденной жизни:

По мере приобретения опыта уровень эмоциональных нагрузок может снижаться, однако никогда не исчезает полностью.

Мы предлагаем вам естественные способы регуляции, которые вы можете использовать прямо на работе:

- смех, улыбка, юмор

- размышления о хорошем, приятном

- различные движения типа потягивания

- наблюдения за пейзажем за окном

- рассматривание цветов в помещении, фотографий

- «купание» в солнечных лучах

- вдыхание свежего воздуха

- высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Рекомендации.

1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы: — громко запеть; — резко встать и пройтись; — быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги; — измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и, проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

4. ХВАЛИТЕ СЕБЯ! Известно, что «слово может убить, слово может и спасти». В случае даже незначительных успехов хвалите себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!» Устраните из Вашей жизни самоуничтожающие фразы типа: я слишком стар для этого», «я слишком полный для этого». 


Звуковая гимнастика. Эта зарядка для тех, кто решил вернуть себя в рабочее состояние, стать жизнерадостным человеком, полным идей и вдохновения.

Звуковая гимнастика действует по принципу вибрационного массажа с тренировкой дыхательной мускулатуры и диафрагмы. Разные звуки порождают разные вибрации, которые в свою очередь по-разному влияют на наше самочувствие.

Звук «А» заставляет вибрировать грудь и приводит в действие всю звуковую гамму в организме, дает команду всем его клеточкам настроиться на работу.

Звук «Н» заставляет вибрировать головной мозг, активизирует его правую половину и лечит болезни мозга, а также улучшает интуицию и развивает творческие способности.

Звук «В» исправляет неполадки в нервной системе.

Звук «Е» - создает вокруг человека барьер для защиты от энергоинформационного загрязнения.

 Звуки «Р» помогают снять стрессы, страхи, заикания.

Звуки «Т» очищают душу от тяжести, укрепляют сердечно-сосудистую систему.

Особенностью методики является дыхание: вдох через нос - пауза, активный выдох через рот - пауза. Продолжительность выдоха должна быть вдвое больше, чем вдоха.

Упражнение «Дружественная ладошка». 

Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память. Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого выполним упражнение, которое так и называется. 
Участникам раздаются контуры ладошек. 
Напишите на ладошке своё имя, затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свой комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. И я с удовольствием присоединюсь к вам. 
Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть и помогают в какой-то сложный момент. 

и НАПОСЛЕДОК… Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, неудачи, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей.

  • Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги! Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений. 
  • Будьте внимательны к себе: это поможет вам заметить первые симптомы усталости. 
  • Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться. 
    Любите жизнь, и она обязательно ответит вам тем же! 

Пусть исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти только яркие события года! Всего вам большого и светлого… Спасибо за внимание


Я знаю, что у меня взоры нежно-страстные, а речи сладострастные

Я знаю, что я кокетливо-задорная и совсем не вздорная.

Я знаю, что я солнечная, стремительная, трепетная, решительная

Я знаю, что я искренняя, классная, честная, потрясная.

Я знаю, что я бесподобно танцующая, огненная, флиртующая

Я знаю., что я гениальная, взрывная, искрометно-чумовая.

Я знаю, что я сладкая , певучая, вдохновенная, кипучая.

Я знаю, что я вездесущая, магическая, колоссально-магнетическая

Я знаю, что я раны исцеляющая и в любовь играющая

Я знаю, что я бойкая, вовсе не помпезная

Я знаю, что я все же непорочная как красавица восточная

Я знаю,  что я хмельная, цветущая, к поцелуям зовущая.

Я знаю, что я пылкая, насмешливая, упрямая и вежливая

Я знаю, что я лаской согревающая, часто согрешающая

Я знаю, что я азартная, влюбленная, заманчивая, знойная

Я знаю, что я непосредственная, смешливая, видная, красивая

Я знаю, что я творчески увлеченная, с фигуркою точеною

Я знаю, что аппетитно-вкусная, а в любви искусная

Я знаю, что я сказочная, живительная, амазонка пленительная.

Естественные способы регуляции, которые вы можете использовать прямо на работе:

- смех, улыбка, юмор

- размышления о хорошем, приятном

- различные движения типа потягивания

- наблюдения за пейзажем за окном

- рассматривание цветов в помещении, фотографий

- «купание» в солнечных лучах

- вдыхание свежего воздуха

- высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

        Звуковая гимнастика:

Звук «А» заставляет вибрировать грудь и приводит в действие всю звуковую гамму в организме, дает команду всем его клеточкам настроиться на работу.

Звук «Н» заставляет вибрировать головной мозг, активизирует его правую половину и лечит болезни мозга, а также улучшает интуицию и развивает творческие способности.

Звук «В» исправляет неполадки в нервной системе.

Звук «Е» - создает вокруг человека барьер для защиты от энергоинформационного загрязнения.

Звуки «Р» помогают снять стрессы, страхи, заикания.

Звуки «Т» очищают душу от тяжести, укрепляют сердечно-сосудистую систему.

________________________________________________________________________________

Естественные способы регуляции, которые вы можете использовать прямо на работе:

- смех, улыбка, юмор

- размышления о хорошем, приятном

- различные движения типа потягивания

- наблюдения за пейзажем за окном

- рассматривание цветов в помещении, фотографий

- «купание» в солнечных лучах

- вдыхание свежего воздуха

- высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

        Звуковая гимнастика:

Звук «А» заставляет вибрировать грудь и приводит в действие всю звуковую гамму в организме, дает команду всем его клеточкам настроиться на работу.

Звук «Н» заставляет вибрировать головной мозг, активизирует его правую половину и лечит болезни мозга, а также улучшает интуицию и развивает творческие способности.

Звук «В» исправляет неполадки в нервной системе.

Звук «Е» - создает вокруг человека барьер для защиты от энергоинформационного загрязнения.

Звуки «Р» помогают снять стрессы, страхи, заикания.

Звуки «Т» очищают душу от тяжести, укрепляют сердечно-сосудистую систему.

Результаты теста конфиденциальны и каждый сам решает, стоит ли полученной информацией делиться с другими. 
Каждый ответ "да"- 3 очка, "иногда"-2 очка, "нет"- 1 очко. 

- Меня тяготит педагогическая деятельность. 
- У меня нет желания общаться после работы. 
- У меня в группе есть "плохие" дети. 
- Если есть настроение - проявлю соучастие и сочувствие к ребенку, если нет настроения - не считаю это необходимым. 
- Желая упростить решение профессиональных задач, я могу упростить обязанности, требующие эмоциональных затрат. 

Дождь, пурга

Автобус

Отпуск


Результаты теста конфиденциальны и каждый сам решает, стоит ли полученной информацией делиться с другими. 
Каждый ответ "да"- 3 очка, "иногда"-2 очка, "нет"- 1 очко. 

- Меня тяготит педагогическая деятельность. 
- У меня нет желания общаться после работы. 
- У меня в группе есть "плохие" дети. 
- Если есть настроение - проявлю соучастие и сочувствие к ребенку, если нет настроения - не считаю это необходимым. 
- Желая упростить решение профессиональных задач, я могу упростить обязанности, требующие эмоциональных затрат. 

Дождь, пурга

Автобус

Отпуск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов".

Исследование показало, что все люди время от времени испытывают нервное напряжение....

Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов

Статья посвещена профилактике профессионального выгорания педагогов. Освещена история вопроса, диагностика, меры профилактики и её результаты....

Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов

Статья посвещена профилактике профессионального выгорания педагогов. Освещена история вопроса, диагностика, меры профилактики и её результаты....

Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов

Краткое освещение проблемы синдрома профессионального выгорания педагогов, Методические рекомендации....

Программа профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов

Программа направлена на профилактику и коррекцию синдрома эмоционального выгорания педагогов, на повышение стрессоустойчивости и снижение эмоционального напряжения....

Профилактика и коррекция синдрома эмоционального выгорания педагога.

Педагогическая деятельность,  по мнению специалистов,  относится к видам профессиональной деятельности наиболее деформирующим личность человека. В материале даются признаки синдрома эмоциона...

: «Выявление и коррекция синдрома профессионального выгорания в педагогической среде».

Профилактические психолого-педагогические программы для педагогов образовательного учреждения...