"Эмоции правят мной или я ими?"
план-конспект занятия по психологии (5 класс)

Цели занятия:

  • развитие способностей определять эмоциональное состояние других людей;
  • развитие умений пользоваться языком жестов, мимикой, телом для эффективной коммуникации и передачи переживаемых эмоций;
  • развитие умений владеть и управлять своими эмоциями;
  • развитие познавательных и творческих способностей.

Задачи:

  • познакомить учащихся с понятием «эмоции», с видами эмоций;
  • развить у учащихся умения слушать других людей;
  • способствовать развитию у учащихся умений анализировать собственные чувства и поведение;
  • тренировать умение владеть и управлять своими эмоциями;
  • способствовать развитию познавательных способностей, через решение анаграмм;
  • сформулировать у учащихся интерес к собственной личности;
  • снять эмоционально-психическое напряжение среди учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок психологии для учащихся 5-х классов по теме

"Эмоции правят мной или я ими?"

Цели занятия:

  • развитие способностей определять эмоциональное состояние других людей;
  • развитие умений пользоваться языком жестов, мимикой, телом для эффективной коммуникации и передачи переживаемых эмоций;
  • развитие умений владеть и управлять своими эмоциями;
  • развитие познавательных и творческих способностей.

Задачи:

  • познакомить учащихся с понятием «эмоции», с видами эмоций;
  • развить у учащихся умения слушать других людей;
  • способствовать развитию у учащихся умений анализировать собственные чувства и поведение;
  • тренировать умение владеть и управлять своими эмоциями;
  • способствовать развитию познавательных способностей, через решение анаграмм;
  • сформулировать у учащихся интерес к собственной личности;
  • снять эмоционально-психическое напряжение среди учащихся.

План занятия:

Приветствие. Сообщение темы и цели занятия.

Знакомство с понятием «эмоции».

Распознавание эмоций. Виды эмоций.

Способы избавления от нежелательных эмоций.

Закрепление нового материала.

Подведение итогов занятия.


Ход занятия


1 этап. Приветствие. Сообщение темы и цели занятия.

Здравствуйте ребята. Давайте с вами поздороваемся немного необычно, но очень тепло и радостно. Давайте подарим улыбку себе, соседу по парте, мне и всем одноклассникам. Молодцы.

Ребята обратите внимания на доску. Что здесь написано? (эмоции правят мной или я ими?). Правильно. Так сегодня называется наше занятие. Сегодня мы узнаем, что такое эмоции, какие эмоции бывают, научимся их распознавать у себя, у других людей и попытаемся найти способы управления и контроля над нежелательными эмоциями.

2 этап. Знакомство с понятием «эмоции».

Но для начало обратите внимание на это лицо. Когда у нас бывает такое выражение лица? (когда весело, радостно). О чем говорит? (что человеку хорошо, приятно).

А когда у нас бывает такое лицо? (когда недовольны, злимся, в гневе). О чем говорит? ( что человеку плохо, что он может сделать что-то плохое)

А когда у нас бывает такое выражение лица? (когда боимся, страшно и неприятно). О чем говорит? ( что человеку плохо, он боится)

Посмотрите ребята, вы назвали такие понятия, как радость, злость, гнев, страх. Так мы можем выражать наше отношение, наше чувство к тому, что происходит вокруг нас или внутри нас. А это и называется – эмоциями. Т.е. эмоции – это выражение нашего отношения, наших чувств к происходящему вокруг нас или внутри нас.

3 этап. Распознавание эмоций. Виды эмоций.

По каким признакам вы определили, что этот человек испытывает радость, этот гнев, а этот страх? На что вы обратили внимание, глядя на лица?

на глаза почему? Какая разница в выражении глаз

на брови

на лоб

на губы, рот

Мы смотрим:

Рот – открыт или закрыт

Губы – уголки опущены или приподняты

Глаза – раскрыты или нет, блестят или тусклые

Лоб имеет вертикальные складки или горизонтальные складки

Брови – сдвинуты или приподняты.

Движение мышц лица (это и движение бровей, и раскрытие иди закрытие глаз, и приподнимание или опускание уголков губ) – называется мимика. Она помогает нам выразить наши эмоции.

Давайте теперь попробуем нарисовать у себя на листочках в кружках, учитывая все эти признаки, эмоции выражающие радость, обиду, гнев, страх, удивление.

Но кроме мимики нам могут помочь и жесты (движение рук) и поза человека, походка, положение ног. Давайте вместе посмотрим на следующих людей и глядя на мимику, позу, жесты – угадать какое эмоциональное состояние они испытывают.

Могут ли эмоции нанести человеку вред? Перечислите, какие эмоции можно назвать нашими врагами. Злость, гнев, обида, зависть, ярость, печаль, презрение, отвращение, стыд. Ребята записывают у себя на воздушных шариках (Приложение 2). Давайте попробуем их изобразить. Посмотрите, какие у нас не приятные лица и общаться с такими людьми тоже неприятно.

А какие эмоции можно назвать нашими друзьями? Назовите положительные эмоции (радость, восторг, удивление, спокойствие)

Каких эмоций ребята больше? Отрицательных или положительных? Конечно отрицательных. С ними нужно бороться и здесь просто не обойтись без знания специальных способов избавления от плохих, отрицательных эмоций.

4 этап. Способы избавления от нежелательных эмоций.

Перед вами лежат два листочка: один желтого цвета, а другой черного цвета. Напишите ребята на черном листочке те эмоции, которые вам мешают общаться, а на желтом, те эмоции, которые вам наоборот помогают общаться. Передавая клубок от одного учащегося к другому, ребята по очереди называют сначала те эмоции, которые им мешают, а потом те, которые им помогают. Учитель на доске пишет эмоции, которые называют ребята.

Мы не случайно написали отрицательные эмоции на черных листах, а положительные на желтых. Как вы можете это объяснить? Т.е. цвет может влиять на наши эмоции и на наше настроение.

А теперь я предлагаю разорвать наши черные листы с отрицательными эмоциями и таким образом избавиться от них.

Как еще можно побороть своих внутренних врагов? (побыть одному, прогуляться, заняться спортом, почитать книгу).

Теперь представим, что нас чем-то очень разозлили, да так что как говориться кулаки чешутся. Представили. Но мы знаем, что любой спор и конфликт можно решить мирным путем. Но надо сначала себя успокоить. И так, сожмем кулачки со всей силы и считаем про себя до 30. Стало легче?

Побороть отрицательные эмоции может помочь музыка. И давайте мы сейчас прослушаем несколько музыкальных композиций, постараемся понаблюдать, какие чувства вызывает данная музыка и проследить за нашим дыханием.

Какие эмоции, чувства вы испытывали? (грусть, радость, страх, тревога, гнев). Можно ли сказать что, музыка влияет на наше настроение, на наши эмоции? Конечно (если грустно можно включить веселую музыку, если в гневе - спокойную, медленную).

Обратили ли вы внимание во время прослушивание музыки, как изменялось ваше дыхание? (когда человек в ярости, злой, в гневе дыхание у него частое, сердце быстро бьется, а когда он грустит, то происходит все наоборот, дыхание замедляется). Можем ли мы с помощью дыхания изменить наше внутренне состояние? Да. Давайте попробуем. Давайте представим, что мы опаздываем на поезд и пытаемся его догнать, быстро будем дышать, как, будто мы в гневе, в ярости. А теперь давайте успокоимся. Поезд мы не догнали. Представим что мы большой воздушный шар. Наберем сначала воздух через нос, так чтобы был полный животик. Потом представим, что в шарике образовалась маленькая дырочка, и он начал спускаться. Выдыхаем через рот.

Успокаиваемся, чувствуйте это?

Вот такая дыхательная гимнастика может помочь нам в борьбе с нашими внутренними врагами, в борьбе с нашими отрицательными эмоциями.

5 этап. Закрепление нового материала.

Игра «ЦВЕТНЫЕ ШЛЯПЫ»

Задачи игры:

  • познакомить с алгоритмом саморегуляции в стрессовой ситуации,
  • потренировать применение этого алгоритма,
  • потренировать способность понимания языка образов внутреннего мира.
  •  

Оборудование:

  • модели цветных шляп белого, красного, синего, черного, зеленого и желтого цвета,
  • характеристика каждой шляпы ( см. приложение 1),
  • карточки с алгоритмом « Цветные шляпы» ( см. приложение 2),
  • шляпы указанного цвета.

Ход игры.

Все участники игры распределены в группы (число групп соответствует числу шляп- 6).

Этапы
игры

Содержание этапа

Время

Примечание

1.Введение
( мотивация)

Ведущий :
- В нашей жизни есть много ситуаций, когда очень волнуемся и боимся. Существует алгоритм , позволяющий подготовить себя к стрессовой ситуации. Хотите с ним познакомиться? Помогать в этом будут цветные шляпы.

1-2 мин.

 

 Доска
с моделями шляп и названием игры.

2.Знакомство с правилами.

Ведущий :
- Раз у нас игра, то стоит познакомиться с ее правилами:

  • Сначала  группа будет  представлять шляпу, которая достанется ей по жребию, ведь каждая шляпа имеет определенное значение
  • ( характеристики  шляп и необходимые фразы для демонстрации представлены в таблице) На подготовку выступления у каждой группы будет 5 минут.
  • Затем  каждый будет работать индивидуально.

Перед началом работы нужно выбрать стрессовую ситуацию, например контрольную работу по предмету( какому?)

2 мин.

На столах

  • таблицы с характеристиками всех шляп
  • таблицы с алгоритмами
  • шляпа для представления

3.Подготовка к представлению шляпы.

Учащиеся работают в группе. Ведущий консультирует.

5 мин.

 

4.Представление шляп.

Приглашаются по одному участнику от каждой группы в шляпе определенного цвета.  Ведущий выстраивает их по алгоритму. Зрителям предлагается оценивать выступление аплодисментами. Выступления участников.

    10 мин.

 

5.Индивидуальная работа по алгоритму.

Ведущий:
благодарит всех участников,
уточняет алгоритм подготовки к  контрольной работе,

 выясняет вместе с детьми использование алгоритма в других ситуациях

и предлагает каждому заполнить таблицу, выбрав любую другую стрессовую ситуацию.

10 мин.

Алгоритм в виде моделей шляп фиксируется на доске.

6.Заключительная часть.

Рефлексия участников

  • что понравилось?
  • где было трудно?
  • Гед можно использовать полученные знания?

Ведущий благодарит участников игры.

2-3 мин.

Таблицы с алгоритмом дарят детям.


Давайте посмотрим на доску и вспомним, какой вопрос мы задали себе в начале занятия?

Эмоции правят мной или я ими? Так что мы ответим? (Я). Правильно. Как мы можем управлять своими эмоциями, с помощью каких средств? (цвет в одежде, комкать, или рвать бумагу, с помощью музыки, с помощью счета про себя, зеркало (если плохое настроение нужно посмотреться в зеркало и улыбаться даже если не хочется и настроение тоже изменится, если тебя обзывают – нужно рассмеяться, или не обращать внимания, уйти.

Рефлексия. Получилось выполнить упражнение? Трудно было выполнять?

Вывод – В сложных ситуациях необходимы навыки саморегуляции. Можно пользоваться правилом: «Мысли выбирай, как цветы – и выбирай только красивые (положительные)».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка комплекса занятий «Многообразие эмоций. Контроль над эмоциями»

Методическая разработка комплекса занятий «Многообразие эмоций. Контроль над эмоциями», который включает занятия «Мир эмоций», «Многообразие чувств и эмоций», «Тайны мозга и эмоции», «Учимся упр...

Конспект занятия: "Отрицательные эмоции. Сравнительная характеристика эмоций".

Коррекционное занятие по развитию мимики и пантомимики. Тема: "Отрицательные эмоции: злость, обида, гнев. Сравнительная характеристика эмоций"....

план занятия: «Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций»

Цель занятия: дать определение эмоциям и чувствам, познакомить с многообразием эмоциональных проявлений у человека, причинами их возникновения; учить различать чувства и эмоции окружающих; выявить уро...

Конспект занятия для 5 классов "Эмоции правят мной или я ими?"

Данное занятие разработано для учащися 5 классов общеобразовательной школы. Направлено на более глубинное понимание свои моций и чувств, контроль и проявления....

Методическая разработка по коррекции эмоций "Эмоции и наше поведение"

У детей, страдающих ДЦП, недостатаочно сформирована эмоццинально-волевая сфера. Желания этих детей не соответствуют их возможностям. А это ведет к незрелости формирования навыков межличностного общени...

Эмоции и чувства. О пользе и вреде эмоций.

Занятие педагога-психолога с учениками 7 класса в условиях дистанционного обучения....

Эмоции правят мной или я ими?

Урок психологии для учащихся 5-х классов по теме "Эмоции правят мной или я ими?"Цели занятия:развитие способностей определять эмоциональное состояние других людей;развитие умений пользоватьс...