Последнее лето перед школой
статья по психологии

Мелдер Виктория Алекеевна

Рекомендации для родителей будущих первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leto_pered_shkoloy.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

ПОСЛЕДНЕЕ ЛЕТО ПЕРЕД ШКОЛОЙ

Почему первоклашкам бывает трудно в школе? Причин множество, и у разных детей они разные. Но есть одна причина, которую является основой многих трудностей. Дети не могут концентрировать внимание на задаче. Невнимательным детям учиться невероятно трудно.

Чаще всего дело не в том, что ребёнок вообще невнимательный. Если он сам хочет знать, скажем, куда мама прячет шоколадные конфеты, он становится чрезвычайно внимательным и наблюдательным.

Ребенок пока еще, в силу возраста в том числе, не умеет сам, по внешней команде, «включать свою наблюдательность». А надо.


ЧТО ДЕЛАТЬ?

Играть в игры, в которых надо замечать и запоминать много подробностей и мелких деталей.

● «Раз два три — Маша, смотри!»

За ширмой (за картонкой, за платочком) выкладываем мелкие одинаковые предметы — каштаны, счетные кубики, просто кубики, детали лего, но не просто так, а группами по 2, по 4 по 6 штук. Потом ненадолго поднимаем картонку и говорим: «Раз, два, три, Маша, смотри!». И закрываем. Сколько каштанов (кубиков)?

● То же самое делаем на счетных материалах (кубики, резиночки, палочки) — что-то убрали или поменяли местами. Что именно? В семье то родители меняют — дети угадывают, то дети меняют — родители угадывают.

● «Птичка в клетке»

Рисуете квадратик как для игры в «крестики-нолики», поле из 9 клеток, 3 *3, и в середину ставите магнит (монетку, пуговицу) — птичку. А дальше взрослый командует, скажем «вверх, вправо, вниз, вниз», а ребенок  — должен знать, где у нас теперь птичка. Когда взрослый говорит «стоп», все сверяются, а там ли птичка, где должна быть?

Можно сперва двигать предмет по своему полю, а можно в уме, можно рисовать карандашом след птички на своем листке.

Просто, но эффективно! Процесс обучения в школе поставлен так, что ребенку постоянно приходится следить за чужой мыслью.


ЧТО ЕЩЕ ДЕЛАТЬ?

Играть в игры, где ребенок должен внимательно слушать взрослого и реагировать на его слова. Это очень важно, потому что многие дети просто «уплывают», когда учитель что-то рассказывает. Привычка слушать и слышать — хорошая привычка.

● Кар, мяу, ква.

Я говорю «кар-кар», и дети два раза машут крыльями. Я говорю «мяу, мяу, мяу, мяу», и дети четыре раза трут носик лапкой. Я говорю «ква, ква, ква», и дети три раза подпрыгивают. А что надо сделать, когда я говорю «мяу, мяу, кар, ква, ква, ква»?

● Еще игра на внимательность: хлопни в ладоши, когда в сказке, которую рассказывает ведущий, встретится число три.

Полезны подвижные игры на внимательность и на умение управлять собой.
Некоторые дети отлично могут пробормотать скороговорку «один-два-три-четыре-пять-шесть» до 20, а то и до ста, но пройти ровно 8 шагов не могут. Сосредоточиться и сделать телом (ногами, руками) то, что нужно, бывает непросто. А на крупную моторику завязаны очень многие навыки, в том числе навыки письма, связь между слуховым и зрительным восприятием, умение управлять собой.

● Пройдите 5 шагов вперёд и 3 шага назад.
Пройдите 12 шагов на пяточках, потом 4 шага на носочках.
Подпрыгните 4 раза, потом пройдите 7 шагов, потом подпрыгните ещё 3 раза.
Пройдите 8 больших шагов и 6 маленьких.

● Стоп-один, стоп-три.
Дети бегают до тех пор, пока ведущий не скажет «стоп». Если он говорит «стоп, 3!», то дети должны встать на 3 ноги (то есть на 2 ноги и 1 руку или наоборот, 2 руки и 1 ногу), если «стоп, 1», то надо встать на одну ногу, «стоп, 4» — на обе руки и обе ноги.

● «Замри-отомри». Дети скачут и бегают, пока им не скажут: «Замри!» — тогда они должны застыть на месте и не шевелиться до тех пор, пока не будет команды «Отомри!».

● «Тише едешь — дальше будешь».
Пока водящий стоит спиной, остальные игроки маленькими шагами приближаются к нему. А как только водящий скажет «Стоп!» и оглянется, все должны замереть на месте.

● «Зеленый свет — красный свет». Когда взрослый показывает зеленую карточку, дети выполняют любые действия (кричат, бегают, прыгают), когда появляется красная – дети замирают. Детям очень важно научиться самим себе командовать, когда начать бегать — когда остановиться, когда начать читать, а когда — закончить.

Именно этому умению многие дети учатся в первом классе: вовремя вынуть нужный учебник из портфеля, вовремя начать решать задачу, вовремя сосредоточиться на том, что говорит учитель.

● Очень полезно научить ребенка стоять и прыгать на одной ножке.

Ученые заметили, что вспыльчивому человеку гораздо труднее долго простоять на одной ноге, чем спокойному. Если вам кажется, что ваш ребенок излишне непоседлив и неуравновешен, то попробуйте засечь, какое время он может простоять на одной ноге. Считается, что для нормальной учебы в школе ребенок должен стоять на каждой ноге по минуте.

ЧТО ЕЩЕ ОЧЕНЬ ВАЖНО В ПРЕДДВЕРИИ ШКОЛЫ?

В школе детей учат читать, писать, считать.

И многие родители — пытаясь помочь ребёнку, облегчить его жизнь, стараются заранее дать ему эти навыки.
До школы научить читать.
Пораньше выучить цифры.
Вывалить на дошкольника тетрадки с примерами — пусть приучается к работе.

А часто ли при этом родители учат ребёнка просить о помощи?
Как дети действуют, когда им трудно, когда у них что-то не получается?
Кто-то начинает ныть, кто-то старается спрятаться, отгородиться, и пытается решить проблему сам, кто-то пытается списать ответ у соседей…

Если тебе трудно, натирает ботинок, неудобные лямки у рюкзака, тяжело идти — не терпи, а скажи сразу.
Лучше заклеить ногу ДО того, как образовалась мозоль.

Умение отслеживать своё состояние, и сообщать о том, что ты устал, или плохо себя чувствуешь — зачастую куда важнее, чем умение считать или красиво писать в прописях.

Материал подготовила педагог-психолог Мелдер В.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Последнее лето детства"

Для учащихся 11 классов праздник 1 сентября будет проходить последний раз в стенах школы. Праздник поможет запомнить этот день надолго....

Сценарий школьного Последнего звонка «Перед дорогой»

Праздник Последнего звонка как отправная точка для наших выпускников в дальний путь. Поэтому и пришла идея проведения этого праздника на привокзальной площади. Оформление школы и зала продиктовано дор...

Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.

Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...

В какие игры играть перед школой

В какие игры играть перед школой...

Советы логопеда "Лето перед школой"

Советы логопеда родителям будущих первоклассников. Как  подготовиться  к школе,при этом не перегружая ребёнка в летний период....

Консультация: Проектная деятельность по подготовке детей к школе "Год перед школой"

Консультация предназначена для педагогов и специалистов ДОУ, работающих с воспитанниками по подготовке детей к школьному обучению....