Путешествие по стране Толерантности
план-конспект занятия по психологии (5, 6, 7 класс)

Усачева Богдана Богдановна

 «Путешествие по стране Толерантности»

Подготовила и провела Усачева Богдана Богдановна

Воспитатель отделения социального приюта.

Цель:

формирование у детей толерантности мышления, уважения

к своим правам и правам других людей.

Задачи:

1.Углубить понимание значения термина «толерантность».

2.Развивать позитивное мышление, навыки групповой работы,

умение вести диалог.

3. Формировать представление о толерантном общении в обществе.

Ход часа общения

Вступительное слово воспитателя.

Ребята! Каждый год, начиная с 1996 года, 16 ноября весь мир отмечает международный день толерантности. В этом году он празднуется 15-й раз.

Что же такое толерантность? (Приложение 1.)

Толерантность – это милосердие, забота

Толерантность – это доброта души

Толерантность - это сострадание

Толерантность – это уважение

Толерантность – это дружба

Толерантность – это терпение.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по «Cтране Толерантности». Путешествовать будем под девизом «Мы разные, но мы вместе».

- Как вы понимаете наш девиз?

-Я прошу встать девочек. Какие вы красивые, нарядные, веселые.

-А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные, умные.

-Прошу подняться ребят со светлыми волосами. Садитесь!

-А теперь с темными.

-Подумайте и скажите: Какие мы все? (Мы все разные, но все вместе. Мы все равные и уважаем тех, кто не похож на нас.)

-Мы живем с вами в одном доме, ходим в одну школу, отмечаем вместе праздники, любим конфеты. Если люди будут дружные, будут совершать добрые поступки, то не будет раздора семье, не будет ссор, не будет войны.

-А сейчас давайте вспомним хорошие качества, которые есть в каждом из вас. Встанем в круг и, передавая мяч, будем называть их. Я кидаю.

Конкурс «Что есть что»

На столах перед вами разложены карточки. Я зачитаю по очереди определения, а вы

должны быстро подобрать к ним слова - понятия.

(Ответы выставлять на табло).

1. Экономность, расчетливость. (Бережливость).

2. Способность жертвовать интересами в пользу других, действовать честно, открыто,

смело, не унижаться ради личных выгод. (Благородство).

3. Постоянство в отношениях, взглядах, чувствах, привычках… Неизменность,

преданность. (Верность).

4. Власть над собой, управление своими действиями. (Воля).

5. Умение держать себя в обществе, учтивость, вежливость. (Воспитанность).

6. Отзывчивость, дружеское отношение к людям. (Доброта).

7. Обязанность перед кем-либо. (Долг).

8. Взаимная расположенность, привязанность друг к другу. (Дружба).

9. Умение самостоятельно предпринимать что-либо в нужный момент. (Инициативность).

10. Стремление к приобретению новых знаний, пытливость. (Любознательность).

11. Слабость воли, упадок духа, нерешительность. (Малодушие).

12. Бесчестность, низость. (Подлость).

13. То, что соответствует действительности, истина, порядок, основанный на

справедливости. (Правда).

14. Нарушение верности кому-либо, вероломное поведение, поступок. (Предательство).

15. Утрата веры в кого или во что-либо. (Разочарование).

16. Мучительное сомнение в чьей – либо верности и любви, боязнь чужого успеха,

соперничество. (Ревность).

17. Умение не подчёркивать свои достоинства, заслуги. (Скромность).

18. Способность снисходительно относиться к чужим привычкам, обычаям, взглядам.

(Терпимость).

19. Любовь, привычка к труду, усердие в работе. (Трудолюбие).

20. Чувство почтения. (Уважение).

21. Стремление к цели. (Целеустремлённость).

22. Стремление к почестям, к личной славе. (Честолюбие).

23. Способность делиться с другими личными средствами, имуществом и т. п. (Щедрость).

24. Предпочтение личных интересов общественным, пренебрежение ими, себялюбие.

(Эгоизм). Игры на знакомство.

 «Запомни внешность».

Выбирается пара игроков. Предварительно изучив, внешность друг друга, они становятся

спина к спине. Все остальные начинают каждому из них по очереди задавать вопросы о

внешности напарника.

Например:

- Твой напарник в рубашке или в пиджаке?

- Сколько пуговиц у твоего напарника на кофте, на рубашке?

- Какого цвета у твоего напарника рубашка или пиджак?

- Какого цвета шнурки на ботинках?

- О девочках: в брюках или в платье?

- Короткая или длинная стрижка?

- Какого цвета?

Игра «Что меня радует, а что огорчает».

На доске или ватмане – сердцевина от ромашки и тучка. Каждому ребёнку даётся по два

лепестка от ромашки и по две капельки дождя. На лепестках ромашки ребёнок пишет те

качества, которые его радуют, а на капельках дождя – что огорчает. Лепестки прикрепляются к ромашке, а капельки дождя прикрепляются к тучке.

а волосы? и т

Конкурс «Коллекция хороших манер».

Тесты выставлять на табло.

Задание: вопросы и три варианта ответов можно написать на карточках. Выберите правильный

ответ.

У некоторых индейских племён принято при встрече незнакомого человека в виде приветствия:

Карточка 1.

А. Падать грудью на землю.

Б. Подать дымящуюся трубку.

В. Снимать свою обувь.

Карточка 2.

В XVII – XVIII в.в. графы и графини, герцоги и герцогини, дамы и кавалеры при встрече:

А. Долго раскланивались, используя при этом самые разнообразные движения.

Б.Подавали друг другу руки.

В. Подпрыгивали и подмигивали друг другу.

Карточка 3.

Тибетцы здороваясь:

А. Встают на одно колено.

Б. Высовывают язык.

В. Обе руки закладывают за спину.

Карточка 4.

Японцы для приветствия:

А. Машут друг перед другом кинжалами.

Б. Применяют три вида поклонов: самый низкий, средний, лёгкий.

В. Опускаются на оба колена и касаются лбом пола.

Карточка 5.

На Руси в XVI веке в письмах к друзьям было принято обращение:

А. Сострадальник и друг.

Б. Горемычные мои.

В.Здравие вашему дому.

Каточка 6.

У гренландцев есть приветствие:

А. Мир прекрасен.

Б.Привет.

В. Доброе здоровье.

Карточка 7.

В каком веке изобрели вилку.

А. В XV.

Б. XVI.

В. XVII.

Карточка 8.

В старину для учёного в Иране самой большой честью считалось стать членом Академии

молчания, девиз мудрецов гласил:

А. Мало думай много говори.

Б.Много думай и мало говори.

В. Много делай и мало говори.

Карточка 9.

Иван Грозный, думая, что иностранные гости решат, что некоторые московские богатеи -неряхи, сделал следующее:

А. Заставил их помыться и красиво одеться.

Б. Бил богатеев нещадно.

В. Выгнал иностранных гостей из России.

 «Колодец»

Вся группа встает в плотный круг, лицом в центр, одновременно по команде ведущего все делают вдох, а потом продолжительный выдох со звуком «у-у-у-у…» в центр круга. Упражнение заканчивается с окончанием последнего звука. весёлыми, но ничего не уничтожать, не разбивать и не кусаться.. д.

 Игра.

Я называю героя сказок, а вы, если он толерантный (добрый) хлопаете в ладоши, а если интолерантный – топаете ногами.

Иван – царевич Кощей бессмертный

Золотая рыбка Дюймовочка

Красная Шапочка Золушка

Водяной Гуси-лебеди

Шрэк Баба Яга

Морозко Мальвина

Корабас-Барабас Человек-паук

Рука  толерантности

А теперь обведите свою руку на листик бумаги. На ладошке напишите свое имя. Передайте свой лист соседу. В каждом пальчике чужого рисунка вы напишите хорошее качество ее обладателя. («Добрая», «Умная», «Вежливая» и т. д.). Верните рисунок соседу.

Физкультминутка.

Здравствуй, мир! (руки верх)
Это – я! (к себе)
А вокруг – страна моя! (вокруг себя)
Солнце в небесах – горит! (руки верх)
И земля у ног – лежит! (наклон)
Там – леса! (влево руки в замке)
А там – поля! (вправо руки из замка)
Здесь – друзья! (влево руки из замка)
И здесь – друзья! (вправо руки из замка)
Я легко к земле нагнусь, (наклоны в низ)
К каждой травке прикоснусь, (несколько наклонов)
Распрямлюсь и встану гордо! (руки через верх на пояс)
И вздохну я грудью полной! (вращение руками и на пояс)
Вправо (поворот головы), влево (поворот головы) оглянусь
По округе пробегусь (поворот во круг себя)
Стал я бодрым (рывки руками перед грудью)
И веселым, (рывки руками раскрытыми вправо)
Как ребята (рывки руками перед грудью)
С нашей школы! (рывки руками раскрытыми вправо)
Здравствуй, город самый лучший! (вперед)
Здравствуй, край родной, могучий! (вращение руками и вперед)
Здравствуй же, страна моя! (вращение руками вперед)
Здравствуй, мир! (ладони в чаш)
Встречай меня! (ладони к груди)

Творческая работа «Толерантный мир»

Требуемое оснащение: фломастеры, клеевые карандаши, ватман, вырезки из газет и рисунки детей с улыбающимися лицами людей (желательно разных рас и национальностей).

Игра «Звёздочки и созвездия»

Цель: научить видеть сходства и различия с другими людьми; формирование навыков точного межличностного восприятия.

Время: 3-5 минут.

Сейчас вы будете объединяться в созвездия, но не одно общее, а в несколько. Каждый из вас - отдельная звёздочка, которая может объединяться с другой в какое-нибудь созвездие. Число звёздочек в созвездии может быть разное, его я буду задавать вам сама. По хлопку, как только я назову число (например, три), вы объединитесь в созвездия по три человека. Объединиться можно по-разному, кто как придумает, главное суметь найти общий признак.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ “ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ”

– Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными. (Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.)

 

По материалам: Кушниренко О.В., Салова З.В. (учитель начальных классов), Балабанова Е.А. (педагог-психолог), Кобенячкина О.А., Михеева И.Н. (воспитатель)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_strane_tolerantnosti.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

 «Путешествие по стране Толерантности»

Подготовила и провела Усачева Богдана Богдановна

Воспитатель отделения социального приюта.

Цель:

формирование у детей толерантности мышления, уважения

к своим правам и правам других людей.

Задачи:

1.Углубить понимание значения термина «толерантность».

2.Развивать позитивное мышление, навыки групповой работы,

умение вести диалог.

3. Формировать представление о толерантном общении в обществе.

Ход часа общения

Вступительное слово воспитателя.

Ребята! Каждый год, начиная с 1996 года, 16 ноября весь мир отмечает международный день толерантности. В этом году он празднуется 15-й раз.

Что же такое толерантность? (Приложение 1.)

Толерантность – это милосердие, забота

Толерантность – это доброта души

Толерантность - это сострадание

Толерантность – это уважение

Толерантность – это дружба

Толерантность – это терпение.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по «Cтране Толерантности». Путешествовать будем под девизом «Мы разные, но мы вместе».

- Как вы понимаете наш девиз?

-Я прошу встать девочек. Какие вы красивые, нарядные, веселые.

-А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные, умные.

-Прошу подняться ребят со светлыми волосами. Садитесь!

-А теперь с темными.

-Подумайте и скажите: Какие мы все? (Мы все разные, но все вместе. Мы все равные и уважаем тех, кто не похож на нас.)

-Мы живем с вами в одном доме, ходим в одну школу, отмечаем вместе праздники, любим конфеты. Если люди будут дружные, будут совершать добрые поступки, то не будет раздора семье, не будет ссор, не будет войны.

-А сейчас давайте вспомним хорошие качества, которые есть в каждом из вас. Встанем в круг и, передавая мяч, будем называть их. Я кидаю.

Конкурс «Что есть что»

На столах перед вами разложены карточки. Я зачитаю по очереди определения, а вы

должны быстро подобрать к ним слова - понятия.

(Ответы выставлять на табло).

1. Экономность, расчетливость. (Бережливость).

2. Способность жертвовать интересами в пользу других, действовать честно, открыто,

смело, не унижаться ради личных выгод. (Благородство).

3. Постоянство в отношениях, взглядах, чувствах, привычках… Неизменность,

преданность. (Верность).

4. Власть над собой, управление своими действиями. (Воля).

5. Умение держать себя в обществе, учтивость, вежливость. (Воспитанность).

6. Отзывчивость, дружеское отношение к людям. (Доброта).

7. Обязанность перед кем-либо. (Долг).

8. Взаимная расположенность, привязанность друг к другу. (Дружба).

9. Умение самостоятельно предпринимать что-либо в нужный момент. (Инициативность).

10. Стремление к приобретению новых знаний, пытливость. (Любознательность).

11. Слабость воли, упадок духа, нерешительность. (Малодушие).

12. Бесчестность, низость. (Подлость).

13. То, что соответствует действительности, истина, порядок, основанный на

справедливости. (Правда).

14. Нарушение верности кому-либо, вероломное поведение, поступок. (Предательство).

15. Утрата веры в кого или во что-либо. (Разочарование).

16. Мучительное сомнение в чьей – либо верности и любви, боязнь чужого успеха,

соперничество. (Ревность).

17. Умение не подчёркивать свои достоинства, заслуги. (Скромность).

18. Способность снисходительно относиться к чужим привычкам, обычаям, взглядам.

(Терпимость).

19. Любовь, привычка к труду, усердие в работе. (Трудолюбие).

20. Чувство почтения. (Уважение).

21. Стремление к цели. (Целеустремлённость).

22. Стремление к почестям, к личной славе. (Честолюбие).

23. Способность делиться с другими личными средствами, имуществом и т. п. (Щедрость).

24. Предпочтение личных интересов общественным, пренебрежение ими, себялюбие.

(Эгоизм). Игры на знакомство.

 «Запомни внешность».

Выбирается пара игроков. Предварительно изучив, внешность друг друга, они становятся

спина к спине. Все остальные начинают каждому из них по очереди задавать вопросы о

внешности напарника.

Например:

- Твой напарник в рубашке или в пиджаке?

- Сколько пуговиц у твоего напарника на кофте, на рубашке?

- Какого цвета у твоего напарника рубашка или пиджак?

- Какого цвета шнурки на ботинках?

- О девочках: в брюках или в платье?

- Короткая или длинная стрижка?

- Какого цвета?

Игра «Что меня радует, а что огорчает».

На доске или ватмане – сердцевина от ромашки и тучка. Каждому ребёнку даётся по два

лепестка от ромашки и по две капельки дождя. На лепестках ромашки ребёнок пишет те

качества, которые его радуют, а на капельках дождя – что огорчает. Лепестки прикрепляются к ромашке, а капельки дождя прикрепляются к тучке.
а волосы? и т

Конкурс «Коллекция хороших манер».

Тесты выставлять на табло.

Задание: вопросы и три варианта ответов можно написать на карточках. Выберите правильный

ответ.

У некоторых индейских племён принято при встрече незнакомого человека в виде приветствия:

Карточка 1.

А. Падать грудью на землю.

Б. Подать дымящуюся трубку.

В. Снимать свою обувь.

Карточка 2.

В XVII – XVIII в.в. графы и графини, герцоги и герцогини, дамы и кавалеры при встрече:

А. Долго раскланивались, используя при этом самые разнообразные движения.

Б.Подавали друг другу руки.

В. Подпрыгивали и подмигивали друг другу.

Карточка 3.

Тибетцы здороваясь:

А. Встают на одно колено.

Б. Высовывают язык.

В. Обе руки закладывают за спину.

Карточка 4.

Японцы для приветствия:

А. Машут друг перед другом кинжалами.

Б. Применяют три вида поклонов: самый низкий, средний, лёгкий.

В. Опускаются на оба колена и касаются лбом пола.

Карточка 5.

На Руси в XVI веке в письмах к друзьям было принято обращение:

А. Сострадальник и друг.

Б. Горемычные мои.

В.Здравие вашему дому.

Каточка 6.

У гренландцев есть приветствие:

А. Мир прекрасен.

Б.Привет.

В. Доброе здоровье.

Карточка 7.

В каком веке изобрели вилку.

А. В XV.

Б. XVI.

В. XVII.

Карточка 8.

В старину для учёного в Иране самой большой честью считалось стать членом Академии

молчания, девиз мудрецов гласил:

А. Мало думай много говори.

Б.Много думай и мало говори.

В. Много делай и мало говори.

Карточка 9.

Иван Грозный, думая, что иностранные гости решат, что некоторые московские богатеи -неряхи, сделал следующее:

А. Заставил их помыться и красиво одеться.

Б. Бил богатеев нещадно.

В. Выгнал иностранных гостей из России.

 «Колодец»

Вся группа встает в плотный круг, лицом в центр, одновременно по команде ведущего все делают вдох, а потом продолжительный выдох со звуком «у-у-у-у…» в центр круга. Упражнение заканчивается с окончанием последнего звука. весёлыми, но ничего не уничтожать, не разбивать и не кусаться.. д.

 Игра.

Я называю героя сказок, а вы, если он толерантный (добрый) хлопаете в ладоши, а если интолерантный – топаете ногами.

Иван – царевич Кощей бессмертный

Золотая рыбка Дюймовочка

Красная Шапочка Золушка

Водяной Гуси-лебеди

Шрэк Баба Яга

Морозко Мальвина

Корабас-Барабас Человек-паук

Рука  толерантности

А теперь обведите свою руку на листик бумаги. На ладошке напишите свое имя. Передайте свой лист соседу. В каждом пальчике чужого рисунка вы напишите хорошее качество ее обладателя. («Добрая», «Умная», «Вежливая» и т. д.). Верните рисунок соседу.

Физкультминутка.

Здравствуй, мир! (руки верх)
Это – я!
(к себе) 
А вокруг – страна моя!
(вокруг себя)
Солнце в небесах – горит!
(руки верх)
И земля у ног – лежит!
(наклон)
Там – леса!
(влево руки в замке)
А там – поля!
(вправо руки из замка)
Здесь – друзья!
(влево руки из замка)
И здесь – друзья!
(вправо руки из замка)
Я легко к земле нагнусь,
(наклоны в низ)
К каждой травке прикоснусь,
(несколько наклонов)
Распрямлюсь и встану гордо!
(руки через верх на пояс)
И вздохну я грудью полной!
(вращение руками и на пояс)
Вправо
(поворот головы), влево (поворот головы) оглянусь
По округе пробегусь
(поворот во круг себя)
Стал я бодрым
(рывки руками перед грудью)
И веселым,
(рывки руками раскрытыми вправо)
Как ребята
(рывки руками перед грудью)
С нашей школы!
(рывки руками раскрытыми вправо)
Здравствуй, город самый лучший!
(вперед)
Здравствуй, край родной, могучий!
(вращение руками и вперед)
Здравствуй же, страна моя!
(вращение руками вперед)
Здравствуй, мир!
(ладони в чаш)
Встречай меня!
(ладони к груди)

Творческая работа «Толерантный мир»

Требуемое оснащение: фломастеры, клеевые карандаши, ватман, вырезки из газет и рисунки детей с улыбающимися лицами людей (желательно разных рас и национальностей).

Игра «Звёздочки и созвездия»

Цель: научить видеть сходства и различия с другими людьми; формирование навыков точного межличностного восприятия.

Время: 3-5 минут.

Сейчас вы будете объединяться в созвездия, но не одно общее, а в несколько. Каждый из вас - отдельная звёздочка, которая может объединяться с другой в какое-нибудь созвездие. Число звёздочек в созвездии может быть разное, его я буду задавать вам сама. По хлопку, как только я назову число (например, три), вы объединитесь в созвездия по три человека. Объединиться можно по-разному, кто как придумает, главное суметь найти общий признак.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ “ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ”

– Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными. (Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.)

По материалам: Кушниренко О.В., Салова З.В. (учитель начальных классов), Балабанова Е.А. (педагог-психолог), Кобенячкина О.А., Михеева И.Н. (воспитатель)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по толерантности.: «Путешествие по Стране Толерантности»

:  Дать детям представление о толерантности;                Расширить и закрепить представление детей о доброте...

Открытое занятие по толерантности.Путешествие по Стране Толерантности»

Расширить и закрепить представление детей о доброте...

Презентация "Путешествие по стране толерантности".

Презентация "Путешествие по стране толерантности"....

Классный час "Путешествие в страну Толерантности"

Познакомить детей с понятием "Толерантность".Научить устанавливать отношения на доброжелательной, толерантной основе и показать что важным в отношениях между людьми является умение общаться....

Путешествие в страну толерантности

Познавательно – игровая программа«Путешествие в страну толерантности»Содружество трёх школ «СТС» (содружество толерантных соседей...

Путешествие в страну Толерантности

Путешествие в страну Толерантности...

«Путешествие в страну Толерантности»

Цель: знакомство обучающихся с понятием "толерантность", его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности....