Путешествие в страну толерантности
методическая разработка (9 класс)

Гумарова Алевтина Георгиевна

Познавательно – игровая программа

«Путешествие в страну толерантности»

Содружество трёх школ «СТС»

(содружество толерантных соседей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно – игровая программа

«Путешествие в страну толерантности»

Содружество трёх школ «СТС»

(содружество толерантных соседей)

Задачи:

- познакомить воспитанников с понятием «толерантность»;
- сформировать правильное представление о толерантном поведении;
развивающие:
- продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой;
- способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть в действительности;
воспитательные:
- воспитывать уважение друг к другу, терпимость к различиям между людьми;
- воспитывать культуру общения и взаимопонимание

(Рассадить 9-е классы за «круглый стол)

- Добрый день, дорогие друзья! Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на нашей программе «Путешествие в страну толерантности».

Конечно, это понятие вам уже знакомо. И ели я сейчас вас попрошу объяснить, то наверняка вы это сделаете. И это хорошо. У нас с вами даже несколько лет назад была встреча по этому поводу, на которой мы придумали замечательную аббревиатуру СТС, что значит Союз толерантных соседей.  И говорили мы с вами тогда, в основном, об межнациональном общении. «Все мы разные, но все мы вместе», потому что живём в одной стране и нам нечего делить. А вот сегодня мы попробуем рассмотреть это понятие с другого бока. Толерантность, как язык межличностного общения.

1.Приветствие
И начнём мы нашу встречу с приветствия. Я попрошу наших девятиклассников сейчас встать.

- Давайте поприветствуем друг друга как это делают представители разных народов:
- приложить руку к сердцу (Индия);
- сложить руки лодочкой и поклониться (Япония);
- пожать руку самому себе (Китай);
- слабо пожать руку друг другу, стоя на большом расстоянии (Великобритания);
- сильно пожать руку друг другу, стоя на близком расстоянии (Германия и в России);
- левой рукой взяться за ухо, правой снимаем шляпу и показываем кончик языка (так приветствуют друг друга в Тибете);
- и, наконец, поприветствуем наших гостей и друг друга, радушно махая рукой, как это делают во всем мире.

- Ребята, а для чего люди здороваются?

(Правильно, для того, чтобы пожелать друг другу здоровья, а значит, благополучия, радости и счастья.)


Ребята, вы ходите в школу. Школа – ваш второй дом. Каждый из вас учится в своём классе. Класс – это маленькая семья. И хотелось бы. Чтобы в вашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ссор и ругани. А что же для этого нужно, ребята? …Правильно: уважение и терпение друг к другу, полноценное и равноправное общение, оказание помощи, внимательное отношение к трудностям окружающих – вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.

Толерантность – это качество личности, оно проявляется, когда взаимодействуют два и более человека, и эти люди чем-то отличаются друг от друга: взглядами, поведением, вкусами. Толерантным будет считаться тот человек, который принимает другого таким, какой он есть.

По этому поводу есть замечательное стихотворение

 «Молитва о встрече»

Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я - это я, а ты – это ты.

Но если мы встретились  и поняли друг друга -

То это прекрасно!

Вот мы сейчас и проверим, умеете ли вы чувствовать настроение другого человека.

2. Игра «Чю-чюк-люм-бэ»

Цель: снятие напряжения, вызвать положительный эмоциональный настрой, способствовать включению в совместную групповую деятельность,

Сейчас я буду с разной интонацией, темпом  и громкостью произносить фразу «Чю-чюк-лю-мбэ», а вы должны хором с той же интонацией, темпом и громкостью произнести фразу «Ля-ляк–мур-фэ». Давайте просто проговорим её. (проговаривают). Ну, что ж, молодцы, команда из вас получится отличная. 


3.Работа с наглядностью (слайды)
Слово «толерантность» имеет почти одинаковый смысл в различных языках:
- в английском – готовность быть терпимым;
- во французском – терпение и уважение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
- в китайском – быть по отношению к другим великолепным;
- в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
- в русском – умение принять другого человека таким, какой он есть.

Итак, что же такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ?

Толерантность – это милосердие    

Толерантность – это доброта души

Толерантность – это сострадание

Толерантность – это уважение

Толерантность – это дружба

Толерантность – это терпение

Давайте рассмотрим «Черты толерантной личности»
1.Терпение.
2. Доверие.
3.Умение не осуждать других.
4. Умение слушать.
5. Способность к сочувствию.
6. Чувство юмора.
7. Умение владеть собой.
8. Доброжелательность.
-
А сейчас задумайтесь можете  ли вы сами себя назвать толерантной личностью? Здесь каждый лично делает для себя вывод.

  1. Тест  «Я один такой, потому что…»
    Каждый человек неповторим и у каждого из нас есть свои отличительные черты, свои личные особенности, свой характер и темперамент. И в связи с этим давайте проведём небольшой тест. Каждый из вас сейчас на листочке напишет какое-то одно человеческое качество, присущее только вам, т.е. свою отличительную черту. Чтобы вам было легче ориентироваться, я написала самые распространённые качества на слайде. Выберите из перечисленных качеств своё.
    (выбирают)

  • А мы, пока они работают, послушаем красивую музыку и посмотрим фото с  прошлогодних и нынешних мероприятий, прошедших в нашей школе.

(музыка и ФОТОпрезентация)

А сейчас встаньте, пожалуйста, те кто считает себя самым жизнерадостным человеком. Давайте поаплодируем  жизнерадостным людям.

Встаньте те, кто считает себя добрым человеком…, честным…

Какой мы можем сделать вывод?

(все люди разные, но индивидуальные качества, которые есть у каждого человека,  дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир; если бы все были бы одинаковыми, то не было бы интересно и мир был бы однолик.)

5. А сейчас ещё одна игра называется «Бинго»
Перед вами на столе лежат бумажные человечки.

Напишите:
голова – своя мечта;
правая рука – любимое блюдо;
левая рука – любимое занятие;
правая нога – любимое место отдыха;
левая нога – пожелание друзьям.

  • А мы с вами продолжим смотреть фото. (музыка)


- А теперь давайте проверим: у кого мечта – стать счастливым и благополучным человеком?
- Кто любит мороженое, шоколад, пельмени?
- Кто любит спорт, спать, играть в компьютерные игры?
- Кто любит отдыхать в лесу на природе, на море, на диване?
- Кто из вас пожелал друзьям здоровья, мира, добра и счастья?


Какой мы можем сделать вывод?

(Помимо индивидуальных качеств и различий у нас много общего, мы всегда можем найти общий язык и интересную тему для разговора.)

Но в жизни, ребята,  есть много примеров и  интолерантности.  Интолерантность - это качество противоположное толерантности. И ярким примером интолерантности являются сплетни.

6. Игра «Сплетня»

Очень часто в жизни мы сталкиваемся с передачей неточной информации, т.е. со сплетнями, после чего мы обижаемся на людей, если эта сплетня касается вас. А порой и сами вольно или невольно являемся их распространителями. Порой  не задумываемся о том, что каждый человек, услышав какие-либо сведения, воспринимает их по-своему и абсолютно неумышленно их неточно передает другим.  По этому поводу есть даже пословица, которую вы все наверняка слышали, «Слышал звон, да не знает где он». Сейчас мы с вами посмотрим, как это происходит.

Я прошу выйти сюда 4 человека. Давайте так: по 1 человеку от Бурашей и Порека,  и 2 человека от Константиновки, т.к. там учеников побольше.

Вытяните, пожалуйста, жетончик, чтобы разбиться по номерам. Сейчас 1-ый участник остаётся, а остальных мы попросим погулять по коридору. Мы вас будем по порядку вызывать. (участники покидают аудиторию)

А тебя я попрошу сесть на стул и внимательно прослушать небольшой текст.

«Чукча, переехавший в город, пишет письмо на родину: «Здравствуй, брат! Я пишу медленно, т.к. помню, что ты не можешь читать быстро. У меня все хорошо. В доме, где я поселился, есть стиральная машина, только странная, однако. Я загрузил в нее одежду, дернул за цепочку... и началось бурление. И вдруг все исчезло. На этой неделе погода стоит хорошая – дождь шел всего два раза: сначала три дня, потом четыре дня. У жены скоро родится ребенок, но мы еще пока не знаем - мальчик или девочка, так, что пока непонятно - станешь ты дядей или тетей. До свидания, твой старший брат.

Р.S. Я хотел прислать тебе в письме немного денег, но уже запечатал конверт».

Приглашаем 2-го участника

Всё, что ты услышал(а) попробуй передать следующему участник (второй садится на стул), и т.д.

А теперь послушайте, какую историю вам должны были рассказать и что в итоге у вас получилось. (текст зачитывается ещё раз).

- Какой мы можем сделать вывод?

Не спешите верить в то, что вам о ком-то или о чем-то расскажут, - ведь все мы по-разному воспринимаем одни и те же явления, события, потому что внутренний мир каждого человека сложен и многообразен, у каждого из нас свои ценности, личные особенности, хоть у нас и много общего. Не надо верить сплетням, и уж тем более их сочинять. Толерантно относитесь к людям!

И помните, что сочинение и распространение сплетен, признак интолерантного поведения.

 

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Что бы стать толерантным человеком нужно научиться понимать чувства других людей, ставить себя на место того, кто остался один, кому плохо. Помните, что все люди имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения и оскорблений. Несмотря на все наши различия мы принадлежим к роду человеческому и каждый из нас неповторим и значим.

7. Игра «Белая ворона»

Я вам предлагаю поиграть в одну игру.    

Я попрошу вас встать в круг спиной к центру.

Каждому из вас я что-то прикреплю.( квадрат бумаги опр. цвета, а один – белый)

 Теперь все закрывае глаза и  поворачиваемся обратно в круг. и начинаем искать себе подобных по цвету прикрепленного квадрата бумаги (образуются группы, а с белым квадратом -один). (звучит музыка)

- Что ты почувствовал, когда понял, что ты один, не такой, как все?

- Попадал ли т в подобную ситуацию? Испытывал такое чувство?

- А каковы ваши ощущения, когда вы нашли похожих на себя и сформировали группу? - - Что вы чувствуете к одинокому человеку?  (жалость, отчуждение, ) 

- Хотелось бы вам оказаться на его месте? Почему?

- Но ты не один. Мы с тобой. Ребята, давайте возьмем его за руку. Пусть он почувствует, что мы с ним.

Теперь, я надеюсь, вы понимаете,  что чувствуют отвергнутые обществом люди. Какой вывод мы сделаем? (ответы детей).

По этому поводу есть замечательный мультфильм, который называется «Адажио»  Гарри Яковлевича Бардина на музыку Альбиони. Это мульфильм  удостоен  Золотой Пальмовой ветви" Каннского кинофестиваля.  "Адажио",  по своей сути, раскрывает идею терпимости.     С одной стороны это классическое повествование об Иисусе, однако, как говорит сам автор: "...это история не столько Христа, а история серой толпы, которая своей истории не знает, знать не хочет и каждый раз наступает на те же грабли". Поэтому, в широком смысле, это философская притча, история о трагедии новатора - вождя, пророка, о последствиях прихода в мир новых идей, о том, как искажаются последователями поиски вечных истин. Однако в современном ключе, его можно рассмотреть, как нетерпимость к чужому мнению, к чужой религии, к другому цвету кожи – причину возникновения конфликтов. 
     

 Я предлагаю вам посмотреть его. Но. Не ждите ничего эффектного: всё гениальное - просто.

7 . Вывод.

Итак, давайте сделаем вывод: как стать толерантным?

- Уважайте людей со всеми их различиями;

- Умейте чувствовать рядом с собой человека;

- Каждый имеет право на индивидуальность;

- Помните, что сделав добро, человек сам становиться лучше, чище, светлее!

И закончить мне бы хотелось словами А.Н.Радищева «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»

8. Подведение итогов

Люди рождаются на свет разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты мог понимать,
Нужно терпенье в себе воспитать.

Улыбайтесь чаще, радуйтесь каждому дню, берегите,  уважайте и цените людей, с которыми вас сводит жизнь!
Учитесь и работайте  над собой, чтобы создать
«Солнечную толерантную страну»!
Благодарю  вас за вашу искренность, открытость, за то, что вы были сегодня здесь — на этой встрече!

В память о нашей встрече мы дарим вам наши сердца, освещённые ярким  и тёплым солнышком и украшенные цветком толерантности.

А сейчас я предлагаю сделать общую фотографию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по толерантности.: «Путешествие по Стране Толерантности»

:  Дать детям представление о толерантности;                Расширить и закрепить представление детей о доброте...

Открытое занятие по толерантности.Путешествие по Стране Толерантности»

Расширить и закрепить представление детей о доброте...

Презентация "Путешествие по стране толерантности".

Презентация "Путешествие по стране толерантности"....

Классный час "Путешествие в страну Толерантности"

Познакомить детей с понятием "Толерантность".Научить устанавливать отношения на доброжелательной, толерантной основе и показать что важным в отношениях между людьми является умение общаться....

Путешествие в страну Толерантности

Путешествие в страну Толерантности...

Путешествие по стране Толерантности

laquo;Путешествие по стране Толерантности»Подготовила и провела Усачева Богдана БогдановнаВоспитатель отделения социального приюта.Цель:формирование у детей толерантности мышления, уважен...

«Путешествие в страну Толерантности»

Цель: знакомство обучающихся с понятием "толерантность", его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности....