Рабочая программа педагога - психолога
рабочая программа по психологии

Татьяна Степановна Кочнева

    Рабочая программа педагога-психолога определяет содержание и структуру деятельности по направлениям: психодиагностика, психокоррекция, психопрофилактика, психологическое консультирование и поддержка деятельности ГБОУ  в работе с учениками 1-11 классов, учителями, родителями, а также с учениками, имеющими особые образовательные потребности. 

 Педагог-психолог образовательного учреждения содействует полноценному развитию обучающихся на всех возрастных этапах. Способствует созданию у них позитивной мотивации к обучению, а также определяет и выявляет психологические причины нарушения личностного и социального развития и проводит профилактику возникновения подобных нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_pedagoga.docx40.07 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 695 «Радуга»

Пушкинского района Санкт-Петербурга

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОУ»

                               

                                       АВТОР:

                                                                             Педагог-психолог Т.С. Кочнева

Санкт-Петербург

2019

Пояснительная записка

Рабочая программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в ГБОУ школа № 695 «Радуга» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г N 1015 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам начального и общего, основного и среднего общего образования», Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N124-ФЗ);

Рабочая программа педагога-психолога определяет содержание и структуру деятельности по направлениям: психодиагностика, психокоррекция, психопрофилактика, психологическое консультирование и поддержка деятельности ГБОУ школа № 695 «Радуга» в работе с учениками 1-11 классов, учителями, родителями, а также с учениками, имеющими особые образовательные потребности.  

Педагог-психолог образовательного учреждения содействует полноценному развитию обучающихся на всех возрастных этапах. Способствует созданию у них позитивной мотивации к обучению, а также определяет и выявляет психологические причины нарушения личностного и социального развития и проводит профилактику возникновения подобных нарушений.

Цели психолого-педагогического сопровождения:

1. Создание благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса.

2. Содействие психическому и личностному развитию детей с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей.

3. Изучение личности школьника с целью создания оптимальных условий обучения, воспитания, развития и социализации ребенка.

4. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в условиях внедрения ФГОС

5. Применение методов практической психологии для решения педагогических задач, повышение социально-психологической компетенции педагогических работников и родителей.  

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

1. Оказание помощи педагогам в реализации задач воспитания и обучения с учетом психовозрастных особенностей детей.

2. Раннее выявление и оказание психологической помощи детям, имеющим трудности в обучении и воспитании.

3. Повышение мотивации обучения у учащихся.

4. Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению, формирование у обучающихся установок на здоровый образ жизни.

5. Осуществление психодиагностической работы со школьниками с целью раннего выявления и оказания психологической помощи детям, имеющим трудности в обучении и воспитании.

6. Психологическое сопровождение периода адаптации к школе, профилактика школьной и социальной дезадаптации.

7. Разработка, подготовка и проведение индивидуальных, групповых и подгрупповых занятий с учащимися 1-4х классов по развитию эмоциональноличностной сферы.

8. Разработка, подготовка и проведение индивидуальных, групповых и подгрупповых занятий с учащимися 1-4х классов по развитию когнитивной сферы.

9. Определение особенностей организации образовательного процесса и коррекционной работы для детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.

10. Организация работы с учащимися, учителями и родителями при переходе в среднее звено.

11. Организация работы с учащимися и родителями по вопросам психологической подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

12. Профориентация в среднем и старшем звене.

13. Организация просветительской деятельности с педагогами и родителями.

Основные циклы сопровождения:

  • готовность к обучению и адаптация в 1 классе;
  • помощь детям, имеющим трудности в обучении,  
  • помощь детям, имеющим проблемы самоорганизации и поведения;
  • работа с учениками, имеющими особые образовательные потребности;
  • переход в среднее звено;
  • создание условий для личностного роста учеников;
  • подростковый кризис;
  • психологическая подготовка к ОГЭ и ЕГЭ;
  • профилактика негативных проявлений;
  • профориентация.

 

Основные направления работы: 

  • Организационно-методическая работа,
  • Психолого-педагогическая диагностика,
  • Коррекционно – развивающая работа,
  • Психологическое просвещение и профилактика,
  • Психологическое консультирование,
  • Экспертная и аналитическая работа.

 

Организационно-методическая работа включает в себя:

1. Составление плана работы на год.

2. Подведение итогов работы за год.

3. Работа с документацией:

3.1. Ведение отчетной документации

3.2. Обновление и пополнение базы диагностического инструментария.

3.3. Пополнение базы данных по психологическому сопровождению учащихся различных категорий.

3.4. Разработка и подготовка к проведению психологической диагностики, обработка полученных данных.

3.5. Составление рекомендаций, характеристик, заключений.

3.6. Подготовка материалов для педагогических советов, методических объединений, родительских собраний.

3.7. Оформление уголка психолога, стендов

4. Составление программ для индивидуальной и групповой работы с детьми.

4.1. Разработка, дополнение и подготовка программ групповых занятий с учащимися начальных классов в рамках реализации ФГОС начального образования.

4.2. Разработка или дополнение программ индивидуальных и групповых занятий для учеников, испытывающих трудности в овладении ООП;

4.3. Разработка или дополнение индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих занятий для детей с ОВЗ.

4.4. Разработка или дополнение программ занятий в рамках психологического сопровождения и подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.

4.5. Разработка программ профориентационной работы с учащимися 8-11 классов.

5. Методическое обеспечение кабинета и пополнение базы электронных-ресурсов современной научной и практической психологической информацией по следующим темам:

-  развитие познавательной сферы;

- эмоционально-личностное развитие;

- психологическое консультирование педагогов и родителей;

- психодиагностические материалы;

- психопрофилактика;

- профориентация.

Психолого-педагогическая диагностика.

 

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения, которая включает в себя методики выявляющие особенности психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам и требованиям общества.

 

Направления диагностической работы:

1. Индивидуальная и групповая диагностика учеников в соответствии с их возрастными характеристиками по следующим показателям:

1.1. диагностика актуального развития учащихся.

1.2. диагностика адаптации первоклассников к условиям школьного обучения;

1.3. углублённая диагностика учащихся испытывающих трудности в обучении и воспитании с целью выявления причин дезадаптации;

1.4. диагностика мотивационной сферы учащихся;

1.5. исследование уровня самооценки;

1.6. исследование межличностных взаимоотношений (социометрия), отношение учеников к классу;

1.7. комплексная психологическая диагностика по запросу родителей, педагогов;

1.8. диагностика учащихся входящих в «группу риска»;

1.9. диагностика уровня школьной тревожности;

1.10. анкетирование учащихся 9-х и 11-х классов с целью определения уровня психологической готовности к экзаменам и стрессоустойчивости;

1.11. профориентационная диагностика и мониторинг профильных предпочтений учащихся 8-11 классов.

2. Диагностика родителей: взаимоотношения родителей с ребенком, анализ семейных взаимоотношений.

3. Организация и проведение индивидуальных диагностических мероприятий по запросу педагогов и последующие рекомендации по результатам диагностики.

4. Посещение и психологический анализ уроков (по запросу учителей).

5. Психодиагностика по социальному запросу (родители, учителя, администрация).

План диагностической работы на учебный год. *

Сентябрь

1-е классы:

Скриннинг готовности (Екжанова)                    

ВПШ (Нежнова).

Мотивы учения (Гинсбург).                    

Анкетирование родителей первоклассников.

9, 11 классы: 

Анкетирование родителей: «Выявление детей группы риска».

1-11 классы: 

Индивидуальная диагностика (по запросу родителей, педагогов).                        

Групповая диагностика (по запросу педагогов).

Октябрь

5-е классы: 

Анкетирование учеников.                    

Анкетирование родителей.                    

Диагностика школьной тревожности (Филлипс).

9 -11 классы: 

Диагностика профессионального самоопределения.

1-11 классы: 

Индивидуальная диагностика (по запросу родителей, педагогов)                          

Групповая диагностика (по запросу педагогов)

Ноябрь

3-е классы: 

Мотивация (Лусканова)                    

Мотивы учебной деятельности (Уфимцева)  

4-е классы: 

Мотивация (Лусканова)                    

Мотивы учебной деятельности (Уфимцева)  

1-11 классы: 

Индивидуальная диагностика (по запросу родителей, педагогов)                          

Групповая диагностика (по запросу педагогов)

Декабрь

1-е  классы:

Эмоциональное отношение к школе (Домики)

2-е классы:

Эмоциональное отношение к школе (Домики)

3-е классы:

Эмоциональное отношение к школе (Домики) (по запросу педагогов)

1-11 классы:

Индивидуальная диагностика (по запросу родителей, педагогов)                          Групповая диагностика (по запросу педагогов)

Январь

3-е классы:

Социометрия (Дж. Морено)                    

Сплоченность (Сишор)

9, 11 классы:

Анкетирование учителей: «Выявление детей группы риска»

1-11 классы:

Индивидуальная диагностика (по запросу родителей, педагогов)                          Групповая диагностика (по запросу педагогов)

Февраль  

5-е классы:

Социометрия (Дж. Морено)            

Сплоченность (Сишор).            

Оценка отношений подростка с классом (Головей, Рыбалко).

9-11 классы:

Анкетирование «Определение психологической готовности к экзаменам и стрессоустойчивости».

1-11 классы:

Индивидуальная диагностика (по запросу родителей, педагогов).                          Групповая диагностика (по запросу педагогов).

Март

4-е классы:

Социометрия (Дж. Морено)                    

Сплоченность (Сишор)                    

Определение уровня школьной мотивации (Лусканова).                      Мотивационная сфера учеников (Уфимцева).

1-11 классы:

Индивидуальная диагностика (по запросу родителей, педагогов).                          Групповая диагностика (по запросу педагогов).

Апрель

4-е классы:

Тест Амтхауэра (по запросу администрации).

5-е классы:

Диагностика школьной тревожности (Филлипс).

1-11 классы:

Индивидуальная диагностика (по запросу родителей, педагогов).                          Групповая диагностика (по запросу педагогов).

Май

1-е  классы:

Эмоциональное отношение к школе (Домики).

* возможно внесение изменений в течение учебного года в соответствии с запросами администрации, учителей, родителей.

Коррекционно–развивающая работа осуществляется по следующим направлениям:

  1. Коррекционно-развивающая работа по развитию познавательной сферы с учащимися, имеющими низкую успеваемость.
  2. Коррекционная работа с учениками, имеющими особые образовательные потребности.
  3. Проведение занятий по развитию психомоторной сферы.  
  4. Проведение занятий, направленных на профилактику дезадаптации и улучшение психофизического состояния учеников.  
  5. Осуществление индивидуальной работы с детьми, имеющими проблемы социального, поведенческого или эмоционального характера.
  6. Подготовка выпускников к ОГЭ, ЕГЭ.

 

С учениками, испытывающими трудности в обучении, в течение учебного года проводятся специально организованные развивающие занятия, направленные на формирование и развитие необходимых познавательных навыков и умений, личностных качеств и коммуникативных способностей. Занятия проводятся с использованием игровых упражнений, изобразительных средств, психогимнастики.

С учениками, имеющими особые образовательные потребности, в течение учебного года проводятся коррекционные занятия (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, а также рекомендаций ЦПМПК), направленные на развитие познавательной сферы, необходимых учебных навыков и умений, личностных качеств и коммуникативных способностей.

С учащимися 1 и 5 классов в период адаптации к обучению в школе и к изменившимся условиям обучения, проводится групповая и индивидуальная развивающая работа, направленная на создание необходимых условий для благоприятного вхождения ребенка в учебный процесс, принятие нового школьного статуса.

С учащимися 9 и 11 классов проводятся групповые занятия и индивидуальные консультации по психологической подготовке к экзаменам, направленные на формирование умения противостоять стрессу, повышения уверенности в себе, овладения способами эффективной подготовки к экзаменам.

В каждом школьном звене в рамках работы по созданию благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса, в течение года проводятся индивидуальные, групповые и подгрупповые занятия:

  1. Младшее звено (1-4 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; формирование навыков самосознания и эмпатии; успешной адаптации к школе; повышение самооценки ребенка; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снятие эмоционального напряжения; повышение уровня учебной мотивации.
  2. Среднее звено (5-8 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, самоконтроля, эмпатии; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снижение школьной и личностной тревожности; повышение уровня учебной мотивации; формирование установок на здоровый образ жизни; развитие позитивного настроя в общении со сверстниками, стремление к сотрудничеству; формирование положительного образа своего «Я».
  3. Старшее звено (9-11 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, саморегуляции, личностного и профессионального самоопределения; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; формирование установок на здоровый образ жизни и саморазвитие.

Консультационная работа

I направление. Работа с учителями. Включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:

  • Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учителей для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – ребёнок).
  • Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической компетенции учителей, создания единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка.

Тематика консультаций:

  •    консультирование учителей по результатам диагностики детей и рекомендации по дальнейшей работе с детьми;
  •    консультирование учителей по работе с детьми, имеющими трудности эмоционального, социального и интеллектуального развития;
  •   ознакомление с приемами и методами организации благоприятного эмоционального климата в детском коллективе; групповые и индивидуальные консультации родителей, детей или учителей по остро возникшим психологическим проблемам;
  •   подбор оптимальных методов и приемов по развитию ребенка на основе психолого-педагогических наблюдений;
  •   оказание помощи педагогам в использовании новых методов и приемов работы с дошкольниками в условиях внедрения ФГОС;  
  •   консультации педагогов по результатам диагностики, способам психологической поддержки учащихся перед экзаменами, способам обеспечения благоприятной психологической атмосферы при проведении ОГЭ и ЕГЭ

II направление. Работа с учащимися включает в себя проведение индивидуальных и групповых консультаций:

  • Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учащихся для решения возникающих вопросов (обучение в школе, взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками, вопросы профориентации и самоопределения, сложные жизненные ситуации, стрессовые состояния).
  • Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической культуры учащихся, для решения возникающих вопросов

(профессиональное самоопределение, отношения в коллективе, подготовка к экзаменам).

 III направление. Работа с родителями заключается в проведении групповых и индивидуальных консультаций:

  • Групповые консультации (родительские собрания, лектории для родителей и т.д.) проводятся в течение учебного года по плану с целью психолого-педагогического просвещения родителей, формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
  • Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития ребёнка, взаимоотношений учитель – родитель – ребёнок), составлении рекомендаций, создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

Психологическое просвещение и профилактика

Работа с учащимися.

Просветительская работа включает в себя проведение занятий с элементами тренинга; дискуссий, круглых столов, лекций-бесед, презентаций с использованием ИКТ; оформление информационного материала на стендах и в уголке психолога;

Направлена на формирование навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную позицию; организацию профориентации учащихся.

Работа с родителями.

Направлена на повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения; развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

Проводится в форме:

  • выступления на родительских собраниях по актуальным вопросам обучения и воспитания в виде лекций-бесед, деловых игр, тренингов;
  • информирование родителей на сайте школы о возможных проблемах детей в процессе воспитания и обучения с последующими рекомендациями по способам их предотвращения и преодоления;
  • оформление информационных стендов, разработка тематических сообщений для родителей.

Работа с учителями.

Просветительская работа включает в себя выступления в соответствии с тематикой педагогических советов; проведение лекций-бесед, тренингов;

Направлена на повышение уровня психологической компетентности педагогов, профилактику синдрома профессионального выгорания.

Экспертная и аналитическая работа

Данная работа включает в себя:

  • участие и выступление в педагогических и методических советах;  
  • участие в плановых и внеплановых совещаниях;
  • участие в родительских собраниях;
  • посещение, проведение открытых занятий;
  • составление рекомендаций, характеристик;
  • анализ результатов диагностики;
  • составление аналитических справок по результатам исследований;
  • анализ научной и практической литературы.

 

Прогнозируемые результаты

диагностической и коррекционно – развивающей работы

Младшее звено (7-10 лет):

• успешная адаптация, принятие статуса школьника в 1 классе;

• повышение уровня учебной мотивации;

• базовые способности к самопознанию и познанию других;

• способности к рефлексии собственного поведения и мотивов поступков;

• формирование положительного образа своего «Я»;

• формирование произвольности психических процессов, самоконтроля;

• положительное отношение к самому процессу обучения и познания;

• положительные отношения со сверстниками и учителями.

Среднее звено (11-15 лет): 

• способности и стремление к самопознанию и познанию других;

• высокий уровень развития самоконтроля, самодисциплины;

• способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на  себя;

• адекватная самооценка и целостное осознание своего «Я»;

• стремление к сотрудничеству со сверстниками, уважительное отношение ко всем людям и к себе;

• осознание важности и смысла процесса обучения;

• осознанное отношение к своему образу жизни, стремление к здоровому образу жизни.

Старшее звено (16-18 лет): 

• способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;

• профессиональное и жизненное самоопределение;

• умение предотвращать и разрешать межличностные конфликты;

  стремление к самопознанию и саморазвитию как неотъемлемой части жизни;

• стремление и умение справляться с возникающими стрессовыми состояниями, негативными  переживаниями;

• психологическая готовность к вступлению во взрослую жизнь; • активная и позитивная жизненная позиция.  

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1997.
  2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997.
  3. Бодалев А.А., Столин В.Р. Общая психодиагностика. – М.: ИМУ, 1987.
  4. Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М: Академический проект, 2005.
  5. Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция. – Киев: Випол, 1993.
  6. Гусева Е.А., Атаманюк Г.Н. Методическое пособие для психологов школ. Психологический анализ уроков. – М.: 2010.
  7. Данилова Е.Е., Дубровина И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М.: Академия, 2000.
  8. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. – М.: Академия, 1995.
  9. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. – М.: Академия, 2000.
  10. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991.
  11. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов-на-Дону:    Феникс, 2012.
  12. Макеева Т.Г. Диагностика развития старшеклассников: психологические тесты. –  Ростовна-Дону, 2009.
  13.  Микляева А.В., Румянцева П.В. Трудный класс: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007.
  14. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 1996.
  15. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М.:  Академический проект, 2004.
  16. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 класс). – М.: ВАКО, 2006.
  17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.
  18. Самоухина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Психотерапия, 2008.
  19. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.    М.: Просвещение, 2011.
  20. Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов,  педагогов и родителей. – СПб.: Речь, 2009.
  21. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2008.
  22. Шадриков В.Д., Дударева В.Ю. и др. Диагностика познавательных способностей:  методика и тесты. – М.: Академический проект, 2009.
  23. Шапарь В.Б. Практическая психология: тесты, методики, диагностика. – Ростов-на-Дону:  Феникс, 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога-психолога ГБОУ школы №97 Блиновой Екатерины Алксандровны

Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...

Рабочая программа педагога-психолога ГБОУ школы №97 Блиновой Екатерины Алксандровны

Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...

рабочая программа педагога-психолога

программа коррекционно-развивающих занятий с детьми с растройством аутистического спектра 1-2 года обучения...

Рабочая программа педагога - психолога "Тропинка к своему Я" (1-4 класс) по внеурочной деятельности

В программе отражене работа педагога - психолога по внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога - психолога составлена на основе программы: «Программа по формированию базовых психических функций у учащихся начальной школы «Учись учиться»»

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления....

Рабочая программа педагога -психолога.

Рабочая программа специалиста -  важный методический материал для  работы....