«Синдром эмоционального выгорания в работе психолога»
статья по психологии (9 класс)

Четверикова Виктория Владимировна

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СГОРАНИЯ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sindrom_emotsionalnogo_sgoraniya_v_rabote_psihologa.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СГОРАНИЯ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА  

В.В. Четверикова

В данной статье рассматриваются механизмы формирования «синдрома 

эмоционального сгорания» в работе практического психолога. Существует мнение, что 

специалист не должен эмоционально истощаться на работе или испытывать 

отрицательные эмоции к клиентам. Поэтому знания об эмоциональном стрессе 

рассматриваются как менее важные, чем знания и навыки другого рода. Рассмотренные 

механизмы, предложенные приёмы урегулирования эмоционального состояния 

помогут психологам оставаться профессионально и эмоционально здоровыми. 

Термин «синдром эмоционального сгорания» впервые был использован 

З. Фрейдом для определения усталости, которую испытывали социальные работники 

США. «Сгорание» является своего рода ответом на хроническое, эмоциональное 

напряжение, которое возникает при тесном взаимодействии с людьми, в особенности, 

если эти люди находятся в состоянии беспокойства или страдают от эмоциональных проблем. Вначале количество профессий, подверженных риску сгорания, было 

небольшим: сотрудники медицинских учреждений, общественных, благотворительных 

организаций. Позднее, специальные исследования позволили расширить группу риска 

и включить в нее профессии, связанные с интенсивным общением и контролем, 

которые являются инструментом работы (психологи, учителя, юристы, нижнее звено 

торгового персонала, менеджеры всех уровней). Наиболее подвержены «синдрому 

сгорания» представители так называемых «помогающих профессий» [1]. 

Профессия психолога или психотерапевта интересна и дает немало полезного. 

Какая другая профессия позволяет так глубоко и близко познать столько разных 

людей? Нередко она доставляет чувство удовлетворенности собой, особенно когда тебя 

ценят клиенты, когда ты уверен, что смог помочь. Однако, несмотря на полезность 

профессии, зачастую она стоит занимающимся ею людям довольно дорого. 

Воздействие не всегда заметно со стороны, но его настоящую цену чувствует сам психолог. Выделяют несколько важных аспектов этой «платы»: 

- угроза утратить идентичность и «раствориться» в клиентах; 

- отрицательные последствия могут сказаться в личной жизни (семья, друзья); 

- угроза психических нарушений из-за постоянных столкновений с темными 

сторонами жизни и психической патологией. 

Психологи нередко забывают, что их преимущество в познании клиентов 

относительно, поскольку они видят клиентов в специфических условиях и, как правило

непродолжительное время. Психологи не имеют возможности наблюдать за 

деятельностью клиентов в реальной жизни и только с их слов знают об их тревогах, страхах, неудачах, и в меньшей степени - о достижениях. Зачастую психолог 

преувеличивает личностные нарушения клиента, и главнейшим последствием 

ошибочного представления становится ориентация на лечение, а не на понимание и 

выявление позитивных аспектов жизни. Ориентация на лечение слишком связывает 

психолога с клиентом, требует от него больших усилий, чем нужно в действительности, 

и, наконец, заставляет смотреть на жизнь через «темные очки». Излишняя 

вовлеченность в профессиональную деятельность нередко заставляет страдать семью 
психолога. Во-первых, требования этики не позволяют психологу делиться с семьей 

своими «психотерапевтическими» впечатлениями, поэтому члены семьи лишь 

приблизительно представляют, чем занимается психолог. Такова общая проблема 

семей, члены которых из профессиональных соображений должны думать, что и какговорить близким о своей работе. Во-вторых, такая работа требует больших 

эмоциональных затрат, и иногда это значительно уменьшает эмоциональную отдачу в 

семье. Когда на работе весь день приходится выслушивать других людей и углубляться 

в их заботы, вечером бывает трудно проникнуться заботами жены или мужа и детей. И это не единственные проблемы, которые выдвигает профессия психолога. Психология и 

психотерапия отнесены к профессиям, требующим большой эмоциональной 

нагрузки, ответственности и имеющим весьма неопределенные критерии успеха. 

Поэтому представителям этих профессий грозит опасность «синдрома сгорания». 

«Синдром сгорания» - сложный психофизиологический феномен, который 

определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за 

продолжительной эмоциональной нагрузки. Синдром выражается в депрессивном 

состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, 

утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной 

установке в отношении работы и жизни вообще [1]. Существует мнение, что люди с

определенными чертами личности (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, 

склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные 

отождествляться с другими) больше подвержены этому синдрому. Каковы наиболее 

часто встречающиеся причины «синдрома сгорания»? Не претендуя на полное 

перечисление, назовем лишь некоторые, важнейшие из них: 

- монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным

- вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности 

признания и положительной оценки; 

- строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее 

исполнения; 

- работа с «немотивированными» клиентами, постоянно сопротивляющимися 

усилиям консультанта помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты 

такой работы, 

- напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная 

поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм, 

- нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не 

поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации, 

- работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального 

совершенствования; 

- неразрешенные личностные конфликты консультанта. 

При «синдроме сгорания» наблюдается расстройство не личности, а рабочей 

роли. Это индивидуальный ответ на рабочую ситуацию, в которой индивидуум не 

располагает ресурсами, поведенческими и когнитивными стратегиями, 

обеспечивающими противостояние стрессу. Общий перечень симптомов «синдрома 

сгорания» включает: усталость, утомление, истощение, психосоматические 

недомогания, бессонницу, негативное отношение к самой работе, негативное 

отношение к клиентам, скудность репертуара рабочих действий, злоупотребление 

транквилизаторами, отсутствие аппетита или переедание, негативная “Я-концепция”, 

агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, 

взволнованность, гнев), депрессию, (переживание чувства безнадежности и 

бессмысленности, пессимизма, апатии, вины). Все приведенные симптомы можно 

объединить в три группы: эмоциональное истощение, деперсонализация (ухудшение 

отношений с клиентами) и, как следствие, сокращенная профессиональная реализация. 
         Эмоциональное истощение. Психолог слишком сильно вовлекается в 

деятельность, перегружая себя и, в конце концов, становится не в состоянии 

удовлетворять все эмоциональные требования, предъявляемые клиентами. Бывает, что 

ему негде пополнить запас собственной адаптационной энергии. И он начинает 

чувствовать себя не способным помогать другим («Я потерял способность 

сочувствовать», «У меня больше нет сил помогать другим»). Часто психолог пытается 

не вовлекаться во взаимодействие с клиентами или вовлечься в эмоциональные 

отношения настолько, насколько это требуется, чтобы выполнить работу. Соблюдение 

дистанции помогает сохранить эмоциональное равновесие профессионала и уберечься 

от излишних напряжений. Но незаметно такая «броня» становится настолько толстой, 

что ни одно чувство не проникает сквозь нее. Наступает безразличие к потребностям других людей, презрение к их чувствам, что указывает на развитие второго симптома – 

деперсонализации [2]. 
      Деперсонализация. Помогающий перестает воспринимать клиентов как 

личностей. Он дистанцируется, ожидая от них самого худшего. Негативные реакции 

проявляется по-разному: нежелание общаться, склонность унижать, игнорировать 

просьбы. Подобное отношение к окружающим нарастает до тех пор, пока не обратится 

на самого себя. Оказывающий помощь начинает страдать от чувства вины. Наступает 

третий симптом – сокращенная профессиональная реализация. 
    Сокращенная профессиональная реализация. У специалиста возникает 

ощущение, что он плохо работает, снижается самоуважение, может наступить 

депрессия. Некоторые в этой ситуации начинают искать помощь, считая, что причина – 

нерешенные личные проблемы. Другие склонны менять работу. 

Не всегда в качестве виновника помогающий видит только себя. Вина может приписываться клиенту. Если психолог из-за неудач или плохого самочувствия 

занимает пассивную позицию и обвиняет окружающих, чувство бессилия и 

безнадежности лишь увеличивается. Ответственность может быть перенесена вовне 

различными способами: «мне не везет, потому что клиенты противятся 

консультированию и не хотят ничего изменять в жизни»; «во всем виновата 

организация труда, а все это от меня не зависит»; «у меня слишком много клиентов и 

мало времени для каждого из них» и т.п. Такая пассивная позиция консультанта 

заставляет его капитулировать перед внешними обстоятельствами и чувствовать себя жертвой, что способствует возникновению профессионального цинизма. Врач может обвинить своих больных, социальные работники – своих клиентов и т.д. «Это из-за них я так чувствую себя, они всегда жалуются, надоедливы…». После выявления виновника помогающий получает обоснование своего плохого поведения: «Почему я должен быть вежливым с такими людьми?» Такая реакция носит название «обвинение жертвы». Она возникает, когда истинные причины проблем клиента трудно установить. 

Поэтому психологу особенно важно испытывать чувство ответственности и 

уметь работать даже при наличии ограничений и препятствий. Вместо перекладывания 

вины за собственное бессилие на окружающих и обстоятельства, лучше направить 

свою энергию и внимание на реализацию существующих возможностей и подумать об 

изменении самих условий. 

Факторы, вызывающие «синдром эмоционального сгорания», принято 

объединять в три группы: личностные, ролевые и организационные. 
           Личностные. Наиболее подвержены «сгоранию» те, кто реагирует на стресс 

агрессивно, в соперничестве, несдержанно, «трудоголики», кто решил посвятить себя

реализации только рабочих целей, а также сочувствующие, гуманные, ориентированные на людей и одновременно неустойчивые интроверты. 
          Ролевые. Говоря об этих факторах, следует особо отметить ожидания 

относительно профессии и сложившиеся представления психологов о своей 

профессиональной роли и ролевом поведении. Профессиональная роль, карьера, 
престиж, заработная плата, ожидания относительно клиента, уверенность в успехе 

могут не оправдаться, что приводит к разочарованию. Разница между ожиданиями и реальностью является частой причиной «синдрома сгорания». Неадекватные 

представления о профессиональном поведении искажают отношения психолога с 

клиентами в сторону взятия на себя большей ответственности, что в результате 

неизбежно приводит к «сгоранию». 
       Организационные. Этот фактор сам по себе не является непосредственной 

причиной «сгорания». Его значение зависит от оценки восприятия работником 

ситуации, в которой он работает (в одном и том же учреждении люди по-разному 

реагируют на стресс). Организационный порядок, психологический климат, стиль 

отношений могут восприниматься как вызывающие стресс. Тип клиента, с которым 

работает специалист, или особые отношения (частый и интенсивный контакт) между 

ним также могут являться источником «синдрома сгорания». Максимальный стресс 

вызывает постоянный контакт с инвалидами, умственно отсталыми, пожилыми 

людьми. К организационным факторам также относятся качество проблем и степень их 

серьезности, отсутствие положительного подкрепления (не во всех случаях можно 

однозначно сказать, что помог клиенту). Следует отметить, что ни один из факторов сам по себе не может вызвать «сгорания». Его возникновение -это результат действия совокупности всех факторов как на профессиональном, так и на личностном уровне [2]. 

Существует также немало конкретных способов преградить путь «синдрому 

сгорания»: 

- культивирование других интересов, не связанных с работой. У специалиста, 

принимающего ежедневно по восемь-десять пациентов, нет шансов работать на 

высоком уровне. Наилучшее решение этой дилеммы состоит в том, чтобы сочетать 

работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей; 

- внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их 

реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций; 

- поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение 

техникой медитации; 

- удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно 

других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс; 

- стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех 

случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности; 

- способность к самооценке без упования только на уважение окружающих

- открытость новому опыту; 

- умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения 

позитивных результатов в работе и жизни; 

- обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую 

ответственность за клиента, чем делает он сам); 

- чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто 

для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу; 

- участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность 

встретиться с новыми людьми и обменяться опытом; 

- периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися 

профессионально и личностно; 

- участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить 

возникшие личные проблемы, связанные с консультативной работой; 

- хобби, доставляющее удовольствие. 

Итак, чтобы избежать «синдрома сгорания», психолог должен изредка, но 

обязательно оценивать свою жизнь вообще -живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным психологом. 

Профилактика «синдрома сгорания» должна начинаться уже во время обучения 

психологов в вузе. Она включает два основных направления: информирование и 

обучение навыкам эффективной профессиональной коммуникации. 

Многие выбирают профессию «помогающего» в молодости. При поступлении в 

учебные заведения не всегда ведется психологический отбор (на психическую 

пригодность). В программе обучения не предусмотрена подготовка к реальным 

требованиям будущей профессии, к потенциальным трудностям в работе с людьми. 

Практика показывает, что будущие специалисты не получают информацию об источниках эмоционального стресса в их работе, о риске возникновения «синдрома сгорания», не приобретают минимальных психологических навыков защиты. 

Существует мнение, что специалист не должен эмоционально истощаться на 

работе или испытывать отрицательные эмоции к клиентам. Поэтому знания об 

эмоциональном стрессе рассматриваются как менее важные, чем знания и навыки 

другого рода. Существуют опасения, что знания о «синдроме сгорания» может 

повлиять на число желающих выбрать профессию помогающего. Однако есть другая 

точка мнения. Полная информация приведет к снижению количества «шоков» от 

встречи с реальностью. Предварительные знания о «синдроме эмоционального 

сгорания» сделают специалистов более чувствительными к его ранним симптомам как 

в себе, так и в других, позволят профессионально подготовиться к ситуации стресса. 

Профессиональная подготовка (обучение навыкам профессиональной 

коммуникации) является важной, поскольку может внести ясность в метод 

(техническая компетентность) и профессионализм (следование нормативным и 

этическим ценностям). Полупрофессионалы часто испытывают больший рабочий 

стресс, чем профессионалы. Необходимо обучение специалистов навыкам 

конструктивного межличностного взаимодействия: умению начинать и заканчивать 

беседу, умение «заставить» клиента сделать то, что ему следует, менять стиль 

интерперсонального взаимодействия, умение структурировать работу с клиентом. 

Последнее умение предполагает способность достигать «контролируемое равновесие» между вовлечением и отдалением, используя непосредственно свой опыт и свою эмоциональность, чтобы войти в проблему, понять причины и мотивировать клиента на изменения. 

Таким образом, посредством обеспечения достаточного знания о «синдроме 

сгорания» и профессиональных навыков можно в значительной степени изменить к 

лучшему ситуацию, в которой находятся люди помогающих профессий. В результате «синдром сгорания» перестанет являться неизбежной ценой, которую специалисты 

платят за заботу о людях. 

 
Литература 

1. Головаха Е.И., Гринченко Л.Д. Образ жизни: теоретические и методологические 

исследования. - Киев, 1980. - 216 с. 

2. Психология. Словарь [Текст]: / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Политиздат, 1990. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синдром эмоционального выгорания, профессиональные навыки поведения в эмоционально напряженных ситуациях.

Выступление для педагогического совета или методической комиссии по проблеме возникновения конфликтов. В работе рассматриваются способы поведения при возникновении конфликтных ситуаций, а так же возмо...

Тренинг для педагогов."Синдром эмоционального выгорания педагога: факторы риска и способы профилактики».

Приняв участие в данном занятии педагоги получат информацию о причинах и признаках эмоционального выгорания, смогут познакомиться с приемами улучшения своего эмоционального состояния, упражнениями на ...

Синдром эмоционального выгорания

Синдром эмоционального выгорания...

Презентация к семинару "Синдром эмоционального выгорания у преподавателей"

Каждая профессия предъявляет свои требования к человеку. В процессе трудовой деятельности происходит усиление каких-то черт личности человека (авторитарности у педагога, пунктуальности у машинис...

Презентация к семинару "Синдром эмоционального выгорания у преподавателей"

Каждая профессия предъявляет свои требования к человеку. В процессе трудовой деятельности происходит усиление каких-то черт личности человека (авторитарности у педагога, пунктуальности у машинис...

Синдром эмоционального выгорания. Как не сгореть на работе.

Те, кто помогает другим людям, как правило, стремятся отрицать собственные психологические затруднения. Трудно при­знаться самому себе: «Я страдаю эмоциональным выгоранием». Так что же это такое ...

Эмоциональное выгорание педагогов. Рекомендации психолога по профилактике эмоционального выгорания.

Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психо­физиологические и поведенческие компоненты». По мнению Д. Гринберга, «вы...