Главные вкладки

    Тренинг "Ресурсы в работе педагога"
    материал по психологии

    Карлина Кристина Анатольевна

    Для профилактики эмоционального выгорания своей педагогической деятельности необходимо уметь обращаться к ресурсам для восстановления своих внутренних сил. Ресурсы могут быть внешними и внутриличностными.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл trening_resursy_v_rabote_pedagoga.docx26.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тренинг «Мои ресурсы в работе педагога»

    Цель тренинга – создать условия для личностного роста участников тренинга и актуализации их личностных ресурсов стрессоустойчивости.

    Ведущий: прежде чем мы начнем погружаться в тему нашего сегодняшнего тренинга и искать ресурсы в своей педагогической деятельности, предлагаю всем пройти перекличку и немного посчитать.

    Разминка «Счет до десяти». Участники становятся в круг, не касаясь друг друга плечами и локтями. Все закрывают глаза. По сигналу ведущего группа должна сосчитать до десяти, но не просто так, а соблюдая одно условие: называть числа по очереди. Кто-то говорит «Один», другой «Два» и т.д. Если одно и то же число назвали два или больше человек, группа с заданием не справилась. Договариваться об очередности нельзя.

    Ведущий: Личностные ресурсы похожи на иммунитет, имея который можно избежать не только синдрома выгорания, но и других «вредностей» профессии и современной жизни. В самом начале тренинга всегда хочется знать, а что же желают получить от занятия участники и что готовы вложить сами.

    1.Упражнение «Ожидания и сомнения».

    Каждому участнику раздаются три небольших листочка бумаги с липкой обратной стороной. На одном из листочков участники пишут свои ожидания от тренинга. На другом – свои сомнения. На третьем – могут ли они сами что-то дать другим участникам. Эти листочки они прикрепляют на три больших листа с соответствующими заголовками. В конце занятия можно предложить снять то, что оправдалось. На оставшиеся листочки ведущий обращает внимание и старается осветить оставшиеся без ответов вопросы на очередных занятиях, чтобы удовлетворить все запросы. В итоге ведущий имеет возможность сделать так, чтобы не осталось ни одного несбывшегося ожидания и все ушли с семинара удовлетворенными.

    2.Упражнение «Моё сердце в школе поёт, когда…», «Моё сердце в школе грустит, когда…».

    По кругу передавая мяч, участники озвучивают причины грусти или радости в своём сердце. Первый начинает с радости, второй говорит о причине грусти, третий опять о радости и т.д.

    Ведущий: Для того, чтобы лучше понимать природу наших воспитанников, педагогам необходимо уметь обращаться к своему внутреннему ресурсу «комплексу детскости», активизировать свои детские воспоминания.

    3.Упражнение «Встреча» (муз. М.Оленченко. Прелюдия.).

    Организация группового занятия осуществляется по типу медитативного сеанса. Учителя удобно рассаживаются на своих местах. После успокаивающих слов: «Расслабьтесь, сядьте свободнее, спокойно дышите несколько минут, закройте глаза, чтобы ничто вас не отвлекало», ведущий просит группу визуализировать образы и картинки, которые он будет словесно описывать.

    «Представьте, что в настоящий момент вы находитесь у себя дома, в своём доме или квартире. Вы сидите там, где  обычно отдыхаете, где вам особенно уютно и хорошо. Вы внутренне готовитесь к встрече, важной для вас. Вы сосредоточенны и внимательны к самим себе.

    А теперь вы мысленно встаёте и идёте по направлению к выходу. Открываете дверь и медленно спускаетесь по ступенькам лестницы. Выходите из затемнённого подъезда на улицу в светлое пространство летнего солнечного дня. На улице навстречу вам идёт ребёнок. Он приближается всё ближе и ближе. Приглядитесь, этот ребёнок – вы сами, какой вы были, когда учились в школе. Посмотрите, как эта девочка (мальчик) одета, какое у нее (него) выражение лица, настроение. Постарайтесь как можно более подробно рассмотреть ребенка. Задайте ему важный для вас вопрос и постарайтесь услышать от него ответ.

    После этого повернитесь и медленно, не спеша возвращайтесь в свою квартиру».

    Общее обсуждение проводится на основе следующих опорных вопросов:

    -Опишите образ себя, какой вы были в детстве и который возник сейчас в вашем внутреннем воображении.

    -Какой вопрос вы задали и какой ответ получили?

    -Опишите ваши впечатления и ощущения от встречи с собой.

    Ведущий: Как сказал Цицерон «Чаще заглядывай в самого себя». Многие ответы на волнующие нас вопросы в глубине души мы знаем, надо  лишь чаще обращаться к своим внутренним ресурсам.

    4.Упражнение «Модальность».

    Очень часто в общении с учениками мы используем фразы: «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен думать о будущем!», «Ты должен слушаться родителей и учителей!».

    Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: «Ты можешь…», «Ты имеешь право…», «Тебе интересно…».

    О себе обращаясь к учащимся мы говорим следующее: «Я могу тебя наказать…», «У меня есть полное право…», «Я знаю что делать…», «Я старше и мудрее…».

    Модальность долженствования (ты должен) тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает у него тревожные, стрессовые состояния, поэтому модальности долженствования в обращении учителя к ученику необходимо свести к минимуму. Предлагаю вам типичные фразы в модальности долженствования перевести в модальность возможного при сохранении общего смысла высказывания. Например, «Ты должен слушаться учителей и родителей!» (типичная фраза). – «Конечно, ты можешь иметь своё собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться».

    1. «Сядь сию же минуту! Выплюнь жвачку!»
    2. «Ты должен хорошо учиться!»
    3. «Ты ведешь себя как первоклассник, а не старшеклассник!»
    4. «Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!»
    5. «Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!»
    6. «Я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда готовиться к уроку!»
    7. «Почему вы сидите не на своих местах? Вы должны сидеть так, как я вас посадила!»
    8. «Мы в твои годы жили гораздо хуже. Ты должен ценить заботу старших!»
    9. «Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учёбой!»
    10. «Ты постоянно спишь на уроке! Ты должен думать о будущем!»

    5.Упражнение «Объявление».

    На ваших листочках напишите вверху своё имя так, как вас называют коллеги в школе. Сейчас каждый напишет каждому, что в нем ценит: профессиональные, личностные качества, то, что отличает этого человека и члена коллектива от других. Листочки передаем строго в левую сторону до тех пор, пока листок не обойдет весь круг и попадет в руки ведущего.

    После того как все листы заполнены, их перемешивают. Ведущий зачитывает характеристики, задача участников – угадать свою.

    Ведущий: У нас есть ресурс кадров, способный реализовывать образовательный процесс, есть знание того, что необходимо делать и как, что своевременно менять в своей привычной профессиональной роли.

    6.Притча о сотрудничестве.

     Жил-был один монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад.

    Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлом с едой. Но какие-то изможденные, голодные. Присмотрелся он получше – у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ю-ющей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут. Вдруг подбегает к монаху местный служащий (судя по всему черт) и кричит:

    -Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в Рай.

    Приехал человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек – а здесь люди этими же ложками кормят друг друга.

    7.Упражнение «Волшебная чашка».

    «Сядьте удобно, положите свободно руки на колени, закройте глаза, дышите спокойно, ровно и глубоко. Расслабьтесь. Представьте себе белый экран, сосредоточьтесь на нем. Вообразите, что видите на нем свою любимую чашку. Раскрасьте ее так, как вам хочется.

    Еще раз внимательно посмотрите на чашку, рассмотрите ее. Наполните ее до краев вашим любимым напитком. Представьте и постарайтесь мысленно нарисовать рядом с вашей чашкой другую, чужую. Она пустая. Отлейте из своей чашки в пустую. Рядом еще пустая чашка, еще и еще… Отливайте из своей чашки в пустые и не жалейте.

    А сейчас посмотрите снова в свою чашку. О! Она снова полна до краев! Что же с ней случилось? Почему так произошло?..

    Ваша чашка особенная – волшебная. Мы можем отливать из нее, а она всегда будет полной. Эта чашка – твоя! Она наполнена твоей добротой и уверенностью!

    Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка!»

    Задание: нарисуйте свою чашку.

    Рефлексия: Что вы чувствуете после выполнения упражнения? Почему ваша чашка всегда оставалась полной?

    «Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится» (Ч. Айтматов).

    8.Упражнение «Ассоциации через рисунок».

    Каждому раздаётся лист альбомной бумаги, а также цветные карандаши, мелки, фломастеры. Предлагается нарисовать участникам нечто, что ассоциируется у них с отметкой, оценкой своей сегодняшней работы на тренинге, но не цифру. Включить музыку, чтобы лучше работалось. Когда все закончат, предложить назвать свой рисунок. Эти ключевые слова вынести на отдельный лист. В итоге получается, что за работу, по мнению участников, они сегодня получили…

    9.Завершить упражнение «Ожидания и сомнения». Снять то, что оправдалось в течение занятия. Ответить на оставшиеся вопросы.

    «Сядь сию же минуту! Выплюнь жвачку!»

    «Ты ведешь себя как первоклассник, а не старшеклассник!»

    «Ты должен хорошо учиться!»

    «Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!»

    «Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!»

    «Я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда готовиться к уроку!»

    «Почему вы сидите не на своих местах? Вы должны сидеть так, как я вас посадила!»

    «Мы в твои годы жили гораздо хуже. Ты должен ценить заботу старших!»

    «Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учёбой!»

    «Ты постоянно спишь на уроке! Ты должен думать о будущем!»

    Уважаемые коллеги!

    В целях создания условий для личностного роста и актуализации личностных ресурсов стрессоустойчивости педагогов

    18 марта в 11.00 состоится психологический тренинг «Мои ресурсы в работе педагога»

    ___ кабинет


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интерактивные формы работы педагога-психолога с педагогами

    презентация "Интерактивные формы работы педагога-психолога с педагогами" и пракическое занятие "Я - само совершенство"...

    Сводная циклограмма работы педагога - психолога и социального педагога в школе 8 вида.

    Материал представляет  интерес  как  для  начинающих педагогов - психологов,  так  и  "стажистов". Модель  деятельности социально - психологического  сопро...

    Практические рекомендации для педагогов детских театральных кружков, студий в работе над голосом, дыханием, звукоизвлечением из опыта работы педагогов по вокалу.

    Неправильное использование голоса является основой его функциональных нарушений. Мышцы, необходимые для правильного звукоизвлечения бездействуют, на помощь им приходят другие, для этого не предназначе...

    Ассоциативные метафорические карты и сказкотерапевтические технологии в работе педагога-психолога и педагога дополнительного образования

    Сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих способностей, «креативности» ребенка и взрослого. Эрих Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребенка, взрослого удивляться...

    Презентация мастер-класса для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов"

    Презентация мастер-класса для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов"...

    Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов.

    Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов....