Психологическое занятие по развитию познавательных процессов у младшего школьного возраста
план-конспект по психологии

Алена Аркадиевна Танзын

На каждом уроке учащиеся пользуются такими психическими процессами, как память, внимание, мышление, которые помогают им познавать что-то новое и использовать это в повседневной жизни. Но не у всех учащихся познавательные процессы развиты на достаточно высоком уровне. Развитие познавательных процессов время от времени эффективных результатов не даст. Необходимо систематическое развитие памяти, внимания, мышления. Можно это сделать на уроках, когда в каждый урок включаются несколько упражнений на развитие того или иного познавательного процесса.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Курс психологических занятий по развитию познавательных процессов у детей младшего школьного возраста.

Педагог-психолог

 МБОУ Адыр-Кежигской СОШ: Танзын А.А.

На каждом уроке учащиеся пользуются такими психическими процессами, как память, внимание, мышление, которые помогают им познавать что-то новое и использовать это в повседневной жизни. Но не у всех учащихся познавательные процессы развиты на достаточно высоком уровне. Развитие познавательных процессов время от времени эффективных результатов не даст. Необходимо систематическое развитие памяти, внимания, мышления. Можно это сделать на уроках, когда в каждый урок включаются несколько упражнений на развитие того или иного познавательного процесса.

Цель психологических занятий:

- формирование у детей  познавательной сферы,  как основа успешности школьного обучения.

Занятия представляют собой игры и упражнения, воздействующие на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, мышление, быстроту реакции. Игра помогает младшим школьникам быстро и легко усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие личностно-мотивационную сферу.

Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим – это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной.

Задачи:

- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль);

- развитие памяти (расширение объема, формирование навыков запоминания, устойчивости);

- формирование общеинтеллектуальных умений (выделение существенных признаков и закономерностей, операции анализа, сравнения, обобщения, развитие мыслительных процессов)

- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

- формирование учебной мотивации;

- развитие личностной сферы.

Основные методы обучения:

1. наблюдение

2. беседы

3. игры с правилами: словесные, подвижные

4. свободное и тематическое рисование

5. чтение художественных произведений

6. рассказ педагога и рассказ детей

7. моделирование и анализ заданных ситуаций

Оборудование: дидактический и раздаточный материал (бланки, плакаты)

Курс занятий состоит из 10 часов, занятия проводятся один раз в неделю. Могут проводиться одновременно как со всем классом, так и с группой детей, испытывающих трудности в учебной деятельности.

Конспекты занятий психологического развития

Занятие №1

Задачи занятия

  • Знакомство с детьми, снятие эмоционального напряжения
  • Развитие слуховой памяти
  • Развитие произвольного внимания (устойчивость, переключение)
  • Стимулировать внимание, совершенствовать пространственные представления, ориентационные способности

Вводная часть

        Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь! Скажите добрые слова друг другу»

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» (активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания)

        Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение обеими руками.

Основная часть

Задание 1. "Давайте познакомимся"

Инструкция: Внимание! Сейчас мы познакомимся и постараемся запомнить имена одноклассников. Ученик встает, называет свое имя, затем все встают и повторяют хором его имя, садятся на свои места.

Задание 2.  «Повтори правильно»

Учащиеся повторяют ряд цифр в том же порядке, в каком будет называть педагог, и медленно называет ряд из трех цифр. Первый ученик повторяет его. Педагог называет другие три цифры. Второй ученик повторяет их и т.д. Затем педагог повторяет ряд из четырех, пяти цифр.

Задание 3. «Крестики, точки»

Материал к заданию: бланки с фигурами для каждого ученика.

        Педагог объясняет ученикам, что по сигналу «Начали!» они должны как можно быстрее, просматривая фигуры первой части по рядам слева направо, в каждом кружке поставить знак «+», а в каждом  треугольнике – знак «минус». Пропуск нужной фигуры или неправильная постановка значка считается ошибкой. На работу отводится 1,5 мин. По сигналу «Стоп!» работу нужно прекратить. Побеждает ученик, допустивший минимальное количество ошибок.

Задание 4.  «Вверху – внизу»

        Педагог называет различные предметы, находящиеся на земле. Ученики говорят «Внизу» и приседают. Если учитель называет предметы, которые находятся в воздухе, тогда играющие говорят «Вверху» и подпрыгивают.

Отмечаются дети, быстро и безошибочно выполнявшие команды.

              Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Занятие № 2

Задачи занятия

  • Снятие эмоционального и физического напряжения.

      Закрепление знаний имен детей.

  • Развитие зрительной памяти
  • Развитие понятийного мышления

Вводная часть

        Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь! Скажите добрые слова друг другу»

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Качание головой» (улучшает мыслительную деятельность)

        Для расслабления мышц шеи и плеч. Дышите глубоко, расслабите плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.

Основная часть

"Все кого зовут …"

Описание: Дети, чьи имена называются, выбегают и выполняют указания ведущего.

Инструкция: Внимание! Все, чьи имена я буду называть, должны быстро выйти в указанное место в классе и выполнить задание. Начали!

- Все, кого зовут Алеша, вышли к доске и взялись за руки…

- Все, кого зовут Марина, присели возле парты…

и т.д.

(Очень важно, чтобы все дети были названы).

Задание 1.  "Незнайка"

Описание: Ведущий, проходя по кабинету, дотрагивается рукой до ученика, называет правильно, а чаще неправильно имя ученика. Остальные учащиеся хором исправляют, называя верное имя.

Инструкция: Сегодня я Незнайка! Я совсем забыла ваши имена. Помогите мне вспомнить их. Я называю имя. Если верно - вы хлопаете в ладоши 1 раз. Если я ошибусь, то вы хором говорите - "Нет" и называете правильное имя.

Задание 2. «Нарисуй по памяти»

Материал к заданию: плакат с изображением шести геометрических фигур.

        Каждая фигуру предъявляется ученикам,  в течение 3 сек. Педагог показывает фигуру, затем убирает или закрывает ее. Ученики зарисовывают показанную фигуру и т.д. после воспроизведения учениками всех шести фигур рисунки учащихся сравниваются с образцами.

Задание 3 «Вордбол»

        Педагог называет какую-либо тему, например, «Мебель – не мебель». Затем он называет в вперемешку слова, относящиеся к данной категории, и слова, по смыслу далеко относящие от нее. Называя слово, педагог ученику бросает мяч, а ученик либо ловит его, если слово соответствует заданной теме, либо отбивает его, если не соответствует.

Задание 4. Игра «Будь внимателен»

Под счет или хлопки ведущего дети маршируют на месте. Когда ведущий остановился, должны остановиться и дети.

              Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Занятие №3

Задачи занятия

  • Развитие слухового ощущения
  • Развитие произвольного внимания
  • Развитие умения точно и правильно называть предметы.

Вводная часть

        Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь! Скажите добрые слова друг другу»

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные шаги» (активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний)

        Дети выполняют перекрестные координированные движения: одновременно с правой рукой двигается левая нога. Передвигаться можно вперед, вбок, назад. Одновременно совершают движения глазами во все стороны.

Основная часть

Задание 1.  «Назови предметы»

 Ученики по очереди называют все предметы, которые их окружают в классе. Затем по заданию педагога называют слова на темы: «Овощи», «Мебель», «Одежда»

Задание 2. «Расставь слова»

        Педагог на доске записывает ряд цифр и ряд соответствующих им слов:

   1                 2                 3                    4                5                    6

Мука           рыба           дождь           день          мышь          гвоздь

Нужно расставить слова в соответствии со следующим рядом цифр:

 2, 4, 6, 1, 5, 6, 2, 5, 3, 1

Лучшим является ученик, который правильно и быстрее всех выполнит задание.

Задание 3.   Игра на внимание «Ребята»

Педагог говорит разные движения. Дети выполняют движение только в том случае, если педагог говорит слово «ребята».

Задание 4.  Игра «Узнай по звуку»

Дети узнают различные предметы (карандаш, книга, линейка, ложка и т.д.) по звуку, который те издают при постукивании или при падении.

Задание 5: Игра «Угадай по описанию».

Усложнение: загадывается предмет, не находящийся в комнате.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Занятие №4

Задачи занятия

  • Развитие умения анализировать и сравнивать образец.
  • Развитие зрительной произвольной памяти
  • Развитие умения воспринимать словесные указания и подчинять им свою деятельность.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь! Скажите добрые слова друг другу»

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные шаги» (активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний)

        Дети выполняют перекрестные координированные движения: одновременно с правой рукой двигается левая нога. Передвигаться можно вперед, вбок, назад. Одновременно совершают движения глазами во все стороны.

Основная часть

Задание 1.  «Назови одинаковые»

Материал к заданию: рисунки с изображениями листьев, грибов, цветов.

Учащиеся рассматривают рисунки и находят одинаковые изображения.

 Задание 2. «Запомни точно»

Материал к заданию: пять квадратов с белыми и черными кружками для запоминания, для каждого ученика чистый лист бумаги,  разделенный, на пять больших квадратов, карандаш. Педагог показывает,  первый квадрат с кружками на 8-10 сек. Ученики должны запомнить расположение кружков, а затем по памяти воспроизвести у себя на листе в первом квадрате.  Потом показывают второй квадрат и т.д.

Задание 3. Игра на внимание «Пожалуйста»

Педагог объясняет правило игры: «Делать движения можно  лишь в том случае, если я буду говорить слово «пожалуйста».

Задание 4. «Найдите предметы одного цвета»

Ученики,  посмотрев,  вокруг себя в течение 15-20 сек., должны найти предметы одного цвета. Выигрывает тот, кто назовет последний предмет.  

Заключительная часть

Подведение итогов занятия

Занятие №5

Задачи занятия

  • Развитие умения копировать образец
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие понятийного мышления
  • Развитие восприятия пространственных соотношений

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь! Скажите добрые слова друг другу»

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Сова» (улучшает зрительную память, внимание, снимает напряжение)

Ухватитесь правой рукой за левое плечо и сожмите его. Поверните голову так, чтобы смотреть назад через плечо. Дышите глубоко и разведите плечи назад; теперь посмотрите через другое плечо, опять разводя плечи. Повторите, держа плечо другой рукой.

Основная часть

Задание 1.  «Срисуй фигуры точно»

Материал к заданию: заранее нарисовать на доске фигуры для копирования. Для каждого ученика требуется лист бумаги в клеточку и карандаш. Учеников просят как можно точнее срисовать фигуры с образца.

Задание 2. «Путаница»

Педагог просит учащихся внимательно посмотреть на рисунки и перечислить предметы, которые на них изображены.

Задание 3. Игра на внимание «Четыре движения»

Педагог показывает детям четыре движения.

1. руки вперед

2. руки в стороны

3. руки на пояс

4. руки за голову

Затем объясняет правило: «Выполнять нужно - то движение, которое педагог говорит»

Далее педагог говорит движение, а сам иногда движение показывает правильно, а иногда путает детей. Задача детей – не ошибиться.

Задание 4. «Назвать, одним словом»

Детей просят заменить несколько слов одним общим словом.

Примерные наборы слов:

Окунь, карась, сом, щука - … (рыба)

Шкаф, стол, кровать, стул - … (мебель) и др.

.

Задание 5: Игра «Стань по заданию».

    Дети по очереди выполняют команды ведущего: встать слева от Сережи (стола, стула и т.д.), сзади, спереди и т.п. Команды и ведущие все время меняются. Обучается и тот, кто выполняет команды и тот, кто подает их.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия

 

                                                                Занятие №6

Задачи занятия

  • Развитие непосредственной зрительной памяти
  • Развитие гибкости мышления
  • Формирование умения сравнивать.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь! Скажите добрые слова друг другу»

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Симметричные рисунки» (улучшает зрительно – двигательную координацию)

Дети должны рисовать симметричные рисунки двумя руками одновременно (к себе, от себя, вверх, вниз) В результате получаются интересные формы, возникает чувство расслабления рук и глаз, улучшается процесс письма.

Основная часть

Задание 1.  «Запомни и нарисуй»

Материал к заданию: образцы для запоминания, выполненные на отдельных листах бумаги, лист бумаги для воспроизведения, карандаш.

Педагог просит детей внимательно посмотреть на образец и постараться его запомнить, чтобы потом нарисовать эти фигуры так же и в таком же порядке.

Задание 2. «Слова, начинающиеся с одной буквы»

Каждому ученику поручается следить во время чтения небольшого рассказа за словами, начинающимися с одной определенной буквы. Он должен запомнить 5-7 слов в том порядке, в каком он их услышал и по окончании чтения в таком порядке их записать 

Задание 3. Игра на внимание «Цвет – движение»

За каждым цветом закрепляется движение. Если педагог показывает красный круг, то дети хлопают в ладоши, если синий, то дети прыгают, если желтый, то приседают.

Задание 4. «Учимся сравнивать»

Материал к заданию: два плаката для сравнения.

Педагог показывает плакаты и просит найти десять отличий.

Задание 5. «Дорисуй до образа».

     У каждого ребенка в тетради или на отдельной карточке простым карандашом нарисованы контуры. Ребенок должен придумать, кто или что из этого может получиться и дорисовать.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия

Занятие №7

Задачи занятия

  • Снятие эмоциональной и физической усталости. Создание ситуации эмоционального благополучия.
  • Развитие произвольного внимания (устойчивость, переключение)
  • Развитие слуховой памяти.
  • Развитие пространственных представлений  (усвоение словесных обозначений)

Вводная часть

"Хорошее настроение"

Описание: Дети пожимают друг другу руки и улыбаются.

Инструкция: Ребята! А когда у вас бывает хорошее настроение? А когда вы встречаете своих друзей, вы радуетесь? А появится у вас хорошее настроение, если вам улыбнутся и пожмут руку?

Пожмите руки и улыбнитесь тем, кто с вами рядом.

Хорошее настроение?

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Симметричные рисунки» (улучшает зрительно – двигательную координацию)

Основная часть

Задание 1.  «Алфавит»

Материал к заданию: прямоугольная таблица с числом клеточек, соответствующим количеству букв в алфавите. Буквы записаны в случайном порядке. Задача учеников – как можно быстрее отыскать в таблице буквы в алфавитном порядке.

 Задание 2. «Говори правильно»

Педагог демонстрирует соответствующие предметы, формирует у детей правильно употреблять словесные обозначения пространственных признаков предмета:

Высокий – низкий       (дом)

Длинный – короткий    (хвост)

Широкий – узкий        (ручей)

Задание 3. "Бывает, не бывает"

Описание: Учащиеся должны хлопнуть 1  раз в ладоши, если высказывание ведущего верны,  и топнуть ногой, если не верны.

Инструкция: Внимание! Сейчас мы с вами узнаем, что же бывает, а чего не бывает в жизни. Если я говорю правду - вы хлопаете 1 раз в ладоши, если я скажу неправду - вы топните 1 раз ногой.

Задание 4. «Угадай слово»

Записать слово по первым буквам (со слуха)

Например: кот, ножницы, иголка, гусь, астра  (книга)

Записать слово по последним буквам. Грач, рыба, матрос (час)

Задание 5. Игра «Найди отличия».              

     Детям даются две одинаковые на первый взгляд картинки. Надо найти 10 различий между ними.                            

Заключительная часть

Подведение итогов занятия

                                                         Занятие №8

Задачи занятия

  • Развитие произвольного внимания (распределение)
  • Развитие вербальной памяти
  • Развитие координации движений.

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь! Скажите добрые слова друг другу»

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Слон» (улучшает восприятие, правописание)

Согните левое колено, «приклейте» голову к левому плечу и вытяните руку, показывая пальцем поперек комнаты. Используя грудную клетку, двигайте верхнюю часть тела так, чтобы рука описывала ленивую восьмерку.  Повторите движение другой рукой.

Основная часть

Задание 1. «Вычеркивай буквы и слушай»

Материал к заданию: для каждого приготовлен бланк с рядами напечатанных заданий.

 По сигналу  «Начали!» ученики должны как можно быстрее просматривать ряды букв и вычеркивать какую-либо заданную букву (например «а»). Одновременно с вычеркиванием буквы дети слушают сказку. Задача учеников – правильно вычеркивать букву и следить за содержанием сказки.

Задание 2. «Способы применения предмета»

Называется известный предмет, а дети называют как можно больше различных способов его применения.

 

Задание 3. Игра "Холодно, жарко"

Описание: Ведущий называет состояние погоды, а дети напрягают мышцы с усилием, если "холодно", и расслабляют их, "оттаивают", если на улице "жарко".

Инструкция: Дети! Будьте внимательны! Как только я скажу, что на улице холодно, вы напрягаете с усилием мышцы: кулачки сжаты, ноги и руки выпрямлены - "оледенели", спина напряжена, лицо сердитое. Как только я скажу, что на улице жарко - вы расслабляетесь, "оттаиваете", "расплываетесь" на стуле, на лице - улыбка.

Задание 4. Игра «Что не дорисовано?».

     Детям даются картинки и достаточное время (1-2 минуты) для того, чтобы ребенок смог найти недостающую деталь. Затем дети обмениваются картинками.

Задание 5.  «Вырежи фигуры»

Материал к заданию: старые цветные открытки или картинки, ножницы.

Ученики вырезают аккуратно из открыток или картинок различные изображения. Из вырезанных фигурок могут составить композиции – аппликации.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия

                                                        Занятие №9

Задачи занятия

  • Развитие произвольного внимания (устойчивость)
  • Развитие мышления (нахождение общих признаков)
  • Формирование элементов самоконтроля

Вводная часть

Создаем хорошее настроение игра «Мячик»

Дети бросают друг другу мячик со словами «Я рад снова видеть тебя (называют имя)». Мячик должен побывать в руках у каждого ребенка.

Основная часть

Задание 1. «Назови по порядку»

Материал: 2 таблицы с числами от 1 до 25.

Нужно как можно быстрее отыскать все числа по порядку, начиная с 1, показывая их. Побеждает тот, кто затратит меньше времени на поиск чисел.

Задание 2. «Поиск общего»

Называются два слова, не связанных между собой. Нужно назвать общие признаки для этих предметов. Примеры пары слов:

Тарелка – лодка                  дерево – дом

Солнце – рубашка              самолет – ложка

Задание 3. «Запретное число»

Выбирается какое-либо число, например 5. Ученики считают по очереди: один, два, три, четыре, … Когда очередь доходит до пятого ученика, он не произносит число, а хлопает в ладоши. Ошибающийся ученик выбывает из игры.

Задание 4. «За мной повтори»

Ведущий принимает  какую-либо позу, ребята должны замереть в той же позе. Один из учеников ходит по классу и определяет тех, кто повторил позу неверно.

Задание 5. «Найдите предметы одного цвета»

Ученики,  посмотрев,  вокруг себя в течение 15-20 сек., должны найти предметы одного цвета. Выигрывает тот, кто назовет последний предмет.  

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

                                                             Занятие №10.

Задачи занятия

  • Развитие мышления (процессы анализа)
  • Развитие умения воспроизводить образец.
  • Развитие воображения

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь! Скажите добрые слова друг другу»

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Сова» (улучшает зрительную память, внимание, снимает напряжение)

Ухватитесь правой рукой за левое плечо и сожмите его. Поверните голову так, чтобы смотреть назад через плечо. Дышите глубоко и разведите плечи назад; теперь посмотрите через другое плечо, опять разводя плечи. Повторите, держа плечо другой рукой.

Основная часть

Задание 1. «Раскрась фигуры»

Материал: для каждого ученика приготовить листы бумаги с изображением геометрических фигур.

Учеников просят закрасить одинаковые фигуры одним цветом. О точности зрительного анализа учащихся будет свидетельствовать закрашивание разным цветом  треугольников, квадраты и.т.д.

Задание 2  «Дорисуй рисунок»

Материал: для каждого ученика приготовлен лист бумаги с несколькими половинками рисунков.

Ученики должны нарисовать вторую половинку рисунков таким образом, чтобы при перегибании листа пополам по пунктирной линии обе части в точности совпали друг с другом.

Задание 3  «Изобрази предмет»

Предложить детям по очереди изобразить мебель: шкаф, диван, кресло и т.п. так, чтобы все узнали, что это за предмет.

Задание 4  «Волшебная поляна»

Нужно на листе бумаги нарисовать волшебную поляну, а потом рассказать про неё интересную историю.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
  2. Девина И.А Развиваем память М. 1999
  3. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка. М., 1996
  4. Локалова Н.В. Развитие познавательных процессов. М. 2000
  5. Завьялова Т.П., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий. М. 2008
  6. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков. Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995.
  7. Тихомирова А.В Развитие интеллектуальных способностей младших школьников.
  8. Тушканова Г.П. Готовимся к школе. М, 2002.
  9. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. М. 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной деятельности в младшем школьном возрасте

Обзор работ ведущих педгагов по развитию познавательной деятельности младших школьников...

Программа групповых занятий по развитию познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Программа составлена на основе программы "Развитие познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития", Гл...

Рабочая программа индивидуальных занятий по развитию познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Рабочая программа составлена на основе программы "Развитие познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития", Глазовой Е. А., Москва, ...

Программа "Развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями"

Давыдова Н.И. Программа "Развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями" // 2016 г....

Конспекты к программе "Развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями"

Коррекционно-развивающая программа групповых занятийКонспекты к программе "Развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями"...

Городская педагогическая конференция (секция специалистов по психологии, социологии, логопедии) Тема выступления: Использование коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов у младших школьников «Путешествие в страну Размышляндию»

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, память, мышление...