Неделя психологии
методическая разработка по психологии

Мероприятия для проведения "Недели психологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nedelya_psihologii.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ

 День Позитивного Настроения

Цель: Создание гармоничной и позитивной атмосферы в школе, активизация межличностного взаимодействия между учащимися и педагогами школы.

Просветительское мероприятие «Интересно для всех» проходит в виде  коротких роликов «Нейробика -это полезно». Информационное видео демонстрируются на мониторе в холле школы

https://www.youtube.com/watch?v=RiN540AuZKs

https://www.youtube.com/watch?v=9zBNY7pc7EA

https://www.youtube.com/watch?v=F_qA2xlIGFw

https://www.youtube.com/watch?v=ttvq1sGW-g0

Психологическая акция «Радуга настроения»

Цель акции: вызвать интерес к себе, к осознанию собственного настроения и его влияния на окружающих; диагностика эмоционального состояния учащихся и педагогов.

При входе в школу на дверях вывешивается плакат с разноцветными листами: синим, желтым, красным, зеленым, серым, черным. Без объяснений.

В холле 1-го этажа вывешивается плакат «С каким настроением ты идешь сегодня в школу?». Здесь же находятся психолог и помощники (педагоги,социальный педагог,  учащиеся старших классов), которые, вручив входящему белый квадратик бумаги, предлагают опустить его в одну из разноцветных коробочек со словами: «Опусти, пожалуйста, этот квадратик в ту коробочку, цвет которой соответствует твоему сегодняшнему настроению».

Информация об учащихся и педагогах собирается отдельно. В конце трудового дня процедура повторяется.

Холл оформляется плакатом «С каким настроением ты сегодня уходишь из школы?».

На следующее утро в холле вывешивается плакат с цветными диаграммами: «Утро — учащиеся», «Утро — педагоги», «Вечер — учащиеся», «Вечер — педагоги». Рядом вывешивается интерпретация цветов (Приложение 1).

Акция  «Познай себя» (для 5-9 классов, преподавателей)

Участникам образовательного процесса предлагается выполнить

 тест «Ваши эмоции».

Данное мероприятие является диагностическим. Участники образовательного процесса могут оперативно получить информацию о своих личностных качествах посредством рисуночного теста.

В фойе образовательного учреждения размещается название мероприятия, инструкция для выполнения задания, бланки. Желающие участники образовательного процесса выполняют задание и подходят к психологу для   ознакомления со своими результатами. Если необходимо пояснить, проконсультировать, то психолог оказывает помощь учащимся и преподавателям. (Приложение 2)

День Будущего

Цель: активизация познавательного интереса и мотивации к своему профессиональному будущему

Викторина для 1-4 классов: «Профессиональное лото»

Для учащихся начального звена были подготовлены загадки о профессиях. Во время перемен участники викторины разгадывают загадки о профессиях. Результат – начисление баллов за правильные ответы для каждого класса. (приложение 4)

«Профориентационное тестирование» (для 9 класса)

Тестирование предполагает выполнение нескольких заданий, задачей которых является выявить некоторые профессиональные склонности. Мы предложили профориентационный экспресс-тест, который возможно выполнить за время перемены и оперативно обработать педагогу-психологу. После обработки результатов каждому участнику прокомментирован итог тестирования (опросник ДДО Климова).

Игра для 5-9 классов «В поисках неизведанного..» - аналог игры «Следопыт». Проводится только во время перемен. Возможно участие всего класса, так и команды от класса.

Цель: Развитие коммуникативных умений, поднятие общего эмоционального тонуса

Практический психолог раздает командирам класса бланк со списком вопросов, объясняет правила игры (например: классный руководитель не помогает (или, наоборот, помогает); ответы должны быть точными, а не приблизительными; во время уроков выполнять задания категорически запрещается – нарушители выбывают из игры), определяет время выполнения заданий. (Приложение 3)

После сдачи всех бланков практический психолог и помощники подсчитывают баллы каждого класса, учитывая точность ответов и время, затрачиваемое на выполнение задания, выявляются победители: самые любознательные и дотошные.

На следующий день в фойе образовательного учреждения размещается итоговая информация (ответы детей на вопросы игры) «А знаете ли вы?»

Акция «Дерево пожеланий» 

Цель: психологическая разгрузка, т.е. создание условий для выражения эмоциональных состояний. 

В холле первого этажа стоит дерево с листочками, на которых всем предлагается написать пожелание, отзыв, дать обратную связь о мероприятиях Недели Психологии. 

Инструкция: вы недовольны, печальны, обижены. Или напротив – счастья полны, облегчить страданья, услышать признания на нашем деревце готовы мы. Пишите о том, что вас беспокоит в школе, на работе, в семье. Делиться радостью также стоит, от этого лучше всем и везде!!! 

Приложение 1

Акция 

Синийозначает полное спокойствие, умиротворенность. Олицетворяет узы, которыми человек связывает себя с окружающим миром; объединение, чувство общности. Как говорят, это цвет верности, он также олицетворяет глубину чувств. Он является предпосылкой умения сопереживать, символом эстетических переживаний и созерцательности.

Всякий, кто отдает предпочтение синему цвету, нуждается в спокойном и упорядоченном окружении, свободном от беспокойства, потрясений и ограничений, в котором события развиваются плавно и традиционно, в котором отношения с другими людьми безмятежны и свободны от разногласий. Человек чувствует потребность в доверии к другим людям, и другие могут ему доверять.

Желтыйпроизводит впечатление легкости и радости. Выражает несдержанность, рефлективность, лучезарность, нематериальную радость. Освобождает от тяжести забот, проблем, ограничений. Символически соответствует теплу солнца, духу веселья. Это цвет надежды и ожидания большого счастья во всех его бесчисленных формах. Он всегда направлен в будущее, рвется вперед к новому, современному, развивающемуся.

Всякий, кто отдает ему предпочтение, имеет сильное желание уйти от существующих трудностей, найти выход, который принесет освобождение. Но ему свойственны и склонность к переменам ради перемен, нетерпеливый поиск альтернативных решений, непостоянство.

Красный— символизирует состояние «расходования энергии». Он выражает жизненную силу, нервную активность, означает всевозможные склонности и желание получать результаты и добиваться успеха, импульсивность, волю к победе, стремление ко всему тому что может способствовать насыщенности бытия.

Черныйэто абсолютный предел, за которым жизнь прекращается. Он передает идею небытия, исчезновения.

Человек, который выбирает черный цвет, восстает против судьбы, склонен действовать опрометчиво и безрассудно.

Зеленыйвыражает деятельную волю, упорство и целеустремленность, указывает на постоянство воззрений, самосознания и высокую оценку своего «Я».

Напряженность зеленого цвета действует подобно плотине, за которой накапливается, не получая разрядки, возбуждение от внешних раздражителей, при этом усиливается чувство гордости за себя, ощущение власти над событиями и возможности ими управлять. Это «зеленое» поведение выражается в скрупулезной точности при проверке и осмыслении фактов, точной памяти, ясности изложения, способности к критическому анализу, логической последовательности вплоть до абстрактного формализма.

Человек, предпочитающий этот цвет, хочет повысить свою уверенность в собственной ценности, цепляется за свой, им же созданный идеализированный образ либо ожидает, что другие будут выказывать ему уважение за те ценности, которыми он обладает, будь то богатство, физическое или культурное превосходство.

Серый— ни темный, ни светлый, абсолютно лишен каких-либо стимулирующих или психологических тенденций. Серый цвет — это пограничный район между противоборствующими сторонами, «ничейная» земля, «железный занавес», по каждую сторону от которого свои методы, подходы, взгляды, свой мир.

Человек, отдающий предпочтение этому цвету, хочет от всего отгородиться, остаться свободным от каких-либо обязательств, ни в чем не принимать участия, укрыться от внешних влияний и стимулов. Участие этого человека в любом деле осуществляется дистанционно — он словно стоит в стороне и наблюдает за своими действиями. Этот цвет явно содержит в себе элемент утаивания. В народе таких людей называют «серыми мышками».

Основная идея: Проследить динамику изменения настроения у детей в течение дня . Ввести в акцию познавательные материалы о постоянстве, символике, теории цвета. Затронуть процессы саморефлексии у учеников и педагогов. Подготовить материалы для улучшения самочувствия, активности и настроения. Получить обратную связь о ходе акции.

Задачи: расширить знания обучающихся и педагогов о назначении цвета;

развивать эрудицию, кругозор детей

Приложение 2

Тест: «Ваши эмоции».

Я предлагаю вам узнать о себе в рисуночном тесте “Ваши эмоции”.

Время работы 2 мин.

Инструкция:

«На бланке изображены четыре лица, вернее, четыре лицевых овала, лишенных всех внешних черт.  

Вам нужно не просто нарисовать нос, глаза и губы этим лицам, но и выполнить конкретное задание.  

Первое лицо должно быть радостным, второе – грустным, третье – злым и четвертое – обиженным.

 То есть задача проста: четыре лица должны выражать четыре разных человеческих эмоции»

Ключ к тесту:

Напомним еще раз.

Первое лицо – радость, второе лицо – грусть, третье лицо – злость и четвертое – обида.

Внимательно посмотрите, с помощью чего вы постарались передать ту или иную эмоцию на лицах, это очень важный момент. Те черты лица, на которые вы сделали упор, многое расскажут вам о нашем характере и ваших чувствах

.

Первое лицо – радость. Если вы сделали основной упор на улыбку, сделав ее широкой и открытой, то это значит, что вы веселый и жизнерадостный человек, с удовольствием делитесь своей радостью с окружающими.

Второе лицо – грусть. Если вы постарались передать грусть с помощью рта с опущенными вниз уголками, то это означает, что вы доверчивый и ранимый человек, вас легко обидеть, вы сопереживаете всем и стараетесь помочь тем, кто в этом нуждается.

Третье лицо – злость. Если вы сделали основной упор на нос с раздутыми ноздрями, то это значит, что вы прямой человек, последовательный в своих словах и поступках. Вы цените откровенность и предпочитаете действовать прямолинейно и открыто, презираете трусость и подлость.

Четвертое лицо – обида. Если вы постарались передать обиду, сделан упор на печальные глаза и брови домиком, то это говорит о вашей впечатлительности и непосредственности, вы верите в лучшее и надеетесь на светлое завтра. Вас легко обмануть, вы часто разочаровываетесь в людях и в жизни.

Вообще при расшифровке этого теста следует учитывать следующее. Глаза– это ваша готовность получать информацию и перерабатывать ее. Ресницы – склонность к демонстративности, вызывающее поведение. Брови – это способность к самостоятельному анализу ситуации и принятию решения. Мимические морщины на лбу – склонность к размышлению. Складка между бровей – нерешительность, нежелание идти на риск. Нос– умение строить догадки и предположения, интуиция. Рот – контакт с окружающим миром, средство выражения собственных мыслей и желаний. Подбородок – упрямство, неспособность признать свою ошибку и с достоинством принять свое поражение. Уши – умение выслушать доводы других людей и принять их точку зрения. Морщины возле рта – вечное недовольство, нежелание идти па компромисс, несогласие.

Вывод: Этот рисуночный тест дал возможность увидеть, насколько правильно вы передаете свое эмоциональное состояние, и показал основные черты вашего характера.

По ответам на вопросы анкеты получается, что есть чувства, которые хотят испытывать практически все, но есть чувства, которых лучше бы не было. Особым нерасположением пользуются все негативные чувства: страх, обида, гнев, лень, и т. е, те эмоции, которые когда-нибудь мешали нам или другим людям в общении друг с другом.

Приложение 3

Психологическая игра«В поисках неизведанного..»

Цель: расширение жизненного пространства участников за счет в их  внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений.

Задачи:
1. Развитие коммуникативных умений.
2. Сплочение детского коллектива.
3. Формирование общего эмоционально-благоприятного фона.
4. Развитие представлений и знаний о школе.

Правила проведения:  команда получает письмо вопросами, на которые всем классом необходимо ответить. Игра проводится на переменах, каждой параллели классов была отведена своя перемена, дополнительную помощь обучающимся в случае необходимости оказывают классные руководители, таким образом, по времени игра заняла от 10 до 20 минут, в зависимости от возрастной категории участников игры.

Примерные вопросы:

 1 Сколько ступенек у школьной лестницы?

2 Сколько столов в школьной столовой?

3 В каком классе больше всего учеников?

4 В каком году Лариса Ивановна стала завучем?

5 Любимое блюдо у повора?

6 Какое хобби у секретаря?

7 Какой породы кошка у классного руководителя 9  класса?

8 У кого в школе одинаковое имя? (необходимо указать фамилии педагогов)

9 Любимая книга школьного библиотекаря?

10 Какие любимые цветы у психолога?

 11 Какое имя, отчество у директора школы?

12 Сколько компьютеров в школе?

13 Что  висит на лестнице третьего этажа?

14 Кого в начальной школе больше: мальчиков или девочек?

 15 Какой любимый мультфильм у классного руководителя 4 г класса?

16 Каким видом спорта занимается учитель физкультуры?

17 Сколько классов в начальной школе?

18 Сколько стульев в кабинете химии?

19 Сколько цветочных горшков в кабинете христианской этики?

20 Какой предмет был самым любимым у классного руководителя 3 класса), когда она училась в школе?

Психологическая игра «Следопыт» проходит довольно живо, массово и весело, весьма уместно поддерживает праздничный настрой обучающихся и педагогов в середине недели психологии, создает в школе определенный настрой, школа становится единым целым, а находящиеся в ней люди - близкими и интересными собеседниками. После проведения игры, впечатления у ребят остаются самыми приятными и радостными, их желание, чтобы таких мероприятий в школе было как можно больше и чаще. Классы, давшие наибольшее число правильных ответов отмечаются дипломами.

Бланк к психологической игре ««В поисках неизведанного..»

класс _________                                    дата________________

№  п\п

 Вопросы

Ответы

1

 Сколько ступенек у школьной лестницы?

2

Сколько столов в школьной столовой?

3

В каком классе больше всего учеников?

4

В каком году Лариса Ивановна стала завучем?

5

Любимое блюдо у повора?

6

 Какое хобби у секретаря?

7

 Какой породы кошка у классного руководителя 9  класса?

8

У кого в школе одинаковое имя? (необходимо указать фамилии педагогов)

9

 Любимая книга школьного библиотекаря?

10

 Какие любимые цветы у психолога?

11

 Какое имя, отчество у директора школы?

12

 Сколько компьютеров в школе?

13

 Что  висит на лестнице третьего этажа?

14

 Кого в начальной школе больше: мальчиков или девочек?

15

 Какой любимый мультфильм у классного руководителя 4 г класса?

16

 Каким видом спорта занимается учитель физкультуры?

17

 Сколько классов в начальной школе?

18

 Сколько стульев в кабинете химии

19

 Сколько цветочных горшков в кабинете христианской этики?

20

 Какой предмет был самым любимым у классного руководителя 3 класса), когда она училась в школе?

  1. Приложение 4
  2. Подборка загадок о профессиях
  3. для младших школьников

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра — машинист.

Должен знать он очень много,

Потому, что он ....   (Артист)

Паренёк под облаками

Ловко действует руками.

Нервы крепки, зорок глаз.

Кто же это?          (Верхолаз)

Как же трудно спозаранку

Целый день крутить баранку.

Мчится он во весь опор,

Потому что он...         (Шофёр)

Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас

От всех болезней?           (Доктор)

Много ей работать нужно,

И работать с огоньком,

Чтоб была у нас на ужин

Каша с маслом, молоком.        (Доярка)

Кладёт кирпич за кирпичом —

Растёт этаж за этажом,

И с каждым часом, с каждым днём

Все выше, выше новый дом.    (Каменщик)

У этой волшебницы,

Этой художницы —

Не кисти и краски,

А гребень и ножницы.     (Парикмахер)

Бублик, баранку, батон и буханку

... из теста испёк спозаранку.   (Пекарь)

Ходит в белом колпаке

С поварёшкою в руке.

Он готовит нам обед:

Кашу, щи и винегрет.   (Повар)

Ночью, в полдень, на рассвете

Службу он несёт в секрете,

На тропе, на берегу,

Преграждая путь врагу.          (Пограничник)

С огнём бороться мы должны —

Мы смелые работники,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы?           (Пожарники)

По размеру в самый раз

Он костюм сошьёт для вас.

Всё исполнит по науке —

И ходите руки в брюки.     (Портной)

Он щедро учит нас тому,

Что очень нужно будет в жизни:

Терпенью, чтению, счёту и письму,

И верности родной Отчизне.    (Учитель)

Он не лётчик, не пилот,

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету,

Дети, кто, скажите, это?    (Космонавт)

На работе день-деньской

Управляет он рукой,

Поднимает та рука

Сто пудов под облака.    (Крановщик)

Он железом кроет дом,

Чтобы сухо было в нём.    (Кровельщик)

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской;

У него в руках ведро,

Сам расписан он пестро.    (Маляр)

Пускай лекарства пить невкусно,

Пускай чуть-чуть болят уколы,

Ты к ней пойдёшь больной и грустный,

Уйдёшь — здоровый и весёлый.    (Медсестра)

Кто по рельсам, по путям

Поезда приводит к нам?        (Машинист)

Его заботы ждёт земля:

Едва рассвет лучи зажжёт,

Весной расчешет он поля,

Наступит осень — пострижёт.    (Механизатор)

Наведёт стеклянный глаз, Щёлкнет раз — и помним вас.     (Фотограф)

С лесенки ответил Вова:

— Мама — лётчик? Что ж такого!

Вот у Коли, например,

Мама —....       (Милиционер)

Кто пасёт овец и коз

Там, где луг травой зарос?    (Пастух)

Почту — письма и журналы —

По домам разносит он.

Ходит он во все кварталы

И заходит в каждый дом.        (Почтальон)

Иглою огненной портной

Шьёт кораблю костюм стальной.        (Сварщик)

К нам пришёл сегодня в дом

Мастер с гаечным ключом.

Он пришёл сегодня к нам,

Чтоб сменить на кухне кран.     (Слесарь)

Он бревно отешет ловко,

Стены сделает, навес.

У него смолой спецовка

Как сосновый пахнет лес.    (Столяр)

Кто на ранней зорьке встал

И всё поле распахал?    (Тракторист)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательная психология (неделя психологии)

Данный материал может быть полезен при проведении недели психологии в школе, при составлении развивающих занятий и работе с детьми в период каникул....

"Неделя психологии" Профилактическая работа педагога-психолога в адаптивной школе-интернате по формированию бесконфликтного общения как условие успешной адаптации обучающихся с ОВЗ. 2021г.

Конкурс«Творческий учитель – 2021»  https://www.1urok.ru/categories/13/articles/43107Название раздела (категория)ПсихологияАвторыФИО: Виноградова Татьяна ПавловнаДолжность:...

"Неделя психологии- 2021" Результаты проведения методической недели по сохранению психологического здоровья и формированию комфортной образовательной среды «Солнце в ладошке и счастье в глазах»

Результаты проведения методической недели по сохранению психологического здоровья и формированию комфортной образовательной среды«Солнце в ладошке и счастье в глазах»Виноградова Т.П.,...

Положение и план проведения недели психологии и логопедии "Планета занимательной психологии и логопедии"

План проведения и положение недели психологии и логопедии для обучающихся 1-5 классов....