Конспект психокоррекционного занятия "Мой внутренний мир"
план-конспект занятия по психологии (5 класс)

Елена Анатольевна Севостьянова

Конспект психокоррекционного занятия по теме "Мой внутренний мир". Урок был разработан для обучающихся 5 класса с легкой и умеренной умственной отсталостью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект психокоррекционного занятия

в 5в классе.

Дата: 12.03.2019

Педагог-психолог: Севостьянова Е.А.

Тема: мой внутренний мир

Цель: раскрытие составляющих внутреннего мира, повышение интереса детей к содержанию своего внутреннего мира.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Мотивация на познание своего внутреннего мира;
  • Обучение поиску информации из рассказа учителя, наглядного материала и личного опыта;
  • Закрепление знаний детей об эмоциях и личностных качествах людей и важности их в жизни.

Коррекционно-развивающие:

  • Расширение активного словаря для обозначения эмоций и личностных качеств людей;
  • Развитие самосознания обучающихся, умений и навыков самоанализа, рефлексии;
  • Расширение представлений обучающихся о нравственно-духовных качествах человека.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитание стремления к внутреннему самосовершенствованию;
  • Развитие навыков сотрудничества, умения работать в группе и самостоятельно;
  • Создание положительного эмоционального настроя.

Форма проведения занятия: групповая

Оборудование и наглядные пособия: мяч, карточки с изображением различных эмоций, вырезанные изображения кувшинов, самоклеящиеся пластиковые закладки, толковый словарь.

Ход урока

Этапы занятия

Деятельность психолога

Деятельность учеников

Организационный момент. Вводная часть. Разминка.

Ритуал приветствия. Давайте начнем сегодняшнее занятие с того, что скажем друг другу пожелания на день и сделаем мы это так. Первый участник обратится к любому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому обратился первый участник, в свою очередь, должен обратиться к следующему и т.д. до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день.

Здороваются, говорят друг другу пожелания.

Основная часть.

Беседа: Мы живём с вами в большом, удивительном и очень интересном мире. Нас окружает природа, предметы, много людей. Каждый день мы узнаём что-то новое, чему-то учимся.  Есть  в мире то, что нас радует и есть то, что огорчает. То, что окружает нас — мир внешний (вокруг). Он у нас общий. Но есть ещё и другой мир, который существует внутри нас. Он у каждого человека свой, неповторимый. Мы отличаемся друг от друга. Заходя в класс мы знаем, что это Саша, это Настя и т.д… Как мы узнаем друг друга? Конечно, прежде всего по внешности. А кроме внешности? Мы с вами  знаем, что кто-то добрый, кто-то не очень, кто-то любит трудиться, а кто-то лентяй, кто-то аккуратный и держит все свои вещи в порядке, а кто-то неряшлив, кто-то храбрый, кто-то не очень. Этот мир, который существует внутри нас - это душа. Что такое душа? (Ответы детей) Давайте посмотрим, какое определение слова душа дает нам толковый словарь. Определение из толкового словаря Ожегова.

Чтобы лучше понять, как проявляется внутренний мир, послушайте одну историю.

Сказка «Два окна». (О.В.Хухлаева «Тропинка к своему я» 5-6класс) Дети слушают и обсуждают сказку. Делается вывод, что каждый человек воспринимает окружающий мир по-своему, исходя из того, чем наполнен его внутренний мир.

Сегодня я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в ваш внутренний мир и узнать его получше.

«Кувшин моего внутреннего мира».

Внутренний мир человека можно представить в виде кувшина. Что же находится в этом кувшине? (Ответы детей)  

Когда происходят приятные для нас события или исполняются наши желания и мечты, мы переживаем положительные эмоции. Вспомните, какие они бывают? (радость, счастье, удивление, удовольствие). Неприятные события и неисполненные желания вызывают у нас отрицательные эмоции. Какие?  (грусть, страх, злость). Это яркие и бурные переживания.

«Назови эмоцию»

Посмотрите на эту девочку:

  • Страх. Что испытывает эта девочка? Как она выглядит? (Брови приподняты и слегка сведены к переносице. Глаза широко открыты. Ей хочется защититься, спрятаться, убежать.) А чего она боится?
  • Стыд. А что с этой девочкой? Правильно, ей стыдно. Как она выглядит? (Голова опущена и повернута в сторону. Прячет глаза.) Как вы думаете, почему ей стыдно?

Давайте посмотрим на эти картинки. На них изображен один и тот же мальчик.

  • Злость. Что сейчас чувствует этот мальчик? (злится) Как мы с вами это видим? (Брови нахмурены и сдвинуты. Зубы стиснуты. Губы плотно сжаты. Кулаки сжимаются, хочется ударить, закричать.) А на что он может злится?

Но не будет же мальчик все время ходить злой? Давайте посмотрим на эту картинку.

  • Радость. Что чувствует мальчик здесь? Чему он может радоваться? А как мы увидели что он радуется? (Улыбка, глаза слегка прищурены, он подпрыгивает от радости.)

      Хочется как можно чаще испытывать эту эмоцию, правда? Но что-то произошло и …

  • Грусть. Мальчик здесь… (грустит) Что у него случилось? Как мы увидели, что мальчик грустит? (голова и плечи опущены, уголки рта опущены).

Давайте еще раз вспомним основные эмоции: (радость, грусть, злость, страх, стыд, удивление). Они бывают положительные (позитивные) и отрицательные (негативные).

В различных жизненных ситуациях, часто даже в течении одного дня мы испытываем все эти эмоции.  Они присутствуют у всех людей, но при этом у всех у нас разный характер

Что такое характер? (особенность, отличительная черта). Какие бывают качества характера, на какие 2 группы мы можем их разделить (положительные и отрицательные). Давайте поиграем в игру «Наоборот». Я буду называть вам разные слова, обозначающие качества характера, при этом бросать мяч кому-нибудь из вас, тот, кто поймает мяч, будет говорить их противоположные значения. Поняли задание?» (Психолог кидает ребенку мяч и называет слово, ребенок говорит слово наоборот)

Трудолюбие-лень

Доброта-злость

Храбрость-трусость

Ответственность-безответственность.

Вежливость-грубость

Честность-лживость

Аккуратность-неряшливость

У каждого человека есть как положительные, так и отрицательные черты характера. Эмоции, характер, мечты и желания влияют на наше поведение, поступки.

Я предлагаю каждому из вас подумать, чем же наполнен кувшин вашего внутреннего мира? Выберите себе кувшин (обучающиеся выбирают из заранее подготовленный вырезанных из картона кувшинов разных цветов)

Возьмите несколько самоклеющихся листочков и напишите то, что посчитаете необходимым, возможно, это будут эмоции (их запишите на желтых листочках), качества характера (зеленые листочки), мечты и желания (оранжевые листочки) -  все что вы сами захотите. Приклейте их к вашему кувшину, оформите его (можно дорисовать что-то, раскрасить). Этот кувшин – отражение вашего внутреннего мира. Давайте посмотрим, какими получились ваши кувшины. (Обучающиеся размещают свои кувшины на доске). Кувшины получились разные, хотя многие качества и эмоции совпадают – это так и должно быть. Мы с вами убедились, что внутренний мир каждого человека уникален.

«Интерес к внутреннему миру». Нравится ли вам, когда окружающие проявляют к вашему внутреннему миру? Когда хотят узнать все ваши мечты и желания, спрашивают про ваше настроение? Подумайте, ваш кувшин плотно закрыт, или всегда открыт? Или вы даете заглянуть в него лишь некоторым людям (родным, друзьям)?

Слушают психолога, отвечают на вопросы.

Внимательно смотрят на картинки, определяют эмоцию, то как она выражается и что могло послужить причиной данной эмоции.

Называют слова-антонимы. Отвечают на вопросы.

Записывают на цветных листочках свои мечты, эмоции, качества характера и наклеивают их на кувшин. Далее кувшины размещаются на доске.

Рефлексия.

Мне наш урок доставил удовольствие. Было интересно, а вам?

Обратная связь.

Прощание.

Вы все сегодня молодцы, давайте скажем друг другу спасибо. До свидания!

Прощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекты психокоррекционных занятий

Включены конспекты психокоррекционных занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и конспект тренинга с родителями имеющими детей с ОВЗ....

Конспект психокоррекционного занятия на тему: «Психологическая подготовка учащихся к успешной сдаче выпускных экзаменов».

Данная методическая разработка предназначена для педагогов-психологов. Автором предложено психокоррекционное занятие, посвященное подготовке девиантных подростков к успешной сдаче итоговых экзаменов з...

Конспект психокоррекционного занятия на тему: «Детско-родительские отношения с точки зрения подростков на примере фильма режиссера Андрея Звягинцева «Возвращение».

Данная методическая разработка предназначена для педагогов-психологов. Автором предложено психокоррекционное занятие на основе фильма режиссера Андрея Звягинцева «Возвращение».Занятие разработано для ...

Конспект психокоррекционного занятия для старших школьников "Мифы о курении"

Формирование здорового образа жизни среди подростков...

Конспект психокоррекционного занятия с детьми 6 лет с ОНР

Конспект психокоррекционного занятия с детьми 6 лет с ОНР.  Тема: «Животные в лесу».Цели:Коррекционно-образовательные:Закрепить и расширить знания о диких животных наших лесов, обогащ...

Конспект психокоррекционного занятия, направленного на развитие детей с задержкой интеллектуального развития.

Конспект психокоррекционного занятия, направленного на развитие  детей с задержкой интеллектуального развития.Форма занятия: микрогруппа, 2 человекВозрастная группа (класс): младший школьный...

Конспект психокоррекционного занятия по развитию личности

Занятие разработано для сплочения детского коллектива....