Тренинговое занятие "Саморегуляция или как справиться с эмоциями"
методическая разработка по психологии

Коваль Елена Валерьевна

Занятие для подростков

Скачать:


Предварительный просмотр:

«САМОРЕГУЛЯЦИЯ ИЛИ КАК СПРАВИТЬСЯ СО СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ»

Занятие для подростков

Цель: обучение социально приемлемым способам выражения эмоций, совладения с гневом и агрессией, обучение способам саморегуляции, отработка собственных негативных чувств.

Материалы: листок со схематичным изображением человеческого тела и достаточное количество карандашей синего, красного, желтого, черного цветов (для каждого участника), табличка «Имена чувств» на каждого участника, музыка для релаксации.

  1. Приветствие.
  2. Разминка. «Печатная машинка»

Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

  1. Информационный блок

Давайте вспомним, какие бывают чувства и эмоции? (Позитивные и негативные) Зачем нам негативные чувства? Что такое гнев, агрессия? Как реагировать, когда дразнят?

Подвести подростков к выводу, что конфликты и разногласия естественны в жизни, однако насилие не является приемлемым путем разрешения конфликтов между людьми.

  1. Упражнение «Цвет моего настроения»

Участники по кругу называют цвет, ассоциирующийся у них с настроением в данный момент. Ведущий кладет в центр круга листы, на которых написаны слова «радость», «грусть», «злость», «страх», «интерес», и спрашивает участников, что общего у всех этих понятий? Ответ: это — эмоции. Ведущий предлагает участникам попытаться дать определение понятию «эмоция»

Эмоция это определенное отношение к какому-то объекту или событию, которое вызвано тем, насколько оно для нас благоприятно. Эмоции других людей можно распознать по их поведению, которое, в свою очередь, определяется настроением и самочувствием.

  1. Упражнение  «Имена чувств»

Каждый участник записывает в таблицу столько «имен» чувств, сколько сможет. Участник, записавший наибольшее количество, зачитывает, а психолог в это время записывает слова на доске. Затем подсчитывается количество совпадений этих слов и слов других участников.

В первой колонке выписываются «имена» чувств. Затем выбирается ячейка, соответствующая месту, где это чувство возникает (мест может быть несколько), в ячейках проставляются крестики или оценка интенсивности чувств по 5-балльной шкале.

Подросткам предлагается выяснить, как окружающие люди понимают наши чувства. Если кто-то из детей не уверен в том, что обозначают некоторые слова, попросите кого-нибудь описать ситуации, в которых человек может испытывать это чувство.

Имена»

чувств

Места, где я обычно испытываю эти чувства

Дома

На улице

В школе

В новой компании

Среди друзей

В других местах (где?)

1. Злость

2. Радость

3. Уныние

4.

5.

Сегодня

1. Скука

2. Страх

3. Восторг

4.

5.

В завершение упражнения можно задать группе несколько вопросов: «Какие чувства испытывал каждый из вас, когда в последний раз писал контрольную работу? Что вы чувствовали, когда в последний раз что-нибудь сломали? Какое, по-вашему, самое неприятное чувство? Какое чувство вам нравится больше других? Какое из названных чувств знакомо вам лучше (хуже) всего?»

  1. Упражнение  «Выставка»

Инструкция. «Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза, глубоко вдохните 3 4 раза. Представьте, что вы попали на небольшую выставку. На ней фотографии людей, на которых вы злитесь, которые вас обидели или поступили с вами несправедливо. Постарайтесь выбрать один портрет и вспомнить ситуацию, когда этот человек вас обижал. Вспомните свои чувства и мысленно скажите этому человеку все, что хотели, или даже сделайте все, что хотели сделать».

Обсуждение. Какая была ситуация? Трудно ли было представить свои ощущения? Менялись ли ваши ощущения?

  1. Упражнение «Эмоции в моем теле»

Необходимо для каждого участника подготовить листок со схематичным изображением человеческого тела и достаточное количество карандашей синего, красного, желтого, черного цветов.

Инструкция. «Представьте, что вы сейчас очень сильно злитесь на кого- нибудь или на что-нибудь. Постарайтесь всем телом почувствовать свою злость. Может бйть, вам будет легче представить, если вы вспомните недавний случай, когда вы были злы на кого-то. Почувствуйте, где в теле находится ваша злость. Как вы ее ощущаете? Может быть, она похожа на огонь в животе? Или у вас чешутся кулаки? Заштрихуйте эти участки на своем рисунке красным карандашом. Теперь представьте, что вы вдруг испугались чего-то. Что вас может напугать? Представили? Где находится ваш страх? На что он похож? Заштрихуйте черным карандашом это место на своем рисунке.

(Аналогичным образом предложите участникам обозначить синим карандашом части тела, которыми они переживают грусть, и желтым — радость.)

Где в теле вы чувствуете свою злость (страх, грусть, радость)? Какое чувство вам было легче всего представить и ощутить в геле? А какое труднее? Были ли у кого-нибудь из участников группы похожие ощущения?»

  1. Упражнение  «Как справиться с эмоциями» (Мозговой штурм)

Подросткам предлагается вспомнить, как они справляются с собственными эмоциями. Все ответы фиксируются на доске и обсуждаются.

  1. Релаксационное упражнение «Место покоя»

Участникам предлагается сесть удобней, закрыть глаза.

Инструкция. «Представьте себе какое-то место, которое вам очень нравится. Это может быть место, где вы когда-то были, или воображаемое место. В этом месте вы чувствуете себя абсолютно спокойно... Представьте его себе во всех деталях... Посмотрите вокруг. Что вы видите? Прислушайтесь. Возможно, до вас доносятся какие-то звуки... Возможно, вы чувствуете дуновение ветра... Сейчас у вас есть немного времени, чтобы побыть в этом месте... Это ваше место покоя... А теперь еще раз внимательно осмотритесь, сделайте глубокий вдох и откройте глаза».

После выполнения упражнения участникам предлагается поделиться впечатлениями. Важно обратить внимание на позитивные изменения самочувствия. Желающие могут рассказать о том, какое место они себе представляли. Затем предлагается нарисовать свое «место покоя», желающие могут его показать.

  1. Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие "Как справиться со стрессом во время экзамена"

Сценарий занятия для обучающихся 9, 11 классов...

план занятия: «Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций»

Цель занятия: дать определение эмоциям и чувствам, познакомить с многообразием эмоциональных проявлений у человека, причинами их возникновения; учить различать чувства и эмоции окружающих; выявить уро...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Техника игры. Технические приемы: «Срезка» (срезка слева, срезка справа), « Накат» (накат слева, накат справа)»

Тема занятия: Методы обучения:Цель занятия: Изучение технических приемов игры в настольный теннис.Задачи:- закрепить навыки выполнения технических приемов.- закрепить понятие об атакующих ударах « Сре...

как справиться с эмоциями

статья для классных руководителей...

Тренинговое занятие " Эмоции в нашем мире"

В психологии понятие «эмоции» употребляется как в широком смысле, как эмоциональные состояния, так и в узком, как один из видов этих состояний, наряду с чувствами, настроениями, аффектами ...

Тренинговое занятие "Мир эмоций"

Цели занятия:   - Создать условия для формирования умения анализировать собственное эмоциональное состояние, как средство для достижения личных жизненных целей. - Расширение знаний о чувства...

Тренинговое занятие "Я и мои эмоции"

Тема: «Я и мои эмоции»Цель:  распознавание собственных эмоций и чувств,  принятие  эмоций окружающих, коррекция  эмоционального напряжения. Задачи:  Развитие...