Арт терапия Профессиональное выгорание педагога
консультация по психологии

Деордиева Инна Александровна

Профессиональное выгорание педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon professionalnoe_vygoranie_dlya_gazety.doc629 КБ

Предварительный просмотр:

АРТ-ТЕРАПИЯ

Дорогие коллеги!

Вам предлагается создать совместный рисунок, совместный шедевр!
Для этого каждый, кто заходит в учительскую, может на ватмане нарисовать то, что хочет именно он. Затем следующий человек дорисовывает что-то свое к этому рисунки и так далее. Дорисовывать можно сколько угодно, хоть на каждой перемене. Главное условие – сделать рисунок как можно радостнее


                    Уважаемые коллеги!
Вам предлагается пройти тест на выявление
уровня профессионального выгорания и
деформации. Даже если Вам кажется, что
у Вас все хорошо, пройдите этот тест, чтобы
можно было выявить данные трудности уже
на начальной стадии.


ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ

В последние годы в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания или выгорания работников.

Понятие «эмоциональное выгорание» впервые было введено в оборот американским психологом Фрейденбергом и обозначало психологическое состояние людей, интенсивно и тесно общающихся с другими. Изначально в эту группу попали специалисты, работающие в кризисных центрах и психиатрических клиниках. А позже в эту же группу объединили всех, кто по роду своей профессиональной деятельности постоянно общается с людьми. Понятие «синдрома эмоционального выгорания» (от английского burn out - выгорать, «отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек») закрепилось как определенные изменения в поведении и состоянии человека.

Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Согласно Г.Селье, профессиональное выгорание, по существу, это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома - стадия истощения.

В 1981 году Э. Moppoy (A. Morrow) предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».

http://www.freeenterprise.com/sites/default/files/styles/large/public/media/00_ED_thinkdv1453015_MaleTeacher_HeadChalkboard.jpg?itok=ZKHOoeKo


Психологи выделяют три составляющие профессионального выгорания:
-
эмоциональное истощение. Эмоциональное истощение представляет собой основную составляющую профессионального выгорания. Это состояние характеризуется ощущением эмоционального перенапряжения и отсутствия достаточной энергии для того, чтобы встретить новый день.
-
обезличивание. Обезличивание, или деперсонализация – это межличностная составляющая профессионального выгорания. Чувствуя себя опустошенным и изнуренным, человек выстраивает эмоциональную стенку обособленности и общается с окружающими в негативной или жесткой манере.
-
снижение самооценки. Пониженная самооценка отражает внутреннюю, самооценочную составляющую психического истощения. Этот аспект характеризуется растущим чувством неадекватности и может привести к вынесению самому себе приговора о полном провале.

Последствия выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических.
Проявления синдрома выгорания 
Физические проявления: боли в спине, изменение вкусовых пристрастий, диарея, повышение давления (крови), усталость, гастроинтеральные проблемы, головные боли
Психологические проявления: гнев, потеря самоуважения и уверенности в себе, потеря интереса к работе и невыполнение обязательств, чувство беспомощности и вины, ощущение беспокойства, депрессия, печаль, подавленность.
Поведенческие проявления: эмоциональные вспышки, удаление от друзей и семьи, потеря пунктуальности и пренебрежение обязанностями, снижение критичности, невозможность сконцентрироваться, постоянное/возрастающее употребление алкоголя.
Было выявлено, что факторами, влияющими на эмоциональное выгорание, являются:
1. Стаж педагогической деятельности. Чаще всего состояние эмоционального выгорания проявляется у педагогов со стажем от 5 до 7 и от 7 до 10 лет. У молодых специалистов, как и у специалистов с 10-летним стажем, проявление эмоционального выгорания является невысоким (7-10%). Однако в период от 15 до 20 лет проблема эмоционального выгорания проявляется более до 21%.
2.
Частота проявления эмоционального выгорания в течение года:
− 56% педагогов испытывают данное состояние 1-2 раза в год;
− 34% – 4 и более раз в год;
− 10% – не испытывают вообще.
Наиболее остро состояние эмоционального выгорания педагоги начинают чувствовать в начале своей деятельности после отпуска, каникул, курсов, то есть после того, как они были временно выключены из собственно педагогической деятельности. Это подтверждает вывод о том, что одна из главных функций состояний эмоционального выгорания – адаптационная, помогающая организму приспособиться к стрессогенным для него условиям.
3. Также на состояние педагогов влияют
ситуации эмоционально неадекватного общения с администрацией и родителями.
Наибольший процент педагогов (68%) выделяют следующие ситуации эмоционального выгорания: проведение открытых занятий; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; окончание учебного года.

Таким образом, причинами возникновения состояний эмоционального выгорания в педагогической деятельности являются:
1. Высокая эмоциональная включенность в работу.
2. Временные рамки деятельности (занятие, окончание года).
3. Ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда.
4. Организационные моменты педагогической деятельности: нагрузка, моральное и материальное стимулирование.
5. Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния.
6. Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией.

На сегодняшний день используются разнообразные подходы в разрешении обозначенных выше трудностей. Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является саморегуляция. Необходимость саморегуляции возникает тогда, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения и вызывает повышенную эмоциональную напряженность.

Предупреждение синдрома профессионального самовыгорания:
Первый совет - ищите соратников и помощников. Не берите всё на себя.
− Скооперируйтесь со своими коллегами и работайте в команде, а не в одиночку.
− Организуйте и правильно сориентируйте ваших учеников для помощи в подготовке разных классных дел и внеклассных мероприятий.
− Разумно и грамотно постройте работу с родителями для воспитания подрастающего поколения. С родителями учащихся надо плыть в одной лодке.
− Всевозможными способами привлекайте внимание школьной администрации к «трудным» детям и «проблемным» родителям.
Второй совет - не работайте тяжелее, а работайте умнее. 
− Будьте на работе умными и предельно собранными.
− Умейте предвосхитить и предугадать последствия любого события.
− Помните, ваш труд- очень даже в счёт!  
Совет третий - планируйте не только своё рабочее время, но и свой отдых, или удовольствие по плану.
− Организовывайте себе минуты отдыха, моменты удовольствия, мгновения радости и наслаждения в течение рабочего дня, трудовой недели, учебной четверти, семестра, полугодия.
− Придумывайте, планируйте заранее и настойчиво вносите в своё расписание уроков и лекций, в свой каждодневный трудовой режим и ритм жизни.
− Планируйте, тщательно организовывайте свой отдых в выходные и праздничные дни.
− Заведите для себя следующее правило: хотя бы один день в неделю посвящать отдыху и заботе о собственном здоровье, физическом и психическом.
− Не позволяйте превратить свою трудовую деятельность в ад.
 Совет четвёртый - долой синдром отличника из нашей жизни, или Не будем перфекционистами!
− Не стремитесь быть каким-то немыслимым совершенством, высоким идеалом, безгрешным человеком и безошибочным работником.
− Живите в реальном живом мире, с его несовершенствами и недостатками, и не требуйте ни с себя, ни с окружающих быть идеальными и совершенными.
− Не стоит идеализировать жизнь, а стоит просто жить
− Боритесь со своей привычкой, со страстным стремлением всё делать правильно, безошибочно и идеально.
− Не идеализируйте людей вокруг и не стройте сверх ожидания.
− Помните, никто вам ничего не должен.
− Не бойтесь собственных ошибок.
Совет пятый  - планируйте свою карьеру.
− Возьмите за правило осуществлять профосмотры собственной жизни и карьеры с вдумчивым анализом и перспективным планированием.
− Если вас устраивает ваше профессиональное положение, спокойно работайте на своем рабочем месте.
− Если вас устраивает ваша профессия, но по разным причинам не совсем нравится то учебное заведение, в котором вы трудитесь, принимайтесь за поиски другого места работы, не меняя профессии.
− Если вдруг вы осознали, что эта работа совсем не для вас и, более того, на своём рабочем месте вы просто мучаетесь изо дня в день, из года в год- это уже очень серьёзный и тревожный сигнал.
− Немедленно займитесь планированием, обдумыванием, анализом собственной карьеры и её безотлагательным корректированием, если это необходимо.
Совет шестой - оставьте профессию критика и прокурора.
− Не читайте нотации своим ученикам.
− Не указывайте своим ученикам на их недостатки, не отчитывайте их, выдавая им жесткие директивы и нелестные оценки по любому поводу.
− Умейте в любом явлении, в любой жизненной ситуации найти что-то положительное. Во всём ищите позитив.
− Перейдите на конструктивное и позитивное мышление.
− На негативных чертах других людей, на тяжелых жизненных ситуациях, на плохих уроках, своих собственных и даваемых коллегами, всегда можно учиться.
Совет седьмой - учитесь управлять собственным временем.
− Постоянно ищите в своём рабочем ритме, режиме резервы времени. − В течение рабочего дня, трудовой недели делайте временные замеры и ведите краткие записи: куда, на что и сколько времени ушло. Подвергайте сделанные записи тщательному обдумыванию и анализированию. Главное, меняйте что-то в своей жизни, корректируйте свой режим дня после проведенного анализа.
− Обязательно отводите время на уход за собственным организмом, ведение здорового образа жизни, отдых и любимые дела.
− Помните: времени никогда не хватает на всё. Поэтому не стремитесь делать всё, а определите свои приоритеты и сосредоточьтесь на главном. Занятие собственным здоровьем и отдых должны занять достойное место в этом вашем списке приоритетов.
− Постоянно контролируйте, куда уходит ваше время.
− Ведите ежедневник, внося в свои трудовые будни часы отдыха, расслабления и занятия собственным здоровьем.
Совет восьмой - умейте отказываться вежливо, но убедительно. 
− Отказываться надо сразу, решительно и категорично, но в то же время вежливо и аргументированно.
− Ставьте свои условия и по возможности снимите с себя какие-либо другие
дела. Просто так не соглашайтесь ни на что.
− Не бойтесь всегда всё высчитывать, подсчитывать и подчёркивать своё участие в том или ином деле.
− Отстаивайте свои интересы, боритесь за своё свободное время до последнего. Без борьбы никогда не сдавайте своё личное время и свой отдых. Находите и отрабатывайте на жизненных ситуациях свои методы вежливого, но решительного отказа.
Совет девятый   - создайте на своём рабочем месте максимально комфортные условия труда.
− Держите у себя на работе, в шкафу, в тумбочке, где угодно, несколько пар обуви, разной и удобной.
− Устраивайте себе чайные и кофейные паузы в течение рабочего дня.
− Заведите привычку приносить с собой на работу орешки и сухофрукты.
− Закройтесь на перемене на 5 минут в своем рабочем кабинете, разуйтесь и прямо в чулках попрыгайте на одном месте 30-40 раз максимально высоко. − Откройте окно и проветрите классную комнату. Подойдите к окну и сделайте двухминутную дыхательную гимнастику.
− Обязательно берите с собой на работу свежие фрукты.
− Найдите возможность между уроками сделать себе самомассаж головы.
− Персонализируйте свой рабочий кабинет, внесите в его оформление что-то личное, дорогое вам.
− Создайте и постоянно поддерживайте в своем рабочем кабинете красоту и уют.
− Храните в своем рабочем кабинете запасную косметичку с минимальным набором косметики для себя.
− Всегда имейте на своем рабочем месте медицинскую аптечку с минимальным набором едикаментозных средств.
− Соберите в своем кабинете коллекцию любимых музыкальных кассет и ставьте на перемене кассету с любимой классической музыкой.
Совет десятый - вносите систему в свою работу.
− Создайте систему в своей работе.
− От бессистемности, спонтанности и нечеткости своего учительского труда вы устанете сами и задергаете своих учеников.
− Разработайте свои простые и четкие правила и неукоснительно следуйте им.
− Привлекайте к созданию и разработке системы школьной работы самих учеников, а также их родителей.
− Система должна быть и в проведении письменных контрольных и тестов, в организации внеклассных мероприятий, в работе с родителями учащихся, в проведении устных зачетов, в пересдачах учащимися плохих оценок, в подаче нового учебного материала, в его закреплении, повторении и отработке и т. д.
Совет одиннадцатый - боритесь со скукой на уроке, или Волшебство творчества. 
− Творите сами и активно вовлекайте в процесс творчества своих учеников.
− Сделайте урок необычным, запоминающимся и полезным («сладкие», «песенные», «рисовальные», «телеуроки», «радиоуроки», «киноуроки», «газетно-журнальные»).
− Активизируйте ролевое изучение любой программной темы вместо пассивного механического зазубривания. − Дайте возможность пофилософствовать, поразмышлять, поискать ответы на вопросы.
Совет двенадцатый - «Дети нынче стали не те! Дети теперь иные, чем раньше!» 
− Стройте свои отношения с современными детьми умнее, тоньше, грамотнее.
− Уделяйте им больше внимания, дружите с ними, принимая их как личность

http://yandex.st/lego/_/La6qi18Z8LwgnZdsAr1qy1GwCwo.gif http://yandex.st/lego/_/La6qi18Z8LwgnZdsAr1qy1GwCwo.gif 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика профессионального выгорания педагогов

В презентации  в легкой, юмористической форме подобран материал по профилактике профессионального выгорания. Сожно использовать как сопровождение к теоретическому материалу или как релаксаци...

Особенности профессионального выгорания педагогов начальной школы и учителей физической культуры

В статье   описаны симптомы, стадии, факторы и тип выгорания учителей физической культуры и учителей начальной школы.Опрос и анкетирование проводились в выборке более чем зо педагогов опреде...

Профессиональное выгорание педагогов и как себе помочь

Причины эмоционального выгорания педагогов, способы коррекции , премы регулирования настроения, способы выхода из затруднительных ситуаций....

Системная диагностика профессионального выгорания педагогов

Эмпирическое исследование личностных характеристик и выявление особенностей профессионального выгорания педагогов общеобразовательных школ ЮВАО г. Москвы...

Горю на работе! ( Профессиональное выгорание педагога)

«Выгорание» педагога — такое состояние психики педагога, когда он испытывает глубокое негативное чувство к преподаванию. Вероятно, на формирование такого состояния влияет высокий уровень стресса. В та...

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов»

Программа тренинга  «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов». Психологический тренинг прекрасная профилактическая мера, особенно для педагогов общеобразовательных школ. Трени...

Профессиональное выгорание. Методы профилактики профессионального выгорания педагога.

Выступление педагога- психолога  на методическом объединении педагогов....