Тренинг по профилактике провессионального выгорания у педагогов с помощью мандалотерапии
план-конспект по психологии

Неверова Александра Юрьевна

Короткие лекции об профессиональном выгорании. Упражнение на осознание возможных профессиональных проблем. Упражнение на снятие эмоционального напряжения с помощью мандалотерапии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг по профилактике  эмоционального

(профессионального) выгорания


Цель тренинга - предоставить информацию о современных техниках и приемах стабилизации эмоционального состояния педагогов.

Задачи:

  1. научить педагогов практическим навыкам борьбы с синдромом эмоционального выгорания, а именно познакомить педагогов с методом «мандалотерапия»;
  2. отработать навык применения метода с помощью упражнения;
  3. познакомить со способами интерпретации рисунков;
  4. создать в группе атмосферу эмоциональной свободы и открытости, дружелюбия и доверия друг к другу.
  5. формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.

Продолжительность мероприятия: 1 ч. 05 минут

План проведения мероприятия.

Этап мероприятия

Содержание

Участники

Время

1.Вступительная часть

Приветствие участников мероприятия, знакомство с темой тренинга, правилами, целью и задачами.

психолог

5 мин

2.Теоретическая часть

Мини-лекция: профессиональное выгорание

психолог

5 мин

3. Практическая часть

Упражнение «Откровенно говоря…»

педагоги

10 мин

4.Теоретическая часть

Мини-лекция: мандалотерапия

психолог

5 мин

3. Практическая часть

1. Медитация-актуализация проблемы.

2. Раскрашивание мандал.

3. Знакомство с цветотерапией и символикой мандал.

психолог, педагоги

5 мин

20мин

10 мин

4. Подведение итогов

Обсуждение результатов

психолог, педагоги

  1. мин


Вступительная часть

Здравствуйте, уважаемые гости, я рада видеть вас на нашем  тренинге. И, надеюсь, все, что вы сегодня увидите, может пригодиться вам в вашем нелегком труде.

Давайте сразу обратимся к правилам тренинга, которые не должны нарушаться.

1. Мы – одна команда.

3. Каждый имеет право на свое мнение.

4. Уважение к говорящему ( не перебиваем друг друга).

4. При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия. Нельзя использовать высказывания типа: «Ты мне не нравишься». Следует говорить: «Мне не нравится твоя манера общения» и т.п.

5. Активное участие в происходящем.

6. Мобильный телефон выключен или переведен в беззвучный режим.

Для начала давайте обратимся к цели нашего тренинга и его задачам (зачитывается цель и задачи).

На экране вы видите план проведения нашего тренинга. Время проведения указано примерное, если не будем отвлекаться, то закончим это мероприятие быстрее.

А нас сегодня ждет тренинг по профилактике эмоционального (профессионального) выгорания. Тема, на мой взгляд, очень актуальная. Профессиональное выгорание является составляющей эмоционального выгорания (более широкое понятие), поэтому на первом слайде презентации я выделила слово профессиональное в скобки. Профессиональное выгорание - более узкий, более конкретный случай, когда причиной упадка сил стала именно работа. Профессиональное выгорание – это частный случай эмоционального выгорания, синдром, который развивается вследствие истощения личностных ресурсов человека на фоне постоянного стресса и усталости, связанных с работой. Профессиональное выгорание – это нормальная реакция психики на постоянный уровень эмоционального «зашумления».

Данный синдром наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий, т. е. профессий системы «человек – человек».

Представители профессии «человек – человек» из–за интенсивного общения рано или поздно начинают ощущать следующие симптомы: повышенную усталость, сниженную самооценку, ухудшение здоровья и т. д. Таким образом, личность защищает себя от психотравмирующих воздействий.

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

Профессиональный труд педагога-воспитателя отличается значительными нагрузками на его психоэмоциональную сферу. Большая часть его рабочего времени протекает в эмоционально –напряженной обстановке: чувственная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, высокая ответственность за жизнь и здоровье детей. Факторы такого рода, безусловно, оказывают влияние на педагога: появляются нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания. Таким образом, труд педагога отличается высокой напряженностью, поэтому педагоги в большей мере подвержены влиянию синдрома эмоционального выгорания.

Ознакомьтесь, пожалуйста, с симптомами «профессионального выгорания» на экране.

Симптомы профессионального выгорания

Выделяют 10 основных признаков эмоционального “выгорания” (психолог Е. Малер):

  •  истощение, усталость;
  • бессонница;
  • негативные установки;
  • пренебрежение исполнением своих обязанностей;
  • увлечение приемом психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);
  • уменьшение аппетита или переедание;
  • усиление агрессивности (раздражительность, гнев, напряженность);
  • усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);
  • чувство вины;
  • переживание несправедливости.

Если из этого перечня хотя бы три применимы к вам, это уже повод задуматься, а не наступает ли у меня синдром ЭВ.

Этому  феномену подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость.

Сейчас я предлагаю вашему вниманию упражнение, которое поможет вам заглянуть внутрь себя, и понять, что вы чувствуете на своей работе в различных ситуациях.

Упражнение «Откровенно говоря» ( см. приложение 1)

Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания.

Материалы: карточки с незаконченными фразами.

Рефлексия.

• Трудно ли вам было отвечать?

• Считаете ли вы полезным упражнение?

Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.

Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующие развитию этого явления.

Сегодня мы познакомимся с одним из методов направления арт-терапии, с помощью которого вы сможете не только поднять себе настроение, но и создать условия для более взвешенного, обдуманного поведения, не наносящего ущерба интересам другого человека. Арт–терапия - направление в психотерапии, которое использует творческие ресурсы человека и глубинные процессы его психики. А направление, о котором я хочу рассказать называется мандалотерапией. Кто-нибудь слышал о таком методе терапии?

Мандалы могут быть как произведениями искусства, так и формами, созданными самой природой. Рисунки в окружностях были обнаружены еще в древних цивилизациях и присутствуют в современном мире. Округлая форма мандал всегда сопровождала человека, например, форма круга — главная черта многих священных центров и доисторических мест поклонения и культа богов. Изображение мандал можно встретить у разных народов в разных культурах: на китайских бронзовых зеркалах, на бубнах сибирских шаманов, в схемах лабиринтов, в архитектурных композициях. Мандала издревле имеет духовный смысл символического отражения мира и психической гармонии. Люди интуитивно научились успокаивать свой ум и душу с помощью изображений в круге, используя их как способ снова сблизиться с природой. 

Размер мандалы может быть любым – от небольшой картинки в несколько сантиметров до архитектурного сооружения.

Как считают психологи, все беспокойства и душевные трудности происходят из-за нехватки единства или из-за потери собственного центра. Творческая работа с мандалами из-за их концентрической структуры привносит нужную энергию для восстановления спокойствия, чтобы мы чувствовали себя такими же «круглыми» и цельными, как мандала.

По сути силы мандалы являются  нашими собственными силами, которые раскрываются в процессе медитации. Поработав с моделью, мы бессознательно уравновешиваем наш внутренний мир, находим баланс внутренних и внешних сил и, кроме того, развиваемся.

Что же дает работа с мандалой?

Умственное и телесное расслабление. С помощью рассматривания или создания мандалы вы можете расслабиться и успокоиться.

Ну а теперь пришло нам познакомиться с мандалой ближе.

Упражнение «мандалотерапия»

Инструкция: Перед вами цветные карандаши и трафареты мандалы можете приступать к творчеству. (Можно включить спокойную музыку). При раскрашивании Мандалы нет ничего правильного или неправильного. Единственно, что требуется от вас, - это уважение к заданной форме, ее нельзя нарушать.  Сядьте удобно, спина прямая, сделайте несколько глубоких медленных вдохов и выдохов. Пообщайтесь со своим внутренним «Я», вспомните проблемную, неразрешенную ситуацию, над которой вы хотите поработать. Это должна быть ситуация сильно вас волнующая. Можете приступать.

Просмотр цветотерапии.( см. приложение 2)

Рефлексия:

Вопрос первый: какие чувства Вы испытывали, рисуя мандалу?

Вопрос второй: помогла ли Вам мандала избавиться от страха, негативных эмоций, переживаний?

Вопрос третий: как вы себя чувствуете?


Приложение 1.

Карточки с неоконченными предложениями к упражнению «Откровенно говоря»

  • Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем рабочем дне…
  • Откровенно говоря, когда я готовлюсь к открытым занятиям…
  • Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…
  • Откровенно говоря, когда я волнуюсь…
  • Откровенно говоря, когда я прихожу на работу…
  • Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…
  • Откровенно говоря, когда ко мне на занятия приходят студенты…
  • Откровенно говоря, когда ко мне на занятие приходят педагоги или методисты…
  • Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание...
  • Откровенно говоря, когда мой рабочий день…
  • Откровенно говоря, когда я провожу свое открытое занятие…
  • Откровенно говоря, моя работа…
  • Откровенно говоря, когда я думаю о работе…
  • Откровенно говоря, когда я разговариваю с заведующим…
  • Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…
  • Откровенно говоря, после рабочего дня…
  • Откровенно говоря, когда наступает пора отпуска…
  • Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…
  • Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…
  • Откровенно говоря, неприятности на работе…
  • Откровенно говоря, успехи на работе…

Приложение 2.

Когда работа с мандалами подходит к концу и у большей части группы готовы рисунки, психолог выводит на экран или вешает на доске значение цветов в мандале:

Красный

Это жизненная сила, энергия, либидо, активность, страдание, гнев, трансформация, разрушение, смелость, агрессивность, мужская энергия.

Много красного цвета в мандале показывает нам, что много гнева и агрессии накопилось, и им надо дать приемлемый выход через трансформацию, направить эту энергию на творчество и реализацию.

Его отсутствие в мандале говорит о пассивности и отсутствии самоутверждения. Желательно, чтобы он присутствовал хотя бы в сложных цветах. Например, в розовом, фиолетовом, оранжевом.

Синий (голубой)

Голубой цвет отображает женскую энергию, это релаксация и спокойствие. Это принятие и символ доброй матери. Он обычно говорит о возрождении и расширении. Это наша внутренняя способность создавать связи, питать взращивать. Но слишком много голубого цвета в мандале может говорить о пассивности и погружении в бессознательное. Отсутствие в мандале голубого цвета говорит об отсутствии контакта со своей внутренней женской энергией. Тёмный, мутный синий цвет — это пожирающее материнское начало, конфликтные отношения с матерью и негативное отношение к своей женской энергии, женскому началу.

Жёлтый

Жёлтый цвет — это индивидуальность, наша миссия. Это стремление идти вперёд. Чистый жёлтый цвет — это отображение наших хороших взаимоотношений с отцом. Затемнённый, грязный жёлтый — это болезненная привязанность к отцу, сниженная самооценка и проблемы во взаимоотношениях с мужчинами.

Остальные цвета создаются путём смешивания основных цветов и несут следующие качества:

Бирюзовый — исцеление, забота о себе и других.

Персиковый — чувственность, телесность, телесная сексуальность.

Розовый — нежность, естественная телесность, эмоциональная жизнь.

Лавандовый — духовное пробуждение, добродетель, возрождение.

Фиолетовый (яркий, фуксин) — эмансипация, индивидуализация, начало творческого проекта, отделение от матери.

Лилово-фиолетовый — развитие, идентификация, центрированность на себя, жизнь, живущая для себя.

Оранжевый — самоутверждение, упорство, самооценка, эгоцентризм, амбиции, взаимоотношения с мужским началом, с отцом.

Зелёный — рост, обновление, забота и поддержка других, взрослое отношение к себе.

Коричневый — печаль, желание домашнего очага, табу, низкое мнение о себе, заблокированность энергий.

Серый — безнадёжность, депрессия, вина.

Белый — духовность, трансформация, чистый лист, единство в котором соединяется разнообразие мира. Белый — это все цвета, ещё не проявленные на свои спектры.

Чёрный — тайна, смерть-возрождение, посвящение, бессознательное. Иногда это может быть выражением депрессии и горя, которое мы не позволяем себе выразить. Гармония и красота изначального Хаоса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Структура тренинга  Вводная часть (на стульях)1. Приветствие2. Принятие правил, цели и задачи тренинга3. Разогрев4. Информация о СЭВ (пример)5.Упражнение  - «Как я проявляю свои чувства...

ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитив­ной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления...

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»

Как установлено многочисленными исследованиями, специалисты, вынужденные по роду своей деятельности осуществлять многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми (педагоги, психологи, социальные...

Методическая разработка. Занятие по профилактике эмоционального выгорания у педагогов, воспитателей "Солнечный тренинг"

Работа в школе требует полного погружения в профессиональную деятельность. Стрессы, конфликты с коллегами, учениками приводят к эмоциональному выгоранию педагогов. При отсутствии своевременной психоло...

Тренинг-общения «Профилактика эмоционального выгорания личности педагога»

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания личности педагога»Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога....

Занятие по профилактике эмоционального выгорания у педагогов, воспитателей "Солнечный тренинг"

Работа в школе требует полного погружения в профессиональную деятельность. Стрессы, конфликты с коллегами, учениками приводят к эмоциональному выгоранию педагогов. При отсутствии своевременной психоло...

Практико – ориентированное занятие с элементами тренинга по профилактике эмоционального выгорания педагогов: «Сильнее всех владеющий собой»

Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия....