Тренинг по профилактике провессионального выгорания у педагогов с помощью мандалотерапии
план-конспект по психологии
Короткие лекции об профессиональном выгорании. Упражнение на осознание возможных профессиональных проблем. Упражнение на снятие эмоционального напряжения с помощью мандалотерапии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тренинг по профилактике эмоционального
(профессионального) выгорания
Цель тренинга - предоставить информацию о современных техниках и приемах стабилизации эмоционального состояния педагогов.
Задачи:
- научить педагогов практическим навыкам борьбы с синдромом эмоционального выгорания, а именно познакомить педагогов с методом «мандалотерапия»;
- отработать навык применения метода с помощью упражнения;
- познакомить со способами интерпретации рисунков;
- создать в группе атмосферу эмоциональной свободы и открытости, дружелюбия и доверия друг к другу.
- формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.
Продолжительность мероприятия: 1 ч. 05 минут
План проведения мероприятия.
Этап мероприятия | Содержание | Участники | Время |
1.Вступительная часть | Приветствие участников мероприятия, знакомство с темой тренинга, правилами, целью и задачами. | психолог | 5 мин |
2.Теоретическая часть | Мини-лекция: профессиональное выгорание | психолог | 5 мин |
3. Практическая часть | Упражнение «Откровенно говоря…» | педагоги | 10 мин |
4.Теоретическая часть | Мини-лекция: мандалотерапия | психолог | 5 мин |
3. Практическая часть | 1. Медитация-актуализация проблемы. 2. Раскрашивание мандал. 3. Знакомство с цветотерапией и символикой мандал. | психолог, педагоги | 5 мин 20мин 10 мин |
4. Подведение итогов | Обсуждение результатов | психолог, педагоги |
|
Вступительная часть
Здравствуйте, уважаемые гости, я рада видеть вас на нашем тренинге. И, надеюсь, все, что вы сегодня увидите, может пригодиться вам в вашем нелегком труде.
Давайте сразу обратимся к правилам тренинга, которые не должны нарушаться.
1. Мы – одна команда.
3. Каждый имеет право на свое мнение.
4. Уважение к говорящему ( не перебиваем друг друга).
4. При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия. Нельзя использовать высказывания типа: «Ты мне не нравишься». Следует говорить: «Мне не нравится твоя манера общения» и т.п.
5. Активное участие в происходящем.
6. Мобильный телефон выключен или переведен в беззвучный режим.
Для начала давайте обратимся к цели нашего тренинга и его задачам (зачитывается цель и задачи).
На экране вы видите план проведения нашего тренинга. Время проведения указано примерное, если не будем отвлекаться, то закончим это мероприятие быстрее.
А нас сегодня ждет тренинг по профилактике эмоционального (профессионального) выгорания. Тема, на мой взгляд, очень актуальная. Профессиональное выгорание является составляющей эмоционального выгорания (более широкое понятие), поэтому на первом слайде презентации я выделила слово профессиональное в скобки. Профессиональное выгорание - более узкий, более конкретный случай, когда причиной упадка сил стала именно работа. Профессиональное выгорание – это частный случай эмоционального выгорания, синдром, который развивается вследствие истощения личностных ресурсов человека на фоне постоянного стресса и усталости, связанных с работой. Профессиональное выгорание – это нормальная реакция психики на постоянный уровень эмоционального «зашумления».
Данный синдром наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий, т. е. профессий системы «человек – человек».
Представители профессии «человек – человек» из–за интенсивного общения рано или поздно начинают ощущать следующие симптомы: повышенную усталость, сниженную самооценку, ухудшение здоровья и т. д. Таким образом, личность защищает себя от психотравмирующих воздействий.
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
Профессиональный труд педагога-воспитателя отличается значительными нагрузками на его психоэмоциональную сферу. Большая часть его рабочего времени протекает в эмоционально –напряженной обстановке: чувственная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, высокая ответственность за жизнь и здоровье детей. Факторы такого рода, безусловно, оказывают влияние на педагога: появляются нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания. Таким образом, труд педагога отличается высокой напряженностью, поэтому педагоги в большей мере подвержены влиянию синдрома эмоционального выгорания.
Ознакомьтесь, пожалуйста, с симптомами «профессионального выгорания» на экране.
Симптомы профессионального выгорания
Выделяют 10 основных признаков эмоционального “выгорания” (психолог Е. Малер):
- истощение, усталость;
- бессонница;
- негативные установки;
- пренебрежение исполнением своих обязанностей;
- увлечение приемом психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);
- уменьшение аппетита или переедание;
- усиление агрессивности (раздражительность, гнев, напряженность);
- усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);
- чувство вины;
- переживание несправедливости.
Если из этого перечня хотя бы три применимы к вам, это уже повод задуматься, а не наступает ли у меня синдром ЭВ.
Этому феномену подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость.
Сейчас я предлагаю вашему вниманию упражнение, которое поможет вам заглянуть внутрь себя, и понять, что вы чувствуете на своей работе в различных ситуациях.
Упражнение «Откровенно говоря» ( см. приложение 1)
Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания.
Материалы: карточки с незаконченными фразами.
Рефлексия.
• Трудно ли вам было отвечать?
• Считаете ли вы полезным упражнение?
Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.
Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующие развитию этого явления.
Сегодня мы познакомимся с одним из методов направления арт-терапии, с помощью которого вы сможете не только поднять себе настроение, но и создать условия для более взвешенного, обдуманного поведения, не наносящего ущерба интересам другого человека. Арт–терапия - направление в психотерапии, которое использует творческие ресурсы человека и глубинные процессы его психики. А направление, о котором я хочу рассказать называется мандалотерапией. Кто-нибудь слышал о таком методе терапии?
Мандалы могут быть как произведениями искусства, так и формами, созданными самой природой. Рисунки в окружностях были обнаружены еще в древних цивилизациях и присутствуют в современном мире. Округлая форма мандал всегда сопровождала человека, например, форма круга — главная черта многих священных центров и доисторических мест поклонения и культа богов. Изображение мандал можно встретить у разных народов в разных культурах: на китайских бронзовых зеркалах, на бубнах сибирских шаманов, в схемах лабиринтов, в архитектурных композициях. Мандала издревле имеет духовный смысл символического отражения мира и психической гармонии. Люди интуитивно научились успокаивать свой ум и душу с помощью изображений в круге, используя их как способ снова сблизиться с природой.
Размер мандалы может быть любым – от небольшой картинки в несколько сантиметров до архитектурного сооружения.
Как считают психологи, все беспокойства и душевные трудности происходят из-за нехватки единства или из-за потери собственного центра. Творческая работа с мандалами из-за их концентрической структуры привносит нужную энергию для восстановления спокойствия, чтобы мы чувствовали себя такими же «круглыми» и цельными, как мандала.
По сути силы мандалы являются нашими собственными силами, которые раскрываются в процессе медитации. Поработав с моделью, мы бессознательно уравновешиваем наш внутренний мир, находим баланс внутренних и внешних сил и, кроме того, развиваемся.
Что же дает работа с мандалой?
Умственное и телесное расслабление. С помощью рассматривания или создания мандалы вы можете расслабиться и успокоиться.
Ну а теперь пришло нам познакомиться с мандалой ближе.
Упражнение «мандалотерапия»
Инструкция: Перед вами цветные карандаши и трафареты мандалы можете приступать к творчеству. (Можно включить спокойную музыку). При раскрашивании Мандалы нет ничего правильного или неправильного. Единственно, что требуется от вас, - это уважение к заданной форме, ее нельзя нарушать. Сядьте удобно, спина прямая, сделайте несколько глубоких медленных вдохов и выдохов. Пообщайтесь со своим внутренним «Я», вспомните проблемную, неразрешенную ситуацию, над которой вы хотите поработать. Это должна быть ситуация сильно вас волнующая. Можете приступать.
Просмотр цветотерапии.( см. приложение 2)
Рефлексия:
Вопрос первый: какие чувства Вы испытывали, рисуя мандалу?
Вопрос второй: помогла ли Вам мандала избавиться от страха, негативных эмоций, переживаний?
Вопрос третий: как вы себя чувствуете?
Приложение 1.
Карточки с неоконченными предложениями к упражнению «Откровенно говоря»
- Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем рабочем дне…
- Откровенно говоря, когда я готовлюсь к открытым занятиям…
- Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…
- Откровенно говоря, когда я волнуюсь…
- Откровенно говоря, когда я прихожу на работу…
- Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…
- Откровенно говоря, когда ко мне на занятия приходят студенты…
- Откровенно говоря, когда ко мне на занятие приходят педагоги или методисты…
- Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание...
- Откровенно говоря, когда мой рабочий день…
- Откровенно говоря, когда я провожу свое открытое занятие…
- Откровенно говоря, моя работа…
- Откровенно говоря, когда я думаю о работе…
- Откровенно говоря, когда я разговариваю с заведующим…
- Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…
- Откровенно говоря, после рабочего дня…
- Откровенно говоря, когда наступает пора отпуска…
- Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…
- Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…
- Откровенно говоря, неприятности на работе…
- Откровенно говоря, успехи на работе…
Приложение 2.
Когда работа с мандалами подходит к концу и у большей части группы готовы рисунки, психолог выводит на экран или вешает на доске значение цветов в мандале:
Красный
Это жизненная сила, энергия, либидо, активность, страдание, гнев, трансформация, разрушение, смелость, агрессивность, мужская энергия.
Много красного цвета в мандале показывает нам, что много гнева и агрессии накопилось, и им надо дать приемлемый выход через трансформацию, направить эту энергию на творчество и реализацию.
Его отсутствие в мандале говорит о пассивности и отсутствии самоутверждения. Желательно, чтобы он присутствовал хотя бы в сложных цветах. Например, в розовом, фиолетовом, оранжевом.
Синий (голубой)
Голубой цвет отображает женскую энергию, это релаксация и спокойствие. Это принятие и символ доброй матери. Он обычно говорит о возрождении и расширении. Это наша внутренняя способность создавать связи, питать взращивать. Но слишком много голубого цвета в мандале может говорить о пассивности и погружении в бессознательное. Отсутствие в мандале голубого цвета говорит об отсутствии контакта со своей внутренней женской энергией. Тёмный, мутный синий цвет — это пожирающее материнское начало, конфликтные отношения с матерью и негативное отношение к своей женской энергии, женскому началу.
Жёлтый
Жёлтый цвет — это индивидуальность, наша миссия. Это стремление идти вперёд. Чистый жёлтый цвет — это отображение наших хороших взаимоотношений с отцом. Затемнённый, грязный жёлтый — это болезненная привязанность к отцу, сниженная самооценка и проблемы во взаимоотношениях с мужчинами.
Остальные цвета создаются путём смешивания основных цветов и несут следующие качества:
Бирюзовый — исцеление, забота о себе и других.
Персиковый — чувственность, телесность, телесная сексуальность.
Розовый — нежность, естественная телесность, эмоциональная жизнь.
Лавандовый — духовное пробуждение, добродетель, возрождение.
Фиолетовый (яркий, фуксин) — эмансипация, индивидуализация, начало творческого проекта, отделение от матери.
Лилово-фиолетовый — развитие, идентификация, центрированность на себя, жизнь, живущая для себя.
Оранжевый — самоутверждение, упорство, самооценка, эгоцентризм, амбиции, взаимоотношения с мужским началом, с отцом.
Зелёный — рост, обновление, забота и поддержка других, взрослое отношение к себе.
Коричневый — печаль, желание домашнего очага, табу, низкое мнение о себе, заблокированность энергий.
Серый — безнадёжность, депрессия, вина.
Белый — духовность, трансформация, чистый лист, единство в котором соединяется разнообразие мира. Белый — это все цвета, ещё не проявленные на свои спектры.
Чёрный — тайна, смерть-возрождение, посвящение, бессознательное. Иногда это может быть выражением депрессии и горя, которое мы не позволяем себе выразить. Гармония и красота изначального Хаоса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов
Структура тренинга Вводная часть (на стульях)1. Приветствие2. Принятие правил, цели и задачи тренинга3. Разогрев4. Информация о СЭВ (пример)5.Упражнение - «Как я проявляю свои чувства...

ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления...

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»
Как установлено многочисленными исследованиями, специалисты, вынужденные по роду своей деятельности осуществлять многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми (педагоги, психологи, социальные...

Методическая разработка. Занятие по профилактике эмоционального выгорания у педагогов, воспитателей "Солнечный тренинг"
Работа в школе требует полного погружения в профессиональную деятельность. Стрессы, конфликты с коллегами, учениками приводят к эмоциональному выгоранию педагогов. При отсутствии своевременной психоло...

Тренинг-общения «Профилактика эмоционального выгорания личности педагога»
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания личности педагога»Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога....

Занятие по профилактике эмоционального выгорания у педагогов, воспитателей "Солнечный тренинг"
Работа в школе требует полного погружения в профессиональную деятельность. Стрессы, конфликты с коллегами, учениками приводят к эмоциональному выгоранию педагогов. При отсутствии своевременной психоло...

Практико – ориентированное занятие с элементами тренинга по профилактике эмоционального выгорания педагогов: «Сильнее всех владеющий собой»
Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия....
