«Организация социально – психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса в условиях школы - интерната».
методическая разработка

Влазнева Наталья Алексеевна

Доклад 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_seminar.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

                  Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Белоомутская школа – интернат для обучающихся с ОВЗ»

Тема: «Организация социально – психолого-педагогического сопровождения

всех участников образовательного процесса

в условиях школы - интерната».

                                                                                        Подготовила: педагог – психолог

                                                                                                                    Влазнева Н.А.

          Задачей нашей школы – интерната является не только обеспечение полноценного развития, обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также оказание помощи в социально-психологической адаптации и социализации обучающихся в обществе.        

                Педагог-психолог МКОУ «Белоомутская школа – интернат для обучающихся с ОВЗ»  это специалист, входящий в службу социально – психолого – педагогического сопровождения обучающихся,  который осуществляет профессиональную деятельность, направленную на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное развитие и обеспечение успешной социализации и самореализации обучающихся, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, защиту прав детей и подростков, предупреждение отклонения в их развитии и поведении. 

                Работа социально - психолого-педагогического сопровождения нацелена на оказание индивидуально-ориентированной социально – психолого - педагогической помощи всем участникам образовательного процесса.

                Дети, поступающие в наше образовательное учреждение, имеют различные диагнозы от легкой умственной отсталости до умеренной, а так же тяжелые и множественные нарушения развития. Они характеризуются недоразвитием высших психических функций, ограниченными возможностями развития произвольного внимания, восприятия, памяти, словесно-логического мышления, что существенно затрудняет познавательную деятельность. Многие учащиеся имеют речевые проблемы, ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции, агрессивное поведение,  и т.д. Все это существенно влияет на социализацию и адаптацию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в современном обществе.

                Чтобы решать данные проблемы, я как педагог – психолог провожу со всеми участниками образовательного процесса, диагностическую, коррекционную консультативную и профилактическую работу.

                Диагностическая работа направлена на выявление причин возникновения проблем различного характера у обучающихся.

                Коррекционная работа направлена на развитие личностной, познавательной и эмоционально – волевой сфер. В рамках коррекционной работы при наличии выявленных недостатков в поведении учащихся таких как, эмоционально-поведенческие нарушения, сложности межличностных отношений, проблемы в развитии познавательной сферы и т.д., разрабатываются и реализуются коррекционно – развивающие занятия с применением различных методов. Данные занятия, направлены на снятие эмоционального напряжения, формирование и развитие коммуникативных навыков - доброжелательного отношения друг к другу, умения вести диалог, устанавливать контакт, развитию личностных качеств, что способствует успешной самореализации обучающихся в обществе.

                Я, как педагог-психолог, работая с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), постоянно ориентируюсь на  личностные особенности обучающихся. При организации коррекционно-развивающей деятельности в работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) применяются особые психолого-педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении  и воспитании.

                В нашей школе – интернате много обучающихся с нарушением поведения, поэтому они требуют к себе особого внимания и индивидуального подхода.  В своей работе я использую стимулы, способствующие успешному взаимодействию с обучающимися: внимание,  одобрение, поощрение. Формы и методы работы с учащимися самые разнообразные: беседы с элементами  психокоррекции, обучение эффективным формам поведения, просмотр и обсуждение видеофильмов.  

                В старшем подростковом возрасте усиленное внимание я уделяю развитию личностных качеств обучающихся. Здесь я ставлю перед обучающимися проблемные вопросы. Конечно, это элементарные проблемные вопросы, но их решение доступно нашим учащимся. Это их побуждает к мышлению, а успешное решение проблемы позволяет почувствовать себя исследователями.

                Особенностью проведения мной коррекционно-развивающих занятий является работа со всей личностью в целом.

                Интерес обучающихся к   коррекционным воздействиям  обеспечивается благодаря использованию различных приемов и методов: гимнастики (для глаз, пальчиковая и т д), коммуникативные игры, работа со сказками, цветом и т.д.                 

                Так на коррекционно – развивающих занятиях я часто применяю рисуночные методы. Через рисунок дети могут передать свое настроение, чувства, эмоции. В процессе рисования они включают воображение, отражают на рисунке свои тревоги и обиды. По рисунку можно понять, каковы взаимоотношения в семье, в школе.

                Эффективным средством коррекционной работы является  «Кукольный театр». На мой взгляд, сказка, является одним из самых доступных жанров для  детей данной категории. Сказка позволяет  раскрыть различные секреты, страхи. Через куклу учащиеся могут передавать различную информацию. Они от имени своего персонажа проговаривают проблемы и конфликты, возникающие в реальной жизни. Надевая  на руку куклу, дети  становятся  «родителями» и «маленькими детьми», начинают рассказывать свои переживания.

                Одним из методов стабилизирующих эмоциональное состояние ребенка является работа с песком. При выполнении действий с песком у ребят уходит агрессия, раздражительность, улучшается настроение. В данный момент они расслабляются и  хорошо идут на контакт. Это помогает мне провести беседу и выявить причину возникновения агрессивного поведения, замкнутости.

                Для повышения интереса к занятиям использую компьютерные технологии: флэштренинг (просмотр видеоролика с последующим обсуждением). Сейчас в моем распоряжении  имеется интерактивный стол Project touch, который помогает разнообразить проведение коррекционно – равивающих занятий. 

                В работе по коррекции  эмоционально-волевой сферы использую различные задания  такие, как:

        - задания, выполнение которых дает положительный эмоциональный заряд, снимают эмоциональное напряжение  (раскрашивание мандал, рисунок на заданную тему, выполнение коллажа, лепка из пластилина),

        - задания, которые программируют на позитивное взаимодействие с другими людьми (коррекционные сказки, коммуникативные игры т.д.)

        - задания, позволяющие развивать коммуникативные навыки и навыки решения конфликтных, трудных жизненных ситуаций (поведенческий тренинг).

                Так как в нашей школе - интернате учатся дети с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями и ТМНР), к ним необходим особенный психолого – педагогический подход, так как эмоциональное состояние данных детей непредсказуемо. Оно может выражаться в полярности его чувств: от любви до внезапных проявлений агрессии или самоагрессии.

Таким образом,  с учетом  имеющихся проблем, таких, как интеллектуальная недостаточность, сложность  клинических диагнозов обучающихся, нарушения психологического профиля и уровня социальной адаптации считаю необходимостью использовать специальный индивидуальный подход в коррекционной с данными обучающимися.

Вся коррекционно-развивающая работа с обучающимися с умеренной умственной отсталостью и ТМНР строится на основе обучающей игры.

Правильно организованная игра помогает снять напряжение у ребенка, положительно тонизирует его, расширяет эмоциональные связи с окружающим. Считаю эффективным  использование технологий компенсирующего обучения, такие, как: "Социальное поощрения" (вербальное одобрение, поглаживание,  "дай пять")"- при демонстрировании ребенком социально-приемлемого поведения, выполнения инструкции.          

                Профилактическая работа направлена на оказание психологической    помощи и поддержки родителям (законным представителям), находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания, возникших в результате воспитания и обучения детей.

                Также проводится просветительская и профилактическая работа с педагогами школы – интерната, направленная на улучшение взаимоотношений «учитель – ученик»  Дети становятся более самостоятельными и уверенными в себе, когда видят, что их поддерживают не только родители, но и педагоги. Поэтому на методических объединениях я часто затрагиваю тему, как избежать конфликта с учеником, как улучшить эмоциональный климат в классе. Помимо этого систематически проводятся консультации со всеми педагогами нашего учреждения по всем возникающим вопросам, касающихся обучающихся таких как: особенности развития, поведения, успеваемости, общения с окружающими и т.д.

                В течение учебного года ведется профилактическая работа по ЗОЖ, направленная оказание психологическое воздействия, в результате которого у учащихся формируется внутренний «иммунитет» к наркотикам, алкоголю и табакокурению и вырабатывается способность не поддаваться влияниям, провоцирующим принятие данных веществ.

                Много времени уделяется профилактике суицидального поведения и буллинга среди детей и подростков. В рамках этого проводятся тематические классные часы, направленные на ознакомление с данной проблемой. Систематически проводится профилактическая работа с обучающимися состоящими на ВШУ и КДН и ЗП, а так же с обучающимися склонными к агрессии, конфликтному поведению.

                Я как, педагог – психолог в течение учебного года систематически провожу консультации со всеми субъектами образовательной среды, с целью поиска возможных путей решения возникающей проблемы, разработки и выдачи рекомендаций.  При реализации консультативного направления проводятся индивидуальные консультации по запросу  родителей (законных представителей), педагогов, администрации; а также групповые в виде выступления на общешкольных родительских собраниях. Особое внимание в системе консультационной работы с обучающимися уделяется  вопросам профориентации и личностной самореализации.   При оказании помощи обучающимся в выборе профессии учитываются мотивационные, психофизиологические, интеллектуальные, характерологические и эмоциональные особенности личности, личные интересы.

                Особое внимание в системе консультационной работы с обучающимися уделяется  вопросам профориентации и личностной самореализации.   При оказании помощи обучающимся в выборе профессии учитываются мотивационные, психофизиологические, интеллектуальные, характерологические и эмоциональные особенности личности, личные интересы.

Данный вид работы тесно сочетается с профессиональной и личностной диагностикой учащихся,  с этой целью проводятся психодиагностические исследования профориентационных качеств, интересов, особенностей личности выпускников. В индивидуальных беседах и во время коррекционно – развивающих занятий, проведения классных часов учащиеся знакомятся с содержанием профессиональной деятельности, особенностями её освоения и реализации. Учащиеся овладевают умениями ставить цель при выборе профессии и составлять программу действий для её достижения. На коррекционно – развивающих занятиях обучающиеся практически учатся оформлять документы, изучают приемы самопрезентации, что в дальнейшем оказывает им большую помощь в выборе профессии, получении послешкольного образования, а также социализации в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психолого-педагогическое сопровождение детей в образовательном процессе с нарушениями интеллекта в условиях школы-интерната IV вида г. Владимира для слабовидящих детей"

материал опубликован в сборнике "Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе", 2013 года.В модернизации российского образо...

План работы Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса в школе

Перспективные направления деятельности Уполномоченного по  защите прав участников  образовательного процесса в школе: 1) Систематическая работа с обращениями участников образовате...

Документация, регламентирующая и обеспечивающая деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе

Документация, регламентирующая и обеспечивающая  деятельность  педагога-психолога в системе  психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе...

Опыт работы воспитателя интерната Няч О.А. "Проблемы социальной адаптации детей младшего школьного возроста в условиях школы - интерната"

В данной работе описанны проблемы адаптации к условиям проживания в школе - интернате детей из числа кочевых семей...

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в школе-интернат

В данной презентации отражены особенности и направления моей профессиональной деятельности в школе....

Организация и проведение самоподготовки в начальных классах в условиях школы-интернат.

          На самоподготовке осуществляется закрепление  навыков под руководством воспитателя, который должен продолжить работу учителя. Отсюда основные воспитатель...