Психолого-педагогическая поддержка детей с дезадаптацией в условиях школы
статья по психологии

Кондратьева Людмила Владимировна

В статье раскрыты понятиа адаптация и дезадаптация. Представлена программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников. Материал будет полезен школьному педагогу-психологу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx52.83 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая поддержка

детей с дезадаптацией в условиях школы

В условиях образовательного учреждения адаптация рассматривается как процесс приспособления обучающихся к требованиям и условиям учебной деятельности, социальному окружению.

Адаптация - это процесс активного освоения личностью внешней среды условий обучения в школе с целью приспособления ее к своим индивидуальным интересам, склонностям, возможностям.

Дезадаптация - это социально-психологическое и социально-педагогическое явление неуспешности ребенка в сфере обучения, связанное с субъективно неразрешимым для него (ребенка) конфликтом между требованиями образовательной среды и ближайшего окружения и его психофизическими возможностями и способностями, соответствующими возрастному психическому развитию.

Учебная дезадаптация – рассматривается как социально-психологическое и социально-педагогическое явление неуспешности ребенка в сфере обучения, связанное с субъективно неразрешимым для него конфликтом между требованиями образовательной среды и ближайшего окружения и его психофизическими возможностями и способностями, соответствующими возрастному психическому развитию.

Социальная дезадаптация – характеризуется серьезными проблемами в личностном и в социальном развитии ребѐнка, вызванные нарушением социальных связей и межличностных отношений с семьѐй, сверстниками.

Дезадаптация развивается поэтапно в двух аспектах – деятельностном и в сфере отношений. В учебной деятельности при неблагоприятном развитии школьной ситуации развитие дезадаптации проходит 5 этапов:

- первичные трудности в учебе (1 этап) перерастают в пробелы в знаниях (2 этап);

- отставание в усвоении программы по одному или нескольким предметам (3 этап) – переходит в неуспеваемость частичную или общую (4 этап);

 - далее возможен крайний случай – отказ от учебной деятельности – ребенок может перестать посещать учебные занятия (5 этап).

В сфере социальных отношений отрицательная динамика выражается в том, что первично возникшее напряжение ребенка в отношениях с родителями и педагогами (1 этап) перерастают в смысловые барьеры (2 этап), в эпизодические (3 этап) и систематические конфликты (4 этап), и как крайний случай – в разрыв личностно значимых для него отношений (5 этап).

Педагогами, как правило, причины таких изменений в поведении ребенка чаще всего не связываются с влиянием школы, им дается однозначная оценка – «не хочет учиться», «у него плохое поведение». Неуспешность в учебной деятельности, проблемы в отношениях со значимыми людьми негативно сказываются на социально-психологическом благополучии личности. Могут возникать нарушения поведения, деформации характера, изменения состояния соматического и психического здоровья. В ситуациях хронической неуспешности учебная деятельность перестает восприниматься ребенком как значимая. Ребенок начинает искать тот вид занятий, в котором он был бы более успешен. Это может быть как досуговая деятельность (кружки, студии и т.п.), спортивные занятия, так и вовлечение в различные неформальные подростковые группы различной направленности. Возможно появление различных форм поведенческих девиаций. Такие формы поведения могут служить способом привлечения внимания взрослых.

Принято выделять следующие основные компоненты дезадаптации:

 Когнитивный, компонент — проявляется в трудностях учебной деятельности, несформированности познавательных процессов, низкой успеваемости в обучении по отдельным учебным предметам;

 Эмоционально-личностный компонент—отрицательное эмоционально личностное отношение к отдельным предметам и обучению в целом, педагогам;

 Поведенческий компонент — нарушения учебной дисциплины, поведения в сфере взаимодействия с педагогами и сверстниками.

У большинства детей, имеющих проявления дезадаптации, достаточно четко могут прослеживаться все три компонента. Риск возникновения дезадаптации повышается в переходные периоды обучения. Выделим наиболее распространенные периоды риска возникновения учебной и социальной дезадаптации у детей и подростков:

1. Этап адаптации первоклассников к школьному обучению.

2. Период адаптации к обучению в 5 классе.

3. Период адаптации на этапе перехода к профильному обучению (8-9 класс)

Дезадаптация в сфере отношений приводит к социальной дезадаптации. Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и искажении системы внутренней регуляции, ценностных ориентаций, социальных установок. По сути дела, при социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, на которое влияет ближайшее окружение, которое демонстрирует образцы асоциального, антиобщественного поведения, взглядов, установок, так и косвенные влияния, когда имеет место снижение значимости ведущих институтов социализации, которыми для учащегося, в частности, являются семья, школа.

В зависимости от степени и глубины деформации процесса социализации можно выделить две стадии социальной дезадаптации:

1. Педагогически запущенные учащиеся. Основные деформации связаны со школьным учебно-воспитательным процессом, отношением к учебной деятельности, учителям, нормам школьной жизни и школьного распорядка. Педагогическая запущенность характеризуется хроническим отставанием по ряду предметов школьной программы, сопротивлением педагогическим воздействиям, дерзостью с учителями, негативным отношением к учебе, социальной дезадаптацией и различными асоциальными проявлениями (сквернословие, курение, хулиганские поступки, пропуски уроков, конфликтные отношения с учителями, одноклассниками).

2. Социально запущенные дети и подростки. Социально запущенные учащиеся не только плохо учатся, имеют хроническое отставание по предметам учебной программы и оказывают сопротивление педагогическим воздействиям, но, в отличие от педагогически запушенных, профессионально не ориентированы, у них не сформированы полезные навыки и умения, сужена сфера интересов. Они характеризуются глубоким отчуждением от семьи и школы, их формирование и социальное развитие идет в основном пол влиянием асоциальных, криминогенных подростковых групп, усвоение групповых норм и ценностей которых приводит к деформации сознания, ценностных ориентаций и социальных установок несовершеннолетних. Для социально запущенных подростков характерны различные серьезные социальные отклонения (бродяжничество, наркомания, пьянство, алкоголизм, правонарушения, аморальное поведение и т.д.).

Работа психолога с «трудными детьми» предполагает выявление различного рода неблагоприятных индивидных, личностных, психолого-педагогических и социально-психологических факторов, затрудняющих социальную адаптацию детей и подростков и работа с ними.

При отсутствии специальной помощи психологическое неблагополучие таких детей из начальной школы переходит в подростковый возраст, нередко создавая основу для отклоняющегося поведения.

Психолого-педагогическое сопровождение мы рассматриваем как особый вид помощи ребенку со стороны субъектов педагогического процесса, обеспечивающий его развитие в условиях образовательного процесса. В процессе сопровождения анализируются и обосновываются психолого-педагогические условия, обеспечивающие более легкую степень адаптации первоклассников к обучению в школе, через создание системы активного взаимодействия учителя, родителей, педагога-психолога, социального педагога и логопеда. Такое взаимодействие способствует профилактике дезадаптации ребенка в период вхождения в школьную жизнь за счет своевременной диагностики и объективной оценки положительных и отрицательных влияний семьи на ребенка, учета психологической готовности ребенка к школе, уровня сформированности коммуникативной сферы, состояния здоровья.

Индивидуальная работа психолога с дезадаптивными детьми предполагает выявление как слабых, так и сильных сторон личности трудновоспитуемых детей и подростков, которые, с одной стороны, требуют психолого-педагогической коррекции, а с другой — составляют здоровый психологический потенциал личности, на который можно опираться в процессе воспитания, перевоспитания, самовоспитания.

Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений ребенка как со взрослыми, так и сверстниками, и «лечение» социальной ситуации, то есть коррекцию педагогических позиций учителей, родителей, разрешение острых и вяло текущих конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии подростка. Чрезвычайно важным представляется также анализ социометрического статуса ребенка в коллективе класса, в среде сверстников, определение места, которое он занимает в системе межличностных отношений, выявление того, насколько оправдываются его престижные ожидания, имеет ли место психологическая изоляция, определение причин, а также возможных путей преодоления.

В программе коррекционных мероприятий особое место занимает консультирование родителей, педагогов, позволяющее взрослым лучше понять индивидуально-психологические особенности детей и подростков, подвергнуть критическому самоанализу свои педагогические действия. При этом важно помнить, что наибольшая вероятность осложнений в отношениях взрослого и ребенка появляется в кризисные периоды развития, когда в связи с появлением психологических новообразований происходят резкие скачкообразные изменения в психике и личности ребенка, подростка, в его отношениях с окружающими, в ситуации социального развития, что не всегда учитывается родителями, воспитателями. Серьезные педагогические ошибки, ведущие к нервно-психическим срывам детей и подростков, к дезадаптации их поведения и деформации личностного развития, возникают в случаях, когда родители, воспитатели стремятся влиять на базисные, индивидные свойства ребенка, такие, как темперамент, особенности психомоторики, эмоционально-волевой сферы, не учитывая их инерционность, относительное постоянство. В данном случае психолог должен помочь родителям определить, какие именно свойства ребенка необходимо учитывать, не стремясь к их «переделке», какие можно корректировать и какие развивать. То есть психолог должен, по сути дела, помочь родителям изменить в ребенке то, что в состоянии меняться, смириться с тем, что они не в состоянии изменить, и научиться отличать одно от другого.

1. Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся при адаптации к условиям обучения на уровне начального общего образования

Под адаптацией понимается успешность школьника в обучении, положительный эмоциональный фон его пребывания в школе, а также отсутствие тенденции к нарушению норм школьной жизни. Противоположная ситуация – дезадаптация рассматривается как неуспешность ребенка в сфере обучения и невозможность найти в школе  «свое место», на котором он может быть принят таким, каков он есть, сохраняя и развивая свою идентичность, потенции и возможности для самореализации и самоактуализации. Данная ситуация нуждается в психолого-педагогической коррекции.

Сопровождение - система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание психолого-педагогических условий для полноценного развития успешного обучения ребенка в ситуациях их взаимодействия.

Адаптация первоклассников связана с успешной реализацией двух важных этапов:

  • Адаптация первоклассника к школе;
  • Психолого-педагогическая помощь школьникам, испытывающим трудности в школьной адаптации.

Психолого-педагогическое сопровождение должно начинаться с первых дней обучения в школе, а затем непрерывно продолжаться в течение первого года обучения. Программа рассчитана на один год.

Программа адресована обучающимся 1-х классов общеобразовательной школы.

Программа состоит из трех этапов:

1 этап (профилактический) - учащиеся, поступившие в 1 класс общеобразовательной школы.

2 этап (коррекционно-развивающий) - учащиеся, показавшие низкий уровень адаптации к школе после прохождения 1 этапа.

3 этап (заключительный) – учащиеся 1-х классов.

Цель данной Программы: создание условий для успешной адаптации учащихся первых классов к обучению в школе.

Основные задачи Программы:

  • Формировать у детей новую внутреннюю позицию школьника;
  • Развивать произвольность их поведения и познавательной деятельности;
  • Формирование компетентного общения;
  • Формирование эмоциональной сферы ребенка.

Актуальность Программы

Содержание Программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся при адаптации к условиям обучения на ступени общего начального образования  полностью соответствует  требованиям Федерального  Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования.

Адаптация детей к школьной жизни является одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой. Обращение к данной проблеме обусловлено ориентацией на личность школьника и фиксации потребности в социально адаптированных учащихся. Обучение и воспитание личности ребенка в начальной школе является составной частью всей системы образования. Раннее начало обучения, интенсификация учебной программы, увеличение объема информации, повешение требований к образованию, развитие умственных способностей детей, их творческая активность в общеобразовательной практике не всегда сочетаются с возможностями сохранения и укрепления здоровья, налаживанию взаимоотношений со сверстниками и учителем. Это порождает противоречие между потребностью в формировании всесторонне развитой личности, самостоятельной и творчески развитой, ценящей себя и других и необходимостью сохранения здоровья детей.

Общая характеристика Программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся при адаптации к условиям обучения на ступени общего начального образования.

Программа предполагает психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей к обучению в школе на трех этапах:

1 этап (профилактический);

2 этап (коррекционно-развивающий);

3 этап (заключительный).

Алгоритмы работы на этапах:

1 этап (профилактический) – Пропедевтика возникновения школьной дезадаптации; Психолого-педагогическая поддержка обучающихся 1-х классов на этапе адаптации к новой социально-педагогической ситуации).

Организационная и методическая подготовка к проведению данного этапа (презентация Программы для администрации ОУ и классных руководителей, обсуждение организационных вопросов).

Выступление на родительском собрании «Что такое готовность ребенка к школе и трудности в период адаптации первоклассников к условиям образовательного учреждения».

Проведение первого этапа диагностического обследования (диагностический минимум).

Методика

Направленность диагностики

Сроки

Наблюдение:

«Признаки утомляемости»

«Особенности поведения детей в урочной и внеурочной деятельности»

«Определение уровня тревожности»

«Оценка формирования педагогом позиции ученика у детей» (на основе опросника М.Р.Битяновой)

«Анализ продуктов деятельности детей»

Изучение поведенческих проявлений детей, уровня школьной тревожности, профилактических мер, предпринимаемых учителем.

Сентябрь

Опросники:

«Диагностика школьной тревожности детей на основе их поведенческих проявлений» (для педагогов)

«Особенности поведенческих проявлений у детей в период адаптации к первому классу» (для родителей)

«Определение отношений ребенка со сверстниками» (для педагогов)

Изучение взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослым (учителем),

характера поведения ребенка в период его адаптации к школе и школьному режиму,

школьной тревожности посредством анализа ее проявлений в поведении.

Октябрь

«Беседа о школе»,

«Рисунок человека»,

«Гештальт-тест Бендер», «Домик»

Изучение познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы с целью получения необходимой информации о психолого-педагогическом статусе первоклассника, для предупреждения и преодоления трудностей периода адаптации к школьному обучению;

Ноябрь

Консультирование родителей и учителей «Адаптация первоклассников».

Проведение психопрофилактических классных часов «Я в школе» (Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5,10 классы): система работы с детьми, родителями, пеадгогами /автор-составитель С.А.Коробкина. – Волгоград:Учитель, 2010). Сентябрь.

Подготовка к психолого-педагогическому консилиуму. (Обработка полученных результатов, анализ результатов, составление отчета).

Проведение психолого-педагогического консилиума «Выявление детей «группы риска» в период адаптации к условиям школы».

Реализация решений консилиума.

Консультирование классного руководителя по результатам диагностики и формирование групп для проведения коррекционно-развивающих занятий с учащимися.

 Консультирование родителей по результатам диагностики и оформление заявления - разрешения на проведение  коррекционно-развивающих занятий.

Планирование и осуществление контроля за эффективностью проводимой работы.

2 этап (коррекционно-развивающий) – Профилактика школьной дезадаптации; Оказание психолого-педагогической поддержки учащимся 1 классов период адаптации к условиям обучения на новой ступени.

Проведение второго этапа психодиагностического обследования (углубленная диагностика).

Методика

Направленность диагностики

Сроки

Наблюдение:

 «Анализ продуктов деятельности детей»

Изучение поведенческих проявлений детей, уровня школьной тревожности, профилактических мер, предпринимаемых учителем.

Декабрь  

Опросники:

«Опросник дезадаптации», предложенный Л.М. Ковалевой и Н.Н. Тарасенко (для педагогов)

Систематизация представлений о дезадаптации ребенка.

Декабрь  

 «Тест Равена»,

 «Методика исследования вербально-логического мышления»,

тест «Тулуз – Пьерона»,

«Методика определения мотивов учения М.Р.Гинзбурга»

«Социометрическое исследование»

Изучение познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы с целью получения необходимой информации о психолого-педагогическом статусе первоклассника, для предупреждения и преодоления трудностей периода адаптации к школьному обучению;

Декабрь

Анкета обучающихся и родителей «Удовлетворенность школьной жизнью»

Определить удовлетворенность родителей и обучающихся школьной жизнью.

февраль

Консультирование родителей и учителей «Как помочь ребенку адаптироваться к условиям школы».

Реализация Программы «Я и Мы». Январь - май.

Подготовка к психолого-педагогическому консилиуму.

Проведение психолого-педагогического консилиума «Адаптация детей «группы риска».

Реализация решений консилиума.

Планирование и осуществление контроля за эффективностью проводимой работы.

3 этап (заключительный) – Отслеживание динамики развития; Оказание психолого-педагогической поддержки учащимся 1 классов период адаптации к условиям обучения на новой ступени. (февраль – май)

Консультирование родителей и учителей «Динамика развития».

Заключительное диагностическое обследование (см. 1,2 этап)

Методика

Направленность диагностики

Сроки

Наблюдение:

 «Анализ продуктов деятельности детей»

Изучение поведенческих проявлений детей, уровня школьной тревожности, профилактических мер, предпринимаемых учителем.

Февраль - май  

Анкета обучающихся и родителей «Удовлетворенность школьной жизнью»

Определить удовлетворенность родителей и обучающихся школьной жизнью.

Февраль  

Подготовка к психолого-педагогическому консилиуму.

Проведение психолого-педагогического консилиума «Динамика развития в адаптации детей «группы риска».

Реализация решений консилиума.

Планирование и осуществление контроля за эффективностью проводимой работы.

2. Коррекционно-развивающая программа «Я и Мы»

Программа «Я и Мы» может реализовывать социальное направление во внеурочной деятельности в начальной школе  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа адресована обучающимся 1-х классов общеобразовательной школы.

Цель данной Программы: развитие компетенции  личностного самосовершенствования, ценностно-смысловой компетенции, коммуникативной компетенции и активности через формирование положительной Я-концепции учащихся.

Основные задачи Программы:

  • Учить методам и приемам познания себя.
  • Учить осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики, эффективно использовать их во всех основных видах и формах познания.
  • Формирование положительной Я-концепции и положительной концепции другого человека, их баланса.
  • Помочь осознать свои задатки и способности.
  • Формирование мотивации достижения успеха.
  • Формирование компетентного общения.
  • Формирование эмоциональной сферы ребенка.
  • Ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения.

Актуальность Программы

Содержание программы «Я и Мы» полностью соответствует  требованиям Федерального  Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования.

Адаптация детей к школьной жизни является одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой. Обращение к данной проблеме обусловлено ориентацией на личность школьника и фиксации потребности в социально адаптированных учащихся. Обучение и воспитание личности ребенка в начальной школе является составной частью всей системы образования. Раннее начало обучения, интенсификация учебной программы, увеличение объема информации, повешение требований к образованию, развитие умственных способностей детей, их творческая активность в общеобразовательной практике не всегда сочетаются с возможностями сохранения и укрепления здоровья, налаживанию взаимоотношений со сверстниками и учителем. Это порождает противоречие между потребностью в формировании всесторонне развитой личности, самостоятельной и творчески развитой, ценящей себя и других и необходимостью сохранения здоровья детей.

Адресат. Программа «Я и Мы» предназначена для детей 7 - 8 лет и рассчитана на 15 занятий по 1 часу.

Практическая значимость Программы 

Составляя программу взаимодействия с младшими школьниками в области социальной адаптации, я опиралась на формирование компетенции  личностного самосовершенствования, социально-трудовой компетенции, коммуникативной компетенции.  Целью данных встреч является помощь младшим школьникам в формировании положительной Я-концепции, осознании своих достоинств, мотивации к достижению успеха.

Метапредметными результатами изучения программы «Я и Мы» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

  • Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.
  • Смыслообразование – поиск и установление личностного смысла учения, понимание границ того, «что я знаю»  и «что не знаю», стремление к преодолению разрыва между этими областями.
  • Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД:

  • Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.
  • Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
  • Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.
  • Контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
  • Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем товарищами.
  • Оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
  • Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
  • Основой  для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

  • Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.
  • Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.
  • Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
  • Формулирование проблемы.
  • Самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
  • Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
  • Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.
  • Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий.
  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Формы, режим:

Программа  «Я и Мы»  рассчитана на 15 занятий во 2 полугодии 1 класса. Занятия проводятся 1 час в неделю (возможно проведение в рамках внеурочной деятельности). Форма проведения: групповая.

К результатам обучения относятся психологические знания (понятия, способы психической деятельности), психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения), навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой), опыт творческой самодеятельности, овладение культурой психической деятельности, формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.

Основные результаты:

  • Низкий  уровень тревожности;
  • Высокая и нормальная самооценка;
  • Позитивное отношение к себе и своей личности;
  • Хорошо сформированные умения общения со сверстниками и взрослыми, в том числе педагогами;
  • Положительная мотивация к обучению.

Основные умения и навыки, которыми должен овладеть школьник за время занятий по программе:

  • Умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
  • Умение устанавливать межличностные отношения с педагогами и детьми;
  • Умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
  • Умение общения и достойного поведения с одноклассниками;
  • Навыки коллективной деятельности.

Результативность:

Результативность изучения данной Программы определяется на основе наблюдения и анализа включенности ребенка в процесс взаимодействия.

 Содержание Программы внеурочной деятельности.

Блочно-модульное планирование:

Программа включает в себя 5 блоков, каждый из которых состоит из нескольких занятий.

Блок «Эмоциональная сфера» включает 3 занятия.

Данный блок занятий укрепляет психическое здоровье детей путем сбалансированности положительных и отрицательных  эмоций, обеспечивающих поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Профилактика нарушения эмоционального дисбаланса способствует укреплению такого типа эмоционального реагирования, который в будущем поможет ребенку устанавливать и поддерживать адекватные социальные контакты.  

Блок «Я концепция – концепция другого человека» включает 3 занятия.

Регулярные занятия создают условия для позитивного формирования «Я – концепции» младшего школьника, развитию его представлений о себе и окружающих, заботе о своём «личностном росте»; определению сдвигов в общении со сверстниками, повышение своей «ценности».

Блок «Мотивация достижения успеха» включает 3 занятия.

Разнообразие ситуаций, представленных в программе, способствует обретению младшими школьниками успешности, проявлению их индивидуальности, что является важнейшими предпосылками обретения уверенности в себе, чувства самоуважения, достоинства как важнейших составляющих позитивного представления о собственной личности.

Блок «Когнитивная сфера» включает 3 занятия.

Занятия этого блока включают в себя упражнения на развитие процессов памяти, внимания, мышления и воображения. Несложные упражнения позволят обратить персональное внимание на деятельностный компонент. Обучающиеся приобретают умения формулировать простую учебную задачу, что стимулирует познавательную активность.

Блок «Компетентность в общении» включает 3 занятия.

Общение со сверстниками в группе дает возможность каждому вступать в процесс общения. Дети учатся ориентироваться в партнерах и ситуациях общения, согласовывать свои действия и мнения. В процессе общения ребята имеют возможность оценить свои индивидуальные умения при решении совместных задач и результаты совместного общения. Общение становится доверительным.

Тематическое планирование.

№ п/п

Темы

Количество часов

В том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

Блок «Эмоциональная сфера»

0,5

0,5

1

0,5

0,5

2

Мы испытываем разные чувства.

1

0,5

0,5

3

Понимаем чувства другого человека.

1

0,5

0,5

Блок «Я концепция – концепция другого человека»

4

Какой Я? Какой ты?

1

0,5

0,5

5

Люди отличаются друг от друга своими качествами.

1

0,5

0,5

6

Важные качества людей.

1

0,5

0,5

Блок «Мотивация достижения успеха»

7

Трудности первоклассника в школе, дома, на улице?

1

0,5

0,5

8

Школьные трудности. Домашние трудности.

1

0,5

0,5

9

Ответственность: могу и делаю.

1

0,5

0,5

Блок «Когнитивная сфера»

10

Я внимательный.

1

0,5

0,5

11

Я понимающий.

1

0,5

0,5

12

Я думающий.

1

0,5

0,5

Блок «Компетентность в общении»

13

Я желаю добра ребятам.

1

0,5

0,5

14

Давайте пообщаемся.

1

0,5

0,5

15

Мир вокруг нас.

1

0

1

15

7

8


Краткие методические рекомендации по организации занятий Программы:

Методы и приемы организации деятельности учащихся на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности.

Занятия носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. В связи с этим упор делается на развитии внимания и мышления, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Система представленных на занятиях задач и упражнений построена таким образом, что позволяет обеспечить познавательный, развивающий аспект курса.

 Список литературы для педагога.

И.В.Вачков, Т.А. Аржакаева, А.Х. Попова. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М:Генезис, 2012.

О.В.Хухлаева. тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: Генезис, 2004.

Уроки психологии в 1 классе. Рабочая тетрадь школьника. Под редакцией С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2011.

Психология. 1 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением/ авт.-сост. Д.А.Глазунов. – М.: Издательство «Глобус», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на уроках математики в классах педагогической поддержки».

Методическая разработка преподавателя математики – Удодовой Л.В.    На тему: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на...

«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях дополнительного общего образования»

Процесс выявления, обучения и развития одаренных и талантливых детей составляет одну из важнейших задач современного отечественного образования.Актуальность работы с одаренными детьми определяет...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

реферат-исследование  по проблеме поддержки  тубинфицированных  детей и подростков  в условиях  санаторной школы-интерната...

Проектная работа Психолого- педагогическая поддержка детей с ОВЗ в начальной школе

В данной работе представлены советы по психолого- педагогической поддержке детей с ограниченными возможностями (ЗПР) детей в начальной школе...

Статья "Психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности одаренных школьников в условиях сельской общеобразовательной школы "

В статье раскрывается опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению исследовательской и проектной деятельности школьников....

Программа "Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних получателей социальных услуг в условиях социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних от 12 до 18 лет временного проживания Центра социальной помощи семье и детям"

В программе описано планирование деятельности, концептуальные подходы, основные цели и задачи социального педагога социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних временного проживания Це...