Программа "Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних получателей социальных услуг в условиях социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних от 12 до 18 лет временного проживания Центра социальной помощи семье и детям"
методическая разработка
В программе описано планирование деятельности, концептуальные подходы, основные цели и задачи социального педагога социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних временного проживания Центра социальной помощи семье и детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 472.06 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |||
1 | Пояснительная записка | 3 | |
1.1 | Актуальность программы | 3 | |
1.2 | Законодательная база | 4 | |
2 | Концептуальные подходы | 5 | |
2.1 | Раскрытие понятийного аппарата | 5 | |
2.2 | Научно-методические основания (авторы и идеи) | 6 | |
3 | Основная часть | 8 | |
3.1 | Цели и задачи программы | 8 | |
3.2 | План работы социального педагога на 2023 год | 10 | |
3.3 | Точки риска при реализации программы | 16 |
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Актуальность программы
Современный человек сталкивается с различными социальными, экономическими и прочими трудностями, которые могут серьезно снизить качество его жизни. Прежде всего, уязвимы семьи, имеющие детей, и особенно категории семей, имеющие статус «малообеспеченные», многодетные семьи, неполные семьи, семьи, имеющие членов семьи с алкогольной и иной зависимостью и т.д. Это приводит к повышению спроса на социальную поддержку со стороны учреждений социального обслуживания, в том числе на профессиональную помощь социальных педагогов.
Профессиональная деятельность социального педагога является важной частью системы социального обслуживания семей с детьми, детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей. Работа социального педагога в структуре «Центров помощи семье и детям» сосредоточена на осуществлении отдельных функций по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, проведении социально-реабилитационной работы.
Усиление функций учреждений социального обслуживания населения предполагает и возрастание роли социальных педагогов, призванных изучать социальные проблемы и содействовать их успешному разрешению.
Можно выделить несколько групп основных проблем:
- проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребёнка и насилием в семье.
- проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей и подростков в социальной среде;
- проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, родителей, работников учреждений;
- проблемы, связанные с конфликтами и морально-психологическим климатом в образовательном учреждении, которое посещает ребенок;
Социальный педагог способствует развитию социальной политики государственных и общественных структур в области детства, обеспечивает признание и приоритетное удовлетворение интересов детей как особой социально-демографической группы общества. В компетенцию социального педагога входит разработка, формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты социального права ребёнка.
Объектом работы социального педагога социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних временного проживания-2 (далее ОСР – 2) является несовершеннолетний, получатель социальных услуг (далее н/л ПСУ), находящийся в трудной жизненной ситуации либо социально-опасном положении.
В ОСР-2 создаются условия жизни, приближенные к домашним, рассчитанные на социальную реабилитацию несовершеннолетних ПСУ, в том числе подростков с девиантным поведением; выделяются специальные помещения для сна, питания, досуга и труда, оказания медицинской и психологической помощи. Социальный педагог ОСР-2 – это сотрудник стационарного отделения в режиме круглосуточного пребывания, который участвует в обеспечении жизнедеятельности несовершеннолетних ПСУ, организуя деятельность воспитателей и законных представителей с учётом интересов детей. Включает несовершеннолетних ПСУ в учебную, трудовую, познавательную, досуговую и иную деятельность, а также в процесс самообслуживания. Создаёт условия для социального саморазвития подростков.
Данная программа психолого-педагогического сопровождения предусматривает оказание социально-педагогической помощи н/л ПСУ при одновременной работе с родителями, н/л, педагогами школ и воспитателями.
1.2 Законодательная база
Профессиональная деятельность социального педагога реализуется в рамках государственной социальной политики. Для определения границ профессиональной компетентности, осуществления прав и обязанностей социального педагога, программа психолого-педагогического сопровождения основывается на нормативно-правовой базе, включающей документы:
- Конституция Российской Федерации.
- Конвенция ООН о правах ребёнка.
- Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.2994 №51-ФЗ, принят ГД21.10.1994, в ред. от 27.07.2010
- Семейный Кодекс РФ Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), от 30.12.2001 N195-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 20.12.2001, в ред. от 29.12.2010
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
- Закон Санкт-Петербурга от 04.06.2007 № 230-42 «О профилактике правонарушений в СПб».
- Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации»;
2. Концептуальные подходы
2.1 Раскрытие понятийного аппарата
В соответствии с законодательством Российской Федерации, в рамках данной программы, употребляются следующие основные понятия:
Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
Социальное обслуживание граждан (далее - социальное обслуживание) - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам;
Социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;
Получатель социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги.
Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
2.2 Научно-методические основания
Социально-педагогическая реабилитация – это целостный процесс целенаправленных, взаимосвязанных педагогических и социальных воздействий всех субъектов реабилитации, ориентированных на актуализацию внутренних ресурсов, способствующих развитию способности подростка сопротивляться воздействию факторов социального риска дезадаптации.
Профилактика - процесс влияния государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонение в поведении подростков.
В литературе выделяется несколько уровней профилактической деятельности:
- Решение социально-экономических, культурных и других задач общегосударственного масштаба по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей;
- Меры по педагогической ориентации инфраструктуры микро социума, направленные на оздоровление микросреды, в которой протекает жизнедеятельность человека;
- Индивидуальная воспитательно-профилактическая работа, направленная на коррекцию и предупреждение противоправных действий и отклонений в поведении отдельных лиц.
В основе профилактических мер лежит деятельность, направленная на решение следующих задач:
- создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических условий для нормального осуществления процесса социализации личности;
- осуществление психолого-педагогической и социальной помощи несовершеннолетним и их родителям;
- организация эффективного взаимодействия всех субъектов профилактики.
Первичная профилактика - комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Следует отметить, что именно первичная профилактика является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков.
Так как профилактика по своей сути предусматривает решение еще не возникших проблем, поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения.
На уровне ранних проявлений склонности к совершению правонарушений профилактическую функцию выполняют институты семьи и школы в лице родителя, учителей, социального педагога и психолога школы, а также система школьных и внешкольных досуговых учреждений (клубов, спортивных секций и т.п.). Сутью профилактической деятельности на данном этапе является создание для ребенка и подростка, условий и возможностей:
- удовлетворять свои потребности социально положительными способами;
- своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситуации, могущей стать ситуацией риска.
Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение (пропускающими уроки, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье и т.п.). Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления; оказание своевременной социально психологической поддержки подростку, находящемуся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении.
Общая профилактика предполагает осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения тех или иных проблем в обозримом будущем ребенка, либо на предупреждение той или иной проблемы непосредственно перед ее возникновением.
Специальной профилактикой называется система мер, направленных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика неуспеваемости, профилактика агрессивного поведения, профилактика подросткового суицида и т.п.
В современной модели социально-педагогической деятельности по профилактике несовершеннолетних ключевыми концептуальными положениями являются следующие:
- центром социально-педагогической системы является личность ребенка, на которую направлено семейное воспитание и общественная забота;
- социально-педагогическая деятельность предполагает гуманно личностный подход к ребенку в процессе обучения, воспитания и развития; личностно-ориентированную педагогику сотрудничества детей и взрослых, современные инновационные методики и технологии.
- интеграция воспитательных воздействий образовательного учреждений, системы дополнительного образования, семьи, общественных институтов, государственных, социальных учреждений, на которые возложены функции ранней профилактики девиантного поведения подростков;
При этом все компоненты учебно-воспитательного процесса социальных учреждений, учреждений образования, дополнительного образования детей в сфере свободного времени направлены на выработку у детей невосприимчивости к факторам возникновения негативных проявлений поведения. Вовлечение в социально значимую деятельность, в целом позволит обеспечивать позитивную содержательную занятость подростков в свободное от учебы время, осуществляя тем самым раннюю профилактику правонарушений среди несовершеннолетних.
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
3.1 Цели и задачи программы
В профессиональной деятельности социального педагога ОСР-2 имеются три ведущие функции социально-педагогической работы:
- Защитно-охранная - защита и охрана прав н/л ПСУ в уже сложившейся трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении: защита н/л ПСУ от негативной социальной среды;
- Организационная координация действий средств, которые способствуют выходу н/л ПСУ из трудной жизненной ситуации или социально-опасного положения; развитие и упрочение социальных связей для использования возможностей различных людей и организаций; приобщение их к решению проблем социальной жизни н/л ПСУ и активное включение самого н/л ПСУ в эти связи.
- Профилактическая - профилактика проблемной жизненной ситуации н/л ПСУ, предупреждение или создание условий для решения проблем социальной жизни н/л ПСУ, совместное с ним преодоление трудностей на пути решения жизненно важных задач;
Социальный педагог несет ответственность:
- за привлечение к совместной деятельности различных заинтересованных организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов;
- систематическую работу с семьями, нуждающимися в социально-педагогической помощи и поддержке.
Исходя из этих функций, можно обозначить цели и задачи работы социального педагога.
Основные цели работы социального педагога:
- осуществление защиты прав несовершеннолетних ПСУ и содействие реализации этих прав;
- выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности несовершеннолетних ПСУ;
- создание условий для обеспечения эффективности мер по профилактике безнадзорности и правонарушений н/л ПСУ;
- создание условий для решения проблем социальной жизни н/л ПСУ;
- оказание помощи в преодолении трудностей на пути решения жизненно важных задач;
- осуществление взаимодействия субъектов профилактики, родителей и несовершеннолетних в процессе социализации.
Основные задачи работы социального педагога:
- оказывать социальную, педагогическую и иную помощь несовершеннолетним получателям социальных услуг, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации;
- взаимодействовать с субъектами профилактики по оказанию социально-педагогической поддержки н/л ПСУ, родителям (законным представителям), находящимся в социально-опасном положении.
- представлять интересы н/л ПСУ в государственных и общественных структурах;
- осуществлять поддержку н/л ПСУ и их семей в защите прав, свобод, социальных гарантий;
- оказывать помощь н/л ПСУ в устранении причин школьной дезадаптации;
- принимать участие в восстановлении социального статуса н/л ПСУ в коллективах сверстников по месту учебы;
- содействовать возвращению н/л ПСУ в семью;
- оказывать консультативную помощь н/л ПСУ, родителям (законным представителям), находящимся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении.
- способствовать установлению конструктивного взаимодействия ребенка, родителей (законных представителей), педагогов для успешного решения проблем н/л ПСУ;
- способствовать повышению педагогической компетентности родителей (законных представителей) через беседы, индивидуальные консультации;
- оказывать помощь педагогам школ и воспитателям отделения в работе с детьми девиантного поведения.
Направления деятельности социального педагога:
- Организационная деятельность.
- Диагностическая деятельность.
- Консультирование.
- Индивидуальная и групповая профилактическая работа.
- Организация и проведение коррекционных занятий.
- Взаимодействие с субъектами профилактики и общественными организациями.
- Повышение профессионального уровня.
- Организация и проведение мероприятий, направленных повышение общей культуры несовершеннолетних.
Ожидаемые результаты деятельности социального педагога:
Оказание помощи несовершеннолетним получателям социальных услуг в преодолении трудной жизненной ситуации и устранение признаков социально-опасного положения. Восстановление мотивации к учебной деятельности. Повышение социально-педагогической компетентности законных представителей н/л ПСУ. Выявление интересов и способностей у н/л ПСУ.
- План работы социального педагога на 2022 год.
Содержание работы | Сроки | Ответственные и участники деятельности | Отметка о выполнении | ||||
Диагностическая | |||||||
Выявление несовершеннолетних, состоящих на разных видах контроля, учёта | В течение года | Социальный педагог | |||||
Мониторинг образовательных учреждений и выявление семей и детей, нуждающихся в социальной помощи | В течение года | Социальный педагог | |||||
Обследование жилищно-бытовых условий семей с несовершеннолетними, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении | При поступлении ПСУ в отделение и по окончании обслуживания | Социальный педагог | |||||
Анализ школьной посещаемости и успеваемости ПСУ | ежедневно | Социальный педагог | |||||
Социально-педагогическая диагностика ПСУ | При поступлении ПСУ на обслуживание | Социальный педагог | |||||
Диагностика детско - родительских отношений | В течении обслуживания ПСУ | Социальный педагог | |||||
Диагностика межличностных отношений | В течении обслуживания ПСУ | Социальный педагог | |||||
Координационная | Социальный педагог | ||||||
Подготовка и утверждение плана работы социального педагога на год, ежемесячных, квартальных, годовых планов профилактической работы отделения, планов совместной работы с субъектами профилактики | Январь | Социальный педагог | |||||
Организация досуга ПСУ | По плану работы ОСР - 2 | Социальный педагог | |||||
Организация экскурсий, выездных мероприятий и др. | По плану работы ОСР - 2 | Социальный педагог | |||||
Оформление документации (внесение данных в социально дело, социальный паспорт и т.д.) | В течение срока обслуживания | Социальный педагог | |||||
Своевременное информирование специалистов субъектов системы профилактики по вопросам, находящимся в их компетенции | по мере необходимости | Социальный педагог | |||||
Совместная работа по сопровождению ПСУ, семьи которых находятся на сопровождении в других отделениях Центра | По планам работы | Социальный педагог | |||||
Взаимодействие с КДН и ЗП, ОПДН, ПМПК, ОУ, ООиП, ОЗ по вопросу организации профилактической работы с клиентами Центра | В течение года | Социальный педагог | |||||
Организация индивидуального социально-психолого-педагогического сопровождения ПСУ | В течение года | Социальный педагог | |||||
Информационно-просветительская | |||||||
Пропаганда здорового образа жизни (проведение антинаркотического месячника и др. формы) | По плану работы ОСР - 2 | Социальный педагог | |||||
Пропаганда юридических знаний о правах, обязанностях и ответственности несовершеннолетних (проведение Месяца правовых знаний и др. формы) | По плану работы ОСР - 2 | Социальный педагог | |||||
Проведение тематических часов по профилактике правонарушений, экстремизма, национализма, ПАВ | По плану работы ОСР - 2 | Социальный педагог | |||||
Профориентационная работа | По плану работы ОСР - 2 | Социальный педагог | |||||
Организация мероприятий по безопасности (ПДД и т.д.) | По плану работы ОСР - 2 | Социальный педагог | |||||
Консультирование получателя социальных услуг или ближайшего окружения ПСУ по вопросам социальной реабилитации | По планам ИППСУ | Социальный педагог | |||||
Консультирование ближайшего окружения по развитию игровой и продуктивной деятельности | По планам ИППСУ | Социальный педагог | |||||
Консультирование родителей н/л по организации учебной деятельности в домашних условиях. | По планам ИППСУ | Социальный педагог | |||||
Социально – педагогические консультации с н/л | По планам ИППСУ | Социальный педагог | |||||
Профилактическая | Социальный педагог | ||||||
Помощь в самоопределении, а также в смене образовательного маршрута ПСУ | По мере необходимости | Социальный педагог | |||||
Социально-педагогический патронаж в школе: наблюдение за посещаемостью и успеваемостью подростка. Организация ежедневного контроля посещаемости ОУ и успеваемости ПСУ | ежедневно | Социальный педагог | |||||
Проведение профилактических мероприятий | По плану работы ОСР - 2 | Социальный педагог | |||||
Участие в профилактических мероприятиях района | По планам района | Социальный педагог | |||||
Выполнение планов индивидуальной профилактической работы с ПСУ, семьями | По планам ИППСУ | Социальный педагог | |||||
Проведение индивидуальных профилактических бесед | По мере необходимости | Социальный педагог | |||||
Групповые занятия с ПСУ по общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования «Основы компьютерной грамотности» | По плану работы ОСР - 2 | Социальный педагог | |||||
Оказание помощи в подготовке школьных домашних заданий несовершеннолетним | ежедневно | Социальный педагог | |||||
Организация оптимального режима дня и досуга для несовершеннолетних | ежедневно | Социальный педагог | |||||
Создание условий для выявления интересов ПСУ | В течение года | Социальный педагог | |||||
Индивидуальное консультирование законных представителей, семьи которых состоят на учете в КДН | По мере необходимости | Социальный педагог | |||||
Присутствие про проведении опросов и бесед несовершеннолетних инспектором ПДН УМВД, работниками полиции, а также иных субъектов системы профилактики | По планам сотрудников ПНД УМВД | Социальный педагог | |||||
Участие в школьных консилиумах | В течение года | Социальный педагог | |||||
Взаимодействие с субъектами профилактики, с общественными организациями района для оказания помощи подросткам, в том числе с общественными организациями | По мере необходимости | Социальный педагог | |||||
Профилактика ПАВ, в том числе компьютерной зависимости | Социальный педагог | ||||||
Пропаганда здорового образа жизни (формы) | По плану работы ОСР - 2 | Социальный педагог | |||||
Приглашение специалистов ЦППМСП и т.д. | По мере необходимости | Социальный педагог | |||||
Участие в конкурсах | По плану работы ОСР - 2 | Социальный педагог | |||||
Формирование навыка безопасного поведения в сети Интернет, использования ПК | По плану работы ОСР - 2 | Социальный педагог | |||||
Индивидуальное и групповое консультирование ПСУ, законных представителей, педагогов по проблемам, связанных с профилактикой ПАВ и компьютерной зависимостью | По плану работы ОСР - 2 | Социальный педагог | |||||
Участие в профилактических мероприятиях района | По планам района | Социальный педагог | |||||
Профилактика жестокого обращения с детьми | Социальный педагог | ||||||
Индивидуальная работа с ПСУ, подвергшимися насилию и агрессии со стороны сверстников и взрослых | При обращении | Социальный педагог | |||||
Защитно-охранная | |||||||
Совместное посещение с субъектами системы профилактики семей, находящихся в социально- опасном положении | В течение года | Социальный педагог | |||||
Присутствие при проведении опросов и бесед несовершеннолетних инспектором ПДН УМВД, а также иных субъектов системы профилактики | По планам сотрудников ПНД УМВД | Социальный педагог | |||||
Составление, редактирование характеристик для КДН и ЗП, ОУ и иных субъектов системы профилактики | По запросу | Социальный педагог | |||||
Содействие в сборе и оформлении документов (по льготам, при поступлениии в проф уч, при трудоустройстве, летний оздоровительный отдых, получении паспорта и т.д.) | В течение года | Социальный педагог | |||||
Методическая | |||||||
Участие в методических объединениях, в районных и городских совещаниях, семинарах, конференциях | В течение года | Социальный педагог | |||||
Анализ проделанной работы | Декабрь | Социальный педагог | |||||
Работа с методической литературой, специальной литературой | В течение года | Социальный педагог | |||||
Повышение квалификации | В течение года | Социальный педагог | |||||
Разработка, написание и утверждение программ социально-педагогической деятельности, рабочих программ | Январь | Социальный педагог | |||||
Разработка, написание и утверждение конспектов, бесед, дискуссий и т.п. | В течение года | Социальный педагог | |||||
Разработка и написание методических рекомендаций | В течение года | Социальный педагог | |||||
Участие в районных и городских конкурсах | В течение года | Социальный педагог |
3.3 Точки риска при реализации программы
В ходе реализации программы могут возникнуть непредвиденные ситуации, трудности, или так называемые «точки риска»:
- стойкое негативное отношение к неуспевающему по школьной программе учащемуся со стороны работников ОУ;
- недостаточный эмоциональный, личностный ресурс законных представителей несовершеннолетнего, наличие не корригируемых зависимостей (вредных привычек);
- первоначально не верный выбор образовательного маршрута, который не соответствует способностям и возможностям несовершеннолетнего.
При возникновении непредвиденных проблем, необходимым для социального педагога будет корректировка намеченных планов, с целью оказания своевременной помощи ПСУ. Привлечение к воспитанию и сопровождению ребёнка эмоционально-значимых взрослых, органов опеки и попечительства. Совместно с законными представителями через обращение в ПМПК и при необходимости, корректировка образовательного маршрута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних".
Изучение особенностей социально-педагогической коррекции подростков с девиантным поведением в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних...
Социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, через вовлечение в объединения по интересам в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
В народе говорят: «Всё начинается с детства». Это не просто фраза, ставшая крылатой, это проверенная веками мудрость. В детстве – истоки личности, определение жизненной судьбы ...
Работа воспитателя Центра социальной помощи семье и детям в условиях обновления образования
Социальная работа в системе образования приобретает все большее значение, особенно когда речь идет о проблемах социализации и формировании личности. В центр социальной помощи семье и детям поступ...
Игровые технологии в практике работы воспитателя «Центр социальной помощи семье и детям».
Важное место в работе воспитателя Центра социальной помощи семье и детям уделяется формированию гармонично развитой личности подростка. Применение игровых технологий приносит важные и существенн...
План мероприятий государственного автономного учреждения Новосибирской области «Центр социальной помощи семье и детям «Семья» на 1 июня 2016 г.
План мероприятийгосударственного автономного учреждения Новосибирской области«Центр социальной помощи семье и детям «Семья»на 1 июня 2016 г....
ПЛАН РАБОТЫ ОТДЕЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ
ПЛАН РАБОТЫ ОТДЕЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ...
«Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя Центра социальной помощи семье и детям»
Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства. (Д. Леббок)...