Особенности организации обучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
материал по психологии

Терешкина Юлия Владимировна

Целью данного реферата является исследование особен­ностей организации обучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. В реферате определяются   признаки и симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности и способы его коррекции,  а также   методы педагогического воздействия  при  организации обучения детей с СДВГ. Реферат может быть полезен как учителям работающим с детьми с СДВГ, так и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_psihologiya_tereshkina.docx70.32 КБ

Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИ ПЕДАГОГОВ

 

 

 

Дополнительная профессиональная программа

(профессиональная переподготовка)

 

 

ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

 

 

 

Реферат по дисциплине:

 

«Психология»

 

 По теме:

 

«Особенности организации обучения детей

 с синдромом дефицита внимания и гиперактивности»

 

 

 

 

 

 Исполнитель:

Терешкина Юлия Владимировна

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 2021 год

Содержание

Введение…………………............................................................................................3

1.    Синдром дефицита внимания и гиперактивности  - признаки и направления методов коррекции ......................................................................................................4

1.1. Симптомы СДВГ ………………………………………………...………………8

1.2  Методы коррекции  проявлений СДВГ у детей и подростков..………...……12   

2. Организация обучения детей с СДВГ ...................................................................14

2.1. Коррекционно-развивающее обучение с детей с СДВГ………………...…….15

3. Рекомендации для родителей с СДВГ……………………………………………17

Заключение....................................................................................................................20

Список литературы.......................................................................................................21

Введение

         Воспитание и обучение детей с индивидуальными особенностями развития - одна из актуальных проблем в современном обществе. Дети с синдромом дефици- та внимания и гиперактивности (СДВГ), как правило, обучаются в общеобразовательной школе. Однако у таких детей есть специфические особенности развития психики и поведения, которые необходимо учитывать при обучении Таким детям требуется специально организованная психологическая и педагогическая помощь.

В старшем дошкольном и особенно в младшем школьном возрасте у ребенка увеличиваются  нагрузки. От детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в начальной школе родители начинают обнаруживать  многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка [9, с.126].  СДВГ существенным образом влияет на качество жизни страдающих им детей, увеличивает риск травм, может вызвать частичную или полную утрату человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды.  С СДВГ сопряжены  расстройства сна, риски употребления наркотиков, ранней алкоголизации и курения. Девиантное поведение у гиперактивных детей встречаются гораздо чаще, чем в среднем. [6, с.76].  Дети с СДВГ беспокойны, навязчивы, эмоционально неустойчивы, недисциплинированны, непослушны, неаккуратны, не способны ответственно относиться к выполнению повседневных поручений, не помогают родителям. При этом замечания и наказания не дают желаемых результатов. У большинства таких детей при неудачах возникает раздражение, гнев, агрессия, неудачи часто приводят к  низкой самооценке.  Их эмоциональная реакция часто непредсказуема. У некоторых детей наблюдается упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность» [9, с.126]. Традиционные формы воспитания и обучения оказываются здесь неэффективными. Результаты исследований подтверждают, что примерно у 50% пациентов симптомы СДВГ, претерпевая определенную трансформацию, продолжают присутствовать и во взрослом возрасте. Следовательно, во многих случаях СДВГ характеризуется длительным, хроническим течением [1, с.48].  Кроме того, как указывают многие исследователи, количество детей с СДВГ увеличивается. При этом родители и педагоги плохо знакомы как с самим заболеванием, так и с методами его коррекции.

Таким образом, существует актуальная проблема необходимости помощи детям с СДВ, их родителям и педагогам, работающим с такими детьми.

Целью данного реферата является исследование особенностей организации обучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. На этой основе сформулированы следующие задачи исследования:

- определить понятия СДВГ, его признаки и направления методов коррекции;

- выявить симптмы, характерные для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;

-определить направления организации обучения детей с СДВГ и методы педагогического воздействия  при  организации обучения детей с СДВГ. 

  1. Синдром дефицита внимания и гиперактивности -

признаки и направления методов коррекции

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью - расстройство, относящееся к категории гиперкинетических расстройств (рубрика F90 по Международной классификации болезней): «Группа расстройств, характеризующихся ранним началом (обычно в первые пять лет жизни), отсутствием упорства в деятельности, требующей умственной сосредоточенности, и склонностью к перескакиванию с одних дел на другие без доведения их до конца. Одновременно с этим отмечается неорганизованная, нерегулируемая и чрезмерная активность. Могут присоединяться и некоторые другие нарушения. Дети с гиперкинетическими расстройствами часто бывают отчаянными и импульсивными, подвержены несчастным случаям и дисциплинарным взысканиям вследствие необдуманных нарушений правил, прежде чем осознают свое вызывающее поведение. Их взаимоотношения со взрослыми часто социально расторможены, без обычной предусмотрительности и сдержанности. Они не пользуются любовью других детей и могут оказаться в изоляции. Недостаточность познавательных функций является распространенным явлением, и специфические задержки моторного и языкового развития несоразмерно часты. Вторичные осложнения включают диссоциальное поведение и низкую самооценку» [7].  

СДВГ по Международной классификации болезней имеет код F90.0, определяется как «Нарушение активности и внимания:  Дефицит внимания с гиперактивностью. Расстройство с дефицитом внимания и гиперактивностью. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» [8]. 

         СДВГ диагностируется преимущественно, у детей, характеризующееся, как правило, триадой симптомов: нарушением внимания, гиперактивностью, импульсивностью. Детей с СДВГ около 15–20%. Исследователи рассматривают различные причины его возникновения.  Например, Игнатенко М.В. считает что: «… скорее всего, это компенсированное сочетание разных неблагоприятных факторов (патологии беременности и родов, тяжелых заболеваний и нарушений развития в первый год жизни, влияния экологии и т.п.)» [6, с.76].  Евсеева О.М. указывает также на генетические факторы [2, с.123].  В Методических рекомендациях Министерства образования и науки РФ «Работа с синдромом дифицита внимания и гиперактивности от школьного до подросткового возраста на разных уровнях получения образования» выделены четыре блока причин происхождения СДВГ – гнгетические, биологические, социально-психологические, влияние окружающей среды, а  также достаточно детально раскрыт каждый из них: «Воздействие патологических средовых воздействий показывает связи СДВГ с пренатальными, перинатальными и ранними постнатальными внешними альтерирующими факторами (интоксикации, инфекции, травмы, иммунная патология и др.). В качестве неблагоприятных пренатальных иперинатальных внешних факторов, способных повлиять на развитие СДВГ, указывают недоношенность, задержку внутриутробного развития, токсикозы и угрозу прерывания беременности на разных сроках, родовые травмы, гипоксию плода, внутриутробные интоксикации и инфекции и др., т.е. по сути, факторы, характеризующиеся выраженным, полиморфным негативным воздействием. В качестве постнатальных воздействий отмечают негативную роль искусственного вскармливания, алиментарной недостаточности, авитаминозов, травм, интоксикаций, особенностей воспитания и др. Все эти факторы носят заведомо неспецифический характер, что наводит на мысль, что СДВГ может являться одной из неспецифических форм реагирования организма на комплекс внутренних и внешних альтерирующих воздействий.

Также выявлена связь СДВГ с резус-конфликтом, возрастом родителей, аномалиями беременности и родов, недостаточным и избыточным весом при рождении, курением матери, психическими травмами матери в период беременности, приемом некоторых пищевых добавок и другими различными негативными факторами, что подчеркивает неспецифичность СДВГ как патологического состояния.

Важную роль в развитии и течении СДВГ традиционно отводят социально-психологическим факторам, таким как воспитание и психологический климат в семье, бедность, криминальное окружение, психические расстройства у родителей, включая алкоголизм, воспитание в неполной семье и детских учреждениях и другие» [10, с.11-12].  

Очень часто гиперактивность путают с активностью. Гиперактивность - это не черта характера ребенка, а следствие тяжелых последствий появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте.  [9, с.125]. Евсеева О.М считает, что: «Главное отличие активного ребёнка от гиперактивного заключается именно в том, что последний будет бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете, независимо от ситуации, будь то дома, в гостях или  кабинете врача. На него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников…Гиперактивность — это болезнь, которую необходимо лечить» [2, с.124].  При этом,  Игнатенко М.В. указывает, что уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы [6, с.76].  

Импульсивность — это особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению и под влиянием внешних эмоций. Импульсивный человек  не взвешивает все «за» и «против», он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях. Импульсивность является одним из проявлений синдрома дефицита внимания / гиперактивности [2, с.123].  

Дефицит внимания при СДВГ заключается в нарушениях поддерживаемого внимания (в невозможности выполнения длительных, монотонных заданий, в увеличении количества ошибок при увеличении продолжительности задания и т. д.). [5, с.46].  

По мнению Игнатенко М.В. и других авторов, гиперактивность связана с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. [6, 5, 3].  Набойченко Е.С. также отмечает, что  некоторые «…исследователи непосредственной причиной нарушения называли минимальную мозговую дисфункцию, то есть множество микроповреждений мозговых структур (возникающих вследствие родовой травмы, асфиксии новорожденных и множества подобных причин)» [3, 94-95].

Коррекция и лечение СДВГ должны быть комплексными и включать не только коррекционные методы психотерапии, нейропсихологической коррекции, методы педагогического воздействия  коррекции поведения как в семье, так и при  организации обучения детей с СДВ в дошкольных, общеобразовательных и учреждениях дополнительного образования, но и медикаментозное лечение. При этом, лекарственная терапия требует достаточной продолжительности, поскольку улучшение состояния должно распространяться не только на основные симптомы СДВГ, но и на социально-психологическую сторону жизни пациентов, поэтому планировать ее целесообразно на несколько месяцев вплоть до всего учебного года. [1, с.51]. Разработка и применение комплексной коррекции при СДВГ должны осуществляться своевременно и носить индивидуальный характер.

  1. Симптомы СДВГ

         По мнению большинства исследователей, этиология  СДВГ представляет собой сочетание генетических, нейрофизиологических и психосоциальных факторов. Первые предвестники СДВГ отмечаются в период младенчества: у малышей наблюдаются нарушения сна, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. Возникновение и нарастание симптомов СДВГ чаще всего происходит в определенные возрастные периоды, связанные с усилением требований к самостоятельности, целеустремленности, сосредоточенности (начало посещения детского сада, школы), а также гормональным всплеском (12-14 лет).

Симптомы СДВГ у большинства детей обнаруживают с возраста 3–4 лет. Это связано с гиперактивностью и импульсивностью ребенка. В первый год обучения в школе особенно ярко становятся нарушения внимания. По сравнению с ровесниками дети с СДВГ слабо учатся, плохо себя ведут, для них типичны напряженные взаимоотношения как с членами семьи, так и с одноклассниками. Становятся очевидными отсутствие самостоятельности, неспособность работать без посторонней помощи, тревожность и низкая самооценка. Одновременно могут наблюдаться рискованное поведение, трудности в соблюдении правил, подчинении нормам и законам. Подростки с СДВГ входят в группу риска по формированию девиантных и антисоциальных форм поведения, алкоголизма, наркоманий [1, с.49].

Файзуллина А.Г. отмечает, что: «По мнению современных психологов, можно выделить некоторые признаки, которые являются диагностическими симптомами детей с СДВГ:

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается;

2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют; 

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы; 

4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников) ; 

5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца;

6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания); 

7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр;

8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому; 

9. Не может играть тихо, спокойно; 

10. Болтливый; 

11.Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей);

12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь; 

13.Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице;.

14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам)

В последние годы исследователями данной проблемы были зарегистрированы новые особенности:  «Феномен разбитого зеркала» – ребёнок пишет буквы зеркально перевёрнутыми; «Феномен соскальзывания взгляда» – потеря строки. Теряется понимание прочитанного;  Кратковременные выключения внимания. Ребёнок «не здесь». Пробелы в восприятии урока. «Не помню» [9, 126].

Депутат И.С, Джос Ю.С., Старцева Л.Ф., Панков М.Н., Рысина  Н.Н., Сидорова Е.Ю.отмечают следующие психоэмоциональные особенности детей и подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью:

  1.  Невозможность выполнения длительных, монотонных заданий, увеличение количества ошибок при увеличении продолжительности задания;
  2. Неряшливое выполнение заданий;
  3. Затруднение при распределении внимания на несколько аспектов выполняемого задания;
  4. Наличие тревожно-депрессивных расстройств у детей и подростков;
  5. Плохая адаптация к новой обстановке;
  6. Подверженность воздействию негативных стресс-факторов;
  7. Неуравновешенность и вспыльчивость;
  8. Нетерпимость к неудачам;
  9. Повышенная эмоциональная возбудимость;
  10. Повышенная раздражительность и обидчивость;
  11. «Поспешность» мышления и трудность при подавлении реакций;
  12. Трудность ожидания своей очереди или ожидания получения желаемого или удовольствия;
  13. Повышенный интерес ко всему возбуждающему и захватывающему;
  14. Слабая мотивация к деятельности;
  15. Неумение распределять время и улавливать сущность сложной ситуации;
  16. Страх, что окружающие могут помешать достичь желаемого, в результате чего проявляется лихорадочная энергия и чрезмерная настойчивость в отстаивании своих интересов;
  17. Снижение работоспособности и повышение спонтанной активности;
  18. Игнорирование как поощрения, так и наказания;
  19. Социальная незрелость проявляется в предпочтении игровых отношений с детьми младшего возраста;
  20. Преобладание мотива «Я так хочу» над любыми правилами, знание правил не выступает значимым мотивом собственных действий [5, с.46, 48-49]. 

Дефицит внимания  становится особенно заметен, когда ребенку приходится действовать без помощи взрослых. Файзуллина А.Г. также отмечает, что: «В двигательной сфере у детей с СДВГ также обнаруживаются нарушения координации движения, несформированность мелкой моторики. Трудности удерживания равновесия и недостаточность зрительно-пространственной координации становится причинами моторной неловкости, неспособности к спортивным занятиям и повышенного риска травматизма. У детей с СДВГ обнаруживают речевые расстройства. В своей речи они мало используют местоимения и союзы, что ведет к трудности понимания смысла их высказываний, у них нет понимания выраженных в речи эмоций, реакций, юмора. Они не могут вести беседу, менять стиль речи в зависимости от возраста собеседника» [9, 126].

Для  диагностики СДВГ наиболее часто используются  критерии классификации СДВГ -  СДВГ разделен на три типа: с преобладанием невнимательности; с преобладанием гиперактивности и импульсивности; смешанный. Согласно этой классификации диагностическими критериями СДВГ являются особенности поведения, которые: появляются до 8 лет; обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности (в школе, дома, в труде, в играх); не обусловлены психотическими, тревожными, аффективными, диссоциативными расстройствами или психопатиями; вызывают значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.

Диагноз СДВГ считают обоснованным лишь в тех случаях, когда наблюдаемые у ребенка симптомы характеризуются достаточной степенью выраженности, постоянством и сочетаются друг с другом. Отдельные и временные характеристики в поведении детей, отмечаемые родителями или другими находящимися рядом с ребенком взрослыми людьми, даже если они и имеют некоторое сходство с СДВГ, не могут считаться основанием для постановки данного диагноза. [1, с.51].

  1. Методы коррекции

проявлений СДВГ у детей и подростков

Набойченко Е.С. пишет, что: «… школьную неуспеваемость гиперактивных детей несправедливо относить на счет их умственной неполноценности, а их недисциплинированность невозможно скорректировать сугубо дисциплинарными методами» [3, 94]. Поскольку источники гиперактивности берут свое начало  в нарушениях нервной системы,  планировать коррекционные мероприятия необходимо  в соответствии с этим. Подход к лечению гиперактивного ребёнка и к его адаптации в коллективе должен быть комплексным.  «Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю. С. Шевченко, «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникающее в детстве, способно зафиксирваться и привычно воспроизводиться». Вот тут-то и должны прийти на помощь воспитатель и психолог, которые — только в тесном контакте с родителями — могут научить ребёнка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми. [2, с.123].

Работа по коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности должны быть своевременными и обязательно включать:

  1. приемы семейной и поведенческой терапии, обеспечивающие лучшее взаимодействие в семьях с детьми, страдающими СДВГ;
  2. формирование навыков социального взаимодействия в ходе специальных коррекционных занятий;
  3. коррекцию плана школьного обучения - через особую подачу учебного материала и создание такой атмосферы на уроке, которая максимально повышает возможности успешного обучения детей;
  4. лекарственную терапию, которая назначается по индивидуальным показаниям тогда, когда когнитивные и поведенческие нарушения не могут быть преодолены лишь с помощью методов поведенческой терапии, психолого-педагогической коррекции и психотерапии.

Гиперактивному ребенку нужна помощь в следующих направлениях: работа с мотивацией, борьба с хаосом, контроль активности, обучение удержанию внимания, помощь в социализации [10, стр.56].

Программа комплексной коррекции СДВГ предусматривает логопедическую, психолого-педагогическую и медико-социальную помощь. Для психологической коррекции используются различные направления психотерапии: гештальт-терапия; арт-терапия; куклотерапия; музыкотерапия; семейная психология. Также применяются методы нейропсихологической коррекции школьной неуспешности [4].  Комплексный подход к диагностики и коррекции СДВГ позволяет оказывать комплексную помощь, что способствует улучшению психического здоровья детей, повышению школьной адаптации и успешной социализации.

2.  Организация обучения детей с СДВГ

Наибольшие трудности дети с СДВГ испытывают в процессе обучения. Это обусловлено самим характером СДВГ, препятствующим усвоению учебного материала и приобретению школьных навыков. В связи с этим учитель и школьный психолог неминуемо становятся одними из специалистов, вовлеченных в оказание помощи детям с СДВГ. 

Психологами разработаны три основных направления работы учителя начальных классов с гиперактивными детьми:

  1. Развитие психических функций, отстающих у таких детей - внимания, двигательного контроля, контроля поведения;
  2. Отработка конкретных навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  3.  Работа с гневом.

Коррекционная работа должна проходить постепенно, начиная с какой-то одной отдельной функции. Это связано с тем, что гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать учителя, спокойно сидеть и сдерживать свою импульсивность [6, с.77].

Логопедическая и психолого-педагогическая коррекционная работа организуется в виде групповых и индивидуальных занятий.

2.1 Коррекционно-развивающее обучение с детей с СДВГ

Основные направления в работе педагога с гиперактивными детьми:

1. Повышение учебной мотивации: применение системы поощрения, использование нетрадиционных форм работы;                                                              • хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если ребёнок довёл какое-то дело до конца [2, с.125].                             • применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку,

погладить по голове, прижать к себе;                                                                              • не замечать мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребёнка,   так как от шума возбуждение усиливается;                                                                  

• избегать категорические запреты;

2. Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся:

• смена видов деятельности в зависимости от утомляемости ребенка;

• реализация двигательной потребности ребенка (выполнение поручений учителя; требующих двигательной активности: раздать бумагу, стереть с доски, показать на доске указкой этапы работы);

• понижение требований к аккуратности на первых этапах обучения;

• выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов (массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика и другие);

• инструкции учителя должны быть четкими и немногословными;

для удержания взгляда на строке необходимо сопровождать его движением пальца или линейкой.  [9, с.127],

• рекомендуется сажать за первую парту, чтобы уменьшить отвлекающие моменты во время занятий;

• рекомендуется «опережающее» изучение материала, до изучения его в классе.

Ребенку с нарушением внимания помогают такие педагогические приемы,

как подача четких сигналов, спокойное обращение, постоянное стимулирование не столько достижения высоких результатов, сколько готовности прилагать усилия и быть прилежным. Об изменении учебной ситуации ребенок должен узнать своевременно, чтобы суметь приготовиться к этому.

Для ученика надо выбирать такое место в классе, где меньше отвлекающих моментов. Не стоит также постоянно пересаживать учащегося с места на место. Чем четче правила, действующие на уроке, тем легче приходится ребенку с нарушенным вниманием.  Особое значение следует придавать подготовке учебных пособий и материалов: чем понятнее, систематичнее, структурированнее учебные материалы, тем лучше сможет учиться гиперактивный ребенок.

Желательно также, чтобы обучение было направлено на достижение прочной автоматизации основных навыков, не следует перегружать ребенка множеством детальных знаний, надо учить его учиться.

Гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале урока, чем в конце. Нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям. Гиперактивный ребенок не в состоянии поддерживать активное внимание в течение такого длительного отрезка времени как продолжительность школьного урока 40-45 минут. Ему будет легче, если урок разделить на короткие периоды. Например, после выполнения 2-3 заданий, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев.

Психологи заметили: чем более эмоционален, экспрессивен и театрален педагог, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все интересное, неожиданное и новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет. [6, с.77-78].  

Необходимо предусмотреть изменение стиля общения в образовательном учреждении и в домашних условиях, в общественной и домашней среде для снятия отклонений в поведении.

  1. Рекомендации для родителей с СДВГ

Основной задачей является создать специально разработанный режим дня для гиперактивных детей, предполагающий следующие коррекционные виды медико-психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом дефицита внимания:

1.        Занятия по тренировке устойчивости внимания.

2.        Занятия по физической культуре, организация активной спортивной деятельности детей.

3. Тренинговые занятия «Общение в круге для развития коммуникативных навыков у детей.

4. Индивидуальные, занятия по снятию возбуждения при организации спокойных игр, упражнения на разбалансировку состояния ребенка

5.        Занятия в плавательном бассейне для снятия возбуждения.

6.        Праздники, развлечения, театрализованная деятельность, кружки художественно-эстетической направленности для создания у девочек и мальчиков позитивного эмоционального состояния.

7. Фитотерапия, физиотерапия, массаж, использование приборов биообратной связи для лечения гиперактивности [10, стр.49].

Помощь гиперактивному ребенку – это очень сложный процесс, и много подводных камней встретится на пути к полному выздоровлению. Как же вести себя с гиперактивным ребенком? Необходимо  максимально упорядочить его жизнь и внутренний мир:

 В первую очередь, гипердинамическому ребенку как воздух нужен жесткий режим дня. Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому проявляйте одновременно гибкость и упорство.

Рекомендуем с самого начала строить взаимоотношения с ребенком на фундаменте согласия и взаимопонимания. Безусловно, не следует разрешать детям делать все, что им захочется. Попытайтесь объяснить, почему это вредно или опасно. Не получается – постарайтесь отвлечь, переключить внимание на другой объект.

Необходимо следить и за общим психологическим микроклиматом в семье. Постарайтесь уберечь ребенка от возможных конфликтов между взрослыми: даже если назревает какая-то ссора, ребенок не должен видеть ее, а тем более быть участником.

Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения, то есть его собственную «территорию». 

Если ребенок в течение недели ведет себя примерно, в конце недели он должен получить дополнительное вознаграждение. Это может быть какая-то поездка вместе с вами за город, экскурсия в зоопарк, выход в театр и др.

При совсем уже неудовлетворительном поведении следует, конечно, наказать – несильно, но чтобы запомнил, а главное сразу же. Это может быть просто словесное неодобрение, временная изоляция от других детей, лишение «привилегий».

Гиперактивный ребенок не переносит большого скопления людей. Потому ему полезно играть с одним партнером, не ходить часто в гости, как и в крупные магазины, на рынки, в кафе и т. д. Все это чрезвычайно возбуждает неокрепшую нервную систему. толе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов.

А вот длительные прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, бег очень полезны. Они позволяют сбросить избыток энергии. Но опять-таки в меру, чтобы ребенок не устал.

Специалистами разработана система своеобразной "скорой помощи" при работе с гиперактивным ребенком: 

  • Отвлечь ребенка от капризов;
  • Поддерживать дома четкий распорядок дня, избегать непредсказуемых событий;
  • Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность);
  • Задать неожиданный вопрос;
  • Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка);
  • Не запрещать действие ребенка в категоричной форме. Не приказывать, а просить (но не заискивать). Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас);
  • Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном). Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;
  • Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);
  • Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения;
  • Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит). [10, с.16-19].  

     Важно: Кричать и физически наказывать таких детей нельзя, так как будет достигаться противоположный эффект, ребёнок не успокоится, а только больше возбудится и полностью потеряет самоконтроль.

Заключение

Необходимо раннее выявление гиперактивного расстройства с дефицитом внимания и организации плана помощи таким детям с привлечением педиатров, невропатологов, психологов, психиатров, педагогов и родителей.

«Чем раньше будет выявлен СДВГ и начнется его коррекция, тем лучше. Своевременно принятые меры помогут ребенку в трудовой и социальной деятельности (в учебе и поведении в школе, дома, с окружающими), а также помогут сохранить его самооценку. Диагноз могут поставить только специалисты: психиатр или невролог (психоневролог). СДВГ – это не приговор! Очень многие дети и подростки, больные СДВГ, талантливы, креативны, обладают хорошим чувством юмора, развитым воображением. Они удивительные, они живут только сегодняшним днем! Они отличаются от нас и, как мотыльки, летящие на огонь, способны без раздумий решиться на такие поступки, на какие мы, «думающие» и «анализирующие», никогда не решились бы. Они фонтанируют идеями, которые могут казаться странными. Но, может быть, при правильном восприятии эти идеи могли бы лечь в основу важных изобретений» [10, стр.44].

Список литературы

  1. Заваденко, Н. Н. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: современные принципы диагностики и лечения / Н. Н. Заваденко // Вопросы современной педиатрии. 2014. № 13 (4). С. 48–53. 
  2. Евсеева О.Н. Особенности работы с гиперактивными детьми // Молодой ученый. 2017 №27(161). с. 123-125.
  3. Набойченко Е. С. Синдром дефицита внимания и гиперактивности в общей систематике нарушений психического развития у детей / Е. С. Набойченко // Педагогическое образование в России. – 2016. – №10. – С. 92-96. 
  4. Бородина Н.Е. Современные принципы диагностики и коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей. [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть nsportal.ru URL: https://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2012/03/14/sovremennye-printsipy-diagnostiki-i-korrektsii   (дата обращения 20.02.2021).
  5. Депутат И.С., Джос Ю.С., Старцева Л.Ф. и др. Психоэмоциональные особенности детей и подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. 2013 [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihoemotsionalnye-osobennosti-detey-i-podrostkov-s-sindromom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnostyu-kratkiy-obzor (дата обращения 06.01.2021)
  6. Игнатенко М.В. Особенности обучения гиперактивных детей в начальной школе. [Электронный ресурс]: Проблемы современного педагогического образования, 2019 №63-4. С.76-78. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-giperaktivnyh-detey-v-nachalnoy-shkole (дата обращения 19.02.2021).
  7.  Код МКБ: F90 Гиперкинетические расстройства [Электронный ресурс] // Справочник кодов общероссийских классификаторов URL:  https://classinform.ru/mkb-10/f90.html  (дата обращения 10.02.2021).
  8.  Код МКБ: F90.0 Нарушение активности и внимания [Электронный ресурс] // Справочник кодов общероссийских классификаторов URL:  https://classinform.ru/mkb-10/f90.0.htm (дата обращения 10.02.2021).
  9. Файзуллина А.Г. Особенности обучения детей дошкольного и школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) // Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2014. 4 (9). [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-detey-doshkolnogo-i-shkolnogo-vozrasta-s-sindromom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-sdvg

 (дата обращения 20.02.2021)

10.Работа с детьми с синдромом дифицита внимания и гиперактивности от дошкольного до подросткового возраста на разных уровнях получения образования/ Методические рекомендации. М:, 2017. -86с. [Электронный ресурс] // URL:http://gmpmpk.ru/docs/SDVG-metodicheskie-rekomendacii.pdf (дата обращения 17.02.2021).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

В помощь для родителей, имеющих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью даются рекомендации по созданию необходимой для таких детей комфортной обстановки для их воспитания....

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Буклет для родителей " Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью"....

Памятка для педагогов "Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью"

Буклет. Памятка для педагогов "Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью"...

Психолого-педагогическон исследование на тему:"Техника "живопись шерстью" как способ коррекции эмоциональных состояний младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности"

Думаю, что проблема влияния занятий искусством на душевное состояние человека, ребенка является достаточно актуальной в настоящее время.С учетом того, что детей с синдромом дефицита внимания с каждым ...

Коррекция поведения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в школе.

коррекция поведения с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в школе....

Особенности организации обучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

      Принимая во внимание неуклонный рост числа детей и подростков с синдромом дефицита внимания во всем мире и мнение специалистов о том, что учащиеся с данным диагно...