Профилактика синдрома эмоционального и профессионального выгорания
методическая разработка по психологии

Курносова Ирина Александровна

Тренинг для педагогов для профилактики эмоционального и профессионального выгорания. Много практических игр и упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo_pedagogov.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка тренинга.

Тема:  «Профилактика синдрома профессионального и эмоционального выгорания педагога»

Цель: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.
Задачи:
- Научить педагогов практическим навыкам борьбы с синдромом «эмоционального выгорания»;

- создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;

- совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.

Материалы: цветные полоски разного цвета (8 цветов) каждому, бланки анкет для каждого участника, карточки «значение цвета», на каждого участника, листы бумаги с изображением 2 батонов, карточки с ситуациями для упражнения «Шляпа счастья», карточки для упражнения «Толстое стекло», пожелания, чистые листы каждому участнику.

-Здравствуйте, уважаемые коллеги, я рада видеть вас на нашем  тренинге. И, надеюсь, все, что вы сегодня увидите, может пригодиться вам в вашем нелегком труде. Тема, на мой взгляд, очень актуальная и многие педагоги возьмут из нее то, что действительно пригодится в работе и жизни.

  1. Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания

Сначала я предлагаю вам заполнить небольшую анкету. Она лично для вас, но кто захочет поделиться своими результатами, будет замечательно.

  1. «Ваше настроение»
    Цель: установить контакт с педагогами, снять напряжение.
    Материалы: цветные полосочки (по нескольку штук одного цвета).

Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает. Для этого вам нужно выбрать карточку того цвета, какой больше нравится в этот момент.   Психолог комментирует значение выбранного цвета. Карточки «Значение цвета».

Рефлексия: предлагаю подумать, чем вызвано такое настроение. Желающим можно высказаться.

3. Упражнение «БАТОН» (раздаточный материал)

        Теперь следующее у вас изображен хлеб. Хлеб – это основной продукт, который необходим для жизни. Там изображено два батона, вам пока необходим один, выберите, тот который нравится, любой.

Отрежьте тот кусочек от этого батона, который вы отдаете РАБОТЕ.

Ровно столько занимает ваша работа.

Следующее – сколько занимает ваша СЕМЬЯ! Отметьте сколько, вы отдаете своей семье, помните у каждого свой рисунок и своя жизнь.

ЗДОРОВЬЕ! Если вы уделяете время своему здоровью, может вы вообще не уделяете. Может и нет такого куска.

Самообразование! В широком смысле этого слова, какие-то курсы, семинары, конференции, вебинары, научная профессиональная литература, общение с коллегами, профессиональное сообщество и т.д. Т.Е. как вы повышаете свое профессиональные знания, как их расширяете, как вы это понимаете.

Увлечения! это и Ваше хобби, есть ли в вашей жизни место, для ваших дел, для любых занятий, увлечений. У кого осталось место для увлечений, ВОТ У КОГО они ЕСТЬ, это просто замечательно!

Поднимите руки, пожалуйста, у кого осталось время на увлечения, хобби, ваше личное время? (Посчитать сколько таких педагогв в аудитории). Возможно похлопать им

!!!!! Помните, чем меньше удовольствий в жизни, тем труднее переносить трудности и стрессы.

Переходим ко второму батону.  А теперь распределите все эти критерии ИДЕАЛЬНО, как бы вы хотели. Независимо от обстоятельств сегодня, посмотрите на ваш второй батон и распределите коротенько обозначьте, где какие теперь позиции займут места.

Теперь снова вопрос, это ВАЖНО! ЗАПИШИТЕ

Что ВЫ можете сделать для того чтобы то идеальное сочетание стало реальным, чтобы оно осуществилось? (у кого реальное и идеальное не совпало для того этот вопрос актуален).

В этом упражнении -  спрятался БАЛАНС РЕАЛЬНЫЙ И ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ

Упражнение 4. «Шляпка счастья»

Цель: развитие позитивного мышления педагогов, развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.


Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Шляпка счастья». Я буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эту шляпку, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста. Участники игры, надев «шляпку счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты.


Рефлексия. Трудно ли было найти положительные стороны в ситуациях? Что вы поняли для себя? Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.


Упражнение 5. «Крушение корабля». 20 минут

Давайте представим себя в ситуации, когда корабль, на котором мы все вместе плыли, потерпел крушение. Вы все оказались в воде, и теперь жизнь каждого находится в ваших руках. К месту кораблекрушения подплывает лодочник (ведущий группы). В лодке мест на всех не хватит (только 2/3 группы). Попасть в лодку можно, только попросив лодочника и получив ответ «Да». Вы должны убедить лодочника, что взять нужно именно вас. Обращаться можно неограниченное количество последовательности, но строго по одному. Лодочник на ваши вопросы и просьбы говорит только «да» и «нет». Время нахождения лодочника ограниченно (15 минут).

Скрытое условие: лодочник говорит «да» на каждый седьмой вопрос по счету. Ничего не зависит от личности жертвы, только от количества заданных вопросов.

Обсуждение: как работать в условиях непонятности, неразъясненности?

Здесь главное понять, что чем больше попыток мы предпринимаем, чтобы себя

спасти, тем лучше. Также и со снятием эмоционального напряжения. Чем больше способов мы знаем, тем лучше для нас.

Упражнение 6. «Толстое стекло»


На работе, если в коллективе хорошие отношения, люди понимают друг друга с полуслова. В этом упражнении мы проверим, как вы можете общаться друг с другом без слов.


Цель: отработка навыков выразительного использования мимики и жестов, необходимых педагогам в их повседневной работе.


Содержание: участникам предлагается представить, что они общаются через толстое стекло, то есть они прекрасно видят друг друга, но не слышат. Используя невербальные средства общения по очереди сообщают некую информацию друг другу. Образцы сообщений.
Далее идет обсуждение задания.

Упражнение 7 «Удовольствие»
Цель: систематизировать знания об удовольствиях как ресурсе расслабления.


Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы.
Предлагаю вам написать 5 видов повседневной деятельности, приносящих вам удовольствие. Затем расположите их по степени значимости. Это и есть ваш ресурс, который можно использовать в качестве «скорой помощи» для восстановления сил. Чтобы сделать свои будни ярче, предлагаю вам  создать собственный БЛОКНОТ УДОВОЛЬСТВИЙ, в который вы будете записывать все, что доставляет вам удовольствие. Так каждодневную рутину мы превратим в собственный творческий проект, который утешит и вдохновит.

Игра 8 «Волшебная шкатулка»

Цель: поднятие настроения.


В конце тренинга участникам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка), которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время. 
Можно также пожелать педагогам создать такую шкатулку у себя дома и каждое утро доставать из нее по одной записке. Эти пожелания волшебным образом влияют на настроение людей, подбадривают, придают уверенности.

Карточки с ситуациями для упражнения «Шляпка счастья»:
Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.
На работе задержали зарплату.
По дороге на работу вы сломали каблук.
Большинство ваших учеников мониторинга.
Вы внезапно заболели.
Вас бросил муж.
Вы попали под сокращение.

«Толстое стекло»

Приходи ко мне завтра со своей собачкой на чашечку чая.
Концерт вчера был замечательным, я сидела в первом ряду.
Мой сын принес из магазина только банку зеленого горошка.
Я скоро пойду на рынок, что тебе купить?
У меня под окном расцвела сирень.
Больше всего на свете люблю пить шампанское, сидя в ванне.
Я мечтаю сниматься в кино.
У меня болит голова от постоянных телефонных звонков.
Вчера опоздала на электричку, пришлось идти пешком.
У меня в квартире такой беспорядок, что ничего не могу найти.
Полей, пожалуйста, цветы и поставь их на подоконник.
Вас вчера не было поэтому я оставила отчёт у вас на столе.
Вчера прыгала с парашютом, думала, умру от страха.
Мороженое такое холодное, что зубы ломит.
Наши соседи всю ночь ругались, а я подслушивала.
Я поругалась с сотрудником из другого отдела!
Обожаю кататься на каруселях, а вы?

Варианты пожеланий: 
- Тебе сегодня особенно повезет!
- Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!
- Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!
- Люби себя такой, какая ты есть, - неповторимой!
- Сделай себе подарок, ты его заслуживаешь!
- Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!
- Сегодня твой день, успехов тебе!
- Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это! и т.д.

Карточки «Значение цвета»

Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.

Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.

Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.

Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.

Жёлтый  – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.

Серый  – тревожность и негативное состояние.

Чёрный  – защищённость, скрытость,  желание «уйти в свой внутренний мир».

Ф.И.О.______________________________________________________________________

Экспресс-оценка «выгорания»

На следующие предложения отвечайте «да» или «нет».

Количество положительных ответов подсчитайте

1

2

3

4

1

Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен

да

нет

2

Если бы у меня бала возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления

да

нет

3

Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры

да

нет

4

То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики)

да

нет

5

На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.

да

нет

6

Коллегам (ученикам, посетителям, заказчикам и т.д.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно

да

нет

7

С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной

да

нет

8

О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое

да

нет

9

Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется и послать ее ко всем чертям

да

нет

10

За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое

да

нет

Оценка результатов

  1. балл- синдром выгорания вам не грозит

2-6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел

7-9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.

10 баллов – положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.

Книга: Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения /авт.-сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009. – 122 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика синдрома эмоционального выгорания

Профилактика синдрома  эмоционального  выгорания (для педагогов)...

Памятка для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Памятка предназначена для педагогов; дано понятие "синдром профессионального авгорания", рассмотрены симптомы и стадии эмоционального выгорания, предложены эффективные техники саморегуляции....

Памятка для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Памятка предназначена для педагогов; дано понятие "синдром профессионального авгорания", рассмотрены симптомы и стадии эмоционального выгорания, предложены эффективные техники саморегуляции....

Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Цель: Создание условий спсобствующих профилактике синдрома профессионального выгоранияПередача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления...

Конспект выступления для педагогов на тему: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога»

Данный материал освещает основные понятия и теоритические основы синдрома эмоционального выгорания у педагогов, способы снятия эмоционального напряжения и поддержания своего психологического здор...

Семинар-тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов «Эмоциональное выгорание, прощай!»

Люди, которые не умеют найти время для отдыха,рано или поздно будут обязаны найти время для болезни.Джон Ванамейкер...