Применение ассоциативного рисуночного теста для психологической диагностики учащихся 5-6 классов.
статья по психологии (5 класс)

Опыт примения рисуночного ассоциативного теста для экспресс диагностики в 5-6 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_assots_test.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Применение ассоциативного рисуночного теста для психологической диагностики учащихся 5-6 классов.

Рисуночные проективные методики, как правило, являются дополнительными по отношению к тестам и опросникам. Однако, на мой взгляд, у них есть ряд преимуществ:

  • Меньше возможностей выбрать социально ожидаемые, «правильные» ответы. Иногда учащиеся не хотят, чтобы учителя и педагог-психолог знали про их сложности в семье. Очень многие проблемы вызывают чувство стыда, например, алкоголизация родителей, физическое и сексуальное насилие. Когда ребенок сталкивается с подобного рода сложностями, он хочет сохранить образ благополучной семьи, в то время, как семейная ситуация может негативно влиять на его психологическое состояние, самооценку и успеваемость. Анализ рисунка помогает специалисту увидеть круг сложностей, с которыми имеет дело учащийся, и более точечно подготовиться к беседе с ним.
  • Опросники имеют целью зафиксировать ответы только по определенным, заданным автором методики, параметрам, в то время, как в рисуночной методике человек склонен в большей степени проявлять свою аутентичность и волнующие его проблемы в настоящий момент.
  • Как правило, обработка бланков проективных тестов занимает меньше времени, чем стандартизованных опросников.

У проективных тестов есть и ряд недостатков:

  • Трактовка ответов зависит от квалификации и опыта специалиста, может носить субъективный характер,
  • Не является стандартизированной, значит, ей нельзя полностью заменить опросники и тесты,
  • Является скорее дополнительным, чем основным инструментом.

Таким образом, рисуночные тесты хорошо себя зарекомендовали как дополнительный источник данных. Более того, могут быть полезны для начала беседы с учащимся, или качественной подготовкой к ней. Также являются подходящим методом для экспресс диагностики или дополнением к стандартизованным опросникам.

Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципе проекции, т.е. на вынесении вовне своих переживаний, представлений, стремлений и т.п. Рисуя тот или иной объект, человек невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к нему. Вряд ли он забудет нарисовать то, что кажется ему наиболее важным и значимым; а вот тому, что он считает второстепенным, будет уделено гораздо меньше внимания. Если какая-то тема его особенно волнует, то при ее изображении проявятся признаки тревоги. Рисунок – это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах. Задача психолога состоит в том, чтобы расшифровать его, понять, что говорит ему обследуемый [1].

Для выявления свойств личности и поведения может применяться рисуночный ассоциативны тест (АРТ). Он позволяет выявить специфику ориентировки в окружающей среде, агрессию, особенности поведения в группе и общении, особенности восприятия и оценки неоднозначных ситуаций, актуальные проблемы в сфере взаимоотношений с лицами противоположного пола, наиболее типичные формы поведения в конфликтной ситуации, а также «образ Я» - качественные характеристики представления человека о самом себе.

Бланк методики поделен на 8 частей.

В первой позиции теста выявляются особенности ориентации индивида в среде , и в частности, то, в какой степени он учитывает элементы окружающего его мира в своем поведении (имеется в виду не только внешняя деятельность, но и внутренняя, психологическая, т.е. поведение в широком смысле).

Во второй позиции теста выявляется наличие у человека агрессивных тенденций. В представлении людей крокодил обычно ассоциируется с такой чертой, как агрессия.

В третьей позиции теста выявляются особенности поведения человека в социальной группе и то, в какой степени он придерживается конвенциальных норм.

Четвертая позиция теста предназначена для выявления особенности общения.

В пятой позиции теста являются особенности субъективного восприятия и оценки действительности.

Шестая позиция теста направлена на выполнение актуальной личной ситуации обследуемого в сфере отношений с лицами противоположного пола.

Седьмая позиция теста выявляет особенности поведения человека в конфликтной неустойчивой ситуации.

Стимульный материал в восьмой позиции стимулирует обследуемого к изображению человека или только его лица. Интерпретация этой позиции основывается на том, что обследуемый создает в ней свой автопортрет или проецирует наиболее характерные черты своей личности.

Удачным дополнением к последней позиции служит задание составить рассказ об объекте, который получился на картинке. Более того, стоит попросить учащихся придумать название к каждому из 8 рисунков.

Методика дает информацию, позволяющую строить вероятную модель поведения человека в той или иной, особенно в критической ситуации, а также позволяет оценить общее психологическое состояние[2].

Тест был проведен среди учащихся 5-6 классов.

На основе полученных данных, была составлена группа учащихся, чьи рисунки попадали под критерии, разработанные авторами методик (подробнее с критериями можно ознакомиться в оригинальном тексте описания методики авторами, см. список литературы).

В 5 классе было выявлено 11 человек, в 6 классе – 8 человек. Чаще всего у учащихся встречались следующие особенности рисунков:

  • Игнорирование точки в первой позиции,
  • Заостренные элементы и большой рисунок крокодила на втором рисунке,
  • Слон, который выходит за рамки в третьей позиции, или изображение сзади,
  • Слишком маленькая подпись в четвертой позиции,
  • Изображение воды как твердой почвы,
  • Наличие нескольких аналогичных фигур в седьмой позиции,
  • Наличие негативного образа и истории в восьмой позиции.

Особенность рисунка в пятой позиции не является принципиальной для учащихся 5-6 классов, т.к. скорее относится к темпу взросления, который может быть индивидуален. Для более зрелой позиции характерен уход от «черно-белого» мышления.

Дальнейшая беседа с учащимися и сравнение с характеристикой классных руководителей подтверждала наличие агрессивности по отношению к одноклассникам, конфликтности, или неумения следовать нормам и правилам группы. Образы и истории в восьмой позиции помогали выявить особенности самовосприятия и использовать их в дальнейшей психокоррекционной работе.

Список литературы.

  1. Венгер А.Л.. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Владос-Пресс, 2003. – 160 с.
  2. Кудряков Ю.Н., Голубев В.П. Ассоциативный рисуночный тест: основы интерпретации и опыт применения // Личность преступника: методы изучения и проблемы воздействия: сб. науч. тр. / Отв. ред. Ю.М. Антонян. М.: ВНИИ МВД СССР, 1988. С. 31—43.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая консультация для родителей «Психологические особенности учащихся 10-х классов в адаптационный период»

Тематическая консультация для родителей«Психологические особенности учащихся 10-х классов в адаптационный период» Цель: анализ адаптационного периода обучающихся по результатам психологической ди...

Картотека психологической диагностики учащихся начальной школы

Представляю карточки по психологической диагностике различных психических функций для учащихся начальной школы....

Диагностика учащихся 6-7 классов (ЗПР)

Итоговая диагностика учащихся 6-7 классов (ЗПР) на установление уровня знаний по предметам основного цикла в системе коррекционного сопровождения учащихся...

Комплект диагностического инструментария для изучения психологической готовности учащихся 9, 11 классов к ГИА

Комплект диагностического инструментария для изучения психологической готовности учащихся 9, 11 классов к ГИА...

Справка по результатам диагностики учащихся 9 «м» класса «Отношение к предмету»

Справка по результатам диагностики учащихся 9 «м» класса  «Отношение к предмету»...

Психологическая поддержка учащихся 9, 11 классов в период ГИА (презентация для родителей)

Рекомендации психолога по повышению стрессоустойчивости учащихся в период экзаменовВидео-запись выступления...

Психологические особенности учащихся 5-8 классов. Проблема переходного периода в среднее звено

Статья о возрастных особенностях учащихся 5-8 классов. Причины и их устранения снижения успеваемости у подростков....