Профилактика суицидального поведения подростков
статья по психологии (9 класс)

Нелли Ивановна Кузьмина

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_suitsidalnogo_povedeniya_podrostkov.docx25.86 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на районном совещании заместителей директора по воспитательной работе, педагогов-психологов, социальных педагогов.

Подготовила педагог-психолог МБОУ СОШ№1

г.о.Озёры

Кузьмина Нелли Ивановна

Современное общественное развитие насыщено множеством проблем, с которыми сталкивается молодежь. Не обладая достаточным жизненным опытом и умением справляться с возникшими жизненными трудностями значительная часть молодого поколения, желая избавиться от них, выбирает путь добровольного ухода из жизни, что не может не вызывать тревоги у общества.

Суицид является второй, наиболее распространенной причиной смертности лиц в возрасте 15-19 лет, после дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и других видов физического вреда здоровью.

Каждый день кто-то доходит до самого страшного и непоправимого осознания, что больше он здесь жить не будет. Не хочет. Или очень хочет жить, но не знает, как...

В жизни у ребенка, считают психологи, есть два якоря, держась за которые, он живет, - семья и школа. Но когда плохо в школе, нередко ухудшаются и отношения с родителями. Ну а если в семье у ребенка конфликт, то какая может быть учеба. А самоубийство обычно и происходит, когда накладываются несколько проблем.

Изучение проблемы суицида среди подростков молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии.

Психологический смысл суицида чаще всего заключается в снятии эмоционального напряжения ухода от той ситуации, в которой волей-неволей оказываете человек.

Проблема устранения условий, подталкивающих к самоубийству ребёнка, является весьма важной. При работе с учащимися, особенно с трудными подростками, внимание должно быть постоянно обращено на возможность совершения суицида с тем, чтобы вовремя и умело его предотвратить.

Необходимо уметь выделять общие признаки душевного дискомфорта у лиц, склонных или уже готовых к суициду с целью предотвращения непоправимой трагедии.

Работа по профилактике суицидов в МБОУ СОШ№1 ведется в соответствии с утвержденным планом мероприятий.

По своему содержанию и организации профилактическая работа должна объединить меры социального, психологического, медицинского, правового и педагогического характера. Она должна быть непрерывной, последовательной и включать в себя: чёткую организацию повседневной жизни людей; предупреждение и устранение конфликтов между людьми; выявление подростков с повышенным риском суицидальности; своевременное оказание адекватной помощи ребенку, находящемуся в состоянии психологического кризиса; активную эмоциональную поддержку; поощрение его положительных устремлений для облегчения ситуации.

В связи с этим остро стоит вопрос, как об изучении стимулирующих это явление факторов, так и о коррекции суицидального поведения в детско-подростковой среде образовательного учреждения.

Школа, где подростки проводят треть дня, представляется средой для осуществления профилактики суицидального риска среди учащихся. В связи с этим, в нашей школе была разработана система профилактических мероприятий, направленных на предупреждение суицидального поведения несовершеннолетних, в реализации, которой принимают участие все участники образовательной деятельности: педагоги, учащиеся, родители, социально-психологическая служба. Также работа организуется при сотрудничестве с правоохранительными органами, специалистами МУЗЦРБ, КДНиЗП.»Социально-реабилитационным центром»Гнёздышко».

С начала учебного года особое внимание уделяется вновь прибывшим учащимся и учащимся 1, 5, 10 классов, данная категория детей проходит процесс школьной адаптации. На основании плана работы проводится совместное с классным руководителем наблюдение за течением адаптационного периода, оказывается психологическая поддержка, помощь. Все учащиеся прошли психологическую диагностику, по результатам которой выявлена «группа риска» с признаками повышенного уровня тревожности, пониженным настроением, с низкой активностью. С этими учащимися проводятся вторичная диагностика, а впоследствии коррекционные занятия по снятию эмоционального напряжения, тревоги, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение.

В диагностике учащихся, выявленных в процессе наблюдения, используются методики: «Выявление суицидального риска у детей»  ( А.А. Кучер, В.П. Костюкевич), «Карта риска суицида» (модификация для подростков Л.Б. Шнейдер), тест суицидальных наклонностей З.Королёва, проективные методики «Дом.Дерево.Человек», цветовой тест Люшера.


Применяются разнообразные формы работы с учащимися: классные часы «Я+ОН+ОНИ=МЫ», «Пять шагов к успеху», беседы на темы «Как найти выход из сложных жизненных ситуаций?», «Легкое решение сложных проблем» ,организуются выставки рисунков на темы «Я люблю тебя, жизнь», «Как прекрасен этот мир», «Мир глазами детей», конкурсы сочинений на темы «Жизнь - бесценный дар», «За что, я люблю жизнь», «Крылатые слова о жизни».

Отдельным блоком работы в профилактике суицидов является работа с выпускниками, так как ситуация сдачи ЕГЭ является сильным стрессом для ребенка, в случае неоправданных ожиданий может спровоцировать суицидальные попытки. Работа с выпускниками ведется по программе «Путь к успеху», которая включает в себя занятия, направленные на снятие психо-эмоционального напряжения, формирования стрессоустойчивости, развитие умения находить выход из сложных жизненных ситуаций.

Вопросы по проблеме профилактике суицидов рассматриваются на педагогических советах, совещаниях при директоре.

Все учащиеся школы охвачены внеурочной деятельностью.

Работа по профилактике суицидального поведения с педагогами ведётся в рамках просветительской, консультационной и методической работы педагога – психолога.

С педагогическим коллективом осуществляется:

  • Информационные лектории;
  • Выступления на педагогических советах, совещаниях при администрации;
  • Обсуждение вопросов профилактической работы на заседаниях совета профилактики по безнадзорности и правонарушений учащихся;
  • Проведение видеолекториев.
  • Разработка, оформление и распространение тематических листовок, буклетов и брошюр;


  • Помощь в организации тематических мероприятий, классных часов.

Работа с родителями подразумевает проведение родительских собраний на темы «Высшая мера», «Трудный возраст», «Что такое суицид и как с ним бороться?»

Суицидальные действия часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются непродуктивной (защитной) реакцией адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попытками разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное человеку в трудной жизненной ситуации, помогут избежать трагедии.

Работа педагога-психолога по профилактике суицидальных мыслей и побуждений должна быть направлена на формирование у обучающихся позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

Перед образованием становятся новые цели. Приоритетной среди них является цель формироваВыступление на районном совещании заместителей директора по воспитательной работе, педагогов-психологов, социальных педагогов.

Подготовила педагог-психолог МБОУ СОШ№1

г.о.Озёры

Кузьмина Нелли Ивановна

Современное общественное развитие насыщено множеством проблем, с которыми сталкивается молодежь. Не обладая достаточным жизненным опытом и умением справляться с возникшими жизненными трудностями значительная часть молодого поколения, желая избавиться от них, выбирает путь добровольного ухода из жизни, что не может не вызывать тревоги у общества.

Суицид является второй, наиболее распространенной причиной смертности лиц в возрасте 15-19 лет, после дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и других видов физического вреда здоровью.

Каждый день кто-то доходит до самого страшного и непоправимого осознания, что больше он здесь жить не будет. Не хочет. Или очень хочет жить, но не знает, как...

В жизни у ребенка, считают психологи, есть два якоря, держась за которые, он живет, - семья и школа. Но когда плохо в школе, нередко ухудшаются и отношения с родителями. Ну а если в семье у ребенка конфликт, то какая может быть учеба. А самоубийство обычно и происходит, когда накладываются несколько проблем.

Изучение проблемы суицида среди подростков молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии.

Психологический смысл суицида чаще всего заключается в снятии эмоционального напряжения ухода от той ситуации, в которой волей-неволей оказываете человек.

Проблема устранения условий, подталкивающих к самоубийству ребёнка, является весьма важной. При работе с учащимися, особенно с трудными подростками, внимание должно быть постоянно обращено на возможность совершения суицида с тем, чтобы вовремя и умело его предотвратить.

Необходимо уметь выделять общие признаки душевного дискомфорта у лиц, склонных или уже готовых к суициду с целью предотвращения непоправимой трагедии.

Работа по профилактике суицидов в МБОУ СОШ№1 ведется в соответствии с утвержденным планом мероприятий.

По своему содержанию и организации профилактическая работа должна объединить меры социального, психологического, медицинского, правового и педагогического характера. Она должна быть непрерывной, последовательной и включать в себя: чёткую организацию повседневной жизни людей; предупреждение и устранение конфликтов между людьми; выявление подростков с повышенным риском суицидальности; своевременное оказание адекватной помощи ребенку, находящемуся в состоянии психологического кризиса; активную эмоциональную поддержку; поощрение его положительных устремлений для облегчения ситуации.

В связи с этим остро стоит вопрос, как об изучении стимулирующих это явление факторов, так и о коррекции суицидального поведения в детско-подростковой среде образовательного учреждения.

Школа, где подростки проводят треть дня, представляется средой для осуществления профилактики суицидального риска среди учащихся. В связи с этим, в нашей школе была разработана система профилактических мероприятий, направленных на предупреждение суицидального поведения несовершеннолетних, в реализации, которой принимают участие все участники образовательной деятельности: педагоги, учащиеся, родители, социально-психологическая служба. Также работа организуется при сотрудничестве с правоохранительными органами, специалистами МУЗЦРБ, КДНиЗП.»Социально-реабилитационным центром»Гнёздышко».

С начала учебного года особое внимание уделяется вновь прибывшим учащимся и учащимся 1, 5, 10 классов, данная категория детей проходит процесс школьной адаптации. На основании плана работы проводится совместное с классным руководителем наблюдение за течением адаптационного периода, оказывается психологическая поддержка, помощь. Все учащиеся прошли психологическую диагностику, по результатам которой выявлена «группа риска» с признаками повышенного уровня тревожности, пониженным настроением, с низкой активностью. С этими учащимися проводятся вторичная диагностика, а впоследствии коррекционные занятия по снятию эмоционального напряжения, тревоги, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение.

В диагностике учащихся, выявленных в процессе наблюдения, используются методики: «Выявление суицидального риска у детей»  ( А.А. Кучер, В.П. Костюкевич), «Карта риска суицида» (модификация для подростков Л.Б. Шнейдер), тест суицидальных наклонностей З.Королёва, проективные методики «Дом.Дерево.Человек», цветовой тест Люшера.


Применяются разнообразные формы работы с учащимися: классные часы «Я+ОН+ОНИ=МЫ», «Пять шагов к успеху», беседы на темы «Как найти выход из сложных жизненных ситуаций?», «Легкое решение сложных проблем» ,организуются выставки рисунков на темы «Я люблю тебя, жизнь», «Как прекрасен этот мир», «Мир глазами детей», конкурсы сочинений на темы «Жизнь - бесценный дар», «За что, я люблю жизнь», «Крылатые слова о жизни».

Отдельным блоком работы в профилактике суицидов является работа с выпускниками, так как ситуация сдачи ЕГЭ является сильным стрессом для ребенка, в случае неоправданных ожиданий может спровоцировать суицидальные попытки. Работа с выпускниками ведется по программе «Путь к успеху», которая включает в себя занятия, направленные на снятие психо-эмоционального напряжения, формирования стрессоустойчивости, развитие умения находить выход из сложных жизненных ситуаций.

Вопросы по проблеме профилактике суицидов рассматриваются на педагогических советах, совещаниях при директоре.

Все учащиеся школы охвачены внеурочной деятельностью.

Работа по профилактике суицидального поведения с педагогами ведётся в рамках просветительской, консультационной и методической работы педагога – психолога.

С педагогическим коллективом осуществляется:

  • Информационные лектории;
  • Выступления на педагогических советах, совещаниях при администрации;
  • Обсуждение вопросов профилактической работы на заседаниях совета профилактики по безнадзорности и правонарушений учащихся;
  • Проведение видеолекториев.
  • Разработка, оформление и распространение тематических листовок, буклетов и брошюр;


  • Помощь в организации тематических мероприятий, классных часов.

Работа с родителями подразумевает проведение родительских собраний на темы «Высшая мера», «Трудный возраст», «Что такое суицид и как с ним бороться?»

Суицидальные действия часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются непродуктивной (защитной) реакцией адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попытками разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное человеку в трудной жизненной ситуации, помогут избежать трагедии.

Работа педагога-психолога по профилактике суицидальных мыслей и побуждений должна быть направлена на формирование у обучающихся позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

Перед образованием становятся новые цели. Приоритетной среди них является цель формирования, сохранения и развития здорового ребёнка. Для её реализации требуется не только анализ имеющихся теоретических положений и практического опыта по вопросам формирования личности, но и разработка теории и практики вопроса формирования здорового образа жизни как первостепенной задачи сегодняшнего дня. Что предполагает формирование целостной системы индивидуальных, избирательных, сознательных связей и отношений личности к цели обучения - приобретению культуры эффективного поведения для сохранения своего здоровья, в том числе культуры здорового образа жизни. Воспитательное пространство школы способствует созданию благоприятного социально-психологического климата, который предполагает укрепление психологического и психического здоровья учащихся. Одним из обязательных направлений деятельности педагогического коллектива должно быть сохранение психического здоровья детей и профилактика суицидального поведения.





МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№1




Выступление

на районном совещании заместителей директора по воспитательной работе, педагогов-психологов, социальных педагогов

по теме: «Профилактика суицидального поведения подростков»





Подготовила:

педагог-психолог МБОУ СОШ№1

г.о.Озёры

Кузьмина Нелли Ивановна




ния, сохранения и развития здорового ребёнка. Для её реализации требуется не только анализ имеющихся теоретических положений и практического опыта по вопросам формирования личности, но и разработка теории и практики вопроса формирования здорового образа жизни как первостепенной задачи сегодняшнего дня. Что предполагает формирование целостной системы индивидуальных, избирательных, сознательных связей и отношений личности к цели обучения - приобретению культуры эффективного поведения для сохранения своего здоровья, в том числе культуры здорового образа жизни. Воспитательное пространство школы способствует созданию благоприятного социально-психологического климата, который предполагает укрепление психологического и психического здоровья учащихся. Одним из обязательных направлений деятельности педагогического коллектива должно быть сохранение психического здоровья детей и профилактика суицидального поведения.





МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№1




Выступление

на районном совещании заместителей директора по воспитательной работе, педагогов-психологов, социальных педагогов

по теме: «Профилактика суицидального поведения подростков»





Подготовила:

педагог-психолог МБОУ СОШ№1

г.о.Озёры

Кузьмина Нелли Ивановна





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация для педагогического совета "Профилактика суицидального поведения подростков"

Сопровождать ребёнка в учебном процессе- это значит своевременно заметить проблемы, трудности, и показать наиболее позитивный  выход из сложной, невыносимой ситуации....

Памятка для педагогов и родителей. Профилактика суицидального поведения подростков.

Материал включает в себя понятийный апарат по суицидальномцу поведению и методические рекомендации педагогам и родителям по профилактике отклоняющегося поведения....

Программа профилактики суицидального поведения подростков.

Основываясь на своем профессиональном опыте, проработав с подростками, наблюдая за работой коллег, целесообразным считаю основываться в превентивной профилактической деятельности по авитальному поведе...

Методические рекомендации кураторам по профилактике суицидального поведения подростков

Данная работа является буклетом и  содержит информацию о стадиях суицидального поведения, признаках и причинах....

Психолого-педагогический семинар "Профилактика суицидального поведения подростков"

В России частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суи...

Профилактика суицидального поведения подростков через тренинговое занятие "Мир, который создаю я сам"

Тренинговое занятие "Мир, который создаю я сам" направлено на профилактику суицидального поведения подростков. Цель занятия:  содействие  социальной адаптации подростков через осознание отве...