РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по дисциплине ОГСЭ 03 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ специальность 49.01.02 Физическая культура «Техники активного слушания и ведения малого диалога»
учебно-методический материал по психологии

Усольцев Игорь Геннадьевич

Тема: «Техники активного слушания и ведения малого диалога»

Цель: Обеспечить условия для овладения студентами знаниями, умениями и навыками в области профессионального общения.

Задачи:

Обучающая: сформировать понятие о «драмах общения», овладеть умениями активного слушания и ведения малого диалога.

Развивающая: создать условия для развития памяти, внимания, освоения обучающимися способов и приемов эффективного общения, расширение представлений о способах самоанализа в сфере общения.

Воспитывающая: создать условия для формирования толерантности через развитие эмпатии на основе техники активного слушания, содействовать формированию умений работать в команде, эффективно общаться с одногруппниками, проявлять самостоятельность и инициативу.

Формы организации учебной деятельности:

- групповая работа;

- индивидуальная работа.

 

Вид урока: психологический практикум с элементами тренинга

Педагогическая технология (ее элементы): интенсивные и интерактивные технологии

Методы обучения, используемые на учебном занятии: словесные (мини-лекция, инструктаж, обсуждение); наглядные (демонстрация презентации, видеофрагментов); практические (упражнения), интенсивные и интерактивные (ролевая игра, тренинг)

Приемы обучения: «тема-вопрос», мультимедийная презентация, работа с интернет-ресурсами, работа в парах и группах, решение ситуационных задач, вопросы итоговой рефлексии, театрализация, «высказывания великих».

Методическое обеспечение: электронная презентация, оценочные листы, технологическая карта учебного занятия.

Средства обучения: ПК, проектор, мяч.

Используемая литература:

Основные источники:

Волкова, А.И. Психология общения (учебное пособие для ссузов) – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2016.

Столяренко, Л.Д. Психология делового общения и управления (учебник для ссузов) – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2019.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТЮМЕНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

(ГАПОУ ТО «ТКПСТ»)

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

по дисциплине ОГСЭ 03 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ специальность 49.01.02 Физическая культура

                                                         «Техники активного слушания и ведения малого диалога»

Автор разработки: Усольцев Игорь Геннадьевич,

                                                                                                                 преподаватель

                                                                                     Тюмень, 2021

Тема: «Техники активного слушания и ведения малого диалога»

Цель: Обеспечить условия для овладения студентами знаниями, умениями и навыками в области профессионального общения.

Задачи:

Обучающая: сформировать понятие о «драмах общения», овладеть умениями активного слушания и ведения малого диалога.

Развивающая: создать условия для развития памяти, внимания, освоения обучающимися способов и приемов эффективного общения, расширение представлений о способах самоанализа в сфере общения.

Воспитывающая: создать условия для формирования толерантности через развитие эмпатии на основе техники активного слушания, содействовать формированию умений работать в команде, эффективно общаться с одногруппниками, проявлять самостоятельность и инициативу.

Формы организации учебной деятельности:

- групповая работа;

- индивидуальная работа.

Вид урока: психологический практикум с элементами тренинга

Педагогическая технология (ее элементы): интенсивные и интерактивные технологии

Методы обучения, используемые на учебном занятии: словесные (мини-лекция, инструктаж, обсуждение); наглядные (демонстрация презентации, видеофрагментов); практические (упражнения), интенсивные и интерактивные (ролевая игра, тренинг)

Приемы обучения: «тема-вопрос», мультимедийная презентация, работа с интернет-ресурсами, работа в парах и группах, решение ситуационных задач, вопросы итоговой рефлексии, театрализация, «высказывания великих».

Методическое обеспечение: электронная презентация, оценочные листы, технологическая карта учебного занятия.

Средства обучения: ПК, проектор, мяч.

Используемая литература:

Основные источники:

Волкова, А.И. Психология общения (учебное пособие для ссузов) – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2016.

Столяренко, Л.Д. Психология делового общения и управления (учебник для ссузов) – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2019.

Интернет - ресурсы:

Психологические упражнения для тренингов. URL: http://trepsy.net/

Структура учебного занятия

Этап урока (время, мин)

Задачи этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Ожидаемый результат (показатели)

1

Организационный момент (2 мин.)

Организовать и дисциплинировать студентов, настроить на целенаправленную деятельность, активизировать внимание.

Проверяет готовность студентов к занятию, формулирует тему занятия в виде вопроса.

Студенты приветствуют преподавателя, отвечают на вопрос, формулируют тему занятия.

Обучающиеся самостоятельно формулируют и называют тему занятия

2

Целеполагание, мотивация (3 мин.)

Вовлечение студентов в процесс постановки целей занятия, постановка учебно-профессиональных целей, которые должны быть достигнуты

Обосновывает необходимость изучения данной темы для эффективного освоения профессиональных модулей и профессиональной деятельности

Обучающиеся  с помощью преподавателя формулируют цель, определяют задачи учебного занятия

Обучающиеся  формулируют личностно-значимые цели и задачи учебного занятия

3

Разминка (3 мин.)

Создание позитивного настроя, выявление границ знания и незнания студентов по теме.

Преподаватель предлагает каждому члену группы представиться, называя качества, которые способствуют или мешают эффективному профессиональному  общению

Каждый студент, представляясь, называет качества, которые способствуют или мешают эффективному общению

Студенты определяют проблемное поле занятия

4

Мини лекция «Основные драмы общения» (6 мин.)

Погружение студентов в состояние активного слушания

Преподаватель излагает новую  для студентов информацию, сопровождая ее мультимедийной презентацией и видеофрагментами

Студенты воспринимают  и запоминают представляемый материал

Студенты демонстрируют знание сущности и характеристик основных драм общения

5

Коммуникативное упражнение

«Малоэффективные техники активного слушания» (6 мин.)

Отработка умения слушать и точно передавать информацию

Преподаватель вызывает желающих, распределяет роли. В конце игры проводит обсуждение: 
  - Как работает человеческая память? 
  - Почему мы запоминаем одно, но забываем другое? 
  - Важно ли уметь слушать собеседника внимательно? 
  - Какие действия надо совершать в уме, чтобы эффективно и качественно усвоить информацию? 

Студенты анализируют ход упражнения, отвечают на вопросы преподавателя.

Студенты демонстрируют умение слушать и точно воспроизводить услышанную информацию, оценивать эффективность и качество собственной деятельности

6

Тренинговое упражнение «Малоэффктивные техники  слушания» (6 мин.)

Отработка умения слушания, повторения  информации своими словами, техники ведения малого диалога

Преподаватель формулирует задание, дает инструкции по его выполнению.

Студенты представляют результаты выполнения задания

Студенты демонстрируют умение слушать, точно воспроизводить услышанную информацию 

7

Тренинговое упражнение «Эффективные техники активного слушания» (9 мин.)

Преподаватель формулирует задание, дает инструкции по его выполнению.

Студенты разбиваются  на пары и каждая моделирует профессиональную ситуацию.

Студенты демонстрируют умение выбора способа выполнения профессиональных задач.

6

Ролевая игра «Техника ведения малого диалога» (7 мин.)

Отработка техники ведения малого диалога

Преподаватель формулирует задание, дает инструкции по его выполнению.

Студенты разбиваются  на три команды  в которых по желанию выбирается «рассказчик», 2 «пересказчика» и «интерпретатор».

Каждый из «рассказчиков» рассказывает небольшую историю Задача первого «пересказчика» — постараться как можно точнее воспроизвести его рассказ. Задача второго «пересказчика» — изложить только основные и наиболее значимые элементы рассказа. Задача «интерпретатора» состоит в объяснении, в интерпретации истории «рассказчика».

После каждого пересказа «рассказчик» оценивает степень точности изложения содержания истории.

Студенты демонстрируют умение вести малый диалог, работать в команде, умение оценивать эффективность и качество собственной деятельности

7

 Рефлексия   (2 мин.)

Самоконтроль процесса и результата собственной деятельности

Преподаватель консультирует студентов по организации самооценивания

Студенты заполняют оценочные листы

Студенты  демонстрируют умение самооценивания в соответствии с критериями, предложенными преподавателем

8

Домашнее  задание

(2 мин.)

Закрепление и совершенствование умений и навыков, приобретенных на занятии

Преподаватель предлагает студентам несколько вариантов домашнего задания

Студенты выбирают вариант домашнего задания

Студенты осуществляют выбор домашнего задания, исходя из собственных способностей, интересов, предпочтений

9

 Итог урока

(3 мин.)

Выяснение степени достижения цели, поставленной в начале урока, степени удовлетворенности студентов результатами своей работы

Преподаватель задает вопросы: Какие открытия Вы сделали на занятии? Что было непонятным? С какими заданиями вы справились успешно? Что для вас было важным? Как это можно использовать в профессиональной деятельности?

Студенты отвечают на вопросы преподавателя

Студенты демонстрируют умение анализа собственной деятельности на занятии, умение планировать направления собственного саморазвития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела учебной программы дисциплины «Физическая культура»Техника обучения плаванию

В разработке программы предшествовало изучение статистических данных о    несчастных случаев на воде. По данным отчетов Минздрава Российской Федерации, за последние пять лет в России то...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Физическая культура". Тема: "Баскетбол. Ведение мяча

ldquo;В баскетбол легко играть, но трудно играть хорошо” – сказал Джеймс Нейсмит – основатель игры в баскетбол....

ОГСЭ.05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ специальности 15.02.13 Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования группа ТВК 191

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 15.02.13 Техническое обслужи...

ОГСЭ.03 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ специальности 49.02.01 Физическая культура группа УФВ 20 1

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 Физическая кул...

ОГСЭ.05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело группа ПКД 191

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 43.02.15 Поварское и ко...

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по дисциплине ОГСЭ 03 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ специальность 49.01.02 Физическая культура «Техники активного слушания и ведения малого диалога»

Тема: «Техники активного слушания и ведения малого диалога»Цель: Обеспечить условия для овладения студентами знаниями, умениями и навыками в области профессионального общения.Задачи:Обучаю...

Технологическая карта урока по физической культуре "Техника ведения мяча в баскетболе"

Технологическая карта урока физической культуры в 5 классе. Тип урока-комбинированный....