РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по дисциплине ОГСЭ 03 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ специальность 49.01.02 Физическая культура «Техники активного слушания и ведения малого диалога»
учебно-методический материал по психологии
Тема: «Техники активного слушания и ведения малого диалога»
Цель: Обеспечить условия для овладения студентами знаниями, умениями и навыками в области профессионального общения.
Задачи:
Обучающая: сформировать понятие о «драмах общения», овладеть умениями активного слушания и ведения малого диалога.
Развивающая: создать условия для развития памяти, внимания, освоения обучающимися способов и приемов эффективного общения, расширение представлений о способах самоанализа в сфере общения.
Воспитывающая: создать условия для формирования толерантности через развитие эмпатии на основе техники активного слушания, содействовать формированию умений работать в команде, эффективно общаться с одногруппниками, проявлять самостоятельность и инициативу.
Формы организации учебной деятельности:
- групповая работа;
- индивидуальная работа.
Вид урока: психологический практикум с элементами тренинга
Педагогическая технология (ее элементы): интенсивные и интерактивные технологии
Методы обучения, используемые на учебном занятии: словесные (мини-лекция, инструктаж, обсуждение); наглядные (демонстрация презентации, видеофрагментов); практические (упражнения), интенсивные и интерактивные (ролевая игра, тренинг)
Приемы обучения: «тема-вопрос», мультимедийная презентация, работа с интернет-ресурсами, работа в парах и группах, решение ситуационных задач, вопросы итоговой рефлексии, театрализация, «высказывания великих».
Методическое обеспечение: электронная презентация, оценочные листы, технологическая карта учебного занятия.
Средства обучения: ПК, проектор, мяч.
Используемая литература:
Основные источники:
Волкова, А.И. Психология общения (учебное пособие для ссузов) – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2016.
Столяренко, Л.Д. Психология делового общения и управления (учебник для ссузов) – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2019.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ |
«ТЮМЕНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» (ГАПОУ ТО «ТКПСТ») |
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
по дисциплине ОГСЭ 03 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ специальность 49.01.02 Физическая культура
«Техники активного слушания и ведения малого диалога»
Автор разработки: Усольцев Игорь Геннадьевич,
преподаватель
Тюмень, 2021
Тема: «Техники активного слушания и ведения малого диалога»
Цель: Обеспечить условия для овладения студентами знаниями, умениями и навыками в области профессионального общения.
Задачи:
Обучающая: сформировать понятие о «драмах общения», овладеть умениями активного слушания и ведения малого диалога.
Развивающая: создать условия для развития памяти, внимания, освоения обучающимися способов и приемов эффективного общения, расширение представлений о способах самоанализа в сфере общения.
Воспитывающая: создать условия для формирования толерантности через развитие эмпатии на основе техники активного слушания, содействовать формированию умений работать в команде, эффективно общаться с одногруппниками, проявлять самостоятельность и инициативу.
Формы организации учебной деятельности:
- групповая работа;
- индивидуальная работа.
Вид урока: психологический практикум с элементами тренинга
Педагогическая технология (ее элементы): интенсивные и интерактивные технологии
Методы обучения, используемые на учебном занятии: словесные (мини-лекция, инструктаж, обсуждение); наглядные (демонстрация презентации, видеофрагментов); практические (упражнения), интенсивные и интерактивные (ролевая игра, тренинг)
Приемы обучения: «тема-вопрос», мультимедийная презентация, работа с интернет-ресурсами, работа в парах и группах, решение ситуационных задач, вопросы итоговой рефлексии, театрализация, «высказывания великих».
Методическое обеспечение: электронная презентация, оценочные листы, технологическая карта учебного занятия.
Средства обучения: ПК, проектор, мяч.
Используемая литература:
Основные источники:
Волкова, А.И. Психология общения (учебное пособие для ссузов) – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2016.
Столяренко, Л.Д. Психология делового общения и управления (учебник для ссузов) – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2019.
Интернет - ресурсы:
Психологические упражнения для тренингов. URL: http://trepsy.net/
Структура учебного занятия
№ | Этап урока (время, мин) | Задачи этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Ожидаемый результат (показатели) |
1 | Организационный момент (2 мин.) | Организовать и дисциплинировать студентов, настроить на целенаправленную деятельность, активизировать внимание. | Проверяет готовность студентов к занятию, формулирует тему занятия в виде вопроса. | Студенты приветствуют преподавателя, отвечают на вопрос, формулируют тему занятия. | Обучающиеся самостоятельно формулируют и называют тему занятия |
2 | Целеполагание, мотивация (3 мин.) | Вовлечение студентов в процесс постановки целей занятия, постановка учебно-профессиональных целей, которые должны быть достигнуты | Обосновывает необходимость изучения данной темы для эффективного освоения профессиональных модулей и профессиональной деятельности | Обучающиеся с помощью преподавателя формулируют цель, определяют задачи учебного занятия | Обучающиеся формулируют личностно-значимые цели и задачи учебного занятия |
3 | Разминка (3 мин.) | Создание позитивного настроя, выявление границ знания и незнания студентов по теме. | Преподаватель предлагает каждому члену группы представиться, называя качества, которые способствуют или мешают эффективному профессиональному общению | Каждый студент, представляясь, называет качества, которые способствуют или мешают эффективному общению | Студенты определяют проблемное поле занятия |
4 | Мини лекция «Основные драмы общения» (6 мин.) | Погружение студентов в состояние активного слушания | Преподаватель излагает новую для студентов информацию, сопровождая ее мультимедийной презентацией и видеофрагментами | Студенты воспринимают и запоминают представляемый материал | Студенты демонстрируют знание сущности и характеристик основных драм общения |
5 | Коммуникативное упражнение «Малоэффективные техники активного слушания» (6 мин.) | Отработка умения слушать и точно передавать информацию | Преподаватель вызывает желающих, распределяет роли. В конце игры проводит обсуждение: | Студенты анализируют ход упражнения, отвечают на вопросы преподавателя. | Студенты демонстрируют умение слушать и точно воспроизводить услышанную информацию, оценивать эффективность и качество собственной деятельности |
6 | Тренинговое упражнение «Малоэффктивные техники слушания» (6 мин.) | Отработка умения слушания, повторения информации своими словами, техники ведения малого диалога | Преподаватель формулирует задание, дает инструкции по его выполнению. | Студенты представляют результаты выполнения задания | Студенты демонстрируют умение слушать, точно воспроизводить услышанную информацию |
7 | Тренинговое упражнение «Эффективные техники активного слушания» (9 мин.) | Преподаватель формулирует задание, дает инструкции по его выполнению. | Студенты разбиваются на пары и каждая моделирует профессиональную ситуацию. | Студенты демонстрируют умение выбора способа выполнения профессиональных задач. | |
6 | Ролевая игра «Техника ведения малого диалога» (7 мин.) | Отработка техники ведения малого диалога | Преподаватель формулирует задание, дает инструкции по его выполнению. | Студенты разбиваются на три команды в которых по желанию выбирается «рассказчик», 2 «пересказчика» и «интерпретатор». Каждый из «рассказчиков» рассказывает небольшую историю Задача первого «пересказчика» — постараться как можно точнее воспроизвести его рассказ. Задача второго «пересказчика» — изложить только основные и наиболее значимые элементы рассказа. Задача «интерпретатора» состоит в объяснении, в интерпретации истории «рассказчика». После каждого пересказа «рассказчик» оценивает степень точности изложения содержания истории. | Студенты демонстрируют умение вести малый диалог, работать в команде, умение оценивать эффективность и качество собственной деятельности |
7 | Рефлексия (2 мин.) | Самоконтроль процесса и результата собственной деятельности | Преподаватель консультирует студентов по организации самооценивания | Студенты заполняют оценочные листы | Студенты демонстрируют умение самооценивания в соответствии с критериями, предложенными преподавателем |
8 | Домашнее задание (2 мин.) | Закрепление и совершенствование умений и навыков, приобретенных на занятии | Преподаватель предлагает студентам несколько вариантов домашнего задания | Студенты выбирают вариант домашнего задания | Студенты осуществляют выбор домашнего задания, исходя из собственных способностей, интересов, предпочтений |
9 | Итог урока (3 мин.) | Выяснение степени достижения цели, поставленной в начале урока, степени удовлетворенности студентов результатами своей работы | Преподаватель задает вопросы: Какие открытия Вы сделали на занятии? Что было непонятным? С какими заданиями вы справились успешно? Что для вас было важным? Как это можно использовать в профессиональной деятельности? | Студенты отвечают на вопросы преподавателя | Студенты демонстрируют умение анализа собственной деятельности на занятии, умение планировать направления собственного саморазвития. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка раздела учебной программы дисциплины «Физическая культура»Техника обучения плаванию
В разработке программы предшествовало изучение статистических данных о несчастных случаев на воде. По данным отчетов Минздрава Российской Федерации, за последние пять лет в России то...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/04/picture-968567-1509784121.jpg)
Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Физическая культура". Тема: "Баскетбол. Ведение мяча
ldquo;В баскетбол легко играть, но трудно играть хорошо” – сказал Джеймс Нейсмит – основатель игры в баскетбол....
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/09/picture-1345025-1696832952.jpg)
ОГСЭ.05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ специальности 15.02.13 Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования группа ТВК 191
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 15.02.13 Техническое обслужи...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/09/picture-1345025-1696832952.jpg)
ОГСЭ.03 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ специальности 49.02.01 Физическая культура группа УФВ 20 1
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 Физическая кул...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/09/picture-1345025-1696832952.jpg)
ОГСЭ.05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело группа ПКД 191
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 43.02.15 Поварское и ко...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/09/picture-1345025-1696832952.jpg)
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по дисциплине ОГСЭ 03 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ специальность 49.01.02 Физическая культура «Техники активного слушания и ведения малого диалога»
Тема: «Техники активного слушания и ведения малого диалога»Цель: Обеспечить условия для овладения студентами знаниями, умениями и навыками в области профессионального общения.Задачи:Обучаю...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/17/picture-316886-1382009068.jpg)
Технологическая карта урока по физической культуре "Техника ведения мяча в баскетболе"
Технологическая карта урока физической культуры в 5 классе. Тип урока-комбинированный....