Методическая разработка раздела учебной программы дисциплины «Физическая культура»Техника обучения плаванию
проект по физкультуре (11 класс) на тему

В разработке программы предшествовало изучение статистических данных о    несчастных случаев на воде. По данным отчетов Минздрава Российской Федерации, за последние пять лет в России тонут в среднем 17 тысяч человек.

Тонут преимущественно лица трудоспособного возраста (25 – 35 лет) и дети. Каждый пятый погибший на воде – ребенок (В.В.Горбунов, 1990).

Причины гибели на воде – разные, но одна из главных – неумение плавать. По статистике, лица, не умеющие плавать, терпят бедствие на воде 5-6 раз чаще, чем те, кто умеет плавать (С. Имамходжаева, В.Медняков,  1989).

Основным путем решения проблемы несчастных случаев на воде – массовое обучение плавать.

Плавание – это один из самых массовых и популярных видов спорта, прекрасное оздоровительное средство, средство закаливания, средство отдыха. Великое значение прикладных аспектов плавания (Л.И.Анкина, 1988; В.Н.Мухин, 1988; В.Н.Платонов, С.Л.Фесенко 1990 г, Н.Ж. Булгакова и др. 1996; Т.И.Осокина и др. 1991; Т.Г.Меньшуткина 1999; В.Н.Платонов, 2000).

Программа может быть рекомендована для любого образовательного учреждения, имеющего бассейн.

В программе заложены и раскрыты цели и задачи, средства и методы, позволяющие решать вопросы плавательной подготовки учащихся.

Основная идея программы: реализация программы обучения плаванию в колледже на всех уровнях процесса обучения, создание условий для самореализации личности студента в спортивной, социальной и творческой сферах.

Программа решает следующие задачи.

  1. Выработать у учащихся положительный интерес к занятиям плаванием.
  2. Овладеть жизненно необходимых навыков плавания.
  3. Обучать и совершенствовать технику основных стилей спортивного плавания ( кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй).
  4. Укреплять здоровье учащихся, повышать и поддерживать на оптимальном уровне физическую и умственную работоспособность, спортивную тренированность
  5. Прививать необходимые теоретические знания в области гигиены, медицины, физической культуры и спортивного плавания.
  6. Развивать и совершенствовать физические качества, поддерживая их на высоком уровне на протяжение всех лет обучения в колледже.

Воспитывать высокие нравственные качества: чувство коллективизма, взаимопомощи, любовь к Родине

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plav.docx38.42 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ БАЗОВЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Техника обучения плаванию

Методическая разработка раздела учебной программы дисциплины «Физическая культура»

 

                                                                               

                                                                       Разработал: И.Б.Аверьянова

преподаватель физической культуры

                                                                              высшей категории

   

Нижний Новгород

2014 год.

Введение.

Плавание – один из популярных видов физической культуры и спорта.  Оно благотворно влияет на деятельность сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, развивает мускулатуру тела, повышает сопротивляемость организма к заболеваниям. Кроме того, в жизни каждого человека могут возникнуть обстоятельства, при которых умение плавать жизненно необходимо. Для неумеющих плавать вода может оказаться причиной несчастья.

Умеющий плавать, находясь на водоеме, не опасается за свою жизнь, знает, что сумеет добраться до берега или продержаться на воде до прихода помощи. Хороший пловец может оказать сам помощь утопающему, спасти жизнь.

Плавание  включено в программу физического воспитания средних специальных учебных заведений. Программа физического воспитания предусматривает обязательное обучение плаванию все6х учащихся. Занятия плавание оказывает влияние на весь организм студента и способствует его всестороннему развитию. Любое упражнение в какой-то степени влияет на состояние каждого из органов, но влияет по разному на различные органы и системы. Подбирая соответствующие упражнения и методику их использования, можно управлять развитием функциональных возможностей различных органов и систем организма.  

Благодаря плаванию, мы решаем такие глобальные задачи как оздоровление учащихся, укрепление их здоровья, закаливание и развитие жизненно-важного навыка. На занятиях студенты осваивают спортивные стили плавания и постепенно совершенствуют их.

Пояснительная записка.

 Плавание является уникальным физическим упражнением, содействующим физическому развитию, закаливанию и укреплению здоровья.

Если рассматривать плавание, как вид физических упражнений в воде, можно придти к выводу – все оздоровительные задачи решаются наиболее гармонично именно на данных занятиях.

Сильное закаливающее действие воды объясняется тем, что пребывание в водной среде отлично тренирует механизмы, регулирующие теплоотдачу организма, повышая его устойчивость к изменению температур.

Плавание спортивными способами гармонически развивает все группы мышц. Систематические занятия плаванием и специальные упражнения в воде совершенствуют такие ценные физические качества, как выносливость, силу, быстроту, подвижность в суставах, координацию движений.

Благодаря симметричным движениям и горизонтальному положению туловища, разгружающему позвоночный столб от давления на него веса тела, плавание является прекрасным корригирующим упражнением, устраняющим такие нарушения в осанке, как сутуловатость, сколиоз, кифоз.

Непрерывная работа ног в быстром темпе с постоянным преодолением сопротивления воды, выполняемая в без опорном положении, тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, помогает формированию и укреплению детской стопы.

Занятия плаванием, изучение техники спортивных способов как никакой другой вид физических упражнений тренирует правильный ритм дыхания. Находясь в воде, пловцы используют регулирующее, ритмичное дыхание, эффективно развивая лёгочно-дыхательную систему. Невозможно плыть кролем и брассом, не делая короткого глубокого вдоха и длинного интенсивного выдоха, из-за тесной связи дыхания с циклом движения рук.

Плавание на задержке дыхания, ныряния, погружения под воду тренируют устойчивость к гипоксии, умение переносить недостаток кислорода.

Не менее благотворно плавание влияет на сердечно-сосудистую систему, обмен веществ, иммунную и нервную системы.

Занятия плаванием совершенствуют работу вестибулярного аппарата, повышают статокинетическую устойчивость, улучшают чувство равновесия, таким образом, благотворно влияя на координационные качества организма.

          Данное методическое пособие является  частью материалов, раскрывающих содержание  раздела учебной программы дисциплины «Физическая культура».

  Основу  раздела составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

 Содержание представленного раздела включает в себя: материалы по теоретической, технической, тактической и физической подготовке.

Цели и задачи

 Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
  • Формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной деятельностью;
  • Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и  спортивными способами плавания;
  • Овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
  • Освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значение в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;
  • Приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.

Требования к результатам обучения

В результате изучения  раздела учебной программы обучающийся должен:

Знать\понимать:

  • Влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни;
  • Технику безопасности при занятиях плаванием в открытых водоемах и в бассейне;
  • Способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;
  • Правила и способы планирования системы индивидуальных занятий  плаванием;

Уметь:

  •  Проплывать  до 400 м избранным способом;
  • Выполнять изученные технические приёмы плавания;
  • Выполнять плавание в полной координации спортивных способов (кроль на груди, брасс, кроль на спине);
  • Выполнять старты и повороты;
  • Выполнять  доврачебную помощь пострадавшему;
  • Проводить самоконтроль при занятиях  плаванием;
  • Осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий  плаванием;
  • Выполнять контрольные нормативы, предусмотренные государственным стандартом по  плаванию  при соответствующей тренировке, с учетом своего организма;

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;
  • Подготовке к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
  • Организации и проведении индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;

Активной творческой деятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.

Методика преподавания при изучении раздела.

 

Программа содержит теоретическую и практическую части.

Теоретический материал имеет валеологическую и профессиональную направленность. Его освоение обеспечивает формирование мировоззренческой системы научно-практических основ физической культуры, осознание обучающимися значения здорового образа жизни и двигательной активности в профессиональном росте и адаптации к изменяющемуся рынку труда.

Практическая часть предусматривает организацию учебно-методических и учебно-тренировочных занятий.

Содержание учебно-методических занятий обеспечивает:

  • Ознакомление обучающихся с основами  плавания;
  • Формирование установки на психическое и физическое здоровье;
  • Организация закаливания посредством водных процедур;
  • Коррекция осанки и ритма дыхания при занятиях водными упражнениями;
  • Развитие двигательных качеств (мышечная сила, выносливость, гибкость, быстрота и координация движений);
  • Содействие воспитанию привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями;
  • Овладение программой учебного раздела.

На учебно-методических занятиях преподаватель проводит консультации обучающихся, на которых по результатам тестирования помогает определить индивидуальную двигательную нагрузку с оздоровительной и профессиональной направленностью.

Учебно-тренировочные занятия содействуют развитию физических качеств, повышению уровня функциональных и двигательных способностей организма, укреплению здоровья обучающихся, а также предупреждению и профилактике профессиональных заболеваний.

Содержание занятий по  плаванию разработана таким образом, что позволяет развивать все составляющие физического здоровья и приобрести навыки надёжного и правильного плавания в глубокой воде основными спортивными способами,  в соответствии с программой  согласованной с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Объектами тренинга в  тренировочном процессе являются: сердечно-сосудистая, дыхательная и костно-мышечная системы.

Тренинг направлен на развитие:

  • гибкости (подготовительная и основная часть занятия);
  • силовой выносливости (основная часть занятия);
  • координации движений (подготовительная и основная часть занятия)

Структура занятий следующая:

  • подготовительная часть - разминка (на суше);
  • основная часть - основной тренировочный этап;
  • заключительная часть - восстановительный этап.

Содержание теоретической подготовки.

Целительная сила воды известна с древнейших времён. «Отец медицины» Гиппократ так писал о воде: «Для того, чтобы излечиться и быть здоровым, надо черпать жизненную силу, которая находится в природе. Для этого необходимо прибегать к естественным методам лечения, например, к водолечению».

          Действуя на все кожные покровы, вода одновременно повышает электрическую активность биотоков, их напряжения, заставляя все нервные клетки работать в полную силу. Упражнения в воде повышают устойчивость вестибулярного аппарата. При этом возникают так называемые антигравитационные рефлексы, помогающие в ориентации, сохранении равновесия. Происходит уравновешивание процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Упражнения в воде – оптимальный способ улучшить самочувствие.

  • помогает сбросить лишний вес;
  • снимает проблемы общения;
  • стимулирует ведение здорового образа жизни;
  • приносит замечательный терапевтический и расслабляющий эффект;
  • снимает стресс;
  • укрепляет здоровье.

Движения в воде стимулируют дыхание, кровообращение, улучшают деятельность желудка и кишечника, совершенствуют терморегуляцию. Упражнения в воде развивают и укрепляют костно-мышечную систему, так как в воде тело человека находится практически в невесомости с включением всех звеньев опорно-двигательного аппарата.

Вода – уникальная опора для тела. Во время занятий в воде тело подвергается меньшему стрессовому воздействию. Правильно составленная программа водных упражнений способна улучшить физическое и общее самочувствие, не подвергая занимающихся большому стрессу.

Цель предлагаемого курса занятий водными упражнениями – улучшение состояния физического здоровья воспитанников через воздействие на сердечно-сосудистую систему.

Содержание технической подготовки.

Техника плавания способом «кроль на груди».

 «Кроль на груди» является самым скоростным способом плавания

Положение тела. Тело пловца лежит на поверхности воды почти горизонтально, лицо опущено в воду. Чтобы сделать вдох он поворачивает лицо в сторону. Поворот головы для вдоха, а также гребки руками вызывают наибольшие колебания тела вокруг продольной оси.

Движения ног. Пловец выполняет непрерывные хлестообразные движения ногами (слегка согнутыми в коленях) снизу - вверх и сверху - вниз навстречу друг другу. Движение ногами начинается от бедра, передаётся на голень и заканчивается хлестом стопы. При правильном движении ног на поверхности образуются брызги и пенистый след.

Движение рук. Руки пловца работают попеременно. Когда одна рука делает гребок, другая проносится над водой. Когда одна рука заканчивает гребок у бедра, другая входит в воду и начинает наплыв. Рука погружается в воду под острым углом. Гребок делается рукой, слегка согнутой в локте, с постоянным ускорением спереди - назад. Во время гребка рука проходит под грудью и животом к бедру. Рука пловца, особенно кисть, от начала и до конца гребка должна быть жёсткой, напряжённой. Ладонь с сомкнутыми пальцами опирается о воду и отталкивается от неё. Конец гребка завершается выходом руки из воды у бедра в следующей последовательности: плечо, предплечье и кисть. Далее рука проносится над водой без напряжения.

Дыхание. Поворот головы для вдоха производится в конце гребка, когда рука, под которую делается вдох, выходит из воды. Выполнив вдох, пловец поворачивает голову лицом в воду и начинает выдох (через слегка приоткрытый рот), заканчивая его в момент, когда рука, под которую делается вдох, выполнив гребок, займёт положение у бедра. Продолжительность вдоха короче, чем выдоха (соотношение 1:3).

Согласование движений. Пловец продвигается вперёд, непрерывно выполняя попеременные гребки руками и ритмичные движения ногами. На каждый цикл гребков (правой и левой рукой) приходится шесть движений ногами. Вдох делается в конце гребка руки, под которую пловец дышит. На два гребка руками и шесть ударов ногами выполняется один вдох и один выдох.

Содержание физической подготовки.

 Упражнения для развития мышечной силы и выносливости.

Достижение высоких скоростей плавания зависит от уровня развития силовых качеств. Совершенствование мышечной силы при плавании разными способами проводится с акцентом на развитие определённых мышечных групп. В брассе это мышцы ног и таза, сгибатели и разгибатели бёдер и ягодичные мышцы; в кроле – мышцы рук, плечевого пояса и туловища: дельтовидная и большая грудная мышцы, широчайшая мышца спины.

Упражнения на развитие силы необходимо включать в комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ).

Упражнения на силу.

Упражнения для ног.

        Упражнения для туловища.

 Упражнения на развитие силы рекомендуется использовать в разминке на суше – выборочно, в зависимости от задач конкретного занятия.

Плавание развивает сердечно-сосудистую и дыхательную системы, состояние которых определяет аэробная выносливость – способность человека выполнять длительную, интенсивную работу, которая производится за счёт текущей поставки кислорода мышцам.

Для совершенствования выносливости на суше в период разминки предлагается применять бег и прыжки,выполняемые сериями повторно или интервально.

Для пловца не столь важна максимальная и взрывная сила, выносливость вообще, как, силовая выносливость. В качестве упражнений комплексного воздействия, направленных на развитие  силовой выносливости в воде (основная часть занятия), предлагается применять упражнения, которые выполняются повторно и интервально при проплывании серии коротких отрезков 6 –12 метров.

В качестве данных упражнений предлагается использовать подводящие упражнения и упражнения на технику плавания изучаемым способом.

В начале основной части занятия необходимо использовать серии упражнений, выполняемых на задержке дыхания (аэробная производительность), а также упражнений с выполнением выдохов в воду, с постоянным увеличением длины проплываемых отрезков.

При изучении нового упражнения, после проплывания первого отрезка, занимающимся указывается на допущенные ошибки, с целью их исправления.

На первых занятиях серия проплываемых отрезков включает 3 повтора, на последующих занятиях может быть увеличена до 5 – 7 повторов, в зависимости от физической и технической подготовленности группы, от уровня усвояемости пройденного материала и т.д.

После каждой серии, занимающимся даётся отдых, с выполнением выдохов в воду (5 – 10 - 15 –20 выдохов), в зависимости от интенсивности полученной нагрузки.

Календарно-тематический план

 

п\п

Наименование            раздела                 программы

Кол-во         часов

                                               Теоретическая часть

1

Основы знаний. Физическая культура в обеспечении здоровья.

2

2

Легкая атлетика

14

3

Лыжная подготовка

8

4

Спортивные игры

20

5

Плавание

16

6

Гимнастика

10

7

Туризм

8

         

Раздел 3.  Плавание

Максимальная нагрузка (в часах) -         22                Всего часов - 16                Самостоятельная работа студентов (в часах) -  6

1.

Техника безопасности при занятиях плаванием. Скольжение. Дыхание.

3

     2

 

2

 

 1

2.

Техника работы рук при плавании способом «кроль на груди»

3

2

 

2

 

 1

3.

Техника дыхания при плавании способом «кроль на груди»

3

2

 

2

 

  1

4.

Техника работы ног при способе «кроль на груди»

3

2

 

             2

 1

5.

Проплывание дистанции 25 м с доской (техника)

3

2

 

2

   

1

6.

Техника скольжения на спине.

3

2


2

 

 1

7.

Техника ныряния в глубину. Учет на дистанции 25 м вольным стилем.

3

2

 

2

 

1

8.

Кроль на груди и спине (полная координация).

        3

2

 

2

 

 1

Тема I.1 «Освоение с водой. Скольжение»

Максимальная нагрузка (в часах) -         3                Всего часов - 2                Самостоятельная работа студентов (в часах) – 1

Содержание занятия

Студент должен

Оснащение занятия

Контроль знаний

Виды самостоятельной работы

Практическое занятие

Освоение с водой, изучение техники способа кроль на груди. Скольжение на груди. Дыхание.

 

Иметь представление:

Оздоровительных свойствах воды

Знать:

Способы плавания на груди

Уметь:

Демонстрировать скольжение на груди (с доской)

Плавательные доски, свисток, шест.

Выполнение скольжения с отталкиванием от бортика.

Закаливание водой.

Тема I.2 «Плавание. Поплавок. Техника работы рук».

Максимальная нагрузка (в часах) -         3                Всего часов - 2                Самостоятельная работа студентов (в часах) – 1

Содержание занятия

Студент должен

Оснащение занятия

Контроль знаний

Виды самостоятельной работы

Практическое занятие

Техника выполнения упражнения «поплавок».Работа с доской. Техника работы рук при способе плавания кроль на груди.

 

Иметь представление:

О видах плавания (классификация)

Знать:

Технику работы рук при плавании способом кроль на груди

Уметь:

Выполнять упражнение «поплавок», демонстрировать работу рук (с доской).

Плавательные доски, свисток, шест.

Проплывание дистанции 25 м с доской. Работа рук.

Повторить спортивные виды плавания.

Тема I.3 «Плавание. Техника дыхания»

Максимальная нагрузка (в часах) -         3                Всего часов - 2                Самостоятельная работа студентов (в часах) – 1

Содержание занятия

Студент должен

Оснащение занятия

Контроль знаний

Виды самостоятельной работы

Практическое занятие

Совершенствование техники работы рук при плавании способом кроль на груди. Техника дыхания при плавании способом кроль на груди.

 

Иметь представление:

Об аквааэробики.

Знать:

Знать технику дыхания при способе кроль на груди.

Уметь:

Демонстрировать технику дыхания (с доской).

Плавательные доски, свисток, шест.

Проплывание дистанции 25 с доской. Дыхание.

Повторить зимние виды плавания.

Тема I.4 «Плавание. Техника работы ног»

Максимальная нагрузка (в часах) -         3                Всего часов - 2                Самостоятельная работа студентов (в часах)

Содержание занятия

Студент должен

Оснащение занятия

Контроль знаний

Виды самостоятельной работы

Практическое занятие

Техника работы ног при плавании способом кроль на груди. Совершенствование техники работы рук и дыхания.

Иметь представление:

О зимних видах плавания

Знать:

Технику работы ног при плавании способом кроль на груди.

Уметь:

Демонстрировать технику работы рук, ног, дыхания.

Плавательные доски, свисток, шест.

Проплывание 25 м с доской работа ног.

Повторить прикладное плавание.

Тема I.5 «Плавание. Совершенствование техники»

Максимальная нагрузка (в часах) -         3                Всего часов - 2                Самостоятельная работа студентов (в часах) – 1

Содержание занятия

Студент должен

Оснащение занятия

Контроль знаний

Виды самостоятельной работы

Практическое занятие

Совершенствование техники дыхания при способе кроль на груди. Проплывание дистанции 25 м с доской (техника работы ног).

 

Иметь представление:

О прикладном виде плавания

Знать:

Технику плавания кроль на груди в полной координации.

Уметь:

Демонстрировать технику плавания кроль на груди.

Плавательные доски, свисток, шест.

Проплывание 25 м способом кроль на груди (без учета времени).

Спасание утопающего.

Тема I.6 «Плавание. Скольжение на спине»

Максимальная нагрузка (в часах) – 3                        Всего часов - 2                Самостоятельная работа студентов (в часах) – 1

Содержание занятия

Студент должен

Оснащение занятия

Контроль знаний

Виды самостоятельной работы

Практическое занятие

Техника скольжения на спине. Совершенствование плавания способом кроль на груди в полной координации.

 

Иметь представление:

О спасании утопающего (оказание первой помощи)

Знать:

Технику плавания на спине

Уметь:

Демонстрировать скольжение на спине

Плавательные доски, свисток, шест.

Проплывание 25 кроль на груди, 25 м скольжение на спине

Плавание с раннего возраста

Тема I.7 «Плавание. Техника ныряния в глубину»

Максимальная нагрузка (в часах) -         3                Всего часов - 2                Самостоятельная работа студентов (в часах) – 1

Содержание занятия

Студент должен

Оснащение занятия

Контроль знаний

Виды самостоятельной работы

Практическое занятие

Техника ныряния в глубину. Техника работы рук при плавании способом кроль на спине.

 

Иметь представление:

О плавании в раннем возрасте

Знать:

Знать технику работы рук и ног при плавании на спине.

Уметь:

Демонстрировать плавание на спине, технику ныряния в глубину.

Плавательные доски, свисток, шест.

Игра «Достань со дна»

Повторить старты при  плавании.

Тема I.8 «Плавание. Совершенствование техники»

Максимальная нагрузка (в часах) -         3                Всего часов - 2                Самостоятельная работа студентов (в часах) – 1

Содержание занятия

Студент должен

Оснащение занятия

Контроль знаний

Виды самостоятельной работы

Практическое занятие

Совершенствование техники кроль на спине. И на груди. Дистанция 2 х 25 способами кроль на груди и спине.

 

Иметь представление:

О видах старта и поворотов

Знать:

Технику поворотов и стартов

Уметь:

Проплыть 2 х 25 кроль на груди и кроль на спине

Плавательные доски, секундомер, свисток, шест.

Дистанция 2 х 25 (время)

Подвижные игры в воде.

Список литературы

1. Н.Ж. Булгакова. Плавание. - М.: ФиС, 1999. - 183 с.

2. Я.С. Вайнбаум и др. Гигиена физического воспитания и спорта. - М.: ACADEMIA, 2002. - 230 с.

3. С.М.Гордон Техника спортивного плавания.М,.Советский спорт 2007

4. Н.Н. Кардамонова.. Плавание: лечение и спорт. - Ростов н /Дону: ФЕНИКС, 2001. – 315 с.

5. И.Ю.Кистяковский. Рекомендации по методике обучения детей плаванию.-  В сб.: Плавание, вып. 2 М., 1985

6.  Образование и здоровье: Дидактические материалы и методические   рекомендации.-  Казань: Школа, 1999. – 161 с.

7. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.

8. В.Т. Чичикин. Контроль эффективности физического воспитания в образовательных учреждениях. - Нижний Новгород: НГЦ, 2001. – 131 с.

9. В.Т. Чичикин, П.В. Игнатьев. Проектирование учебного процесса по физической культуре в общеобразовательном учреждении: методическое пособие. – Н.Новгород: НГЦ, 2005. – 218 с.

10. З.П.Фирсов Плавание , Справочник. М,. 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела учебной программы по истории России

В разработку входит: методическое обоснование, проект урока по истории России 9 класса, презентация....

Методическая разработка раздела образовательной программы по физической культуре - обучение игре в баскетбол – младший и средний школьный возраст.

Интерес к баскетболу с каждым годом растет, поэтому по массовости и популярности он опережает многие виды спорта. У баскетбола есть ещё одно ценное качество – он у...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ «Баскетбол» по физической культуре в 7 классе

Методическая разработка раздела учебной программы по физической культуре "Баскетбол" в 7 классе....

Методическая разработка "Раздел рабочей программы по физической культуре "Конькобежный спорт" 10-11 классы

Методическая разработка "Раздел рабочей программы по физической культуре  "Конькобежный спорт" 10-11 классы...