Методическая разработка раздела учебной программы для ДЮСШ Тайский бокс 1 год обучения
методическая разработка на тему

Мухамедризаев Рамиль Анвярьевич

Методическмя разработка раздела учебной программы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Тайский бокс» 1-ый год обучения Методическая разработка раздела учебной программы для детско-юношеских спортивных школ по тайскому боксу

Слайд 2

Мухамедризаев Рамиль Анвярьевич тренер-преподаватель МБОУ ДОД ДЮСШ Московское педагогическое училище, 1995 г. Образование – средне- специальное Педагогический стаж работы – 8 лет Квалификационная категория - первая

Слайд 3

Тайский бокс - один из популярнейших среди молодежи видов спорта, имеющий огромное воспитательное и оздоровительное значение. Занятия тайбоксом в полной мере обеспечивают укрепление здоровья и всестороннее гармоничное развитие спортсменов в их физической подготовленности, воспитывают у учащихся упорство, настойчивость в преодолении трудностей. Тайский бокс считается одним из самых жестких боевых искусств. При правильно построенных занятиях уменьшается бытовая агрессивность, и в целом занятия по тайскому боксу дают значительный оздоравливающий эффект. Значение:

Слайд 4

Цели программы: Содействие гармоничному, физическому и психическому развитию, разносторонней физической подготовки, укреплению здоровья занимающихся Профилактика вредных привычек и правонарушений

Слайд 5

Основные задачи программы : Образовательные: 1. Знать историю возникновения тайского бокса. 2. Основные правила ведения боя. Воспитательные: 1. Отвлечение от дурного влияния улицы. 2. Создание устойчивого интереса к занятиям тайским боксом. 3. Воспитание волевых, смелых, активных и ответственных молодых спортсменов. Развивающие: 1. Вооружение общими и специальными знаниями в области спорта. 2. Обучение техники и тактики тайского бокса.

Слайд 6

Данный раздел программы рассчитан на обучающихся на спортивно-оздоровительном этапе подготовки (с 6 лет) и группы начальной подготовки (с 10 лет). Главная задача этапов: создание предпосылок с целью дальнейшей успешной специализации в тайском боксе. Психологическая подготовка – воспитательный процесс, направленный на развитие и совершенствование свойств личности. Психолого-педагогическое обоснование программы

Слайд 7

Ожидаемые результаты: ЗНАТЬ: Правила техники безопасности на занятиях; Значение зарядки, тренировки, режима спортсмена; Историю развития тайского бокса; Влияние алкоголя, табакокурения, наркотиков на организм человека. УМЕТЬ: Выполнять нормативы по ОФП; Уважать противника; Соблюдать этику боя.

Слайд 8

Формы обучения : индивидуальные групповые фронтальные

Слайд 9

Методы обучения: 1. Словесные 2. Наглядные 3. Практические 4. Игровые 5. Соревнова- тельные

Слайд 10

Методические приемы: 1. Групповое освоение с партнером и без партнера 2. Самостоятельное освоение 3. Условный бой 4. Вольный бой

Слайд 11

Биомеханические основы движений боксёра Мышцы, сокращаясь в разной последовательности и сочетании, приводят в движение отдельные части тела. При частом повторении одних и тех же движений мышцы совершенствуются качественно, движения делаются быстрыми и точными. Рис. 1. Мышцы человека (вид спереди): 1 - грудино-ключично-сосцевидная мышца (поворачивает и наклоняет голову); 2 - большая грудная мышца (приводит верхнюю конечность к туловищу и поворачивает ее внутрь); 3 - передняя зубчатая мышца (тянет пояс верхней конечности книзу-вперед); 4 - разгибатели кисти и пальцев: 5 - прямая мышца живота (принимает участие в сгибании и наклоне туловища вперед); 6 - четырехглавая мышца бедра (разгибает нижнюю конечность в коленном суставе, сгибает в тазобедренном); 7 - разгибатели стопы и пальцев; 8 - портняжная мышца (сгибает нижнюю конечность одновременно в тазобедренном и коленном суставах, а при согнутом колене вращает голень внутрь); 9 - наружная косая мышца живота (наклоняет туловище в сторону); 10 - двуглавая мышца (бицепс - сгибает руку в локтевом суставе); 11-12 - дельтовидная мышца (состоит из трех пучков: ее передний пучок (11) отводит ее в сторону, задний (см. рис. 2) отводит поднятую назад).

Слайд 12

Рис. 2. Мышцы человека (вид сзади): 1 - трапецевидная мышца (сближает обе лопатки и совместно с другими мышцами укрепляет их); 2 - большая кругля мышца (верхнюю конечность тянет назад и книзу, приводит к туловищу); 3- глубокие длинные мышцы спины (выпрямляют туловище, наклоняют в стороны и вращают его); 4 - двуглавая мышца бедра (сгибает и разгибает нижнюю конечность в коленном суставе и вращает голень кнаружи); 5 - трехглавая мышца (разгибает стопу, поднимает пятку кверху); 6 - сгибатели стопы и пальцев; 7 - полусухожильная и полуперепончатая мышцы (разгибают нижнюю конечность в тазобедренном суставе, приводят ее и вращают голень внутрь); 8 - большая ягодичная мышца (разгибает нижнюю конечность в тазобедренном суставе, поворачивает бедро несколько наружу, выпрямляет туловище, отклоняя его назад); 9 - сгибатели кисти и пальцев; 10 - широчайшая мышца спины (совместно с большой грудной мышцей опускает поднятую верхнюю конечность назад и книзу, расширяет грудную клетку); 11 - трехглавая мышца плеча (трицепс - разгибает верхнюю конечность в локтевом суставе, участвует в приведении плеча к туловищу); 12 - дельтовидная мышца (задний пучок).

Слайд 13

Биодинамика ударов в тайском боксе Каждый преподаватель, тренер и боксер должны хорошо себе представлять анатомическое строение человеческого тела, функции отдельных мышц с тем, чтобы правильно ориентироваться в подборе упражнений. Рис. 3. Опорные точки осей вращения От кинематической цепи стопа — голень — бедро движение передается в следующую трехсуставную цепь: плечо — предплечье — кисть. Звенья пояса верхней конечности подвижны, например, одна половина пояса может производить движения независимо от другой (правая от левой или левая от правой).

Слайд 14

Направление сил при ударах В зависимости от направления удара (прямой, боковой, снизу или комбинированный — снизу - сбоку, прямой - сбоку и т. д.) в активную работу включаются те или иные группы мышц, от качественного действий которых зависят скорость, сила. Зная особенности, расположение и функции мышц, преподавателю (тренеру) нетрудно определить, на какие из них следует обратить внимание для качественного целенаправленного их развития, какие следует выбрать средства для каждого боксера в отдельности.

Слайд 15

Учебно-тематический план 1-го года обучения № п/п Наименование темы Количество часов Теория Практика ВСЕГО 1. Физическая культура и спорт в России. 1 1 2. История возникновения тайского бокса в России. 1 1 3. Гигиенические сведения о строении и функциях организма. 3 3 4. Организация занятий физическими упражнениями, техника безопасности, инвентарь, спортивная одежда спортсмена 4 4 5. Правила соревнований. 3 3 6. Общая и специальная физическая подготовка. 178 178 7. Техническая и технико – тактическая подготовка. 80 80 8. Контрольные нормативы 4 4 9. Медико-биологический контроль 2 2 ИТОГО 12 264 276

Слайд 16

Контрольно-переводные нормативы Упражнение Оценка, уровень Возраст 10 лет 11 лет 12 лет 13 лет 14 лет 15 лет Бег 30 м (сек). 5 5.3 5.1 4.9 4.5 4.3 4.0 4 5.4-5.5 5.2-5.3 5.0-5.1 4.9-5.0 4.5-4.7 4.2-4.3 3 5.6-5.7 5.4-5.5 5.2-5.3 5.1-5.2 4.7-4.9 4.3-4.4 2 5.8-5.9 5.6-5.8 5.4-5.5 5.3-5.4 4.9-5.1 4.4-4.6 1 6.0 5.8 5.6 5.5 5.3 5.0 Прыжки в длину с места (см). 5 182 198 213 225 235 245 4 165-181 183-197 198-212 213-215 225-227 230- 3 150-164 168-182 182-197 200-210 222-224 235 2 135-149 153-167 168-182 198-200 210-215 225- 1 134 152 167 180 200 227 222- 224 210 Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы (см). 5 310 355 410 450 480 495 4 275-305 320-350 275-405 400-405 450-460 470- 3 240-270 285-315 340-370 380-400 430-440 480 2 205-235 250-280 305-335 360-370 410-415 460- 1 200 245 260 310 400 470 440- 450 415 Подтягивание на перекладине (кол-во раз) 5 5 7 10 11 12 14 4 4 5 8 8 9 10 3 3 3 6 7 7 8 2 2 2 3 4 5 6 1 1 1 2 2 3 4

Слайд 17

Разработка занятия по тайскому боксу 1-го года обучения Тема занятия : «Введение в учебно-образовательную программу по тайскому боксу». Цель : Изучение анатомического строения человека и функций работы мышц при занятии тайским боксом, изучение боевой стойки и передвижений боксера.

Слайд 18

Задачи тренировки: Образовательные: Обучить основным положениям боксера из учебной (фронтальной) стойки. Ознакомить со строением и функцией работы мышц человека при занятии тайским боксом. Воспитательные: Повышать интерес учащихся к занятиям тайским боксом. Воспитание волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых спортсменов. Оздоровительные: Укрепление здоровья. Профилактика вредных привычек. Развивающие: Развитие координации Развитие физических качеств характерных для занятий данным видом спорта (ловкости, гибкости, воли)..

Слайд 19

№ п/п Содержание материала Время Методические указания ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: 40 мин. 1 Построение, сообщение задач тренировки 1мин. 20 мин. Беседа: Тайский бокс как вид спорта» 2 ОРУ: гимнастические упражнения при ходьбе стоя, сидя, лёжа. 19 мин. Следить за четкостью выполнения ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: 45 мин. 1 2. 3. Специальные упражнения Вращение спортсмена вокруг вертикальной оси, прыжки согнутых ног, округление груди, небольшой наклон головы вперед, установка рук, взгляд из-под руки Подводящие упражнения Удержание тела в позе «пьяного вызова», удержание тела согнутыми коленями, передвижение в разных стойках Изучение и совершенствование боевой стойки и передвижений Обучения передвижениям боевой стойки, обучения передвижениям фронтальной стойки, изучение боевой дистанции (дальние и ближние дистанции). 15 мин. 15 мин. 15 мин. Обратить внимание на работу мышц при прыжках согнутых ног, прекратить нагрузку при появлении боли в мышцах. Стараться удержать тело в равновесии Согласование действия рук и ног Правая рука согнута в локте, защищает голову, левая рука вытянута вперед, кулаки слегка сжаты. Ступни расположены параллельно друг другу на расстоянии 30-40 см, шаги должны быть короткими на чуть согнутых ногах. Необходимо выдерживать расстояние. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: 5 мин. 1. 2. Упражнения на расслабление с глубоким дыханием. Построение. Подведение итогов. 1мин.30 с. 30 сек. 4 мин. Снять мышечное напряжение, уменьшить боль в мышцах. Выделить лучших учащихся.

Слайд 20

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детско-юношеская спортивная школа

Методическая разработка раздела учебной программы

для детско-юношеских спортивных школ

по тайскому боксу:

«Тайский бокс 1-й год обучения»

Подготовил: тренер-преподаватель

МБОУ ДОД ДЮСШ

Мухамедризаев Р.А.

г. Сергач

1. Пояснительная  записка

       Тайский бокс – один из популярнейших среди молодежи видов спорта, имеющий огромное воспитательное и оздоровительное значение. Занятия тайским боксом в полной мере обеспечивают: укрепление здоровья и всестороннее гармоничное развитие спортсменов в их физической подготовленности, воспитывают у учащихся упорство, настойчивость в преодолении трудностей. Тайский бокс считается одним из самых жестких боевых искусств.

        В процессе занятий воспитанники должны получить целый комплекс знаний, умений, постоянно их развивать и совершенствовать.

   Набор детей в группы проводится в сентябре месяце, при наличии допуска врача. Доукомплектование может проводиться в течение всего учебного года.

Продолжение занятий и перевод учащихся на следующий этап обучения в более старшую учебную группу осуществляется по решению педагогического совета и оформляется приказом директора ДЮСШ.

Физическое воспитание — это процесс, направленный на обучение двигательным действиям, развитие физических качеств. В норме этот процесс должен распространяться на все периоды жизни человека, хотя его содержание и формы могут изменяться в зависимости от целого ряда условий: возраст человека, уровень жизни, состояние здоровья и т. д. Процесс физического воспитания может осуществляться на материале движений из самых различных видов спорта. При этом, как показывает практика, в разные периоды жизни человека его пристрастия к различным видам двигательной активности могут существенно изменяться.

Данная программа дает уникальную возможность не только для физического, но и нравственного воспитания детей и подростков, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умений ориентироваться в окружающей действительности, воспитание чувства коллективизма и товарищества.

Специфические особенности тайского бокса — контакт с партнером посредством ударных движений — способствуют совершенствованию целого ряда психических качеств и в целом предъявляют к психике спортсмена достаточно разнообразные, хотя порой и очень жесткие требования. Однако влияние тайского бокса на психику занимающихся в высшей степени положительно. Он дает уверенность в себе, жизнерадостность, учит трудолюбию и целеустремленности. При правильно построенных занятиях уменьшается бытовая агрессивность, и в целом занятия по тайскому боксу дают значительный оздоравливающий эффект.

2. Основные цели и задачи программы

    Цели программы:

 -  содействие гармоничному физическому и психическому развитию, разносторонней физической подготовке, укреплению здоровья занимающихся.

 -  профилактика вредных привычек и правонарушений.

   Основные задачи программы:

Образовательные:

  1.  Знать историю возникновения  тайского бокса в России.
  2. Основные правила ведения боя.
  3.  Строение тела и гигиена  человека.

Воспитательные:

  1. Создание устойчивого интереса к занятиям тайским боксом.
  2. Отвлечение от дурного влияния улицы.

3. Воспитание волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых спортсменов.

Развивающие:

  1. Вооружение общими и специальными знаниями, умениями и навыками в области спорта.

2. Обучение техники и тактике тайского бокса.

  1. Психолого-педагогическое обоснование программы

       Данный раздел программы рассчитан на обучающихся  на спортивно-оздоровительном этапе подготовки (с 6 лет) и группы начальной подготовки (с 10 лет).

    Указанные особенности данного вида спорта дают возможность самому широкому кругу людей найти в нем интересное и полезное для себя. Соответственно, важной отличительной чертой тайского бокса является значительный возрастной диапазон занимающихся.

       Главной задачей на этих этапах является создание предпосылок с целью дальнейшей успешной специализации в тайском боксе. В занятиях с юными спортсменами является воспитание высоких моральных качеств, преданности России, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия.

Психологическая подготовка  - воспитательный процесс, направленный на развитие и совершенствование значимых свойств личности путем формирования системы отношений.

Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса исходит из основных принципов гуманистической педагогики:

  • единство сознания, деятельности и общения;
  • учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, что дает возможность выбирать тип взаимодействия.

4. Ожидаемые результаты

Знать:

  • Правила техники безопасности на занятии;
  • Значение утренней зарядки, тренировки;
  • Режим, значение режима спортсменов в период тренировок;
  • Историю развития тайского бокса в России;
  • Пагубное влияние на организм человека алкоголя, табакокурения, наркотиков.

Уметь:

  • Выполнять самостоятельно комплекс утренней физической зарядки;
  • Выполнять нормативы по общей физической подготовке.
  • Уважать противника, соблюдать этику боя;
  • Вести бой с атакующим и обороняющимся противником.

  Данная программа дает знания и представление о тайском боксе, где основное внимание уделяется разносторонней физической и функциональной подготовке спортсмена. Важное значение имеет обучение детей технике выполнения физических упражнений, формирование двигательных навыков и умений, создает необходимую предпосылку для дальнейшего совершенствования двигательного аппарата. Во время обучения учащийся стремится к тому, чтобы с самого начала мог овладевать основами техники целостных упражнений, а не их отдельными элементами.

   Свои знания и умения учащиеся демонстрируют на тестировании, которое проводится в начале и в конце учебного года.

5. Обоснование используемых образовательных технологий, методов, формы организации деятельности занимающихся

В ходе реализации программы используются следующие формы, методы и приемы обучения.

Основной формой организации и проведения занятий является спортивная тренировка, которая организуется с использованием упражнений общеразвивающего и социально-подготовительного характера и обеспечивает планомерный рост тренированности.

Формы обучения – индивидуальные, групповые и фронтальные.

В обучении и тренировке применяют три группы методов: словесные - рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение; наглядные - это прежде всего показ (преподавателем, ассистентом, видео и т. д.), практические – которые можно поделить на две группы:

        1. Методы, направленные на освоение спортивной техники.

  1. Методы, направленные на развитие двигательных способностей.

Эти методы применяются комплексно и взаимно дополняют друг – друга.

С целью обучения технике тайского бокса применяются следующие методические приемы:

  1. Групповое освоение приема (без партнера);
  2. Групповое освоение приема (с партнером);
  3. Самостоятельное освоение приема в парах, свободно передвигающихся по залу;
  4. Условный бой (действия партнеров ограничивается заданием преподавателя);
  5. Освоение спортсменом приема в ходе работы с преподавателем на лапах или в парах;
  6. Условный бой с широкими технико – тактическими задачами;
  7. Вольный бой.
  8. Групповое освоение приема (без партнера);
  9. Групповое освоение приема (с партнером);

10)Самостоятельное освоение приема в парах, свободно передвигающихся по залу;

11)Условный бой (действия партнеров ограничивается заданием преподавателя);

12)Освоение спортсменом приема в ходе работы с преподавателем на лапах или в парах;

13)Условный бой с широкими технико – тактическими задачами;

14)Вольный бой.

Применяются игровой и соревновательный метод.

  1. Система знаний и система деятельности

Биомеханические основы движений боксера

6.1. Анатомическое строение человека и функции работы мышц при занятиях тайским боксом

   Задача биомеханики заключается в том, говорил А. А. Ухтомский, чтобы установить «те условия, при которых движущие силы мускулатуры действуют на твердые части скелета и могут превращать тело животного в рабочую машину с определенным полезным эффектом». Удары и защитные действия боксера заключают в себе как поступательное, так и вращательное движения. Поступательным называется такое движение, когда любая линия, условно проведенная внутри тела, перемещается параллельно самой себе (например, движение боксера вперед при атаке прямым ударом левой в голову). При вращательном движении все точки тела описывают окружности, центры которых лежат на прямой, называемой осью вращения.
Движение может быть больше поступательным, чем вращательным, или наоборот. Поступательные и вращательные движения, совершаемые одновременно, образуют сложное движение. В ряде случаев действия боксера включают движения в вертикальном направлении. Так, удар, нанесенный правой или левой рукой снизу в голову в ближней дистанции, связан с разгибанием ног, с направляющим усилием вверх.
В действие, даже самое простое, вовлекаются разные группы мышц: одни сокращаются более энергично и выполняют основную работу, другие менее активны, но без их участия это движение не получилось бы. Например, при разгибании и сгибании руки в локтевом суставе работают не только двуглавая и трехглавая, но и плечевая мышца. При наклоне туловища в стороны главную работу выполняет наружная косая мышца живота, но если это уклон в сторону с небольшим уклоном вперед, то подключается и прямая мышца живота; наклон туловища в сторону может сочетаться с небольшим уклоном назад, в таком случае подключаются поперечно-остистая и короткие межостистые мышцы. Рис. 1 и 2 дают представление об основных мышцах человека и о выполняемых ими функциях. Мышцы, сокращаясь в разной последовательности и сочетании, приводят в движение отдельные части (конечности, туловище) тела. При частом повторении одних и тех же движений мышцы совершенствуются качественно, движения делаются быстрыми и точными.

Рис. 1. Мышцы человека (вид спереди):
1 - грудино-ключично-сосцевидная мышца (поворачивает и наклоняет голову); 2 - большая грудная мышца (приводит верхнюю конечность к туловищу и поворачивает ее внутрь); 3 - передняя зубчатая мышца (тянет пояс верхней конечности книзу-вперед); 4 - разгибатели кисти и пальцев: 5 - прямая мышца живота (принимает участие в сгибании и наклоне туловища вперед); 6 - четырехглавая мышца бедра (разгибает нижнюю конечность в коленном суставе, сгибает в тазобедренном); 7 - разгибатели стопы и пальцев; 8 - портняжная мышца (сгибает нижнюю конечность одновременно в тазобедренном и коленном суставах, а при согнутом колене вращает голень внутрь); 9 - наружная косая мышца живота (наклоняет туловище в сторону); 10  - двуглавая мышца (бицепс - сгибает руку в локтевом суставе); 11-12 - дельтовидная мышца (состоит из трех пучков: ее передний пучок (11) отводит ее в сторону, задний (см. рис. 2) отводит поднятую назад).

Рис. 2. Мышцы человека (вид сзади):
1 - трапецевидная мышца (сближает обе лопатки и совместно с другими мышцами укрепляет их); 2 - большая кругля мышца (верхнюю конечность тянет назад и книзу, приводит к туловищу); 3- глубокие длинные мышцы спины (выпрямляют туловище, наклоняют в стороны и вращают его); 4 - двуглавая мышца бедра (сгибает и разгибает нижнюю конечность в коленном суставе и вращает голень кнаружи); 5 - трехглавая мышца (разгибает стопу, поднимает пятку кверху); 6 - сгибатели стопы и пальцев; 7 - полусухожильная и полуперепончатая мышцы (разгибают нижнюю конечность в тазобедренном суставе, приводят ее и вращают голень внутрь); 8 - большая ягодичная мышца (разгибает нижнюю конечность в тазобедренном суставе, поворачивает бедро несколько наружу, выпрямляет туловище, отклоняя его назад); 9 - сгибатели кисти и пальцев; 10 - широчайшая мышца спины (совместно с большой грудной мышцей опускает поднятую верхнюю конечность назад и книзу, расширяет грудную клетку); 11 - трехглавая мышца плеча (трицепс - разгибает верхнюю конечность в локтевом суставе, участвует в приведении плеча к туловищу); 12 - дельтовидная мышца (задний пучок).

6.2. Биодинамика ударов в  тайском боксе

    Каждый преподаватель, тренер и боксер должны хорошо себе представлять анатомическое строение человеческого тела, функции отдельных мышц с тем, чтобы правильно ориентироваться в подборе упражнений. Например, для развития скорости и силы бокового удара правой в голову надо подбирать такие упражнения, которые бы развивали, главным образом, большую грудную и дельтовидную мышцы.
Движения в боксе в зависимости от морфологических, физиологических и психологических особенностей боксера имеют свои пространственные, временные, скоростные и динамические характеристики. Поэтому их вариативность не имеет предела. Для биомеханического анализа ударных действий боксера даем изложение нескольких фрагментов из работы В. М. Клевенко [Клевенко В.М., Быстрота в боксе, М. "Физкультура и спорт", 1968]
Если посмотреть на кинематическую структуру тела человека, то легко представить оси вращения и точки опоры при нанесении ударов (рис. 3). Участие нижней части тела боксера в механике ударов происходит по следующей трехсуставной кинематической цепи: стопа — голень— бедро. Эта кинематическая цепь, передавая поступательное движение туловищу, способствует ускорению вращения таза. При опоре на левую ногу вращение происходит вокруг вертикальной оси, проходящей через левую стопу и левый тазобедренный сустав; при опоре на правую ногу — вращение происходит вокруг оси, проходящей через правую стопу и правый тазобедренный сустав. Диагональная ось вращения при опоре на левую стопу проходит через левую стопу и правый тазобедренный сустав; при опоре на  правую стопу — через правую стопу и левый тазобедренный сустав.

Рис. 3. Опорные точки осей вращения
От кинематической цепи стопа — голень — бедро движение передается в следующую трехсуставную цепь: плечо — предплечье — кисть. Звенья пояса верхней конечности подвижны, например, одна половина пояса может производить движения независимо от другой (правая от левой или левая от правой).
При нанесении ударов усилия- передаются от стопы на голень и бедро, затем на таз, туловище к поясу верхней конечности и от него на ударную часть кисти (рис. 8). Таким образом, начиная с первого момента ударного действия (от толчка стопой) и до заключительного (действия ударной части кисти), сила и скорость как бы нарастают в каждой цепи. Чем меньше мышцы, тем быстрей они могут сокращаться, но вместе с тем они должны быть достаточно сильными, чтобы поддержать поступательный эффект крупных мышц и ускорить действие, т. е. увеличить силу удара.

6.3. Направление сил при ударах



Рис. 4
В зависимости от направления удара (прямой, боковой, снизу или комбинированный —снизу-сбоку, прямой-сбоку и т. д.) в активную работу включаются те или иные группы мышц, от качественного действий которых зависят скорость, сила. Зная особенности, расположение и функции мышц, преподавателю (тренеру) нетрудно определить, на какие из них следует обратить внимание для качественного целенаправленного их развития, какие следует выбрать средства для каждого боксера в отдельности.
Особенно большое внимание следует уделить развитию внутренних и наружных косых мышц живота, широчайшей мышцы спины, большой и малой грудных мышц, трапециевидной, участвующих в «скручивании» верхней части туловища вокруг вертикальной оси. После нанесения удара и некоторого закручивания туловища тело, естественно, стремится к раскручиванию, а следовательно, создаются биомеханические условия для нанесения последующих ударов другой рукой.
Серия коротких ударов в ближнем бою, независимо от движения ног, в основном наносится за счет активных действий мышц пояса верхней конечности при весьма малых вращательных движениях туловища. Наиболее сложные движения совершают части тела при защитных действиях, когда боксеру необходимо не только уйти от удара противника, но и создать исходное положение для собственных активных действий.

  1. Учебно-тематическое планирование

Учебно – тематический план 1- го года обучения.

п/п

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

ВСЕГО

1.

Физическая культура и спорт в России.

1

1

2.

 История возникновения тайского бокса в России.

1

1

3.

Гигиенические сведения о строении и функциях организма.

3

3

4.

Организация занятий физическими упражнениями, техника безопасности, инвентарь, спортивная одежда спортсмена

4

4

5.

Правила соревнований.

3

3

6.

Общая и специальная физическая подготовка.

178

178

7.

Техническая и технико – тактическая подготовка.

80

80

8.

Контрольные нормативы

4

4

9.

Медико-биологический контроль

2

2

ИТОГО

12

264

276

Физическая культура и спорт в России.

Важнейшие решения Правительства по вопросам физической культуры и спорта. Основные положения системы физического воспитания, единая спортивная классификация.  Международные связи спортсменов. Успехи спортсменов, тамбовских спортсменов в России, на международной арене. Значение сотрудничества в области спорта для усиления борьбы за мир и дружбу.

Тайский бокс – история возникновения в России.

История зарождения в мире, России, Нижегородской области. Первые соревнования в России. Международные соревнования с участием Российских боксеров.

Оборудование мест занятий.

Зал для занятий тайским боксом. Ринг. Размеры. Инвентарь. Уход и бережное отношение к спортивным сооружениям, инвентарю. Правила поведения в спортсооружениях, на тренировках. Соблюдения техники безопасности.

Гигиенические сведения о строении и функциях организма.

Гигиена - отрасль медицины, изучающая влияния разнообразных факторов внешней среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни. Значение состояния воздуха в жилых, учебных, спортивных помещениях. Рациональное питание. Гигиена сна. Уход за кожей, полостью рта. Вред курения, алкоголя, наркотиков. Правила и приемы закаливания солнцем, воздухом, водой. Значение утренней зарядки, тренировки. Режим, значение режима спортсменов в период тренировок и при участии в соревнованиях.

Правила соревнований.

Форма спортсмена. Продолжительность боя. Команды рефери на ринге. Жесты рефери на ринге. Боковые судьи. Ритуал перед началом боя. Правила определения победителя. Возрастные группы. Весовые категории. Единая всероссийская спортивная квалификация.

Общая и специальная физическая подготовка.

Строевые упражнения. Общеразвивающие упражнения. Упражнения на равновесие. Упражнение со скакалкой. Упражнение с гимнастической палкой. Упражнения на формирование правильной осанки. Лазание, перелазание, переползание. Специальные упражнения для развития специальной выносливости: упражнения на боксёрском мешке, со скалкой, тренировка на дороге, бой с тенью.

Подвижные и спортивные игры, эстафеты: игры с мячом, с переноской предметов, с метаниями, лазанием, бегом, прыжками, комбинированные эстафеты: футбол, баскетбол, волейбол, настольный теннис. Упражнения в самостраховке и страховке партнёра. Лыжная подготовка, плавание.

Специальная подготовка.

Специальные упражнения для развития силы, силовой выносливости, скоростно-силовой выносливости мышц. Упражнения с отягощениями, с преодолением собственного веса, упражнения с набивным мячом, с гантелями, штангой, с мешком.

Специальные упражнения для развития быстроты, скорости, ловкости: бег с ускорениями, спортивные игры, эстафеты, упражнения с отягощениями.

Специальные имитационные упражнения в строю: бой с тенью, с партнёром для развития координации, ловкости, чувства дистанции.

Боевая стойка боксёра.

Передвижения: изучить технику передвижения шагами вперёд, назад, в сторону, по кругу, влево, вправо. Фронтальная стойка. Ступни расположены параллельно друг другу на расстоянии полушага (30-40 см.). Плечи расслаблены, голова опущена на подбородок на 2-3 см. (2 пальца в толщину) не доходит до груди. Кулаки слегка сжаты и подняты до уровня подбородка. Колени чуть согнуты, таз выдвинут вперед, грудная клетка опущена, живот убран.

Обучение передвижениям во фронтальной стойке. Перенося вес тела на любую ногу, слегка повернуть туловище (около 30 градусов) в сторону той ноги, на которую переносится вес. При переносе веса на правую ногу левый кулак слегка выдвигается вперед, левое плечо вперед, ступня левой ноги на 20-30 градусов разворачивается вправо, пятка оторвана от пола, колено движется внутрь. То же движение повторяется в противоположную сторону. Спина при этом должна быть свободной, при поворотах расслабленной, слегка скрученной.

Передвижение во фронтальной стойке приставными шагами влево-вправо. Шаг влево начинать с той ноги, шаг вправо - с правой. Шаги должны быть короткими на чуть согнутых ногах, совершаются на передней части ступни. Необходимо сохранять собранную свободную стойку в движении.

По хлопку обучающиеся меняют направление движения, при этом необходимо следить за положением туловища, головы, рук. Ноги не должны соприкасаться друг с другом, минимальное расстояние между ступнями то же, что и в стойке. Длина шага - 15-20 см.

Боевая стойка. (Она хороша описана в различных учебных пособиях.) Правша преимущественно использует позицию, при которой его правая рука, согнутая в локте и защищающая кистью голову, а предплечье - грудь и печень, находится дальше от соперника, чем левая. Левая рука, согнутая в локте, выдвинута вперед. Кулаки слегка сжаты. Туловище слегка развернуто вправо, левая ступня слегка выдвинута вперед и нижняя часть туловища на 10-20 градусов скручена по отношению к верхней. Ступни, колени, таз оказываются в более развернутом боком положении.

Обучение передвижениям в боевой стойке. Из учебной фронтальной стойки для правши сделать пол шага правой ногой назад, полоборота вправо (35-45 градусов), выдвинуть чуть вперед левое плечо и кулак левой руки. Левое плечо чуть приподнято.

Передвижение вперед-назад, также как и во фронтальной стойке, осуществляется приставным шагом. При передвижении вперед вес тела преимущественно приходится на правую ногу. Назад - на левую. При этом надо стараться делать короткие слитные шаги не сближая при этом ступни. На более высоких ступенях спортивного мастерства возможны различные виды передвижений (скрестный шаг, зашагивание, выпады и проч.) На начальном же этапе следует хорошо освоить передвижение приставным шагом в различные стороны. При этом важно:

а)         Постоянно находится в боевой стойке. Шаги в любую сторону
не должны сопровождаться опусканием рук, подниманием головы, выпячиванием живота и пр.;

б) Не делать слишком широких шагов;

в)         Не делать подготовительных движений. (Находясь, например, на выпрямленных ногах, спортсмен, перед тем как сделать шаг, «подседа ет», что является сигналом для соперника.),

г)Передвигаться на передней части ступни.

Передвижение вперед-влево осуществляется: шаг левой, приставка правой, шаг левой.

Передвижение вперед-вправо: шаг левой, правой шаг вправо, приставка левой.

Передвижение назад-вправо: шаг правой, приставка левой, правой шаг вправо

Передвижение назад-влево: шаг правой, левой шаг клево, приставка правой.

Упражнения на закрепление и совершенствование навыков передвижений во фронтальной и боевой стойках:

Упражнения производятся в шеренге

Во фронтальной стойке:

«Перекачка». Перенос веса тела с ноги на ногу с небольшими поворотами влево-вправо. (Голова при этом не поворачивается, а смешается.) Обучающиеся поворачиваются в стойке «на тренера». Во фронтальной стойке боковые шаги влево-вправо: а) одиночные; б) слитные; в) по хлопку неожиданно менять направление (делающие большие шаги при этом наыкаются на движущихся рядом, так как тратят больше времени на изменение направления).

В боевой стойке.

а).Шаги вперед-назад одиночные;

б).Шаги влево-вправо одиночные;

в).Сочетание шагов вгеред-вправо, вперед-влево, назад-вправо, назад-влево, вправо-вперед, влево-впред, влево-назад, вправо-назад;

г).Слитные шаги: 2-3 теред и 2-3 назад в различных сочетаниях;

д).Движение от тренера - за тренером. (Необходимо выдерживать
расстояние.)

При отработке упражнений на закрепление и совершенствование передвижений в обеих стойках необходимо резко без предупреждения останавливать обучающихся и проверять их стойки.

Боевые дистанции: изучить дальнюю дистанцию.

Методические приёмы обучения техники ударов, защит, контрударов. Обучение прямым двойным ударам: прямой левый, прямой правый. Обучение ударам снизу, простым атакам.

Техническая и Технико-тактическая подготовка.

Организация занимающихся без партнёра.

Организация занимающихся без партнёра.

Усвоения приёма по заданию тренера. Условный бой. Вольный бой.

Спарринг. Изучение учебной стойки боксера. Из учебной стойки имитации прямых ударов. Боевая стойка боксёра. Передвижение. Боевые дистанции.

Методические приёмы обучения технике ударов, защит и контрударов руками и ногами.

Обучение прямым ударам и простым атакам.

Обучение прямым двойным ударам (прямой левой - прямой правой). Обучение ударам снизу и простым атакам. Обучение боковым ударам, простым атакам и контратакам. Защитные действия.

Удары ногами: фронт кик, сайд кик, раундхауз кик.

Контрольно-переводные нормативы.

Ориентировочные нормативы оценки физической подготовки.

Упражнение

Оценка,

уровень

Возраст

10 лет

11 лет

12 лет

13 лет

14 лет

15 лет

Бег 30м

(сек).

5

5.3

5.1

4.9

4.5

4.3

4.0

4

5.4-5.5

5.2-5.3

5.0-5.1

4.9-5.0

4.5-4.7

4.2-4.3

3

5.6-5.7

5.4-5.5

5.2-5.3

5.1-5.2

4.7-4.9

4.3-4.4

2

5.8-5.9

5.6-5.8

5.4-5.5

5.3-5.4

4.9-5.1

4.4-4.6

1

6.0

5.8

5.6

5.5

5.3

5.0

Прыжки в длину с места (см).

5

182

198

213

225

235

245

4

165-181

183-197

198-212

213-215

225-227

230-

3

150-164

168-182

182-197

200-210

222-224

235

2

135-149

153-167

168-182

198-200

210-215

225-

1

134

152

167

180

200

227

222-

224

210

Бросок

набивного

мяча двумя

руками из-за

головы (см).

5

310

355

410

450

480

495

4

275-305

320-350

275-405

400-405

450-460

470-

3

240-270

285-315

340-370

380-400

430-440

480

2

205-235

250-280

305-335

360-370

410-415

460-

1

200

245

260

310

400

470

440-

450

415

Подтягивание

на перекладине

(кол-во раз)

5

5

7

10

11

12

14

4

4

5

8

8

9

10

3

3

3

6

7

7

8

2

2

2

3

4

5

6

1

1

1

2

2

3

4

8. Разработка занятия по тайскому боксу:

«Введение в учебно-образовательную программу

 по тайскому боксу 1-го года обучения».

Цель:   Изучение анатомического строения человека и функций работы мышц при занятии тайским боксом, изучение боевой стойки и передвижений боксера.

Задачи:

Образовательные:

    • Обучить основным положениям боксера из учебной (фронтальной) стойки.

    •  Ознакомить со строением и функцией работы мышц человека при занятии тайским боксом.

Воспитательные:

    •    Повышать интерес учащихся к занятиям тайским боксом

    • Воспитание волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых спортсменов 

Оздоровительные:

•   Укрепление здоровья

     •   Профилактика вредных привычек

Развивающие:

•    Развитие координации.

•   Развитие физических качеств характерных для занятий данным видом спорта (ловкости, гибкости, воли).

1. Подготовительная часть № 1 — 40 мин.

Беседа «Тайский бокс как вид спорта» — 20 мин.

Характеристика тайского бокса как вида спорта в системе физического воспитания.

Влияние тайского бокса на организм занимающихся, изучение анатомического строения человека и функций работы мышц.

Боксерский ринг, раунды боя (формула боя для начинающих боксеров и разрядников).

Построение (развернутый строй в одну шеренгу).

Принятие рапорта, приветствие.

Объяснение задачи и содержания занятий.

Строевые упражнения: колонна, фронт, фланг, дистанция, интервал.

Ходьба в обход по залу в колонну по одному.

Спортивная ходьба с согнутыми в локтях руками.

Ходьба комбинированная: на носках, на внутренней и наружной стороне ступни, носками внутрь, в стороны, на пятках, «перекатом» с пятки на носок.

Ускоренная ходьба, переходящая в бег.

Передвижение приставными шагами правым и левым боком вперед. То же, два раза правым, два раза левым боком вперед.

Ходьба  спокойная.  Дыхательные  упражнения.    

Гимнастические упражнения при ходьбе.

Руки перед грудью. Выбрасывание рук вперед и сжимание кистей в кулак. То же, вверх, в стороны и вниз.

Руки в стороны ладонями вверх. Резкое поднятие обеих рук вверх с хлопками (8—9 раз).

Руки согнуты в локтях на уровне плеч ладонями вниз. Повороты плечевого пояса влево и вправо (8— 9 раз).

Руки за головой. Наклоны туловища влево и вправо.

Ходьба пригнувшись, руки на коленях. Подскоки из положения приседа с поворотами вправо и влево. Переход на бег, ходьбу ускоренную и спокойную, с дыхательными упражнениями.

Гимнастические упражнения стоя.

Ноги на ширине плеч. Потягивание, поднимание рук вверх, в стороны с двумя пружинящими наклонами вниз, ладонями  коснуться ступней ног  (8—9 раз).

Руки перед грудью у подбородка, кисти рук сжаты в кулак. Поочередное поднятие левой и правой руки вверх.

Ноги вместе, руки в стороны. Поджимание руками к груди согнутой левой и правой ноги.

Ноги шире плеч. Наклоны туловища вперед с поочередным касанием левой, правой рукой ступней ног.

Ноги на ширине плеч. Приседание с выпрямлением обеих рук вперед  (20 приседаний).

Гимнастические упражнения сидя.

Сидя ноги вместе, руки в стороны. Поджимание к груди согнутой левой и правой ноги (по 8 раз каждую).

Поджимание к груди обеих согнутых ног (8 раз).

Ноги прямые расставлены в стороны. Повороты туловища влево и вправо с доставанием ступней ног (8 раз).

Руки у подбородка, кисти рук сжаты в кулак. Выбрасывание поочередно прямых рук левой, правой перед собой (прямые удары).

Гимнастические упражнения лежа.

Лежа на спине, руки за головой. Подняться вперед и руками коснуться ступней ног 89 раз).

Лежа на спине. Упражнение «велосипед». Поочередное сгибание и разгибание левой и правой ноги (с постепенным ускорением).

Лежа на спине. Упражнение «ножницы вертикальные». Поднимание и опускание прямых ног левой, правой не касаясь пола. То же, упражнение «ножницы горизонтальные», крестное разведение и сведение прямых ног.

Лежа лицом вниз. Сгибание рук в упоре лежа, отжимание от пола (18— 20 раз).

Стоя. Подскоки на месте с разведением ног и рук в стороны. Упражнения на расслабление с глубоким дыханием.

  1. Основная  часть — 45 мин.

  Изучение и совершенствование боевой стойки и передвижений,

При изучении учебного материала этого раздела основное внимание

уделяется стабильности и правильности боевой стойки, а также правильности

нанесения прямых ударов в голову.  При освоении учебного материала этого раздела особое внимание уделяется качеству боевой стойки, так как наклоны туловища при выполнении ударов в туловище могут вызвать ее ухудшение, а также на небольшое отличие классической боксерской стойки от боевой стойки тай боксера.

 

Упражнения из учебной (фронтальной) стойки.

Ноги на ширине плеч, руки на бедрах. Смещение веса тела на правую и левую ногу. Повороты туловища вправо переносом веса тела на правую и левую ногу.

Учебная (фронтальная) стойка, руки у подбородка сжаты в кулак. Выбрасывание поочередно прямой левой и правой руки вперед с переносом веса тела на разноименную ногу (прямые удары).

    Удержание тела с согнутыми ногами.

    Одиночные шаги вперед –назад.

    Слитные шаги вперед-назад.

    Слитные шаги вправо-влево по кругу.

    Прыжки с согнутых ног.

    Округление груди, небольшой наклон головы вперед, установка рук, взгляд из-под рук.

  Упражнения на расслабление дыхания для снятия мышечного напряжения и   уменьшения боли в мышцах и суставах.

Заключительная часть —5 мин.

Ходьба успокаивающая.

Упражнения на расслабление с глубоким дыханием.

Подведение итогов занятия.

Индивидуальные задания (прямые удары из учебной стойки).

Описание материально – технического оснащения.

Бои в режимах легкого и ограниченного контакта, соревнования по сольным композициям могут проводиться на площадке для боя размером

8 х 8 м с мягким покрытием, а бои в режимах полного контакта, в режиме тайского бокса — только на боксерском ринге со стандартными размерами, покрытием и т. д.

В зале для занятий тайским боксом имеется ринг и площадка для боев и выступлений по сольным композициям, снаряды, тренажеры и другой инвентарь для занятий тайским боксом.

В качестве инвентаря для занятий тайским боксом имеется:

  •  скакалки;
  • блоки с грузами;
  •  набивные мячи;

— металлические палки;

—  гантели, гири;

  •  тренажеры для развития различных мышечных групп;
  • отягощения (манжеты) для рук и ног.

К снарядам, наиболее часто применяемым в практике подготовки боксеров:

  •  мешок боксерский (этот снаряд может быть различной формы и веса:
  •  насыпной мешок;
  •  лапы.

9. Список литературы

  1. В. Шехов, Д. Кашканов « Тайский бокс для начинающих», М. 2008 г.
  2. Питер Эртс «Кик и Тай-бокс»
  3. С.В.Хрущев «Тренеру о юном спортсмене», М. 1982 г.
  4. Головихин Е. В.,Степанов С. В. Особенности организации учебно-образовательного процесса и построения  тренировок со спортсменами высокого класса в полноконтактных видах кикбоксинга. Ульяновск , 2006.
  5. Шишова СВ. Учимся быть здоровыми. Тамбов, 1995
  6.  Ядов В.Д. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела учебной программы дисциплины «Физическая культура»Техника обучения плаванию

В разработке программы предшествовало изучение статистических данных о    несчастных случаев на воде. По данным отчетов Минздрава Российской Федерации, за последние пять лет в России то...

Методическая разработка раздела образовательной программы дополнительного образования детей (художественная гимнастика) по теме: "Обучение двигательным навыкам работы с предметами детей младшего возраста"

В связи с резким снижением за последние годы возраста начала занятий художественной гимнастикой, юные гимнастки уже в 8-9 лет должны выполнять соревновательную программу по четырем-шести видам многобо...

Методическая разработка раздела образовательной программы по физической культуре - обучение игре в баскетбол – младший и средний школьный возраст.

Интерес к баскетболу с каждым годом растет, поэтому по массовости и популярности он опережает многие виды спорта. У баскетбола есть ещё одно ценное качество – он у...

Методическая разработка раздела дополнительной образовательной программы детского музыкального театра «Вдохновение» «Формирование детского голоса. Речевые игры и упражнения» 1-й год обучения

Вокальное пение - самый доступный вид музыкального искусства. Музыкальная деятельность детей всегда эмоциональна и активизирует умственное развитие ребёнка. Занятия по вокалу имеют познавательное зна...

Методическая разработка: ВОСПИТАНИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БОКСОМ

Школьники, занимающихся боксом, имеющие высокий уровень развития силовых качеств показывают на соревнованиях более высокие спортивные результаты....

Методическая разработка раздела программы по физической культуре- лыжная подготовка. Тема урока" Обучение лыжным ходам"

Растопина И.И. Предмет:Физическая культура.Методическая разработка урока по лыжной подготовке"Обучение лыжным ходам: попеременному двухшажному ходу и одновременому двухшажному ходу"....