Медиация. Условия.Этапы,
методическая разработка по психологии

Кто такой медиатор?

Функции медатора.

Этапы медиации.

Условия и задачи медитивного случая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mediatsiya.etapy_.usloviya.docx29.65 КБ

Предварительный просмотр:

Предупреждение и урегулирование школьных конфликтов посредством формирования культуры толерантного поведения и использования восстановительных программ примирения

Приложение 1

В школе собраны дети (и взрослые) из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться большую часть своего времени.

Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт или он стал жертвой насилия.

Если  не урегулируются настоящие причины конфликта, если не происходит работа с чувствами участников конфликта,  если участниками не осознаются негативные последствия конфликта, то конфликт остается нерешенным.  И, скорее всего, возникнет вновь.

Восстановительный способ решения конфликтов предполагает встречу людей за СТОЛОМ ПЕРЕГОВОРОВ, где они смогут сами:

  • Обсудить последствия конфликта и избавиться от негативных эмоций;
  • Самим найти устраивающие всех решения;
  • Понять, как избежать повторения конфликта в будущем.

        Но могут ли стороны, находящиеся в сильной стрессовой ситуации,  испытывающие сильные эмоции страха, обиды, ненависти, предубеждения друг по отношению к другу  и т.д. говорить конструктивно?  

Это очень трудно.  Поэтому им нужен нейтральный посредник (Медиатор)‏

Правила медиатора:

  • В равной степени поддерживает участников, организует конструктивный диалог
  • Не  судит, не защищает, не поучает и т.п.
  • Способствует тому, чтобы обидчик возместил причиненный вред.
  • Организует примирительную встречу только при добровольном участии обеих сторон. Для этого он предварительно встречается с  каждым из участников отдельно.

В восстановительных технологиях ответственность понимается не как наказание, а как понимание обидчиком чувств потерпевшего,  негативных последствий, к которым привело правонарушение и как исправление причиненного вреда самим обидчиком.

Поэтому медиатор  поддерживает ответственное поведение участников встречи.

Приложение 2

Ситуации, где можно применять  восстановительные программы:

  • конфликты и правонарушения в детском и подростковом сообществе;
  •  семейные конфликты из-за нарушений детско-родительских отношений;
  •  конфликты ученик-ученик, мешающие образовательному процессу;
  •  конфликты из-за нарушений отношений между опекуном и опекаемым;
  •  конфликты в организационных и местных сообществах;
  • конфликты из-за нарушений отношений супругов.

        Итак, служба примирения использует восстановительный способ и вводит новую традицию реагирования на конфликтные ситуации. В результате их использования конфликт разрешается, социальные связи восстанавливаются, механизм самооправдания поступков подвергается сомнению, и подросток получает возможность заново построить связи с обществом и возвратиться в него.

        Программы примирения опираются на следующие принципы:

1.        Программы проводятся только добровольно.

2.        Перед программой проводятся предварительные встречи, на которых выясняются нужды и потребности сторон; выясняется, как программа может помочь каждому участнику ситуации; ведущие получают согласие сторон на участие в программе.

3.        Ситуация должна быть разрешена самими участниками в ходе их диалога. Таким образом поощряется активность самих сторон в разрешении ситуации. Поэтому ведущий программы не является защитником, судьей, адвокатом или советчиком, а работает именно как посредник.

4.        Большое внимание уделяется чувствам сторон, в первую очередь чувствам пострадавшего (жертвы).

5.        Для разрешения ситуации активно привлекается местное сообщество, учителя, социальные педагоги, родители, друзья и т.д.

Приложение 3

Виды восстановительных программ

        Наиболее разработанной является программа примирения потерпевшего и обидчика (или конфликтующих сторон). Там, где существует настолько сильный распад социальных связей, что необходимо искать им замену в сообществе подростка, используется другая программа – круги заботы. Третья программа – это школьные конференции, с их помощью идет работа с дисгармонией отношений в школьном коллективе.

Школьные конференции

        Эта программа восстановительного правосудия предназначена для нормализации групповых отношений. Школьные конференции могут использоваться для снижения агрессивности в группе или для повышения статуса подростка-изгоя.

        Программа реализуется путем проведения в классе дискуссии по поводу сложившейся ситуации и нахождения классом способа ее разрешения. Как правило, в программе принимают участие сами ученики, администрация, учителя, родители. Программа позволяет, опираясь на «здоровое ядро класса», мобилизовать группу на решение проблемы. Чтобы «уравновесить» стороны во время разговора, можно организовать поддержку ребенка-изгоя психологом, его друзьями или родственниками. Встреча может проводиться и в ограниченном кругу людей, заинтересованных в разрешении ситуации.

        В качестве «отвергаемого» может выступить и не признаваемый учениками учитель. В этом случае создается площадка для организованного диалога между учителями и учениками, на которой обе стороны получают адекватную «обратную связь» и решают вопросы дальнейшего взаимодействия.

Круги заботы

        Программа проводится в случае угрозы социального сиротства, когда семья ребенка распадается (например, из-за алкоголизма или наркомании), и необходимо создать круг людей, которые могут оказать ребенку поддержку.

        Этих людей надо найти и вместе с ними обсудить, кто и какую ответственность готов взять на себя и в чем будет заключаться его помощь ребенку. Такими людьми могут быть родственники, учителя, соседи, руководители детских клубов и т.д. Вопрос об ответственности обсуждается и с самим ребенком.

        По результатам встречи обычно составляется реабилитационная программа, которая может быть представлена в КДН, милицию и другие органы для того, чтобы сделать реабилитацию комплексной. Во встречах (кругах заботы) участвуют психологи, социальные работники и другие специалисты.

Программа примирения

        Данная программа организационно представляет собой добровольную встречу нарушителя (обидчика) и пострадавшего (жертвы). Встреча проходит в присутствии подготовленного ведущего программы, который организует конструктивный диалог сторон. Допускается присутствие родителей, психологов, социальных педагогов.

        На примирительной встрече обсуждаются три основных вопроса:

1.        «Каковы последствия криминальной или конфликтной ситуации для сторон, и какие чувства они испытывают по поводу случившегося?» Как правило, последствия разрушительны для обеих сторон. И на встрече они (зачастую впервые) начинают видеть друг в друге человека, а не врага. А если стороны признают, что имело место несправедливое и травмирующее событие, то логичен переход ко второму вопросу:

2.        «Как данная ситуация может быть разрешена?» Существует множество решений: от принесения извинений до возмещения ущерба в денежной форме, нахождения возможности заработка для возмещения ущерба11, самостоятельное исправление причиненного вреда и т.д. Мы считаем, что справедливость возникает тогда, когда сами стороны нашли решение, которое их самих полностью устраивает.

3.        Третий обсуждаемый вопрос: «Как сделать, чтобы это не повторилось?» Рассматриваются глубинные причины поступка нарушителя и необходимость работы с ними, обращение его к психологу, социальному педагогу. С этой целью составляется реабилитационная программа.

        Результаты проведенной программы при необходимости фиксируются в примирительном договоре и могут быть представлены на педсовете, в комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) и суде для учета при принятии решения.

Программа примирения может использоваться также в случае семейных конфликтов (программа примирения в семье).

Алгоритм проведения медиаций

Стадии медиации:

1.        Стадия информации – на этой стадии медиатор гарантирует, что информация
используется обеими сторонами, чтобы четко понимать факты спора, последствия, а также
отношение к решаемому вопросу и друг к другу.

  1. Стадия конфронтации – на этой стадии медиатор помогает сторонам противостоять друг другу в чувствах, вопросах и ощущениях относительно важнейших моментов спора.
  2. Стадия примирения – на этой стадии медиатор поощряет стороны рефлексировать, делиться мыслями и чувствами, касающихся интересов и областей информации, обсуждаемой на предыдущих двух стадиях процесса, равно как и открывать новые релевантные темы и вопросы.
  3. Стадия переговоров – на этой стадии медиатор поощряет стороны объединять свои идеи и выносить их на обсуждение к включению в соглашение, фасилитирует дискуссию пока соглашение не будет достигнуто.
  4. Стадия решения - на этой стадии актуальные пункты соглашения записаны на бумаге, обсуждается конкретная информация относительно выполнения пунктов соглашения, и наиболее важные моменты медиации разделяются всеми участниками.

ПОРЯДОК РАБОТЫ МЕДИАТОРА

ЭТАП 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

ЭТАП 2. ВСТРЕЧА СО СТОРОНОЙ

1 фаза. Создание основы для диалога со стороной

2 фаза. Понимание ситуации

3 фаза. Поиск вариантов выхода

4 фаза. Подготовка к встрече

ЭТАП 3. ВСТРЕЧА СТОРОН

1 фаза. Создание условий для диалога между сторонами

2 фаза. Организация диалога между сторонами

3 фаза. Поддержка восстановительных действий на

встрече и фиксация решений сторон.

4 фаза. Обсуждение будущего

5 фаза. Заключение соглашения

6 фаза. Рефлексия встречи

ЭТАП 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Задачи работы ведущего (медиатора):

1. Получив информацию о случае, определить, подходит ли он по критериям для работы с использованием восстановительных программ;

Критерии, по которым случай может быть принят в работу:

• стороны конфликта известны;

• в случаях, где есть обидчик и пострадавший, обидчик признает свое участие в случившемся.

2. Связаться со сторонами  договориться о проведении индивидуальной встречи. Уточнить необходимость присутствия законных представителей.

Ведущему (медиатору) нередко приходится преодолевать стену подозрительности, непонимания, эмоционального напряжения, которая возникла из-за конфликта,  и предложить участникам конфликта восстановительный способ разрешения ситуации. В ходе проведения программы восстановительной медиации на протяжении всей работы медиатору необходимо также удерживать сквозные задачи. Их реализация помогает сторонам переключиться на будущее и построить конструктивный выход из сложившейся ситуации. Эти задачи таковы:

• достижение и удержание контакта со сторонами;

• создание условий для конструктивного выражения эмоций;

• создание безопасной атмосферы во время работы;

• создание условий для взаимопонимания.

ЭТАП 2. ВСТРЕЧА СО СТОРОНОЙ

1 фаза. Создание основы для диалога со стороной

Задача: представить себя и программу.

Различные роли сторон в ситуации конфликта и, соответственно, принципиальные различия ее последствий для обидчика и потерпевшего диктуют специфику предварительных встреч ведущего с каждым из них. В то же время должна быть выполнена одна из наиболее важных задач ведущего по отношению к сторонам – безопасная атмосфера во время работы. Встречаясь со сторонами, медиатор должен позаботиться об этом и четко уяснить для себя, как он будет представляться, то есть:

• кто он и его роль в деле;

• роль и функции организации, которую он представляет;

• его взаимоотношения со сторонами.

Вариант представления:

Добрый день! Меня зовут (представиться). Я пришел по поводу ситуации (…). Информацию о ней нам передал…

Я – ведущий программ восстановительной медиации (медиатор) (…) (называете организацию или службу), я не представляю ни одну из сторон, то есть я не адвокат и не советчик. Наша организация (служба)помогает участникам конфликта организовать диалог друг с другом и самим найти выход из конфликта без применения насилия.

Наш разговор конфиденциален, то есть я не буду разглашать никакую информацию кроме вашего решения участвовать или не участвовать в наших программах.

2 фаза. Понимание ситуации

Задача: помочь обозначить различные аспекты конфликтной ситуации, важные с точки зрения участников и принципов восстановительной медиации.

Возможные действия медиатора:

1 шаг

Правила встречи.

Обсуждение ситуации

Помочь (вопросами, переформулированием, уточнением и пр.) рассказать о том, что произошло (до ситуации, сейчас, после, о других участниках, о потерпевшем, о друзьях, о своих состояниях и чувствах, об отношении к произошедшему и его последствиям);  

•        внимательно слушать и улавливать, что беспокоит человека;  

•         помочь пережить сильные чувства;

            Помочь отрефлексировать чувства и переживания другой стороны;

            Проанализировать (предположить) мотивы и причины поведения другой сторны;

•        обсудить  ценности относительно различных способов реагирования на ситуацию,  рассказать о ценностях восстановительной медиации.

Обсуждение последствий

•        обсудить, к каким последствиям привела ситуация (или еще может привести), что человеку в этом не нравится. Если о последствиях уже упоминалось при обсуждении ситуации, резюмировать для того, чтобы перейти к поиску вариантов выхода.

2 шаг Поиск вариантов выхода

Задача: поддержать принятие стороной ответственности за восстановительный выход из ситуации.

Обсуждаемые вопросы:

•        какие выходы возможны из создавшейся ситуации и к каким последствиям  эти выходы могут привести;

•        пытались ли сами разрешить ситуацию, встретиться со второй стороной;

•        варианты заглаживания вреда;

•        в случае возмещения ущерба родителями и других трат родителей (например, на адвоката) обсудить, в чем будет конкретный вклад несовершеннолетнего в заглаживании вреда, в частности, как он будет возмещать траты родителей;

•        рассказать о встрече со второй стороной (если она была) или о возможности такой встречи;

•        обсудить встречу с другой стороной  как возможный вариант действия, направленного на выход из ситуации. Подчеркнуть, что главными на встрече  являются стороны, а  медиатор обеспечивает  конструктивность и безопасность;

•         предложить сформулировать перечень вопросов, которые сторона  хочет обсуждать на встрече (сформировать повестку дня);

•        проинформировать о возможности и последствиях заключения примирительного соглашения;

•        если сторона не согласна на встречу – выяснить причины, предложить не решать вопрос окончательно и оставить памятку и свои координаты.

•        независимо от согласия на встречу обсудить, требуется ли помощь каких-то специалистов.

3 шаг. Подготовка к встрече

Задача: прояснить суть предстоящей процедуры и поддержать принятие стороной своей роли на встрече.

Возможные действия медиатора:

• рассказать о формате примирительной встречи (обсуждаемых вопросах, правилах, роли сторон, медиатора, законных представителей, возможности участия других лиц). Сформировать на основе предыдущих этапов повестку дня встречи. При обсуждении правил встречи спросить, готовы ли участники их соблюдать; предложить внести дополнения;

• если со второй стороной еще не было индивидуальной встречи, пояснить ее право отказаться от участия в программе;

• пояснить свою роль медиатора на совместной встрече (ответственность за безопасность, координирование действий, поддержка диалога). Подчеркнуть ответственность сторон за принятие решения;

• обсудить перечень участников будущей встречи, предпочтительное время и место встречи;

• поблагодарить за беседу, оставить контактный телефон и памятку о программе.

ЭТАП 3. ВСТРЕЧА СТОРОН

1 фаза. Создание условий для диалога между сторонами

Возможные действия медиатора:

1. заранее подготовить место для встречи сторон;

2. поприветствовать участников, поблагодарить за то, что пришли, если необходимо – познакомить участников друг с другом;

3. объявить цели встречи, огласить правила, обозначить позицию медиатора;

4. объявить основные пункты повестки дня.

Правила встречи

1. Не перебивать - у каждого есть возможность быть выслушанным до конца.

2. Не оскорблять, чтобы все чувствовали себя в безопасности.

3. Конфиденциальность – не рассказывать окружающим, что происходило на встрече (только результат или подписанный договор).

4. Каждый участник может при необходимости предложить сделать перерыв, перенести продолжение встречи на другой день.

5. Медиатор может поговорить с кем-то из участников наедине, а также участник с медиатором.

2 фаза. Организация диалога между сторонами

Задача: организовать взаимопонимание в процессе диалога.

Возможные действия медиатора:

  • Стороны обмениваются мыслями, чувствами по поводу конфликтной ситуации, могут услышать переживания другой стороны. На этом этапе часто участники делают «открытия», о том, как конфликт воспринимается другой стороной.
  • предложить сторонам высказать свое отношение к услышанному;
  •  Важно фокусировать внимание обеих сторон на общих переживаниях, интересах и т.п.
  • Позволить сторонам (в форме Я-сообщений) высказать друг другу «претензии, недовольство поведением, отношением». В ходе встречи необходимо трансформировать негативные высказывания так, чтобы это помогало конструктивному диалогу, и усиливать позитивные идеи и шаги по отношению друг к другу.

3 фаза. Поддержка восстановительных действий на встрече и фиксация решений сторон.

  • Спросить каждую сторону о том, что бы ей хотелось услышать от оппонента, что хотелось бы сделать сейчас самому (способы заглаживания вреда)
  • поддержать извинения и прощение;
  • инициировать поиск вариантов решений и анализ предложений;
  • обсудить и зафиксировать взаимоприемлемые варианты разрешения ситуации;
  • Спросить и помочь договориться о дальнейших действиях, о способах дальнейшего взаимодействия друг с другом (либо «невзаимодействия») с целью недопущения повторных ситуаций. Обсудить совместно варианты, их экологичность.

4 фаза. Заключение соглашения

Задача: зафиксировать достигнутые результаты и договоренности.

Возможные действия медиатора:

• фиксировать решения и четкий план их реализации;

• обсудить, что делать, если план не будет выполнен;

• зафиксировать устное соглашение или письменный договор.

5 фаза. Рефлексия встречи

• обсудить, удовлетворены ли участники встречей, осталось ли что-то недоговоренное?

• спросить, что важного для себя они узнали в результате встречи.

На любой стадии встречи / медиации важно:

  • Выяснить скрытые интересы стороны (истинные мотивы, неудовлетворенные потребности)
  • Помочь выразить  / выплеснуть эмоции
  • Помочь говорить о ценностях, а не о позициях
  • Фокусировать внимание на общих интересах (соглашение)
  • Обсудить последствия (мотивация)
  • Организовать процесс поиска вариантов выхода
  • Поддержать принятие ответственности за восстановительный выход из ситуации
  • Независимо от исхода встречи обсудить, требуется ли помощь специалистов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Восстановительная медиация как технология школьных служб примирения.

Наиболее органичной для образовательной среды и отвечающей современным запросам формирования личности мы увидели организацию и деятельность Школьной Службы примирения, осуществляющей работу с конфликт...

Служба школьной медиации

Презентация предназначена для проведения общешкольного собрания по ознакомлению родителей с деятельностью Службы школьной медиации...

Школьная служба медиации

Инновационный метод воспитательной работы среди учащихся 5- 11 классов. Как можно создать данную службу у вас в школе?  В презентации даются некоторые советы....

Школьная служба медиации "Нормативно-правовая база школьной службы медиации"

Школьная Служба примирения и восстановительной медиации» предназначена для того, что бы создать условия, где две конфликтующие стороны смогли бы снова понимать друг друга и договариваться о приемлемых...

Презентация куратора Службы школьной медиации "Служба школьной медиации: истоки и методики".

Я использую презентацию "Служба школьной медиации: истоки и методы" для  информирования  родителей, педагогов и учащихся о Службе школьной медиации в нашей школе. 2 часть -  п...

Служба школьной медиации в урегулировании конфликтных ситуаций, особенности проведения процедуры медиации

Понятие медиации, ее цели, задачи.а также особенности процедуры ее проведения....