Восстановительная медиация как технология школьных служб примирения.
статья по теме

Половинко Владимир Викторович

Наиболее органичной для образовательной среды и отвечающей современным запросам формирования личности мы увидели организацию и деятельность Школьной Службы примирения, осуществляющей работу с конфликтными ситуациями, возникающими между участниками образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vosstanovitelnaya_mediatsiya_.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Восстановительная медиация как технология школьных служб примирения.

Конфликтные ситуации происходят  среди учащихся очень часто. Этот факт подтверждается, статистикой правонарушений и преступлений,  а так же материалами опросов старших школьников. На первом месте по результатам опроса стоят конфликты с друзьями и одноклассниками (57% и 48% соответственно), на втором месте конфликты с родителями (32%), и на четвертом – с педагогами (12 %). При этом школы, с одной стороны, не стремятся афишировать такие ситуации, чтобы не портить "жизнь ребенку" и статистику - себе, а с другой стороны, не имеют иного способа разрешения, кроме административного, и, как правило, не эффективного воздействия.

Наиболее органичной для образовательной среды и отвечающей современным запросам формирования личности мы увидели организацию и деятельность Школьной Службы примирения, осуществляющей работу с конфликтными ситуациями, возникающими между участниками образовательного процесса. В качестве ведущих (медиаторов) в службе работают подростки - ученики школы. Подростки работают под руководством взрослого куратора, проходят специальное психологическое обучение.

Концепция Службы примирения базируется на трех основных положениях:

1.  Конфликт должен быть разрешен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию.

2. В качестве ведущих примирительной встречи (медиаторов) работают подростки, поскольку у них наиболее тесный контакт со сверстниками (взрослым подростки часто не доверяют).

3. Навыки, полученные ведущими в ходе проведения примирительной встречи, по качеству превосходят любые искусственные ситуации на тренинге и понадобятся подросткам в их дальнейшей жизни.

Цель: формирование социально – психологической компетенции учащихся через деятельность Школьной Службы примирения (ШСП).

Задачи:

 - организовать деятельность ШСП (подготовить нормативную документациюи мотивация подростков для работы в Службе);

 -  обучить подростков – медиаторов эффективным стратегиям поведения, коммуникативным навыкам; способствовать развитию свойств и качеств личности, необходимых для конструктивного разрешения конфликтных ситуаций на основе примирительных встреч;

 - реализовать деятельность Службы в контексте имеющейся образовательной среды.

Для работы в Службе примирения приглашаются подростки 7 – 10 классов. Причем, акцент на учебной успешности или наличии лидерских качеств учащихся не ставился.

Разрешение конфликтных ситуаций (предполагается, что ситуации могут носить и криминогенный характер, например, кража, избиение) основывается на реализации восстановительного подхода – «восстановительного правосудия». Оно не является чем-то новым, хотя, возможно, многие не знакомы с этим термином.  Восстановительное правосудие является теорией правосудия, которая базируется на примирении, а не наказании. Данная теория основана на представлении о том, что нормально функционирующее общество действует в рамках прав и обязанностей. Когда происходит инцидент, нарушающий этот баланс, необходимо найти способы его восстановления с тем чтобы члены, в том числе правонарушитель и жертва, могли уладить этот инцидент.

Восстановительное правосудие - это другой взгляд, другая философия ответа общества на преступление, «другая парадигма». Основоположником и главным «двигателем» восстановительного правосудия в России является МОО  ОЦ «Судебно-правовая реформа» и ее президент Рустем Максудов. Он и Антон Коновалов стоят у истоков развития ШСП в Москве, Самаре, Волгограде, Перми, Дагестане и других территориях РФ.

Цель восстановительного правосудия заключается в том, чтобы установить ответственность, удовлетворить потребности и способствовать исправлению. Восстановительные технологии – это работа, направленная на установление доброжелательных, понимающих, доверительных, эффективных и гармоничных отношений. Принципами восстановительного подхода к реагированию на конфликтные и криминальные ситуации являются:

- передача ответственности за разрешение конфликтной ситуации самим участникам ситуации.

-акцент на заглаживании вреда, причиненного конфликтной ситуацией всем ее участникам, личная ответственность нарушителя.

 -выработка ответственного отношения участников конфликтной ситуации к своей жизни и своим поступкам.

 -восстановление нарушенных конфликтной ситуацией отношений и социальных связей.

            Как и в любой организации, Школьная Служба примирения придерживается в своей деятельности определенных  принципов. К ним относятся следующие:

                - добровольность (добровольное участие школьников в организации, обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе);

               -   конфиденциальность;

               -   нейтральность;

               -  активное участие сторон в разрешении конфликта и принятии решения.

Восстановительная медиация проходит несколько важных этапов:

Первый этап является подготовительным. На данном этапе медиаторы получают информацию о конфликте и анализируют его по источнику информации, типу и характеру конфликта, его криминогенной направленности. Также выясняют, готов ли обидчик участвовать в разрешении конфликта, и планируют индивидуальную встречу с каждой из сторон.

Второй этап имеет несколько фаз. Первая фаза этапа имеет своей задачей установление доверительного контакта и безопасной атмосферы для диалога. Следующая фаза призвана помочь стороне сформулировать различные аспекты ситуации, увидеть ее с разных сторон, в том числе, со стороны оппонента. Кроме того, здесь важно обсудить с участником конфликта о последствиях, к которым он привел, и обсудить преимущества примирительной встречи. Третья фаза очень важна, так как оказывает поддержку принятия стороной ответственности за решение и  выход из ситуации. Последняя фаза направлена на подготовку к примирительной встрече обеих сторон. На этом этапе участнику конфликта предлагается озвучить вопросы, которые он хотел бы обсудить с противоположной стороной, объясняются правила и роль медиатора на встрече, назначается дата и время.

Третий этап – это непосредственно сама восстановительная медиация, призванная организовать конструктивный диалог между сторонами, озвучивании своих и понимание чувств другого участника встречи. На этом же этапе обсуждаются и фиксируются варианты решения ситуации, и принимаются обязательства в случае неисполнения этих решений. Заключительной фазой третьего этапа является так называемая подготовка к будущему. Она осуществляется с помощью вопросов: «Как ты думаешь, что нужно делать, чтобы подобное не повторилось?», «Как ты поступишь, если ты или кто-то из твоих друзей попадет в похожую ситуацию?». В рамках заключаемого соглашения между сторонами появляется возможность узнать, довольны ли они встречей, осталось ли что-то недосказанное и какой опыт они получили.

Заключительным этапом служит сопровождение медиаторами участников примирительной встречи в течение какого-то периода времени, как правило, в течение месяца (в зависимости от сложности ситуации). На данном этапе медиаторы осуществляют включенное и не включенное наблюдение за своими подопечными, обсуждают с ними развитие отношений с противоположной стороной, и отслеживают выполнение условий  договора.

Иногда, для некоторых детей младшего звена, медиаторы Службы примирения становятся значимыми старшими (особенно для тех, где эмоциональные связи между членами семьи нарушены), к которым дети начинают обращаться с другими своими проблемами, или приводят  друзей со схожими трудностями. Есть случаи, когда побывавший на встрече с медиаторами ребенок учит одноклассников, как нужно вести себя в конкретной ситуации. Налицо реализация метода «каждый учит каждого».

Основным недостатком восстановительного правосудия является то, что оно требует очень много времени. Так как от поступившего сигнала о ситуации  до самой примирительной встречи сторон  иногда проходит около двух недель. И после разрешения ситуации всегда есть необходимость какое-то время сопровождать ребенка или подростка в школьной жизни, чтобы соблюдались условия договора, и его новое поведение приняло более или менее устойчивый характер. Это очень трудоемкий процесс. Требующий огромного терпения и настойчивости. В восстановительном правосудии нет «легких» случаев.  Так как, зачастую банальная драка  при проведении работы, вскрывает несколько застоявшихся или длящихся по времени конфликтов. Иногда в конфликт втянуты третьи участники или имеется, так называемый, «вложенный» конфликт. При проведении медиации нужно быть готовым к тому, что будут «неудачи». Зачастую это связано с отказом одной из сторон в участии  в разрешении конфликта

Изначально куратором и организатором ШСП представляется социальный педагог. Но социальный педагог в школе - это организатор и главное действующее звено административно карательного инструмента. Поэтому зачастую у детей складывается образ социального педагога как лицо исполняющего  функцию «наказать», то есть вызвать родителей, направить на совет профилактики или на рассмотрение на КДН.  Поэтому на стадии становления необходим тесный контакт с психологом школы. Ни кто кроме  психолога не сможет помочь подросткам - медиаторам избавиться от собственных проблем и подготовить их к грамотному урегулированию конфликтных ситуаций и ведению примирительных встреч.

 Работа учащихся в ШСП позволяет выявить у подростков  заметные изменения на личностном уровне:

- у  участников встреч меняется отношение к себе на более ответственное, поскольку на примирительных встречах к детям и подросткам, участникам конфликтной ситуации,  проявляли понимание и уважение,  передавали им ответственность за разрешение ситуации независимо от их статуса в школе.

- для подростков сама деятельность в качестве медиаторов и ведущих примирительных программ является социализирующим фактором. Ведущие программы, оказываясь в активной позиции, учатся видеть событие с разных сторон, строить во время работы сложную коммуникацию между людьми с различными точками зрения, отслеживать процессы, протекающие в их сообществе, и управлять ими. В результате подростки получают возможность самореализоваться в новом для себя качестве, и развить способности, необходимые в дальнейшем практически в любой современной профессиональной деятельности.

- перед учителями и администрацией встает необходимость вырабатывать свое отношение к примирительным встречам, участникам ШСП и диалогу, построенному на взаимоуважении.

         Ожидаемые результаты  деятельности ШСП:

- воспитание установок толерантного сознания;

- снижение конфликтности, криминализации школьной среды и профилактика девиантного поведения;

-  формирование и налаживание работы команды ученического самоуправления из числа учащихся 7 – 10 классов, работающих в направлении развития культуры мирного разрешения конфликтов в образовательной среде;

 - утверждение новой практики разрешения конфликтов в школьной среде;

 - обучение подростков основным навыкам работы с конфликтными ситуациями;

 - трансляция опыта через выпуск стенгазет, буклетов, СМИ, конференций для педагогов и школьников;

 - организация продуктивного сетевого взаимодействия с правовыми структурами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная служба примирения

О роли школьной службы примирения...

Создаем Школьную Службу примирения

Наконец и у нас в Саратовской области стали создавать службы примирения (медитации) Хотелось бы обсудить необходимость, возможности  и типичные ошибки при создании....

Программа внеурочной деятельности для детской школьной службы примирения "Школа примирения"

Программа внеурочной деятельности для детской школьной службы примирения "Школа примирения" для детей 13-16 лет включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование на 34 уч. ча...

Статья "Анализ работы школьной Службы примирения (медиации) 2017/18 учебный год." Куратор - социальный педагог ГБОУ школы №476 Песочина И.А.

Служба медиации действует на основании действующего законодательства, Положения о школьной службе медиации....

Школьная служба примирения. Восстановительные технологии

презентация о технологиях при работе в шсп...

Положение о школьной службе примирения (медиации)

Целью службы примирения (медиации) является:1. Распространение среди обучающихся (воспитанников), работников образовательной организации и педагогов цивилизованных форм разрешения конфликт...

Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений

Из многих противоречивых, спорных и конфликтных ситуаций обучающиеся, их родители и педагоги находят адекватный выход. Множество конфликтов урегулируется самими конфликтующими без ...