Программа внеурочной деятельности для детской школьной службы примирения "Школа примирения"
календарно-тематическое планирование на тему

Щеняева Екатерина Юрьевна

Программа внеурочной деятельности для детской школьной службы примирения "Школа примирения" для детей 13-16 лет включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование на 34 уч. часа. Из них: 5 - теория, 16 - практика и 13 внеаудиторных часов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_primireniya_vneurochka.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №  к ООП ООО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 г.о. Тольятти

(МБУ «Школа «№4»)

Рассмотрено

на заседании  МО учителей

предметов гуманитарного  цикла

Протокол № ___от «__»_____2016г.

Руководитель  МО

________________/И.В. Гашнева/

Согласовано

Председатель методического совета

______________/И.В. Гашнева/

«___»________2016 г.

Утверждаю

к исполнению

Директор _____________Л.А. Скопцова

Приказ  от«__»_____________2016 г.  №_______

              М.П.

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Школа примирения»

для учащихся 13-16 лет

направление: социальное

срок реализации: 1 год

Составитель:
Щеняева Екатерина Юрьевна
учитель истории и обществознания
 

г.о. Тольятти,

2016 год


Пояснительная записка

В современном мире возрастает необходимость в самостоятельном разрешении конфликтных ситуаций, умении применять различные техники решения межличностных конфликтов. Осложнение социально-экономической обстановки привело к тому, что все больше детей попадают в «группу риска» из-за трудной жизненной ситуации в семье. Не менее актуальна и проблема дисциплины в школе. Школа – это среда социокультурного взаимодействия, которая через воспитание и обучение способствует социализации обучающихся. В ходе этого взаимодействия возникает множество конфликтов. Неблагоприятная окружающая обстановка не способствует тому, чтобы «трудные» подростки и дети «группы риска», которые чаще всего вовлекаются в конфликтные ситуации в качестве правонарушителей или «жертв», осваивали способы конструктивного решения конфликтов, навыков эффективного общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования конструктивного взаимодействия с людьми, необходимого для будущей жизни. Административные методы («сверху» - родителями, администрацией и т.д.) решения конфликтов в подростковой среде приводит к появлению таких явлений как «дети-изгои», «стрелки», суицид и т.д.  Именно поэтому все актуальнее становятся такие методы, когда сами обучающиеся решают проблемы через технологии восстановительной медиации. Медиация – эффективный способ конструктивного решения конфликтов в образовательной среде, осуществляемый через службу примирения, членами которой являются обученные медиаторы.

Программа «Школа примирения» ориентирована на дополнительное образование учащихся 13-16 лет, интересующихся вопросами восстановительной медиации и готовыми быть членами школьной службы примирения.

Цель программы:

Подготовка потенциальных представителей школьной службы примирения к работе в качестве медиаторов.

Задачи программы определены целью и связаны как с познавательной деятельностью школьников, так и с практической функцией:

Обучающие:

  • сформировать представление о технологиях восстановительной медиации;
  • создать условия для освоения роли медиатора;
  • познакомить обучающихся с различными методами медиации, которые включают в себя индивидуальную и групповую работу.

Развивающие:

  • развитие интеллектуальных способностей учащихся и умений самостоятельно овладевать необходимой информацией для разбора конфликтных ситуаций;
  • развитие коммуникативных навыков, нравственных качеств воспитанников;
  • развитие логического мышления и навыков работы с людьми;
  • развитию коммуникативных, рефлективных навыков у участников, необходимых для работы медиатора.

Воспитывающие:

  • воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента с обоснованием высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке различных ситуаций, уважительного отношения друг к другу.
  • формирование ценностных ориентиров для самоидентификации в обществе;
  • способствовать формированию высокого уровня личной ответственности;
  • воспитание толерантности и уважения к участникам образовательного процесса.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, с логикой внутрипредметных связей,  а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Общая характеристика программы

Особенности приема детей в учебную группу

Участвовать в реализации данной образовательной программы могут дети с 13 до 16 лет.

Срок реализации программы 1 год.

Формы занятия, предусмотренные программой:

  1. Мини-лекции и беседы для ознакомления с теоретическим материалом
  2. Сюжетно-ролевые игры и упражнения с помощью т.н. кейс-метода;
  3. Внеаудиторные занятия включают в себя применение полученных навыков работы с технологиями восстановительной медиации на практике в рамках работы школьной службы примирения, а также посещение различных семинаров и тренингов, проведение различных мероприятий, направленных на распространение информации о школьной службе примирения;
  4. Практическая работа включает в себя разбор реальных случаев, проведение кругов.

Требования к результатам освоения программы

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

  • приобретение социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни:
  • приобретение теоретических знаний по восстановительной медиации;
  • понимание роли медиатора;
  • проявление заинтересованности в ведении восстановительных программ.

Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

  • развитие ценностных отношений учащихся к школе, окружающим людям, к природе, Отечеству
  • понимание важности конструктивного решения конфликтов в школе и жизни.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):

  • приобретение опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками;
  • освоить методику восстановительной медиации и проводить примирительные программы самостоятельно
  • опыта творческой деятельности в социальном пространстве.

В результате освоения программы учащиеся овладеют следующими универсальными учебными действиями:

Личностные универсальные учебные действия

  • Развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни.
  • Развитие компетентности в вопросах нормативного поведения.
  • Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
  • Выделение нравственного содержания своих поступков

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • Формирование умения продуктивного взаимодействия, умения совместного принятия решения
  • Развитие коммуникативных умений в процессе межличностного взаимодействия.
  • Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество
  • Признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
  • Выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения

Регулятивные универсальные учебные действия

  • Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности
  • Умение адекватно оценивать свою деятельность
  • Умение адекватно воспринимать оценку со стороны
  • Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности
  • Формирование основ оптимистического восприятия мира
  • Формирование готовности к преодолению трудностей

Учащиеся получат опыт:

  • конструктивного решения конфликтов;
  • работы в школьной службе примирения в качестве медиаторов.

Учащиеся получат представление о:

  • работе медиатора и школьной службы примирения;
  • методах восстановительной медиации.

Учащиеся научатся

  • применять на практики различные способы медиации
  • проводить «круги»

Формы контроля и оценка эффективности

Результаты деятельности обучающихся проявятся в работе межшкольной службы примирения. Достижения каждого обучающегося являются составной частью его портфолио.

Конечные результаты:

  • Умение разрешать конфликты с помощью методик восстановительной медиации;
  • Расширение кругозора учащихся
  • Умение анализировать свою деятельность, корректировать ее, применять полученный опыт на практике

Средства, необходимые для реализации данной программы:

– разработки по темам;

– карточки с конфликтными ситуациями;

– справочники;

– словари;

– алгоритмы различных методов восстановительной медиации;

- медиаоборудование.

Место программы в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год.

Для занятий отводится 1 час в неделю, что составляет в целом 34 часа в учебном году.

Аудиторные занятия

Внеаудиторные занятия

Итого

Теория

Практика

5

16

13

34


Тематический план программы внеурочной деятельности «Школа примирения» (34 ч.)

№ урока

Сроки проведения

Количество часов

Наименование разделов, тем

аудиторных

внеаудиторных

теория

практика

1

Восстановительная медиация

1

Школьная служба примирения

1

2

Примирительная программа

1

2

Кто такой медиатор?

2

2

Коммуникативные техники во время медиации

2

2

«Отражение» собеседника

1

2

Предварительная встреча со сторонами

1

2

Примирительная встреча со сторонами

1

1

Документы школьной службы примирения

1

Тренинг «Невербальное общение»

1

Тренинг по работе с собственным эмоциональным состоянием

1

Челночная медиация

1

Как написать письмо?

1

2

2

«Круг» как форма групповой работы медиатора

1

Супервизия деятельности

Итого:

5

16

13

 


Список используемой литературы

  1. Детские службы примирения в Самарской области : информационно-методический сборник /Н.О. Бондаренко, О.О. Мокеева. – Самара: Офорт, 2010. – 72 с.
  2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] ; под ред. В.А, Горского. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 111 с. – (Стандарты второго поколения).
  3. Комарова Т.С. Как научить ребенка выступать. / Т. С. Комарова. -  М.: Столетие, 2008.
  4. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования : материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2014. – 416 с.- ISBN 978-5-503-00157-0. – То же: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dopedu.ru/attachments/article/528/%D0%92%D0%BD%D0%B5%D1%83%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F_2014.pdf. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 15.08.2015).
  5. Голованов В.П. Педагогика дополнительного образования детей / В.П. Голованов. – Йошкар-Ола, 2006.
  6. Библиотека        общественного центра «Судебно-правовая реформа». http://www.sprc.ru/library.html.
  7. Конвенция и школьные службы примирения. Теория, исследования, методики. /Под общей редакцией Н.Л. Хананашвили. - М.: Благотворительный фонд «Просвещение», 2011.
  8. Максудов        Р.Р. Восстановительная медиация: практическое руководство для специалистов, реализующих восстановительный подход в работе с конфликтами и уголовно-наказуемыми деяниями с участием несовершеннолетних. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2011.
  9. Максудов        Р.Р., Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения: идея и технология. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2010.
  10. Организация и проведение программ восстановительного правосудия. / под ред. Л.М. Карнозовой, Р.Р. Максудова. - М., 2006.
  11. Стандарты восстановительной медиации. Разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2009.
  12. Колечко А., ученическое посредничество в школьных конфликтах (методические рекомендации) // Школьный психолог. Книга в газете.
  13. Мухина О, Родионова Г, Скворцова Е. приручи свой гнев. Программа социально-психологического тренинга. // Школьный психолог. Книга в газете.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по музыке «Палитра детских голосов»

Весьма действенным средством духовно-нравственного и эстетического воспитания является хоровое искусство. В процессе изучения курса музыкального искусства школьники осваивают  основы индивидуальн...

Программа внеурочной деятельности школьной детско-юношеской просветительской организации "Знай-ка!"

Программа, предназначенная  для  учащихся  2-11  классов,успешно  реализуется  в  образовательном  учреждении  15  лет, в  2014  году  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности детского объединения «Юный корреспондент»

Программа внеурочной деятельности детского объединения «Юный корреспондент» предназначена обеспечить активное участие школьников в жизни поселения, района, области и страны....

Что такое школьная служба медиации (примирения)?

Что такое школьная служба медиации (примирения)?...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «За страницами школьного учебника»

В школе для занятий по математике предлагаются небольшие фрагменты различных тем, рассчитанные на несколько уроков. Овладение же практически любой современной профессией требует тех или иных знаний им...

Программа тренинговых занятий для подростков Школьной Службы Примирения

Цель  программы – подготовка медиаторов среди учащихся МБОУ СОШ №2  для разрешения конфликтных ситуаций.Школьная служба примирения(ШСП) – это команда школьников и взрослых, котор...