Тренинг для педагогов "Эмоциональное выгорание"
методическая разработка по психологии

В тренинге определяется уровень эмоционального выгорания педагогов и предлагается скорректировать их  психо-эмоциональное состояние.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_pedagogov.docx32.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов

«Эмоциональное выгорание»

1 Назовись!

Кто поймал мяч, называете  имя, на первую букву имени говорите  прилагательное вас характеризующее.

2 счет

Процедура: Участники стоят в кругу, опустив головы вниз и, естественно, не глядя друг на друга. Задача группы – называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально); во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы. Общей целью группы становится ежедневное увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток. Ведущий повторяет участникам, что они должны уметь прислушиваться к себе, ловить настрой других, чтобы понять, нужно ли ему в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число. В некоторых группах участники бывают достаточно сообразительны, что не договариваясь начинают последовательно произносить числа натурального ряда по кругу. Обнаружив это, ведущий может похвалить участников за сплоченность и находчивость, но предлагает отказаться от этого приема. Опыт подтверждает, что более сплоченные группы успешнее справляются с этим упражнением.

2 «Дерево настроения»

Выбрать и прикрепить листик того цвета, который больше нравится к импровизированному дереву   (нарисован на доске).

Обозначение цветов:

-красный-готовы к активной деятельности;

- желтый – желаете общаться;

- зеленый – ожидаете успеха;

- синий- хотите  спокойствия;

- сиреневый – находитесь в состоянии романтизма и отвлеченности;

- серый – аппатия, равнодушие

Цель:

  •  Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками
  • Определение   «перекосов» в распределении  энергии.
  • Анализ проявления признаков выгорания.
  • Выявление ресурсов для снятия симптома.

Наше стремление сжать время доставляет нам очень большие неприятности. Мы хотим  всё и везде успеть.

Женщина д. работать столько, сколько она хочет и тогда, когда она может! Уставшая женщина очень опасна.

А в нашем случае ситуация еще более осложняется. Мы очень активно делимся энергией с   детьми и их  всезнающими родителями. Администрация, коллеги, бумаги!!! Мы самая общающаяся профессия! Раздарили, расплескали в течение дня, а домой что принесли? А дома тоже ждут.

Сосуд.

Женщина думает, что мужчина изменится, а мужчина - что она останется такой же. У нас изначально разные ожидания. Мужья как дети: их надо понимать, принимать,  ублажать. Если мужчина делает что-то не так, самое страшное для него осуждение. ( хвалить,  подбадривать).

Женщины живут в состоянии надо-не надо, нравиться-не нравиться, а мужчины – полезно - неполезно. ( он спокойно расстается с неприятным человеком – а мы стоим и слушаем его, понимая что тот откровенно пользуется нашим временем.)

3 «Бодрячок» и «Стрессовичок»

Как я чувствую стресс?

 Разделиться на 2 команды. Каждая команда  обсуждает,  как выглядят люди в каждом состоянии. Описать чувства и поведение.

А кто себя узнал? Где вы находитесь?

4  Как проявляется стресс внешне?

  Три стадии стресса:

- напряжение  (реакция тревоги - мобилизация  адаптационных  возможностей, а они ограничены)

-сопротивление

-истощение

Для каждой стадии  характерны изменения в нервно-эндокринном функционировании. Отмечаются изменения в сосудистой системе, нарушения  в женской половой сфере, сбой работы лимфо-дренажной области ( отложение солей, хандрозы, воспаление суставов).

5 Экспресс-оценка – оценка выгорания

6 «Колесо баланса»

В наше время большинство людей в быстром потоке жизни, застревают в рутине повседневных дел.

Дом-работа-дом или Работа-Работа-Дом.

Примеров может быть масса, но вывод один – человек развивается в одной-двух областях жизни, а остальные остаются за бортом.

Но все равно нам хочется быть здоровыми, любимыми, успешными, …

Как же понять где сейчас мы находимся?

Куда нам нужно двигаться?

Этого мы зачастую не знаем. Обычно хаотично перескакиваем с одной области жизни в другую. В итоге, как говорится ни здоровья, ни денег, а  жизнь  пролетает  мимо.

Сегодня я хочу поделиться с вами очень простым упражнением, с помощью которого вы сами сможете понять, как обстоят ваши дела в некоторых областях вашей жизни и выработать действия, которые вас приведут к желаемым результатам!

7 Называется оно «Колесо жизненного баланса».

Предлагается нарисовать и разделите круг на 3 части: семья, профессия, личное время, ориентируясь на внутренние психологические ощущения. Секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).
В другом круге – их идеальное соотношение.  Как бы хотелось.
Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось?
Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?
От кого или от чего это зависит?

Насколько качественны наши отношения - настолько качественна наша жизнь.

8 Факторы, усиливающие  выгорание:

(обсуждаем все вместе)

ЧТО ДЕЛАТЬ? ИЛИ ВСЕ ВОТ ТАК ОСТАВИТЬ?

9 Листок гнева.

Запишите все,  что больше всего вызывает у вас раздражение или напряжение?

Кинуть в импровизированную  мусорку.

10«Шарик»

  Представь себя, свое тело, туго надутым воздушным шариком. Прочувствуй те неприятные ощущения, которые есть внутри тебя в данный момент, и свяжи их с тем, что внутри тебя слишком много воздуха, и он сильно растягивает твое тело. Надо сбросить это напряжение! Представь себе, что с каждым выдохом из тебя выходит лишний воздух. И тело твое обмякает – как это происходит с воздушным шариком, когда из него выходит воздух. При этом ты делаешь относительно короткий вдох, представляя себе, что в это время в организм входит немного воздуха. А вот выдох ты делаешь медленно-медленно, ярко и образно представляя себе - как много воздуха выходит из тебя (намного больше, чем вдохнул!) И как тело из-за этого обмякает, оболочка становится менее напряженной и как внутреннее напряжение в результате уменьшается. Делай это упражнение не менее 3 минут с полной концентрацией на  ощущениях  и ты почувствуешь, что внутреннее напряжение РЕЗКО уменьшится

11 Массаж «Дождь»

 Прекрасно скомпонованное упражнение, в котором игроки ощущают себя одной командой.
Необходимое время на проведение - 10 минут.


1. Члены группы должны образовать как можно более правильный круг. Как только это удалось, все поворачиваются направо, так что теперь все игроки стоят друг за другом на расстоянии вытянутой руки.

2. Расскажите группе, что в этом упражнении каждый сможет услышать шум и шорохи летнего проливного дождя. И чем лучше будет взаимодействие в группе, тем прекраснее будет ощущение от игры.

3. Встаньте сами в круг вместе с группой и продемонстрируйте движения рук, которые производят желаемые шорохи:
* положите ладони на спину стоящего спереди игрока, приблизительно в районе лопаток, и опишите ими круг. Возникший шорох соответствует ветру, предшествующему проливному дождю (фаза А);
* потихоньку начните нежно похлопывать кончиками пальцев по спине партнера, чередуя при этом обе руки. Это начало дождя (фаза B);
* теперь начинайте барабанить ладонью по спине партнера (фаза С);
* вернитесь к фазе В;
* перейдите к фазе А;
* остановитесь, пусть руки спокойно полежат на спине партнера.

4. Объясните группе, что это упражнение дает потрясающий эффект, если при этом все закроют глаза.

5. Начинайте игру с фазы А. Стоящий перед Вами игрок "передает" это движение дальше - участнику, стоящему перед ним, и т.д., пока оно не вернется к Вам. Когда Вы почувствуете, как руки партнера совершают круги по Вашей спине, начинайте фазу В, и так далее, пока последовательность не дойдет до конца. (Каждый продолжает выполнять движение, которое он чувствует своей спиной, до тех пор, пока не получит новый сигнал).

 Наталья Бордовская

Летний дождь...
Тихие, словно осторожные шаги маленького ребенка, капли дождя касались листьев дикого винограда, обвившего веранду большого дома. Постепенно они становились более громкой поступью, настойчивой и ритмичной. Теперь казалось, что целая ватага ребятишек весело топала по крыше веранды. Воздух сквозь открытое окно повлажнел, наполнившись запахами мокрой травы, хвои соседних сосен и огромных цветущих кустов дурманящего жасмина. Этот коктейль свежести расслаблял и пьянил, его хотелось пить большими глотками.
Постепенно дробь падающих капель утихла, и наступила недолгая, но звенящая тишина. Из-за расступившихся туч показался робкий лучик солнца. Тишина вмиг растворилась и заполнилась пением птиц, а чуть позже мерным жужжанием  пчел-работяг, опыляющих   повлажневшие лепестки махровых пионов и изящные тигровые лилии в стиле барокко.
Солнце уже окончательно освободилось из плена назойливых туч и заиграло мириадами искорок на дрожащих капельках дождя.

12 «Собака»

Представьте что вы собачка, которая попала под только что прошедший дождик. Промокла до нитки. Шерсть густая, длинная. Нужно стряхнуть всё. (трясем телом: начиная с головы-плечи-спина - попа-кисти рук и ног).

13 Слайды «Жизненные силы»

После просмотра слайдов

Предлагаю вам  ответить на вопрос: «Где человеку черпать ресурсы, чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания»?

Итак, все названные вами ресурсы можно разделить на 4  группы:

  1. Близкие люди (семья);
  2. Природа;
  3. Интересы, увлечения, хобби;
  4. Друзья.

Не секрет, что если какой-либо из ресурсов  отсутствует, то возникает дисбаланс и, следовательно, человек становится  более  подвержен синдрому эмоционального выгорания.

ПАМЯТКИ

14 Упражнение  «Я ценна!»

Нарисуйте на ладони что-нибудь яркое, красивое, жизнеутверждающее.

Сделайте отпечаток на листке бумаги одним нажимом, хлопком.

Подпишите выражение «Я ценна!»

25 упражнений, моментально улучшающих настроение

  1. Слушайте музыку. Музыка способна влиять на настроение. Чаще слушайте то, что вам нравится.
    2. Заведите дневник. Вы можете иногда выделять немного времени на то, чтобы разобраться в своих мыслях и изложить их на бумаге.
    3. Радуйтесь успехам других. Празднование чужого успеха иногда бывает приятней, чем празднование своих собственных достижений.
    4. Смейтесь. Удостоверьтесь, что каждый день вы находите немного времени для того, чтоб посмеяться.
    5. Простите себя. Каждый человек склонен испытывать за что-либо чувство вины. Постарайтесь простить себя.
    6. Восторгайтесь. Удостоверьтесь, что каждый день вы занимаетесь тем, что приносит вам удовольствие.
    7. Отвлекитесь. Позвольте себе на несколько мгновений отдохнуть от беспокойного темпа жизни и просто быть.
    8. Проведите время на природе. Неважно, будет ли это прогулка в лесу или вы просто понюхаете цветок, найдите время соединиться с природой.
    9. Побалуйте себя. Сделайте что-нибудь для себя, просто потому что вы заслужили это.
    10. Будьте спонтанны. Позволяйте себе иногда поступать из прихоти, только  потому,  что вы так чувствуете.
    11. Смотрите на закат. Закат – одно из самых красивых зрелищ.
    12. Проведите время с детьми. Детское беззаботное отношение и интерес к жизни распространится и на вас.
    13. Займитесь творчеством. Попробуйте нарисовать картину или написать рассказ, неважно, что это  будет, важно, чтобы вы выразили себя.
    14. Играйте. Займитесь любимой игрой, это обязательно поднимет настроение.
    15. Попросите помощь. Если вы нуждаетесь в помощи, попросите о ней, и вы ее любезно получите.
    16. Мечтайте. Окунитесь в своё воображение, не бойтесь мечтать и фантазировать.
    17. Обнимайтесь. Физический контакт только усиливает связь, которую мы чувствуем с другими людьми.
    18. Дышите глубоко. Глубокое дыхание расслабляет тело и успокаивает ум.
    19. Примите ванну. Выделите время, чтобы расслабиться и принять теплую ванну.
    20. Вращайтесь в счастливой окружающей среде. Ваша окружающая среда влияет на то, как вы себя чувствуете, поэтому удостоверьтесь, что Вы находитесь в счастливой окружающей среде.
    21. Посадите дерево. Озеленение – отличный способ стать ближе к природе и повод поработать физически.
    22. Ностальгируйте. Вспомните самые приятные моменты вашей жизни, и на вас вновь нахлынут хорошие эмоции.
    23. Порадуйтесь за мир. Каждую секунду на земле кто-то влюбляется, появляется новая жизнь, исполняются желания.
    24. Закончите незаконченное. Сделайте то, что долго откладывали.
    25. Решите быть счастливыми. Нужно просто захотеть быть счастливым.

Жизнь говорит с нами  – шепотом любви, - голосом разума, - рупором страданий.

Над чем работаешь – то и растет.

У этого совершенства должен же быть какой-нибудь недостаток.

Живи так, чтоб хотелось тебя повторить.

С детьми надо разговаривать, со сверстниками – можно спорить, с родителями – их нужно просто слушать.

Психотерапевтическая сказка “Коряга” (цель:коррекция самопринятия педагогов, осознание жизненного предназначения).

Инструкция

: С закрытыми глазами прослушать сказку и придумать свое окончание.

Давным-давно в одном прекрасном лесу среди красивых деревьев с густыми кронами и стройными стволами жила странная Коряга. Своим причудливым видом она вызывала всеобщие насмешки соседей.

Долго лежала коряга среди этих деревьев, горько размышляя, почему она не такая, как все. Все деревья как деревья, красавцы как на подбор, а она скрюченная, ободранная, кривая – ни красоты, ни проку … Как ей было обидно!

(Метафорический кризис: непринятие своей уникальности, так как сравнение идет себя с другими; она страдает от этого; Коряге некому помочь принять свою уникальность)

Однажды в лес приехали лесорубы. Они срубали деревья одно за другим, укладывали их в грузовик и увозили на мебельную фабрику.

“Счастливчики ... ”, – думала Коряга, завидуя этим деревьям, – “Из них изготовят красивую мебель, которая будет радовать людей и приносить им пользу, а я такая никому не нужна. Так и сгнию в этом лесу, и никто даже не узнает о моем существовании ...”.

(Метафорический кризис: обида, зависть,крушение надежд)

Как-то утром в лес забрел один старичок. Он долго ходил по лесу и набирал хворост для обогрева своего жилища. Коряга, уже отчаявшись быть когда-то кому-то полезной, лежала среди зарослей травы и думала о чем-то своем. Для нее было крайне неожиданным, что старик обратил на нее внимание. Он поднял Корягу с земли,попробовал на прочность, слегка согнув ее, и положил в свою телегу. Ей предстояло сгореть без следа, если не считать золы, да и ту выметут,выкинут и позабудут... Но, не смотря на это, она была счастлива!

(Метафора: метафора “нужности”, которая заключается в том, что иногда, из желания быть нужным, мы толкаем себя “на самоубийство”,мы “сгораем”)

В телеге Коряга оказалась в большой компании различных палок и поленьев и, как всегда, тут же нашлись и добрые и завистники. Вредных оказалось большинство, и они стали злословить и хихикать по поводу ее внешности. И так ей стало больно за все эти годы страданий и издевательств …

(Бессознательные процессы)

В довершение всех унижений телегу неожиданно тряхнуло. Коряга вылетела, закувыркалась по дороге и начала скатываться по склону горы. Для чего жить, если даже в костер не сгодилась!

О, как же тяжело достался ей этот спуск! От страха перед тем, что же с ней произойдет в конце,она судорожно пыталась зацепиться за небольшие деревца, за камни, за траву, за землю ... , но ничего не получалось. В конце концов, бедная Коряга поняла, что летит с обрыва. Внутри все сжалось и казалось, перед ней промелькнули все картинки из ее жизни (Долгая пауза).

(Метафорический кризис: шанс изменить жизнь)

Она упала в море.

“Что это? Куда я попала? Что со мной будет?” –думала Коряга. Эта стихия пугала своей неизведанностью, непонятностью, нереальностью ...Через некоторое время на море начался шторм. Все вокруг потемнело, завыл ветер, над морем угрожающе стянулись огромные тучи. Корягу кидало из стороны в сторону, било холодными волнами. Она,то погружалась в морскую пучину, то всплывала на поверхность, и думала, что этот кошмар никогда не закончится, что вот сейчас точно ей придет конец...

Но вот шторм начал потихоньку стихать … на небе показалось солнышко ... Оглянувшись вокруг, она увидела много интересного: стаи проплывающих рыб, коралловые рифы, пеликана, реющего над водой в поисках пищи, приятно и ласково шелестящие волны ... Теплые морские волны, словно любимое дитя, убаюкивали Корягу … Она по-другому увидела этот мир: вокруг не было никого с кем можно было бы ее сравнивать ... Здесь она была одна такая ...,единственная ... И на душе у нее стало радостно и спокойно (Пауза)

(Метафора: Вода и шторм – метафорические символы души и кризиса. Когда человек меняет свою жизнь, он попадает в кризис; т.е. ему представляется возможность пережить это как шанс поменять свое мироощущение. Кризис меняет человека. Шторм поменял самоощущение Коряги,погрузил ее в себя, в свою психику, и ей стало спокойнее– именно кризис принес оздоровление. Чем больше мы в своей жизни переживаем этих бурь, тем меньше у нас становится тревожных ожиданий, тем“здоровее”, сильнее мы становимся.Происходят видоизменения в душе, осознание себя в новом качестве.)

Так она плавала по волнам, пока ее не выбросило на берег. Опять безнадежность – так и придется лежать здесь, пока не сгниешь и не превратишься в труху. До чего же бессмысленной оказалась моя жизнь! Прогревшись на солнышке, коряга как-то незаметно уснула под равномерный шорох волн. На поверхность ее ствола вышла морская соль, и постепенно образовались, сверкающие в лучах солнца, кристаллики …

(Аналогичные обучающие ситуации. Невротичность Коряги заключается в том, что она постоянно чем-то недовольна.)

Пробудилась она от прикосновения чьих-то ласковых рук, которые ее подняли. Коряга увидела улыбающееся лицо человека, который с восторгом повторял: “Это просто чудо! Настоящее чудо!”. На нее никто не смотрел с такой любовью ..., (Пауза) ...и никогда она не слыхала такой похвалы в свой адрес..., (Пауза) и никто не держал ее в руках так осторожно и заботливо (Долгая пауза).

Человек поднял Корягу, отряхнул песок со ствола, принес ее домой, отшлифовал и покрыл лаком.

(Метафора: признание индивидуальности; придача“товарного вида”)

Коряга была в полной растерянности, но ее ловко подхватили и доставили туда, где было много народа и все восхищались ее формой, ее неповторимостью, ее художественной ценностью ... (Долгая пауза). Корягу поместили на стенд с надписью “Дар моря” и относились к ней с большим почтением. Ее неоднократно представляли на различные конкурсы, и она завоевала огромное количество наград. Во всем мире отмечали ее изысканность и теплоту, и массу других удивительных качеств. Для Коряги была сделана специальная подставка, на которой она счастливо покоилась, наблюдая радостно улыбающиеся лица и вслушиваясь в восторженные похвалы посетителей,которые старались невзначай прикоснуться к ней,просто потрогать это чудное творение природы.

“Сколько бедствий я перенесла, – думала Коряга, – и все же в конце пути моя жизнь обрела смысл. До чего же мне хорошо и спокойно”.

(Метафора: торжество)

Анализ впечатлений. Комментарии психолога относительно метафоричного смысла сказки.

Обсуждение в круге: Какой сюжет вызвал наибольший отклик в вашей душе? Какую вы придумали концовку? Почему именно такую?

Ведущий:

“Это история про открытие уникальности Коряги. Она учит нас  самопринятию. Хотя, имеет ли смысл конец сказки?”

 

http://pics.livejournal.com/sancho571/pic/0012bw81/s640x480


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг "Профилактика профессионального выгорания"

Тема: «Профилактика синдрома профессионального выгорания – проблема современности».Цель: познакомить с понятием «профессиональное выгорание», его причинами, стадиями, способами профилактики.Форм...

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога,...

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов «Брать-давать»

Через элементы психогимнастики, гештальт-терапии, активной виуализации создаются  условия, способствующие снятию напряжения, чувства тревоги, сплочению педагогического коллектива, развитию навыко...

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» "ОБЩЕНИЕ БЕЗ ГРАНИЦ!"

Профилактика  психологического здоровя педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции, снятие эмоционального и мышечного напряжения, сплочение педагогического коллектива, профилактика...

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагога.

quot;Экологичный", интересный, добрый, легкий, приятный...можно ещё подобрать эпитеты для этого тренинга Арт-терапии. Педагоги одни из самых ранимых профессионалов, потому что работают с детьми,...

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»

Как установлено многочисленными исследованиями, специалисты, вынужденные по роду своей деятельности осуществлять многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми (педагоги, психологи, социальные...

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Тренинговое занятие для педагогов по профилактике эмоционального выгорания....