Тренинг личностных качеств
методическая разработка по психологии

Предлагается определить наличие личночстных качеств лидера у педагогов и воспитателей в рамках формирования резервного фонда управленцев.

1 день

2 день

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_liderskih_kachestv.docx16.31 КБ
Файл trening_2_liderstvo.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг личностных качеств

1 день

Упражнение «Башня».

Являясь руководителем очень важно уметь работать в команде и быть активным и инициативным при решении любых задач.

Продолжая наше общение, предлагаю разделиться на 4 группы по 4-5 человек в каждой.

Каждая группа получает одинаковое количество стаканчиков.

Вам необходимо из них построить башню, но во время работы нельзя разговаривать. На выполнение  дается 2 мин.

Побеждает команда, которая уложилась во времени и чья башня оказалась выше.

Обсуждение. (в кругу)

1) Что помешало или поспособствовало выполнению задания?

2) Смогли вы договориться о стратегии?

3)Происходили ли в процессе совместной работы конфликты? Каким образом они разрешались?

4) какова доля участия каждого?

5) Чего не хватало для лучшего результата?

ВЫВОД: для слаженной работы все-таки необходимо сотрудничество! Не соперничество, не делегирование собственных полномочий, а именно гибкость,  учет интересов каждого, собственная активная позиция.

Упражнение «Слалом»

В деятельности руководителя необходимо уметь быстро реагировать на возникшую ситуацию, при этом соблюдать нормы и правила поведения, демонстрировать уверенное поведение.

Следующее упражнение достаточно сложное, поскольку предлагает высокий темп и интенсивность информационного воздействия на участников. Поэтому для него приглашается доброволец из числа присутствующих.-главный герой. 5 специалистов в разных областях. Остальные наблюдатели.

Задача: успеть за 10 минут пройти через этих людей, успев к назначенному времени к начальнику (у которого пунктик на пунктуальности) и быть в состоянии вести с ним серьезный договор, возможно, о перспективах повышения.

По дороге к начальнику наш специалист встречает:

1. Друга детства, с которым он не виделся более 10 лет;

2. Бизнес-партнер, с которым взаимодействуют специалисты Вашего отдела;

3. Коллегу-конкурента, соперника при перспективном повышении;

4. Своего заместителя, который занимается текущими вопросами деятельности;

5. Представителя прессы, который периодически появляется в вашей организации для написания очередной статьи.

Инструкции каждому участнику передаются в письменном виде. 2минуты на ознакомление с ролью и соответствующего настроя. Наблюдатели отмечают что у кого и как получилось.

 «Слалом» Инструкция «герою»

Вы – руководитель среднего звена солидной компании. Вы знаете, что в вашем отделе ожидаются кадровые перестановки, и поскольку Вы на хорошем счету у руководства, то считаете себя в праве рассчитывать на повышение. Вчера Ваш босс многозначительно попросил Вас зайти к нему сегодня в определенное время для серьезного разговора.

«Слалом» Инструкция друга детства

Вы не виделись более 10 лет. Однако в данной организации Вы оказались по делам: Вам предложили войти с бизнес в качестве соучредителя и одного из директоров. Прежде чем принять решение, вы хотели бы получить дополнительную (желательно - неофициальную) информацию об организации. И тут в коридоре видите Героя

«Слалом» Инструкция бизнес-партнера

С данным специалистом у Вас чисто деловые отношения. Сейчас вы явились в организацию потому, что на сутки просрочена поставка важного оборудования Вашим клиентам. Вам важно срочно решить этот вопрос, поскольку Вам грозят серьезные неустойки. Вы – клиент такого уровня, что Вам хотелось бы, чтобы с Вами взаимодействовал именно начальник отдела, а не рядовой менеджер. Вы специально разыскали его в коридорах фирмы, чтобы сказать эту информацию Герою.

«Слалом» Инструкция коллеги-конкурента

Всю свою жизнь в этой организации Вы с коллегой шли, что называется, «ноздря в ноздрю»: если повышали одного, то соответственно рос в должности и другой. Теперь Вы на той ступеньке, когда повысить могут только одного. При всем доброжелательном уровне отношений, между Вами никогда не было дружбы.

К Вам на руки попал черновик отчета, составленного Вашим коллегой – соперником. Вы как раз шли к вашему общему руководителю, чтобы использовать повод доложить начальству о допущенных серьезных ошибках в отчете. Увидев (как некстати) своего коллегу-соперника, Вы вдруг решаете сохранить корректную мину и обратиться к нему со своими замечаниями, предупредив его, что «если он не исправит “эти грубые ошибки”, то пострадает репутация всего отдела». При этом Вы не будете огорчаться, если он даст Вам повод «с чистой совестью» выйти с этой информацией на руководство. Что ж, он приближается - Герой

«Слалом» Инструкция заместителя

В условиях жесткого цейтнота деятельности, который всегда наступает в конце квартала, к Вам в отдел нагрянула налоговая инспекция, требующая открыть сейф и предоставить документы на проверку. Вы меньше всего хотели бы стать краеугольным камнем в этой разборке, поэтому разыскиваете своего начальника, чтобы сообщить ему о случившемся. Ваша задача – получить четкие инструкции (желательно – письменные), гарантии ухода от необходимости нести ответственность за возможные негативные последствия ситуации. С этим настроем Вы идете по коридору и встречаете своего начальника - Героя

«Слалом» Инструкция журналиста

Вы приехали сделать репортаж об этой организации. Но пока не определились, будет ли этот репортаж хвалебным (чтобы он прошел как рекламный материал) или скандальным (чтобы порадовать читателей). Вы решили определиться по ходу дела. И тут (какая удача) Вам навстречу направляется человек явно руководящего вида - Герой.

Обсуждение.

Как себя чувствует герой, способен ли он на конструктивный разговор с начальником?

Остались ли довольны общением другие герои упражнения?

Получилось ли у героя корректно свернуть контакт с собеседником?

Какие приемы он использовал? Что было успешно, а что нет?

Упражнение «Лидер это-...»

Следующее упражнение предлагает потренироваться  в определении четких и ясных признаков лидерского поведения, осознании лидерских качеств.

Делимся на 4 команды, называя дни недели: понедельник, вторник, среда, четверг.

Ход игры:

Всем игрокам предоставляются разнообразные канцелярские материалы, газеты, журналы, рекламные проспекты. В течение 15 минут вы готовите некий коллаж с использованием газетных заголовков, фотографий, рисунков от руки или найденных в рекламных изданиях, журналах, газетах.

Тема коллажа: «Лидер – это». В работе нужно попытаться в визуальной форме представить качества, которые характеризуют лидера, рассказать о способностях вести за собой людей, руководить ими.

Завершение

Собираемся вместе и обсуждаем увиденное. Участники зачитывают свои мнения об авторстве работ, рассказывают, что им показалось наиболее привлекательным, ярким в работе товарищей.

Вопросы для обсуждения:

1.Легко ли вам было выполнять данное упражнение?

2.Какие чувства вы испытывали, выполняя данное задание?

3.С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?

4.Как вы считаете кто такой лидер?

Завершение тренинга.



Предварительный просмотр:

Тренинг лидерских качеств

2 день

Добрый день! Сегодня мы продолжаем тренинг лидерских качеств. Первое задание это тест «Лидер ли я?»

1. Тест «Лидер ли я?»

Инструкция к тесту: «Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберите наиболее подходящий для вас ответ в буквенной форме. Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым приходит в голову».

(Можно распечатать тест на каждого участника, собрать ответы для предоставления Л.А.).

Тестовый материал

1.Что для вас важнее в игре?

А)Победа.

Б)Развлечение.

2.Что вы предпочитаете в общем разговоре?

А)Проявлять инициативу, предлагать что-либо.

Б)Слушать и критиковать то, что предлагают другие.

3.Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?

А)Да.

Б)Нет.

4.Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?

А)Да.

Б)Нет.

5.Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?

А)Да.

Б)Нет.

6.В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?

А)Да.

Б)Нет

7.Умете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?

А)Да.

Б)Нет.

8.Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?

А)Нет.

Б)Да.

9.Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

А)Да.

В)Нет.

10.Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?

А)Да.

Б)Нет.

Обработка и интерпретация результатов теста:

Подсчитать общее количество “А” и “B” ответов.

Высокий уровень лидерства - А = 7-10 баллов.

Средний уровень лидерства - А = 4-6 баллов.

Низкий уровень лидерства - А = 1-3 балла.

Преобладание ответов “B” свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.

Вопросы для обсуждения:

1.Довольны ли вы полученным результатом?

2.Узнали ли для себя что – то новое?

3. почему лидером быть выгодно?

2. «Меняются местами те, кто..» Активизация работы в группе.

Сейчас в очень быстром темпе выполняем следующую команду - каждый по очереди говорит:

– А я еду, а я рядом, а я с … (называет имя соседа и пересаживаются). Продолжает тот, кто пересел.

Вопросы для обсуждения:

1. Сложно ли было выполнять инструкцию быстро?

2. Изменилось ли ваше настроение?

3. Упражнение «КИПРЕГЕЛЬ»

Следующее упражнение немного необычное – я сейчас вам назову слово, надеюсь, оно вам незнакомо (возьмите любое слово из словаря).

- Вам нужно  придумать значение этого слова и убедить других в своей правоте.

Правильный ответ зачитывается после всех выступлений.

Вопросы для обсуждения:

  1. Чье выступление вам наиболее запомнилось и почему? Кому вы поверили?
  2. Кто был наиболее убедительным?
  3. За счет чего это получилось?

 Какие приемы нужны для убеждения (слайды)

Информирование. Адресату предоставляется полная информация об объекте или явлении. Если есть преимущества, о них рассказывают в первую очередь. Так продавец в магазине бытовой техники рассказывает покупателю о возможностях заинтересовавшего его пылесоса или фена.

Разъяснение. Этот вид убеждения используется, когда некоторые моменты следует уточнить. Тот же продавец расшифрует покупателю технические характеристики мощности выбранной модели, переведет цифры в преимущества, которые этот пылесос имеет перед другими похожими.

Доказательство. К нему обращаются, когда данные просят сопроводить наглядным представлением или настоящими фактами.  Так представитель компании «Амвей», описывая характеристики, проводит  демонстрацию конкретных средств: гелей, жидкостей и т д.

Опровержение. Этот вид используется, если мнение убеждаемого отличается от того, которое он должен иметь в результате воздействия. Так мы с этим сталкиваемся читая опровержение на публикации в газетах или журналах  и интернете.

Три правила убеждения. Они названы по именам мудрецов и ученых, использовавших их много столетий назад. Эти правила и сейчас используются в искусстве убеждения.

Правило Гомера. Тщательно готовьтесь к предстоящему убеждению и подбирайте аргументы в свою пользу. Аргументы условно делятся на сильные, средние и слабые. Правило Гомера подразумевает, что начинать убеждение следует с сильных, затем нужно добавить два или три средних, а завершить все лучше самым сильным аргументом. Слабые же не используйте вообще, ведь они не помогут добиться результата. Не начинайте с того, что вы хотите получить от человека, не говорите, что он должен сделать. Это вызовет реакцию отторжения. Поэтому приводите аргументы и именно в указанной последовательности.

Правило Сократа, или Правило трех «да». Сократ был мудрецом, который в совершенстве владел искусством убеждения. Его секрет заключался в том, чтобы, задавая вопросы, не дать собеседнику ответить ни на один из них отрицательно.

Правило Паскаля. Сохраните лицо собеседника, не загоняйте его в угол. Не унижайте в убеждении достоинство человека, не посягайте на свободу или авторитет его личности. Человек не соглашается с фактами, порочащими достоинство, а убеждение в отрицательном ключе не работает. Как сказал сам Паскаль: «Ничто не разоружает так, как условия почетной капитуляции».

-Чуть позже вам будет предложена игра, где эти знания могут пригодиться.

4.Упражнение «Дартс»

А сейчас мы немного отдохнем и поиграем в детскую игру «Дартс». У каждого из вас будет три попытки. Начинаем.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие чувства и эмоции вы испытывали? Важно ли вам было получить максимальное количество очков?

2. Расстроились, если результат не оправдал ожиадния?

5. Игра «Выборы царя зверей»

Цель игры: Развитие умения работать в команде.

Задачи: Формирование толерантного, позитивного отношения к лидерам с различными личностными особенностями и стилями работы в группе.

Материалы: карточки с ролями, листы бумаги, ручки.

Ход игры:

Ведущий: Сейчас мы с вами сыграем в сказочную игру, но с реальной жизненной ситуацией. Называется она «Выборы царя зверей».

Вступление: Как-то раз на лесной опушке, собрались все лесные зверушки... стали они обсуждать, кто будет льва заменять? Кто же из других зверей достоин чести сей?

Каждому из кандидатов нужно будет обосновать и аргументировано доказать: чем он отличается от других зверей и какие личные качества всех других важней (при каких условиях и ситуациях)?

Ведущий: Итак, нам понадобятся 6 желающих на роль кандидатов царя-зверей. (Пусть будет 5-6 кандидатов и 2-3 человека в команде; смотрите сами по количеству людей).

Этап 1. Распределение ролей.

Вышедшие участники вытягивают карточки лидеров претендентов (см. приложение к игре).

В списке кандидатов зарегистрировалось шесть лесных жителей (1 карточка запасная):

1)Лиса – хитра, дипломатична, находчива.

2)Заяц – скромен, застенчив, уступчив.

3)Медведь – силен, прямолинеен, настойчив.

4)Волк – храбр, спокоен, сдержан.

5)Муравей – трудолюбив, умен, умеет работать в команде.

б)Сова – мудра, уравновешенна, нетороплива.

Этап 2.Формирование группы поддержки (5 минут).

Ведущий:Сейчас каждому лидеру по очереди нужно набрать себе команду из оставшихся участников (других лесных жителей).

Этап 3.РR-кампания (10 – 15 минут).

Ведущий:Сейчас каждому лидеру и его группе поддержки необходимо выполнить следующее:

–написать на листочке положительные черты, качества своего лидера в соответствии с выпавшей ролью (если вдруг группа считает, что у их кандидата только отрицательные качества, важно убедить посмотреть на эти черты с другой стороны и найти в минусах что-то положительное);

–продумать рекламный ролик своего кандидата (по времени не более 3 – 5 минут). Ролик может быть сделан в любом формате: интервью, представляющее героя; инсценировка, представление личных качеств кандидата; рисунок, шарж, с последующей театрализацией и комментариями; стихотворение, песня.

Важное условие: каждый член группы должен принимать участие в обсуждении и создании презентации.

Этап 4.Презентация рекламных роликов в течение 3 – 5 минут на каждую команду

Этап 5.Дебаты между кандидатами (5 – 7 минут). (можно этот этап убрать)

Ведущий: Главные кандидаты садятся в центр круга.

Сейчас у вас будет последняя возможность перед выборами показать, что вы лучший претендент на эту должность. Ваша задача – в течение 5 минут проявить себя в лучшем свете перед лесными жителями на этих дебатах.

Все участники группы поддержки садитесь, пожалуйста, во внешний круг, вы теперь становитесь наблюдателями.

Этап 6.Выборы

Ведущий׃ Итак, предвыборная кампания завершилась. Наступил день выборов. Каждая команда, скорее всего, хотела бы проголосовать за своего кандидата, считая его лучшим. Но у нас выборы будут организованы

несколько иначе: команды должны будут обсудить и выбрать любого лидера, кроме своего, с кратким объяснением почему.

(Напечатайте лист с именами кандидатов, поместите на доске и запишите, сколько набрали они голосов).

Этап 7.Подведение итогов. Объявление победителей.

Вопросы для обсуждения:

1.Что помогло выиграть выборы (вопрос победителю и группе поддержки)?

2.Что было сложнее всего в предвыборной борьбе? Почему?

3.Помогали Вам или мешали заданные роли?

6. Упражнение «Ресурсы»

Наша работа сопровождается стрессами, конфликтными ситуациями, мы часто испытываем отрицательные эмоции и поэтому, чтобы быть сохранными важно заботиться о своем психологическом здоровье.

Для этого есть много способов, например, места силы или ресурсные места (аллея в парке, любимая беседка, фонтан, домик в деревне, родительский дом и пр.) – это те места, куда человек может уехать с тем, чтобы восстановить душевное равновесие и осмыслить происходящее. Длительные прогулки, не короче 45 минут, в местах силы, способствуют освобождению от негативных переживаний, снижают напряжение.

А что вам помогает в жизни восстанавливаться и находиться в ресурсном состоянии?

Сейчас я предлагаю рассмотреть картинки с различными изображениями, выберите ту, которая соответствует вашему ресурсному состоянию.

Обсуждение.

7. Завершение тренинга.

Обратная связь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг "Личностный рост педагога"

Данная разработка предназначена для школьных психологов, которые смогут формировать внутренние позиции успешного педагога с помощью данных упражнений....

Тренинг "Личностный профиль"

Успешность профессиональной деятельности во многом зависит от направленности интересов, убеждений, чувства долга и устремлений личности. Сегодня мы с вами в шутливой форме попытаемся соотнести внешние...

Тренинг личностного роста для молодых специалистов «Успешный человек – это я».

Деятельность преподавателя сложна и многогранна. В процессе ее осуществления начинающий педагог сталкивается с определенными затруднениями. Это нехватка времени для выполнения каких-то дел, в том числ...

Тренинг личностного роста для педагогов дополнительного образования

 Профессия педагога дополнительного образования  относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и саморегуляции.Психологическим условием эффективности профилактики...

Тренинг личностного роста для педагогов дополнительного образования

 Профессия педагога дополнительного образования  относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и саморегуляции.Психологическим условием эффективности профилактики...

«Инновационная деятельность и развитие профессионально-личностных качеств педагогов, как необходимое условие повышения качества образования»

Компетентностный подход –  создание условий для овладения учащимися комплексом  компетенций, направленных на форми-рование личности, способной адапти-роваться в условиях социально-полити-чес...