"ЗЕРКАЛО ДРУЖБЫ". Час психологии (классный час)
классный час по психологии (5 класс)

Уроки, тренинги и т.п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_psihologii_zerkalo_druzhby_dlya_5-6_klassov.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Урок психологии «Зеркало дружбы»

Цель урока: Познакомить учащихся с понятие «друг», «приятель», «дружба» и изучим законы дружбы.

Задачи:

1) Образовательная

- способствовать углубленному осмыслению понятия «дружба», «друг», осознании своих обязанностей перед друзьями.

2) Коррекционно-развивающая

- способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личностей учащихся;

- формировать умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения;

3) Воспитательная

- воспитание нравственных качеств учащихся; умение дружить, беречь дружбу.

Ход занятия

Организационный момент. Звучит музыка. Проверяем готовность к уроку.

Я хочу начать со стихотворения, послушайте, пожалуйста.

Настоящий друг везде

Верен в счастье и в беде;

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь – он спать не может,

И во всем без дальних слов,

Он помочь тебе готов.

Ребята как вы думаете, о чем у нас пойдет речь на нашем уроке? (ответы детей)

Тема сегодняшнего урока звучит так: «Зеркало дружбы».

Цитата урока: Народная мудрость гласит:

“ Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда

ты прав, всякий будет с тобой”.

Круг радости и добра.

Я приглашаю всех на наш круг радости и добра. (Дети и учитель встают в круг, держась за руки, проговаривают стихотворение, которое подготавливает детей к восприятию темы урока. Стихотворение дети заучивают заранее.)

Кто в дружбу верит горячо.

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадёт,

А если и споткнётся вдруг,

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надежный друг

Ему протянет руку.

А теперь улыбнуться друг другу. И по очереди каждый скажите: «Я желаю тебе (вам) сегодня…»

Беседа:

- Как вы думаете, что такое дружба?

- Почему важно найти друзей?

- Кого можно назвать настоящим другом?

- Кто такие друзья?

- Какое место в системе общечеловеческих ценностей вы бы отдали бы дружбе? (Если этот вопрос вызовет у учащихся затруднения, можно начать с вопроса: какие общечеловеческие ценности они знают, а затем определить место дружбе)

- У нас сегодня тема «Зеркало дружбы», а как вы понимаете смысл этого выражения.

- Как дружба влияет на деятельность человека: труд, учение, творчество?

- У вас есть настоящий друг?

Учитель: Подытожить ответы детей. Дружба – отношения между людьми, основанные на доверии, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Для настоящих друзей не существует ограничений в возрасте, не важны национальность, расстояния, материальное благосостояние. Найти друга – большое счастье для человека. Искренняя дружба обязывает человека быть верным, честным, порядочным в мыслях, словах и делах.

Учебная информация. Опережающее домашнее задание

Учитель: Заранее я вас просила поработать со словарями Сергея Ивановича Ожегова, и Владимира Ивановича Даля найти определения понятию «Друг», «Дружба». (давайте проверим, как вы справились. Учащиеся зачитывают определения).

В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова дается следующие определение: «Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью».

- Какие понятия С.И.Ожегов закладывает в это определения? (ответы детей)

Владимир Иванович Даль в своем знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба – бескорыстная стойкая приязнь».

На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие.

- Что такое бескорыстие? (ответы детей)

Учитель: Послушайте, пожалуйста стихотворение о дружбе Г. Герасимова

Как хорошо, когда друг рядом есть!

Всегда поймет, всегда утешить сможет.

И если кто-то сердце потревожит,

С улыбкой встретит радостную весть.

Бывает разной дружба, просто верь,

Что с другом невозможное возможно.

И как бы тяжко ни было и сложно,

Нет ничего важней твоих друзей.

Упражнение «Неоконченное предложение»

Учитель: Интересно, а как вы понимаете, что такое «дружба». Сейчас я каждому из вас буду говорить неоконченное предложение ваша задача его закончить.

1 Для меня дружба это…

2 Друг для меня это…

3 Дружба в моей жизни занимает…

4 Мне нужна дружба для того чтобы…

5 Если я поссорюсь с своим другом то я…

6 Секрет моей дружбы в том что…

7 Я хочу научиться дружить чтобы…

8 Я дружу с ребятами, которые…

9 Кого можно назвать настоящими друзьями…

Учитель: Молодцы! Продолжить я хочу рассказом.

Рассказ учителя: Мальчик – Огонек.

Жил на свете маленький горячий огонек. И очень ему хотелось сделаться мальчиком, чтобы было у него две ловкие руки, две крепкие ноги, два зорких глаза – словом, все, как у ребят. Он попросил Фею Огня, и она превратила его в мальчугана. «Только помни, - сказала Фея, - тебе нужно остерегаться воды». Еще она сказала ему, что если он попадет в воду – то погаснет. И не будет тогда ни мальчика, ни Огонька. Крепко подружился он с ребятами. Всегда были они вместе, только на реку купаться Огонек с товарищами не ходил. Однажды он шел по берегу реки и улыбался солнцу, реке, деревьям, траве и цветам. И вдруг увидел: тонет один из его друзей, уже голова его едва видна над водой. А поблизости никого нет. Что делать? Вспомнил Огонек слова волшебницы: «Попадешь в воду – погаснешь, и не буде тогда ни мальчика, ни Огонька». Вспомнил и … бросился в воду. Подплыл, поддержал мальчишку и спас его. Выбрались они на берег. И тут почувствовал Огонек, что начал гаснуть, и погас. Остались на песке только черные угольки. Начал и мальчишка корить себя за то, что не уберег друга, глядя на эти черные угольки. И слезы катились по его щекам. Все это с неба видело солнце. Ясное, справедливое. Оно собрало все свои лучики в один сильный, живой горячий луч, направило на угольки и снова превратило их в мальчика- огонька, у которого было большое любящее сердце.

Вопросы:

1Можно ли назвать мальчика – огонька верным другом? Как вы это определили?

3 А бывают ли ложные друзья?

4 Как их распознать?

5 Известно, что с таким понятие «друг» существует еще понятие «приятель» чем они отличаются?

Приятель – это человек, с которым вы просто учитесь в одном классе, занимаетесь в кружке, здороваетесь во дворе, это человек, с которым вы время от времени обсуждаете какие-либо события.

6 Сколько у человека может быть друзей и приятелей?

7 Как и в чем проявляется искренняя дружба?

ПСИХОГИМНАСТИКА: под музыку

Хлопают все присутствующие;

Только девочки;

Только те, кто любит вкусно поесть;

Только те, кто опаздывает на уроки;

Только те, кто хорошо учится;

Только те, кто не любит каникулы;

Только те, кто любит сладкое;

Только те, кому нравится играть в футбол;

Только те, у кого прекрасное настроение.

Упражнение работа в группах.

А сейчас нам предстоит одно упражнение. Мы с вами разбиты на две группы. Одна будет выступать за «Лже друга», вторая за «Настоящего друга». На доске написаны слова, обозначающие необходимые другу качества, и слова, обозначающие качества, которые нужно “изживать” ваша задача, работая в группах заполнить листочки: Понимание, Порядочность в мыслях, словах, делах, Мелочность, Близость взглядов, Неуверенность, Зависть, Прощение, Доброта, Равнодушие, Благородство, Бескорыстие, Болтливость, Сдержанность, Обдуманность фраз и поступков, Нахальство, Раздражительность, Преданность, Искренность, Приветливость, Честность.

Дать учащимся время для выполнения данного задания, затем каждая команда выбирает делегата, который будет защищать интересы своей группы.

Учитель: Подытожить работу групп. Вот теперь вы смогли убедиться, сколько нужно воспитать в себе качеств, чтобы научиться стать хорошим Другом.

Психопауза игра «Острова» 

Всем нам изредка хочется поиграть, а особенно с нашими любимыми друзьями! Не так ли? А так как вы все учитесь вместе, значит и дружите! А на сколько мы сейчас проверим. Игра называется «Острова». Класс делится на две группы. На полу нарисованы два небольших «острова». Под музыку вы выполняете любые движения, а когда она заканчивается, то быстро занимаете место на своем «острове». (чтобы разместиться на нем некоторым из вас придётся проявить коллективную помощь, командный дух и главное чтобы все это прошло в дружеском настрое).

 Та команда, которая дольше всех сумеет удержаться на «острове» - самая дружная.

- что помогло вам справиться с заданием?

Учитель: Казахская пословица гласит: «Дерево держится корнями, а человек – друзьями»

Объясните мне смысл пословицы?

Упражнение «Собери пословицу»

- Как вы поняли следующее задание связанно с пословицами. Сейчас я проверю, кто из вас хорошо знает пословицы о дружбе. Ваша задача собрать из разноцветных, вырезанных фигурок пословицы.

1 Дружба не гриб, в лесу не найдешь.

2 Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

3 Друзья познаются в беде.

4 Старый друг лучше новых двух.

5 Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

6 Нет друга – ищи, а нашел – береги.

7 Один за всех и все за одного.

8 Дружба - не стекло разобьется – не сложишь.

9 Дружбу топором не разрубишь.

10 Дружбу помни, а зло забывай.

11 Друзья познаются в беде.

12 Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

13 Друг - ценный клад, недругу никто не рад.

14 Без хорошего друга не узнаешь своих ошибок.

15 Гору разрушает ветер, людскую дружбу — слово.

16 Дерево живет корнями, а человек друзьями.

17 Друг научит, а недруг проучит.

18 Друга на деньги не купишь.

19 Дружба и братство дороже богатства.

20 Не мил и свет, коли друга нет.

Упражнение в группах: Сегодня мы очень много говорим о дружбе, давайте попробуем составить кодекс дружбы. Учащиеся на подготовленных заранее грамотах пишут качества настоящего друга.

Если хочешь быть хорошим и верным другом:

- Делись своими успехами, неудачами и новостями.

- Умей слушать.

- Оказывай другу эмоциональную помощь и поддержку.

- Доверяй другу и будь уверенным в нем.

- Сохраняй тайны своего друга.

- Не критикуй друга публично.

- Не будь назойливым и не поучай.

- Не обсуждай друга в его отсутствие.

- Не ревнуй друга к другим его друзьям.

- Уважай внутренний мир и чувства своего друга.

- Радуйся успехам своего друга.

- Давать другу списывать домашнее задание.

- Защищать друг друга от обидчиков.

- Придумывать вместе интересные игры.

- Уметь уступать друг другу.

- Помогать друг другу.

- Угощать друг друга сладостями.

- Уметь слушать друг друга и понимать.

- Не ссориться друг с другом по пустякам.

Учитель: На уроке мы говорили о настоящих друзьях, о верной дружбе, о том, как важно ее сохранять. А для этого нам надо научиться дружить. Тот, кто умеет дружить, всегда внимателен к товарищам, помогает им и старается быть нужным в трудную минуту, дружите храните дружбу.

И я расскажу одну притчу, которая научит нас смотреть на мир по-другому.

Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: “Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину”. Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул и его друг спас его. Когда он пришел в себя, то высек на камне: “Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь”. Первый спросил его: – Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил: – Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.

- В чем смысл притчи?

Ребята, запомните эту истину, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг.

Я надеюсь, что вы за сегодняшней урок много для себя подчеркнули. Я хочу, чтобы каждый из вас был настоящим другом, а также у вас были настоящие друзья.

Рефлексия.

Давайте составим стихотворение в стиле синквейн по нашей теме «Дружба»

Стиль синквейна:

1 строка – название темы;

2 строка – 2 прилагательных;

3 строка – 3 глагола;

4 строка – высказывание о дружбе, пословица, поговорка;

5 строка – синоним 1 строки.

Оценить каждого.

Домашнее задание.

1 Закончи предложение:

- Наша с другом любимая книга…………..

- Наш с другом любимый фильм……………

- Наше с другом любимое занятие………….

- Наше с другом главная цель……………..

2 Нарисуйте эмблему-символ дружбы.

Круг «От сердца к сердцу» под песню

Учитель: Я приготовила для вас небольшой сюрприз. Мне очень захотелось вас порадовать.

Посмотрите в моих руках волшебная шкатулка. Она не обычная. Открыв эту шкатулку, вы увидите человека, который знает, зачем и почему нужна дружба. А еще вы увидите человека, который умеет дружить, который старается ни с кем не ссориться. Вы встретите человека, с которого можно брать пример. Посмотрите на него внимательно. Запомните этого дружелюбного, умного и, хорошего человека. Улыбнитесь ему.

Учитель дает ребятам шкатулку на дно внутри наклеено зеркало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме "Хочу у зеркала спросить..."зеркало в литературе и физике.

Тема: «Хочу у зеркала спросить …» Зеркало в литературе и физике....

Циклограмма совместной работы социального педагога с педагогом-психологом, классными руководителями и учителями-предметниками

Документ, помогающий социальному педагогу регламентировать свою ежедневную работу....

Познавательная программа "Психология дружбы"

Данное мероприятие разработано в рамках программы "Не оступись!" по технологии "Интенсивная школа", проходит в форме тренингового занятия и предназначено для работы с подростками 13-15 лет....

Классный час по теме: "Друг, дружба, законы дружбы"

Классный час по теме: "Дружба" для 5-6кл...

Конспект занятия педагога-психолога с детьми ОВЗ "город ДРУЖБЫ"

Цель: формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников.Задачи: Продолжать обучать детей навыкам взаимодействия, сотрудничества;Закрепление навыка взаимодействия в парах;Развитие уме...

Советы психолога классному руководителю по работе с детьми «группы риска».

Рекомендации психолога , которые нужно помнить при работе с детьми "группы риска"...