Родительское собрание онлайн: «Конфликты с ребенком - кто прав и что делать»
материал по психологии

Лариса Кравцова

Цель: формирование правовой и психолого-педагогической культуры отношений между родителями и детьми.

Задачи:

  • актуализировать и расширить знания родителей/законных представителей по правам, обязанностям и ответственности по воспитанию детей;
  • познакомить с правовыми документами, регламентирующими права детей, права и обязанности родителей в отношении детей в Российской Федерации;
  • расширить знания родителей о понятии «конфликт»;
  • способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из неё;
  • предоставить родителям возможность с помощью теста дополнить представление о себе как о родителе;
  • познакомить с источниками и литературой, содержащими вопросы правовой и психолого-педагогической культуры отношений между родителями и детьми.

Форма проведения: круглый стол с использованием дистанционных технологий.

Оборудование: ноутбук, компьютер или смартфон подключенный к сети интернет, с установленной программой для видеоконференций «ZOOM»; презентация "Конфликты с ребенком и пути их разрешения"; лист бумаги, карандаш или ручка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание онлайн.

Тема: «Конфликты с ребенком - кто прав и что делать»

Подготовила:

педагог-психолог Кравцова Л.В.

Цель: формирование правовой и психолого-педагогической культуры отношений между родителями и детьми.

Задачи:

  • актуализировать и расширить знания родителей/законных представителей по правам, обязанностям и ответственности по воспитанию детей;
  • познакомить с правовыми документами, регламентирующими права детей, права и обязанности родителей в отношении детей в Российской Федерации;
  • расширить знания родителей о понятии «конфликт»;
  • способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из неё;
  • предоставить родителям возможность с помощью теста дополнить представление о себе как о родителе;
  • познакомить с источниками и литературой, содержащими вопросы правовой и психолого-педагогической культуры отношений между родителями и детьми.

Форма проведения: круглый стол с использованием дистанционных технологий.

Оборудование: ноутбук, компьютер или смартфон подключенный к сети интернет, с установленной программой для видеоконференций «ZOOM»; презентация "Конфликты с ребенком и пути их разрешения"; лист бумаги, карандаш или ручка.

Ход мероприятия.

- Здравствуйте уважаемые родители! Хотелось бы начать нашу встречу со слов выдающегося советского педагога-новатора Василия Александровича Сухомлинского: «Отец и мать создают новое существо - сына, дочь. Это самое высокое, бессмертное творчество. Путь к бессмертию заключается здесь в том, чтобы повторить в своих детях самого себя. Но повторить на высшей основе- воспитать человека лучше, чем ты сам».

- За последние 10 лет большинство россиян убедились, что в современном обществе каждому из нас просто необходима правовая, педагогическая и психологическая грамотность в вопросах воспитания детей. Практика доказывает, что человек, обладающий юридическими и психологическими знаниями гораздо реже попадает в неловкие или конфликтные, а иногда и криминальные ситуации, способен найти свое место в обществе, создать крепкую, здоровую семью.

- И так, давайте сегодня расширим наши знания юридические, педагогические и психологические в вопросах отношения с нашими детьми.

- Знаете ли Вы, какие основные юридические документы или законы регулируют права детей? (Ответы родителей)

- Наиболее точно, понятно и просто все о правах ребенка закреплено в Конвенции о правах ребенка, принятой  резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права каждого человеческого существа до достижения им 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. В России Конвенция вступила в силу 15 сентября 1990 года. 

 - Познакомиться с полным текстом Конвенции вы можете на официальном сайте Организации Объединенных Наций в разделе Документы подраздел Декларации о конвенции

- Знаете ли Вы, какие основные юридические документы или законы регулируют права родителей в отношении детей? (Ответы родителей).

- Права родителей не являются только правами. В первую очередь это ответственность, который каждый родитель несет за своего ребенка, а потому каждый родитель не только имеет право, но и обязан защищать права и интересы своих детей без специальных на то полномочий.

- В Российской Федерации Права и обязанности родителей закреплены в "Семейном кодексе Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ  в  Главе 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ. 

- Данный документ Вы можете изучить на сайтах, содержащих правовую и юридическую информацию, например «Консультант плюс», а также в печатном издании «Семейный кодекс Российской Федерации».

- А сейчас давайте посмотрим ролик, который кратко  расскажет о правах и обязанностях родителей "Разъяснение прав и обязанностей родителей".

- Разобравшись с юридической стороной детско-родительских отношений, могут возникнуть вопросы: «Как не нарушить права своего ребенка во время конфликта с ним?»; «Как предотвратить конфликт, чтобы в полной мере реализовать свои права и обязанности родителя?»; «Как объяснить ребенку, что его права должны следовать рядом, как и обязанности?».

Чтобы ответить на эти вопросы нужно иметь в запасе некоторые психолого-педагогические знания в области конфликтов и воспитании детей. Для расширения кругозора в данной области рекомендуем Вам почитать:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?
  2. Гиппенрейтер Ю.Б.  Продолжаем общаться с ребенком. Так?
  3. Мартин Селигман. Ребенок-оптимист.
  4. Холмогорова В.М., Смирнова Е.О. Конфликтные дети
  5. Франсуаза Дольто. На стороне подростка.

А сейчас давайте немного разберемся, что такое «конфликт» и как с ним бороться.

 Презентация "Конфликты с ребенком и пути их разрешения".

- Уважаемые родители. Помните Вы – главные «проектировщики, конструкторы и строители» личности ребёнка. Вот почему важно знать, насколько успешно мы справляемся с такой сложной ролью. Сейчас мы с Вами пройдем небольшой тест, который дополнит Ваше представление о себе как о родителе.

- На каждый вопрос есть три варианта ответа с баллами. Отвечая на вопрос, выбирайте тот вариант ответа, который сразу приходит на ум, долго не раздумывайте.

Варианты ответов:

  • Могу и всегда так поступаю – 3 балла
  • Могу, но не всегда так поступаю – 2 балла
  • Не могу – 1 балл

 Вопросы:

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?

2. Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?

3. Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему?

4. Извиниться перед ребёнком в случае соей неправоты?

5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?

6. Поставить себя на место ребёнка?

7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (добрый волшебник)?

8. Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?

10. Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?

11. Выделить ребёнку один день, когда он может делать что пожелает, а вы не будете ни во что вмешиваться?

12. Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка?

13. Устоять против детских просьб и слёз, если вы уверены, что это каприз, мимолётная прихоть?

А теперь, пожалуйста, суммируйте количество баллов и проверим результат теста (Приложение 1). 

- И так, Вы немного больше узнали о себе, как о родителе. Какие чувства у Вас вызвал результат? (Ответы родителей).

- Завершить нашу встречу хотелось бы словами русского литературного критика Виссариона Григорьевича Белинского: «На родителях, только на родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их  умными, учёными, гражданами, членами государства на всех ступенях. Но кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин. Так давайте же вместе будем делать наших детей человеками…»

- Спасибо за внимание!

Список используемых источников.

  1. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Я – ребенок, и я имею право. – М.: Изд-во Скрипторит, 2013.
  2. Лопатина А. А. Права детей в сказках, рисунках и вопросах: правовое воспитание детей. Москва: Амрита-Русь, 2018.
  3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2007.
  4. Миклякова Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. -М., 2006.
  5. kids-psyhology.ru
  6. ya-roditel.ru

Приложение 1.

Ключ к тесту «Роль родителя».

Если вы набрали:

30 – 39 баллов: Ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

18 – 30 баллов: Забота о ребёнке для вас – вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.

Менее 18 баллов: У вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, либо желания сделать ребёнка личностью, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, ознакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конфликты с ребенком и пути их разрешения Презентацию подготовила: Педагог-психолог МАУ ДО ДДТ г.о.Бронницы Кравцова Лариса Владимировна

Слайд 2

Конфликт – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упреки и оскорбления Что такое конфликт?

Слайд 3

Стратегии поведения в конфликтной ситуации

Слайд 4

Стратегия конкуренции – акула: ориентация только на свои интересы, игнорирование интересов партнера, стремление добиться своих интересов в ущерб другому. Преимущества: Не копятся отрицательные эмоции Подходит для экстремальных ситуаций Недостатки: Конфликт не решается справедливо Постоянный конфликт со всеми

Слайд 5

Стратегия приспособления – медвежонок: стремление уйти от конфликта, жертвуя своими личными интересами в пользу интересов соперника, не пытаясь отстаивать свои интересы Преимущества: Сохраняются взаимоотношения между людьми Недостатки: Конфликты не решаются, а накапливаются и снова возвращаются

Слайд 6

Стратегия уклонения – черепаха: человек не отстаивает свои права, не вступает в сотрудничество для выработки решения проблемы, а просто уходит от разрешения конфликта. Преимущества: Человек сам конфликты не создает Это «безопасный стиль в опасности» Недостатки: Конфликт не решается и может возникнуть снова через некоторое время

Слайд 7

Стратегия компромисса – лиса: человек озабочен и сохранением отношений, и разрешением конфликта, но не справедливым, а быстрым – никто ничего не теряет, но никто ничего не выигрывает Преимущества: Быстрое разрешение конфликта, но не всегда справедливое Недостатки: Может накапливаться неудовлетворенность у участников конфликта

Слайд 8

Стратегия сотрудничества – сова: самая плодотворная стратегия, позволяющая выработать наиболее удовлетворяющие обе стороны решение конфликтной ситуации Преимущества: Справедливое, окончательное разрешение конфликта Недостатки: «Совой» быть трудно – нужно думать не только о себе, но и о других

Слайд 9

Как себя вести в конфликте с ребенком Выясните, в чем состоит причина конфликта Четко сформулируйте чего хотите Вы и чего хочет Ваш ребенок Найти максимальное количество вариантов решения конфликта Совместно дать оценку всем вариантам решения и выберите наиболее оптимальный Договоритесь действовать в соответствии с выбранным вариантом

Слайд 10

Как предупредить детско-родительские конфликты Всегда помните об индивидуальности ребенка Старайтесь понять требования ребенка Проявляйте постоянство по отношению к ребенку Чаще предлагайте выбор из нескольких альтернатив Совместно ищите выход из проблем Расширяйте диапазон моральных, а не материальных поощрений

Слайд 11

Несколько правил для «правильного» родителя Для правильного воспитания ребенка, родителям нужно быть: Адекватными Гибкими Прогностичными Для правильного воспитания ребенка, родителям нужно помнить: Ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее Чтоб ребенок выполнил то что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтоб он сам этого захотел Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его Не создавайте в семье «революционную» ситуацию, а если создали, приложите все усилия чтобы мирно разрешить её Не следует видеть в стремлении к самостоятельности вашего ребенка угрозу потерять его

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Тест «Роль родителя»

Родители – главные «проектировщики, конструкторы и строители» личности ребёнка. Вот почему важно знать, насколько успешно мы справляемся с такой сложной ролью. Тест дополнит Ваше представление о себе как о родителе.

На каждый вопрос есть три варианта ответа с баллами. Отвечайте на вопрос, выбирайте тот вариант ответа, который сразу приходит на ум, долго не раздумывайте.

Варианты ответов:

Могу и всегда так поступаю – 3 балла
Могу, но не всегда так поступаю – 2 балла

Не могу – 1 балл

 Вопросы:

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?

2. Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?

3. Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему?

4. Извиниться перед ребёнком в случае соей неправоты?

5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?

6. Поставить себя на место ребёнка?

7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (добрый волшебник)?

8. Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?

10. Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?

11. Выделить ребёнку один день, когда он может делать что пожелает, а вы не будете ни во что вмешиваться?

12.Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка?

13.Устоять против детских просьб и слёз, если вы уверены, что это каприз, мимолётная прихоть?

А теперь, пожалуйста, суммируйте количество баллов и проверим результат теста.

Если вы набрали:

30 – 39 баллов: Ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

18 – 30 баллов: Забота о ребёнке для вас – вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.

Менее 18 баллов: У вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, либо желания сделать ребёнка личностью, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, ознакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "ТИПЫ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ".

Рассматривается проблема взаимодействия родителей и подростка в семье...

Родительское собрание "Внимание, конфликт!"

Родительское собрание "Внимание, конфликт!"...

Родительское собрание «Закон Ярославской области о гарантиях прав ребенка»

Родительское собрание по теме: «Закон Ярославской области о гарантиях прав ребенка» Проблема, которой посвящено собрание, является актуальной, поскольку речь идет о безопасности наших детей ...

Родительское собрание тема"Конфликты между родителями и ребенком." (5 класс)

Краткое содержание: Конфликты с детьми. Конфликты в семье между родителями и ребенком. Причины конфликтов с ребенком. Как уладить конфликт между ребенком и родителями. 21 способ избежать конфликт...

Сообщение на родительском собрании по теме: "Здоровый ребенок-успешный ребенок" (средний возраст)

В сообщении предложены рекомендации по самомассажу, говорится о значении ритмизации артикуляционной гимнастики, о  роли командного взаимодействия специалистов и родителей  в коррекции речи....

Родительское собрание (онлайн) с концертом «Прощай, школа»

Расставаться всегда трудно, ведь за несколько лет обучения наша школа стала для детей вторым домом, а ученики и учителя - близкими людьми. Это было волнующее, радостное и немного грустное событие не т...