Методическая разработка по работе с детьми группы риска
методическая разработка по психологии

Пузырева Наталья Александровна

Психолого - педагогическая работа с детьми «группы риска» является одной из острых проблем, выдвинутых изменениями, происходящими сегодня в нашем обществе.  Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к росту числа детей с отклоняющимся поведением.  Важнейшей задачей, стоящей на современном этапе перед школой, является решение проблемы организации эффективной работы по профилактики и коррекции отклоняющегося поведения школьников.

Целью разработки данного сборника является создание условий для полноценного личностного развития, успешной адаптации детей «группы риска» в образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_rabote_s_detmi_gruppy_riska.docx48.08 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Собрание треннингов для работы с детьми группы риска, направленные на повышение их уровня адаптации в ОУ»

Пояснительная записка

Психолого - педагогическая работа с детьми «группы риска» является одной из острых проблем, выдвинутых изменениями, происходящими сегодня в нашем обществе.  Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к росту числа детей с отклоняющимся поведением.  Важнейшей задачей, стоящей на современном этапе перед школой, является решение проблемы организации эффективной работы по профилактики и коррекции отклоняющегося поведения школьников.

Целью разработки данного сборника является создание условий для полноценного личностного развития, успешной адаптации детей «группы риска» в образовательном учреждении.

Задачи:

 - оказание помощи в учебной деятельности детям, повышение образовательной мотивации;

 - оказание психологической помощи детям;

 - изменение отрицательного образа «Я» (повышение самооценки ребенка);

 - принятие социальной нормативности и привитие норм поведения;

- развитие межличностных отношений.

Планируемый результат:

- возможность жизненного самоопределения детей   с помощью успешной адаптации и социализации;
    - повышение образовательной мотивации и успеваемости    учебной деятельности ребенка;
  - повышение самооценки и формирование положительного   образа «Я»;
  - расширение круга общения;
  - снижение количества происшествий (драк, воровства);
   - приобретение опыта в организации жизнедеятельности, занятости детей группы риска;

   -снятие с учета.

ЗАНЯТИЕ №1 «Самооценка и ее влияние на мотивацию деятельности».

Цель - повышение самооценки у подростков.

Упражнение «Позитивные мысли».

Цель: Развитие осознания сильных сторон своей личности.

Участникам по кругу предлагается дополнить фразу «Я горжусь собой за то…». Не следует удивляться, если некоторым детям будет сложно говорить о себе позитивно. Необходимо создать атмосферу помогающую, стимулирующую ребят к такому разговору.

Данное упражнение направлено на поддержку в учениках следующих проявлений: позитивных мыслей о себе, симпатии к себе, способности относится к себе с юмором, выражение гордости собой как человеком, описания с большей точностью собственных достоинств и недостатков.

После того как каждый участник выступит, проводится групповая дискуссия. Вопросы для дискуссии могут быть следующими:

1. Важно ли знать, что ты можешь хорошо делать, а чего не можешь?

2. Где безопасно говорить о таких вещах?

3. Надо ли преуспевать во всем?

4. Какими способами другие могут побудить тебя к благоприятному самовосприятию? Какими способами ты можешь сделать это сам?

5. Есть ли разница между подчеркиванием своих достоинств и хвастовством? В чем она заключается?

Такие дискуссии дают учащимся хороший повод для того, чтобы оценить свои способности и скрытые возможности. Они начинают понимать, что даже у самых «сильных» учеников есть свои слабости. А свои достоинства есть и у наиболее «слабых». Такая установка приводит к развитию более благоприятного самоощущения.

Упражнение «Школьные дела».

Цель: развивать позитивное отношение к школьной жизни.

Учеников просят по очереди высказываться по поводу, каких-либо конкретных фактов из их школьной жизни. Можно задать вопрос типа: «Я бы хотела, чтобы ты рассказал о тех своих школьных делах, которыми ты доволен. Пожалуйста, начни свой ответ так: «Я доволен тем, что…»

Те, кто не уверен в собственных силах, слыша ответы ребят, начинают осознавать, что они слишком строги к себе, не признавая те или иные свои успехи.

Повышает самооценку ребят и упражнение «Я в своих глазах, я в глазах окружающих».

Цель: развитие позитивного отношения к себе путем получения обратной связи.

В этом упражнении участники группы составляют два кратких личностных описания, каждое на отдельном листе бумаги. На первом листе – описание того, каким видит себя сам подросток. Описание должно быть как можно более точным. На втором – описание того, каким, по его мнению, его видят окружающие. Листки не подписываются. Описания «Каким я вижу себя сам» кладутся в отдельную коробку. Каждое самоописание зачитывается вслух, и участники пытаются отгадать, кому оно принадлежит. Затем автор заявляет о себе, читает второе свое описание (описание того, каким, по его мнению, его видят окружающие) и получает после этого обратную связь от участников группы. Ценность этого упражнения заключается в том, что подросток обнаруживает, что другие относятся к нему лучше, чем он сам).

Упражнение «Еженедельный отчет».

Цель: развитие возможности анализировать и регулировать свою повседневную жизнь.

Каждому участнику выдается листок бумаги со следующими вопросами:

1. Какое главное событие этой недели?

2. Кого тебе удалось лучше узнать на этой неделе?

3. Что важного ты узнал о себе на этой неделе?

4. Внес ли ты какие-либо серьезные изменения в свою жизнь за эту неделю?

5. Чем эта неделя могла бы быть лучше для тебя?

6. Выдели три важных решения, сделанные тобой на этой неделе. Каковы результаты этих решений?

6. Строил ли ты на этой неделе планы по поводу каких-то будущих событий?

7. Какие незаконченные дела остались у тебя на прошлой неделе?

Затем происходит коллективное обсуждение. Ребята делятся своими успехами, анализируют свои неудачи и коллективно ищут пути улучшения ситуации в будущем. В итоге, проводя такие еженедельные наблюдения, подросток начинает лучше понимать самого себя, анализировать свои поступки.

Самой важной составляющей этих занятий является та атмосфера, в которой они проходят.

Это можно считать необходимым условием для оптимального развития Я-концепции воспитанников.

ЗАНЯТИЕ №2. «Формирование коммуникативных навыков (ч.1)»

Цель: Мотивационная подготовка к совместной деятельности, развитие познавательной активности.

Игра «Приветствие»

Цель: эмоциональный настрой на занятие, расслабление.

Подростки получают инструкцию от психолога в свободном порядке поприветствовать друг друга, не используя слов.

Затем ведущий предлагает всем взяться за руки и, подняв их вверх, дружно произнести: «Всем, всем, всем – здравствуйте!».

Упражнение «Презентация»

Цель: активизация внимания к своей личности.

Школьникам предлагают сесть на стулья (которые расположены в форме круга). Ведущий предлагает каждому представить себя группе и сообщить что-то новое о себе.

Творческая работа «Моя визитка»

Цель: Развитие осознанного отношения к своей личности.

С помощью цветной бумаги, фломастеров, маркеров участники изготавливают визитки, отражающие их индивидуальность.

Затем психолог предлагает разместить все визитки так, чтобы их было видно всем, и была возможность догадаться, кому принадлежит та или иная визитка.

Упражнение «Обсуждаем и принимаем правила поведения в группе».

Цель: учиться совместно вырабатывать решение, вносить свои предложения.

Ведущий - психолог предлагает правила поведения на занятиях, которые в равной степени относятся и к нему, и к участникам. Подростки предлагают свои правила. Каждое правило обсуждается и принимается (или не принимается). Правила записываются на плакате и висят на каждом занятии.

Правила поведения:

Не хочешь говорить или выполнять какое-нибудь задание – не делай этого, но сообщи об этом с помощью условного знака.

Не существует правильных или неправильных ответов. Правильный ответ – тот, который на самом деле выражает твое мнение.

Лучше помолчать, чем говорить не то, что ты думаешь, или просто врать.

Нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этом не просит.

Не обсуждать вне группы, то, что узнаем друг о друге на занятиях. Все, что происходит на занятиях, должно оставаться нашей общей тайной.

Ведущий торжественно обещает следовать этим правилам и предлагает участникам сделать то же самое. Все берутся за руки и произносят: «Обещаю!»

Игра «Иголочка и ниточка»

Цель: Активизация совместной деятельности, работа в группе.

Один участник берет на себя роль «иголки» и встает первым, остальные - «ниточка» встают за ним, держа друг друга за пояс. По сигналу ведущего «иголочка» начинает двигаться в любом направлении, «ниточка» старается двигаться в такт, чтобы не отстать (не порваться). Играть можно несколько раз, меняя ведущего.

Подведение итогов:

Цель: Акцентирование внимания на ключевых моментах занятия, рефлексия участниками их возможностей, чувств и эмоций.

Ведущий предлагает каждому придумать окончание предложения, которое он начинает: «Самым важным сегодня на занятии для меня было…»

ЗАНЯТИЕ №3. «Формирование коммуникативных навыков (ч. 2)»

Цель: Оказание помощи в распознавании своих чувств и настроений другим людям.

Приветствие. Игра «Молекулы»

Цель: способствовать эффективной коммуникации, настроить на взаимодействие.

Инструкция: Подростки должны согнуть руки к плечам, а локти выставить вперед. В таком положении надо хаотично, как молекулы, двигаться под музыку. Когда музыка остановиться, надо быстро образовать молекулу, т.е. группу из нескольких человек, которые соприкасаются локтями друг с другом.

Игра «Перевоплощения»

Цель: Снятие мышечного напряжения.

Ведущий предлагает участникам перевоплотиться в образы, которые он будет называть, и как можно более точно передать их состояние. (Например: «грустная рваная книга», «новая веселая кукла», «удивленная бабушка», «сердитый дворник», «ленивый кот», «радостный ребенок»).

Игра «Передай эмоцию»

Цель: Развитие умения чувствовать состояние других людей.

Участникам предлагают по очереди передавать любую эмоцию, не повторяя друг друга с помощью жестов, мимики, пантомимы. Остальные должны догадаться, какую эмоцию им передали.

Упражнение «Массаж в кругу»

Цель: Развитие чувства доверия друг к другу, эмоциональной близости.

Во время этого упражнения вся группа садится в круг — в затылок друг другу. Каждый кладет ладони на плечи впередисидящего, после чего с закрытыми глазами начинает осторожно массировать его голову, спину, плечи. Через две минуты все поворачиваются, не открывая глаз, на 180°, так что весь круг теперь смотрит в противоположную сторону. Теперь каждый может отблагодарить партнера за все хорошее, что он получил от него в первом раунде. Теперь он делает массаж ему.

Упражнение «Посылай хорошие чувства»

Цель: развивать доброжелательное отношение к другим.

Инструкция: приходилось ли вам когда-нибудь заходить в помещение, где ощущается "напряженная атмосфера", т.е. находятся раздраженные, недовольные или рассерженные люди? По каким признакам можно определить, что в той или иной группе людей царит "напряженная атмосфера"? Мы можем заметить это, даже если совершенно не знаем о том, что там произошло до нашего появления. И очень трудно самому сохранить хорошее настроение в такой ситуации. А по каким признакам мы замечаем, что в группе царит хорошее настроение? Передается ли и нам самим это хорошее настроение?

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...

Теперь представь себе, что над твоей головой висит чудесная золотая звезда. Это — твоя звезда, она принадлежит тебе и заботится о том, чтобы ты был счастлив. Представь себе, что ты с ног до головы озарен светом этой звезды, светом любви и радости... Представь себе еще, что этот свет насквозь пронизывает все твое тело... Теперь последовательно приложи свою руку сначала к сердцу, потом — к горлу и ко лбу. Почувствуй, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представь себе, что ты, как и твоя звезда, тоже испускаешь во все стороны лучи ясного теплого света, и что этот свет идет ко всем ребятам в этой комнате... Подумай обо всех, кто находится в этой комнате, и пошли всем немного своего света...

Теперь пошли немного своего света людям, которых нет в этой комнате: твоим домашним, друзьям, а также близким и знакомым, живущим в других городах...

Теперь прислушайся к самому себе. Ощущаешь ли ты как-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу? (10 секунд.)

Сохрани в памяти эти чувства и обращайся к ним в тех случаях, когда ты устал, или у тебя грустное настроение, или тебе просто нужны свежие силы...

А сейчас попрощайся со своей звездой и мысленно возвращайся назад. Когда я досчитаю до трех, ты сможешь открыть глаза и снова оказаться в этой комнате. Раз... Два... Три.

Анализ упражнения:

— Какие ощущения ты испытывал, когда посылал свет другим людям?

— Кому ты посылал особенно много света?

— Было ли у тебя ощущение, что ты и сам получаешь свет от кого-нибудь из участников?

— Что в этой игре было самым трудным для тебя?

Здесь возможны самые разнообразные реакции, в том числе, разумеется, и отсутствие вообще каких-либо ощущений у некоторых подростков. Объясните им, что всякий опыт хорош и нормален.

Игра «Комплименты»

Цель: способствовать установлению в группе уважительного климата.

Инструкция: Кто из вас знает игру «испорченный телефон». В этой игре информация передается от одного к другому, и когда послание, проделает очень длинный путь, то к концу оно часто приходит сильно измененным. Я хочу сыграть с вами в одну очень необычную версию этой игры. Пожалуйста, подходите по пять человек и становитесь друг за другом на расстоянии вытянутой руки. Подумайте немного о том, какой комплимент вы могли бы сказать члену группы, стоящему за вами. Сосредоточьтесь на комплиментах, которые относятся к личности и к характеру, например: «добрый», «приветливый», «внимательный». Можете подарить ему выдуманный комплимент. Ведь было бы замечательно, если бы мы могли передать кому-нибудь хорошее качество, просто шепнув на ухо: «С тобой интересно».

Каждый придумал комплимент? Игра начинается с тех, кто стоит в каждом ряду первым. Вы поворачиваетесь к стоящему за вами и шепчете ему на ухо. Используйте простой оборот: «Я думаю, что ты... (приветливый)». А вот тут и начинается самое интересное. Второй человек передает назад комплимент, который сам получил, и добавляет к нему собственный комплимент. В нашем примере он бы сказал третьему человеку: «Я думаю, что ты приветливый и добрый». И так далее. Каждый повторяет комплименты, которые сам получил, и добавляет свой комплимент. Последний в ряду человек идет вперед к тому, с кого началась игра и который сам еще не получал комплимента, и дарит ему все уже названные комплименты плюс свой собственный. Когда все участники группы передали комплименты, мне, конечно, хотелось бы услышать, что именно вы сказали друг другу. Тогда первый человек должен еще раз сказать комплименты, которые он получил. Поняли, как играть?

Подведение итогов: Игра «Я и мой сосед»

Цель: подвести итоги занятия.

Участники распределяются в пары, лицом друг к другу. Ведущий произносит слова, все их повторяют, сопровождая движениями: «Мои руки хороши — у соседа лучше, мои плечи хороши — у соседа лучше, мои щеки хороши — у соседа лучше, мои, да и сам я весь хорош - но сосед мой лучше (обнимаются)».

ЗАНЯТИЕ № 4 «Привет индивидуальность, или чем я отличаюсь от других».

Цель: ознакомить подростков с понятием самооценка, ее роли в жизни человека, формирование адекватной самооценки.

1. Информационное сообщение «Самооценка. Ее виды и их характеристика»

Самооценка является важнейшим регулятором поведения личности. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний и мотивацией достижения успеха в различных видах деятельности, оказывая определенное влияние на становление и общее развитие личности.

Для людей с низкой самооценкой характерно то, что они ставят перед собой цели менее сложные, чем те, которых могут достичь, преувеличивают значение неудач. Им свойственны такие черты, как нерешительность, боязнь, обидчивость, придирчивость, чрезмерная совестливость, конфликтность. Однако человек с низкой самооценкой легче поддается влиянию других людей и имеет больше шансов прийти к адекватной самооценке, чем человек с завышенной самооценкой.

Для людей с завышенной самооценкой свойственно, ставить перед собой цели более сложные, чем те, которых они могут достичь. Уровень их притязаний превышает их реальные возможности. Они не самокритичны, считают себя самыми хорошими людьми, умными, добрыми, к окружающим относятся пренебрежительно, с оценкой их окружающими не соглашаются, часто бывают причиной конфликтных ситуаций в коллективе. Чертами их характера становятся зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству, неуважительное, грубое отношение к окружающим.

Адекватная самооценка личностью своих особенностей и возможностей обеспечивает и соответствующий, адекватный уровень притязаний, правильное отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению.

С участниками группы обсуждается каждый из видов самооценки, их достоинствах и недостатках.

2. Упражнение «Первое впечатление».

Вспомните, когда вы впервые увидели своего соседа слева, вспомните первое впечатление о нем, скажите об этом другим участникам. (по кругу).

3. Групповая дискуссия: «Как мы поддерживаем или изменяем свою самооценку».

Участники на листочках пишут, как они поддерживают или изменяют свою самооценку. (улучшение внешности, самообразование, способности, талант, хобби, взаимопомощь, целеустремленность). Затем ребята делятся своим опытом работы в этом направлении.

4. Упражнение «Комплименты».

Необходимо поставить друг напротив друга 2 стула. Один из участников садится на стул, другие по очереди садятся на второй стул и отмечают в слушателе только положительные качества. Слушатель может что-то уточнять, задавать дополнительные вопросы, но не отрицает и не оправдывается. Каждый член группы должен побывать на месте слушателя. Затем необходимо обсудить, что думал каждый из участников в процессе выполнения задания.

5. Упражнение «Я в общении».

Каждый из участников говорит, обращаясь к членам группы: «Мне кажется, что вы считаете, что я в общении…» Участники должны выразить только свое согласие или несогласие, без комментариев.

6.Упражнение «Каков Я?».

 Заполните таблицу отвечая на вопрос «Каков Я?» для себя, для родителей, для сверстников.

Для себя

Для родителей

Для друзей

7. Рефлексия «Я сегодня…».

Каждый из участников продолжает предложенную фразу, стараясь не повторяться.

8. Подведение итогов.

Что нового на сегодняшнем занятии вы узнали? Что вы возьмете себе на вооружение? Благодарность за активность ребятам.

ЗАНЯТИЕ № 5 «Мое «Я»»

Цель: формирование умения адекватно оценивать себя, свои возможности, моделирование своего «Я» в будущем.:

1. Упражнение «Пожелания».

Участникам нужно высказать пожелания на сегодняшний день друг другу. Оно должно быть коротким. Ребята кидают мяч и высказывают пожелание. Необходимо, чтобы мяч побывал у всех участников.

2. Сказка «Конфеты».

Вопросы для обсуждения:

А) Какая по вашему мнению была самооценка у Супер - конфеты?

Б) Какие, в связи с этим у Супер- конфеты возникли проблемы?

В) Кого из ваших знакомых напоминает вам Супер- конфета?

3. Упражнение «Атомы».

Ведущий: представьте себе, что мы все- атомы. Они постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разным, оно определяется числом, которое я назову. Мы все сейчас быстро двигаться. Я буду называть числа, например, 3 и тогда мы будем объединяться в молекулы по 3 атома в каждой.

После выполнения задания ведущий спрашивает: как вы себя чувствуете? Все ли объединились с теми, с кем хотели?

4.Упражнение «Я в будущем».

Предложить подросткам на альбомном листе нарисовать себя в будущем при помощи красок, карандашей, мелков (на выбор ребенка). Затем каждый из участников показывает «свое будущее» и рассказывает о нем, остальные могут задавать уточняющие вопросы.

5.Упражнение «Заросли».

Все образуют круг, плотно встав друг к другу, один из участников должен пройти в круг через «заросли». Затем такую же попытку осуществляет следующий участник. После выполнения упражнения ведущий спрашивает: Какой из способов преодоления «зарослей» для вас наиболее приемлем?

6.Упражнение «Где Я?» (см. приложение 5.)

Необходимо обозначить на лесенке свою ступеньку, на которой он в данный момент находится. Если на самом верху- самооценка завышена, от 5 до 8 ступеньки- адекватна, от 1 до 4- занижена.

7.Подведение итогов проведенного занятия.

Что понравилось на занятии? С какими трудностями вы столкнулись или трудностей не было? Всем спасибо за работу.

ЗАНЯТИЕ №6 «Управление конфликтом».

1.Процедура "Приветствие на сегодняшний день".

Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

Вступительное слово: Дорогие ребята, мы с вами продолжаем работу над саморазвитием, сегодня на занятии мы рассмотрим способы управления конфликтами, для чего на это необходимо знать? (выслушиваем мнение ребят).

2. Беседа.

Вопросы:

- В чем сходство и различие понятий СПОР и КОНФЛИКТ?

- Что такое КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ?

- Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию?

- С какими людьми вы чаще всего конфликтуете? Почему?

- Что чаще всего для вас является причиной конфликта?

- Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувство достоинства всех людей, задействованных в конфликте?

- Были ли вы свидетелями такого успешного разрешения конфликта?

3.Мини-лекция.

Существуют правила поведения для конфликтных людей, выполнение которых помогает не провоцировать конфликты:

1. Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда. Критикуйте, но не злорадствуйте. Во всем надо знать меру. Сказать правду тоже надо уметь! Будьте независимы, но не самонадеянны. Не превращайте настойчивость в назойливость.

2. Будьте справедливы и терпимы к людям. Не переоценивайте свои способности и возможности и не умаляйте способности и возможности других.

3. Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.

4. Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах.

5. Проявляйте выдержку, овладейте умениями саморегуляции. Уважение к людям, знание правил ведения спора, дискуссии, правил общения помогают предотвращать ненужные конфликты.

Специальные правила предупреждения конфликтов:

- не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком;

- прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела;

- постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь «встать на его место»;

- не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу;

- умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!

Рефлексивная деятельность поможет подросткам вспомнить, когда выполнение этих правил им действительно помогло избежать конфликта.

4. Практическое упражнение: Печатная машинка

Цель упражнения: разминка, выработка навыков сплоченных действий. Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

Если бы..., я стал бы...

Упражнение происходит по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация. К примеру : "Если бы меня обсчитали в магазине...". Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение. К примеру: "... я стал бы требовать жалобную книгу".

Ведущий отмечает, что как конфликтные ситуации, так и выходы из них могут повторяться.

Беседа «Свой путь мы выбираем сами».

Цель беседыподвести учащихся к пониманию того, что человек сам творец своей судьбы, и от выбора поступков, интересов, профессии зависит его дальнейшая судьба.

Наш разговор сегодня я хочу начать со слов Р. Рождественского: “Свой путь мы выбираем сами”. Рождественский пишет: “У каждого человека есть свобода выбора. И выбор этот должен быть разумен. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Равный по своей серьезности, неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Превозмочь или отступить? Да или нет? Куда пойти учиться? Как жить? Что делать?”

Да, так оно и есть. Мы каждый день и каждую минуту делаем выбор, каким быть: честным или лживым, смелым или трусливым, ленивым или трудолюбивым? И что мы выберем, то и пожнем.

Ребята, как вы понимаете: “поступать нравственно”, “поступать безнравственно”. Какое поведение вы считаете нравственным, а какое безнравственным?

Что нужно для того, чтобы поступки не шли вразрез с нравственными нормами?

Послушайте рассказ В. Шукшина “Охота жить”.

Вопросы к рассказу:

  • Почему рассказ назван “Охота жить”;
  • О чем повествует автор;
  • Как писатель передает состояние парня? Каким оно было, что он испытывал;
  • Почему он испытывал страх;
  • На что и на кого был обозлен парень;
  • Что говорит о доброте, добрых людях Никитич;
  • Согласен ли он с утверждением парня, что добра нет;
  • Как вы оценивает поступок парня, когда он забрал у деда ружье;
  • Догадывался ли Никитич, что перед ним беглый заключенный;
  • Почему Никитич не разглядел в парне беглого заключенного;
  • Был ли благодарен парень за оказанную помощь? Как он поступил с дедом;
  • Осуждаете ли вы поступок парня;
  • Какие чувства вы испытывали, слушая рассказ;
  • На вашем счету чего больше – добрых или злых дел;
  • Как вы считаете, на чем держится мир – на добре или зле;
  • Нужно ли делать добро?

Беседа о вреде наркотиков и ПАВ

Цель: воспитание противостояния употреблению наркотических и психоактивных веществ.

1) Разъяснение понятий «наркотики» и «психоактивные вещества»:

Наркотик — это вещество, внесенное в перечень наркотических средств и психотропных веществ, подлежащих контролю в Российской Федерации. Гашиш и марихуана, а также другие продукты из конопли внесены в перечень наркотиков.

А вот алкоголь и табак не внесены. Чем же тогда они являются?

Их называют «психоактивные вещества». Это такие вещества, после приема которых меняется настроение человека или его способность чувствовать и понимать окружающий мир или самого себя. Кроме алкоголя и табака существуют еще и специальные медицинские лекарства:

успокаивающие, обезболивающие, повышающие настроение (антидепрессанты) и др. Наконец, некоторые подростки вдыхают пары клея «Момент» или бензина (хотя эти вещества не считаются наркотиками и производятся вовсе не для этих целей). Клей «Момент», бензин и растворители также относятся к психоактивным веществам.

Наркотики и психоактивные вещества вызывают изменение психического состояния, привыкание и зависимость. Слайд 2. Структура зависимости.

2) Вред наркотиков: а) для здоровья, б) расходы на приобретение наркотиков и на лечение от них, в) ухудшение экономики, г) рост преступности, д) ухудшение человеческих взаимоотношений.

3) Последствия употребления наркотиков: а) медицинские, б) экономические, в) социальные.

4) Виды группового давления: лесть, шантаж, уговоры, угрозы и запугивание, насмешки, похвала, подкуп, подчеркнутое внимание, призыв «делай как мы», обман и др.

Причины, заставляющие подростка пробовать наркотики:

• некоторым интересно, какие при этом возникают ощущения;

• другие хотят быть похожи на старших;

• кто-то не хочет курить, но отказаться в компании неудобно;

• может быть, кто-нибудь хочет понравиться тем друзьям, кто уже курит или выпивает;

• некоторые это делают назло своим близким - из-за обиды или просто чтобы показать свою независимость;

• очень-очень редко, практически в единичных случаях, ребята принимают психоактивные вещества, надеясь, что они дадут облегчение в горе, в обиде.

5) Выбор решения:

1. Какими свойствами обладают предлагаемое вещество или продукт?

2. Какие преимущества я получу, если соглашусь закурить, выпить и т.д.?

3. Какие неприятности могут меня ожидать в этом случае?

4. Как долго могут сохраняться преимущества и как долго — неприятности?

5. Не перевешивают ли возможные неприятности возможные преимущества? А не станут ли неприятности более серьезными с течением времени?

6. Так ли я уверен, что в результате буду чувствовать себя хорошо?

7. Чего ради мне предлагают сигареты, алкоголь или наркотик (хотят завоевать мою дружбу или хорошее отношение; рассчитывают, что я заплачу за них деньги; надеются, что я и дальше буду употреблять вместе с ними и т.д.)?

8. Что мне необходимо сделать сейчас?

Обсуждение ситуации:

Алина и Марина пошли на танцы (на дискотеку, в клуб и т.п. - в зависимости от местных условий). Там их друзья и подруги предлагают им закурить (в туалете или на улице, за углом). Алина раньше уже курила, но ничего приятного не почувствовала. Сейчас ей не хочется выглядеть в глазах друзей смешной или трусливой, но, с другой стороны, не хочется и курить. Марина раньше не курила, и ей очень интересно, какие от этого ощущения.

6) Как отказаться от предложенных наркотиков:

1. Выбрать союзника: поискать, нет ли в компании человека, который согласен с вами, — это помогает получить поддержку и сократить число сторонников употребления.

2. «Перевести стрелки»: сказать, что вы не принуждаете никого из них что-либо делать, так почему же они так назойливы?

3. Сменить тему: придумать что-нибудь еще; придумать что-нибудь, что тоже интересно и не связано с приемом наркотиков (пойти в спортзал, в зал игровых автоматов, на танцы или еще что-нибудь придумать).

4. «Продинамить»: сказать, что как-нибудь в другой раз...

5. «Задавить интеллектом»: если они убеждают, что это безвредно, указать на то, где они врут или просто не знают последствий (для этого нужно знать, чем вредны табак, алкоголь, наркотики).

6. Упереться: отвечать «нет», несмотря ни на что. Отстаивать свое право иметь собственное мнение. Это, кстати, будет свидетельствовать о твердом характере.

7. Испугать их: описать какие-нибудь страшные последствия, если они будут употреблять (например, поймают, случится белая горячка, заболеем гепатитом и т.д.). Можно даже выдумать какие-нибудь «страшные последствия» самому (например, «зубы посинеют», «оглохнем» и т.д.).

8. Обходить стороной: если есть подозрение, что в какой-то компании в определенное время могут предложить наркотики, просто обходить ее стороной.

Обсуждение ситуации:

Антон, Стас, Максим и Паша идут на дискотеку. Максим уже много раз выпивал, когда был на дискотеке, и предлагает друзьям и сегодня купить по паре бутылок пива. Он считает, что «так будет веселее». Стас и Паша сразу же согласились. Антон один раз пробовал пиво, и ему не понравилось. Он уверен, что пиво и любой другой алкоголь вредны для здоровья. Кроме того, дома его будет встречать мать, и она может понять, что он выпил. Однако Стас, Максим и Паша продолжают уговаривать его.

Обсуждение:

1. Почему окружающие хотели заставить главных героев употреблять опасные вещества?

2. Какие чувства испытывали главные герои?

3. Какие чувства испытывали их противники?

4. Что могло бы случиться потом, если бы главные герои согласились употреблять психоактивные вещества?

5. Как еще могли поступить главные герои, чтобы избежать приема психоактивных веществ?

После обсуждения проводится подведение итогов занятия с использованием рефлексии:

«Сегодня я узнал…»

«Было интересно…»

«Теперь я могу…»

«Я научился…»

«Я попробую…»

«Меня удивило…»

Беседа «Моя  жизнь.  Мои права».

Цель: способствовать формированию правовой культуры учащихся.

Что такое право? (система правил поведения и общеобязательных норм, которые регулируют поведение людей и отношения между ними)

Зачем нужно «право»?

Кто следит за выполнением этих правил? (государство)

Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека и обязанность государства охранять наши права. Но вопрос о том, как это сделать лучше, оставался открытым. Права человека естественны, они принадлежат каждому от рождения только потому, что он – человек. Недаром говорят, что источник прав человека – в сущности человека. Права человека неотъемлемы. Это значит, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношение к факту самого человеческого существования. Права взаимозависимы и взаимосвязаны. Они универсальны, то есть, применимы к людям во всем мире, причем без ограничений во времени.

Ты проживаешь в семье. Это слово состоит из двух слов “семь” + “Я”. 

– Что же такое семья? (Семья – это папа, мама, бабушка, дедушка, ты сам, твой брат или твоя сестра. Все вы – близкие родственники и проживаете вместе в одном доме или квартире.) 

– Каждый из нас живет в семье со своими родителями. Родители и ребенок имеют свои права и обязанности.

Ты имеешь право:

– жить и воспитываться в семье

– знать своих родителей

– на общение с родителями

– на воссоединение с семьей

– на получение содержания от своих родителей

– на заботу, воспитание со стороны родителей

– на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей

Твои обязанности в семье:

– уважительно относиться к родителям

– уважительно относиться к бабушке и дедушке

– заботиться о родителях

– помогать родителям по дому

Ребенок становиться взрослым в 18 лет. 

– А в школе у вас есть права и обязанности? 

– Нам в “Ящик доверия” приходят письма. Давай, почитаем и попробуем ответить на них.

1. Родители наказывают меня за плохое поведение на уроках. Что мне делать? (ответы детей) 

Советы: Лучше начать хорошо себя вести. Исправить свое поведение.

Если ругают за двойку, то лучше всего – не получать двойки. Тогда твои родители не будут ругать тебя за плохие оценки.

Если тебе дома плохо, обратись к учительнице – социальному педагогу школы и расскажи о сложившийся ситуации. Она сообщит о твоих неприятностях директору школы, который в случае необходимости обратиться в органы опеки и попечительства.

Если учитель поставил тебе двойку, важно понять – за что. Может, ты не понял материал, который объясняли на уроке? Тогда надо заново выполнить домашнее задание, за которое получил “2”

2. На уроке мне захотелось в туалет, но я стесняюсь отпроситься у учителя. Что делать?

Обязательно подними руку и попроси: “Разрешите выйти”. Учитель позволит выйти без объяснения причин. Но постарайся вернуться в класс как можно скорее: не задерживайся в туалете, не разгуливай без дела по коридору.Помни: учитель отвечает за всех учащихся, в том числе и за тебя.

3. Меня после уроков одноклассники обзывают, а бывает и бьют. Что мне делать?

Если тебя кто-то обижает, не стесняйся обращаться за помощью к взрослым (родителям, учителям, старшим друзьям). Сказать нужно обязательно. Обратись к тому, кому ты доверяешь. Советы и поддержка помогут тебе наказать обидчика.

Избиения, вымогательство денег, грабеж – это уголовные преступления. За преступление детей до 14 лет берут штраф с родителей. Но могут наказать и самих детей. Их могут приговорить к трудной работе, отправить в спецшколу или в воспитательную колонию.

Проанализируй свое поведение и подумай, почему так происходит. Может быть, дело в самом тебе?

4Мои лучшие друзья поссорились, и я не знаю как мне поступить. С кем дружить?

Существует хорошая пословица “С иными водиться – что в крапиву садиться”. У каждого есть друзья: соседи, товарищи, одноклассники. Все они разные. Отношения с ними складываются непросто. Но с другом всегда легко делиться радостями и горестями. Именно друг может сказать тебе правду. “Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает”.

Если твои друзья или подруги поссорились, а ты не знаешь кого поддерживать, помни: в любой ссоре виноваты оба участника. Твоя задача – не искать виноватых. Надо продолжать общаться с ними и не говорить о ссоре. Если ты будешь искать виноватого, то рассоришься со всеми. Принимай друзей и подруг такими, какие они есть. Не поддавайся чужому мнению. Через несколько дней они обязательно помирятся, может быть благодаря тебе.

Помни:

Тот, кто умеет дружить и помогать другим, пользуется уважением окружающих

Все учащиеся в равной степени приходят в школу за знаниями. Уважать тебя будут только за твои человеческие качества: храбрость, честность, порядочность. 

Будь добрым, уважай других, помогай тем, кому трудно учиться.

Никогда не забывай мудрую русскую пословицу: “Встречают по одежке, а провожают по уму”.

Так же ребенку предлагается поговорить на другие темы, волнующие именно его.

Используемая литература:

1. Бабанский Ю.К. Вопросы предупреждения неуспеваемости. - Ростов-на-Дону, 1972.

2. Блонский П.П. Школьная неуспеваемость. - М., 1961.

3. Безруких М.М., Ефимова С.П. «Знаете ли вы своего ученика?» – М.: Просвещение, 1991
4. Божович Л.Н., Благонадежина Л.В. «Изучение мотивации детей и подростков» – М.: Педагогика, 1972
5. Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи» – М.: Педагогика, 1988
6. Бадмаева С.А. «Психологическая коррекция отклоняющего поведения» – М.: Педагогика, 1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами

Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами, детьми отставшими без попечения родителей социальным педагогом школы...

Работа с детьми группы риска, основания выделения в группу. Социально-педагогическое воздействие.

1. Введение,  2. Специфика социально-педагогического исследования детей  «группы  риска», 3. Взаимодействие социального педагога с детьми «группы риска» , 4. Те...

методические рекомендации по работе с детьми группы риска

Данные рекомендации дают краткую характеристику "групп риска",  определяют формы и методы работы педагога, социального педагога с различными группами...

Методическая разработка "Профилактика правонарушений с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Работа с детьми «группы риска»".

В основе работы с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, заложен индивидуальный подход. Социальный педагог проводит изучение контингента подростков и их семей, начиная с 1 класса, ...

Методические рекомендации педагогам по организации работы с детьми группы риска.

Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинс...

Методическая разработка на тему: «Система профилактической работы с детьми «группы риска».

МБОУ Большелогская СОШ  «Система профилактической работы с детьми «группы риска». Бесспорно, дети являются самой незащищённой, уязвимой и полностью зависящей от взрослых ча...