Методическая разработка "Профилактика правонарушений с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Работа с детьми «группы риска»".
методическая разработка на тему

Панова Анжела Михайловна

В основе работы с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, заложен индивидуальный подход.

 Социальный педагог проводит изучение контингента подростков и их семей, начиная с 1 класса, выделяет учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
 Деятельность социального педагога школы по вопросам профилактики правонарушений среди учащихся реализуется согласно плану, утвержденному директором школы.
 Даны рекомендации классным руководителям.

Проводится работа по повышению правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_pravonarusheniy_s_uchashchimisya.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика правонарушений с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Работа с детьми «группы риска».

Воспитание в ГБОУ № 620 «РОСТОК» реализуется через воспитательный процесс – взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их саморазвитие, самовоспитание, самореализацию.

В основе работы с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, заложен индивидуальный подход. Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности.

Социальный педагог проводит изучение контингента подростков и их семей, начиная с 1 класса, выделяет учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Поддерживается тесная связь с родителями, классными руководителями, учителями – предметниками, медицинским работником школы, психологом, администрацией школы, инспектором ПДН  Кутилайнен Н.В. и комиссией по делам несовершеннолетних Центрального  района.

Деятельность социального педагога школы по вопросам профилактики правонарушений среди учащихся реализуется согласно плану, утвержденному директором школы. Социальный педагог выполняет следующие функции:

  1. Диагностическая и аналитическая – формирует банк данных «трудных» учащихся из неблагополучных и асоциальных семей, учет динамики успеваемости и посещаемости учеников, анализ занятости во внеурочное время;
  2. Социально – педагогическая помощь и поддержка в работе классных руководителей и учителей предметников;
  3. Коррекционная – индивидуальная работа с «трудными», с целью усиления позитивных влияний социальной среды;
  4. Социально – профилактическая – установление доверительных отношений с подростками и родителями, использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности;
  5. Профориентационная работа среди несовершеннолетних.

На внутришкольном контроле на конец года стоят ученики:

  •  Имеющие замечания по нарушениям дисциплины.
  •  Систематически опаздывающие на занятия или пропускающие их. С этими детьми проводится большая работа, обеспечивающая коррекцию поведения, успеваемости и посещаемости. Тесно сотрудничаем с родителями, административными органами и органами социально – педагогической поддержки.

Проводится работа по повышению правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения.

Анализируя работу социального педагога за 2016 – 2017 год, можно выявить ряд проблем, которые возникают в процессе работы:

  1. Проблемы, связанные с неадекватными и девиантным поведением, дезадаптацией детей в социальной среде;
  2. Проблемы, связанные с конфликтами и морально – психологическим климатом в школе;
  3. Проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, развитием личности, самоопределением учащихся;
  4. Проблемы тяжелого материального положения родителей, безнадзорность, как следствие, педагогическая запущенность детей, педагогическая безграмотность родителей, их неготовность  или нежелание заниматься полноценным воспитанием детей.

Ведущими критериями оценки работы социального педагога являются готовность специалиста к созданию условий:

  1. Для становления личности как субъекта социальной жизни и создания педагогической целесообразной среды;
  2. Для разрешения проблем социальной жизни ребенка, т.е. посредничество между ребенком и его социальным окружением;
  3. Для соблюдения прав и обязанностей ребенка в социуме, т.е. к представлению его интересов в государственных и общественных структурах.

Работа в школьном коллективе.

В начале учебного года все ученики школы имели возможность записаться в кружки и секции по интересам. Особой популярностью у детей пользуются кружки информационного направления, гуманитарные кружки, декоративно – прикладного творчества, спортивные секции. Для осуществления работы школы полного дня, большое внимание уделялось работе групп продленного дня. Воспитатели работали с детьми по плану. Особую заботу проявляли профилактике утомляемости школьников и формированию у школьников адекватного представления о здоровом образе жизни. Ежедневно проводится работа с учащимися, с опоздавшими или отсутствующими учащимися. Проводился Совет профилактики, работа по плану с инспектором ИДН, посещение методических совещаний соц. Педагогов.

Задачи работы социального педагога на 2017 – 2018 учебный год:

  1. Формирование у учащихся адекватного представления о здоровом образе жизни, профилактика утомляемости школьников в процессе учебного труда.
  2. Координация деятельности всех специалистов школы по повышению успеваемости и социальной адаптации учащихся.
  3. Социальная защита детей, находящихся под опекой.
  4. Формирование у учащихся мотивации и познавательных интересов к обучению.
  5. Профилактика правонарушений среди подростков.
  6. Организация целевого досуга учащихся.
  7. Психолого – педагогическое сопровождение учащихся, имеющих заключение ПМПК.

Для реализации поставленных задач на 2017 – 2018 учебный год предполагается выполнение следующих функций в работе социального педагога:

Профилактическая функция:

  •  Изучение условий развития ребенка в семье, в школе, определения уровня его личностного развития, психологического и физического состояния, социального статуса семьи;
  •  Правовое, психологическое, педагогическое просвещение родителей, педагогов, учащихся.

Защитно – охранная функция:

  •  Создание банка данных семей о проблемах и конфликтных ситуациях;
  •  Подготовка документации для педагогических консилиумов, для представления интересов детей в государственных и правоохранительных учреждениях;
  • Индивидуальные беседы, групповые занятия с участниками кофликтных ситуаций, обеспечение контакта детей с родителями и учителями в случае возникновения конфликта.

Организационная функция:

  •  Организация групповых тематических консультаций с приглашением психологов, врачей, инспекторов ИДН;
  •  Обеспечение индивидуальных консультаций с родителями, педагогами и учащимися;
  •  Контакт с субъектами профилактики (муниципальными службами по социальной защите семьи и детства с правоохранительными органами, с общественными организациями);
  •  Организация школьных мероприятий (бесплатное питание, учебники);
  •  Организация досуга и отдыха через связь с детскими объединениями и учреждениями дополнительного образования.

Выводы:

Поставленные задачи и главная – создание благоприятных условий для развития и саморазвития ребенка, охрана его прав – выполняется.

  1. Наблюдается положительная динамика в снижении количества подростков, поставленных на учет в КДН;
  2. Хорошо налажена связь с неблагополучными семьями посредством:
  •  Патронажа семей;
  •  Консультирование по запросу родителей и классных руководителей;
  •  Разрешение вопросов через заседание Совета профилактики, обращение к инспектору ИДН.

Рекомендации классным руководителям:

  1. Учителям проводить целенаправленную работу по развитию мотива достижения в системе формирования внутренней мотивации учащихся;
  2. Для работы с учащимися «группы риска» необходима помощь психолога. Требуется коррекция их приоритетных ценностей, поведения и отношения к учебе;
  3. Классному руководителю совместно с социальным педагогом систематически осуществлять патронаж семей «группы риска», своевременно доводить до сведения родителей о возникающих школьных проблемах их детей.
  4. Осуществлять тесный контакт с инспектором ИДН при работе с семьями «группы риска»;
  5. Классным руководителям организовывать тематические классные собрания с целью педагогического просвещения родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка плана в соответствии с методической темой воспитателя социального приюта:"Формирование жизненных ценностей и развитие навыков поведения в реабилитационной работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации".

Коррекционно- воспитательная работа призвана помочь несовершеннолетним найти логическую связь или противоречие между существующими моральными оценками и собственными суждениями, чтобы сориентироваться...

Выбор профессии. Система профориентационной работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

             Данная работа представляет собой описание педагогического опыта организации профориентационной  работы с детьми «группы риска» по подготовке...

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОКАЗАВШИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

 ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОКАЗАВШИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ...

Техники работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Данный материал предназначен для практической работы с детьми, пережившими острую психологическую травму....

План работы школьной Комиссии по оказанию помощи несовершеннолетним, обучающимся в школе, совершившим правонарушение и оказавшимся в трудной жизненной ситуации

Предлагаю разработку плана заседаний школьной Комиссии (Совета профилактики) для тех, кто составляет данные планы по профилактической работе....

Работа с детьми, оказавшими в трудной жизненной ситуации

Презентация по работе с детьми, требующими особого контроля...

Система работы социального педагога с семьей и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых...