Рекомендации по выявлению обучающихся, склонных к деструктивному поведению
методическая разработка по психологии

Елена Лазаревич

Деструктивное поведениеэто поведение, формируемое под влиянием социальной и культурной среды, направленное на разрушение материальных вещей, принятых норм и правил, а также причинение вреда себе и окружающим. Учитывая, что в подростковом возрасте основным критерием нормативного развития личности выступает успешность социализации, важной особенностью деструкции является социально-психологическая дезадаптация, вызванная рядом условий. К таким условиям можно отнести складывающиеся взаимоотношения со сверстниками, психологическая среда в семье и в учебном заведении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по выявлению обучающихся,

склонных к деструктивному поведению

  Деструктивное поведение – это поведение, формируемое под влиянием социальной и культурной среды, направленное на разрушение материальных вещей, принятых норм и правил, а также причинение вреда себе и окружающим. Учитывая, что в подростковом возрасте основным критерием нормативного развития личности выступает успешность социализации, важной особенностью деструкции является социально-психологическая дезадаптация, вызванная рядом условий. К таким условиям можно отнести складывающиеся взаимоотношения со сверстниками, психологическая среда в семье и в учебном заведении.

В результате анализа исследований по проблеме деструктивного поведения подрастающего поколения можно сделать вывод, что деструктивные качества подростка – это качества, которые повышают вероятность совершения различного рода деструкций. Это даёт основание рассматривать подростков с разрушительным поведением как социально дезадаптированных, находящихся в социально опасном положении. Чаще всего подростки совершают деструктивные действия в отношении сверстников или других лиц, себя, а также материальных вещей. Это характеризуется как нарушение норм, правил, личной безопасности, то есть подростки, применяют в основном агрессию в отношении этих лиц, себя и вещей.

 Реализация методик предполагает выполнение комплекса диагностических и профилактических мероприятий, а также конкретных действий при выявлении у обучающихся намерений к совершению деструктивных действий.

Мероприятия диагностики.

Фронтальное психодиагностическое обследование всех учащихся 5-11 классов на предмет выявления школьников с признаками деструктивной напряженности и их дальнейшего психолого-педагогического сопровождения.

Методы реализации:

1. Анамнез семьи (отношений между родителями и подростками) и круга общения (друзья, компании, секции и др.). Изучение интересов (предпочтений) подростков в интернете (через семью, друзей, из социальных сетей), анализ результатов деятельности (учебной, внешкольной и др.). 

2. Целенаправленное, динамическое наблюдение за поведением подростка в ОУ (признаки агрессивного поведения, замкнутость, скрытность, демонстративное поведение, аутодеструктивное поведение). Оценка и анализ отношений учитель-ученик, ученик-ученик.

3. Психологическая диагностика школьников с использованием стандартизированнных, прошедших проверку на валидность и надежность инструментариев.

4. Диагностика социально-психологических феноменов в школьных классах (социально-психологический климат, социально-психологическая структура, коллективные мнения, настроения, лидерство).

Методики диагностики деструктивных состояний и факторов, влияющих на их возникновение.

1. Определение личностных и характерологических особенностей, лежащих в основе проявления агрессии.

Основные:

- тест Спилберга-Ханина (личностная и ситуативная тревожность);

- тест школьной тревожности Филлипса;

- Фрейбургская анкета агрессивности (для подростков);

- Оценка школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.) (отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию);

- тест Басса-Дарки, Басса-Перри (определение агрессивности);

- определение уровня самооценки (методика Казанцевой);

- агрессивность (опросник: ребенок глазами взрослого) А.А. Романов;

- Методика Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. «Уровень тревожности ребенка»;

- «Шкала враждебности» Кука-Медлей (для подростков).

Дополнительные:        

- Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона

- методика А.А. Кучера, В.П. Костюкевича (факторы аутоагрессивного поведения ключ по возрастам и гендерным различиям);

- методика «ТиД» (тревожность и депрессия);

- СОП (склонность к отклоняющемуся поведению);

- тест "Сказка" Л.Дюсс

- «Тест Рука» (Наnd - тест) - проективная методика исследования, адаптированный для детей в возрасте до 11 лет детским клиническим психологом Н.Я. Семаго;

- методика КРС;

- тест Розенцвейга для изучения особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях;

- тест склонности к риску;

- определение стратегии поведения в конфликте;

- проективные методики («несуществующее животное», «незавершенные предложения», «Кактус», «Дорога к дому» и др.).

- выявление акцентуаций (Личко, Леонгард-Шмишек).

2. Выявление особенностей межличностного общения.

- тест определения особенностей межличностных отношений Рене Жиля;

- опросник межличностных отношений (методика Т. Лири);

- методика готовности следовать социальным нормам В. Мельникова и Л. Ямпольского;

- социометрия.

3. Динамическое наблюдение за учащимися с фиксацией проявления критериев определения агрессивности.

Ребенок:

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругается со взрослыми (родителями, учителями, классным руководителем).

3. Часто отказывается выполнять правила.

4. Часто специально раздражает людей.

5. Часто винит других в своих ошибках.

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

9. Часто отказывается от выполнений деятельности.

10. Открыто избегает общения с окружающими (одноклассники и т.д.)

Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков. Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста - психолога или врача.

Для повышения эффективности реализации данного направления в образовательном учреждении необходимо организовать обучение учителей методике реализации метода наблюдения.

Из представленного перечня методик выбираются те, которые за приемлемый промежуток времени смогут дать достоверную диагностическую картину, определить наличие признаков или склонности к деструктивному поведению.

На основе результатов диагностики в школе формируется группа учащихся, требующих повышенного психолого-педагогического внимания, куда относятся обучающиеся, у которых выявляется предрасположенность к деструктивному поведению.

Информация о данной группе является конфиденциальной.

До педагогических работников образовательной организации доводится только информация о необходимости наблюдения за данными учащимися, фиксации проявлений деструктивного поведения и информирования об этом классных руководителей и администрации образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, СКЛОННЫМИ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ...

Методические рекомендации по профилактике деструктивного поведения несовершеннолетних с учетом этнопсихологических особенностей

Что такое деструктивное поведение? Деструктивное поведение в психологии рассматривается как дезадаптивно направленный процесс взаимодействия личности со средой, характеризующийся отклоняющи...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Острота и актуальность проблемы суицидального поведения требует от учителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и всех должностных лиц образовательной организации...

Методические рекомендации по деструктивному поведению

Деструктивное поведение в психологии рассматривается как дезадаптивно направленный процесс взаимодействия личности со средой, характеризующийся отклоняющимися от конвенциональных (общепринятых) норм с...

ПРОГРАММА «ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ» по раннему выявлению и сопровождению детей подросткового возраста, склонных к суицидальному поведению

Программа "Ценность жизни направлена на организацию работы с участниками образовательных отношений (педагоги, родители (законные представители), обучающиеся по раннему выявлению и сопровождению д...

Комплекс психодиагностик направленных на выявление подростков склонных к девиантным формам поведения (рисковое поведение, склонность к зависимому поведению)

Перечень методик направленных на исследование авитальной активности несовершеннолетних, склонности к зависимым формам поведения...

Руководство для родителей по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних

В руководстве содержится алгоритм действий для родителей по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних под влиянием информации, распространяющейся в сети интернет....