ПРОГРАММА «ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ» по раннему выявлению и сопровождению детей подросткового возраста, склонных к суицидальному поведению
рабочая программа по психологии (6 класс)

Программа "Ценность жизни направлена на организацию работы с участниками образовательных отношений (педагоги, родители (законные представители), обучающиеся по раннему выявлению и сопровождению детей подросткового возраста, склонных к суицидальному поведению.

Копирование и использование материала возможно с разрешения руководителя рабочей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsennost_zhizni_programma.odt288.32 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА   «ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ»

по раннему выявлению и сопровождению детей подросткового возраста,

склонных к суицидальному поведению

Копейск, 2021 год


Составители – члены рабочей группы:  

Зайнетдинова А.Р., педагог-психолог МОУ «СОШ № 7»;

Левченко Н.В., педагог-психолог МОУ «СОШ № 2»;

Ломакина Л.В., педагог-психолог МОУ «СОШ № 5»;

Попкова А.А., педагог-психолог МОУ «СОШ № 21»;

Сафонова А.В., педагог-психолог МОУ «СОШ № 24».

Руководитель рабочей группы: Бикеева О.С.

Копирование  и использование материала возможно с разрешения руководителя рабочей группы.


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2. Введение

3. Этапы реализации программы.

3.1. Организационно-методический этап.

3.2. Диагностический этап.

3.3. Коррекционно-развивающий этап.

4. Приложения.

Приложение 1 «Определение факторов риска развития кризисных состояний и наличия суицидальных знаков у обучающихся».

Приложение 2 «Методики для определения степени выраженности суицидальных намерений».

Приложение 2.1. Тест суицидального поведения (автор М.В. Горская).

Приложение 2.2. Метод «Незаконченные предложения».

Приложение 2.3. Проективная методика «Ваши суицидальные наклонности».

Приложение 2.4. Тест «Ваши мысли о смерти».

Приложение 2.5. Проективная методика «Где Вы на этом дереве?».

Приложение 3 «Дети и языки любви».

Приложение 4 «Как обнаружить, какой из языков любви «родной» для вашего ребёнка».

Приложение 5 «Бинго формуляр».

Приложение 6 «Алгоритм реализации программы по раннему выявлению и сопровождению детей подросткового возраста, склонных к суицидальному поведению «Ценность жизни».

Приложение 7 «Алгоритм действий педагога-психолога образовательного учреждения в случае предпринятой незавершенной суицидальной попытки обучающегося».

Приложение 8 «Рекомендации педагогам по оказанию поддержки обучающемуся, имеющему признаки суицидального риска».

Приложение 9 «Рекомендации родителям по профилактике суицидального поведения подростков».

Приложение 10 «Полезные ссылки».

Приложение 11 «Отчетная документация по реализации программы по раннему выявлению и сопровождению детей подросткового возраста, склонных к суицидальному поведению «Ценность жизни»».

        5. Список литературы.


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Суицидальное поведение представляет собой одну из основных проблем современного общества. Каждую минуту в мире кто-то предпринимает попытку преднамеренного самоубийства. По данным всемирной организации здравоохранения, в большинстве экономически развитых странах мира самоубийство входит в первую десятку причин смерти.

В истории мировой цивилизации проблема суицида выступала как религиозная, юридическая, морально-этическая проблема последнего выбора, свободы, предельных состояний и самораскрытия личности.

Термин «суицидальное поведение» объединяет все проявления суицидальной активности. Это и мысли, и намерения, и высказывания, и угрозы, и попытки, и покушения.

Особенно данный термин применим к подростковому возрасту, когда проявления активности отличаются многообразием. При этом лишь у 10 % детей и подростков имеется истинное желание покончить с собой, в 90 % суицидальное поведение – это «крик о помощи». Неслучайно 80% попыток совершаются дома в дневное и вечернее время.

Подростковый возраст характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира.

Многие исследователи рассматривают этот возраст как период «зенита любознательности» (по сравнению с младшими и старшими детьми). Очевидно, что эта любознательность отражает увеличивающийся интерес школьника к окружающему миру. Подросток ощущает свои возросшие возможности, что имеет существенное значение для «подпитки» чувства взрослости.

В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: лишь у части учеников интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки школьной программы. Вместе с тем эти интересы еще достаточно неустойчивы, легко меняются.

Любознательность в этом возрасте носит еще довольно инфантильный характер. Это пока еще не собственно интересы, а создание некоторой основы, которая может позволить ребенку в дальнейшем найти область подлинных, имеющих личностный смысл интересов и обеспечить полноценный профессиональный выбор.

Когда ребенок не получает внимания со стороны родителей и, к тому же, отсутствует эмоциональный контакт со сверстниками – происходит изоляция ребенка, он погружается в свой внутренний мир и замыкается в себе. Эмоциональная дистанция от родителей, недостаточное развитие навыков общения, запрет в семье на выражение чувств, приводит к потере социальных контактов и поиску возможности избавиться от проблем навсегда. Это одна из причин, которая может подтолкнуть подростка к роковому шагу. Характерная для этого возраста полярность психики может только усугубить внутренний конфликт.

В последнее время, участились случаи подросткового суицида. Это активно демонстрируется средствами массовой информации, с целью профилактики, что, как правило, приводит к обратному эффекту.

Общая неустойчивость, недостаточность критики, повышенная самооценка и эгоцентризм создают условия для снижения ценности жизни, что негативно окрашивает эмоциональность подростка, а в конфликтной ситуации создает предпосылки для суицидального поведения.

Первым шагом в решении проблемы суицидального повеления среди несовершеннолетних является его профилактика. Только совместными усилиями специалистов: педагогов, психологов, социальных и медицинских работников и семьи можно достичь положительного результата в профилактике суицида.

В образовательном учреждении подростки с 5 по 11 классы охвачены психологическими обследованиями по направлениям:

- адаптация и социализация обучающихся пятых классов, при переходе на уровень основного общего образования; десятых классов при переходе на уровень среднего общего образования;

- организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся 7-11 классов в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" подпункт 15.1 пункта 3 ст.28.  

Неохваченными остаются обучающиеся 6-х классов, поэтому эта категория подростков предполагается быть целевой аудиторией для реализации программы «Ценность жизни».


  1. ВВЕДЕНИЕ

Цель программы: организация работы с участниками образовательных отношений (педагоги, родители (законные представители), обучающиеся) по раннему выявлению и сопровождению детей подросткового возраста, склонных к суицидальному поведению.

Задачи программы:

  1. Информационно-организационная и просветительская работа с педагогами по изучению теоретических аспектов проблемы суицидального поведения детей подросткового возраста с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики).
  2. Повышение психолого-педагогической компетентности   родителей о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации.
  3. Выявление детей подросткового возраста, склонных к суицидальному поведению, с использованием диагностического инструментария.
  4. Организация коррекционно-развивающей работы с подростками, выявленной «группы риска».
  5. Оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) детей подросткового возраста, склонных к суицидальному поведению.

Ожидаемые результаты программы:

- осуществление социальной и психологической защиты обучающихся;

- снижение количества детей, склонных к суицидальному поведению;

-  избежание суицидальных попыток;

- оптимизация детско-родительских взаимоотношений.  

Формы работы: групповая.

Методы работы: наблюдение, беседа, психолого-педагогическая диагностика, практические упражнения, классные часы, психологические игры и упражнения с элементами тренинга.

Программа включает в себя 3 этапа: организационно-методический. (сентябрь-ноябрь), диагностический (сентябрь-май), коррекционно-развивающий (февраль-май).

В выявлении детей группы суицидального риска задействованы следующие специалисты:

- администрация образовательного учреждения (ОУ);

- педагоги ОУ (классные руководители, учителя);

- психологи (педагоги-психологи ОУ и/или других учреждений).


  1. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАМЫ

  1.  ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЭТАП

Организационно-методический этап включает в себя проведение мероприятий, направленных на методическое сопровождение педагогов по выявлению детей подросткового возраста, склонных к суицидальному поведению; оказание психолого-педагогической помощи родителям по проблемам подросткового суицида.

Для проведения качественного выявления обучающихся группы суицидального риска необходимо организовать методическое сопровождение педагогов, которое должно быть направлено на знакомство с процедурой выявления и овладение методом выявления детей группы суицидального риска. Педагоги должны быть также ознакомлены с особенностями суицидов несовершеннолетних, овладеть навыками распознавания признаков суицидального поведения и оказания поддержки учащимся в кризисном состоянии.

Методическое сопровождение педагогов обучение проводится педагогом-психологом образовательного учреждения (Приложение в электронном виде «Организационно-методическая работа»).

Календарно-тематический план

Мероприятия. Тема.

Цель, задачи

Сроки реализации

Количество часов

Ответственный

1

Семинар для педагогов «Факторы риска, профилактика суицидального поведения в образовательном учреждении».

Цель: формирование профилактической среды по предупреждению суицидального поведения у подростков.

Задачи:

- информировать педагогов о существовании проблемы подросткового суицида;

- сформировать понятие о подростковом суициде, его видах, при чинах, признаках готовящегося самоубийства;

-  рассмотреть меры профилактики и предупреждения подросткового суицида.

сентябрь

1

педагог-психолог

2

Обучение педагогов способам распознавания кризисных и предсуицидальных состояний обучающихся

Цель: обучение методам выявления детей группы суицидального риска.

Задачи:

- ознакомить с особенностями суицидов несовершеннолетних;

- овладеть навыками распознавания признаков суицидального поведения;

- вооружить знаниями по оказанию поддержки обучающимся в кризисном состоянии.

октябрь

1

педагог-психолог

3

Родительское собрание «Профилактика подросткового суицида: как помочь подростку справиться с депрессией, разочарованием и психологическими травмами».

Цель: оказание профилактической помощи родителям по проблемам детского и подросткового суицида.

Задачи:

- расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида;

- предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком.

ноябрь

1

классный руководитель

4

Родительское собрание с элементами тренинга «Подростки и родители. Как не потерять контакт?»

Цель: познакомить родителей с проблемой суицида в подростковой среде, оказать профилактическую помощь родителям.

Задачи:

- расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида;

- предоставить возможность родителям задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребёнком;

- формировать представления о разных способах выражения любви к ребёнку;

-  воспитывать уважение к личности подростка и понимание к его проблемам;

- предложить рекомендации родителям по профилактике подросткового суицида.

декабрь

1

классный руководитель

5

Семинар-тренинг для педагогов по профилактике суицидального поведения среди подростков «Не пропустить беду». Признаки готовящегося суицида».

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов.

Задачи:

- информировать педагогов школы о существовании проблемы подросткового суицида;

- сформировать понятие о подростковом суициде, его видах, причинах, признаках готовящегося самоубийства;

- рассмотреть меры профилактики и предупреждения  детского суицида, связанные с социально - психологической поддержкой детей в школе и в семье.

январь

1

педагог-психолог


  1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Диагностический этап включает в себя выявление сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения. Для первичного выявления детей группы суицидального риска использование психологических тестов не является целесообразным, так как это исключает из процесса выявления педагогов, требует больших временных затрат педагога-психолога для проведения массового тестирования обучающихся и обработки полученных результатов.

В качестве инструмента для первичного выявления детей группы суицидального риска рекомендуется использовать таблицу «Определение факторов риска развития кризисных состояний и наличия суицидальных знаков у обучающихся» (Приложение 1)  и метод наблюдения.

Выявление детей группы суицидального риска с использованием таблицы  «Определение факторов риска развития кризисных состояний и наличия суицидальных знаков у обучающихся» осуществляется классными руководителями. Классными руководителями заполняется раз в триместр таблица «Определение факторов риска развития кризисных состояний и наличия суицидальных знаков у обучающихся» (Приложение 1). Данные анализируются педагогом-психологом или другим специалистом, ответственным за анализ заполненных таблиц, составляется первичный список группы риска.

Календарно-тематический план

№ п/п

Мероприятие

Цель, задачи

Сроки реализации

Ответственный

1

Наблюдение за обучающимися.

Цель: первичное выявление детей подросткового возраста, склонных к суицидальному поведению.

Сентябрь-ноябрь

Классный руководитель

2

Заполнение таблицы «Определение факторов риска развития кризисных состояний и наличия суицидальных знаков у обучающихся».

Цель: первичное выявление детей подросткового возраста, склонных к суицидальному поведению.

декабрь

классный руководитель

3

Проведение психологических диагностических мероприятий у обучающихся, выявленных классным руководителем.

Цель: определение стратегий психологической помощи в рамках программы комплексного сопровождения.

Февраль-май

Педагог-психолог


3.3  КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ ЭТАП

Коррекционно-развивающий этап включает в себя входную и итоговую диагностику обучающихся.  Психологическая диагностика обучающихся направлена на определение степени выраженности суицидальных намерений, необходимости комплексного сопровождения, стратегий психологической помощи и выполняется по следующим методикам (согласно возраста обследуемого и происходящей ситуации) (приложение 2):

- Цветовой тест М. Люшера;

- Тест выявления суицидального риска у детей А.А. Кучер, В.П. Костюкевич;

- Методика «Сигнал». Иматон.;

- Методика диагностики суицидального поведения М.В. Горской;

- Опросник Басса-Дарки;

- Опросник Айзенка «Самооценка психических состояний личности»;

- Факторный личностный опросник Кеттелла;

- Метод «Незаконченное предложение»;

- Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) Личко А.Е.;

- Проективная методика «Ваши суицидальные наклонности»  З. Королева;

- Тест «Ваши мысли о смерти»;

- Проективная методика «Где Вы на этом дереве?».

Коррекционно-развивающие занятия с элементами тренинга проводятся педагогами-психологами общеобразовательных организаций согласно календарно-тематическому планированию, предусмотренному программой.

Количественный состав группы не должен превышать 6-ти человек (из которых 2 дети подросткового возраста, склонные к суицидальному поведению, 4 подростки одноклассники) (Приложение в электронном виде «Коррекционно-развивающая работа»).

Календарно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

Цель, задачи

Сроки реализации

Количество часов

Ответственный

1

«Знакомство»

Цель: Знакомство с группой; сплочение группы; информирование группы по правилам общения в группе.

февраль

1

Педагог-психолог

2

«Нравственные ценности»

Цель: Создание условий для расширения представлений о нравственных ценностях; развивать умение самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях с учетом своего индивидуального познавательного стиля.

февраль

1

Педагог-психолог

3

«Говорим о чувствах»

Цель: Формирование способности открыто говорить о чувствах.

март

1

Педагог-психолог

4

«Общечеловеческие ценности»

Цель:  создание условий для обращения к собственной ценностно-смысловой сфере, формирование представлений об общечеловеческих ценностях, формирование приоритета духовных ценностей над материальными.

март

1

Педагог-психолог

5

«Духовные ценности»

Цель:  создание условий для обращения к собственной ценностно-смысловой сфере, формирование приоритета духовных ценностей над материальными.

март

1

Педагог-психолог

6

«Нет одиночеству»

Цель: формирование способности к гармоничному и поддерживающему общению, формирование представлений об амбивалентном значении одиночества, расширение представлений о способах помощи и самопомощи в ситуации одиночества.

апрель

1

Педагог-психолог

7

«Ценность жизни»

Цель: Сформировать адаптивное отношение к жизни, стрессоустойчивость, осознавать ценность жизни, развить навыки взаимодействия, общения, сплочение коллектива, развивать толерантное отношение друг к другу.

апрель

1

Педагог-психолог

8

«Личные ресурсы»

Цель: формирование способности к гармоничному и поддерживающему общению, выработка новых способов решения жизненных проблем, уверенности в своих силах, выявление ресурсов личности - внутренних и внешних.

апрель

1

Педагог-психолог

9

«Только вперед»

Цель: Поддержка настроя на дальнейшую самостоятельную работу. Подготовка перехода участников группы в повседневную жизнь вне группы.

май

1

Педагог-психолог

Общее количество часов

9 часов



  1. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Определение факторов риска развития кризисных состояний

и наличия суицидальных знаков у обучающихся _____ класса

Факторы

Ф.И.О. ребенка

Факторы социальной ситуации

1.

Изменение места учебы в течение учебного года или смена двух или более школ за весь период обучения

2.

Недавняя перемена места жительства

3.

Стойкое отвержение сверстниками

4.

Разрыв отношений с близким другом, парнем / девушкой

5.

Неприятности с законом, унижение, физическое или сексуальное насилие

6.

Негативная стигматизация со стороны окружающих (позорные клички, прозвища)

7.

Чувство стыда, связанное с нежелательной беременностью, раскрытием факта мастурбации или гомосексуальных контактов

8.

Неудачные попытки стать лидером или удержать позицию лидера

Факторы семейной ситуации

1.

Резкое снижение социального или материального статуса родителей

2.

Тяжелое заболевание близких родственников или самого ребенка

3.

Распад семейного очага (развод, измены, сожительство)

4.

Хронические конфликты между супругами, враждебность между членами семьи

5.

Неполная семья

6.

Высокий уровень требований и санкций в отношении ребенка наряду с отсутствием эмоциональной поддержки со стороны родителей

7.

Алкоголизм или наркомания родителей, асоциальная семья

8.

Недавняя смерть близкого родственника

9.

Наличие в семье психически больных

10.

Суициды родственников

Суицидальные знаки

1.

Стремление к изоляции, уединению, подавленность

2.

Возбуждение, гиперактивность, нетерпеливость, озлобленность

3.

Потеря интереса к увлечениям, спорту, развлечениям

4

Нерегулярный прием пищи - потеря аппетита и веса, или обжорство

5.

Нарушение режима сна - бессонница, часто с ранним пробуждением или, наоборот, подъем позже обычного

6.

Резкое изменение в соблюдении правил личной гигиены

7.

Резкое изменение стиля поведения и способов общения

8.

Стремление к рискованным действиям

9.

Частые случаи травматизма

10.

Употребление наркотиков, алкоголя

11.

Интерес к литературе, музыке, связанной с темой смерти

12.

Изображение темы смерти в собственной творческой продукции

13.

Прямые или косвенные высказывания о возможности суицидальных действий (жизнь надоела, скорее бы все закончилось, вам без меня будет лучше и т.п.)

14.

Символическое прощание обучающегося с ближайшим окружением (отказ от личных вещей, приведение дел в порядок и т.п.)

15.

Смена аватара или ник - имени в социальных сетях интернета

16

Интерес, проявляющийся косвенно или прямо к возможным средствам самоубийства (отравляющие вещества, возможности приобретения оружия и т. п.).

17.

Суицидальные попытки в прошлом

Классный руководитель __________________________________  (фамилия)

Дата__________подпись__________________________________


Приложение 2

Методики для определения степени выраженности суицидальных намерений:

  1. Цветовой тест М. Люшера. 

(Онлайн вариант https://psytests.org/luscher/index.html )

 Позволяет определить психоэмоциональное состояние и уровень нервно-психической устойчивости, степень выраженности переживаний, особенности поведения в напряженных ситуациях и возможность самостоятельного выхода, склонность к депрессивным состояниям и аффективным реакциям. Предназначен для взрослых и детей с 5-ти лет. Выраженным признаком риска суицидального поведения является выбор группы +7+4 – «Старается избавиться от проблем, трудностей и напряжения с помощью непоследовательных и неожиданных действий. Отчаянно ищет пути избавления, способен на опрометчивые поступки вплоть до самоубийства».

  1. Тест выявления суицидального риска у детей А.А. Кучер, В.П. Костюкевич. (http://testoteka.narod.ru/lichn/1/08.html )

Используется для выявления аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения у обучающихся 5-11 классов.

  1. Методика «Сигнал». Диагностический инструментарий Института практической психологии «Иматон».

Предназначена для экспресс-диагностики уровня суицидального риска и выявление мотивов для жизни. Используется для подростов с 16 лет. 

Цель: объективное измерение психофизиологических  реакций  для решения задач профилактики, психотерапии и реабилитации суицида.

  1. Методика диагностики суицидального поведения Горской М.В. (Приложение 2.1.)

Предназначена для подростков 16-17 лет.

Цель: изучить склонности подростков к суицидальному поведению.

  1. Опросник Басса-Дарки. 

(Онлайн вариант https://psytests.org/aggression/bussdurkee.html )

 Позволяет определить выраженность аутоагрессии, самообвинения, чувство угрызения совести. Предназначен для детей подросткового возраста.

  1. Опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности» (онлайн вариант https://psytests.org/psystate/eyespsy.html)
  2. Факторный личностный опросник Кеттелла. 

(онлайн вариант https://psytests.org/cattell/hspq.html )

Позволяет определить личностные свойства детей и подростков, степень социальной адаптации, наличие эмоциональных, личностных проблем. Существуют варианты для детей (7-12 лет) и подростков (12-16 лет).

  1. Методика «Незаконченные предложения» (Приложение 2.2.)

Вариант методики Saks-Sidney, адаптирована в НИИ психоневрологии им. В.М.Бехтерева. Может использоваться для обучающихся с 1-го класса. Позволяет оценить отношение к себе, семье, сверстникам, взрослым, к переживаемым страхам и опасениям, отношение к прошлому и будущему, к жизненным целям.

  1. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) Личко А.Е. (Онлайн вариант https://psytests.org/personal/mpdo.html )

 Предназначен для выявления акцентуаций характера у подростков 14-16 лет. Риск развития саморазрушающего поведения характерен для неустойчивого типа акцентуации или в сочетании его с гипертимным, эмоционально-лабильным, шизоидным, эпилептоидным и истероидным.

  1. Проективный тест «Ваши суицидальные наклонности» З. Королёва (Приложение 2.3.)

Цель: определение суицидальных наклонностей субъекта

  1.  Проективный тест «Ваши мысли о смерти» (Приложение 2.4.)

Цель: Прояснение отношения к смерти, глубинных мыслей

Для определения стратегий психологической помощи в рамках комплексного сопровождения обучающихся кроме вышеперечисленных методик также могут использоваться:

Психодиагностические методики должны использоваться выборочно, соответствовать возрасту несовершеннолетних и задачам обследования.

  1. Проективная методика «Где Вы на этом дереве» (Приложение 2.5.)

Цель: для определения уровня самооценки ребенка, выявления причин проблем в общении и понимания, насколько адекватно ребенок воспринимает себя в обществе.


Приложение 2.1.

Тест суицидального поведения (автор М.В. Горская)

     Инструкция испытуемому: «Сейчас будут зачитаны утверждения, против каждого из них вы поставьте оценку по такому принципу: если утверждение вам подходит, ставьте оценку 2, если не совсем подходит – ставьте оценку 1, если совсем не подходит – ставьте 0».

Бланк опросника

  1. Я часто не уверен в своих силах.
  2. Нередко мне кажется безвыходным положение, из которого можно было бы найти выход.
  3. Я часто оставляю за собой последнее слово.
  4. Мне тяжело изменять свои привычки.
  5. Я часто краснею из-за пустяков.
  6. Неприятности меня часто огорчают, и я падаю духом.
  7. Нередко в разговоре я перебиваю собеседника.
  8. Мне тяжело переключиться с одного дела на другое.
  9. Я часто просыпаюсь ночью.
  10. При больших неприятностях я беру вину на себя.
  11. Меня легко раздражать.
  12. Я очень осторожный по отношению к изменениям в моей жизни.
  13. Я легко впадаю в отчаяние.
  14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
  15. Мне приходится часто делать замечание другим.
  16. В споре меня тяжело убедить.
  17. Меня волнуют даже мнимые неприятности.
  18. Я часто отказываюсь от борьбы потому, что считаю ее напрасной.
  19. Я хочу быть авторитетом для окружения.
  20. Нередко у меня не выходят из головы мысли, которых следовало бы избегать.
  21. Меня пугают трудности, с которыми я буду встречаться в жизни.
  22. Нередко я чувствую себя беззащитным.
  23. В каком-нибудь деле я не удовлетворяюсь малым, а хочу достичь максимального успеха.
  24. Я легко сближаюсь с людьми.
  25. Я часто обращаю внимание на свои недостатки.
  26. Иногда у меня бывает подавленное настроение.
  27. Мне тяжело сдерживать себя, когда я сержусь.
  28. Я сильно волнуюсь, если в моей жизни неожиданно что-то изменяется.
  29. Меня легко убедить.
  30. Я чувствую растерянность, когда у меня возникают трудности.
  31. Мне больше нравится руководить, а не подчиняться.
  32. Нередко я проявляю упрямство.
  33. Меня волнует состояние моего здоровья.
  34. В тяжелую минуту я иногда веду себя как ребенок.
  35. У меня резкая жестикуляция.
  36. Я неохотно иду на риск.
  37. Я тяжело переношу время ожидания.
  38. Я думаю, что никогда не смогу исправить свои недостатки.
  39. Я мстителен.
  40. Меня огорчают даже незначительные нарушения моих планов.

Обработка результатов:

I. Шкала тревожности: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37.

II. Шкала фрустрации: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38.

III. Шкала агрессии: 3, 7, 11,15,19. 23, 37, 31, 35, 39.

IV. Шкала ригидности: 4, 8,12, 16, 20, 24, 28, 32, 26, 40.

Интерпретация: Для каждой группы количество баллов возможно от 0 до 20.

  1. Шкала тревожности определяет уровень способности индивида к ощущению тревоги.

0-7 баллов – низкий уровень тревожности;

8-11 баллов – средний уровень тревожности;

12-16 баллов – высокий уровень тревожности;

17 баллов и больше – очень высокий уровень тревожности.

  1. Шкала фрустрации определяет показатель психического состояния, которое возникает из-за реальных или мнимых препятствий, которые мешают достижению цели.

0-7 баллов – низкий уровень фрустрации;

8-9 баллов – средний уровень фрустрации;

10-15 баллов – высокий уровень фрустрации;

16 баллов и больше – очень высокий уровень тревожности.

  1. Шкала агрессии определяет повышенную психологическую активность, стремление к лидерству с применением силы по отношению к другим людям. Для суицидентов допускается снижение агрессивности от 10 до 0.

0-10 баллов – низкий уровень агрессивности;

11-12 баллов – средний уровень агрессивности;

13-16 баллов – высокий уровень агрессивности;

17 и больше – очень высокий уровень агрессивности.

  1. Шкала ригидности – затруднения в изменении определенной деятельности в условиях, которые объективно нуждаются в изменении.

Для лиц с суицидальным поведением – 13 баллов и выше.

0-10 баллов – низкий уровень ригидности;

11-12 баллов – средний уровень ригидности;

13-16 баллов – высокий уровень ригидности;

17 баллов и выше – очень высокий уровень ригидности.

            Психолог сопоставляет все баллы по 4-м шкалам. После чего получает показатель склонности к суицидальному поведению.

0-38 баллов – уровень склонности к суицидальному поведению низкий;

39-15 баллов – уровень склонности к суицидальному поведению находится в норме;

46 баллов и больше – уровень склонности к суицидальному поведению высок, нужна коррекционная работа.


Приложение 2.2.

Метод «Незаконченные предложения».

Метод «Незаконченные предложения» является проективной методикой, позволяющей направленно выяснить отношение испытуемого к окружающему и некоторые личностные установки.

Тест включает 30 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 11 групп. Некоторые группы предложений имеют отношение к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Тестирование без обработки занимает от 20 минут до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого).

Процедура тестирования с помощью проективных тестов (ТАТ, Роршаха, Розенцвейга, пиктограммы и др.) позволяет распознать неосознаваемые, скрытые тенденции, однако, она требует много времени и длительного напряжения от экспериментатора.

Н.В. Агадзе и Л.М. Кульгавин предлагают применять цикл методик, состоящих из 4 последовательно проводимых тестов: опросник состояния реактивной тревожности Спилберга, цветовой тест Люшера, методики определения агрессивности и методики определения аутоагрессивности.

ИНСТРУКЦИЯ: «На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами».

  1. Думаю, что мой отец редко        
  2. Если все против меня, то        
  3. Будущее кажется мне        
  4. Знаю, что глупо, но боюсь        
  5. Идеалом женщины (мужчины) для меня является
  6. По сравнению с большинством других семей моя семья
  7. Моя мать и я        
  8. Я сделал бы все, чтобы забыть        
  9. Я мог бы быть очень счастливым, если бы        
  10. В школе мои учителя        
  11. Не люблю людей, которые        
  12. Моя семья обращается со мной как с        
  13. Я хотел бы, чтобы мой отец        
  14. Моя наибольшая слабость заключается в том        
  15. Моим скрытным желанием в жизни        
  16. Наступит тот день, когда        
  17. Хотелось бы мне перестать бояться        
  18. Считаю, что большинство матерей        
  19. Я часто чувствую себя виноватым, если        
  20. Больше всего я хотел бы в жизни        
  21. Когда буду старым        
  22. Моим самым живым воспоминанием детства является__
  23. Когда я был ребенком, моя семья        
  24. Я люблю свою мать, но        
  25. Самое худшее, что мне случилось совершить, это
  26. Завтра я________________________________________
  27. Когда я закончу школу ____________________________
  28. Наступит день, когда______________________________
  29. Если бы я был учителем___________________________
  30. Я хочу жить, потому что__________________________

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Например,

«Большинство известных мне семей ...

  1. Несчастливы, недружные, распались - 2б.
  2. Нервные, не очень дружные        - 1б.
  3. Все одинаковы        - 0б.

Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополненных предложений.

Исследованию методом «незаконченные предложения» должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающую систему личностных отношений.

Информативными в плане диагностики суицидального поведения являются все утверждения, направленные на планирование собственной жизни, на отношение к будущему, т.е. это вопросы № 3, 16, 21, 26, 27, 28, 30. У детей, склонных у суицидальному поведению наблюдается негативное отношение к окружающему, они не имеют планов на будущее или не могут их сформулировать достаточно четко.

Таким образом, критериями определения суицидальной направленности будут являться: повышенная личностная тревожность, фрустрация, негативное восприятие окружающего, желание изменить его и неспособность самостоятельно найти пути решения этой задачи, а также отсутствие осознанного стремления к жизни. Риск совершения суицида возрастает тем больше, чем ярче выражены перечисленные особенности.

Коррекционная работа с суицидентами и подростками, имеющими указанные выше особенности, должна быть рассчитана на снижение уровня личностной тревожности и фрустрации, на осознание подростком стремления к сохранению собственной жизни, новое восприятие окружающего и умения строить планы на будущее и реализовывать их.

Кроме этого существуют приемы, которые психологи используют после того, как работа с суицидентом проведена. Они необходимы для того, чтобы проверить эффективность проведения психотерапевтической работы. Например, В. Франкл предлагал пациентам расположить значимые события в прошлом и предполагаемые на прямой, символизирующей жизнь. Отказ человека отметить события будущего считался тревожным признаком.


Приложение 2.3.

Проективная методика  «ВАШИ СУИЦИДАЛЬНЫЕ НАКЛОННОСТИ»

Перед вами некая фигура замысловатой формы. Ее сердцевина закрашена черным. Задание такое: закончите рисунок, придайте фигуре завершенность. Для этого вам нужно закрасить все части фигуры таким образом, чтобы картина вам понравилась.

Психодиагностические методики должны использоваться выборочно, соответствовать возрасту несовершеннолетних и задачам обследования.

Ключ к тесту «Ваши суицидальные наклонности»

  • Если на вашем рисунке ОКАЗАЛОСЬ БОЛЬШЕ ЗАКРАШЕННЫХ, ЧЕМ ПУСТЫХ МЕСТ, то это говорит о том, что в данный момент жизни вы пребываете в мрачном настроении духа. Вас что-то гнетет, вы переживаете из-за каких-то событий или беспокоитесь о чем-то важном для вас, однако это состояние временное и оно обязательно пройдет. Вы не склонны к суициду, вы любите жизнь и искренне не понимаете тех, кто готов с ней добровольно расстаться.
  • Если вы НИЧЕГО НЕ ЗАКРАСИЛИ В ЗАДАННОЙ ФИГУРЕ, только ОБВЕЛИ ЕЕ, то это говорит о вашей железной воле и крепких нервах. Вы никогда не позволите себе поддаться слабости и подумать о самоубийстве, вы считаете это преступлением по отношению к самому себе, близким людям и окружающему вас миру. Как бы ни была трудна жизнь, вы будете жить, вы готовы бороться со всеми жизненными невзгодами, преодолевать любые трудности и препятствия.
  • Если вы ЗАКРАСИЛИ НЕ БОЛЬШЕ ТРЕХ МАЛЕНЬКИХ ЧАСТЕЙ ФИГУРЫ, то это значит, что при определенных обстоятельствах вы могли бы задуматься о самоубийстве, и если бы все обернулось против вас, то, возможно, даже предприняли бы такую попытку. Но на ваше счастье, вы оптимист по натуре и поэтому обстоятельства крайне редко кажутся вам совсем ужасными, вы всегда видите свет в конце тоннеля.
  • Если вы ЗАКРАСИЛИ ВСЮ ЛЕВУЮ СТОРОНУ ФИГУРЫ, то это говорит о вашей душевной ранимости и чрезмерной чувствительности, вы остро воспринимаете несправедливость жизни и страдаете от этого. Вы склонны к суициду, и иной раз единственное, что вас останавливает перед решительным шагом, — это ваша любовь к вашим близким людям. Вы не хотите причинять им боль и поэтому подавляете в себе суицидальные наклонности.
  • Если вы ЗАКРАСИЛИ ВСЮ ПРАВУЮ СТОРОНУ ФИГУРЫ, то это говорит о том, что вы зачастую используете свои суицидальные наклонности с выгодой для себя: вы шантажируете своих близких своим возможным самоубийством, заставляете их выполнять ваши требования. Вы несправедливы, с вами очень тяжело жить.
  • Если вы ПРОДОЛЖИЛИ ЗАКРАШИВАНИЕ ДАННОЙ ЧАСТИ ФИГУРЫ, то это говорит о том, что подсознательно вы подумываете о смерти, ваше мортидо развито столь же сильно, как и либидо. Однако внешне ваши суицидальные наклонности не проявляются, они вырвутся наружу только при удобном случае.


Приложение 2.4.

Тест «ВАШИ МЫСЛИ О СМЕРТИ»

Перед вами фигура, несущая в себе символическое значение смерти. Эта картина явно не закончена, в ней не хватает каких-то важных деталей. Дорисуйте недостающие фрагменты, завершите картину смерти.

Ключ к тесту «Ваши мысли о смерти»

  • Если вы НЕ СТАЛИ ПРОРИСОВЫВАТЬ ДЕТАЛИ ФИГУРЫ, то это говорит о том, что вы не любите размышлять о смерти, для вас это пока отвлеченная тема, философская. Вы гоните от себя черные мысли, предпочитая держать в голове радости жизни, а не горести смерти.
  • Если вы ТЩАТЕЛЬНО ПРОРИСОВАЛИ ВСЕ ДЕТАЛИ ДАННОЙ ФИГУРЫ, превратив ее в СТАРУХУ С КОСОЙ, ИЛИ ЖЕНЩИНУ В БЕЛОМ САВАНЕ, или в другого подходящего персонажа, то это говорит о том, что вы не боитесь смерти, вы понимаете, что так устроена жизнь и все живые существа когда-нибудь умрут. Разумеется, подобные мысли вас не радуют, однако печалиться по этому поводу вы тоже не желаете. У вас здоровое отношение к вопросу смерти.
  •  Если вы ПОЛНОСТЬЮ ЗАКРАСИЛИ СИЛУЭТ И ПРИРИСОВАЛИ К НЕМУ КАКИЕ-ТО ДЕТАЛИ (КОСУ ЗА СПИНОЙ ИЛИ ПРОФИЛЬ), то это выдает ваше болезненное отношение к смерти. Вы часто размышляете на эту тему и нервничаете. Возможно, у вас были в жизни тяжелые утраты, которые не прошли для вас бесследно, вы боитесь смерти и ненавидите ее.
  • Если вы ПРИЧУДЛИВО РАСКРАСИЛИ СИЛУЭТ (УЗОРЫ, ПОЛОСКИ), то это значит, что вы одержимы мыслью о смерти, она представляется вам желанной и загадочной, таинственной и влекущей. Вы все время задаетесь вопросом: существует ли загробная жизнь? Ваш ищущий ум не остановился пока ни на одной из вер, вы находитесь в постоянном поиске, анализируете все сведения, хотите приподнять завесу над этой тайной. Пока вы заняты теоретическими изысканиями, все нормально, для вас нет никакой опасности. Только не переходите к практическим опытам.
  • Чем подробнее и четче нарисованный вами ФОН, тем больше времени вы проводите в размышлениях о смерти. Если вы ФОН НАРИСОВАЛИ ЯРЧЕ, ЧЕМ ОСНОВНУЮ ФИГУРУ, то это значит, что вы настроены пессимистично, возможно, размышляете о своей горькой участи и несправедливости жизни.
  • Если вы РАЗДЕЛИЛИ ЗАДАННУЮ ФИГУРУ НА НЕСКОЛЬКО ФИГУР ПОМЕНЬШЕ, передав их во ВЗАИМОДЕЙСТВИИ (ЛУНА НАД ГОЛОВОЙ ЧЕЛОВЕКА, СТОЯЩЕГО НА СВЕЖЕВЫРЫТОЙ МОГИЛЕ, и т. д.), то это выдает в вас творческого человека. Вы даже к вопросу смерти подходите с оригинальных позиций, вам нравится разговаривать на эту тему, выслушивать разные точки зрения. Вы еще не составили окончательного мнения на этот счет. Вы не боитесь смерти, но уважаете ее.


Приложение 2.5.

Проективная методика «Где Вы на этом дереве?»

Закрасьте свою позицию

210 человечки на дереве.jpg

Ваша позиция:

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.

№ 2, 11, 12, 18, 19 — общительность, дружескую поддержку.

№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).

№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.

№ 9 — мотивация на развлечения.

№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.

№ 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя.

№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.

№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают люди с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.

Позицию № 16 люди не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.

Что у вас получилось? У вас какая позиция?


Приложение  3

Дети и языки любви

Язык любви 1: «Слова поощрения»

Марк Твен как-то сказал: «Добрым словом я могу питаться два месяца». Если понимать это буквально, то, чтобы наполнить его сосуд любви, хватило бы шести слов в год. Свою любовь мы можем выразить, поддерживая друг друга словами. Мудрец Соломон писал: «Смерть и жизнь – во власти языка». Похвала и благодарность всегда помогут вам выразить любовь. И лучше облечь их в простые искренние слова.

Например: «Как тебе идёт этот наряд» «Ты – моё солнышко» «Я вчера сидел за письменным столом и думал: «Как я скучаю по своей дочурке!» «Какой молодец, помыл посуду!» «Спасибо, что вынес мусор».

Не пользуйтесь похвалой, чтобы добиться своего. Это не любовь. Хвалит детей, чтобы доставить им радость. И всё-таки таков закон: когда нас хвалят, мы благодарны, и нам, скорее всего, захочется выполнить любую просьбу.  

Другой диалект этого языка – ободряющие слова. «Ободрять» значит «придавать бодрость, мужество». Бывает, в той или иной области мы чувствуем себя неуверенно. Нам не хватает смелости, и это часто мешает добиться того, чего бы мы хотели и к чему у нас есть способности. Возможно, ваш ребёнок ждёт, чтобы вы поддержали и ободрили его.

Добрые слова. Любовь добра. И если мы хотим рассказать о ней, нужно выбирать добрые слова. Просьбы. Любовь просит, а не требует.

Язык любви 2: «Время»

Проводить с ребёнком время – значит отдавать ему всё ваше внимание. Если он ещё мал, вы можете, сидя на полу, катать с ним мячик. С ребёнком постарше – играть в куклы, машинки, строить замки в песочнице. Возможно, вы думаете: не пристало серьёзному человеку заниматься такой ерундой. Постарайтесь понять, сейчас вы не хотите войти в его мир, потом он сам не впустит вас туда. Ребёнок взрослеет, у него появляются новые интересы. Пусть они станут и вашими. Ему нравится баскетбол – он должен понравиться и вам, играйте с ним, водите его на матчи. Он играет на пианино – сядьте рядом, когда он занимается, и слушайте. Если вы внимательны к ребёнку, он чувствует, что важен для вас, что вам приятно быть с ним.

Многие не помнят, что говорили им в детстве родители, но помнят, что те делали.

Язык времени, как и предыдущий, объединяет множество диалектов. Один из самых распространённых – беседа. Этим словом обозначают доверительный дружеский разговор; обмен мыслями, чувствами, желаниями.

Язык времени включает ещё один диалект – совместные занятия. Вместе мы можем делать всё, что интересно хотя бы одному из нас. Неважно, что вы делаете, важно – для чего вы это делаете. Цель - быть вместе.

Язык любви 3: «Подарки»

На этом языке любви говорят все родители. И многие считают, что он единственный. Загляните в магазин игрушек, и вы убедитесь: если средства позволяют, детей заваливают подарками. Одному кажется, что это лучший способ выразить любовь. Другой хочет дать ребёнку всё, о чём сам мечтал в детстве. Однако если ребёнок не говорит на этом языке, никакие подарки не заставят его почувствовать вашу любовь.

Если подарки быстро надоедают ребёнку, если он не бережёт их, если никогда не похвалит новую игрушку и даже забывает сказать спасибо, вряд ли подарки – его родной язык. Напротив, если ребёнок благодарит вас, если показывает,  подарок приятелям и хвалит вас, если хранит его на видном месте, подолгу с ним играет, наверное, это его родной язык. Как быть, если подарки – родной язык вашего ребёнка, а вы недостаточно обеспечены? Помните, «дорог не подарок, дорого внимание». Для ребёнка самодельные игрушки иногда дороже игрушек, купленных в магазине. Часто малышам больше нравится играть с коробочкой, в которой лежал подарок, чем с ним самим.

Подарок – это не плата за оказанную ребёнком услугу, он дарится потому, что родитель хочет поделиться своей безусловной любовью с ребёнком. Его вручение должно сопровождаться определённой церемонией. Вы можете подбирать сломанные игрушки и вместе с ребёнком чинить их. Дарить подарки могут не только богатые.

Язык любви 4: «Помощь»

О маленьком ребёнке нужно заботиться всё время. Без нашей помощи он погибнет. Родители кормят его, купают, пеленают, стирают и гладят ползунки. Всё это требует много сил. Ребёнок подрос – появляются новые заботы: собрать завтрак, отвести в школу, проверить домашние задания. Обычно дети воспринимают эти хлопоты как должное. Но некоторые видят в них любовь.

Если ребёнок благодарит вас за любую мелочь, которую вы сделали для него, значит, ваша забота ему важна. Помощь означает любовь. Он радуется, что вы помогаете ему с уроками не только из-за отметок. Он говорит себе: «Меня любят». Вы чините ему велосипед, он счастлив не только потому, что снова сможет кататься. Если ребёнок во всём старается помочь вам, возможно, помощь – его родной язык.

Язык любви 5: «Прикосновения»

Все мы знаем, как важны для детей прикосновения. Младенцы, которых часто берут на руки, развиваются быстрее, чем те, которые не знают ласки, - утверждают врачи. Малышей держат на руках, укачивают, целуют, обнимают. Задолго до того, как они узнают слово «любовь», они любовь чувствуют. Ребёнку хочется ласки. С подростком сложнее. Ему может не нравиться, что его целуют, как маленького, особенно если рядом приятели. Если он отталкивает вас, это вовсе не значит, что прикосновения ему не нужны.

Если подросток то и дело берёт вас за локоть, пытается в шутку бороться и каждый раз, когда вы проходите мимо, хватает вас за ногу, - значит, прикосновения важны ему.


Приложение 4

Как обнаружить,

какой из языков любви «родной»

для вашего ребёнка

Во-первых, задавайте ему вопросы.

Многие родители говорят, что дети в подростковом возрасте неохотно отвечают на вопросы, скорее ворчат, чем беседуют. Но на самом деле единственный реальный способ обнаружить, что думает подросток, - это заставить его сформулировать свои мысли и чувства. Ребёнок выскажет свои мысли скорее, если вы будете задавать ему вопросы.

        Во-вторых, внимательно наблюдайте за поведением ребёнка. Смотрите, как он выражает любовь и уважение к другим. Большинство людей имеют тенденцию использовать в общении свой собственный «язык любви».

        Следите, на что ребёнок жалуется, - это ключ к его родному языку.

        В-третьих, экспериментируйте со всеми пятью языками и наблюдайте за реакцией ребёнка, подростка. Одну неделю практикуйте больше прикосновений, другую – слова поощрения и т.д.

        Другой эксперимент – позволить ребёнку выбрать между двумя возможностями. Запомните его выбор. Например, отец говорит своему 13-летнему сыну: «У меня сегодня днём будет два часа свободного времени. Чтобы ты хотел: вместе запустить змея или пойти купить батарейки для твоего фотоаппарата?» Запоминая выбор ребёнка, вы скоро составите представление о его «родном языке любви».


Приложение 5

«Бинго формуляр»

Играет

на музыкальном

инструменте

Регулярно занимается спортом

Терпеливо переносит дождливый

день

Имеет домашнее животное

Имеет прозвище

Говорит больше чем на одном языке

Регулярно ходит в театр

Посмотрел фильм в последние выходные

Любит беллетристику

Ведет дневник

Может приготовить котлеты «по-киевски»

Единственный ребенок в семье

Левша

Имеет больше трех братьев и сестер.

Никогда не лежал в больнице

Обладает холерическим темпераментом

Имеет родимое пятно

Является членом какого-либо клуба (союза и т.д.)

Любит говорить

Может свистеть на пальцах

В последний год менял место жительства

Спит по воскресениям до 10 утра или еще позже.

Умеет играть в преферанс или покер

Обладает хорошим музыкальным слухом

Участвовал в демонстрации


Приложение 6

Алгоритм

реализации программы «Ценность жизни»

  1. Педагог-психолог проводит работу с педагогами образовательного учреждения в рамках реализации первого этапа «Организационно-методический» программы «Ценность жизни» согласно календарно-тематического планирования.
  2. Классный руководитель совместно с педагогом-психологом образовательного учреждения проводит работу с родителями (законными представителями) обучающихся в рамках реализации  первого этапа «Организационно-методический» программы «Ценность жизни» согласно календарно-тематического планирования.
  3. Классный руководитель наблюдает за обучающимися своего класса, и заполняет таблицу «Определение факторов риска развития кризисных состояний и наличия суицидальных знаков у обучающихся» своего класса (Приложение 1).
  4. Заполненные таблицы классный руководитель передает педагогу-психологу для обработки полученных сведений об обучающихся.
  5. Педагог-психолог на основе полученных сведений реализует третий этап «Коррекционно-развивающий»  программы «Ценность жизни» согласно календарно-тематического планирования с обучающимися подросткового возраста, склонных к суицидальному поведению.
  6. По результатам профилактической и коррекционной работы педагогом-психологом и классным руководителем заполняется отчетная документация (Приложение 11).
  7. Педагог-психолог взаимодействует по углубленной диагностике обучающихся, склонных к суицидальному поведению со специалистами МУ ЦППМПС.
  8. Направление детей «группы риска», с целью оказания психолого-педагогического консультирования обучающихся и родителей (законных представителей) в МУ ЦППМСП.
  9. Взаимодействие по вопросам реализации городской программы «Ценность жизни» с муниципальным координатором, педагогом-психологом МУ ЦППМСП.


Приложение 7

Алгоритм действий педагога-психолога образовательного учреждения в случае предпринятой незавершенной суицидальной попытки обучающегося

1. Педагог-психолог информирует о предпринятой суицидальной попытке обучающимся его родителей (законных представителей), взаимодействуя с которыми собирает предварительную информацию о ситуации, которая предшествовала предпринятой незавершенной суицидальной попытки обучающегося, о группах (сверстники, учителя, родители (законные представители)), задействованных в данной ситуации;

2. Педагог-психолог совместно с родителями (законными представителями)  обучающегося (если возраст ребенка до 15 лет), классным руководителем, медицинским работником образовательного учреждения, в день совершения суицидальной попытки обучающимся, организует его направление на консультацию к врачу-психиатру (Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Областная клиническая специализированная психоневрологическая больница № 1» Диспансерное отделение № 2 по адресу: Челябинская область, г. Копейск, ул. Братьев Гожевых, 7а), либо вызывает бригаду скорой неотложной помощи в зависимости от степени тяжести состояния обучающегося для решения вопроса о возможной его госпитализации;

3. Проводит диагностическую и коррекционную работу в образовательном учреждении. Встречаясь с классом, в котором произошла суицидальная попытка, педагог-психолог осуществляет первичную диагностику психофизиологического состояния обучающихся. По результатам данной диагностики, взаимодействуя с медицинским психологом психоневрологического диспансера / психиатрической больницы, проводит групповую и индивидуальную работу с обучающимися, их родителями (законными представителями), при необходимости со специалистами образовательного учреждения. При необходимости возможно совместная работа с Челябинским областным центром социальной защиты «Семья»;

4. После оказания специализированной медицинской помощи обучающемуся специалистами психоневрологического диспансера / психиатрической больницы, с учетом рекомендаций данных специалистов оказывает психологическое сопровождение данного обучающегося в постсуицидальный период, а также по мере его дальнейшего обучения в образовательном учреждении.


Приложение 8

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ

по оказанию поддержки обучающемуся, имеющему признаки суицидального риска

  1. Не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;
  2. Доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности у ребенка, не игнорируйте предупреждающие знаки;
  3. Дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;
  4. Сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;
  5. Говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: сами вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;
  6. Постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;
  7. Убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью;
  8. Не предлагайте упрощенных решений;
  9.   Дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;
  10.  Помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;
  11.  Помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;
  12.  При малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние;
  13.  Помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.


Приложение 9

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

по профилактике суицидального поведения подростков

  1. Родителям важно беседовать со своими детьми, интересоваться не только отметками в школе.
  2. Необходимо создать благоприятный климат общения в семье.
  3. Взрослому важно помнить, что проектировать надо будущее ребёнка вместе с ним, а не своё собственное будущее.
  4. Учите ребёнка решать проблемы, а не избегать их.
  5. Учите ребёнка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков; формируйте у него потребность задаваться вопросом: «Что будет, если…».
  6. Прививайте навыки общения ребёнку.
  7. Воспитывайте у ребёнка привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и тревогах, сомнениях, страхах.
  8. Чаще объединяйтесь с ребёнком в каком-то деле, пусть и незначительном. Для ребёнка важна солидарность, сопричастность с взрослым.
  9. Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся

сохранения физического и психического здоровья ребёнка.

  1. Не запаздывайте с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии.
  2.  Не иронизируйте над ребёнком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, надо помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы.
  3.  Не раздражайте подростка постоянными нотациями, указаниями, нравоучениями, они раздражают и обижают детей.
  4.  Обсудите с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряжённой с риском для жизни; запишите соответствующие номера телефонов.
  5.  Доведите до сведения ребёнка информацию о возможностях детского телефона доверия.
  6.  Предупреждающая мера суицида – любовь. Принятие самого ребенка, независимо от его достижений. Подросток должен знать: что дома его любят, ждут, готовы выслушать. Это даёт желание жить.
  7.  Помните, что каждый ребёнок - особенный. У каждого ребёнка есть определённые способности. Помогите ему поверить в себя, найти то, что у него получается.


Приложение 10

                                                      Полезные ссылки:

- Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Областной центр диагностики и консультирования» (
https://ocdik74.edusite.ru/)

- Челябинский областной центр социальной защиты  «Семья» (http://www.redarmyuszn.ru/)

- Общероссийский  детский телефон доверия (8-800-2000-122)

- Семейная школа уполномоченного по правам ребенка в Челябинской области  (http://school174.ru/)


Приложение 11

Отчетная документация по реализации программы по раннему выявлению и сопровождению детей подросткового возраста, склонных  к суицидальному поведению «Ценность жизни»

  1. Отчет по результатам организационно - методической работы в рамках реализации городской программы «Ценность жизни» в МОУ «СОШ №______»

(_______________месяц_________20_____)

Наименование мероприятия

Количество родителей (педагогов), принявших участие

Классный руководитель (или педагог-психолог) _________________/Ф.И.О.____________

  1. ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ

(педагогов, родителей), принявших участие в организационно-методических

мероприятиях в рамках реализации программы «Ценность жизни»

в МОУ «СОШ №________»  класс________

(_______________месяц_________20_____)

Организационно-методическое мероприятие №_____Дата проведения_________________

Тема:  _______________________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество

Классный руководитель (или педагог-психолог) _________________/Ф.И.О.____________


  1. Отчет по результатам диагностической работы в рамках реализации городской программы «Ценность жизни» в МОУ «СОШ» №___________

(_______________месяц_________20_____)

Класс

Общее количество обучающихся

Количество обучающихся, принявших участие в диагностических мероприятиях

% охвата обучающихся, принявших участие в диагностических

мероприятиях

Педагог-психолог _________________/Ф.И.О._____________


  1. Отчет по результатам коррекционно-развивающей работы в рамках реализации городской программы «Ценность жизни» в МОУ «СОШ» №______

(_______________месяц_________20_____)

Класс

Обучающиеся, участвующие в коррекционно-развивающей работе (общее количество человек)

Обучающиеся, достигшие положительной динамики в ходе коррекционно-развивающих занятий

(общее количество человек)

Обучающиеся, достигшие незначительной динамики в ходе коррекционно-развивающих занятий

(общее количество человек)

Педагог-психолог _________________/Ф.И.О._____________


Приложение 2

к приказу управления образования

от _______________ 2021 г. № ____

Сроки реализации программы «Ценность жизни»

в 2021-2022 учебном году

Период

Этап программы

Ответственные

Январь

Организационно-методический этап

педагог-психолог, классные руководители

Февраль

Диагностический этап

классные руководители, педагог-психолог

Февраль-май

Коррекционно-развивающий этап

педагог-психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система раннего выявления и учёта детей, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Выявление, учет, диагностика и профилактика социального неблагополучия детей....

Социально-педагогическое сопровождение детей и подростков с отклонением в поведении.

Отклоняющимся  поведением принято на­зывать социальноеповедение, не соответствующее устано­вившимся в данном обществе нормам (Невский И.А.).  Под отклонениями в поведении детей и подростков ...

Организация деятельности психолого-педагогического консилиума по выявлению и сопровождению детей в ОУ

Выступление на августовском педагогическом совещании "Управление развитием сислемы муниципального образования: от государственной стратегии к педагогическим практикам" в городском округе &qu...

Кризис подросткового возраста. Психологическая характеристика суицидального поведения.

В силу неопытности подросток не в состоянии осознать глубинные причины происходящих изменений, зачастую он поддается разрушительным эмоциям. О серьезности перестройки личности говорит тот факт, что су...