Организация сопровождения детей с трудностями в обучении и поведении на уроке физики.
методическая разработка по физике на тему

методическая разработка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Л. Н. Кантаева, учитель физики

МООУ Санаторно-Лесная школа.

Методика организации сопровождения детей с трудностями в обучении и поведении на уроках физики.

«Успех в учении – это единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться»

В. А. Сухомлинский.

Учителем физики МООУ Санаторно-лесная школа я работаю с 1998 года. Наша школа предназначена для детей с начальными, малыми и затухающими формами туберкулёза, из очагов туберкулёзной инфекции, часто болеющих ОРВИ и ОРЗ, из асоциальных условий. На определённый срок лечения дети приезжают из разных школ города и области, из классов с развивающим обучением и из классов ЗПР. У нас нет параллелей классов, поэтому дети с разным уровнем знаний у нас обучаются интегрировано. На уроках стараюсь дифференцировать обучение(пользуюсь несколькими вариантами программы), учитываю индивидуальные способности и потребности учащихся, стараюсь найти индивидуальный подход к отдельным учащимся. Дети в основном приезжают из малообеспеченных, многодетных семей или живущие с опекунами, поэтому среди них бывают:

  1. трудновоспитуемые;
  2. трудно-обучаемые;
  3. сверхактивные и сверхпассивные;
  4. с нарушениями в сфере общения(конфликтность, агрессивность, сквернословие, аутсайдерство);
  5. с вредными пристрастиями и склонностями.

Большое внимание стараемся уделить адаптации детей в школе:

  1. проявляем доброжелательное отношение к детям;
  2. стараемся создать семейный уют и порядок;
  3. находим индивидуальный подход к каждому.

Я понимаю, что перед учителем стоит важная проблема- пробудить интерес, не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно в начале обучения физики. Чтобы ученики хотели и умели получать знания, необходимо активизировать деятельность самих учащихся на уроке. Учебный процесс должен строиться так, чтобы ученики сами получали знания, а учитель являлся бы организатором этой деятельности.

Организация самостоятельной познавательной деятельности обучаемых обеспечивает качество учебного процесса(повышает эффективность), способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развивает их умственные способности. Значительная роль отводиться формированию умений, навыков самостоятельного мышления и практического применения знаний. Задача- научить учащихся учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников самостоятельным путём. Самостоятельные работы делятся:

  1. работа с учебником и дополнительной литературой;
  2. практические работы;
  3. вычислительные работы;
  4. графические работы;
  5. систематизация знаний;
  6. применения знаний для объяснения или предсказания явлений и свойств тел.

Физика – наука экспериментальная. Все теоретические построения в ней основываются на наблюдении реальных явлений. Следовательно, нужно прежде всего научиться наблюдать и описывать наблюдаемые явления, понять их причину и проникнуть в механизм явлений. Выдвигая гипотезы, логически их развивая, мы получаем новые знания о явлении. Эти знания необходимо проверять на практике. Процесс научного творчества развивается так:

  1. от наблюдений к гипотезе;
  2. от гипотезы к выводу теоретических следствий;
  3. от выводу следствий к их экспериментальной проверке и оценке результатов.

Учащиеся при этом переживают следующие этапы:

  1. от любопытства к удивлению;
  2. от удивления к активной любознательности;
  3. от любознательности к прочному знанию и научному поиску.

Эксперимент формирует следующие умения и навыки:

  1. понять или сформулировать цель опыта;
  2. представлять ход опыта;
  3. отбирать для опыта необходимое оборудование и материалы;
  4. самостоятельно собирать соответствующим образом оборудование и материалы;
  5. производить измерения;
  6. вести наблюдения;
  7. фиксировать результаты наблюдения и измерения;
  8. математически подсчёты;
  9. составить анализ опыта;
  10. самостоятельно формулировать выводы из опыта.

В обучении использую несколько типов уроков:

  1. объяснение нового материала;
  2. урок решения задач;
  3. урок самостоятельного решения задач;
  4. урок лабораторных и контрольных работ;
  5. урок-игра(урок-конференция, урок-соревнование, урок-конкурс, урок-КВН, урок-путешествие) .

Применение различных организационных приёмов активизирует школьников в различных видах деятельности. Методическое разнообразие урока связано с его содержанием, целями урока, возрастными особенностями учащихся, уровнем интеллектуального развития детей. Чтобы повысить познавательную активность учащихся часто использую занимательный материал:

  1. занимательные опыты и факты;
  2. решение занимательных задач и задач, составленных самими учащимися( в форме стихотворения, детективного рассказа);
  3. рассказы, загадки;
  4. кроссворды по пройденной теме;
  5. рассказы и картинки с ошибками;
  6. дидактические игры.

От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен мост к положительному отношению к учению. С этой целью использую игровую деятельность. На уроке физики можно применить следующие виды игры:

  1. ролевые игры;
  2. игровая организация учебного процесса с использованием заданий;
  3. использование игры на определённом этапе урока(викторина, эстафета, физическое лото, физическое домино, кубики, картинки);
  4. внеклассная работа(КВН, вечера, экскурсия).

Условия проведения игры:

  1. соответствие учебно-воспитательным целям урока;
  2. доступность для данного возраста;
  3. умеренность в использование игр на уроках.

Есть смысл предоставить плохо успевающим детям, активные, значимые для игры роли, чтобы дать им возможность проявить себя.

Работу с «трудными» детьми провожу как на уроке так и внеурочное время. На уроке таким детям выдаю карточки с индивидуальным заданием, отвожу больше времени на обдумывание ответа, помогаю излагать содержание урока используя план, плакаты. Прошу составить рецензию на ответ ученика, делю класс на разнообразные группы, предлагаю игровой стиль обучения, предлагаю провести взаимный опрос, даю задание описать физическое явление по изображению на картинке. На дополнительных занятиях и при подготовке домашнего задания предлагаю составить вопросы к параграфу и ответить на них, составить и решить задачи, нарисовать картинки по изученной теме, составить кроссворд, при просмотре фильмов выделить и записать изученные физические явления.

При организации самостоятельной познавательной деятельности очень важен эмоциональный настрой. В начале объяснения нового материала я говорю: «Ничего нового здесь нет, вы сами всё знаете и сейчас объясните новую тему». Дальше урок строю в форме беседы. К концу урока выясняется, что все всё знали, но не обращали на это внимание. Часто делю класс на группы, каждому даю отдельное задание, из ответов выстраиваем логические цепочки умозаключений. Если дети сами выбирают и продумывают свою работу и выполняют её совместно всем коллективом, они работают хорошо как с учителем так и в его отсутствие. Они знают цель своей работы и всё её этапы. Каждый из ребят охотно выполняет порученную часть ему работу, потому, что он гордится своей ролью уважаемого члена коллектива и чувствует свою ответственность перед другими.

Наша школа – это учреждение для часто болеющих детей и поэтому приоритетное место мы уделяем здоровьесберегающим технологиям. Чтобы не допустить переутомление учащихся, я обращаюсь к профилактике «радостью», использую:

  1. физминутки: дыхательные упражнения, упражнения для глаз, осанки, ног;
  2. пальчиковую терапию для развития мышления, логики, памяти, зрения;
  3. мелкую моторику рук для развития речи и ЦНС.

Ну, а нашим «трудным» детям такие отвлечения очень уж нравятся. Можно именно их попросить провести такие физкультпаузы.

Мне нравится видеть положительный результат своей работы. Если «трудный» ребёнок пришёл ко мне на урок с полным отсутствием желания учиться и слушаться, а уходя с урока сказал: «Спасибо! Мне очень понравилось», то это будет лучшим подтверждением того, что урок прошёл не зря. И в следующий раз этот ученик уже сам захочет работать на уроке, решать задачи, ставить эксперимент, объяснять физические явления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сопровождение учащихся, испытывающих трудности в обучении.

Освоить приёмы и техники взаимодействия с "трудными" учащимися. классифицировать причины неуспеваемости. разработать стили взаимодействия учителя и учащихся....

Оказание помощи детям с трудностями в обучении

На проблемы в учебном процессе можно смотреть с двух сторон: с точки зрения учителя или с точки зрения ученика. Оба вида проблем часто обозначают общим названием «трудности обучения или трудности в об...

Социально-педагогическое сопровождение детей и подростков с отклонением в поведении.

Отклоняющимся  поведением принято на­зывать социальноеповедение, не соответствующее устано­вившимся в данном обществе нормам (Невский И.А.).  Под отклонениями в поведении детей и подростков ...

Коррекционно - педагогическое сопровождение детей с расстройствами ЭВС и нарушениями поведения

Рассматриваются вопросы коррекционно-педагогического сопровождения детей с расстройствами ЭВС и нарушениями поведения....

Программа психолого-педагогическое сопровождение обучающихся имеющих трудности в обучении

Программапсихолого-педагогическое сопровождение обучающихся имеющих  трудности в обучении...

ПРОГРАММА «ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ» по раннему выявлению и сопровождению детей подросткового возраста, склонных к суицидальному поведению

Программа "Ценность жизни направлена на организацию работы с участниками образовательных отношений (педагоги, родители (законные представители), обучающиеся по раннему выявлению и сопровождению д...


 

Комментарии

Всем учителям, работающим с такими детьми,надо памятник ставить.Моя дочь работает со слабослышащими детьми, поэтому чуть чуть я понимаю что это такое. Господи, помоги вам!

Спасибо! Хотя это понимают только те, кто работают с такими же детьми, а вот руководство не вникает - иначе как понять нормы аттестации педагогов? В нашей школе люди работают по 20-40 лет, а высшей и даже первой категории нет - ведь нащи дети не дают показатели, обязательные для этого- какие там конкурсы и олимпиады? Но доказать аттестационной комиссии нельзя - у них свои критерии и они ими руководствуются!