«Трансформация руководителя: управленческие практики для достижения целей и реализации задач национального проекта «Образование»
учебно-методический материал по психологии

Ермакова Татьяна Александровна

«Ситуации, которые разрушают наши

стереотипные представления о себе,

 помогают более успешно руководить

 другими  людьми. Стоит относиться

к себе как к незавершённому проекту

 и развивать своё профессиональное  «я»

 методом проб и ошибок. Тогда мы

 найдём личный стиль, который

 максимально подходит нам и меняющимся

потребностям нашей организации»

Дэниел Гоулман и др.

Из книги «Как оставаться человеком на работе.

Все грани эмоционального интеллекта».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Трансформация руководителя: управленческие практики для достижения целей и реализации задач национального проекта «Образование»

«Ситуации, которые разрушают наши

стереотипные представления о себе,

 помогают более успешно руководить

 другими  людьми. Стоит относиться

к себе как к незавершённому проекту

 и развивать своё профессиональное  «я»

 методом проб и ошибок. Тогда мы

 найдём личный стиль, который

 максимально подходит нам и меняющимся

потребностям нашей организации»

Дэниел Гоулман и др.

Из книги «Как оставаться человеком на работе.

Все грани эмоционального интеллекта».

В конце ХХ и начале ХХI веков учёными проведено огромное количество исследований и написано множество книг, с целью выявить основные стили управления и личностные особенности великих и достаточно эффективных лидеров.

По результатам данных исследований, стало понятно, что невозможно составить чёткую картину идеального руководителя.

Практический опыт показал, что можно учиться на чужом опыте, но только не надо слепо его копировать. «Искренность и самостоятельность – вот, что заставит людей поверить вам. Лидерство многогранно. Оставайтесь собой, не копируйте других»1.

Оставаться собой – это значит быть «аутентичным». «Аутентичные лидеры упорно идут к поставленной цели, следуют своим ценностям, руководствуются разумом и при этом придают большое значение чувствам. Такие лидеры хорошо знают себя. Они налаживают долгосрочные глубокие отношения и обладают высокой самодисциплиной, благодаря которой добиваются результатов»1.  

Предлагаю вашему вниманию видеосюжет. (Смотрим отрывок из фильма «Чапаев»).

Как вы думаете, можно ли Василия Ивановича Чапаева назвать аутентичным лидером?

Данный пример очень наглядно показывает, что руководитель яркая индивидуальность, харизматичная,  способная вести за собой.

Данный сюжет можно ещё посмотреть, как образец, принятий решений: чтобы объективно принять решение, нужно быть «над ситуацией», а не в водовороте события.

«Аутентичные лидеры создают сплочённую команду, которая оказывает им поддержку, и способствует полноценной жизни своих подчинённых. Аутентичные лидеры знают, что такое целостность. Они проводят время с семьёй и близкими друзьями, занимаются спортом и общественной деятельностью. Они развиваются духовно и посещают знакомые с детства места. Всё это помогает оставаться собой и успешно развиваться»1.

Давайте посмотрим ещё один видеосюжет про Василия Ивановича.

«Ключевая задача любого руководителя – вдохновлять сотрудников на долгосрочные результаты»1. Воодушевлять и помогать сотрудникам реализовать управленческий талант.

А теперь предлагаю вернуться к эпиграфу, я не случайно именно эту цитату выбрала эпиграфом, на мой взгляд – это ключ к успеху не только руководителей, но и любого человека, который работает с людьми.

«Лучшие работники – счастливые работники. Тот, кто вовлечён в своё дело и интересуется жизнью коллег, работает упорнее – и качественнее»1.

Наука о мозге и изучение ситуации в компаниях подтвердили, что эмоции имеют большое значение на работе. «Счастье необходимо. Для полной вовлечённости людям нужны гармоничные представления о будущем, смысл и здоровые отношения. Задача лидеров – создать среду, в которой люди начнут процветать и добиваться успехов»1. Другими словами, руководитель должен формировать в коллективе культуру преуспевания!

Так как в названии выступления были заявлены управленческие практики, то приведу две универсальные, которые подойдут и руководителям и педагогам, потому что они тоже руководители детских коллективов.

«По словам Тани Зингер, руководителя отдела социальной нейробиологии  в Институте мозга человека и когнитивных наук Макса Планка в Лейпциге (Германия), «вы должны понимать свои чувства, чтобы понимать чувства других»1. С этой целью необходимо  регулярно  задавать  несколько вопросов:

«Знаете ли вы, что вы чувствуете? Знаете ли вы, что это за чувства? Знаете ли вы, почему вы их ощущаете? Эти чувства – выражение вашего текущего эмоционального  состояния? Можете ли вы понять, что чувства пытаются донести до вас о происходящем вокруг – о том, что происходит с людьми, за которых вы отвечаете? Можете ли вы выразить эмоции правильным образом, так, чтобы выполнить свою задачу?»1.

И ещё одна практика «Петля прогресса».

Чтобы стать эффективным руководителем, вы должны запустить позитивную петлю прогресса. Возможно, это потребует серьёзных перемен. Нужно сосредоточиться на работе с достижениями, с этой целью вы должны дать возможность сотрудникам добиваться постоянных успехов в значимой работе, что повлечёт за собой эмоции, мотивацию и восприятие, которые приведут к превосходным результатам. И самое главное: люди буду любить свою работу.

Для осуществления данной практики нужно будет в конце каждого рабочего дня заполнять «Чек-лист ежедневного прогресса» и планировать действия на завтра. Через несколько дней вы поймёте, в чём заключаются проблемы. Это покажут слова, выделенные жирным шрифтом.

На слайдах приведён «Чек-лист»

«Чек-лист ежедневного прогресса»

Прогресс

Какие одно-два события, произошедших сегодня, говорят о маленькой победе или возможном прорыве? (Коротко опишите их).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Катализаторы»

  • Есть ли у команды краткосрочные и долгосрочные цели для значимой работы?
  • Есть ли у участников команды свобода, чтобы решать проблемы и чувствовать свою принадлежность к проекту?
  • Есть ли у них все ресурсы, необходимые для движения вперёд?
  • Достаточно ли у них времени для выполнения значимой работы?
  • Обсудил ли я с командой выводы, которые сделал из сегодняшних успехов и проблем?
  • Предоставил ли я членам команды помощь – по запросу или без? Поощрял ли я их помощь друг другу?
  • Способствовал ли я тому, чтобы идеи свободно циркулировали в группе?
  • «Подпитка»
  • Проявлял ли я уважение к членам команды, признавая их вклад в успех, прислушиваясь к их идеям и обращаясь с ними как с надёжными профессионалами?
  • Подбадривал ли я сотрудников, которые столкнулись со сложностями?
  • Поддерживал ли я людей, которые столкнулись с личными или профессиональными проблемами?
  • Есть ли в команде чувство личного и профессионального единства и дружбы?

Неудачи

Какие одно-два события, произошедших сегодня, говорят о маленькой неудаче или возможном кризисе? (Кратко опишите их.)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Ингибиторы»

  • Возникало ли в команде недопонимание по поводу долгосрочных или краткосрочных целей для значимой работы?
  • Не была ли чрезмерно ограничена способность членов команды решать проблемы и чувствовать свою принадлежность к проекту?
  • Не испытывали ли они нехватку ресурсов, необходимых для успешного движения вперёд?
  • Не ощущали ли люди нехватку времени для выполнения значимой работы?
  • Смог ли я или другие руководители предоставить помощь – по запросу или без?
  • Наказывал ли я подчинённых за провал? Пренебрёг ли я возможностью сделать выводы из проблем и успехов?
  • Не препятствовал ли я или другие свободному высказыванию идей?

«Токсины»

  • Не проявлял ли я неуважение к членам команды, не признавая их вклад в успех, не прислушиваясь к их идеям и не воспринимая как надёжных профессионалов?
  • Не расхолаживал ли я так или иначе кого-нибудь из членов команды?
  • Не пренебрегал ли я сотрудником, у которого возникли личные или профессиональные проблемы?
  • Нет ли напряжённости или противостояния в команде или между подчинёнными и мной?

Внутренняя рабочая жизнь

Увидел лия сегодня какое-либо подтверждение хорошей внутренней рабочей жизни моих подчинённых?

_____________________________________________________________

Восприятие работы, команды, руководства, организации:

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Эмоции:

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Мотивация:

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Какие конкретные события этого дня могли повлиять на внутреннюю рабочую жизнь?

_______________________________________________________________________________________________________________________________

План действий

Что я могу сделать завтра, чтобы усилить действие обнаруженных «катализаторов» и «подпитки»? Что сделать, чтобы появились другие?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что я могу сделать завтра, чтобы со временем уничтожить обнаруженные «ингибиторы» и «токсины»?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как я уже упомянула, это две универсальных управленческих практики, которые можно применять для решения любой ситуации и для реализации  задач национального проекта «Образование» в том числе.

Уже стало хорошей традицией рекомендовать друг другу хорошую книгу для самосовершенствования.

Я рекомендую книгу 2020 года «Как оставаться человеком на работе. Все грани эмоционального интеллекта», написанную несколькими авторами во главе с Дэниелом Гоулманом. Тем более она является логичным продолжением прошлогоднего  семинара для педагогов дополнительного образования, который проходил в сентябре 2019 года в рамках районной педагогической конференции, где мы проводили диагностику эмоционального интеллекта у педагогов. И эта очередная книга, которая подтверждает актуальность моей любимой книги Михаила Литвака и Татьяны Солдатовой «Вести из будущего. Письма управленцу». Российские психотерапевты сформулировали ключевые постулаты для успешных руководителей в 2009 году, когда наши зарубежные коллеги приходят к ним спустя десять лет.

Желаю всем жизненного баланса, благодаря которому вы будете успешными во всех сферах жизни!

Примечания

1 «Как оставаться человеком на работе. Все грани эмоционального интеллекта/ [Гоулман Д. и др.]; пер. с англ. Ю. Гиматовой. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. – 400 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНКУРС на получение денежного поощрения в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в городе Москве

Настоящим подтверждается, что  Евсеевой Марией Владимировной, учителем информатики и ИКТ Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Школа № 1363" проведена публичная п...

Обеспечение реализации стратегии национального проекта «Образование» на региональном уровне (ответы на вопросы курсов)

Даны ответы на вопросы по обеспечению реализации стратегии национального проекта «Образование» на региональном уровне. Структура: вопрос- ответ- обоснование (дается наименование закона, ст...

доклад по теме: Роль классного руководителя в реализации национального проекта "Образование"

В докладе прослеживается анализ должностных обязанностей классного руководителя в современной школе. Анализ деятельности классного руководителя осуществляется через анали програмы воспитания школы....

Выступление на педагогическом совете «Новое качество профессионального образования в рамках реализации национального проекта «Образование - «Современная школа». Запросы, оценки, пути достижения»

Тема: Ресурсное обеспечение (технологизация) образовательного процесса посредством обновления материально - технической базы образовательной организации в процессе реализации проекта «Современна...

Приказ ДО ЯНАО №580 от 30.06.2023 О проведении конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных организаций ЯНАО в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»

лен группы экспертов регионального конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных организаций ЯНАО в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образован...

П Р И К А З от 11.04.2024 № ЕА №151328 г. Москва О награждении участника(-ов) Всероссийского профессионального педагогического конкурса «Открытый урок» в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»

П Р И К А З от 11.04.2024 № ЕА №151328 г. Москва О награждении участника(-ов) Всероссийского профессионального педагогического конкурса «Открытый урок» в рамках реализации приоритетного на...