Занятие "Уникальность и ценность жизни"
план-конспект занятия по психологии (7, 8, 9 класс)

Романенко Елена Ивановна

Занятие направлено на профилактику саморазрушающего поведения подростков 7-9 х классов, обычно проводится после Социально- психологического тестирования, в рамках психопрофилактической работы с учащимися. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Сценарий проведения классного часа в параллели 7-х классов

 Тема: «Уникальность и ценность моей жизни»

Ведущий: педагог-психолог основной и старшей школы

Цель: Побуждение к размышлениям о ценности человеческой жизни и неповторимости своей собственной. Профилактика саморазрушающего поведения подростков.

Оборудование: листы для заметок, ручки, карандаши, мультимедиа 
Класс: 7-е классы

Перед началом классного часа кабинет необходимо подготовить: поставить несколько парт вместе, чтобы учащиеся могли видеть друг друга.

Ход работы:

Добрый день, ребята.

Тема нашей встречи сегодня -  «Ценность и уникальность нашей жизни»

Начнем с питания. Скажите, что Вы любите есть? Учащиеся называют разные продукты, сладости, десерты и т.д. Ответьте на вопрос: «У кого из Вас дома есть лаборатория для проверки состава продуктов?». Обычно отвечают, что нет лаборатории. То есть мы с Вами не можем проверить состав тех продуктов, которые мы едим? Еще вопрос: «Вы читаете то, что написано на обертке шоколада, чипсов, других продуктов  мелкими буквами?». Преобладает ответ «Нет».

Резюме психолога: Таким образом, большинство из нас не может уверенно сказать, что все, что он ест, приносит пользу его здоровью! Как мы с вами можем изменить эту ситуацию?

Ответы: покупать продукты в больших супермаркетах, читать состав продукта, который покупаем, прежде, чем его купить. Например – не покупать продукты, где написано, что в составе есть пальмовое масло или другие вредные вещества.

Вопрос классу: «Ребята, как Вы думаете заниматься спортом опасно, это рискованное поведение?» Выслушиваем ответы учащихся.

 Вопрос классу - «Какой вид спорта самый травмоопасный?» Выслушиваем ответы и даем правильный ответ: «Согласно статистике самый трав матичный вид спорта - это футбол». Мы можем еще назвать фигурное катание, другие виды спорта. Получается, что спортсмены идут на риск, ради побед и спортивных достижений. Как Вы думаете - оправдан подобный риск? Ребята отвечают, выслушиваем их ответы и подводим итог: Да, спортсмены сознательно рискуют своим здоровьем, чтобы поднять престиж страны, когда они становятся чемпионами, выигрывают состязания, но они не забывают о технике безопасности во время тренировок и соревнований!

Групповая дискуссия: «Как вы думаете, что такое саморазрушающее поведение?» Ребята высказываются по кругу.

Легче предупредить, чем лечить. Легче научить, чем переучивать. Это известно всем. Но часто ли мы задумываемся о том, как мы проживаем драгоценные моменты жизни.

Предлагаю проверить:

Упражнение «3 круга»

Цель: диагностическая- определение в каком времени пребывает учащийся, профилактическая- актуализация понимания важности собственной жизни.

Нарисуйте на листах три круга разных размеров, обозначьте их: мое прошлое, настоящее и будущее. Какой круг оказался самым большим – этим временем вы и живете. Кто-то остался в прошлом, кто-то надеется на лучшее. Оптимальным вариантом считается, если прошлое обозначено самым маленьким кругом, настоящее – самым большим, будущее – средним. Это показывает, что человек живет сегодня, реализует свои возможности, не жалеет о прожитых днях, есть реальные планы на будущее. А у вас есть планы на будущее? Или уже есть результаты, которыми можно гордиться?

 Постарайтесь вспомнить один из моментов в вашей жизни, о котором вам приятно думать. По возможности, рассказ идет по кругу. Для поддержки можно начать самому тренеру. Ответы ребят уточнять, благодарить за смелость.
Ребята вы прожили уже 12-13 лет. Многое успели увидеть, узнать, о чем-то составить собственное мнение.

Ребята, вы учитесь вместе уже несколько лет, видите друг друга каждый день, дружите, ссоритесь, списываете, помогаете, гуляете. А что вы могли бы сделать друг для друга?     Выслушиваем ответы учеников.

Чем вы можете быть полезны для одноклассников, друзей, других людей. Необходимо добиться ответа о возможностях, которыми обладают ребята, что они умеют, чему могли бы научить, чем помочь. Это позволит им взглянуть на себя с реальной и положительной точки зрения.

Если однажды вдруг вы бы оказались в ситуации выбора: пожертвовать собой, но спасти остальных или остаться жить, но, возможно, пострадает кто-то другой, или не сможет себя спасти – то как вы поступите?  Выслушиваем высказывания участников по кругу.

Ролевая игра «Воздушный шар»

Цель: через групповое обсуждение подвести к мысли о ценности и уникальности жизни каждого человека, не зависимо от его должности и заслуг.

Ребятам раздаются листочки, на которых написаны их роли. Полученные роли зачитываются вслух. Во время выполнения упражнения каждый выступает от лица роли. 
Представьте, что вы группа исследователей летите на воздушном шаре. Но вам не повезло, вы попали в ураган, во время которого шар был поврежден. Шар начал опускаться, вы сбросили все мешки с песком, что остановило падение, но вы все равно летите слишком низко. Ветер несет шар к горной гряде. У вас примерно 10-15 минут, чтобы решить, кто должен спрыгнуть и тем самым ВОЗМОЖНО пострадать, погибнуть, так как внизу камни. Если никто не спрыгнет, то шар разобьется и погибнут все. Подумайте и решите кто из представленных Вами героев спрыгнет с воздушного шара? У вас 5 минут.

В обсуждение не вмешиваться, но при необходимости помочь. Если ребята не могут прийти к единому мнению или говорят, что никого не выбрасывают, то напомнить, что в таком случае погибнут все, а возвращения некоторых ждут или же их близкие тоже могут погибнуть. Используя метод групповой дискуссии    обсудить  вероятность прыжка каждого претендента и выяснить, чем ценна и уникальна  его жизнь. Важно, чтобы высказался каждый ученик.

 Резюме: Трудно решать за других, будут они жить или нет. Но у каждого есть своя собственная жизнь и вам решать, чем она будет наполнена.

Упражнение «Ценности»

Цель: Актуализация личностных ценностей,  осознание основной ценности в жизни подростка.

Возьмите листочки и напишите на них, что в вашей жизни самое важное и ценное. Постарайтесь вспомнить хотя бы 6 ценностей. Дождаться пока все напишут. Теперь подумайте, без чего вы могли бы обойтись и вычеркните его из списка. А что из оставшегося менее вам дорого. Вычеркиваем подобным образом ценности, пока в списке не останется только одно название. То, что вы оставили, и есть основное в вашей жизни. Посмотрите, нравится вам это или хочется поменять? Почему? 
Рефлексия:

Сегодня у нас был хороший разговор, но мне хотелось бы снова увидеть ваши веселые глаза и улыбки. Но как мы можем поддержать друг друга? Сказать доброе слово, обнять, просто улыбнуться. Давайте обведем свою ладонь на ватмане и напишем свое имя.  Пусть каждый из вас напишет другому пожелание, слова поддержки или же просто похвалу. Мы все вместе!

Советы подросткам:

Поведение, которое приносит вред здоровью, Саморазрушающее поведение,   Никогда!

  1. Если вы считаете, что ваша жизнь невыносима, попробуйте сами изменить её. Но не таким способом, как причинить себе вред.
  2. Если ты не любишь себя, попробуй найти в себе что-либо хорошее. Это хорошее всегда есть! Сконцентрируйся на положительных эмоциях.
  3. Не думай, что способом самоубийством ты вызовешь сочувствие и огорчение родителей, друзей, любимого человека. Может быть, но ты об этом никогда не узнаешь!
  4. Многие хотят, чтобы их спасли при попытке самоубийство. Подумай – ведь этого может и не случиться! А если ты останешься на всю жизнь в инвалидном кресле?
  5. Поговори с кем-нибудь, подумай, жизнь прекрасна!
  6. Запомни! «Жизнь прожить – не поле перейти!»

Список использованной  литературы:

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - С.-П., 1994.
  2. Амбрумова А.Г. О самоубийцах//Аргументы и факты. - 1994 (март, №12).
    Арнольд О. Дар редчайший, дар бесценный//Vita. - 1999, №3 - с. 22-24.
    Волкова А.Н. Психолого-педагогическая поддержка детей суицидентов//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1998, №2 - с. 36-43.
    Вроно Е. Что толкает в петлю//Деловой мир. - 1994 (30.05 - 06.06) - с. 30.
    Дарк О. Право на смерть//Независимая газета. - 1999 (3 сентября) - с. 16.
    Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. - М., 1987.
  3. Арефьев А. Девиантные явления в среде учащейся молодежи 
    // Воспитательная работа в школе.-2003.-№6.-73-79
  4. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие.- М.: Ось-89, 2002
  5. Королева Е.В., Юрченко П.Г., Бурдыгина Т.Н. Проблемные ситуации в школе и способы их решения: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006 
    Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте /Под ред. И.В. Дубровиной. -М.: Академический проект,2002
  6. Мелихова А. Мышь черная, белая… или профилактика суицида//Учительская газета. - 1999, №28/29 - с. 18.
    Научные и организационные проблемы в суицидологии. - М., 1983.
  7. Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения/Авт.-сост. Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова.-М.:Изд-во Института психотерапии,2005
  8. Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях.-СПб.:Речь, 2005
  9. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют: Психологический практикум.-Дубна:Издательский центр «Феникс»,1999.
  10. «Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста». Питер. Санкт-Петербург 1999 год.
  11. «Профилактика суицидального поведения» Л. И. Адамова.
  12. «О мерах профилактики суицида среди детей и подростков» Письмо Минобразования России от 26. 01. 2000 № 22-06-86
  13. «Суицид. Общие теории и предотвращение» Alan L. (перевод Брежнева). «Ранняя диагностики терапия депрессий – важнейшие факторы профилактики суицидов у подростков» М. Г. Усов.  Интернет ресурсы.

Приложения

Приложение 1

Роли «Воздушный шар»:

 
• Известный ученый, 57 лет. Имеет много правительственных наград, является организатором этого исследования. Характер вздорный, с подчиненными суров. Его работы помогают прогнозировать извержения вулканов. 


• Фотограф, 32 года. Приглашен для фотографирования редких растений, которые встречаются только в горной местности. Его работы выставлялись в известных галереях. Спортивный, выносливый, имеет навыки скалолазания. 


• Девушка, 24 года. Является дочерью ученого, выполняет работу секретаря. Единственная, кто может успокоить ученого. После окончания исследования собиралась выходить замуж за человека, которого любит с детства. 


• Мужчина, 43 года. Финансирует исследование. Только он может оплатить работу всех участников. Выделяет много средств на благотворительность, содержит детский дом. Слабый, капризный, всегда всем недоволен. 


• Рабочий, 29 лет. Согласился поехать на экспедицию, чтобы заработать деньги. Один содержит больную мать и оплачивает обучение младшей сестры. Рассчитывает на полученные деньги отремонтировать дом, отправить мать на лечение. Сильный, работящий. 


• Женщина, 39 лет. Выполняет функции повара, прачки. Душа компании, всегда всем помогает, терпит капризы руководителей. Имеет двоих детей 12 и 9 лет, которые остались с престарелой бабушкой. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Главная ценность - жизнь человека"

Внеклассное мероприятие "ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ - ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА" способствует развитию мышления о профилактике СПИДа....

Конспект урока литературы для 7 класса. Преодоление препятствий, как одна из ценностей жизни (По произведению А.П.Платонова «Неизвестный цветок»

Данный конспект может быть использован на уроке литературы при изучении творчества А. П. Платонова. Тип урока - изучение нового материала с учётом личностно-ориентированного обучения в общеобразовател...

Главная ценность жизни - здоровье

Главная ценность жизни - здоровье...

"Духовные ценности жизни Святых"

Конспект факультативного  занятия по ОПК .На уроке используются различные форму организации познавательной деятельности учащихся:групповая форма работы, использование презентациии и видеороликов ...

Урок- открытие. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Преодоление препятствий как одна из ценностей жизни.

Основная идея урока:Деятельное сострадание является выражением истинного уважения и к другому человеку, и к самому себе....

Разработка занятия со старшеклассниками о ценности жизни (с презентацией)

Данное занятие посвящено ценности жизни. Важно, чтобы ребята подросткового возраста почувствовали и поняли, что жизнь - это самое ценное, что есть у человека. Занятие также является профилактичес...