«Изучение темперамента спортсменов»
методическая разработка по психологии

Стерлигова (Ларинина) Ольга Николаевна

Методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

Введение        3

1. Психофизиологические основы физических качеств в спорте        4

2. Особенности проявления темперамента у спортсменов        7

3. Исследование типов темперамента в спортивных секциях (футбол, баскетбол)        9

4.Результаты исследования и их обсуждение        13

Заключение        16

Список литературы        17

Приложение        19


Введение

Физическое воспитание является важнейшим элементом в системе воспитания человека. В этом аспекте физическое воспитание представляет собой образовательно-воспитательный процесс и характеризуется принципами, присущими педагогическому процессу.

Психология физического воспитания и спорта - эта область психологической науки, которая изучает закономерности проявления, развития и формирования психики человека в специфических условиях физического воспитания и спорта под влиянием учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

Темперамент - это динамическая характеристика психической деятельности индивида. Индивидуальные черты характера человека формируются (изменяются в положительную или отрицательную стороны) в процессе всей жизнедеятельности, но особенно активно – в подростковом возрасте. Это формирование зависит от темперамента человека, а также от культурной среды, в которой он живет. Физиологическую основу темперамента, по мнению И.П. Павлова, составляют свойства нервной системы:

1) сила (способность выдерживать большие нагрузки); 2) уравновешенность (соотношение процессов возбуждения и торможения); 3) подвижность (способность нервных процессов быстро сменять друг друга).

Психологическую основу темперамента составляют индивидуальные особенности человека, проявляющиеся, во-первых, в его активности, которая может быть направлена либо на окружающий мир (экстравертированность), либо на самого себя (интровертированность), во-вторых, в его эмоциональной устойчивости или неустойчивости.

Знание особенностей проявления индивидуально-типологических особенностей личности спортсмена, в частности свойств нервной системы, позволяет тренеру грамотно разрабатывать системы тренировки и находить индивидуальный подход в учебно-воспитательном процессе с юными спортсменами.


1. Психофизиологические основы физических качеств в спорте

В отечественных и зарубежных исследованиях достаточно широко представлен круг проблем, относящихся к выявлению стойких, природнообусловленных свойств нервной системы, получивших название свойств темперамента основных свойств нервной системы (школа Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына), дифференциально-психологических и индивидуально-типологических особенностей[1].

В работах И.П. Павлова и его школы к их числу были отнесены сила, подвижность, уравновешенность. Различные сочетания этих свойств, по их мнению, являются предпосылкой различных темпераментов: холерического, сангвинического, флегматического и меланхолического. В работах В.С. Мерлина, его учеников и последователей к числу свойств, составляющих основу темперамента, относят активность, реактивность, сочетание активности и реактивности, пластичность, ригидность, экстра- и интроверсию[2].

Б.М.Теплов выступил инициатором изучения именно свойств нервной системы, а не темпераментов. В ходе исследований школ Б.М. Теплова и Б.Г. Ананьева концепция основных свойств нервной системы (индивидуально-типологических особенностей) получила свое подтверждение и дальнейшее развитие[3]. Был установлен целый ряд свойств: лабильность, динамичность, концентрированность. Уравновешенность была определена в структуре основных свойств нервной системы как вторичное свойство, характеризующее выраженность у первичных свойств (силы, подвижности, динамичности, лабильности и концентрированности) либо преобладания возбудительного процесса над тормозным, либо проявления преобладания торможения над возбуждением, либо их баланса.

Кроме этого В.Д.Небылицыным была выдвинута гипотеза парциальности названных выше первичных и вторичных свойств, т.е. независимости проявления этих свойств в каждом из анализаторов (зрительном, слуховом, двигательном). Это означало, что один и тот же человек может быть отнесен к числу обладателей сильной нервной системой в зрительном анализаторе, быть «слабым» в слуховом анализаторе и оказаться «средним» в двигательном. Несколько позднее В.Д. Небылицын призвал отнести все перечисленные выше свойства к числу частных, выделив при этом и общие свойства нервной системы (активность, эмоциональность и их баланс) и установив структуры мозга, ответственные за их проявление (лобно-ретикулярную и лобно-лимбическую формации)[4].

При исследовании проявления всех названных выше свойств в различных видах деятельности была установлена высокая степень их влияния на различные стороны поведения человека в весьма обширном спектре деятельностей, включая спортивную. Благодаря исследованиям В.С.Мерлина, А.Ц.Пуни, Б.А.Вяткина, Н.М.Пейсахова, А.Л.Попова, О.А.Сиротина, Н.А.Худадова и др[5]. можно с уверенностью считать, проявление стойких врожденных свойств нервной системы и свойств темперамента важнейшими предпосылками успеха в спортивной деятельности, базирующегося на учете индивидуально-типологических свойств и создании индивидуального стиля деятельности (8). С другой стороны, проявление этих свойств может стать условием нежелательности занятий некоторыми видами деятельностей, связанных с высокой вероятностью возникновения экстремальных ситуаций, или даже запрета на освоение некоторых из них.

Большинство исследований по проявлению стойких, врожденных, природнообусловленных свойств нервной системы в спортивной деятельности, так или иначе, сопряжено с выраженностью в деятельности конкретного человека физических (двигательных) качеств.

Впервые качества физические качества (силы и выносливости) стали объектом изучения В. Ухова еще в 60-х годах прошлого века. Более полно и последовательно работа по выявлению физических качеств была проведена В.М. Зациорским. В числе таких качеств были названы: сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость. Автор не ставил своей целью определение психофизиологических предпосылок проявления физических качеств[6]. Тем не менее, он отчетливо представлял роль нервной системы в достижении параметров силы, выносливости и, особенно, быстроты. В слагаемые быстроты он включил время реакции, частоту циклических движений, скорость перемещения тела и его отдельных звеньев. Нам представляются достаточно очевидными (на гипотетическом уровне) некоторые другие связи основных свойств нервной системы с физическими качествами. Ряд исследований конкретно свидетельствуют о такого рода взаимосвязях: подвижности НС и вестибулярной устойчивости, силы и подвижности НС и ловкости, силы НС и взрывной силы, подвижности НС и выносливости, лабильности и быстроты, динамичности и быстроты и др[7].

Вместе с тем, мы отдаем себе отчет в том, что найденные в ряде видов спорта взаимосвязи основных свойств нервной системы и физических качеств могут иметь иную значимость или оказаться индифферентными для борцов вольного стиля хоты бы по причине специфичного проявления физических качеств в данном виде спорта. Нам представляется, что полноценное решение проблемы взаимосвязи требует специального исследования, составными элементами которого (и соответственно его целями) являются:

  • создание комплекса методик диагностики проявления двигательных качеств, адекватного специфике вольной борьбы,
  • подбор и создание комплекса методик диагностики основных свойств нервной системы,
  • определение психофизиологических коррелятов двигательных качеств,
  • системное решение причинно-следственных отношений основных свойств нервной системы и физических качеств[8].

2. Особенности проявления темперамента у спортсменов

Спортивная деятельность протекает в сложных, экстремальных условиях, что способствует выявлению предельных возможностей человеческого организма. В этих условиях возрастает зависимость эффективности деятельности спортсмена от индивидуальных свойств его нервной системы и темперамента.

Свойства темперамента определяют динамическую сторону психической деятельности человека, т.е. от темперамента зависит характер протекания психической деятельности. Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Специфической особенностью темперамента является то, что разные свойства нервной системы закономерно связанные друг с другом, образуют определенную структуру, характеризующую тип темперамента. Таким образом, под темпераментом следует понимать совокупность устойчивых, индивидуально - своеобразных свойств психики человека, определяющих динамику его психической деятельности[9].

И.П. Павлов выделил основные свойства нервной системы определяющие тип темперамента: 1.Сила процессов возбуждения, 2.Сила процессов торможения, 3.Подвижность нервных процессов, 4.Уравновешенность нервной системы. И.П. Павлов различал четыре основные типа нервной системы:             1.Сильный, уравновешенный, подвижный (С); 2.Сильный, неуравновешенный (Х); 3.Сильный, уравновешенный, инертный (Ф); 4.Слабый (М).

Исследования по проблеме проявления свойств темперамента у спортсменов (бегунов, баскетболистов, футболистов, регбистов) позволили определить по их соотношению  четыре своеобразия типов темперамента:[10]

1. Сангвиник - отдает предпочтение упражнениям связанным с большой подвижностью, активностью и требуют смелости. Они легко переходят от выполнения одного вида упражнений к другому, но недостаточно усидчивы и сосредоточены, особенно в однообразной тренировочной деятельности. При изучении новых упражнений быстро схватывают основу изучаемого движения, могут легко выполнить его с первой попытки, но с ошибками. Не любят кропотливой, длительной работы по совершенствованию техники выполнения упражнения. Спортсмены этого типа достаточно работоспособны, уверенны в себе, общительны. Их спортивные результаты стабильны и, как правило, на соревнованиях выше, чем на тренировках. Перед стартом такие спортсмены чаще всего находятся в состоянии «боевой готовности».

2. Меланхолик - данный тип темперамента отличает чрезмерно высокая ответственность, высокоразвитая мышечно-двигательная чувствительность, тонкое тактическое чутье, но при этом недостаточная работоспособность и малая устойчивость к внешним раздражителям, высокая тревожность, порождающая неуверенность в своих силах. Соревновательные результаты их нестабильны, т.к. присущая им высокая тревожность способствует возникновению состояния «стартовой апатии»[11].

3. Холерик - спортсмены с данным типом темперамента предпочитают высокоэмоциональные виды упражнений, интенсивные и темповые движения. Они охотно и с увлечением начинают заниматься избранным видом деятельности, но энтузиазм их быстро исчезает. Такие спортсмены неохотно выполняют двигательную тренировочную работу на силу и выносливость. Их соревновательные результаты недостаточно стабильны, имеют склонность к «предстартовой лихорадке», что довольно часто не позволяет им реализовать свои возможности в соревнованиях.

4. Флегматик - в спорте этот тип темперамента проявляется прежде всего в недостаточно быстрой выработке и переделке двигательных навыков, в замедленных реакциях, в трудности переключения от одного вида деятельности к другому. Сформированные навыки и привычки отличаются большой прочностью и консервативностью. Такие спортсмены очень работоспособны и устойчивы к внешним раздражителям, отдают предпочтение спокойным, однообразным упражнениям, склонны к длительной и тщательной отработке техники отдельных упражнений, кропотливой работе по развитию какого- либо качества. Не отличаются высокой общительностью. Соревновательные результаты стабильны, перед стартом состояние «боевой готовности».

3. Исследование типов темперамента в спортивных секциях
(футбол, баскетбол)

Цель исследования: выявить типы темперамента спортсменов на примере футбольных и баскетбольных секций.

Задачи исследования:

1. Ознакомление с понятием и типами темперамента.

2. Тестирование спортсменов на выявление доминирующих типов темперамента.

3. Разработка рекомендаций по выбранному виду деятельности.

Описание выборки и процедура исследования. В исследовании приняли участие 40 человек (20 футболистов и 20 баскетболистов) юношей  в возрасте 13–15 лет, занимающихся 2–3 года.

Исследование проводилось во время работы секций во второй половине дня до начала непосредственной тренировки.

Детям предлагалось заполнить тест, отметив свои ответы на специально приготовленном бланке. (Приложение 1).

Методика исследования: опросник Г. Айзенка (опросник EPQ)

Цель: опросник предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качест существенных компонентов личности: нейротизма, экстра-, интроверсии и психотизма. Опросник содержит 101 вопрос, на который испытуемые должены ответить «да» (+) либо «нет» (–). Время ответов не ограничивается, хотя затягивать процедуру обследования не рекомендуется.

Инструкция. «Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову».

Обработка данных

При обработке опросника подсчитывается количество совпавших

с «ключевыми» ответов испытуемого. Полученные результаты ответов сопоставляются с «ключом». За ответ, соответствующий ключу, присваивается 1 балл, за несоответствующий ключу — 0 баллов. Полученные баллы суммируются.

Ключ

1. Шкала психотизма:

ответы «нет» (-): № 2,6,9,11, 19, 39, 43, 59, 63, 67, 78,100;

ответы «да» (+): № 14, 23, 27, 31, 35, 47, 51, 53.

2. Шкала экетраверсии — интроверсии:

ответы «нет» (-): № 22, 30, 46, 84;

ответы «да» (+); №1,3, 10, 15, 18, 26, 34, 38, 42, 50.

3. Шкала нейротизма:

ответы «да» (+): № 3, 7, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40, 44, 48, 56, 60, 64, 68, 72, 75, 79, 83, 86, 89, 94, 98.

4. Шкала искренности:

ответы «нет» (-): № 4, 8, 17, 25, 29, 41, 43, 49, 65, 69, 76, 80, 82,91,93;

ответы «да» (+): № 13, 21, 33, 37, 61, 73, 87, 99.

Интерпретация результатов

Методика содержит 4 шкалы: экстраверсии — интроверсии, нейротизма, психотизма и специфическую шкалу, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию.

Г.Айзенк рассматривал структуру личности как состоящую из трех факторов.

1. Экстраверсия — интроверсия.

Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

Типичный интроверт — это спокойный, застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

2. Нейротизм.

Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

3. Психотизм.

Эта шкала говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных психологические свойства и состояния личности, реакций, высокой конфликтности, неконтактности, эгоцентричности, эгоистичности, равнодушию. Согласно Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму – состоянию тревоги или реактивной депрессии. Нейротизм и психотизм в случае выраженности этих показателей понимаются в качестве “предрасположенности” к соответствующим видам патологии.

Высокие оценки по шкале экстраверсии—интроверсии соответствуют экстравертированному типу, низкие – интровертированному.

Средние показатели по шкале экстраверсии: 7–15 баллов.

Средние показатели по шкале нейротизма: 8–16.

Средние значения по шкале психотизма: 5–12.

Если по шкале искренности количество баллов превышает 10, то результаты обслёдования считаются недостоверными и испытуемому следует отвечать на вопросы более откровенно.

Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Г.Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по Павлову, очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интро- и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстра-, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации И.П.Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный), черт темперамента, в жизни в чистом виде они встречаются редко.

4.Результаты исследования и их обсуждение

В исследовании приняли участие 40 человек, из них результаты 2 человек по шкале искренности считаются недостоверными.

        В результате исследования были получены следующие данные (рис. 1, 2, 3)

Рис.1. Средние показатели экстраверсии в группах.


Рис.2. Средние показатели нейротизма в группах.

Рис.3. Средние показатели психотизма в группах.

Таким образом, из представленных рисунков видно, что в группе футболистов преобладают дети с холерическим типом темперамента. В процентном соотношении таковых в группе 58%, остальные 42% – сангвиники и флегматики - ребята со смешенными типами (сангвиник – халерик, сангвиник – флегматик).

В группе баскетболистов процент холериков ниже – 21%, зато преобладают сангвиники – 79%, флегматики и меланхолики в группе отсутствуют.

Эти данные можно представить графически (рис.4).

Рис.4. Соотношение холериков и флегматиков в группах

Футболисты холерики характеризуются:

повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Им свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, они склонны действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.

Баскетболисты сангвиники характеризуются следующим:

«Чистый» сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Рекомендации

По результатам проведенного исследования становиться ясно, что при работе в разных секциях (футбол и баскетбол) необходима корректировка программы с учетом темперамента детей:

  • индивидуальный подход;
  • постепенное увеличение нагрузок;
  • чередование работы и отдыха;
  • разносторонняя физическая подготовка.


Заключение

В последнее время в педагогической и психологической практике высказываются идеи индивидуального и личностного подхода к ребенку. Необходимым и обязательным элементом образовательного процесса становиться мониторинг развития личности, планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками во время занятий в спортивных секциях.

Темперамент благоприятствует или, наоборот, противодействует формированию определенных черт характера. Образно говоря, темперамент служит природной канвой, на которую жизнь наносит узоры характера. «Узорами» в этом случае становятся черты характера, которые формируются в конкретных культурных условиях, благодаря воспитательным воздействиям.

Характер подрастающего человека в решающей степени зависит от среды и воспитания. Это можно увидеть на различных примерах, так, встречается немало случаев, когда подростки характером повторяют своих друзей по команде.

Темперамент человека связан непосредственно с особенностями нервной системы, проявлениями физических качеств во время тренировок и соревнований, то изучение психологии в группах спортсменов становиться необходимым.

Результаты проведенного экспериментального исследования позволили оценить доминирующие типы темперамента в группах футболистов и баскетболистов.

Основной вывод заключается в том, что в группе футболистов (13-15 лет) в спортивных секциях преобладают холерики, а в группе баскетболистов – сангвиники. В связи с этим были сделаны рекомендации по индивидуальным планам работы.


Список литературы

  1. Анастази А. Психологическое тестирование: пер. с анг. /под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. Кн. 1. – М, 2002. - 320с.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. – М,1990. - 367 с.
  3. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 1966. - 356 с.
  4. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности - М.: Физкультура и спорт; 1988.-134 с.
  5. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. - М.: Наука, 1990. - 271с.
  6. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типов нервной деятельности систем: к психологическим основам научной организации труда, учения, спорта. - Казань, 1989. - 277с.
  7. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента.-М. Просвещение,1984.- 304с.
  8. Мордовцева К.М Роль темперамента в спортивной деятельности спринтера//Физическая культура, 2004.- №4
  9. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы. - М.: Просвещение, 1966. - 383 с.
  10. Общая психология. Учебное пособие для студентов пед.институтов / под ред. В.В.Богословского.М.: Просвещение, 1991.-458с.
  11. Павлов И.П. и др. Физиология нервной системы. Избранные труды в четырех выпусках. Вып. IV. - М.: Медгиз, 1952. - 683с.
  12. Пейсахов Н.М. Саморегуляция и типологические свойства нервной системы. - Казань, 1983. - 155 с.
  13. Попов А.Л. Спортивная психология: Учеб. пособие для физкультурных вузов /Моск. психолого-социальный ин-т. - М.: Флинта, 1998. - 150с.
  14. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. - М.: ФиС, 1959. - 308с.
  15. Психология: Учебник для ин-тов физ.культуры/под ред.В.М.Мельникова.- М.: Физкультура и спорт.- 1987.- 524с.
  16. Психология: Учебник для ин-тов физ.культуры /под ред.П.А.Рудина.- М.: Физкультура и спорт.-  1984.- 485с.
  17. Раднагуруев Б.Б. Проявление психофизиологических особенностей и физических качеств в спорте//Физическая культура, 2003.- №5
  18. Сиротин О.А. Индивидуализация обучения и совершенствования в спортивной борьбе. - Омск, Челябинск, 1987. - 50с.
  19. Теплов Б.М. Избранные труды. - М.: Педагогика, 1985. - 385 с.
  20. Физиология человека. Учебник для ин-тов физ.культуры. изд. 5-е , под ред. Н.В. Зимкина .- М.:Физкультура и спорт.- 1985. – 362с.


Приложение

Текст опросника Г.Айзенка

1. У вас много различных хобби?

2. Вы  обдумываете предварительно то, что собираетесь сделать?

3. У вас часто  бывают спады и подъемы настроения?

4. Вы претендовали когда-нибудь на похвалу за то, что в действительности  сделал другой человек?

5. Вы разговорчивый человек?

6. Вас беспокоило бы то, что вы залезли в долги?  

7. Вам  приходилось чувствовать себя несчастным человеком  без особых на то причин?

8. Вам случалось когда-нибудь пожадничать, чтобы получить больше, чем вам полагалось?

9. Вы тщательно запираете дверь на ночь?

10. Вы считаете себя жизнерадостным человеком?

11. Увидев, как страдает ребенок, животное, вы бы сильно расстроились?

12. Вы часто переживаете из-за того, что сделали или сказали что - то, чего не следовало бы делать или говорить?

13. Вы всегда исполняете свои обещания, даже если лично вам это очень неудобно?

14. Вы получили бы удовольствие, прыгая с парашютом?

15. Способны ли вы дать волю чувствам и от души повеселиться в шумной компании?

16. Вы раздражительны?

17. Вы когда-нибудь обвиняли кого-нибудь в том, в чем на самом деле были виноваты сами?

18. Вам нравится знакомиться с новыми людьми?

19. Вы верите в пользу страхования?

20. Легко ли вас обидеть?

21. Все ли ваши привычки хороши и желательны?

22. Вы стараетесь быть в тени, находясь в обществе?

23. Стали бы вы принимать средства, которые могут привести вас в необычное или опасное состояние (алкоголь, наркотики)?

24. Вы часто испытываете такое состояние, когда все надоело?

25. Вам случалось брать вещи, принадлежащие другому лицу, будь это даже такая мелочь, как булавка или пуговица?

26. Вам нравится часто ходить к кому-нибудь в гости и бывать в обществе?

27. Вам доставляет удовольствие обижать тех, кого вы любите?

28. Вас часто беспокоит чувство вины?

29. Вам приходилось говорить о том, в чем вы плохо разбираетесь?

30. Вы обычно предпочитаете книги встречам с людьми?

31. У вас есть явные враги?

32. Вы назвали бы себя нервным человеком?

33. Вы всегда извиняетесь, когда нагрубите другому?

34. У вас много друзей?

35. Вам нравится устраивать розыгрыши и шутки, которые иногда могут действительно причинить людям боль?

36. Вы беспокойный человек?

37. В детстве вы всегда безропотно и немедленно выполняли то, что вам приказывали?

38. Вы считаете себя беззаботным человеком?

39. Много ли для вас значат хорошие манеры и чистоплотность?

40. Волнуетесь ли вы по поводу каких-либо ужасных событий, которые могли бы случиться, но не случились?

41. Вам случалось сломать или потерять чужую вещь?

42. Вы обычно первыми проявляете инициативу при знакомстве?

43. Можете ли вы легко понять состояние человека, если он делится с вами заботами?

44. У вас часто нервы бывают, натянуты до предела?

45. Бросите ли вы ненужную бумажку на пол, если под рукой нет корзины?

46. Вы больше молчите, находясь в обществе других людей?

47. Считаете ли вы, что брак старомоден и его следует отменить?

48. Вы иногда чувствуете жалость к себе?

49. Вы иногда много хвастаетесь?

50. Вы легко можете внести оживление в довольно скучную компанию?

51. Раздражают ли вас осторожные водители?

52. Вы беспокоитесь о своем здоровье?

53. Вы говорили когда-нибудь плохо о другом человеке?

54. Вы любите пересказывать анекдоты и шутки своим друзьям?

55. Для вас большинство пищевых продуктов одинаковы на вкус?

56. Бывает ли у вас иногда дурное настроение?

57. Вы дерзили когда-нибудь своим родителям в детстве?

58. Вам нравится общаться с людьми?

59. Вы переживаете, если узнаете, что допустили ошибки в своей работе?

60. Вы страдаете от бессонницы?

61. Вы всегда моете руки перед едой?

62. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?

63. Вы предпочитаете приходить на встречу немного раньше назначенного времени?

64. Вы чувствуете себя апатичным, усталым без какой-либо причины?

65. Вам нравится работа, требующая быстрых действий?

66. Вы так любите поговорить, что не упускаете любого удобного случая побеседовать с новым человеком?

67. Ваша мать — хороший человек (была хорошим человеком)?

68. Часто ли вам кажется, что жизнь ужасно скучна?

69. Вы когда-нибудь воспользовались оплошностью другого человека в своих целях?

70. Вы часто берете на себя больше, чем позволяет время?

71. Есть ли люди, которые стараются избегать вас?

72. Вас очень заботит ваша внешность?

73. Вы всегда вежливы, даже с неприятными людьми?

74. Считаете ли вы, что люди затрачивают слишком много времени, чтобы обеспечить свое будущее, откладывая сбережения, страхуя себя и свою жизнь?

75. Возникало ли у вас когда-нибудь желание умереть?

76. Вы попытались бы избежать уплаты налога с дополнительного заработка, если бы были уверены, что вас никогда не смогут уличить в этом?

77. Душа компании — это о вас?

78. Вы стараетесь не грубить людям?

79. Вы долго переживаете после случившегося конфуза?

80. Вы когда-нибудь настаивали на том, чтобы было по-вашему?

81. Вы часто приезжаете на вокзал в последнюю минуту перед отходом поезда?

82. Вы когда-нибудь намеренно говорили что-нибудь неприятное или обидное для человека?

83. Вас беспокоили ваши нервы?

84. Вам неприятно находиться среди людей, которые подшучивают над товарищами?

85. Вы легко теряете друзей по своей вине?

86. Вы часто испытываете чувство одиночества?

87. Всегда ли ваши слова совпадают с делом?

88. Нравится ли вам иногда дразнить животных?

89. Вы легко обижаетесь на замечания, касающиеся лично вас и вашей работы?

90. Жизнь без какой-либо опасности показалась бы вам слишком скучной?

91. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или работу?

92. Вам нравится суета и оживление вокруг вас?

93. Вы хотите, чтобы люди боялись вас?

94. Верно ли, что вы иногда полны энергии и все горит в руках, а иногда совсем вялы?

95. Вы иногда откладываете на завтра то, что должны сделать сегодня?

96. Считают ли вас живым и веселым человеком?

97. Часто ли вам говорят неправду?

98. Вы очень чувствительны к некоторым явлениям, событиям, вещам?

99. Вы всегда готовы признавать свои ошибки?

100. Вам когда-нибудь было жалко животное, которое попало в капкан?

101. Трудно ли вам было заполнять анкету?


[2] Попов А.Л. Спортивная психология: Учеб. пособие для физкультурных вузов /Моск. психолого-социальный ин-т. - М.: Флинта, 1998. - 150с.

[3] Теплов Б.М. Избранные труды. - М.: Педагогика, 1985. - 385 с.

[6] Мордовцева К.М Роль темперамента в спортивной деятельности спринтера//Физическая культура, 2004.- №4

[7] Физиология человека. Учебник для ин-тов физ.культуры. изд. 5-е , под ред. Н.В. Зимкина .- М.:Физкультура и спорт.- 1985. – 362с.

[8] Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности - М.: Физкультура и спорт; 1988.-134 с.

[9] Общая психология. Учебное пособие для студентов пед.институтов / под ред. В.В.Богословского.М.: Просвещение, 1991.-458с.

[11] Психология: Учебник для ин-тов физ.культуры/под ред.В.М.Мельникова.- М.: Физкультура и спорт.- 1987.- 524с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Темперамент. Типы темперамента.

Ознакомление участников с понятиями «темперамент», какие типы темперамента существуют, показать на примере знаменитых людей каждый тип темперамента....

Темпераменты во внешности и поведении, профориентация темпераментов

Материал содержит презентацию и теорию для проведения классного часа...

Изучение темперамента и типов защит при темпераментальных акцентуациях в старшем школьном возрасте

Актуальность выбранной темы определяется современными требованиями к системе образования, связанными с нахождением оптимальных психологических подходов к учащимся в разных ситуациях с учетом их ...

Индивидуализация подготовки спортсменов ССУЗов с учетом свойств темперамента.

Спортивная психология 21 века - это прежде всего психология,обеспечивающая процесс формирования гармоничной личности в спорте.Чтобы эффективно оказывать психологическую помощь в спорте , нужно создать...

Занятие по изучению особенностей темперамента

сказка «Красные, желтые, зеленые и черные волшебники»Цель занятия: повышение уровня психологической грамотности обучающихся, познание себя и других.Дидактический материал: пластилин, тряпки для вытира...

Статья по теме "Влияние темперамента на изучение иностранных языков"

В данной статье рассматривается связь и влияние индивидуально-психологических особенностей учащихся при изучении иностранного языка....

Темперамент и его виды.Определение темперамента моих одноклассников

Автор: Ивлева Яна ВячеславовнаУченица и обучающаяся 9 "б" Класса МОУ СШ№3Города Тутаева Ярославской областиРуководитель:Черепанова Татьяна ВячеславовнаУчитель биологии МОУ СШ№3 Данная и...