Программа занятий "Клуба общения" для детей с девиантным поведением
план-конспект по психологии

Куртеева Екатерина Владимировна

В современной возрастной и педагогической психологии установлено, что развитие ребенка – это формирование и совершенствование психических процессов и свойств личности, происходящих в результате личной активности.

Регулируя отношения между членами группы, педагог оказывает благоприятное влияние на социально-психологический климат группы, и, следовательно, на эмоциональное благополучие личности каждого ученика.

Современное школьное образование требует пристального внимания и изучения проблемы возрастающего числа неуспевающих школьников.

Диапазон отклонений в поведении учащихся широк и разнообразен. По сферам деятельности отклонения условно представлены в виде групп:

  • Отклонения в учебной деятельности;

  • Нарушение режима и правил учебного заведения;

  • Нарушения норм общественного поведения;

  • Нарушение правовых норм.

Все это подрывает уверенность ребенка в себе; его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях.

Потребность в организации системы предупредительной работы с детьми, укрепление положительных начал в ребенке, адаптация его в коллективе сверстников привело к необходимости организации "Клуба общения", работа которого будет строиться, по специально разработанной программе.

 

Цель программы – формирование и развитие навыков общения, осознание себя членом коллектива, развитие группового единства и повышения уровня доверия в группе.

Задачи:

- развитие навыков вербального и невербального общения;

-формирование умения приходить к единому мнению и способности отстаивать собственное мнение;

- сплочение, доверие к другим людям.

Предмет коррекции – общение в условиях средне образовательной школы.

Объект коррекции – дети с девиантным, длинквентным поведением  подросткового возраста.

Программа состоит из одиннадцати занятий, рассчитанных на пять месяцев (по два занятия в месяц).  В группе – 10-12 человек в возрасте 10 –15 лет. Занятие рекомендуется проводить во второй половине дня двумя ведущими в течение 40 минут. Средствами коррекции являются игротерапия, элементы психогимнастики, специальные приемы игрового типа, направленные на повышение сплоченности группы, развитие навыков общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiy_psihologicheskogo_kruzhka.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия психологического кружка.

        Занятие 1.

Цель: знакомство, настрой на взаимодействие, осознание индивидуальности каждого ученика.

Упражнение 1. Приветствие.

Цель: настрой на взаимодействие.

Ход. Знакомство  с правилами тренинга, обсуждение с участниками выбора приветствия. Более популярное закрепляется на весь курс занятий.

Упражнение 2. Паутинка.

Цель: знакомство с участниками.

Ход. Пригласить всех детей в круг, объяснить правила игры, назвать свое имя и рассказать о себе. Взять клубок в руки и начать игру, перекидывая клубок. Получится большая паутинка. Затем поговорить с детьми о том, что может способствовать сплочению. После чего постепенно распутывать паутинку, для этого каждый должен возвратить клубок предыдущему, называя его имя и по возможности пересказывая его рассказ о себе, до тех пор, пока клубок не вернется к первому игроку.

Упражнение 3. Ассоциации настроения.

Цель: выяснить с каким настроением пришли на занятие учащиеся.

Ход. Участникам тренинга предлагается нарисовать в течение 5-6 минут свое настроение.

Затем идет обсуждение рисунков.

Упражнение 4. Расскажи обо мне.

Цель: развитие умения слушать собеседника и точно передавать полученную информацию.

Ход. Все участники разбиваются на пары и несколько минут рассказывают друг другу о себе. Затем рассаживаются в круг; один сидит на стуле, второй стоит за его спиной. Стоящий за спиной рассказывает о своем собеседнике от первого лица. Затем они меняются  местами.

Упражнение 5.  Волшебник.

Цель: развитие взаимопонимания.

Ход. Все сидят в кругу. Из группы выбирается один участник – волшебник. Тренер говорит ему на ухо критерий, по которому он будет выполнять все желания. Участники просят исполнить желания. Если желания подходят по критерию, то волшебник «исполняет» их. (Например, исполнить желания со словом «пожалуйста»).

Обсуждение занятия: у участников тренинговой группы выясняется ,что им понравилось, что не понравилось.

Заполнение визитной карточки, которая дает возможность повести самоанализ, поразмышлять о своей роли в клубе.

Образец визитной карточки.

Визитная карточка

Ф.И.О. _____________________________________ класс_________

Время вступления в клуб ____________________________________

Цель вступления ___________________________________________

Первое поручение __________________________________________

В каких коллективных делах участвовал _______________________

__________________________________________________________

Какие предложения мог бы внести в работу клуба _______________

__________________________________________________________

Где  и в чем конкретно проявил себя организатором _____________

__________________________________________________________

Кого из взрослых хотел бы пригласить в свой клуб и почему _____

__________________________________________________________

Прощание.

Конспект занятия психологического кружка.

Занятие 2.

Цель: Развитие заинтересованности друг другом, эмпатии и поощрение невербального общения.

Упражнение 1. Приветствие. (см.выше).

Упражнение 2. Друг к другу.

Цель: настрой на взаимодействие.

Ход. Тренер предлагает поздороваться разными способами без слов. Например: за руку, локоточками, коленками, плечами и т.д.

Упражнение 3. Имя + слово на первую букву

Цель: закрепление привычки обращаться друг к другу по имени.

Ход. Каждый из участников называет свое имя, придумывая на первую букву имени любое слово (предмет, явление и т.д.).

Упражнение 4. Испорченный ксерокс.

Цель: развитие сплоченности группы через невербальное общение.

Ход. Участники делятся на две команды. Ведущий на ухо последнему участнику каждой команды называет какой-либо предмет; тот должен молча нарисовать его пальцем на спине предыдущему участнику. В результате первые участники должны угадать исходное слово.

Упражнение 5. Мы такие разные.

Предложить учащимся составить портрет-коллаж, с помощью которого мы узнаем о каждом из вас что-то новое, интересное.

Написать каждому ребенку записку с пожеланием, например, "как хорошо, что ты с нами в группе", "замечательно рисуешь", "с тобой приятно общаться" и т.д.

Затем детям предложить образовать круг и по желания рассказать о себе при помощи коллажа.

Упражнение 6. Я - особенный.

Цель: помочь детям поделиться своими представлениями о себе, что у каждого есть свои таланты и способности, которые делают нас особенными, непохожими на других.

Ход. Рассказывающий садится на трон, рассказывает о себе хорошее и слушает приятные слова от других.

В тетрадях, под фотографией сделать запись друг другу: "Личное дело". Писать только добрые фразы.

Упражнение 7. Социометрия.

Цель: выявление межличностных отношений, предпочтений.

Ход. Каждый участник отдает уже имеющийся у него красный и черный кружок кому-то из группы: красный – тому, с кем понравилось работать; черный – тому, кого хотелось бы узнать получше.

Затем зажечь свечу, предложить высказать свое мнение о занятии, предложения, пожелания: Мне сегодня было…

Я себя чувствовал…

Ритуал прощания.

Конспект занятия психологического кружка.

Занятие 3.

Цель: Развитие взаимоподдержки и доверия.

Упражнение 1. Приветствие. (см.выше)

Упражнение 2. Радуга

Цель: расширение границ невербального самовыражения.

Ход. Группа расположена полукругом. Ведущий предлагает ученикам продумать, каким цветом можно выразить их настроение в настоящий момент. Каждый из участников выходит в центр полукруга и невербально показывает цвет своего настроения.

Упражнение 3. Без слов.

Цель: настрой на взаимодействие.

Ход. Участники становятся в два круга: внутренний и внешний, лицом друг напротив друга. Образующиеся пары выполняют какое-нибудь задание. Например, поздороваться за руку, побороться ладошками, выразить уважение глазами и т.д.

Упражнение 4. Расскажи обо мне.

Цель: развитие умения слушать собеседника и точно передавать полученную информацию.

Ход. Все участники разбиваются на пары и несколько минут рассказывают друг другу о себе. Затем рассаживаются в круг; один сидит на стуле, второй стоит за его спиной. Стоящий за спиной рассказывает о своем собеседнике от первого лица. Затем они меняются  местами.

Упражнение 5. Карусель.

Цель: развитие группового единства и повышение уровня доверия в группе.

Ход. Участники образуют два круга: внешний и внутренний (внутренний спиной к внешнему). Участники внутреннего круга падают на участников внешнего круга, которые должны их удержать. Затем круги меняются местами.

Упражнение 6. Кулак, палец, ладонь

Все участники становятся в круг. Детям предлагается, не договариваясь, на счет три (ведущий считает: 1,2,3) «выкинуть» кулак, большой палец вверх или открытую ладонь, всей группой одно и тоже.

Обсуждение: удалось – не удалось. Что помогало – мешало, бал ли один человек, на которого ориентировались или ориентировались на большинство, что чувствовали.

Для ведущего упражнение дает полную информацию об уровне развития группы (кулак – повышенная агрессия).

Упражнение можно усложнить: выкинуть определенное количество пальцев на одной руке (от 1 до 5), на двух руках.

Упражнение 7. Картинки по кругу.

Цель: развитие умения коллективной деятельности.

Ход. Сидящие в кругу участники на листочках начинают рисовать произвольное изображение. По команде все передают свои рисунки сидящему слева. Тот продолжает рисовать полученный рисунок. Затем снова дается команда. Так продолжается до тех пор, пока каждый не получит свой рисунок обратно.

Упражнение 8. Релаксация

Цель: закрепление внутреннего положительного состояния.

Закройте глаза и представьте, что вы лежите на берегу синего озера: ощутите легкость в руках, в теле; почувствуйте, как свежий ветер подхватывает вас и поднимает медленно и плавно к синему небу. Ветерок ласкает ваши волосы, овевает свежим дыханием лицо. Вы чувствуете на свеем лице прикосновение ветерка., вы видите облака. Рассмотрите их, какого они цвета, формы? Вы медленно опускаетесь на пушистое прохладное облако. Вокруг мелькают разноцветные огоньки – это ваши мысли, которые радуются вам и подмигивают своим светом. На вашем лице спокойная улыбка: вы спокойны.Хорошо отдыхать, но пора вставать.

Обсуждение. Прощание.

Конспект занятия психологического кружка.

Занятие 4.

Цель: Развитие навыков общения путем тактильного контакта, развитие группового единства и повышение уровня доверия в группе.

Упражнение 1. Приветствие. (см. выше).

Упражнение 2. Поздороваться без слов.(см. Друг к другу)

Упражнение 3. Настроение.

Цель: выявление настроения участников.

Ход. Каждому выдается два кружка из цветной бумаги (красный и черный), символизирующие хорошее и плохое настроение. Каждый должен обосновать свой выбор.

Упражнение 4. День рождения.

Цель: эмпатическое восприятие другого человека, сплочение группы.

Ход. После выявления в предыдущем упражнении настроения самого неуспешного участника сажают в центр круга, и каждый  дарит ему символический подарок.

Упражнение 5. Страна дружбы.

Цель: развитие умения устанавливать отношения с людьми, сверстниками, умение сохранить эти отношения.

Ход. Предложить детям отправиться в "страну дружбы", объяснить правила игры, раздать материал для рисования,, попросить оформить пейджик и прикрепить на корзинку с воздушным шаром.

Попросить детей закрыть глаза и начать путешествие на воздушном шаре (в это время звучит спокойная музыка).

"Шар медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваше лицо? здесь высоко в небе мы летим над лесами и полями, над странами. На горизонте показалась страна дружбы. Шар медленно опускается. Постарайтесь мысленно увидеть эту страну, ее жителей. Может вы увидели своих друзей, близких. Поприветствуйте их, поздоровайтесь с ними, можете обнять их от души.

Ощутите атмосферу страны дружбы, она теплая и сердечная, в ней светит солнце, дует теплый ветерок.

А теперь мы возвращаемся в шар, он поднимается в небо мы машем жителям стары дружбы и летим назад, приземляемся, выходим. Открываем глаза."

  • Какой вы увидели страну дружбы
  • Какие там жители?

После опроса дети рисуют на ватмане эту страну, ничего белее не обсуждая и не переговариваясь. Работа выполняется под тихую, спокойную музыку. Затем дать возможность рассказать о мыслях и о том как удалось выполнить их в общем рисунке.

Упражнение.6.  Роза и чертополох.

Дается два этих предмета одному из участников. И он может подойти к любому из сидящих в круге и сказать: «Я дарю тебе эту роза за то, что ты… и дарю тебе этот чертополох за то, что ты…(роза – за то качество, которое ты принимаешь в человеке, оно тебе нравится, а чертополох – за то качество, которое ты не принимаешь в нем, над которым, как тебе кажется, ему необходимо поработать)». Участник, получивший розу и чертополох, «дарит» их другому члену группы и т.д.

Прощание.

Конспект занятия психологического кружка.

Занятие 5.

Цель: Установление взаимопонимания между детьми и усовершенствование полученных навыков общения.

Упражнение 1. Приветствие. (см. выше)

Упражнение 2. Мой портрет в лучах солнца.

Цель: осознание индивидуальности каждого участника и единства коллектива, закрепление навыков общения.

Ход. Детям предлагается нарисовать на листочках солнышко, лучики символизируют те качества, способности, за которые они себя уважают и любят. Затем листок передается по кругу. Каждый участник подчеркивает те лучики, если он согласен, что у товарища есть эти качества, и добавляет лучики – качества, которые он видит в этом человеке. Затем листочки возвращаются авторам, и они комментируют изменения, которые произошли с его солнышком. Из всех солнышек собирается букет.

Упражнение 3. Такие разные друзья.

Цель: помочь детям осознать, что друзьями могут быть и взрослые, и дети, животные и игрушки, а также тот, кого они придумали сами.

Ход. Попросить завершить предложение: "Хороший друг – это …".

Друзей у нас может быть очень много, все они занимают определенное место в нашей жизни. Предложить изобразить их на лепестках ромашки разных цветов: на желтом – друзей-сверстников, на розовом – взрослого друга, на голубом – друга-животного, на белом – воображаемого и т.д.

Собрать лепестки в одну ромашку, внутри которой написать свое имя. Затем закрепить на рисунке страны дружбы.

Предложить детям рассказать о своих друзьях.

Упражнение 4. Релаксация.

Цель: расслабление, закрепление положительного состояния.

Ход. Устройтесь подобнее и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте, что вы один на пляже. Теплый солнечный день. Вы гуляете вдоль пляжа, вы чувствуете между пальцев ног теплый песок. Теплое солнце ласкает вашу кожу. Вы смотрите на небо, на облака, идете по воде. Почувствуйте приятную прохладу воды и дуновение ветерка. Вслушайтесь, как бьются волны о берег. Сядьте на скалу и посмотрите на море, смотрите на танцующий свет в волнах, на прибой. Слушайте шум волн, почувствуйте расслабление, вызванное этой картиной. Побудьте в этом состоянии.

Упражнение 5. Социометрия.

Цель: выявление межличностных отношений, предпочтений.

Ход. Каждый участник отдает уже имеющийся у него красный и черный кружок кому-то из группы: красный – тому, с кем понравилось работать; черный – тому, кого хотелось бы узнать получше.

Обсуждение.

Прощание.

Конспект занятия психологического кружка.

        Занятие 6.

Цель: Развитие навыка аргументирования, умения договариваться и    приходить к единому мнению.

Упражнение 1. Приветствие (см. выше)

Упражнение 2. Настроение.(см. выше)

Упражнение 3. Скажи мне кто твой друг.

Каждый участник "набрасывает" в течение 3-4 минут психологический портрет кого-либо из членов группы. Указывая на признаки, по которым можно сразу узнать конкретного человека.

В "портрете" должно быть не менее 10-12 черт характера и привычек, особенностей, характеризующих именно этого человека.

Затем написавший выступает именно с этой информацией, а участники пытаются угадать, чей это портрет.

Упражнение 4. Ласковое имя.

Участникам тренинговой группы предлагается вспомнить, как их ласково называли в детстве родные и знакомые. Записать все "ласковые имена" на листочек,  а затем озвучить при всей группе и назвать какие из его имен больше всего нравятся, какие не нравятся, а каким бы именем они хотели, чтобы их называли сейчас и почему.

Упражнение 5. Пожелания

Закончим работу с высказывания пожеланий друг другу на сегодняшний день. Пожелание должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч кому-то и одновременно говорите свое пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему, высказывая ему пожелание на следующий день. Будьте внимательны, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

 Обсуждение.

Прощание.

Конспект занятия психологического кружка.

Занятие 7.

Цель: развитие воображения и расширение невербального самовыражения; снятие эмоционального и мышечного напряжения и страхов.

Упражнение 1. Приветствие. (см. выше).

Упражнение 2. Поздороваться без слов.(см. Друг к другу)

Упражнение 3. Настроение.

Цель: выявление настроения участников.

Ход. Каждому выдается два кружка из цветной бумаги (красный и черный), символизирующие хорошее и плохое настроение. Каждый должен обосновать свой выбор.

Упражнение 4. День рождения.

Цель: эмпатическое восприятие другого человека, сплочение группы.

Ход. После выявления в предыдущем упражнении настроения самого неуспешного участника сажают в центр круга, и каждый  дарит ему символический подарок.

Упражнение 5. Ворота для глаз.

           Цель: поощрение невербального общения.

Ход. Все стоят в кругу, держась за руки. Водящий находится за кругом и пытается уговорить любыми способами впустить его в круг. Если кто-то из участников не поддается на уговоры, то он переходит к любому другому участнику.

Упражнение 6. Одна конфета на двоих.

Предложить детям разделиться на пары, между ними на чистый лист бумаги положить конфету и сказать: "Только один из вас может получить конфету, если другой по доброй воле отдаст ее вам. Вы не можете просто взять конфету без согласия партнера. У вас есть две минуты."

Ребята демонстрируют способы достижения цели, поэтому важно зафиксировать их для дальнейшего анализа. Затем две минуты дается, чтобы сообща решить, что сделать с этой конфетой вдвоем.

Упражнение 7. Бомбоубежище.

Цель: развитие умения ориентироваться в сложной ситуации, отстаивать свое мнение, приходить  к единому мнению.

Ход. Участники делятся на микрогруппы по пять человек. Им предлагается ситуация: «Вас пять человек – старушка, фермер, беременная женщина, балерина, спортсмен. Вы находитесь в бомбоубежище. Чтобы выжить, необходимо обоснованно «избавиться» от одного из вас». Дается время на обсуждение, затем высказывается решение и его обоснование.

Упражнение 8. Прислушайся к своему телу

Цель: расслабление.

Ход. Все ученики, кроме ведущего, рассаживаются на стульях, ведущий располагается напротив всех. Ученики закрывают глаза и внимательно слушают ведущего. Ведущий через интервал 10-15 сек. Называет какую-нибудь часть тела (например, левая рука, мизинец правой руки, левая ступня, живот и т.п.). Ученики концентрирую все свое внимание на тех частях тела, которые названы ведущим. Они стараются ясно почувствовать, внутренне ощутить эти части тела. После того, как группа сконцентрировалась на внешних участках тела, ведущий переходит к внутренним органам. Ведущий может назвать язык, печень, горло, желудок и т.д., но избегает сосредоточения на сердце. Участники концентрируют внимание на этих участках. В заключении по знаку ведущего вся группа открывает глаза. По желанию ученики могут рассказать о своих отношениях.

Обсуждение.

Прощание.

Конспект занятия психологического кружка.

Занятие 8.

Цель: развитие интуиции и способности предугадывать поведение другого человека; развитие умения взаимодействовать с окружающими при помощи как вербальных, так и невербальных средств.

Упражнение 1. Приветствие. (см. выше).

Упражнение 2. Поздороваться без слов.(см. Друг к другу)

Упражнение 3. Настроение.

Цель: выявление настроения участников.

Ход. Каждому выдается два кружка из цветной бумаги (красный и черный), символизирующие хорошее и плохое настроение. Каждый должен обосновать свой выбор.

Упражнение 4. День рождения.

Цель: эмпатическое восприятие другого человека, сплочение группы.

Ход. После выявления в предыдущем упражнении настроения самого неуспешного участника сажают в центр круга, и каждый  дарит ему символический подарок.

Упражнение 5. Приглашение.

Цель: поощрение невербальной коммуникации.

Ход. Ученикам предлагается выбрать себе партнера. Каждый придумывает, каким образом можно провести следующий день (например,  кататься на коньках, пойти в кино и т.д.)., и приглашает партнера, используя только невербальные средства.

Упражнение 6. Времена года

Цель: поощрение невербального общения.

Ход. Ученикам предлагается объединиться в группы, используя только невербальные средства. Объединение происходит в зависимости от времени года, в которое родились ученики. По хлопку ведущего каждый начинает изображать свое время года и искать свою группу. Упражнение заканчивается обсуждением трудностей, которые возникли в процессе его выполнения.

Упражнение 7. Найди пару

Все сидят в круге. По сигналу необходимо поменяться с кем-то местами. Для этого необходимо установить контакт глазами.

Упражнение 8. Слепой и поводырь.

Цель: опыт ответственности и беспомощности, развитие доверия к другим участникам.

Ход. Из группы выбираются два участника. Один – слепой, другой – поводырь. Расставляются препятствия из любых подручных средств (парты, стулья и т.д.). Поводырь должен молча провести слепого через препятствия. После чего задаются вопросы: что чувствовал? Доверял ли поводырю? Что понравилось больше: водить или быть ведомым? Почему? И т.п.

Упражнение 9. Комплименты

Участники группы делятся на две равные части и встают, образуя внутренний и внешний круг. Дети стоят лицом друг к другу. Человек из внешнего круга говорит участнику во внутреннем круге: «Мне нравится, что ты…». Человек из внутреннего круга отвечает на это: «Да, я (повторяет), и еще я…». Важно, чтобы участники говорили искренне. Затем поменяться кругами.

Обсуждение.

Прощание.

Конспект занятия психологического кружка.

Занятие 9.

Цель: Развитие навыка аргументирования, умения договариваться и    приходить к единому мнению.

Упражнение 1. Приветствие (см. выше)

Упражнение 2. Настроение.

Цель: выявление настроения участников.

Ход. Каждому выдается два кружка из цветной бумаги (красный и черный), символизирующие хорошее и плохое настроение. Каждый должен обосновать свой выбор.

Упражнение 3. День рождения.

Цель: эмпатическое восприятие другого человека, сплочение группы.

Ход. После выявления в предыдущем упражнении настроения самого неуспешного участника сажают в центр круга, и каждый  дарит ему символический подарок.

Упражнение 4. Потерпевшие кораблекрушение.

 Упражнение выполняется всеми членами группы. Они сидят за одним столом. Каждому члену группы дается инструкция, в которой сообщается, что группа – это одна команда, оставшаяся в живых после какого-либо происшествия. Происшествие описывается в инструкции. На отдельном листе дается список предметов (10-15), которые остались неповрежденными. Задача каждого участника группы самостоятельно классифицировать их в соответствии с значением для выживания. На это дается 15-20 минут. После того как завершена индивидуальная классификация, группе дается 45 минут для выполнения общего задания. Группа должна прийти к единому мнению относительно места каждого предмета в классификации. При этом обращается внимание группы на то, что оценку необходимо дать так, чтобы все члены группы могли с ней согласиться хотя бы от части.

Даются следующие рекомендации для достижения согласия:

- подходите к задаче логически;

- поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы от части;  

- избегайте голосования;

- рассматривайте наличие мнений как помощь, а не как помеху при принятии решения.

После завершения работы группой, предоставляется информация о правильной классификации, составленной экспертами, ответ экспертов вписывается в ответный лист.

Упражнение 5. Свеча.

Цель: умение расслабляться в различных ситуациях.

Ход. Закройте глаза. Представьте себе, что перед вами стоит свеча. Попробуйте мысленно раздуть пламя, а потом уменьшить его. Когда вы раздуваете его, становиться светлее, когда уменьшаете его, становиться темнее. Чередуйте темноту со светом. Представьте себе, что свет становиться ярче, лучистее. Попробуйте сделать его таким ярким, чтобы вокруг стало светло как днем. Теперь очень медленно приглушайте свет пламени.

Обсуждение.

Прощание.

Конспект занятия психологического кружка.

Занятие 10.

Цель: закрепление ранее полученных знаний, возможность на практике отработать умение устанавливать вербальный контакт, т.е. начинать и продолжать разговор; развитие умения сотрудничества и умения отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других участников.

Упражнение 1. Приветствие. (см. выше).

Упражнение 2. Прогноз погоды.

Инструкция: «Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что у вас сейчас «плохая погода» или «штормовое предупреждение», а может быть, для вас солнце уже светит вовсю».

Упражнение 3. Пожелания

Начнем работу с высказывания пожеланий друг другу на сегодняшний день. Пожелание должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч кому-то и одновременно говорите свое пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему, высказывая ему пожелание на следующий день. Будьте внимательны, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

Упражнение 4. Очередь.

Из группы выбирается несколько человек, один из которых – водящий. Остальные становятся друг за другом как бы в очередь, а водящий должен пройти к прилавку магазина без очереди. Он завязывает разговор с каждым стоящим, пытаясь достичь своей цели. При этом некоторые участники могут иметь игровые задачи. Например, не пропустить «нахала» к прилавку, или взять его к себе в компанию для чего-либо.

После проигрывания сценок, ведущий обращает внимание на успешность или неуспешность основного участника, вербальные и невербальные компоненты установления контакта. Вторые участники делятся впечатлениями, что побуждало их идти на встречу просьбе, а что снижало это желание. Если основному участнику не удалось добиться цели, то отмечается, что было недостаточно, на что необходимо обратить внимание в следующий раз. И ведущий обязательно акцентирует внимание на том, что было удачным. Второй участник обычно не обсуждается. Желательно, чтобы основной участник проиграл сценку несколько раз подряд.

Упражнение 5. Прислушайся к своему телу.

Цель: расслабление.

Ход. Все ученики, кроме ведущего, рассаживаются на стульях, ведущий располагается напротив всех. Ученики закрывают глаза и внимательно слушают ведущего. Ведущий через интервал 10-15 сек. Называет какую-нибудь часть тела (например, левая рука, мизинец правой руки, левая ступня, живот и т.п.). Ученики концентрирую все свое внимание на тех частях тела, которые названы ведущим. Они стараются ясно почувствовать, внутренне ощутить эти части тела. После того, как группа сконцентрировалась на внешних участках тела, ведущий переходит к внутренним органам. Ведущий может назвать язык, печень, горло, желудок и т.д., но избегает сосредоточения на сердце. Участники концентрируют внимание на этих участках. В заключении по знаку ведущего вся группа открывает глаза. По желанию ученики могут рассказать о своих отношениях.

Обсуждение.

Прощание.

Конспект занятия психологического кружка.

Занятие 11.

Цель: закрепление полученных навыков, осознание единства коллектива и индивидуальности каждого его члена.

Упражнение 1. Приветствие. (см. выше).

Упражнение 2. Рисунок настроения.

Цель: закрепление положительных эмоций, выход негативных.

Ход. Детям предлагается произвольно под музыку нарисовать свое настроение.

Упражнение 3. Чемодан в дорогу

Инструкция: «Наша работа подходит к концу. Мы, конечно, будем встречаться, но не будем больше собираться здесь всей нашей группой и заниматься. Мы провели здесь много времени и много узнали друг о друге. Сейчас мы для каждого из нас соберем «чемодан» - соберем качества и особенности, которые проявлялись на наших занятиях. Каждый из нас будет выходить из комнаты, а оставшиеся будут решать, какие качества мы ему соберем: мы возьмем одно качество, которое нам понравилось, из тех, что уже есть у участника и одно качество, которое нам хотелось бы, чтобы он изменил. Выбирать качества будем все вместе, чтобы между нами было согласие по поводу этих выборов. Кто хочет выйти первым?»

Обсуждение.

Чаепитие.

   

   

Программа занятий "Клуба общения"

для детей

с девиантным поведением

Программа занятий разработана:

педагогом-психологом Куртеева Е.В. педагогом-психологом Вельмина К.О.

г.Советский, 2021г.

Пояснительная записка.

В современной возрастной и педагогической психологии установлено, что развитие ребенка – это формирование и совершенствование психических процессов и свойств личности, происходящих в результате личной активности.

Регулируя отношения между членами группы, педагог оказывает благоприятное влияние на социально-психологический климат группы, и, следовательно, на эмоциональное благополучие личности каждого ученика.

Современное школьное образование требует пристального внимания и изучения проблемы возрастающего числа неуспевающих школьников.

Диапазон отклонений в поведении учащихся широк и разнообразен. По сферам деятельности отклонения условно представлены в виде групп:

  • Отклонения в учебной деятельности;
  • Нарушение режима и правил учебного заведения;
  • Нарушения норм общественного поведения;
  • Нарушение правовых норм.

Все это подрывает уверенность ребенка в себе; его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях.

Потребность в организации системы предупредительной работы с детьми, укрепление положительных начал в ребенке, адаптация его в коллективе сверстников привело к необходимости организации "Клуба общения", работа которого будет строиться, по специально разработанной программе.

Цель программы – формирование и развитие навыков общения, осознание себя членом коллектива, развитие группового единства и повышения уровня доверия в группе.

Задачи:

- развитие навыков вербального и невербального общения;

-формирование умения приходить к единому мнению и способности отстаивать собственное мнение;

- сплочение, доверие к другим людям.

Предмет коррекции – общение в условиях средне образовательной школы.

Объект коррекции – дети с девиантным, длинквентным поведением  подросткового возраста.

Программа состоит из одиннадцати занятий, рассчитанных на пять месяцев (по два занятия в месяц).  В группе – 10-12 человек в возрасте 10 –15 лет. Занятие рекомендуется проводить во второй половине дня двумя ведущими в течение 40 минут. Средствами коррекции являются игротерапия, элементы психогимнастики, специальные приемы игрового типа, направленные на повышение сплоченности группы, развитие навыков общения.

План-сетка.

занятия

Содержание занятий

Сроки

проведения

1.

Упражнение:

  1. Приветствие.
  2. Паутинка.
  3. Ассоциации настроения.
  4. Расскажи обо мне.
  5. Волшебник.
  6. Обсуждение.
  7. Заполнение "Визитной карточки".
  8. Прощание.

7 октября

2020г.

2.

Упражнения:

  1. Приветствие.
  2. Друг к другу.
  3. Имя + слово на первую букву.
  4. Испорченный ксерокс.
  5. Мы такие разные.
  6. Я – особенный.
  7. Социометрия.
  8. Обсуждение.
  9. Прощание.

21 октября

2020г.

3.

Упражнения:

         Приветствие.

  1. Радуга.
  2. Без слов.
  3. Расскажи обо мне.
  4. Карусель.
  5. Кулак, палец, ладонь.
  6. Картинки по кругу.
  7. Релаксация.
  8. Обсуждение.
  9. Прощание.

4 ноября

2020г.

4.

Упражнение:

  1. Приветствие.
  2. Поздороваться без слов.
  3. Настроение.
  4. День рождения.
  5. Страна дружбы.
  6. Роза и чертополох.
  7. Прощание.

18 ноября

2020г.

5.

Упражнение:

  1. Приветствие.
  2. Мой портрет в лучах солнца.
  3. Такие разные друзья.
  4. Релаксация.
  5. Обсуждение.
  6. Прощание.

2 декабря

2020г.

6.

Упражнение:

  1. Приветствие.
  2. Настроение.
  3. Скажи мне кто твой друг.
  4. Ласковое имя.
  5. Пожелания.
  6. Обсуждение.
  7. Прощание.

16 декабря

2020г.

7.

Упражнение:

  1. Приветствие.
  2. Поздороваться без слов.
  3. Настроение.
  4. День рождения.
  5. Ворота для глаз.
  6. Одна конфета на двоих.
  7. Бомбоубежище.
  8. Прислушайся к своему телу.
  9. Обсуждение.
  10. Прощание.

23 декабря

2020г.

8.

Упражнение:

  1. Приветствие.
  2. Поздороваться без слов.
  3. Настроение.
  4. День рождения.
  5. Приглашение.
  6. Времена года.
  7. Найди пару.
  8. Слепой и поводырь.
  9. Комплименты.
  10. Обсуждение.
  11. Прощание.

15 января

2021г.

9.

Упражнение:

  1. приветствие.
  2. Настроение.
  3. День рождения.
  4. Потерпевшие кораблекрушение.
  5. Свеча.
  6. Обсуждение.
  7. Прощание.

29 января

2021г.

10.

Упражнение:

  1. Приветствие.
  2. Прогноз погоды.
  3. Пожелания.
  4. Очередь.
  5. Прислушайся к своему телу.
  6. Обсуждение.
  7. Прощание.

12 февраля

2021г.

11.

Упражнения:

  1. Приветствие.
  2. Рисунок настроения.
  3. Чемодан в дорогу.
  4. Обсуждение.
  5. Чаепитие.

26 февраля

2021г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль социального интеллекта в нарушении поведения умственно отсталых подростков с девиантным поведением

Данная статья принадлежит педагогу психологу Егоровой О.Н. и является ее индивидуальной собственностью....

«Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков»

Важно помнить, что только совместными усилиями всех специалистов будет обеспечена эффективность службы сопровождения учащихся по профилактике девиантного (отклоняющегося)  поведения....

Девиантное поведение подростка. Технологии работы социального педагога с подростками девиантного поведения.

Причины, которые являются источником девиантного поведения, требуют особого изучения, так как их учет будет способствовать эффективной организации социально-педагогической деятельности с такими ...

Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

                В данной лекции кратко раскрыта практика   работы с  девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ

ПРОГРАММАПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ...

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА профилактики и коррекции девиантного поведения детей

Целью программы является коррекция девиантного поведения детей в результате целенаправленного педагогического воздействия, оказание психолого-педагогической помощи учащимся с девиантным поведение...