ИНФАНТИЛИЗМ КАК ЛИЧНОСТНАЯ ПРОБЛЕМА
статья по психологии

Прежде чем попытаться помочь родителям в подобной тупиковой ситуации, необходимо разобраться в причинах, способствующих становлению личности инфантильного подростка.

Инфантилизм – явление, существующее уже не один век, но в последнее время – наиболее актуальное. Что же означает этот термин в медицине и психологии?

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл infantilizm_kak_problema.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФАНТИЛИЗМ КАК ЛИЧНОСТНАЯ ПРОБЛЕМА

Письмо мамы взрослого сына: «… сыну через неделю 21 год. Он не учится, не работает. После окончания школы заявил, что хочет годик отдохнуть. Поступать в институт не стал, денег на платное обучение у меня нет, я их одна воспитываю, плюс мама-пенсионерка. Прошел уже не годик, а три… Отношения с сыном не сказать чтобы прекрасные (как они могут быть такими, если он инфантильный тунеядец?), но, во всяком случае, достаточно доверительные. Он мне не врет и ничего не скрывает, а это, я считаю, немало. И сам-то он неплохой – не дурак, не жлоб, красивый очень, порядочный… Одна беда – инфантильный. Все в голос: это ты его так воспитала! Конечно, я. Не в детдоме же взяла. Только ТАК – это КАК?»

Н., пользователь интернет-сайта

Прежде чем попытаться помочь родителям в подобной тупиковой ситуации, необходимо разобраться в причинах, способствующих становлению личности инфантильного подростка.

Инфантилизм – явление, существующее уже не один век, но в последнее время – наиболее актуальное. Что же означает этот термин в медицине и психологии.

В медицине понятием «инфантилизм» обозначают отставание в физическом развитии ребенка. Оно проявляется вследствие охлаждения, отравления или инфицирования плода в период беременности матери, кислородного голодания при родах, тяжелых заболеваниях в первые месяцы жизни ребенка, а также нарушения обмена веществ, функционирования некоторых желез внутренней секреции (половых желез, щитовидной железы, гипофиза) и других факторов. Впоследствии у таких детей замедляются рост и развитие всех физиологических систем организма.

Психологический инфантилизм – незрелость человека, выражающаяся в задержке становления личности, при которой поведение человека не соответствует возрастным требованиям. В большей степени отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы при сохранении детских свойств личности. В раннем возрасте признаки инфантилизма выявляются с трудом, поэтому психологический инфантилизм можно распознать лишь с младшего школьного или подросткового возраста, когда черты, характерные для инфантильной личности, начинают прослеживаться более отчетливо.

Инфантильным детям свойственно преобладание игровых интересов над учебными, неприятие школьных ситуаций и связанных с ними дисциплинарных требований.

Основные черты, свойственные инфантильным подросткам, – эгоизм, самовлюбленность, повышенная обидчивость, забывчивость, леность, уход от проблем, нежелание принимать решения, сильная привязанность к родителям. Инфантильный подросток похож на младенца: он требует к себе внимания, любви, заботы, а все остальное его не волнует. Он совершенно искренне считает себя центром вселенной, вокруг которой все должны вращаться, в желании услужить и выполнить любые его желания.

Факторов формирования инфантильной личности множество. Во-первых, сами родители, которые не позволяют ребенку принимать самостоятельные решения, тем самым ограничивая его в свободе. Во-вторых, такими часто становятся младшие дети в многодетных семьях или поздний, долгожданный ребенок, особенно – горячо желанный мальчик. В-третьих, зачастую инфантильный подросток – «проблемный ребенок», часто болевший в детстве. Так или иначе, за появление инфантильных подростков в нашем обществе ответственность несут прежде всего именно родители, допустившие серьезные ошибки в воспитании.

Один из верных способов воспитания инфантильного ребенка показан в следующей ситуации. Мать повсюду следует за своим «сыночкой»: в школе ругается с учителями из-за плохих оценок («как же, ведь он у меня такой умница, а вы не видите этого!»), во дворе следит за тем, чтобы никто не обидел ее чадо; постоянно контролирует, все ли в порядке: не поцарапал ли ручку, не разбил ли нос, не разлохматил ли волосы.

Второй, контрастный пример ошибочного воспитания. Мать постоянно занята (она одна растит детей). На старшего сына или дочь обрушиваются все ее обиды, проблемы, усталость, накапливается недостаток искреннего внимания, а самое главное – материнской любви (не заботы, она полностью выкладывается для своей семьи). Дети обеспечены самым необходимым, одеты, накормлены, казалось бы, все должно быть хорошо, но старший ребенок вырос безынициативным, скрытным, чужим. Что произошло, когда, почему?  Она же отдавала всю себя детям, лишая себя женского счастья!

По законам психологии, ребенок, выросший в атмосфере эмоционального безразличия (пусть даже вынужденного), и сам становится зачастую равнодушным, отчужденным, инфантильным человеком, который не хочет брать на себя никаких обязательств и не может принимать самостоятельные решения. Слишком много он должен был в детстве: максимум обязанностей (да и на отца похож – звучат постоянные укоры, упреки) и минимум положительных чувств.

Для инфантильной личности ее самоценность очень непостоянна, но подсознательно обычно весьма низка. Она зависит от эмоционального состояния подростка. Такой подросток ощущает себя явлением случайным и абсолютно ненужным: полная зависимость и подчиненность – и в то же время отдаленность от мира. Инфантильный подросток с низкой самооценкой живет с ощущением, что мир к нему равнодушен: «я – посторонний, я – чужой».

С подобной проблемой столкнулась героиня письма. Ответ на свой вопрос интуитивно или осознанно Н. дала сама, рассказав, что с младшим сыном все обстоит иначе, она делает выводы из проблем со старшим. Скрытый конфликт со старшим сыном так и не разрешен, т.к. мать боится его потерять, если попытается разрубить узел проблем и противоречий. А по-другому не получится!

Уважаемые родители, для того чтобы ребенок стал взрослой, гармоничной личностью, его нужно целенаправленно воспитывать, уделяя при этом не последнюю роль трудовому воспитанию, которое способствует формированию таких качеств, как самостоятельность, ответственность, умение отвечать за свои поступки. В воспитании не должно быть «качелей», необходима четко продуманная система. Хотя самое главное, на мой взгляд, дружеские, искренние отношения на равных!

Проблемы в личностном становлении молодых людей вполне объяснимы. В настоящее время все поставлено на коммерческую основу. Родители трудятся на двух-трех работах, чтобы прокормить детей, – им не до духовного воспитания. Душа ребенка, как правило, доверена образовательным учреждениям, а воспитание всецело переложено на плечи педагогов, классных руководителей.

Как бы то ни было, именно в семье должны удовлетворяться потребности ребенка в эмоциональной поддержке, любви, симпатии и уважении. Неспособность семьи выполнять свои основные функции по отношению к подростку ведет к нарушениям его поведения и развития личности.

Александрова С.В.,

педагог-психолог МБОУ «Гимназия №5»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуальной коррекционной работы с детьми с эмоционально-личностными проблемами с использованием методов игровой психотерапии.

Программа индивидуальной коррекционной работы с детьми с эмоционально-личностными проблемами с использованием методов игровой психотерапии....

Памятка для родителей.Поведенческие и эмоционально-личностные проблемы (упрямство, капризы, непослушание, повышенная двигательная возбудимость и др.)

Поведенческие и эмоционально-личностные проблемы (упрямство, капризы, непослушание, повышенная двигательная возбудимость и др.)...

Признаки инфантилизма

Инфантильность - это прежде всего внутренний отказ признавать себя взрослой. Наиболее часто встречающийся симптом - «все для меня». В этом случае инфантильная девушка считает, что все собы...

Как понять поведение особенного ребенка.Инфантилизм

Расстройства поведения у детей – синдромы, характеризующиеся устойчивой неспособностью планировать и контролировать поведение, выстраивать его в соответствии с обществен...

«Кадетское образование - это страховка от инфантилизма.

Кадетское образование - это страховка от инфантилизма....