Мой ребенок не хочет читать
статья по психологии

Судакова Светлана Дмитриевна

В статье описаны причины, трудности, возникающие у детей с чтением. Даны рекомендации от психолога. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_rebenok_ne_hochet_chitat.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Мой ребенок не хочет читать.

Мой ребенок не хочет читать.

Когда родитель обращается к школьному психологу со словами: "Мой ребенок не хочет читать", - возникает ряд вопросов:

- Он вообще ничего не хочет читать?

- Он не хочет читать книги, но быстро и легко читает описание компьютерных игр?

- Он не хочет читать то, что задают в школе, но запоем читает детские детективы?

За таким нежеланием может скрываться много причин.

Одна из причин – алексия (нарушение чтения, возникающие при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей), или неспособность овладения процессом чтения.

Наиболее простая, но это не обозначает, что она легка в разрешении.

Дислексия – это расстройство, при котором ребенок имеет сложности не только при чтении, но и при письме. Его можно корректировать, но нельзя излечить. В основе этого расстройства лежат особенности строения головного мозга, прежде всего проблемы в области угловой извилины левого полушария. Для того чтобы родители могли успокоиться (но не расслабиться!) после знакомства с диагнозом, им можно сообщить, что подобные сложности имели и выдающиеся люди: Леонардо да Винчи, А. Эйнштейн, Г.Х. Андерсен, У. Черчиль, У. Дисней, С. Джобс.

Трудности с чтением могут быть выражены в разной степени и соответственно иметь различные последствия. Если дислексия рано замечена, и ребенок прошел необходимое число занятий у специалиста, многие проблемы, связанные с данным расстройством, могут быть существенно смягчены. Родителям в этом случае стоит посоветовать посетить специалиста и выполнять все его предписания.

Рекомендации от психолога.

В чтении есть два процесса: с одной стороны, узнавание букв и соединение их в осмысленные слова, с другой – получение информации. Для родителей детей, имеющих проблемы с чтением, возможным решением будет на некоторое время взять функцию получения информации на себя, а ребенку оставить процесс чтения как узнавание букв и соединения их в осмысленные слова. Стоит подчеркнуть, что данную функцию им придется взят на себя до конца начальной школы. Потом это можно делать реже, но с трудными текстами (особенно при значительном объеме чтения по литературе) придется помогать и дальше.

Более того, это не должно вызывать неудобства или ощущения ущербности. Вспомните, какая замечательная привычка формировалась в  в. во многих домах – семейное чтение.

Семейное чтение хорошо тем, что каждый имеет возможность высказать свое мнение, а дети учатся соотносить прочитанное с тем, как к нему относятся их близкие. Для семейного чтения подходят автобиографические тексты, поскольку они часто обрисовывают те или иные проблемы, которые есть практически в каждой семье. И таких произведений, к счастью, литераторы создали достаточно.

Итак, родители могут читать сложные тексты, формируя у ребенка способность мыслить и рассуждать. Но и сам ребенок должен читать, и это занятие должно вызывать у него не ненависть, а удовольствие. Рекомендовано использовать для этого стихотворные тексты. В них нет такой широкой строчки с большим числом букв, как в прозаическом тексте. При чтении стихов ребенок листает страницы существенно быстрее, и создается ощущение, что он может читать, и у него все получается. Важно, чтобы ребенок читал каждый день хотя бы строчку – так он будет двигаться вперед. Для этого надо приложить фантазию. Например, читая текст, вы доходите до самого интересного момента и говорите ребенку, что устали, при этом предлагаете ему продолжить чтение самостоятельно. Только тогда когда он ошибается, поправьте его нейтральным тоном, и не во всех словах подряд, а только в части, чтобы у него все-таки создалось ощущение, что он может читать.

Трудности с чтением редко идут в одиночестве. Они сопровождаются и особыми проблемами в речи. Поэтому создайте условия, при которых ребенок должен говорить четко. Например, можно поиграть в радиостанцию, где каждому "диктору" предварительно нужно записать свою речь настолько четко, насколько возможно, а потому следует сделать некоторое количество проб. Сначала ребенок просит бабушку произнести несколько раз фразу. Затем она записывает рассказанный им стишок несколько раз до тех пор, пока запись не будет четкой. Если у ребенка проблемы не только с чтением, но и с произношением слов, родителям следует обратиться к логопеду и выполнять его инструкции.

Известно, что в современной школе у детей наиболее типичное развлечение на перемене – сравнивать, у кого  "круче" мобильный телефон или кто до какого уровня дошел в компьютерной игре. И чтобы иметь возможность хвалиться перед одноклассниками, нужно быть "в теме". А это значит – осваивать разные функции в телефоне, играть дома в те же компьютерные игры и т.д. Поскольку дети на переменках не обсуждают книги, то и читать их представляется бессмысленным – с их помощью не повысишь собственный рейтинг в классе, а если расскажешь что-то новое на уроке, получишь титул "ботаника".

Чтобы ребенок читал, у него должна быть среда, в которой результат его чтения интересен кому-то еще. Лучший способ поговорить с другими родителями, с классным руководителем и, если найдутся единомышленники, вместе с ними создать "читательский клуб", на заседаниях которого можно будет устраивать веселые чаепития с обсуждением прочитанного и постановкой сценок. Родители могли бы посещать клуб попеременно с той или иной частотой. Если начать с 1-го класса и продолжить до 4-го, то потом можно оставить детей, поскольку у них уже будет среда – собственный класс, куда они будут "приносить" свои мысли.

Если эта аудитория недоступна, попробуйте организовать подобным образом детей своих друзей. Можно собираться поочередно друг у друга, пить чай и заслушивать рассказы детей и взрослых: кто что прочитал, что понравилось, а что – нет. Если взрослые будут делиться подобным образом с детьми, это повысит статус процесса чтения.

Наконец, если и это недоступно, всегда есть собственная семья, и можно устраивать семейное чтение в кругу домочадцев. Важно, чтобы ребенку было куда нести те мысли, которые рождаются в ходе чтения, и чтобы этот процесс не превращался в "убийство времени".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему ребенок не хочет учиться?

Материалы к родительскому собранию...

Если ребенок не хочет учиться…

Что делать, если ребенок не очень оптимистично настроен и совершенно не хочет учиться!...

Ребенок не хочет делать уроки

Что делать, чтобы ребенок готовил уроки с удовольствием?  Надо  переключиться. Не  нужно   гнать  ребенка за письменный стол сразу после возвращения из школы....

Если ваш ребенок не хочет посещать школу...

Школьные проблемы настигают неожиданно, складываясь из множества мелких вещей. Как разобраться с ними и оградить ребенка от лишних переживаний? Как самим справиться с трудностями школьного периода?...

Консультация для родителей: "Мой ребенок не хочет ходить в детский сад"

Самый важный период в жизни родителей и ребенка - поступление в детский сад. Об адаптации ребенка в детском саду пойдет речь в данном тексте....

Если ребенок не хочет идти в школу

Ребенок не хочет идти в школу из-за учителя, одноклассников....